Картина швейцарского живописца Йоганна Хайнриха Фюсли "Ночной кошмар" как нельзя лучше передаёт ощущение страшного сна.
Роковые и сладострастные, они исполнены губительной притягательности. Сильные чувства, страсть и фантазия начинают преобладать над рациональным началом. Дама тоже имела душераздирающую связь с древним демоном Арэилем.
Как известно инкуб – демон, который является женщине ночью, во время сна и совращает её (аналог для мужчин – суккуб). При этом, как правило, доминирующую позицию в изображаемых сношениях занимали женщины. Он написал о художнике следующее: «Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, абсолютно безумен».
Рейнолдс посоветовал Фюссли бросить занятия переводами и взяться за карандаш и кисти. Поначалу Фюссли продолжает своё ремесло переводчика английских и немецких книг.
В круг тем и образов им теперь включались «ужасающие» сюжеты и уродливые персонажи, призванные потрясти воображение зрителя. Как известно инкуб – демон, который является женщине ночью, во время сна и совращает её (аналог для мужчин – суккуб). Иногда сущность говорит низким голосом или ругается на свою жертву. Особое впечатление на него произвел Микеланджело, которого он боготворил всю свою жизнь, а также полотна Тинторетто. Фюсли писал также картины, где воплощал тёмные иррациональные видения (Ночной кошмар, Штеделевский институт, 1782, Франкфурт-на-Майне) исполнял виртуозные по графической технике рисунки (иллюстрации к Божественной комедии Данте, 1777, Илиаде Гомера, 1795-1800 и другие произведения). В 1799 году Фюсли был назначен профессором, а в 1804 году директором Академии художеств. Учитывая то, что на месте сновидца всегда зритель картины, слив засчитан.
Подробнее. Фрейд бы назвал это страхом быть кастрированным. Его герои словно рождаются из мрака, в который погружен задний план картин.
В 1779 году Фюссли вернулся в Великобританию уже в качестве художника. Именно перед этими двумя именами преклонялся Фюсли.
Однако окончательно состояться как оригинальный художник он смог только в соприкосновении с английской художественной культурой, с ее неумирающей готической традицией. В 1770 году в возрасте 27 лет Генрих едет в Италию, чтобы учиться мастерству живописи. С этого времени Фюсли посвятил себя почти исключительно литературным трудам, связанным с искусством. Наиболее известные картины Фюсли: Титания и Основа (из произведения Шекспира Сон в летнюю ночь), Ночной кошмар, Тесей, прощающийся с Ариадной при входе в Лабиринт, Смерть кардинала Бофора, Шествие теней в Элизиуме, Битва Тора со змеем Ермунгандом, Уголино в башне голода.
Он приехал в Англию в сложный период европейской истории. Винкельмана. Позже Фрейд объяснил, что нежелательная сексуальность прорывается к человеку в форме кошмарных сновидений, а Фюссли додумался до этого сам гораздо раньше изучив европейский фольклор: а там женские демоны (суккубы) и мужские (инкубы) мучают по ночам сладострастием лицемерных праведников и их фасадно добродетельных жён.
В 1781—1782 годах художник создает несколько картин, варьирующих тему «Ночного кошмара» (Детройт, Институт искусств Стадфорт, собрание Харроуба). Существует гипотеза, что это из-за авторитарной супруги. Ночной кошмар, то есть nightmare в буквальном переводе означает «кобыла ночи». В средневековой Европе считалось, что те неспроста пасутся по ночам. Наследие Фюсли не всегда ровно по своим художественным качествам. Работа напоминает упражнение художников, только знакомящихся с масляной техникой. Во время своих странствий по Германии Генрих переводит «Макбет» Шекспира и «Письма леди Монтэгю», благодаря чему знакомится с английским послом в Берлине и с его легкой руки принимает предложение отправиться в Англию.
Это из-за необходимости в сношениях с нечистой силой. Самая знаменитая работа Фюссли, безусловно, – «Ночной кошмар» или, если быть точнее, серия из четырех картин. Человек при этом испытывает ужас и полную невозможность пошевелиться. Женские образы Фюсли обладают гипнотическим действием. Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. Большое значение для молодого живописца имели годы, проведенные в Италии (1770—1778).
Мужчины же изображались чуть ли не в жертвенном положении. Часто содержание его вещей оказывается излишне перегруженным символическими образами, перемешанными с реальными и сказочными персонажами, как например, в одной из самых известных его картин «Титания, обнимающая Осла» (1793—1794, Цюрих, Кунстхауз), написанной на тему шекспировской комедии Сон в летнюю ночь. «Сон Белинды» выгодно отличается от типичного Фюссли — он не на шутку расстарался, выписывая каждую деталь. Он происходил из высокообразованной семьи, где витал дух И. И.
В 1770-1778 годах Фюссли жил и обучался в Италии, где сблизился с кружком философа и историка искусства Винкельманом (Фюссли перевел на английский язык трактат Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков») изучал произведения античного искусства (особое влияние на Генриха оказал Микеланджело). А если уж совсем по психоанализу, то распущенности того, кому она снится. Самая знаменитая работа Фюссли, безусловно, – «Ночной кошмар» или, если быть точнее, серия из четырех картин. 1782, Франкфурт-на-Майне, Дом Гёте).
1800, Цюрих, Кунстхауз и др. ). Сквозной сюжет для художника — инкуб, сидящий на груди спящей женщины. Но обычно кобылы были суккубами и приходили к мужчинам. В возрасте 21 года он уезжает в Германию, затем ненадолго в Париж, где знакомится с Руссо (Фюссли анонимно издал «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо») из Парижа едет в Лондон.
Его стараниями была сделана переработка «Словаря живописцев» Пилькингтона издан труд «Пятьсот лекций о художниках», переведена на английский язык книга Лафатера «Физиономика». Эти «сексуальные» демоны, в которых люди в средние века действительно верили, фактически являются символом, соединяющим в себе подавленное желание и страх перед этим желанием: подавленное сексуальное влечение прорывается к нам во сне в качестве кошмара. Слепая голова животного, торчащая из прорези штор — прямое указание на демоническую природу лошадей.
В это же время Фюссли знакомится с Джошуа Рейнолдсом. В Великобритании он живёт с 1765 по 1770 годы. На её теле восседает демон, покровитель кошмаров.
Эти «сексуальные» демоны, в которых люди в средние века действительно верили, фактически являются символом, соединяющим в себе подавленное желание и страх перед этим желанием: подавленное сексуальное влечение прорывается к нам во сне в качестве кошмара. Фюсли создал сильный контраст между светом и тенью.
Светлые тона женщины (а в одном из вариантов и лошади) противостоят фону. Фюсли повлиял на Блейка и Тёрнера, на европейский романтизм и символизм XIX века. Один из друзей Фюссли, Томас Коутс, правда, написал о нем: «Он не любил некоторых людей и при их появлении убегал в угол комнаты. Мастер окончательно поселился в Лондоне в 1779 году. В полотнах мастера никогда нет конкретно обозначенного реального пространства.
Известно высказывание о Фюссли писателя Хораса Уолполла, автора готических романов. Спустя 8 лет, в 1788 году он становится членом лондонской Королевской Академии художеств, в 1799 году – профессором, а в 1804 – Хранителем Академии (фактически ее директором). Голова спящей свешивается вниз с края кровати, обнажая её длинную шею. Именно там, на островах, мятежный дух Фюсли сумел реализовать себя в полных фантазии, трансцендентных образах. Здесь заметно, что художник Фюсли не самый техничный.
.