Среди произведений французской коллекции музея выделяется подлинный шедевр — «Мадонна с Младенцем» Жана Фуке.
Одежда дворянок тогда обзаводится смелыми декольте, поднимающими грудь корсетами и лифами. Ахен со времён правлениядинастии Каролингов (751—911 гг. ) былместом совершения коронаций, Нюрнбергхранил в своих стенах императорскуюкорону и другие регалии. Опусти рога своего hennins и прикрой свою провоцирующую плоть».
О чем думает грустно смотрящая на зрителя девушка. Новая покровительница Аньес – «женщина с мужским сердцем» и «одна из женщин, сделавших Францию» – была большой любительницей политических игр. 1446 года. Мастер создает новый тип портрета, воплощая образ новыми художественными средствами. Судя по всему, женщины вдохновляли КарлаVII на военные действия.
Рисунок датируется 1520-ми гг. После заключения мира Франция не могла довольствоваться прежними стилевыми формами. По сравнению с реалистически трактованным лицом фигура короля кажется более плоскостной. Вот почему портрет кажется на первый взгляд архаичным. Доселе ограничивающие роскошь королевские указы уже не в силах остановить моду на перлы. Эта глубина характеристики, не свойственная его большим портретам, открывает нам еще одну грань художественного дарования мастера.
Это привело к тому, что картины заполонили Дианы, Венеры и Мадонны (вид груди последней вряд ли вызывала у зрителя набожные чувства), в которых современники узнавали вполне конкретных красавиц, зачастую жен и любовниц привилегированных особ. Кажется, даже, что Христос здесь перевоплощается в недоброго Демона. Створки диптиха до сих пор находятся в разрозненном виде.
В облике Богоматери современники узнали знаменитую Агнессу Сорель, фаворитку короля, прозванную в народе «белым лебедем» за исключительную бледность кожи. Dame de Beaut233 — Дама Красоты) возлюбленная французского короля Карла VII, родилась в дворянской семье в деревне Фроманто в Турени (почему и называлась демуазель из Фромэнто (demoiselle de Fromenteau), была фрейлиной Изабеллы Лотарингской, герцогини Анжуйской, в 1431 году. Наверное, не было в Италии в 30-х гг. И дело не только в том, что художник отказывается от традиционных нимбов. Карл VII лишен традиционных атрибутов власти и парадных аксессуаров: избегая внешних эффектов, Фуке целиком сосредоточился на лице короля. Но лишь в этом его связь с религиозным эстетическим идеалом. В 1420-х англичане в союзе с бургундцами захватили Париж и большую часть страны.
Раму портрета украшает надпись: «Победоноснейший король Франции Карл Седьмой этого имени» (то есть «седьмой по имени Карл»). Её левая грудь обнажена, на коленях сидит младенец Иисус, указывающий пальцем на казначея— это знак того, что его мольбы были услышаны. То же самое сделало выставочное объединение выпускников Академии Брюсселя. Кроме того, большое впечатление произвела на Фуке готическая архитектура Парижа. Через шесть лет после ее первой встречи с королем КарломVII она заболела и через несколько дней умерла.
Фуке был особенно предан миниатюрным изображениям к рукописным книгам. Получившая название «Гильдия святого Луки» в 1442, она пользовалась всеми правами наряду с другими корпорациями.
Имя и инициалы благодетеля декоративно и гордо используются во всей композиции. Свободно и просто стоит Стефан изображенный как реальный человек, а не святой. Италия стала эталоном, модой, всеобщим увлечением. Точная дата его смерти неизвестна. В Портрете Карла VII (ок.
Такие же требования предъявлялись и к так называемым «свадебным портретам» – жанр в живописи, где, как правило, подчеркивались достоинства избранницы и жемчуг в этом закодированном лексиконе занимал ключевое место. Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453). Фигура донатора имеет те же размеры, что и персонажи евангельской легенды. Святой Стефан (в старофранцузском языке его имя соответствует имени Этьен) изображен в облачении дьякона, Фуке представил его в образе первого дьякона христианской церкви. 1571), которая по манере исполнения немного напоминает живопись школы Фонтенбло. Правая створка «Мадонна с Младенцем и ангелами» исполнена в сине-бело-красных тонах.
Ректор Парижского университета Жан Жерсон (1363–1429) разнес внешний вид женщин с «открытым корсажем и оголенными грудями», стиснутыми и поднятыми вверх между тесным корсетом и узкими рукавами. Его герои задумчивы и спокойны, в их обликах отражаются яркие черты характеров. Он держит волынку под мышкой и увлеченно играет на инструменте. Около 1450 года Фуке создал свою самую известную пару изображений «Мелунский диптих» (сегодня разделен между Берлином и Антверпеном).
«Диалог» Фиренцуолы был единственным (и самым знаменитым) из многих итальянских сочинений XVI века, посвященных теме женской красоты, которое с энтузиазмом встретили при всех дворах Италии. Широкие рукава и юбка, тяжелые ткани (атлас и бархат) добавляют женской фигуре весомости. В 1530-е гг. Создавая живописные образы, художник не ограничивается изображением внешних черт, его характеристики сложнее и глубже, хотя в них нет еще того психологизма и внутренней напряженности, которые отличают портреты нидерландских мастеров.
Тем самым спаситель дает понять, что молитвы Шевалье услышаны. Нуанская «Пьета» сохраняет характерную для Жана Фуке мощную пластику объемов и драпировок, подчиняющуюся идее создания монументального образа. Фуке иллюстрировал многие рукописные книги, в частности сочинения Боккаччо.
Слава о нем вышла за пределы Франции и распространилась в Англии, Германии, Италии. поехал в Италию. Одна из лучших работ Перреаля — очаровательная и поэтичная «Девушка с цветком». Этим временем датируются первые выполненные им заказы.
Пятнадцатью годами раньше это была Жанна дАрк. А другой современник – архиепископ Жан Жувенель дез Юрсен – сообщал, что, закрывая лицо вуалью, «она придумала разрезы на платье, сквозь которые видны соски или вся грудь». Хронист Жорж Шателен писал: «Она носила шлейфы, на целую треть превосходившие по длине шлейфы принцесс этого королевского дома, а головные уборы ее были в полтора раза выше допустимого, платья же – непомерно дороги».
Самыми известными работами художника можно назвать книжные миниатюры на религиозные темы («Часослов Этьена Шевалье») и исторические сюжеты в «Больших исторических хрониках», «Жизни знаменитых мужчин и женщин», «Иудейских древностях». Сочетание темно-красного цвета с золотом создают впечатление строгой торжественности. В 1847 миниатюра «Маргарита Антиохийская», у которой недостает нижней половины листа, была продана с аукциона в Париже, её покупатель, Шарль Саважо (Charles Sauvageot), в 1856 г. завещает ее Лувру.
Исследователи не могут сказать ничего определенного о становлении таланта Жана Фуке. Художник умело передал это, по-видимому, постоянное выражение апатии и брюзгливости на лице Карла, так не соответствующее идеальному образу «победоноснейшего короля».
Этот этюд называют «инкунабулой пастели» : своей техникой (он выполнен углем на серой бумаге, подцвечен коричневым и красным карандашами), никогда ранее не используемой, рисунок предвосхищает карандашные портреты XVI в. Детально воспроизводя натуру, турский мастер демонстрирует незаурядное искусство рисовальщика. В Англии более молодой коллега КарлаVII, благочестивый ГенрихVI (1421–1471), был шокирован обнаженными грудями, которые видел при дворе и категорически запретил их там демонстрировать. Что двигало рыцарями, сраshyжавшимися на турнирах (если последние уже превратились в бессмысленshyные с точки зрения военного искусства спортивные состязания), — традиshyционная сословная спесь или новая жажда самоутверждения.
Её высокая грудь вовсе не похожа на грудь кормящей матери. Об этом говорится в документе, хранящемся в архивах Ватикана. Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье). Новый этап требовал создания нового художественного стиля и языка. В мотивахукрашений мирно уживаются итальянскиегирлянды, вазы и обнажённыемальчики-путти с французскими розетками, плетёнкой и саламандрами (геральдическимсимволом Франциска I). 1422 – 1450), скончавшаяся в год работы над диптихом. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. По сюжету его покровитель, мученик святой Стефан (его забили камнями до смерти за христианскую проповедь в Иерусалиме, вот таким образом мы видим изображение камня), передает деве Марии прошение Этьена.
И понеслосьhellip Серьги с поддельным жемчугом девушки носили повсеместно. Это побудило его и некоторых наиболее прогрессивных художников организовать объединение «Группа XX-ти» и продемонстрировать свои, кажущиеся нетрадиционными картины. Рядом стоит его покровитель святой Стефан (по-французски Этьен), легко узнаваемый по Евангелию в руке и по изображению камня, одним из которых он был забит до смерти. Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х гг.
Документ от ноября 1481 г. упоминает вдову художника и двух его сыновей-наследников. С 1494г. Сходство опять-таки не вызывает сомнений. Одна из лучших работ Франсуа Клуэ — картина «Купающаяся женщина» (ок. Война с Англией, получившая впоследствии названиеСтолетней (1337—1453 гг. ), продолжаласьуже более семидесяти лет, приносяфранцузам в основном поражения (в 1415 г. французская армия была разбита подАзенкуром в 1420 г. англичане занялиПариж, навязав Франции самые позорныеусловия мира).
Михаила с драконом» -- в Аптон-Хаусе. Война изменила соотношение общественных сил в стране. Оформление изображений изящной каймой по краям напоминает листы старинных манускриптов. Астеничные грудки средневековой красавицы теперь не в моде.
Ренессанс, особенно воФранции, не был эпохой меланхолии иизнеженности. Фуке на протяжении почти всей своей жизни работал в Париже.
Английские моралисты присоединились к общему хору возмущения, осуждая женщин за то, что они показывают грудь и упрекая как мужчин, так и женщин за вызывающие наряды. Согласно старинным сведениям лицу Мадонны приданы черты Агнессы Сорель (умершей от родов в 1450, по другой версии она была отравлена). После 1520 года картины Бальдунга становятся все более пессимистичными. В развороте «Часослова» с предстоянием Шевалье Мадонне Фуке использует тот же мотив, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. На этот раз пришла очередь более земного создания.
XVI в. её возглавлял Россо Фьорентино. Но, возможно, некоторые идеи Леshyонардо — сооружение совершенноshyго по красоте здания, в формах коshyторого отразились бы законы устройства мира, — получили развитие в Шамборе (1519—1559 гг. ), саshyмом грандиозном по замыслу замке в долине Луары. Для Жана Фуке важно достоверно воспроизвести облик короля.
В верхней части работы начертана фламандская пословица: «Как поют старики, так свистят молодые». Звучные краски картины собраны в единый радостный аккорд. Сохранилось два изображения Аньес Сорель – графическое и скульптурное. Так, в период войны 1812 года патриотическое движение дало толчок к возрождению национальных традиций.
Впрочем, через некоторое время скромница все-таки сдалась. «Крестьянка, сажающая картофель» исполнена художником как этюд или беглая зарисовка, которая потом может быть востребована. Фуке продемонстрировал свое спокойное чистое видение в автопортрете (около 1450 Париж), в неожиданной маленькой эмалированной круглой картине и известный как его первый самостоятельный автопортрет, сделанный на севере Альп. Война с Англией, получившая впоследствии название Столетней (1337—1453 гг. ), продолжаshyлась уже более семидесяти лет, принося французам в основном поражения (в 1415 г. французская армия была разбита под Азенкуром в 1420 г. англиshyчане заняли Париж, навязав Франции самые позорные условия мира). Гигантские жемчужины украшают трон и корону Марии. Но это своего рода сатира на брак, к которому Энсор относился скептически.
Восставшие одержали несколько блестящих побед. Средоточием всей жизни Франции во второй половине XV в. становится Тур. Портрет абстрактно поставлен, объективен и правдив.
«Геркулес защищает муз изящных искусств от зависти и невежества» — первая картина исполненная Ленсом на новом посту, своеобразный манифест обязанностей иносказательно представленная программа дальнейших действий. Несколько лет при королевском дворе работали Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто. Даже побывав в Италии и увидев шедевры ренессансной архитектуры, он, очевидно, остался верен готическому стилю, господствовавшему во Франции (об этом говорят архитектурные задники его миниатюр имеющие гораздо больше готических черт, нежели ренессансных). Картина «Картежники», особенно группа персонажей слева, композиционно напоминает работу Караваджо «Игра в карты», однако восприняв и процитировав сюжет использовав сложную светотеневую моделировку итальянца, Ромбоутс по-своему трактовал полотно. Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед.
После 1789 г. они разошлись по различным владельцам. Придерживая бокал с вином, он радостно улыбается. Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы. Король Карл VII Жана Фуке безволен и слаб, но он король. Среди флоры различимы розы ирисы, анютины глазки, незабудки и ландыши. Вместе с двумя другими композициями (одна из них — в Лувре, другая — в Берлинской картинной галерее) «Архангел» и «Мария» из сцены Благовещения, «Распятие» и «Снятие с креста» входили в маленький переносной алтарь.
Эти части объединяет только воображение. Чешский религиозный реформатор Ян Гус (1369–1450) яростно осудил ношение платьев с низким вырезом и специальные приспособления, благодаря которым груди торчали вперед, словно «рога». Лик Девы Марии загадочен. Изображения Шевалье можно найти в обеих работах. Но весь французский двор считал ее самой красивой женщиной. Диптих должен был оставаться в соборе вечно, как вечно должны были служить мессу за упокой его души каждое утро в 6. 00 утра. В 1881 г. герцог де ла Тремуй предлагает Национальной Библиотеке в Париже «Святую Анну с тремя Мариями».
Именно вот таким образом почти все героини голландского художника Яна Вермеера Делфтского (1632 – 1675) изображены с украшениями из перлов. Так закончилась живописная слава жемчуга.
Тур избежал военных действий. Но в них легко угадывалисьпышные и красочные увеселения французскогодвора. Его герои задумчивы и спокойны, в их обликах отражаются яркие черты характеров. Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы. Картина «Милосердие» представляет своеобразную аллегорию Заботы — молодую мать, чье нагое тело покрыто только прозрачной материей.
Вероятно именно так он выглядел и в жизни. Диптих находился в церкви до середины XVII в., затем створки диптиха были украдены из церкви. Королевский канцлер представлен в молитвенной позе перед раскрытой книгой. В другом отрывке автор выказывает свое раздражение в адрес женщин, которые «сбиваются с пути» и прячут грудь.
Данная картина сюжетно и стилистически неразрывно связана со знаковой в творчестве живописца мрачной работой «Едоки картофеля». Уместной обнаженная грудь считалась и у кормящей Девы Марии. Именно в портретах Фуке с наибольшей силой отразились новые реалистические тенденции. Попытка подменить этические интересы эстетическими оборачивается провалом.
Одним из крупнейших представителей французского Возрождения был работавший в Провансе художник Ангерран Шаронтон, писавший монументальные и сложные по композиционному построению полотна, в которых, несмотря на религиозную тематику, ярко выразился интерес к человеку и окружающей его действительности («Мадонна милосердия», «Коронование Марии», 1453).
Работа датирована временем пребывания художника в Венеции. Но властвовала она недолго. В 1889 г. этот же музей приобретает «Милосердие св.
Считается, что этот стиль ввела в моду Изабелла Баварская, своевольная мать КарлаVII. Белый, красный и желтый цвета составляли гамму герба Дезюрсенов. Фуке в начале 1440-х гг. Интуицияхудожника как будто прозревает сквозьвека великие образы греческойпластики. Жест младенца подтверждает благосклонность Марии к заказчику. Он быт не только художником, но и писателем, архитектором, математиком.
Сходство черт с мадонной «Меленского диптиха» очевидно. На ее счету — трое детей короля (она умерла как раз в 1450 году при родах четвертого) и дружба с королевой, обремененной воспитанием четырнадцати детей. Над черным мраморным цоколем — очаровательная головка молодой женщины. Мишель Мено (Michel Menot), один из наиболее озлобленных ораторов XV века, недвусмысленно раскрыл эту уловку и назвал ее порочным искушением, так как дамы только делали вид, что прикрывали грудь. КарлуVII было уже за сорок, когда он впервые увидел Аньес Сорель зимой 1444 года.
В живописном портрете эти черты характера отходят на второй план и здесь мастер выделяет в Дезюрсене властность, волю и собранность государственного деятеля. Турский мастер не останавливается на простом сопоставлении объемов. Перед нами предстают ее древние города, зеленая долина Луары, которую называли «цветущим садом Франции». Её высокая грудь вовсе не похожа на грудь кормящей матери. Почему же художник прервал работу над портретом и на той же доске написал портрет короля. Она возвышала и свергала министров, покровительствовала людям искусshyства.
Сильнейшее влияние на творчество Фуке оказали работы Мазаччо и Фра Анд-желико. Он изображён на левой части диптиха коленопреклоненным в молитве. Большую роль в культурной жизни Франции начинает играть светское искусство.
Кстати, слово «скромница» применительно к Аньес Сорель смело можно употреблять без кавычек – несмотря на то, что за пять лет связи она родила королю трех дочерей, по словам придворных, «никто и никогда не видел, чтобы государь касался Аньес ниже подбородка». В пейзажах много света, воздуха, простора. Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке. Младшая сестра живописца, Мариетта, часто появляется в качестве модели в его картинах. Рубенс написал «Святое семейство с попугаем» подобно семейным портретам состоятельных буржуа.
Груди круглились, колыхались, вздымались и опускались, «двигались вперед и назад подобно волне». Официальный, парадный характер портрета подчеркивается и его цветовым строем. Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед. Особенностями маньеризма можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности использование так называемой змеевидной линии), удлинённость или даже деформация фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. Бальдунг писал Мадонну скорее для заказчиков-интеллектуалов, поскольку для широких масс такое изображение было неприемлемым герои откровенно смотрят на зрителя, что отличается от Мадонны Фуке, взгляд героев которых направлен как-бы в себя. Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке Часослова Этьена Шевалье (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр).
Сейчас ученые уверены, что смерть Сорель произошла в результате отравления ртутью. Карл был неглуп и хорошо образован, но, родившись «гадким утенком» (родная мать звала его «гусенком»), в лебедя так никогда и не превратился. Стефаном, а на другой -- Мадонна с младенцем Иисусом. Мастер писал брату: «За окном пасмурно, поля усеяны черными глыбами земли, часто один за другим следуют дни, когда видишь только туман да грязь, увядающую гниющую зелень, черные рощи и ветви тополей и Ив, вздыбленные на фоне хмурого неба, словно колючая проволока» Основной посыл этого холста сродни современным разделам в глянцевых журналах, представляющим так называемых it girl — эффектных, модно одетых девушек из состоятельных семей, часто не обремененных житейскими заботами. Полотно «Падение мятежных ангелов» знаменует собой искания и художественные эксперименты бельгийского мастера. Эти части объединяет только воображение.
Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно. Волосы модно зачесаны наверх и гладко выбриты на лбу и висках. Заказчиком картины являлся Этьен Шевалье (1410—1474), королевский казначей.
Сугубо итальянская одержимость грудями питала их вдохновенные метафоры. Семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке. Вероятно именно так он выглядел и в жизни. В его гербе как раз присутствуют упомянутая выше пальма, а также лавр. Человек – абсолютное творение природы – оказывается игрушкой в руках Смерти.
Ихсочетание создаёт причудливо-фантастическийобраз. Живой, осязаемый мазок передает форму овощей. В30-х гг. Сюжет для этого небольшого полотна взят из трагедии немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гете «Фауст», впервые изданной в 1808. По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую. Особенно досталось пышным рукавам, обуви с очень длинными и острыми мысками и чрезмерным гульфикам на панталонах, которые оставались в моде почти двести лет (примерно с 1408 по 1575 год).
Человеческие фигуры перестают играть роль стаффажа и становятся полноправными героями. Крупные фигуры придвинуты к нижнему краю картины и занимают почти всю ее плоскость. Будучи беременной в четвертый раз, неожиданно умерла. С Шевалье также связана история создания самого знаменитого произведения Жана Фуке -- «Меленского диптиха», на котором в образе Мадонны запечатлена, предположительно, Агнес Сорель.
Для Этьена Шевалье Фуке выполнил миниатюры, украсившие его молитвенник 0151 часослов. В руках святой Стефан держит книгу, на которой лежит булыжник – знак его мученической смерти (согласно преданию, святой был забит камнями за свою веру). Ее связь с королем продолжалась почти двадцать лет.
Святые изображены около колонны величественного, но сокрытого от глаз зрителя дворца. Любовью к предметному миру, торжественным композиционным ритмом, звучным, насыщенным колоритом отличаются религиозные композиции Фуке (правая часть диптиха Мадонна с младенцем, около 1451, Королевский музей изящных искусств, Антверпен). Нуанский каноник смотрит прямо на Христа. Таким лицом был Этьен Шевалье. Dame de Beaut.
Он громогласно заявил с кафедры: «О, сумасшедшая королева. Но в них легко угадывались пышные и красочные увеселения французского двора. Иконография портрета Карла VII восходит к средневековой традиции иератического портрета (модель представлена фронтально, в симметричном обрамлении занавесей). Левая грудь Девы Марии обнажена, на Ее коленях сидит Богомаденец Иисус, указывающий пальцем на казначея-донатора. Полную обнаженку сначала разрешалось рисовать лишь на античные сюжеты.
Луврский медальон представляет собой погрудный портрет художника, о чем свидетельствует надпись крупными буквами вокруг его головы: «Johes Fouquet». Прекрасно исполненный натюрморт «Цветы и овощи» показывает вполне обыденные и реальные предметы, но благодаря особенной живописной манере художника они приобретают иные, фантастические черты. Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы.
В книжных миниатюрах на религиозные исторические, светские темы (Часослов Этьена Шевалье, 1450-1455, Музей Конде, Шантийи и другие собрания Большие хроники короля Франции, 1458, Национальная библиотека, Париж французский перевод Жювенель дез Юрсен, 1455 Музей Лувр, Париж Жизни знаменитых мужчин и женщин Джованни Боккаччо, 1458, Государственная библиотека, Мюнхен Иудейские древности Иосифа Флавия, 1470-1476, Национальная библиотека, Париж) Фуке, один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции, применял элементы воздушной и линейной перспективы, переносил место действия в поэтичные, напоенные светом и воздухом сельские пейзажи и улицы французских городов, отказывался от средневекового принципа размещения планов по вертикали. Жан Фуке был первым французским художником, отправившимся в Италию. После своего возвращения из Рима художник создал портрет донатора. Хотя картины Шаронтона отличались декоративностью (утонченные линии, соединяющиеся в причудливый орнамент, симметричность композиции), но важное место в них занимали детально выписанные бытовые сцены, пейзаж, человеческие фигуры. Ренессанс, особенно во Франции, не был эпохой меланхоshyлии и изнеженности.
Исполненное нежного лиризма полотно «Поклонение волхвов» из антверпенского музея явилось бы украшением любой экспозиции. Основные цвета – красный белый и зелёный – составляли гамму герба Валуа. Фуке Жан Искусство Франции Карл VII, король Франции, 1450 Музей Лувр, Париж Фуке Жан (Fouquet Jean) (около 1420 – между 1477 и 1481) Французский художник и миниатюрист. «Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов» хранится в Музее Метрополетен, «Святой Врен излечивает больных» -- в фонде Уилдерстайн, Нью-Йорк, «Молящийся Давид» -- в Британской Библиотеке, а «Битва Св.
Эти тенденции проявляют уже себя в полной мере в искусстве Высокого возрождения. Эпоха Возрождения стала знаменательным этапом в развитии французской культуры. В Бургундии творили знаменитые нидерландские мастера (художники братья ван Эйк, скульптор Слютер), вот таким образом в этой провинции в искусстве французских мастеров заметно влияние нидерландского Возрождения, в то время как в других провинциях, например в Провансе, усилилось влияние итальянского Ренессанса. Это был город со старыми культурными традициями.
Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы. Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке. Густые, смелые, широкие мазки (местами наложенные ножом), неяркий, приглушенный свет, реалистичность и вместе с тем некоторая отстраненность характеризуют эту картину. Между 1452 и 1460 годами мастер и его мастерская сделали для Шевалье сегодня забытую «Книгу часов», где миниатюры изображали парижские архитектурные памятники, там же можно встретить уникальное изображение игры мистерии того времени. Глаза смотрят на мир настороженно, недоверчиво, в них читается горечь обид, разочарований, а возможно и укоры собственной совести. Отцы христианской церкви называли отделанные кружевом разрезы на женских корсажах «вратами ада».
Фуке и его мастерская проиллюстрировали множество других книг, главной среди которых может считаться «Большие хроники Франции» (Grandes chroniques de France, 1458). Одной из знаменитых работ художника на религиозную тему является картина «Этьен Шевалье со святым Стефаном». В католичестве «Семь таинств» — обрядовые действия, призванные сообщить верующим незримую Божью благодать: крещение, причащение, миропомазание, покаяние (исповедь), священство, брак и елеосвящение (соборование). Влиять на Карла через дочь королеве было сложновато – по словам современников, Мария Анжуйская, родившая Карлу множество детей, не отличалась ни грацией, ни приятностью обращения и обладала внешностью, способной (по ехидному замечанию некоего Шастелье) «даже на англичан нагнать страху».
История этой женщины овеяна легендами. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей.
Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. От Средневековья остаётся мода на высокий лоб, плавность которого не должны нарушать даже брови (их часто сбривали). Папа Римский говорил: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете». Агнесс Сорель приписывают заботу о замещении высших должностей заслуженными лицами.
Именно благодаря «прекрасной Аньес» в моду вошли платья с невероятно низким декольте и манера распускать шнуровку корсажа, обнажая одну грудь. Ее поклонником был также и некто Шевалье – первый покровитель Фуке. Мартина». учился в Париже, а затем в 1445-1447 гг.
В войне наступил перелом и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII. Почти квадратный формат картины придает фигуре короля еще большую устойчивость. В Италии молодые люди обычно учили наизусть стихотворения Петрарки (1304–1374) или сами писали «анатомические» любовные стихотворения. Это впечатление неслаженности отдельных частей, неумелости – обманчиво.
ЖанКлуэ и его сын Франсуа Клуэ (около1505—1572), ставший после смерти отца главнымпортретистом французского двора, запечатлели практически всехдействующих лиц французской историиXVIв. Объемный тюк около его ног указывает на торговлю как источник богатства и процветания. Итальянский писатель Аньоло Фиренцуола — автор «Диалога о женской красоте», впервые опубликованного в 1548 году, — представил «свежие и подпрыгивающие груди, устремляющиеся вверх, словно не желающие и долее оставаться в тесной темнице платья». Данное произведение происходит из коллекции бургомистра Антверпена Флорента ван Эртборна.
Словно изваяние стоит святой Стефан, правой рукой едва касаясь плеча донатора и в левой держа Библию и камень – атрибут своего мученичества. Более надежная опора для аналогий – надгробие Аньес Сорель в церкви Нотр-Дам в Лоше. Такой же строгой ясностью и внутренней глубиной отличаются образы второй части диптиха. Она определенно носила платья с низким вырезом, которые вошли в моду при дворе. Портретная концепция Фуке представляет собой решительный разрыв со старыми традициями. По-русски это называется "в силах". В парижской Национальной библиотеке хранится рисунок изображающий женское лицо в трехчетвертном повороте и снабженный надписью по нижнему краю, сделанной по-французски: «Прекрасная Аньес».
Самоесовершенное из его созданий это«Фонтан невинных» (1547—1549 гг. ) в Париже, построенный на месте старого кладбища, посвящённого невинным младенцам, убитым в Вифлееме по приказу царяИрода. Главным композиционным центром является младенец Христос. Правая створка изображает Марию, прибывшую в эмпиреи (херувимы перенесли ее на троне в небеса, вот таким образом они продолжают поддерживать трон, тогда как серафимы с молитвенно сложенными руками приветствуют ее). Он дает единственную возможность проследить ход работы Фуке над портретным образом (долгое время автором рисунка считался Гольбейн). Но если она всё еще обладает той сдержанностью и замкнутостью Средневековья, то Мадонна Ганса Бальдунга, с её белой чувствительной кожей, выделяющейся на темном фоне, явно намекает на физическую, материальную красоту, которую несовершенство форм делает еще более реалистичной. Стройная изящная, с туго натянутой талией и полуобнаженной грудью.
Тесное платье готики сменяется объемными, талия занимает естественное положение. Его герои задумчивы и спокойны, в их обликах отражаются яркие черты характеров. В «Меленском диптихе» персонажей объединяют более глубинные и живые связи.
Он работал в Сиене, Ассизи и Авиньоне. Шевалье работал с Агнессой Сорель по части управления шатким королевством Карла VII. К концуXVстолетияв Германии было около трёх тысяч городов, в основном небольших. Крупнейшим художником этого времени был Жан Перреаль, возглавлявший лионскую школу живописи. Фуке работал в Туре до конца своей жизни.
Кстати именно ей приписывают создание «летучего эскадрона любви» – целого шпионского отряда из очаровательных девиц. Слева представлен земной мир – Этьен Шевалье изображен во дворцовых покоях.
О его внешности можем судить по левой створке диптиха (иллюстрация ниже): молящийся коленопреклоненный заказчик выведен на работе под собственным именем. Жан Клуэ и его сын Франсуа Клуэ (около 1505—1572), ставший после смерти отца главным портреshyтистом французского двора, запеshyчатлели практически всех действуshyющих лиц французской истории XVI в. Удивительные открытия поshyрой поджидают зрителя, когда он рассматривает изображения люshyдей, чьи имена знакомы ему по страницам исторических трудов. Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства. И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца. Жезл с глазом на вершине означает божественное провидение, оливковая ветвь — мир, змея, кусающая себя за хвост, — бесконечность, солнце символизирует справедливость.
При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 г. титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции. Главная героиня полотна «Покинутая» — пленительная красавица из высших слоев общества, она только что вернулась с бала домой, где ее ожидало письмо возлюбленного с сообщением о разрыве. Вокруг них милые ангелы принявшие красно-синие королевские цвета. Сохранился ряд его портретным работ, среди которым портрет Марии Тюдор (1514), Людовика XII, Карла VIII. Полотно «Город Валансьен» было написано в честь его освобождения от французов. «Меленский диптих» был заказан Фуке королевским казначеем Этьеном Шевалье для церкви в городе Мелене.
В 40-х гг. Художнику удалось не только портретное сходство. Возможности живописи, котоshyрые художник открыл для себя в Итаshyлии, он вполне использовал во вреshyмя работы над портретом короля Франции Карла VII (1422—1461 гг. ).
В 1805 г. Ж. Брентано (Georges Brentano de Francfort) приобретает в Базеле большую часть (40 листов), его сын уступает их герцогу Омальскому, основателю музея Конде.