Жан Фуке уделял большое внимание инновациям фламандских художников, которые он включил в свою собственную технику. К значительным произведениям художника можно отнести «Меленский диптих» (ок. 1451-1456), заказанный Фуке Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелёне. И тем не менее мы знаем о Фуке больше, чем о ком-либо из французских художников его времени.
К значительным произведениям художника можно отнести «Меленский диптих» (ок. 1451-1456), заказанный Фуке Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелене. Жан Фуке (родился около 1420 года, возможно, в Туре (Франция) и умер между 1478 и 1481, вероятно, в том же городе), считается одним из величайших художников первого Возрождения и реставратора французской живописи пятнадцатого века.
Жан Гужон (фр. Именно это и позволяет считать Жана Фуке первым мастером французского Возрождения. Ни одна работа не формально приписываются Жан Фук на основе исторического документа или подписи. 1446 года. Париж и в других местах представлены с большим реализмом.
Левая изображающая Этьена Шевалье со св. Стефаном, хранится в музее Берлин-Далем, правая изображающая мадонну с младенцем, – в Королевском музее изящных искусств в Антверпене. 40). Скульптурные ансамбли на фасадах соборов формируют его пластическое мышление.
Но если пойти в залы старой нидерландской живописи, где находится знаменитая коллекция Эртборна, то можно увидеть одно из наиболее ранних свидетельств существования станковой живописи в XIV веке, так называемый алтарь. «Распятие Хендрика ван Рейна», выполненный неизвестным мастером Северных Нидерландов. «Меленский диптих» был заказан Фуке королевским казначеем Этьеном Шевалье для церкви в городе Мелене. Павла, Легенда св. Гигантские жемчужины украшают трон и корону Марии.
В облике мадонны современники узнали знаменитую Агнессу Сорель, фаворитку короля, прозванную в народе «белым лебедем» за исключительную белизну кожи. На ее счету — трое детей короля (она умерла как раз в 1450 году при родах четвертого) и дружба с королевой, обремененной воспитанием четырнадцати детей. Эти части объединяет только воображение. 1480). Ангелы на заднем плане изображены в виде играющих музыкантов.
«Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов» хранится в Музее Метрополетен, «Святой Врен излечивает больных» -- в фонде Уилдерстайн, Нью-Йорк, «Молящийся Давид» -- в Британской Библиотеке, а «Битва Св. Повсюду свирепствовали голод и эпидемии, на дорогах хозяйничали шайки грабителей. Надо, впрочем, тут же вспомнить, что Фуке побывал в Италии.
1447, Париж, Лувр) художник приложил немало усилий, чтобы создать величественный образ монарха, но облик самого короля воспринимается странным, тревожащим воображение контрастом к этой парадности: понуро опущенная голова, некрасивое лицо, уныло свисающий нос, мешки под глазами — общее выражение недовольства и усталости. Его деятельность с королями Франции, однако старше. И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца. Мастер создает новый тип портрета, воплощая образ новыми художественными средствами.
Франсуа Клуэ (фр. Размер ее—19X12, 5 см. Тур избежал военных действий. учился в Париже, а затем в 1445-1447 гг.
Он также нарисовал освещение для статутов этого порядка. Вот почему портрет кажется на первый взгляд архаичным. Однако наибольшую достоверность представляет атрибуция Фуке знаменитых миниатюрных серий: из часослова Этьена Шевалье в Шантильи (и Лувре), Иудейских древностей Иосифа в Парижской национальной библиотеке и Боккаччо в Мюнхенской библиотеке.
Створки диптиха до сих пор находятся в разрозненном виде. Для Жана Фуке важно достоверно воспроизвести облик короля.
Через Тур пролегал путь к испанскому монастырю Сант-Яго де Компостелла, куда к могиле св. Крупные фигуры придвинуты к нижнему краю картины и занимают почти всю ее плоскость. Самые ранние документы, упоминающие его дату с 1461 затем он был вызван в Париж, чтобы принять участие в подготовке к похоронам Карла VII, а также в Туре по подготовке к вступлению Людовика XI в город, который «В конце концов, не будет иметь место, Последующие нотариальные документы свидетельствуют о том, что его дом в том же городе, Рю де Pucelles, был арендован уже в 1448.
Около пятнадцати, только один другой медальон был известен, но теперь исчез. Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453).
Ему еще удается сохранять равновесие между условным декором, текстом и трехмерным пространством сцены, но он уже достигает той границы, переход за которую будет подтачивать основы искусства миниатюры — единство изображения с плоскостью листа. Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписываетсяЖану Клуэ по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля.
Жан Фуке построил подобную и другую картину. Фуке продемонстрировал свое спокойное чистое видение в автопортрете (около 1450 Париж), в неожиданной маленькой эмалированной круглой картине и известный как его первый самостоятельный автопортрет, сделанный на севере Альп. Сочетание темно-красного цвета с золотом создают впечатление строгой торжественности. Взгляд зрителя, отрываясь от действия на авансцене, поднимается выше и проникает вдаль, куда его уводят петляющие дороги или лента реки, — туда, где в голубой дымке растворяются холмы, увенчанные белоснежными башнями замков (миниатюра «Давид узнает о смерти Саула»).
Она сидит на холме, с. луда открывается вид на строительство башни. поехал в Италию. Jean Goujon, родился около 1510/1520 — умер ок. Трехчетвертной разворот фигуры в портрете (неизвестный еще итальянцам), замкнутое пространство вокруг модели — эти приемы, позволявшие сконцентрировать внимание на портретируемом и глубже выявить его индивидуальность, Фуке позаимствовал у своих северных собратьев.
А семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке. Около распятого Христа стоят Мария, Иоанн и заказчик картины. В частности было создано одно из наиболее известных творений французского Ренессанса — «Фонтан невинных».
Затем Фуке состоял при королевском дворе. Около 1465 он нарисовал портрет канцлера Франции, Гильом Джувенел Де Ерсинс (Париж, Лувр). Иконография портрета Карла VII восходит к средневековой традиции иератического портрета (модель представлена фронтально, в симметричном обрамлении занавесей). Фуке и его мастерская проиллюстрировали множество других книг, главной среди которых может считаться «Большие хроники Франции» (Grandes chroniques de France, 1458). Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства.
Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных исполненных карандашом иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же). Это одновременно и энциклопедия пятнадцативековой Франции и зеркало души самого Фуке с его любознательностью и широтой интересов, пониманием красоты и многообразия жизни. Возможности живописи, которые художник открыл для себя в Италии, он вполне использовал во время работы над портретом короля Франции Карла VII. На сферической поверхности шишечки трона Марии видно отраженное окно, а хорошо известно, что окна были в домах самых богатых людей Франции. Вокруг них милые ангелы принявшие красно-синие королевские цвета. Однако эти атрибуции регулярно оспорены искусствоведами.
При этом Фуке превосходно умеет выбирать и группировать мотивы. Иоанна в Утрехте, таким образом оказывая ему знак своего покровительства. Рисунок датируется 1520-ми гг. Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно. Миниатюры эти примыкают к ван Эйковским – к Туринскому часослову и если уступают им в трепетности, жизненности (равных Туринскому часослову миниатюр вообще нет), то вполне равняются им в смысле непосредственности отношения художника к природе и тонкой наблюдательности изящного во всем вкуса. Стоя перед нею — абсолютным чудом творчества, — испытываешь ошеломляющее чувство восторга.
Стройную девичью фигурку, скромную грацию осанки подчеркивает возносящаяся в небо готическая башня. В левом верхнем углу — солнце, в правом — луна, у подножия креста —череп и кости Адама. Фигура его по обычаю уменьшена в сравнении с фигурами святых персонажей.
По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую. Тоненькая фигурка ее окружена крупными складками длинного тяжелого платья. По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую.
Фуке был особенно предан миниатюрным изображениям к рукописным книгам. Сорок из этих листов хранятся в музее Конде в Шантийи (ms. 71). Художнику удалось не только портретное сходство.
Семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке. Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства. Она выстроена лишь на два яруса.
учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения (1445—1447). Это впечатление неслаженности отдельных частей, неумелости – обманчиво. После этого вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. В тот же период кватроченто, первый ренессанс, был расцвет кватроченто искусство «в меру человека», где перспектива дал иллюзию третьего измерения.
Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы. Точная дата его смерти неизвестна. Держа пальмовую ветвь в левой: руке, правой она чуть касается пергаментных листов книги. Пейзаж его вообще типичен для окрестностей Тура местами же он вводит определенные мотивы из других местностей – парижскую Бастилию, набережную Сены, башню Венсенна и т. п. Замечательна смелость, с которой Фуке трактует разнообразные освещения, – например, эффект позднего вечера (в Поцелуе Иуды), полутон закрытого помещения (в Собрании доминиканцев), райский свет в изображении Взятия на небо Богоматери. И точно так же современный реквизит служит героям «Иудейских древностей» и лишь непривычные тюрбаны и странные островерхие шапки напоминают об экзотическом Востоке. Это произведение не имело себе равных по художественным достоинствам.
Именно ему принадлежит первое восторженное описание портрета папы Евгения IV. До левых областей, которые должны иметь тень и что художник сознательно забыл.
В результате получается абсолютно иная картина. В 1805 г. Ж. Брентано (Georges Brentano de Francfort) приобретает в Базеле большую часть (40 листов), его сын уступает их герцогу Омальскому, основателю музея Конде. Аполлонии показана театральная постановка мистерии на эту тему. Таким лицом был Этьен Шевалье.
В отличие от диптиха, на миниатюре из «Часослова» Этьен Шевалье изображён в одном помещении с Богородицей. В музее находится картина, чья ценность повышается от того, чтов Бельгии это единственное полотно гениального венецианца Тициана (1487—1576). Изображая Этьена Шевалье перед мадонной, Фуке пользуется средневековым иконографическим типом (донатор и святой). Портретная концепция Фуке представляет собой решительный разрыв со старыми традициями.
Он сформировал левую часть диптиха или триптиха, правая часть которого была утрачена. В «Меленском диптихе» персонажей объединяют более глубинные и живые связи. И дело не только в том, что художник отказывается от традиционных нимбов. В пейзаже, можно даже сказать, главная сила Фуке. Жан Фуке был первым французским художником, отправившимся в Италию.
Большая часть сохранившихся крупных живописных произведений Фуке — портреты. Фуке на протяжении почти всей своей жизни работал в Париже. Фуке в начале 1440-х гг. Шевалье работал с Агнессой Сорель по части управления шатким королевством Карла VII.
Это новое распределение привлекло поддержку других специалистов в этой области. Мартина». Белый, красный и желтый цвета составляли гамму герба Дезюрсенов.
Возможно, Фуке хотел показать, что Шевалье уже достиг Царствия Небесного — таким способом чествуя своего благотворителя. миниатюры к "Иудейским древностям" древнееврейского историка Иосифа Флавия. Именно в портретах Фуке с наибольшей силой отразились новые реалистические тенденции. Ее поклонником был также и некто Шевалье – первый покровитель Фуке.
Это может быть членом его семьи. Портрет папы предназначался для сакристии церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме. Мартина (покровителя Тура), а при Людовике XI в замке Плесси-ле-Тур в капелле короля под управлением Окегема каждый день пел хор мальчиков. Действие «Хроник» разворачивается на фоне соборов и дворцов Тура, Орлеана. Однако мнения ученых относительно авторства Фуке разделились.
Этой основной идее отвечает и живописная трактовка миниатюр. Он дает единственную возможность проследить ход работы Фуке над портретным образом (долгое время автором рисунка считался Гольбейн). Работал при дворах Карла VII (до 1461 г. ) и Людовика XI. Перспективные знания художника неровны. Однако, как и все французские художники 15 в., он был, прежде всего, миниатюристом.
Не случайно в «Часослове Этьена Шевалье», созданном по возвращении из Италии, художник, несмотря на многочисленные ренессансные архитектурные мотивы, отдает предпочтение парижским храмам и замкам. В 1443 году он был в Риме, где удостоился писать портрет папы Евгения IV. Этим временем датируются первые выполненные им заказы.
Считаются принадлежащими его кисти изумительные портреты Этьена Шевалье (Берлин), Жювеналя дез-Юрсен и Карла VI (в Лувре), Мужчины с раскосыми глазами (в собрании князя Лихтенштейна) и, под большим сомнением, Мадонна с херувимами (в Антверпене). Возможно именно в этой двойственности кроется тайна странного очарования этой работы. Согласно старинным сведениям лицу Мадонны приданы черты Агнессы Сорель (умершей от родов в 1450, по другой версии она была отравлена). Другая работа ван Эйка — «Богоматерь у фонтана» — создана в 1939 году, как об этом гласит надпись на раме имеющей также характерный девиз мастера: «АЛС IXH XAN IOHESDE EYCK ME FECIT CPLEVIT ANO 1439». Художник умело передал это, по-видимому, постоянное выражение апатии и брюзгливости на лице Карла, так не соответствующее идеальному образу «победоноснейшего короля». После заключения мира Франция не могла довольствоваться прежними стилевыми формами.
Женевьевы. В Портрете Карла VII (ок. Маргариты. Точных сведений о ранних годах жизни Гужона нет. Фуке иллюстрировал многие рукописные книги, в частности сочинения Боккаччо. Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно.
Еще будучи мальчиком, художник впервые услышал о подвиге Жанны дАрк. Сколько искусства, любви и красоты вдохнул мастер в эту умиротворенную сцену, где жизнь деятельная соседствует с возвышенным созерцанием и размышлением. При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 году титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции. Иоанн дотрагивается рукой до головы Хендрика ван Рейна, прево и архидьякона церкви св. Дата рождения абсолютно неизвестна. Два символа имеет один и то же спокойствие, с глубокими глазами. В нем Жан Фуке переделал для владельца гербы и вписал новые инициалы.
Портреты Фуке всегда точно передают внешность модели.
Время их исполнения, вероятно, следует отнести к 1452-1460-м годам. Резиденция Жана Фуке в Италии подтверждается отрывком Трактата архитектуры, написанной Ле Filaretus около 1465: перечисляя «хороших мастеров», на которых один уже не может рассчитывать, что он указывает на то, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден и Фук французы, которые он говорит, что он не знает, что он умер, но он был очень хорош в рисовании с натуры. Гармония человека и окружающего его мира воплощается у Фуке в гармонии живописной, которой не нарушает изображение на одном листе сотен человеческих фигур. Вероятно, в начале 1440-х гг.
Картина состоит из двух панелей, образующих диптих, замыкая на себя.
Мартина). Этот портрет Евгения IV известно сегодня копией Кристофано Делолтиссимо (Галерея Уффици, Флоренция) и гравюры начиная с шестнадцатого века. Турен живопись этого периода абсолютно неизвестна. Папа Римский говорил: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете». Агнесс Сорель приписывают заботу о замещении высших должностей заслуженными лицами. Влияние последнего явно ощутимо в более поздней работе Фука.
Точная дата его возвращения во Францию, не известно. Он воспроизведен таким, каким увидел его Жан Фуке в Италии. Основные цвета – красный белый и зелёный – составляли гамму герба Валуа. Оно создано в ранний период творчества Тициана и датируется 1503 годом. А деловая озабоченность и сосредоточенность строителей, любопытствующие группы горожан превращают этот документ в увлекательный рассказ о жизни средневекового города.
Между 1452 и 1460 годами мастер и его мастерская сделали для Шевалье сегодня забытую «Книгу часов», где миниатюры изображали парижские архитектурные памятники, там же можно встретить уникальное изображение игры мистерии того времени. На самом деле, согласно другому искусствоведу, Николь Рейно, активность этого мастера Жувенели слишком поздно (года 1440-1450) за то, что помог обучить молодой Фуке, но они могли знать друг друг и они Сотрудничали как в том же самом рукопись, книга часов использования Анже, от около 1450. Фуке -- талантливый хроникер, его произведения удивительно точно, подробно и правдиво описывают исторические события. Но в отличие от портрета Этьена Шевалье в Diptyque из Мелена, он не появляется в сопровождении своего покровителя: субъект явно утратил свою религиозный характер.
Тема войны была близка и понятна любому из современников Фуке. Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке Часослова Этьена Шевалье (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр). Построение пространства в живописи Фуке предполагает непрерывное развитие от переднего плана вглубь с постепенным перспективным сокращением предметов, причем это сокращение передается не столько по законам математической непреложности, как у итальянцев, сколько на основе чувственно-зрительных впечатлений. Оно воплощает сложную догматическую программу, вполне поддающуюся расшифровке.
Фуке, вероятно, встретил флорентийский мастер. Иное (например, внутренности зал, монастырских двориков и т. п. ) исполнено почти без ошибок превосходно также удается ему воздушная перспектива: передача дали, простора (Обращение св. Документ от ноября 1481 г. упоминает вдову художника и двух его сыновей-наследников. Более надежная опора для аналогий – надгробие Аньес Сорель в церкви Нотр-Дам в Лоше.
Иллюстрируя "Большие французские хроники" (50-е гг. принадлежность мастерской Жана Фуке. Эта работа оказала влияние как художников своего времени и современных художников. Сходство опять-таки не вызывает сомнений. У Этьена Шевалье находился часослов Мастера Бусико, выполненный в 1415— 1420-х годах 9.
Турский мастер не останавливается на простом сопоставлении объемов. 1415 — ок. В «Часослове Этьена Шевалье» все события Ветхого и Нового завета происходят в обстановке, современной художнику, а герои одеты и ведут себя, как его сограждане. Иакова стекались паломники со всего света.
Стефаном, а на другой -- Мадонна с младенцем Иисусом. В панорамных видах, открывающихся как будто с высоты птичьего полёта, предстаёт мир величественный и прекрасный исполненный гармонии и совершенства. Он слегка касается плеча Шевалье, в знак участия или поддержки.
Фуке использует ту же технику: он поднимает кресты, так что они выделяются особенно хорошо в голубой цвет неба, особенно Христа. Слева представлен земной мир – Этьен Шевалье изображен во дворцовых покоях. Считается, что он родился в Руане. Первое место во французской живописи XV века принадлежит уроженцу Тура Жегану Фуке (если только картины и миниатюры, которые носят его имя, действительно принадлежат ему). Разработка воздушной перспективы Мастером Бусико, безусловно, повлияла на характер творческих поисков автора «Часослова Этьена Шевалье» и «Иудейских древностей». Он не был до 1475, что Фуке был сигнализировал, как «художник короля» Людовик XI, в королевских архивах, указывая, что он получает пенсию в размере 50 Турского Ливра как таковые. После своего возвращения из Рима художник создал портрет донатора.
Этот фактор не только определяет своеобразие этой культуры. Правая створка:В образе Мадонны с младенцем изображена первая красавица при дворе Карла VII Агнесса Сорель. Это была интересная женщина. «Пьета» из Нуана сразу привлекла к себе всеобщее внимание. Их мы бы встретили уже за два века до того в скульптурах Реймса и Шартра и они же отразились в исключительно прекрасном произведении фламандской скульптуры Клауса Слютера исполненном им во Франции (в Дижоне – Колодезь Моисея). Это ли не прекрасная школа для молодого начинающего художника.
Большим мастером Фуке представляется в изображении животных. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в. Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, Шантийи, музей Конде). Младший Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов. Это смутное время оставило такие шедевры, как полный драматизма «Большой часослов де Роан», «Бревиарий герцога Бедфордского».
Она представляет собой голову персонажа, нарисованного на месте используя технику неопубликованных в течение времени с помощью четырех различных камней и пастелью. Святой Стефан (в старофранцузском языке его имя соответствует имени Этьен) изображен в облачении дьякона, Фуке представил его в образе первого дьякона христианской церкви. Павлом лошадь или испуганная лошадь на той же миниатюре. Лучшие среди миниатюр Жана Фуке — те, что украшают страницы созданных в пятидесятые годы «Часослова Этьена Шевалье» и «Иудейских древностей» Иосифа Флавия.
Война изменила соотношение общественных сил в стране. Сам заказчик со святым патроном изображен на створке, ныне находящейся в музее Берлина.
Главным композиционным центром является младенец Христос. По традиции, его особенности были бы заимствованы из тех, Агнес Сорель, короля любовницы. И Фуке мастерски справляется с ней.
Маргариты). Как уже отмечалось, «воздушная перспектива» получается с помощью градаций цвета по отношению к голубоватых оттенков серого для самых удаленных объектов, технику, которую можно наблюдать в этой таблице: как мы отойти, боковые стены замка подарки до пяти градаций синего цвета Отражения стены в водах рва замирания Синий цвет воды канавы рисует в сторону белого и тот же эффект наблюдается на небе Отражения моста легче, чем лодки Башня моста имеет коричневый цвет более устойчивым, чем у замка внизу Даже в окнах часовни, где небо белее. Самыми известными работами художника можно назвать книжные миниатюры на религиозные темы («Часослов Этьена Шевалье») и исторические сюжеты в «Больших исторических хрониках», «Жизни знаменитых мужчин и женщин», «Иудейских древностях». Портрет абстрактно поставлен, объективен и правдив.
Нуанский каноник смотрит прямо на Христа. Но весь французский двор считал ее самой красивой женщиной. В 40-х гг.
Даже лошади ван Эйка кажутся деревянными рядом с этими благородными, красивыми животными. Одной из знаменитых работ художника на религиозную тему является картина «Этьен Шевалье со святым Стефаном». Вот лишь один известный пример.
Имя и инициалы благодетеля декоративно и гордо используются во всей композиции. Ее совершенство поистине необъяснимо. Официальный, парадный характер портрета подчеркивается и его цветовым строем.
При дворе работали известные в то время художники Жан Пуайе, Пьетр Андре и другие. Около 1450 года Фуке создал свою самую известную пару изображений «Мелунский диптих» (сегодня разделен между Берлином и Антверпеном). Фуке не стремится подробно изображать то или иное событие. Работы, которые прилагаются к нему только на стилистической основе установленной в шестом веке из надписи, найденной в рукописи иудейских древностей (BnF, ПСС., Французские 247).
ыл, в первую очередь, замечательным портретистом. Классическими примерами сказанного могут служить пейзажи позади Иова и в Легенде св. Почти квадратный формат картины придает фигуре короля еще большую устойчивость. Париж и в других местах представлены с большим реализмом.
Раму портрета украшает надпись: «Победоноснейший король Франции Карл Седьмой этого имени» (то есть «седьмой по имени Карл»). Этот этюд называют «инкунабулой пастели» : своей техникой (он выполнен углем на серой бумаге, подцвечен коричневым и красным карандашами), никогда ранее не используемой, рисунок предвосхищает карандашные портреты XVI в. Детально воспроизводя натуру, турский мастер демонстрирует незаурядное искусство рисовальщика. Надпись на картине свидетельствует, что алтарь был создан в 1363 году. Взгляд из-под опущенных век задумчив и спокоен. В 1420-х англичане в союзе с бургундцами захватили Париж и большую часть страны.
Для Зала кариатид в Лувре Гужон исполнил женские фигуры (1550 год), поддерживающие кафедру. Несмотря на захват Парижа англичанами и бегство многих талантливых мастеров на юг и в Бургундию, старая традиция украшения рукописей не была прервана. Особенно хороши миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы» и другие, созданные на сюжеты Священного писания. Эта картина является единственной сохранившейся ретабло художника, но и самая большая картина все (168 259 см с рамкой).
С Шевалье также связана история создания самого знаменитого произведения Жана Фуке -- «Меленского диптиха», на котором в образе Мадонны запечатлена, предположительно, Агнес Сорель. В пейзажах «Хроник» едва ли не главным «действующим лицом» становится архитектура, как реальная, так и условная. В пейзажах много света, воздуха, простора. В 1889 г. этот же музей приобретает «Милосердие св.
Король был влюблен в нее и пока королева Мария Анжуйская управлялась с его четырнадцатью детишками, Агнесса родила королю трех дочек.
Только прочитав подписи под миниатюрой — «Жизнь Людовика II Заики» или «Раздел королевства Лотаря», — зритель обращает внимание на фигурки людей в окнах и открытых галереях замка, которые напоминают об историческом эпизоде. Гужон исполнил для него 12 рельефов: горизонтальные с амурами, наядами, тритонами и вертикальные — «Нимфы». Кроме того, еще один знаменитый миниатюрный, Фуке, в Поклонение волхвов, дает появление короля Карла VII в один из волхвов.
Сохранилось два изображения Аньес Сорель – графическое и скульптурное. Миниатюра примечательна прежде всего пространственным решением. Перед художником стояла нелегкая задача: на листе размером 3428 см вместить более двухсот человек (такова была воля заказчика). Реалистические завоевания нидерландских мастеров не могли оставить Фуке равнодушным.
Фуке работал в Туре до конца своей жизни. Тело папы выше ростом, но его голова меньше. История этой женщины овеяна легендами. Гасьена, дворца архиепископа. Такова упавшая под св.
Сильнейшее влияние на творчество Фуке оказали работы Мазаччо и Фра Анд-желико. В развороте «Часослова» с предстоянием донатора Мадонне художник использует те же композиционные идеи, что и в Меленском диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. По-русски это называется "в силах". Война изменила соотношение общественных сил в стране.
В 1881 г. герцог де ла Тремуй предлагает Национальной Библиотеке в Париже «Святую Анну с тремя Мариями». Этим временем датируются первые выполненные им заказы. По словам Филарете, Евгений IV и два его приближенных были изображены на холсте как живые.
В то же время в интерьерах Фуке не отступает от линейной перспективы. Здесь мастер обнаруживает поистине виртуозное владение принципами передачи перспективы. Подписанных им произведений не сохранилось, однако ему исстари приписывают семь миниатюр из рукописной «Галльской войны» и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, хранящееся в Шантильи. Новый этап требовал создания нового художественного стиля и языка. Фуке работал в Туре до конца своей жизни. «De plus en plus. » («Все больше и больше. » — франц. ) — таков был девиз одного из представителей новой королевской администрации. Екатерины св.
Франсуа Аврил предпочитает датировать около 1460 с некоторыми последующими дополнениями.
Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. Думается, что ее легко было бы перенести на фреску. Средоточием всей жизни Франции во второй половине XV в. становится Тур.
В руках святой Стефан держит книгу, на которой лежит булыжник – знак его мученической смерти (согласно преданию, святой был забит камнями за свою веру). Эти черты портретного образа Фуке с особой отчетливостью выступают в портретах приближенных короля. Образ св. Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры.
Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке. Отец Франсуа Клуэ. В 1474 г. получил титул «королевского живописца». Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х годов.
В миниатюре Троица из Часослова Этьена Шевалье (Шантийи, Музей Конде) хор ангелов изображен в пространстве, построенном в соответствии с законами перспективы Мученичество св. В своем «Трактате об архитектуре» (1460— 1463) Филарете, обращаясь к миланскому герцогу Франческо Сфорца, хвалит талант Фуке-портретиста. Вероятно именно так он выглядел и в жизни.
Несомненно, почувствовавший в себе тягу к украшению рукописной книги, Фуке использовал всякую возможность погрузиться в созерцание старинных манускриптов, украшенных драгоценными миниатюрами. На листах оживает облик старого Парижа: Сент-Шапель, Венсени, Лувр, Нотр-Дам. Жест младенца подтверждает благосклонность Марии к заказчику. Нуанская «Пьета» сохраняет характерную для Жана Фуке мощную пластику объемов и драпировок, подчиняющуюся идее создания монументального образа. Доминирующая роль в миниатюрах отводится пейзажу.
В «Иудейских древностях» особенно выразительно обрисованы битвы. Фон золотой, тела бесплотные и условно рисованные, словом, мы обнаруживаем здесь признаки так называемого «международного стиля», о котором уже неоднократно упоминалось.
Точная дата его смерти неизвестна. Других данных мы о нем не имеем. Михаила с драконом» -- в Аптон-Хаусе. Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х гг. Но лишь в этом его связь с религиозным эстетическим идеалом. По убедительным предположениям, Фуке в начале 1440-х годов учился в Париже, а затем в 1445— 1447 годах поехал в Италию (поездка могла состояться не позднее февраля 1447 года— времени, когда умер папа Евгений IV).
Наблюдатель имеет ощущение пальпации воздуха. После 1789 г. они разошлись по различным владельцам. Двадцатипятилетний художник, написавший портрет французского короля, был, безусловно, введен в высшие придворные круги богатым покровителем (может быть, самим Этьеном Шевалье). Мастер создавал скульптурное оформление дворового фасада (конец 1540-х — 1550-е годы).
Все же многое в жизни Фуке неясно. В 1847 миниатюра «Маргарита Антиохийская», у которой недостает нижней половины листа, была продана с аукциона в Париже, её покупатель, Шарль Саважо (Charles Sauvageot), в 1856 г. завещает ее Лувру. Dame de Beaut.
Фуке по-разному трактует пространство обеих створок именно потому, что это два пространства, абсолютно различных по своей природе. Луврский медальон представляет собой погрудный портрет художника, о чем свидетельствует надпись крупными буквами вокруг его головы: «Johes Fouquet». Перед нами предстают ее древние города, зеленая долина Луары, которую называли «цветущим садом Франции». Он указывает на то, что он написал портрет (ныне утрачена) папы Евгения IV, который был помещен в церкви Минервы в Риме.
За эту выставку Фуке получил золотую медаль, которая надолго скрепила союз живописца и ювелира. Фигура донатора имеет те же размеры, что и персонажи евангельской легенды. Тем самым спаситель дает понять, что молитвы Шевалье услышаны.
Петра. Родился Фуке около 1415, умер около 1480 года. Современники свидетельствовали, что в 1438 году по Парижу бегали волки. «И деньгам подвластно все» — говорится в одной из мистерий 1451 года. Турский мастер увез во Францию не только конкретные впечатления. В развороте «Часослова» с предстоянием Шевалье Мадонне Фуке использует тот же мотив, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи.
Синий, с тонкой белой каймой плащ богоматери смело сопоставлен с красной узорной парчовой тканью, которую держат два ангела. Среди произведений французской коллекции назовем лишь одно — драгоценное сокровище антверпенского музея «Мадонну с младенцем» Жана Фуке (ок.
Он делает то же самое с видом на Париж, Орлеан, Тур. Изображения Шевалье можно найти в обеих работах. Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед. Правая створка изображает Марию, прибывшую в эмпиреи (херувимы перенесли ее на троне в небеса, вот таким образом они продолжают поддерживать трон, тогда как серафимы с молитвенно сложенными руками приветствуют ее). Альберти, архитектор и друг Брунеллески, то предположил это решение в его De Pictura. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей.
Многие города лежали в руинах, сотни деревень были стерты с лица земли. Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным.
Картины грозных лет навсегда запечатлелись в его сознании. Виселицы Монфокона служат фоном для казни св. Королевский канцлер представлен в молитвенной позе перед раскрытой книгой. Позы его персонажей более или менее одинаковы, жесты и мимика сдержанны и скупы, но лица и фигуры очень различны индивидуальны: «победоноснейший» король Карл VII — вял и безразличен а от грузной фигуры немолодого канцлера Франции Дезюрсена веет энергией и силой. Король Карл VII Жана Фуке безволен и слаб, но он король.
Сходство черт с мадонной «Меленского диптиха» очевидно. Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы. О его внешности можем судить по левой створке диптиха (иллюстрация ниже): молящийся коленопреклоненный заказчик выведен на работе под собственным именем. Археологическую ценность представляет миниатюра «Коронование Карла Великого», так как в ней действие происходит в римском соборе св. Достоинства ее композиции, рисунка и моделировки объемов выдавали руку талантливого живописца.
Здания, почва, деревья удаются Фуке в одинаковой степени. Они всегда имеют у него абсолютно правдивый, непосредственный характер, а в то же время каждый предмет и общие линии красиво, а иногда и с оттенком величественного, врисовываются в уделенное им пространство. Документ от ноября 1481 года упоминает вдову художника и двух его сыновей — наследников. Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье). Это случай миниатюр иудейских древностей сам, чей стиль тяжелее и на ощупи «бесконечно меньше вынутую и утонченная», чем в тех, в Heures dЭтьен Шевалье.
При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 г. титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции. Его герои задумчивы и спокойны, в их обликах отражаются яркие черты характеров. Это был город со старыми культурными традициями. В парижской Национальной библиотеке хранится рисунок изображающий женское лицо в трехчетвертном повороте и снабженный надписью по нижнему краю, сделанной по-французски: «Прекрасная Аньес». Кроме того, вероятно, что он отправился во Флоренцию, где он видел работу великих тосканских новаторов, а также в Мантуе, где бы он нарисовал Портрет Gonella Jester (хотя это приписывание еще обсуждается).
По сюжету его покровитель, мученик святой Стефан (его забили камнями до смерти за христианскую проповедь в Иерусалиме, вот таким образом мы видим изображение камня), передает деве Марии прошение Этьена. Очень удачно цветовое решение: центральную часть композиции выделяет синий фон ковра, которым покрыто место судилища. По сравнению с реалистически трактованным лицом фигура короля кажется более плоскостной.
Этот метод позволяет ему дать живой аспект к его портрету. Надпись с именем Фуке действительно поздно (через двадцать лет после его смерти) и может быть erroneous19. Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде).
Мартин отдает половину плаща жалкому нищему около моста О-Шанж на Сене. В войне наступил перелом и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII.
Во-вторых, сохраняется в музее Метрополитен в Нью-Йорке портрет папского легата. И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца.