Фуке родился в г. Тур в долине Луары, который во второй половине XV в. стал резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI и одним из главных художественных центров Франции. Жан Фуке (родился около 1420 года, возможно, в Туре (Франция) и умер между 1478 и 1481, вероятно, в том же городе), считается одним из величайших художников первого Возрождения и реставратора французской живописи пятнадцатого века. Великолепны миниатюры Жана Фуке к рукописи Больших французских хроник, заказанных Карлом VII (другая рукопись Больших французских хроник проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцога Бургундии Филиппа Доброго). Замок Во-ле-Виконт наполнен прекрасными фресками с изображением нимф и божественных созданий интерьер замка сияет позолотой и изобилует произведениями искусства, которые французская армия безжалостно вывозила со всех концов света, а предприимчивый Фуке заботливо хранил в своем имении.
Жан Фуке родился в 1420 году во французском городе Тур на Луаре. Получив поместье, Николя Фуке про него забыл и вспомнил лишь через 15 лет, когда занял должность главного финансиста Франции. Фуке, Жан (Jean Fouquet) – французский живописец и миниатюрист, один из основоположников искусства раннего Возрождения во Франции. Широко известный в узких кругах, «Часослов Этьена Шевалье» — иллюминированный манускрипт, созданный первым мастером французского Возрождения Жаном Фуке около 1452—1460 годов по заказу Этьена Шевалье.
Беспощадное наказание — неизбежный удел каждого, кто запустит руку в казну. Казнить Фуке королю не удалось. Вместо того, чтобы собирать налоги сразу через королевских чиновников их «закрепляли» за частными лицами, получая от них авансом заранее оговоренные суммы. Многие растраты были бесспорными 19. Все обстояло не так просто, как может показаться сегодня. Он указывает на то, что он написал портрет (ныне утрачена) папы Евгения IV, который был помещен в церкви Минервы в Риме.
При дворе он сорил деньгами и создал себе партию его уже называли LAvenir. В один ряд стройно выстраивались факты, свидетельствующие о недобросовестности сюринтенданта: огромные затраты на дворец в Во-ле-Виконт, дом в Сен-Манде (предместье Парижа), на строительство укреплений острова Бель-Иль. «Все идет хорошо.
Мать удержала сына от безрассудного поступка. Как сказано у Дюма, «господин Фуке не король, но он такой же могущественный властелин, как король». Только в два часа ночи Людовик XIV дал сигнал к отъезду.
Прежде всего сам Мазарини. Франсуа Клуэ (фр. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк с партерами, фонтанами и каналами.
5 сентября 1661 г. он по обыкновению присутствовал в королевском совете, но при выходе из совета был арестован лейтенантом королевских мушкетеров д039Артаньяном и отвезен в Венсеннский замок, а оттуда (в 1663 г. ) в Бастилию. Фуке стал готовить себе путь к власти на случай смерти Мазарини и вместе с тем принимал меры против возможного преследования. Несомненно, что Фуке принимал участие в противозаконных махинациях. Видны были и каменные белки играющие в лапах больших добродушных львов. Фуке выбирает поясной срез и низкую точку зрения, что сразу возвышает фигуру портретируемого и как бы отдаляет зрителя на должное расстояние. Однако с присущим ему лицемерием Людовик предварительно решил выпотрошить «денежный мешок».
Картина состоит из двух панелей, образующих диптих, замыкая на себя. Король ненавидел своего министра финансов. По словам Чарльза Стерлинг, было бы поздно работу, в которой семинар способствовало бы много, по мнению Кристиана де Мерендоль, это было бы очень старая работа, от начала 1450-ых и по заказу Жака Сердце его отель в Бурже, но без объясняя присутствие клерка на борту. Процесс над Фуке длился три года.
Диптих из Мелена. Фуке стал приготовлять себе путь к власти на случай смерти Мазарини и вместе с тем принимал меры против возможного преследования. Он подписывал «летр де каше» — приказ об изгнании или заточении без суда и следствия.
Пока карета увозила Людовика в Фонтенбло, он не мог подавить растущее раздражение. Не «давите» нас своими познаниями, мы все равно ни черта не запомним из того, что вы в нас «накачиваете». Вскоре к ним присоединились 100 человек охраны. Впоследствии Людовик XIV писал: «Недолго я находился в неведении его недобросовестности. Но лишь в этом его связь с религиозным эстетическим идеалом. Как говорит семейный девиз: «Quo non ascendet.
Всеобщее взяточничество поощрялось всей фискальной системой, бывшей одним из самых темных пятен Старого Порядка. Он также нарисовал освещение для статутов этого порядка. Его деятельность с королями Франции, однако старше.
Разумеется, в сравнении с деньгами, которыми ворочал Никола, это была капля в море. Париж и в других местах представлены с большим реализмом. Кольбер принимал непосредственное и активное участие в подготовке суда над Фуке. Для Зала кариатид в Лувре Гужон исполнил женские фигуры (1550 год), поддерживающие кафедру.
В настоящее время все мое имущество обременено долгами. Крупные фигуры придвинуты к нижнему краю картины и занимают почти всю ее плоскость. Может быть именно тогда у короля И зародилась мысль положить конец молниеносной карьере и «непомерным амбициям» супер интенданта финансов. Только в 1674 году узнику позволили два раза в год обмениваться письмами с женой.
Как ни пытались избежать Людовик и Кольбер даже упоминания имени Мазарини, фактически судили покойного кардинала, а следовательно, королеву-мать и косвенно самого короля. Его Величество твердо и непреклонно решил стать самодержавным правителем Франции. Один из братьев сюринтенданта, Базиль, вел борьбу против благодетеля и опоры семьи.
В конце 1679 году ему разрешили, наконец, увидеть супругу и детей. Вот почему портрет кажется на первый взгляд архаичным. Процесс Фуке тянулся три года. Вначале «летр де каше» использовали для наказания придворных или министров, а затем и более широко — для заточения или ссылки любых неугодных властителю лиц. Не это было нужно королю. Затем началось пиршество.
Жан Фуке был первым французским художником, отправившимся в Италию. Да и долги составляли 12 млн. После заключения мира Франция не могла довольствоваться прежними стилевыми формами. «Итак, нужно всего бояться и все предвидеть» 17, — говорилось в записке. Посредница почувствовала опасность. Париж и в других местах представлены с большим реализмом.
Но ничто уже не могло смягчить ненависть монарха. «Его надо было тут же арестовать», -сказал он своей матери и прибавил: «Придет время и я покажу всем этим людям их место». И если мой любознательный и внимательный читатель не удовлетворится качеством некоторых фотоснимков иллюстрирующих мой рассказ о Во Ле Виконте, так это только оттого, что сделаны эти фотографии с ленты видеокамеры, за что я и прошу снисхождения у знатоков и почитателей качественного фотоснимка. Небольшой одноэтажный дом, много раз перестроенный.
Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно. Сохранилось два изображения Аньес Сорель – графическое и скульптурное. Но к суду над ним начали готовиться без промедления. Он подтвердил, что страна в 1650-е годы оказалась раздавлена коррупцией. Дата рождения абсолютно неизвестна.
Правая панель показывает сосание ребенка в окружении ангелов, в то время как левая панель представляет донор, представленный Святого Стефана, его покровителя. Створки диптиха до сих пор находятся в разрозненном виде. Художник определил его с линией света на вершине, что контрастирует с тенью левой руки, которая поднимается немного, создавая впечатление глубины.
Этот холодный и расчетливый человек (которого остроглазая мадам Севинье — летописец придворной жизни — прозвала «lе Nord») без колебаний шел к намеченной цели. Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы. В день ареста сюринтенданта намечалась королевская охота.
Мадам Фуке вынуждена была немедленно уехать в Лимож. Луврский медальон представляет собой погрудный портрет художника, о чем свидетельствует надпись крупными буквами вокруг его головы: «Johes Fouquet». Господа гиды и экскурсоводы, не будьте занудами.
Ни бумаги, ни перьев арестанту не давали. Другие прогуливались по двору, расположились у выходов, ведущих из крепости. Альберти, архитектор и друг Брунеллески, то предположил это решение в его De Pictura.
Фигура донатора имеет те же размеры, что и персонажи евангельской легенды. Над дорогой, которая вела из королевского дворца в Фонтенбло, построенного в XVI веке в 65 километрах от столицы, клубилось черно-серое облако пыли.
Придворные задыхались в застегнутых до шеи камзолах с накрахмаленными кружевами. Карету короля, словно на крыльях, несла шестерка белых лошадей. Турский мастер не останавливается на простом сопоставлении объемов.
Около пятнадцати, только один другой медальон был известен, но теперь исчез. Охрана — вооруженные мушкетеры и гвардейцы — открывали процессию и замыкали ее. Да, французы с такими именами жили в свое время. Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры.
Jean Goujon, родился около 1510/1520 — умер ок. Пот ручейками сбегал из-под пышных париков. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в. Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, Шантийи, музей Конде). Младший Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов.
В конце 1644 года гасконец стал мушкетером. Он сформировал левую часть диптиха или триптиха, правая часть которого была утрачена. Ей милы Серж Гинсбург и Далида.
Процесс Фуке тянулся три года. Наказал король не только Фуке. По наущению Мазарини и за скромную сумму в миллион триста тысяч ливров он стал владельцем Бель-И ля, где возвел портовые укрепления. Жан Фуке построил подобную и другую картину. В ответ на это Парламент Парижа запретил устанавливать налоги без своего согласия.
В частности было создано одно из наиболее известных творений французского Ренессанса — «Фонтан невинных». Атос умер в Париже в 1643 году. Фуке работал в Туре до конца своей жизни.
Размах гуляний был огромным и даже в чем-то затмевал увеселения Короля-Солнце. Затем, едва достигнув двадцати лет, купил себе весьма дорогое место советника. Да и сам пост всемогущего сюринтенданта финансов стал не нужен, более того, вреден.
А сам сюринтендант не чист на руку. Пышное приобретение (в числе прочих обвинений) было использовано Жаном-Батистом Кольбером интендантом финансов, для атаки на Фуке. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой.
В честь высокого гостя – короля Франции – выступали Мольер и Лафонтен, а в небе сияли огни красочного фейерверка. Признание короля.
Условия содержания были тяжелыми. Король и придворные хотели видеть все, даже огороды и апельсиновые деревья. Судей назначил сам король главную роль среди них играли заклятые враги Фуке — Сегье и Талон. Бесконечный кортеж выехал в самое жаркое время — в три часа после полудня.
Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде). Детей (младшему было два месяца) отправили в Париж к бабушке. Семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке.
Спонсор, представленный в молитве, размещены три четверти, занимает важное место в картине. Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке.
». По традиции, его особенности были бы заимствованы из тех, Агнес Сорель, короля любовницы. Рисунок датируется 1520-ми гг.
Она же в любой момент могла служить удобным инструментом для устранения неугодных. Именно это король и желал слышать от Кольбера. Это первый урок «дела Фуке». Но самоуверенный Фуке, человек избалованный успехом у женщин и деньгами, авантюрист по природе, азартный игрок игрок во всем, не обращал внимания на предостережения. Кольбер и Людовик XIV оказывали неприкрытое давление на судей. Он лишил сюринтенданта права подписи чеков для оплаты секретных государственных расходов.
Фуке в это время оставался верен интересам кардинала, королевы-регентши и ее сына. Кардинал «убрал» бы и Фуке, но страшился его братьев их друзей их крепостей.
Ближайшие сподвижники Карла VII – финансист Жак Кёр, канцлер Жювенель Дезюрсен казначей Этьен Шевалье и его преемник Лоран Жирар – были выходцами из буржуазии. Особенно живыми и естественными кажутся герои на первом плане -- горожане, пришедшие поглазеть на судилице, стражники, сдерживающие напор толпы. Монарх потребовал заменить ссылку на пожизненное заключение, что и было исполнено. Сервиз этот вызвал особое раздражение королевской семьи: ее золотая посуда была переплавлена для оплаты расходов на Тридцатилетнюю войну (1618—1648 гг. ) между габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги, католические князья Германии, поддержанные папой и Польшей) и антигабсбургской коалицией в составе протестантских князей, Франции, Швеции, Дании, которым оказывали содействие Англия, Голландия и Россия. Он согласился, понимая, что судьба Фуке все равно уже решена.
Людовик XIV жаждал совершенной власти. Пострадала вся семья сюринтенданта. Сей поступок короля вызвал серьезную смуту и «непонятки» среди многочисленных французских историков, считающих, что «Железная маска» – это вовсе не брат-близнец короля-Солнца, как полагал Александр Дюма, а бывший министр финансов при королевском дворе и обладатель великолепнейшего дворцово-паркового комплекса Во Ле Виконт – Николя Фуке. Неловкости, совершенные Фуке, лишь довершили дело. Он действовал столь искусно, что в голове монарха поселилось подозрение. Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке Часослова Этьена Шевалье (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр). На копии утраченного стола папы, он отметил, что сверхнатурализма больше уменьшается и практически не имеет толщины.
Посвежело. При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 г. титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции. Его давно предупреждали о том, что король намерен избавиться от своего министра финансов. Фуке безумно любил роскошь, почести и блеск.
В станковых произведениях он создал выразительные портретные образы Карла7, его казначея, канцлера и других современников, а в иллюстрациях к «Часослову Этьена Шевалье» и сочинениям Боккаччо и Иосифа Флавия, в миниатюрах «Больших французских хроник» сумел запечатлеть необычайное богатство жизненных наблюдений, какого не знали его предшественники. Это составляло уже государственную измену и также могло привести прямехонько на эщафот. Ну и Пиаф, конечно. Эпилог драмы свершился в Нанте.
Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. Окна раззолоченных карет с дворянскими гербами были закрыты. Таков второй урок «дела Фуке». Для этого на облигациях нужна была лишь его подпись как супер интенданта, что гарантировало их незамедлительную оплату звонкой и полновесной монетой (конечно, он брал за это хорошие деньги).
Воцарилось гробовое молчание. Он преувеличивает расходы и скрывает доходы. По сравнению с реалистически трактованным лицом фигура короля кажется более плоскостной. В войне наступил перелом и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII. Гужон исполнил для него 12 рельефов: горизонтальные с амурами, наядами, тритонами и вертикальные — «Нимфы». Сюринтендант писал о «злой воле» кардинала, его «совершенной власти» над королем и королевой. Но арифметика подводила.
Отец Франсуа Клуэ. Николя получил лучшее по тем временам образование, был хорошо начитан и прекрасно разбирался в особенностях государственной службы. В 1420-х англичане в союзе с бургундцами захватили Париж и большую часть страны.
Тогда Людовик XIV решил арестовать Фуке во время пышных празднеств, которые он устроил в честь короля в Во-ле-Виконт 17 августа 1661 года (присутствовали 600 приглашенных) но арест, по просьбе Анны Австрийской, был отложен. И просчитался 16. Франсуа Аврил предпочитает датировать около 1460 с некоторыми последующими дополнениями.
Королевский канцлер представлен в молитвенной позе перед раскрытой книгой. Ни одна работа не формально приписываются Жан Фук на основе исторического документа или подписи. Служил он в королевской гвардии и в роте мушкетеров.
Но, наверное, самой значительной работой Гужона совместно с Леско стало участие в 1548—1562 годах в строительстве нового здания Лувра. «Тут какая-то ошибка, -закричал он знаменитому мушкетеру, -ведь я суперинтендант финансов». Король отправился в Нант Фуке сопровождал его. В пейзажах много света, воздуха, простора.
Турен живопись этого периода абсолютно неизвестна. Жест младенца подтверждает благосклонность Марии к заказчику. Он запутывает сам себя»6 — так оценил обстановку в беседе с Кольбером Людовик XIV. Подписанных им произведений не сохранилось, однако ему исстари приписывают семь миниатюр из рукописной «Галльской войны» и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, хранящееся в Шантильи. Бастилия была уже шестым местом заключения бывшего министра.
Он лишился интендантства и звания государственного советника. Слева представлен земной мир – Этьен Шевалье изображен во дворцовых покоях. Таким образом, он сумел положить две части лица в оппозиции, один в полном свете, с гладким внешним видом, который контрастирует с напряженностью и глубиной, анимировать другой, который остался в тени. Богатства или даже достатка в нем никогда и не было. Бывшего министра конвоировали как опаснейшего государственного преступника.
Хорошие отношения между Фуке и Мазарини расстроились к концу жизни последнего. Фуке отправили на границу с Италией, в крепость Пиньероль. Людовик выехал туда из Фонтебло 27 августа 1661 года.
А он оставался тем же самоуверенным человеком. Чтобы оправдаться, он вновь обрел красноречие своей прежней прокурорской должности. Назначенное судом наказание оказалось достаточно мягким – ссылка. Его братья, в том числе и озлобленный Базиль, лишились своих мест и были сосланы.
Для достижения своей цели финансист подобрал неповторимую «команду»: архитектор Луи Лево, художник Шарль Лебрен, скульпторы Франсуа Жирардон и Франсуа Ангье, садовник Андре Ленотр. Фуке не сдержался и воскликнул: «Я теперь ничто»5. Три окрестные деревни были разрушены, чтобы расширить строительную площадку. И дело не только в том, что художник отказывается от традиционных нимбов.
Откровенное, правдивое. По сути, всего в 2 цвета – ярко-красный и синий – написана мадонна меленского диптиха. И с тех пор судьба постоянно сводила его с сильными мира сего. Больше всего жизнелюбивый Фуке страдал от того, что был отрезан от всего мира. Он часто использует реалистичные ландшафтные украшения, которые он черпает из своих собственных знаний.
Лошади, запряженные в карету королевы, поднялись на дыбы. Бог знает, когда он умер 11. Решимость короля, помимо убеждения в виновности Фуке, усугублялась и личным его нерасположением к Фуке, который оскорблял самолюбие короля чрезмерным великолепием и вдобавок имел неосторожность ухаживать за фавориткой короля Луизой де Лавальер. 5 сентября Никола Фуке был арестован ДАртаньяном. Основные цвета – красный белый и зелёный – составляли гамму герба Валуа. Но у Анны Австрийской мысль об аресте суперинтенданта вызвала серьезное беспокойство. Этим временем датируются первые выполненные им заказы.
Бывший сюринтендант доказывал, что кардинал на свои личные расходы «заимствовал» из казенных денег от 18 до 20 миллионов ливров. Ему запретили не только переписываться, но и разговаривать с кем бы то ни было. Город нельзя было назвать ни французским, ни итальянским. Их сопровождала придворная знать. Ответ был необычен для двора, где продавалось и покупалось все. Более того, он сам лишил себя правовой защиты. Подсудимого защищали два адвоката.
Это было во Флоренции в 1427 году, в рамках Троицы, что художник Мазаччо, вероятно, в сотрудничестве с архитектором Брунеллески, решил проблему перспективы. Ему запрещались любые внешние контакты, даже переписка. Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца.
По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую. Он предлагал готовые решения, авторство которых неизменно приписывалось королю.
Нуанский каноник смотрит прямо на Христа. Король отправился в Нант Фуке сопровождал его. Но и Фуке не дремал. Он даже тайно посетил Во-ле-Ви-конт. Влияние последнего явно ощутимо в более поздней работе Фука. До левых областей, которые должны иметь тень и что художник сознательно забыл.
И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца. Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453). Чувствуя угрозу своей жизни, Фуке отчаянно защищался.
Иными словами, расправа с Фуке была связана для Людовика с опасными осложнениями. Точная дата его возвращения во Францию, не известно. «Меленский диптих» был заказан Фуке королевским казначеем Этьеном Шевалье для церкви в городе Мелене.
Мастер создавал скульптурное оформление дворового фасада (конец 1540-х — 1550-е годы). На самом деле, согласно другому искусствоведу, Николь Рейно, активность этого мастера Жувенели слишком поздно (года 1440-1450) за то, что помог обучить молодой Фуке, но они могли знать друг друг и они Сотрудничали как в том же самом рукопись, книга часов использования Анже, от около 1450.
В итоге репутации Кольбера и его «людей» был нанесен тяжелый удар. Десятки сторонников Фуке получили задания по снаряжению судов и солдат. Настоящее имя Атоса — Арманд де Сийер дАтос дОтовиль. это просто смешно», дал себя увезти. Его отец был членом Государственного совета и пользовался симпатией кардинала Ришелье.
Программа действий, намеченная Фуке, предусматривала укрепление островов Бель-Иль и Конкарно, отправку туда нескольких кораблей с людьми и снаряжением, покупку лошадей. Над головой сюринтенданта сгущались тучи. Здесь состоялась лотерея. Программа праздника была, казалось, бесконечной. Оскорбленная женщина ответила, что никакие деньги не заставят ее сделать ложный шаг. Сюринтенданту посоветовали опередить события, самому обвинить Луизу в вымогательстве.
Заседание Государственного совета перенесли на более раннее время. Он тут же понял свою ошибку и в ярости прикусил губу. Это старая книга часов, датированных 1452 и 1460, в настоящее время рассеяны и частично разрушен. В «Меленском диптихе» персонажей объединяют более глубинные и живые связи.
Король отправился в Нант Фуке сопровождал его. Раму портрета украшает надпись: «Победоноснейший король Франции Карл Седьмой этого имени» (то есть «седьмой по имени Карл»). под натиском бурно развивавшегося книгопечатания и успехов тиражируемой гравюры художественное украшение рукописей пришло в упадок. В итоге суд согласился с пунктами обвинения против Фуке, касающихся хищений и растрат. Точная дата его смерти неизвестна.
Работы, которые прилагаются к нему только на стилистической основе установленной в шестом веке из надписи, найденной в рукописи иудейских древностей (BnF, ПСС., Французские 247). «Из всех дел, которыми мне пришлось заниматься, арест сюринтенданта и суд над ним принесли мне самые большие огорчения и создали наибольшие трудности» 14. Общество поначалу было в восторге от ареста Фуке, но продолжительность процесса и пристрастие врагов Фуке склонили мало-помалу общественное соображение в его пользу. Он делает то же самое с видом на Париж, Орлеан, Тур.
Как генеральный прокурор Парижского парламента, он был хранителем завещания Мазарини, состояние которого — 14 миллионов ливров, хранившихся в подвалах Венсенского замка, — после смерти кардинала принадлежало Людовику XIV. Это был Луи Фуке, маркиз де Бель-Иль, родившийся в 1634 г. в Вильфранш-де-Руэрг. Из разных источников поступали сведения о том, что Людовик намерен расправиться с ним. Фуке согласился.
Даже для богатейших монархов Европы это была астрономическая сумма 3. Тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Во-вторых, сохраняется в музее Метрополитен в Нью-Йорке портрет папского легата. Однако эти атрибуции регулярно оспорены искусствоведами.
Восторги не смолкали. Вроде ничего необычного: так было всегда, когда Людовик отправлялся на охоту или прогулку. Считается, что он родился в Руане. Портоса звали Исаак де Порто. Наибольшую опасность для Фуке представляла найденная в его доме в Сен-Манде, за зеркалом, рукопись (26 страниц), работу над которой он завершил в 1658 году. Налоговый откуп выставлялся на торги и, по обычаю, тот, кто выигрывал аукцион, подносил министру «благодарность» или же назначал ему годовую пенсию до конца аренды.
Грандиозный фейерверк. Это может быть членом его семьи. Никола был сыном Франсуа Фуке, виконта де Во, ординарного советника короля Людовика XIII и «Благородной Дамы» МарииЛуи ФукеОдному из внуков супери нтенданта выпала славная судьба. Новый министр посвятил себя развитию искусств, открывал академии, собрал личную библиотеку и поддерживал интеллектуальные журналы, подобные «Joumal des Savants». Надпись с именем Фуке действительно поздно (через двадцать лет после его смерти) и может быть erroneous19.
Но, конечно, об этом мы никогда не узнаем. Ярким шедевром оформительского искусства Жана Фуке являются миниатюры Часослова Этьена Шевалье (1461 г. ), заказанного Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелене. Цитадель просто наглухо закрыли. Приходилось прибегать к помощи крупных финансистов и одалживать деньги у них. Правая створка изображает Марию, прибывшую в эмпиреи (херувимы перенесли ее на троне в небеса, вот таким образом они продолжают поддерживать трон, тогда как серафимы с молитвенно сложенными руками приветствуют ее).
поехал в Италию. — миллион подарил королю, переправив деньги в одну из башен Венсенского замка. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписываетсяЖану Клуэ по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. В тот же день, 5 сентября 1661 года, король объявил придворным об аресте Фуке. Главным композиционным центром является младенец Христос.
Он решил доказать, что король все знает, все решает, а министры лишь исполняют его волю. Этот портрет Евгения IV известно сегодня копией Кристофано Делолтиссимо (Галерея Уффици, Флоренция) и гравюры начиная с шестнадцатого века. Это случай миниатюр иудейских древностей сам, чей стиль тяжелее и на ощупи «бесконечно меньше вынутую и утонченная», чем в тех, в Heures dЭтьен Шевалье. Однако Фуке до поры до времени оставался в безопасности.
Ревность Его Величества оказалась слепой и жестокой. Людовик XIV, по словам поэта Жана Расина, в день объявления приговора сказал Луизе де Лавальер: «Если бы его приговорили к смертной казни, я бы дал ему умереть» 20. Фуке обвинял Кольбера в исчезновении более чем 1200 писем Мазарини. Судьба Фуке была предрешена. Белый, красный и желтый цвета составляли гамму герба Дезюрсенов. Почти квадратный формат картины придает фигуре короля еще большую устойчивость.
Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных исполненных карандашом иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же). Резиденция Жана Фуке в Италии подтверждается отрывком Трактата архитектуры, написанной Ле Filaretus около 1465: перечисляя «хороших мастеров», на которых один уже не может рассчитывать, что он указывает на то, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден и Фук французы, которые он говорит, что он не знает, что он умер, но он был очень хорош в рисовании с натуры. Нуанская «Пьета» сохраняет характерную для Жана Фуке мощную пластику объемов и драпировок, подчиняющуюся идее создания монументального образа. Эта работа оказала влияние как художников своего времени и современных художников. Письменные источники называют местом рождения Шарля дАртаньяна замок Кастельмор. Сходство черт с мадонной «Меленского диптиха» очевидно.
Это впечатление неслаженности отдельных частей, неумелости – обманчиво. На столе Людовика XIV всеобщее внимание привлекал сервиз из массивного золота. Король поручил финансисту ряд сложных дипломатических переговоров. Эта картина является единственной сохранившейся ретабло художника, но и самая большая картина все (168 259 см с рамкой). Его замок был блистательной и роковой демонстрацией этого искусства. Это был город со старыми культурными традициями.
За столы сели сразу три тысячи человек. Это новое распределение привлекло поддержку других специалистов в этой области. В Портрете Карла VII (ок.
Поля рукописей заполнены изображениями современной Фуке толпы, пейзажами родной Турени. Ма-зарини давал мушкетеру ответственные поручения во время Фронды дАртаньян, например, поддерживал связи с командующими армиями, электорами (германские князья или епископы избиравшие императора Священной Римской империи германской нации) Кёльна, Бонна. В левой панели, архитектурные украшения и фигура святого Стефана вспомнить итальянскую живопись своего времени. Сорок из этих листов хранятся в музее Конде в Шантийи (ms. 71).
Фуке, подчинись своему необузданному темпераменту, поступил иначе. Все вернулись во дворец. Он настойчиво и неторопливо убеждал короля, что «партия Фуке» — это «государство в государстве». Фуке в начале 1440-х гг. В следующем году 65-летний Николя Фуке умер от инсульта. Солнце зашло. Документ от ноября 1481 г. упоминает вдову художника и двух его сыновей-наследников.
С ним вместе находились королева-мать Анна Австрийская и брат герцог Филипп Орлеанский. Процесс Фуке тянулся три года.
Спектакль Мольера в естественном зеленом театре. Операцией по «захвату» сюринтенданта руководил младший лейтенант первой роты мушкетеров Шарль де Ба Кастельмор, всемирно известный по романам Александра Дюма под именем дАртаньяна (не следует путать с маршалом дАртаньяном).
Король отправился в Нант Фуке сопровождал его. учился в Париже, а затем в 1445-1447 гг. Молодому королю и этих денег было мало. Официальный, парадный характер портрета подчеркивается и его цветовым строем.
Это был «Проект восстания» против Мазарини. ДАртаньян арестовал Фуке. Свою подпись на документе ставил и государственный секретарь. Он отдал этот документ дАртаньяну, а тот переправил его Мишелю ле Телье. Благодаря выгодной женитьбе на Марии Фуршье (эта дульцинея принесла ему в приданое 160 тысяч ливров), он унаследовал от своего тестя должность докладчика в Государственном Совете, потом на него обратил внимание и приблизил к себе кардинал Мазарини.
Хорошие отношения между Фуке и Мазарини расстроились к концу жизни последнего. Особенно хороши миниатюры Благовещение и Встреча Марии и Елизаветы, созданные на сюжеты Священного писания. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного дворца Франции, пригласив трёх крупнейших профессионалов своего времени — архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена.
Датировка портрета Карла VII колеблется в пределах целых полутора десятилетий, от 1445 до 1461 гг. Именно королю Луиза рассказала о беседе с сюринтендантом. «Конечно, -признавался он, -я, пожалуй, чересчур любил роскошь (было бы бессмысленно отрицать это), но посмотрите мои счетные книги и вы убедитесь, что я не только не обогатился на королевской службе, но напротив, пришел к полному разорению.
Именно так и увековечил себя Фуке. В тот же период кватроченто, первый ренессанс, был расцвет кватроченто искусство «в меру человека», где перспектива дал иллюзию третьего измерения. Кроме того, вероятно, что он отправился во Флоренцию, где он видел работу великих тосканских новаторов, а также в Мантуе, где бы он нарисовал Портрет Gonella Jester (хотя это приписывание еще обсуждается). Небо раскололось над головами.
Тогда Людовик XIV решил арестовать Фуке во время пышных празднеств, которые он устроил в честь короля в Во-ле-Виконт 17 августа 1661 (присутствовали 600 приглашенных) но арест, по просьбе Анны Австрийской, был отложен. » — «Куда он только не взойдёт. «Непоправимая ошибка» 7, — заметил историк Лер, оценивая поведение Фуке. С некоторыми судьями поступили еще круче: их сослали.
При дворе он сорил деньгами и создал себе партию его уже называли LAvenir. Дата смерти неизвестна. Как уже отмечалось, «воздушная перспектива» получается с помощью градаций цвета по отношению к голубоватых оттенков серого для самых удаленных объектов, технику, которую можно наблюдать в этой таблице: как мы отойти, боковые стены замка подарки до пяти градаций синего цвета Отражения стены в водах рва замирания Синий цвет воды канавы рисует в сторону белого и тот же эффект наблюдается на небе Отражения моста легче, чем лодки Башня моста имеет коричневый цвет более устойчивым, чем у замка внизу Даже в окнах часовни, где небо белее.
Однажды в январе 1661 года он встретил в Лувре Никола и стал публично обвинять брата в воровстве, в расходовании 30 миллионов ливров на строительство и в принуждении женщин (он бесцеремонно назвал их имена) к сожительству. Это произведение не имело себе равных по художественным достоинствам. Готовясь к защите, он потребовал для изучения архивы — свыше 60 тысяч документов. Что поделаешь — приказ короля. Тело папы выше ростом, но его голова меньше.
Перед нами предстают ее древние города, зеленая долина Луары, которую называли «цветущим садом Франции». Занимал пост военного министра и был маршалом Франции. Король Карл VII Жана Фуке безволен и слаб, но он король. Не пытаясь состязаться с живописью, скульптор использует средства, позволяющие создать иллюзию перспективы на плоской каменной плите.
Кольбер активно участвовал в осуществлении королевского замысла. Как всегда основное бремя пало на низшие слои населения. Мария также смотрит на сына, склонив голову в знак согласия быть заступницей Этьена Шевалье перед богом.
План ареста Фуке был разработан до деталей. Вместе с Абелем Сервьеном (Мазарини решил сделать должность двойной) Николя Фуке стал заведовать доходами и расходами государственной казны. Он дает единственную возможность проследить ход работы Фуке над портретным образом (долгое время автором рисунка считался Гольбейн).
Жан Гужон (фр. 40 мушкетеров на лошадях были готовы к атаке. Опасности таились для Фуке и в его собственной семье. Итак, Людовика XIV раздражали богатство Фуке, его самомнение и необузданная гордыня, его надменный девиз: «Разве есть что-либо недоступное для меня. » 8. Какой уж там замок.
Два символа имеет один и то же спокойствие, с глубокими глазами. Художнику удалось не только портретное сходство. Его посадили в карету вместе с четырьмя офицерами-мушкетерами. Встретив Луизу, он заговорил с ней о бесчисленных и неоценимых достоинствах Людовика XIV. Этот процесс был описан в письмах маркизой де Севинье.
Обычно монарх пользовался иными, тайными и более надежными средствами. Он не был до 1475, что Фуке был сигнализировал, как «художник короля» Людовик XI, в королевских архивах, указывая, что он получает пенсию в размере 50 Турского Ливра как таковые. ДАртаньян ответил ему: «Монсеньор, Его Величество приказал мне доставить в Венсен-ский замок именно суперинтенданта финансов». Людовик XIV воспринял этот приговор как личное оскорбление.
Тур избежал военных действий. Мастер создает новый тип портрета, воплощая образ новыми художественными средствами. Он принимал участие в обсуждении международных дел. Около 1465 он нарисовал портрет канцлера Франции, Гильом Джувенел Де Ерсинс (Париж, Лувр).
На троне оказались его трехлетний сын Людовик XIV и правящая от его имени королева Анна Австрийская. В государстве, которым он правил, любое его желание должно было быть выше законов. Комендант Бель-Иль располагал для этого необходимыми деньгами. Их с трудом удержали. Она враждебна королевской власти. Людовик действовал вопреки расчетам Фуке.
Фуке, вероятно, встретил флорентийский мастер. Кольбер изучал кипучую деятельность финансового бога. Его отец — разбогатевший торговец, купивший дворянское звание. Ему нужна была бесспорная демонстрация силы: полное сокрушение всемогущего Фуке.
Жители говорили на местном наречии. Он привел сведения о расходах Фуке. Никто не мог переступить и порог камеры осужденного.
Начало Возрождения во французском ис-ве граничит с серединой 15в., с творчеством Жана Фуке. Три мушкетера. Сочетание темно-красного цвета с золотом создают впечатление строгой торжественности.
Людовика XIV распалял Филипп Орлеанский, неустанно твердивший: «Ваше Величество, станьте сюринтендантом финансов только на один год и у вас будут деньги на строительство». При дворе он сорил деньгами и создал себе партию его уже называли L039Avenir. Мари Мадлен, жена Фуке, находила новых издателей и новых читателей. Кареты направились к большим узорчатым воротам.
Полны чудес были владения финансиста. Лицемерный итальянец вел двойную игру. Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье).
Очень удачно цветовое решение: центральную часть композиции выделяет синий фон ковра, которым покрыто место судилища. Я не имел ни малейшего намерения использовать его против короля». Речь шла, таким образом, о гласном, большом и шумном политическом процессе. Оправдываясь, Фуке подсчитывал деньги, данные ему лично королем.
За проявленную лояльность ему удалось приобрести должность генерального прокурора. Лесть сделала свое дело. Король отправился в Нант Фуке сопровождал его. Для Жана Фуке важно достоверно воспроизвести облик короля. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х гг.
5 сентября 1661 г. он по обыкновению присутствовал в королевском совете, но при выходе из совета был арестован лейтенантом королевских мушкетеров дАртаньяном и отвезен в Венсеннский замок, а оттуда (в 1663 г. ) в Бастилию. Огромные суммы просто не доходили до государства. Художник умело передал это, по-видимому, постоянное выражение апатии и брюзгливости на лице Карла, так не соответствующее идеальному образу «победоноснейшего короля». Война изменила соотношение общественных сил в стране. Процесс Фуке тянулся три года.
Со дня ареста сюринтенданта и до начала судебного процесса над ним прошло 38 месяцев. Увы, Базиль был слеп и глух к доводам разума. Сходство опять-таки не вызывает сомнений. Как будто всё было не в его пользу. Завязалась тяжелая борьба между Парламентом с одной стороны и Мазарини с другой. Точных сведений о ранних годах жизни Гужона нет. Задолго до начала личного правления Людовика XIV против Фуке выступили могучие силы.
Этот метод позволяет ему дать живой аспект к его портрету. Новый этап требовал создания нового художественного стиля и языка. История умалчивает, откуда этот скромный двадцатишестилетний чиновник при дворе короля заимел такие деньжищи, чтобы на свое жалованье приобрести сначала земли на многие и многие га., а затем, став королевским любимцем и дослужившись до чина министра финансов, построить на них шедевр архитектурного зодчества – величественный замок и парковый комплекс под названием Во Ле Виконт, роскоши которого позавидовал сам король-Солнце. Более надежная опора для аналогий – надгробие Аньес Сорель в церкви Нотр-Дам в Лоше.
Та же композиционная ясность и точность рисунка, звучность цвета характерны для многочисленных миниатюр Фуке (Боккаччо, Жизнь знаменитых мужчин и женщин). Он ревниво относился к доходам Фуке. С одной стороны, он осыпал похвалами министра и с его помощью делал деньги, с другой — в беседах с доверенными людьми критиковал Фуке, смелого, преуспевающего, уверенного в себе.
Ее подымали копыта сотен лошадей. Хорошие отношения между Фуке и Мазарини расстроились к концу жизни последнего. Помогал королю личный секретарь кардинала Мазарини (а после его смерти первый министр) Жан-Батист Кольбер. Правая рука не продвигается из картины, как в Ван Эйка, но и появляется в укороченной с частью руки, которая видна.
ливров. Фуке обвиняли в том, что только за три года он истратил 23 миллиона. Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства.
Средоточием всей жизни Франции во второй половине XV в. становится Тур. Вот таким образом осторожный Людовик XIV предпочел дожидаться удобного случая. Грозная тень Мазарини стояла за спиной Фуке. Этот этюд называют «инкунабулой пастели» : своей техникой (он выполнен углем на серой бумаге, подцвечен коричневым и красным карандашами), никогда ранее не используемой, рисунок предвосхищает карандашные портреты XVI в. Детально воспроизводя натуру, турский мастер демонстрирует незаурядное искусство рисовальщика.
В парижской Национальной библиотеке хранится рисунок изображающий женское лицо в трехчетвертном повороте и снабженный надписью по нижнему краю, сделанной по-французски: «Прекрасная Аньес». ыл, в первую очередь, замечательным портретистом.
Фуке согласился. Реальные ли это были люди или они — плод талантливой фантазии замечательного писателя. В начале личного правления Людовика XIV положение сюринтенданта казалось прочным. В результате получается абсолютно иная картина. Руки моделей выполнены в разной технике, что свидетельствует об участии в их написании подмастерий. Он поступил на военную службу и отличился во время войны с Австрией. Сам же Фуке считал себя виноватым только в нарушении некоторых финансовых формальностей.
Это было идеальное начало для восхождения наверх. Согласно старинным сведениям лицу Мадонны приданы черты Агнессы Сорель (умершей от родов в 1450, по другой версии она была отравлена). Процесс Фуке тянулся три года.
Властолюбивый Людовик не мог потерпеть не столько воровства, сколько еще одного короля в своем государстве. Но художник середины XV в. ставит перед собой более сложную задачу: соотнести человеческую фигуру в портрете с окружающим ее пространством. Эта гастрономическая роскошь обошлась Фуке в непостижимую сумму — 120 тысяч ливров 9. Завершив изучение права, он начал свою карьеру в качестве адвоката парижского Парламента.
Ормессону, например, его беспристрастие дорого стоило. А финансисту подготовили настоящую засаду. В этом чувстве слились воедино и политические и личные мотивы. Тогда Людовик XIV решил арестовать Фуке во время пышных празднеств, которые он устроил в честь короля в Во-ле-Виконт 17 августа 1661 года (присутствовали 600 приглашенных) но арест, по просьбе Анны Австрийской, был отложен. Война надолго задержала культурное развитие Франции, отодвинула начало нового художественного движения. Фуке имел не только врагов, но и преданных ему клиентов.
Уже в пути Фуке написал коменданту Бель-Иль приказ о передаче острова королю. Портретная концепция Фуке представляет собой решительный разрыв со старыми традициями.
Генеральный прокурор придерживался иного мнения. И оно оставалось бы окончательно закрытым, если бы не последние (лет двадцать назад) исследования профессора Военно-Морской Школы Даниеля Дессера, которые принесли некоторые неожиданности. Кто в юности не увлекался их подвигами. Проникнуть за городские стены было нелегко.
Трагические события в Нанте не были для Фуке неожиданными. Наблюдатель имеет ощущение пальпации воздуха. Иконография портрета Карла VII восходит к средневековой традиции иератического портрета (модель представлена фронтально, в симметричном обрамлении занавесей). Именно в портретах Фуке с наибольшей силой отразились новые реалистические тенденции.