Фрида Кало – это история удивительной женщины, которой удалось сделать свой собственный внутренний мир произведением искусства. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины.
Первая авария заставила её начать писать картины, сделала вторая художником. Муж нередко изменял Фриде, в том числе и с ее младшей сестрой. В нем взыграло незнакомое прежде чувство ревности». Но нет худа без худа и благодаря собственно коммунистическим тусовкам Фрида познакомилась с одной из самых крупных фигур (и не только в переносном смысле) тогдашней мексиканской живописи — страшным бабником и просто страшным Диего Риверой. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию.
Как и сам музей, они— часть легенды о Фриде. Первой серьёзной попыткой выйти из-под влияния мужа стало решение родить. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно. Каждый день приносил новую боль и разочарование. Каждая из них – олицетворение стороны души Фриды. Тем временем, здоровье Фриды Кало продолжило катиться в бездну. Возможно, поначалу и сама Фрида с этим бы согласилась.
Все чаще Кало беспокоят мысли о смерти. Жизнь превратилась в ад и Фрида вначале ушла на другую квартиру, а затем уехала в Нью-Йорк. Себастьяна. «Диего — монстр и святой в одном лице» был ее судьбой.
Совместно они будут оплачивать только расходы по дому. Стала изучать медицину (специальные книги из-за постоянной востребованности никогда не пылились на ее полках в компании с заспиртованным эмбрионом): умница, она понимала, что знания такого рода ей пригодятся. В 1937 году в их доме поселился Лев Троцкий» — имея в виду любовную связь с Троцким. Но, конец немного предсказуем — все беременности закончились выкидышами.
С одной стороны, она страстно желала продолжить род, протянуть дальше ту красную ленту, которую она позже изобразит на картине «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я», получить в своё распоряжение «маленького Диего». Одним из самых острых переживаний Фриды стала невозможность родить ребенка. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. Ей хотелось быть рожденной в год Мексиканской революции. Соединенные Штаты Фриде не понравились. На картине «Моё рождение», созданной вскоре после первого выкидыша, она изображает себя в виде новорождённого, но, очевидно, также ассоциирует с фигурой матери, чьё лицо скрыто. Когда она в Штатах потеряла второго своего ребенка, то прямо в больнице написала картину «Госпиталь Генри Форда».
Все было мучительно. Врачи не дали Кало никаких надежд. Вряд ли Троцкий действительно влюбился в Кало как утверждают («без памяти влюбился в молодую художницу»), возможно из-за её болезни он рассматривал эту связь просто как секс. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность, » – сказала художница. Алехандро выбросило через окно. В 6 лет Фрида перенесла полиомиелит.
Они снова были вместе «и уже навсегда, без ссор, без всего плохого — только для того, чтобы сильно любить друг друга». «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — говорила Фрида. Как, например, на полотне «Две Фриды». Капитан очевидность спешит на помощь: «Los Fridos» — непереводимый испанский фольклор, Los — это множественный артикль в испанском языке, что значит «Fridos», думаю, объяснять не нужно. Словно в утешение художнице, 13 апреля в Мехико открывается ее первая ретроспективная выставка. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию.
Травма дала о себе знать: все три ее беременности завершились выкидышами. Но каждый раз женщина теряла ребенка из-за прежних травм, перенесенных ею еще в юности. Страдания, показанные с физиологической сочностью, облечены в яркие цвета, обставлены избыточными декорациями. Правая ступня атрофировалась, а нога стала короче и тоньше.
Ее отец Гильермо Кало был родом из Германии. Вторая жена, мексиканка Гваделупе Марин, родила ему двух дочерей. Даже на «свадебном» портрете «Фрида и Диего Ривера» только один из двух художников изображён с профессиональными атрибутами, палитрой и кистями, — и это не Фрида.
Сюжет Большая часть картин Кало – автопортреты. В 1929 году они стали мужем и женой. Фрида занималась футболом и боксом в школе входила в шайку «качучас» — хулиганов и интеллектуалов. Надев мужской костюм (возможно, это была попытка замаскировать корсет, который она была вынуждена носить), выглядевший на ней весьма экстравагантно, она появлялась на многолюдных собраниях и вечеринках и легко сходилась с различными людьми.
Возможно, поначалу и сама Фрида с этим бы согласилась. Дома похожи на духовки, а все удобства, о которых они говорят, — это миф. А через несколько лет решилась показать ему свои рисунки. Три выкидыша — море боли и отчаяния, которое выплеснулось в картинах. Рухнула идиллия из-за пылкой любви Троцкого к Фриде.
На последнюю «вдохновил» ее Диего Ривера изменивший жене со свояченицей и отмахнувшийся от упреков: «Подумаешь, это просто царапина». На носилках ее внесли в зал галереи и уложили на кровать. Отсюда эта неутомимая жажда жизни, жажда любви». совместно с мужем начала преподавать в школе искусств «Эсмеральда». «Светское общество меня раздражает, — писала она в дневнике, — и все эти богатые люди меня бесят, так как я видела тысячи людей в самой страшной нищете, абсолютно без еды, без жилья, это произвело на меня самое сильное впечатление.
Ярко-голубые и красные стены дворика украшает еще одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Через год она умерла. Это вдребезги разбило девичьи грезы, но не дух Кало. Два этих переживания впоследствии стали главными темами её картин.
В течение 30 лет облик дома не менялся. От нечего делать Фрида, которая раньше не проявляла интереса к живописи, начала рисовать. Так началась новая, полная любви, страсти и боли страница в биографии Фриды. Это было безусловное торжество духа над слабой плотью. Вначале необходимость как-то унять боли, а затем и пристрастие, заставили Фриду принимать наркотики.
С одной стороны, она страстно желала продолжить род, протянуть дальше ту красную ленту, которую она позже изобразит на картине «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я», получить в своё распоряжение «маленького Диего». В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Наверное, первая часть фразы прозвучала в урочный час. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили мало. Троцкий потом винился перед своей Наташкой (законной женой), что-то типа «я твоя старая верная собака, хочу только тебя, она для меня ничего не значит».
Пожалуй, это был первый случай в истории искусства, когда художница с предельной, почти физиологической честностью рассказывала именно о женской боли, да так, что ноги подкашивались у мужчин. Что касается знаменитой «моноброви» Фриды, то это тоже было частью её личного бунта. С таким рубцом на матке много не нарожаешь. Чтобы забыть о бесконечной боли и тоске Фрида взялась за кисти и краски. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Ах, как бы повеселилась эта жизнерадостная женщина, узнав, что она приравнена к богам последователями ее стиля из числа богемы: сооружены «алтари Фриды», а религия носит название «калоизм». Та без лишних раздумий согласилась.
В 1934—1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Она выкарабкалась, встала на ноги, но боль уже никогда не отпускала ее далеко от себя. И не напрасно. Ривера, как и положено самоуверенным мужьям, узнал об измене в последнюю очередь. Первая всю жизнь отзывалась физической болью, вторая причиняла боль душевную. Интересного в это время в жизни Фриды было мало, не считая ее последней выставки.
Поощряла эти знаки внимания смешливая Фрида («нет ничего дороже смеха, с его помощью можно оторваться от себя, стать невесомой») или по-своему забавлялась, мы никогда не узнаем (написанный в качестве подарка несгибаемому большевику автопортрет оказался невостребованным). Но все внутри нее так и осталось покалеченным. «Я хочу лишь одного: чтобы его никто не ранил Если бы я обладала здоровьем, я его целиком отдала бы Диего», написала Кало на одном из последних листов. Она опять начала носить джинсы, с удовольствием занималась хозяйством и преподавала студентам, написала «Автопортрет с косой», на котором ранее остриженные волосы сплелись в причудливый крендель и, окончательно смирившись с неспособностью родить, обратилась к теме плодородия. Именно живопись свела Фриду с Диего Риверой. В 1939 году Кало и Ривера официально развелись.
В течение 30 лет облик дома не менялся. Напротив, очень заинтересовался. А чем еще заниматься девочке, обреченной на неподвижность.
Она начала с автопортретов. Обе надписи приукрасили действительность. «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего», — говорила Фрида и в обращении к этой «теме» была не только субъективность, но и субъектность. Если автокатастрофа действительно была роковой случайностью (Фрида должна была ехать в другом автобусе, но вышла на полпути, чтобы поискать забытый зонтик), то сложные отношения (в конце концов, Диего Ривера не был единственным) были неизбежными из-за противоречивости её натуры, в которой сила и независимость сочетались с жертвенностью и одержимостью.
Обе надписи приукрасили действительность. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. С другой — Фрида понимала, что рождение ребёнка привяжет её к дому, помешает работе и отдалит от Риверы, который был категорически против детей. Естественные роды были невозможны, но оставалась надежда на кесарево сечение.
Он понял, что теряет Фриду, писал, звонил, умолял вновь пожениться. Преодолевая мучительные страдания, Фрида никогда не вовлекала в свои проблемы других людей.
Специалисты полагают, что 1940-е – это эпоха расцвета творчества Фриды Кало. В декабре 1941г. Но я хочу сказать, что всё моё существо открыто для тебя. Она устала.
Диего изобразил капитализм в виде «звероподобных финансовых воротил и продажных женщин в последней стадии сифилиса». Кроме того, она обожала текилу. Ощущая свою второстепенность, незначительность своих чувств по сравнению с мужскими, она довела это переживание до абсурда в картине «Немного маленьких уколов». «Я осталась жива и вдобавок мне есть ради чего жить, — говорила она матери. Люди проталкивались к моим картинам, которые, видимо, потрясли их.
А блеск интеллекта в глазах, темперамент и острый язык только добавляли шарма. «Работы начинающей художницы, определённо, значительны и угрожают даже её увенчанному лаврами знаменитому мужу», — было написано в пресс-релизе к первой нью-йоркской выставке Фриды (1938) «малютка Фрида» — так называл её автор публикации в TIME. В 1953г. Он вступил в коммунистическую партию и втянул жену в политику.
Причиной смерти Фриды Кало стало воспаление легких. Упомянутая выше нью-йоркская выставка помогла Фриде стать свободнее. И сама Фрида не была обойдена вниманием.
Передвигаться к тому моменту Фрида Кало могла только с помощью кресла каталки. Однажды, застав жену в мастерской наедине с американским скульптором Исамой Ногучи, он чуть не застрелил бедолагу. Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Параллельно она ходит в подготовительную школу, где практически с первых дней формирует чуть ли не «собственное общество» со своими правилами и законами.
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Это она вонзалась шипами в шею на «Портрете с терновым венцом», плескалась в тусклой ванне на полотне «Что дала мне вода», выступала кровавыми пятнами на картине «Всего-то несколько царапин». В 1929-м он станет ее мужем. Свободными были лишь ее руки.
Как все отцы, Гильермо ревновал дочь к жениху. Их роман оказался ярким, но очень коротким. Здоровье все чаще и чаще подводило ее. Вместо «маленького Диего» на свет появилась «Больница Генри Форда» — одна из самых печальных работ, с которой началась череда «окровавленных» картин.
Даже на «свадебном» портрете «Ривера Диего и Фрида» только один из двух художников изображён с профессиональными атрибутами, палитрой и кистями, — это и не Фрида. Эта позиция усиливалась за счёт удвоения портретов: она нередко писала себя одновременно в разных образах и ипостасях. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади.
Пришлось научиться Быть сильной ещё в детстве: помогая отцу пережить приступы эпилепсии сначала, а затем справляясь с последствиями полиомиелита. Влечение было обоюдным и закончилось не только сексом на больничной койке, но и стремительным отъездом полных страсти любовников в Нью-Йорк. С 1950 по 1951г. А почему так мало пафоса.
Вокруг были ее картины. Его околдовала невероятная красота этой измученной, но стойкой женщины. Матери девочка побаивалась и величала ее «мой босс», а отца любила всем сердцем и с восторгом следовала за ним во время съемок. «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего», — говорила Фрида и в обращении к этой «теме» была не только субъективность, но и субъектность.
Троцкому пришлось спешно подыскивать себе другое жилье. С тех пор, как я в тебя влюбилась, всё перемешалось и наполнилось красотой. Она даже стала кокетничать с приходящим художником Диего Ривейрой, который украшал Препаторию росписью «Созидание». И тогда Фрида написала свой первый автопортрет. Полотна Фриды покорили именитого мастера. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. Фрида тоже ушла вслед за ним, но в 1933 году вступила снова.
Все эти подробности их жизни добавляли им славы, но вероятно причиняли боль обоим. Сближала их не только живопись, но и коммунистические идеалы. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами. В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию9. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения.
Однажды Фрида отважно пришла к знаменитому художнику в Министерство образования, где он расписывал стены, заставила его спуститься с лесов, чтобы «услышать честное мнение» о своих работах. Большое полотно «Две Фриды»создавалось во время бракоразводного процесса на нём Фрида написала себя «любимую» (справа, в теуанском костюме) и «нелюбимую» (в викторианском платье истекающую кровью), словно заявляя, что теперь она сама себе «вторая половина». Со своим мужем, художником Диего Риверой, Фрида впервые познакомилась еще в годы студенчества в«Препаратории».
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. И первые шаги в живописи. Незадолго до экспозиции из-за гангрены пришлось ампутировать часть правой ноги: «Что мне ноги, когда у меня за спиной крылья. », – записала Фрида в своём дневнике. Но и это не сломало Фриду, вопреки прогнозам врачей — она выздоровела. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г. Ощущая свою второстепенность, незначительность своих чувств по сравнению с мужскими, она довела это переживание до абсурда в картине «Немного маленьких уколов».
Вскоре они покинули голубой дом. А пока диагноз врачей был малоутешительный — полиомиелит. В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. Фрида очередной раз лежала в больнице, когда друзья решили сделать ей сюрприз.
Правда, потом влюблённые всё-таки воссоединились. Присущие сюрреалистам мечтательность и декадентство её раздражали их ночные кошмары и фрейдистские проекции казались детским лепетом по сравнению с тем, что ей довелось пережить в реальности: «Со времени я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза и больше ничего». А здоровье Фриды стремительно ухудшалось. Спустя время Фрида лишилась правой ноги — она была ампутирована до колена.
Какой-то мужчина вырвал железо из ее тела. Ее творчество насыщено символами и фетишами. Острый перитонит».
Украшением ей служил лишь цветок, небрежно воткнутый в волосы. И только кисти и краски позволяли ей забыть о своих увечьях. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. И у меня тут совсем не «образцовые» сюрреалисты, ну, кроме Сальвадора Дали, пожалуй и то он «образцовый» с очень большими оговорками. «Я так счастлив был вернуть Фриду, что согласился на все», — вспоминал Ривера.
В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Все началось с его поездки в Советский Союз. Встречавшийся с Риверой в Париже Максимилиан Волошин называл художника «добрым людоедом». Её знаменитый теперь на весь мир «Синий дом», прозванный так из-за стен цвета «индиго», традиционного для индейских хижин, стал вначале госпиталем, потом студией, затем сценой, а после смерти художницы – музеем её творчества. Да и средств к существованию у нее не было, так как свои работы она еще не продавала. 17 сентября 1925г. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая— это Диего».
В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Кало попала в автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. Тогда же, в первые сутки семейной жизни Диего показал свой отнюдь не ангельский характер. Отец заказал специальный подрамник, чтобы можно было работать лежа. В какой-то мере это даже дошло до абсурда. В 1944г. Гораздо большее значение для него имела Седова, соратник в его политической работе. 1934г. Упомянутая выше нью-йоркская выставка помогла Фриде стать свободнее.
Таким поначалу был её брак с Диего Риверой. Он потребовал заменить лицо, «которое могло бы оскорбить чувства очень многих людей, на какой-нибудь нейтральный персонаж». Пока Диего сутками напролёт писал фрески, ночуя на лесах, она носила ему корзинки с обедами, занималась счетами, экономила на столь необходимых ей медицинских процедурах (Диего тратил бешеные деньги на свою коллекцию доколумбовых статуй), внимательно слушала и сопровождала на выставках. Первая авария заставила её начать писать картины, вторая сделала художником. Только не понятно, что поразило Диего больше: ее рисунки или она сама.
Тридцать две операции, годы в гипсе и на инвалидной коляске, бесконечная боль. Некоторые из ее студентов даже стали настолько пылкими последователями художницы, что к ним прицепилась кликуха «Los Fridos». Счастлив тот, кому достаточно произнести: «Я люблю тебя», чтобы остаться удовлетворённым. Узнав об этой истории из газет, Фрида написала полную сарказмаработу, буквально залитую кровью (пятна красной краски «выплеснулись» даже на раму). «Но несмотря ни на что, несмотря на это раненое тело, заточенное в уродливые гипсовые или железные пластины, я должна признать, что была в своей жизни отчаянно любима, как выразился однажды Бретон. Не знаю, может быть, я ошибаюсь, но я просто рассказываю, что чувствую».
Живопись захлестнула меня. Это потом Фриду Кало причислят к сюрреалистам, одно из ее полотен «Корни» (хотя никакого полотна там и в помине не было, только металлическая доска и масло) на аукционе Sothebys в 2005-ом оценят в 7млн, а маленькая лондонская галерея Tate неожиданно прославится благодаря персональной выставке Кало. Она считала девичьи компании банальными, предпочитала дружить с мальчиками и встречалась с самым популярным и умным из них, который к тому же учился на несколько классов старше. Узнав об этой истории из газет, Фрида написала полную сарказма работу, буквально залитую кровью (пятна красной краски «выплеснулись» даже на раму).
По душевному складу Фрида Кало не была космополиткой. И сама работала столько, сколько позволяло здоровье. На восстановление ушли месяцы. Мотив обезьянки часто встречается в работах Кало, однако в нетривиальном значении. Однако вернувшись в Мексику, о них и не вспоминал. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Словно в противовес тому, что на картинах Фриды Кало художница никогда не улыбалась.
Он стоял лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. В 1928 году Фрида вступила в компартию, а через год вышла замуж за Диего. Фрида лежала, тупо уставившись в потолок и слушала свою боль, пока сестре Матильде не пришло в голову приделать к кровати («ящику», «гробу», «темнице») балдахин, да еще и с зеркалом, чтобы больная могла видеть себя. Именно тогда и возникла её страсть к автопортретам. «Поручень проткнул меня, как клинок пронзает быка».
«Фридомания» захлестнула Западный мир: американские феминистки называют ее своей предтечей, ею восторгаются бисексуалы, художники-сюрреалисты зачислили художницу в свой лагерь, картины Кало оцениваются в миллионы долларов. Скорее всего, Фрида к Троцкому никаких особенных чувств не испытывала.
Ну или это он пал жертвой Фриды. Но пока Фриде было не до художника. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда ее дом стал музеем. Диего же был покорен юной изысканной и очень красивой женщиной. Год были в разводе, а потом снова отправились под венец. В довершение ко всему после бурного романа со скульптором Луизой Невелсон он совратил младшую сестру Кало, Кристину.
Но Кало не особенно заботилась о чужом мнении и всегда поступала, как считала нужным. Это было что-то вроде дневника, переписки, которую я вела всю свою жизнь. «Я хочу лишь одного: чтобы его никто не ранил Если бы я обладала здоровьем, я его целиком отдала бы Диего», написала Кало на одном из последних листов. Ну, во первых, парижских классических у меня и нету особо, а во вторых я люблю живопись сюрреалистов, но отнюдь не люблю «официальную» идеологию сюрреалистов. На родине его называли попросту Пузаном и бабником. В галерее было полно народу.
Берггрюэн, расстроенный исчез из жизни Кало, даже не попрощавшись. Большое полотно «Две Фриды» создавалось во время бракоразводного процесса на нём Фрида написала себя «любимую» (справа, в теуанском костюме) и «нелюбимую» (в викторианском платье истекающую кровью), словно заявляя, что теперь она сама себе «вторая половина». Я, наверно, казалась всем распущенной. Случился первый семейный скандал.
Именно автопортреты стали главной темой ее творчества. «Я пишу себя, — говорила она, — так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Я придерживаюсь в этом плане философии Рене Магритта и из всех сюрреалистов, он мне ближе всего, как самый «не сюрреалистический» сюрреалист (если его вообще можно так назвать). Система одна бабка сказала утверждает, что Троцкий Фриде быстро надоел, впрочем, так же, как и она ему. Фрида сама для себя была и моделью и объектом исследования.
Фрида Кало была не просто женой признанного живописца Диего Риверы или символом душевной и физической силы — всю жизнь художница писала, отталкиваясь от собственных внутренних противоречий, сложных отношений с самостоятельностью и любовью, рассказывая о том, кого знала лучше всего, — себе. Может, от страха и смущения девушка вела себя дерзко. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей». Врачи не могли поручиться за ее жизнь.
Правда, супруги не оставляли надежды обзавестись потомством. Тогда же, в первые сутки семейной жизни Диего показал свой отнюдь не ангельский характер. В 1925 году Фрида попадает в страшную автомобильную аварию – её сбивает автобус. Она же, увлеченная коммунистическими идеями, не смогла отказать столь великой фигуре. Он остался невредим и кинулся искать Фриду. Правда, потом влюблённые всё-таки воссоединились.
Мать – испанка, рожденная в Америке. В 1929 году Фрида сочеталась браком с художником Диего Ривера. За нью-йоркской выставкой последовала парижская, устроенная при непосредственном участии Андре Бретона, который считал Фриду видным сюрреалистом. В течение 30 лет облик дома не менялся. Дела пошли хуже, когда Ривера на пару с приятелем Сикейросом стал заигрываться.
Обложку журнала «Вог» украсила тонкая изящная рука Кало, унизанная оригинальными кольцами. Фрида выжила — невзирая и вопреки. В результате, Кало пришлось перенести еще и курс противосифилитической терапии, что не могло не сказаться на ее руке (любая антибактериальная терапия ухудшает течение грибковой инфекции). Сочилась кровь. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало».
Бухло и другие наркотики (да бухло — это наркотик, если вы не знали) — это лучший способ загнать иммунитет и нервную систему в подполье. К сожалению, надпись неточна. Не имея художественного образования, Кало начала с копирования художников Ренессанса. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Определенным образом это повлияло и на ее работы.
Фрида почувствовала себя художником. К несчастью, беременность закончилась выкидышем. Однако сам он был болезненно ревнив. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года.
Это была первая картина мексиканского деятеля искусства в Лувре. Увещевания только распаляли разгулявшегося художника. Фрида ушла к родителям. Мэтру понравилось и понравилось не только творчество Фриды, но и сама Фрида. Да, она понимала, что выглядит не так, как все, но именно это и было её целью. Фрида отдалась на волю судьбы, а Диего словно очнулся от сна.
Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. К тому моменту «начинающая» «малютка» писала уже девять лет. Сила воли помогала жить. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. В 1937 году, когда Троцкий с семьей был выслан из СССР, Фрида с Диего приняли их в своем «голубом доме».
Их семейная жизнь бурлила страстями. Однако, с помощью Марселя Дюшана (это такой парижский кубист, авангардист и тусовщик) Фриде Кало, все-таки, худо бедно удалось договориться с галереей. Официальная версия — воспаленье легких. Первой серьёзной попыткой выйти из-под влияния мужа стало решение родить.
Фрида Кало, как и многие из интеллектуальной элиты того времени, болела крайне злокачественным вирусом коммунизма и посему вступила в Мексиканскую коммунистическую партию, дабы нести разумное, доброе, светлое крайне сомнительную идеологию о всеобщем социальном равенстве. Красота ее была одновременно дикой и строгой, ей было чуждо кокетство. Думаю, что нет ничего лучше творчества».
Супругам пришлось объясняться в полиции. Всю сознательную жизнь, проведённую возле своего супруга, Фрида не могла выразить словами, того, что чувствовала к своему возлюбленному. Также Фрида находила скучных американцев скучными.
А еще Фрида мечтала о ребенке, но многочисленные травмы не дали ей счастья материнства. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели – Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики. Именно тогда она попросила отца принести ей кисть и краски.
Ибо если сбрить усы и подбрить монобровь, то Кало, в общем то, хоть и не красавица, но обаяния отнюдь не лишена была. Но влюбившись, Фрида словно теряла разум, который так ценила в людях. Больше ей ничего не надо было.
Это была странная пара — «голубка и слон». Ей было 22 года, ему – 43. Свои страдания и эмоциональный упадок художница передала на полотне «Больница Генри Форда». Способствовало этому и неизменное дружелюбие и пытливый ум девушки. В 1945г.
Часто видела она и Диего Риверу. Тем временем в западноевропейской традиции это животное символизирует сладострастие. В конце 20-х годов Диего Риверу пригласили на работу в США.
Фрида Кало была знакома с Троцким. Она лежала на автобусной площадке. Фриде приписывают короткий, но бурный роман с козлобородым. Фрида не смогла устоять. Но влюбившись, Фрида словно теряла разум, который так ценила в людях.
Дети дразнили ее: «Фрида — деревянная нога», она взрывалась от гнева, глаза из-под торчащей челки метали молнии. Парадоксально, но выбор, который обычно навязывается женщине «по умолчанию», в случае с Фридой становится бунтом против опеки мужа.
Вот такой странный брачный контракт. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Она создала закрытую группу «Качучас», где собиралась творческая молодежь, была очень популярна и просто сводила парней с ума своими черными глазами. Мое творчество — самая полная биография, которую я смогла написать. Вот такой странный брачный контракт. В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики.
Корсеты — гипсовые, кожаные, стальные (некоторые весили до 20кг)— только поддерживали ее многострадальное тело, но боли не смягчали. У них завязался роман, но ревнивая жена Троцкого задушила его на корню. Мне захотелось сбросить с себя его эмоциональное давление испробовать свои чары и самоутвердиться.
В надежде на более квалифицированную медицинскую помощь Ривера повез жену в США. В тот вечер, когда открылась выставка, я была крайне возбуждена. Однако, более тесное знакомство состоялось именно на пьянке, организованной Тиной Модотти (фотограф и модель также страдавшая коммунизмом).
Она устала. Естественные роды были невозможны, но оставалась надежда на кесарево сечение. Фрида воспринимала своего знаменитого супруга как большого ребенка. Бойфренд Фриды Кало отделался мокрыми штанами, а вот самой Фриде далеко не так повезло. Неверный Диего, впрочем, не терпел в свою очередь ответных измен жены — однажды, застав ее с любовником-скульптором, он даже выхватил пистолет, но, к счастью, все обошлось. Последними словами в дневнике Фриды были: «Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь».
За спиной у жениха — бурное прошлое. Их связывали отношения – страстные, одержимые и порой мучительные. В 1937 году в жизни Кало появился советский революционер Лев Троцкий. Ничуть не смущаясь, переходила от одного мужчины к другому.
Фрида Кало хорошо знала историю своей родины. Вот полотно «Больница Генри Форда»: обнаженная Фрида лежит на железной кровати, живот вздут, волосы в беспорядке. Диего Ривере тогда было 43 года. Судьба художника Полиомиелит в детстве (кстати, о том, каково ребенку пережить такое, хорошо написал Алан Маршалл в романе «Я умею прыгать через лужи»), катастрофическая авария в 20 лет и, как следствие, операция на операции. А Диего, дескать «же никак не мог простить обоих и в отместку жене переспал с ее младшей сестрой Кристиной».
Вторая страшнее». Если кто-то считает, что так принято на мексиканских свадьбах, он сильно заблуждается. Да, не только СПИД способен убивать иммунные клетки, такие дела. Предполагалось, что пожилые политэмигранты поживут неопределенное время в Голубом доме. случилась очередная трагедия: из-за начавшейся гангрены Кало ампутировали правую ногу. Сама экспозиция коммерческого успеха не имела (одну картину Кало купил Лувр), но работы Фриды и она сама стали сенсацией пресыщенного искусством Парижа.
Она изображала «свою реальность» без всяких моральных и эстетических преград и ни на одном из автопортретов Фрида не улыбается. В общей сложности художница перенесла 32 операции. Многочисленные переломы позвоночника, таза, ребер стали достаточной причиной, чтобы спеленать и закорсетить бунтарку (кстати, роспись медицинских корсетов политической символикой и бабочками впоследствии стала ее ноу-хау).
Когда он вернулся в 1927г., Фрида уже была на ногах. Волоски на лице никогда не мешали ей оставаться желанной для противоположного пола (и не только). Первая работа художницы, появившаяся в Санкт-Петербурге, – это «Автопортрет с обезьянкой». Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки.
Диего любил женщин и при случае изменял своей жене. Если картины были отражением внутренней бури, то костюмы стали её бронёй. Уже в начале прошлого века женщины начали избавляться от лишней растительности на лице. Увещевания только распаляли разгулявшегося художника.
Короче, пали жертвами друг друга. Лечение длилось несколько лет.
В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Всю жизнь Фрида собственноручно плела тонкое кружево легенды, а потом картинно драпировалась в эту «шаль» со сложным, сбивчивым узором эффектно, как умеют испанки (впрочем, в крови ее матери было намешано множество кровей, в частности индейских). Прикованная к постели, она изучала себя.
Отец не скупился: оплачивал лучшие спортивные и учебные заведения, врачей. Для того времени это было необычно для женщины. Вильгельм превратился в Гильермо и сменил профессию — стал известным фотографом, посвятившим свое творчество новой родине и построил большой «голубой дом» — дом цвета мечты — в Койоакан, пригороде столицы. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом. Хайнц Берггрюэн, богатый американский коллекционер живописи, навестил Фриду в больнице. Фрида ушла к родителям. Она часто изображала его младенцем, лежащим у нее на руках.
После отъезда молодоженов в США Кало не раз находилась в состоянии беременности. Вместо этого его наняли борцы за власть хомячков — коммунистическая партия США. Если бы не хирургический зажим в руке Фриды, женщина, вероятно истекла бы кровью.
Сам Ривера в США без дела не сидел. Присущие сюрреалистам мечтательность и декадентство её раздражали их ночные кошмары и фрейдистские проекции казались детским лепетом по сравнению с тем, что ей довелось пережить в реальности: «Со времени я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза и больше ничего». «У неё нет иллюзий», — поддакивал Ривера. Вероятно, причиной тому послужил её краткий роман со ЛьвомТроцким, которого супруги некоторое время у себя скрывали.
Тлацольтеотл, богиня Любви, должно быть, была со мной. На перекрестке автобус столкнулся с трамваем. Гостевание закончилось неожиданно скоро. Все это не способствовало укреплению и без того подорванного здоровья.
Физические силы на исходе и духовные тоже иногда не выдерживают. Неслучайно через год после развода появился «Автопортрет с остриженными волосами», на котором место юбок и лент занял мужской костюм — в похожем Фрида как-то позировала для семейного портрета задолго до встречи с Диего. Если автокатастрофа действительно была роковой случайностью (Фрида должна была ехать в другом автобусе, но вышла на полпути, чтобы поискать забытый зонтик), то сложные отношения (в конце концов, Диего Ривера не был единственным) были неизбежными из-за противоречивости её натуры, в которой сила и независимость сочетались с жертвенностью и одержимостью.
Если быть точным, то между Диего и Фридой произошла встреча еще в бытность обучения Фриды в Препаратории (Диего тогда расписывал стену школы). Пикассо был сражен наповал. вступила в коммунистическую партию) и артистическую жизнь Мехико. Фрида привычно терпела боль, но боялась потерять подвижность. Уникальность и загадочность художницы оставили глубокий след в памяти богемы. На устроенном собственноручно обеде он даже подарил «заокеанской орхидее» странноватые сережки в форме кисти руки с растопыренными пальцами. Головокружительный роман Кало и Риверы закончился свадьбой. Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом — в ставший впоследствии музеем Фриды Кало «Голубой дом» на улице Лондрес в Койаокане, самом богемном районе Мехико, где они прожили много лет.
Зеркало над кроватью и специальный подрамник, позволявший писать картины лежа. Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой). Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Для меня не существовало полутонов, я должна была получить все или ничего.
Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Боялась, что мастер не станет разговаривать с девчонкой. Фриду таскали на многочисленные «обеды по случаю», тостирующие приправляли хвалебные речи магическим словом «сюрреализм». Кало до дна испила радость, любовь, счастье и боль, отмеренные ей судьбой. «Я не знаю, как писать любовные письма. Но до этого еще надо было дожить. Много месяцев девушка была прикована к больничной койке, обездвижена специальным корсетом.
И если бы не творчество, кто знает, выдержала ли бы Фрида очередной удар. В шесть лет девочка из вполне обеспеченной семьи заболела полиомиелитом (как известно, болезнь косила в первую очередь плохо питающихся детей трущоб) и стала объектом насмешек из-за хромоты и заметно утончившейся правой ноги. Казалось, дух — единственное, что уцелело в ее теле.
Прощание с Фридой Кало проходило в Бельяс Артес – Дворце изящных искусств. Многие из них, безотносительно к табличкам, были восхищены самобытностью полотен и самой «м-м Риверой». Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади.
Мое творчество — словно проводник боли», — так писала в своем знаменитом «Дневнике» легендарная женщина Мексики — Фрида Кал о. О ней написаны десятки объемистых романов и искусствоведческих трудов, поставлены драматические и оперные спектакли, а в настоящее время идет съемка сразу трех художественных фильмов. Картины этого периода полны муки, красоты и символики («Думая о смерти», «Диего в моих мыслях», «Невеста испугавшаяся при виде открытой жизни», «Раненый олень»). Но, поскольку вскрытия тела не производилось, версия осталась недоказанной. Так или иначе, вскоре маститый художник попросил у отца Фриды ее руки.
У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. Основоположник сюрреализма Андре Бретон, в 1938 году путешествующий по Мексике, был очарован картинами Кало, однозначно причислял живопись Фриды Кало к сюрреализму. Это был лишь предлог. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде. Я очень многого ждала от нее, каждую минуту сознавая, что могу все это внезапно потерять.
«Я всего лишь ткнул её несколько раз», — говорил на суде некий мужчина, зарезавший свою подругу. Вот Тулуз-Лотрека хотя бы вспомнить. Даже вышла снисходительная статья под названием «Жена мастера монументальной живописи радостно плещется в искусстве».
Выставку приняли в целом благосклонно. она приняла участие (вместе с Диего Риверой) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом. А Фрида не сдавалась: не могла отплясывать на вечеринках, зато громко распевала народные песни, не имела возможности щеголять в коротких платьях, зато пристрастилась к длинным ярким юбкам (а потом и эффектную причесочку с лентами и цветами сообразила), не стала доктором, зато приохотилась к холстам и подрамникам. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. После продажи на торгах Sothebys в 2006 году картины «Корни», которая ушла с молотка за 5, 6 млн долларов (и стала, таким образом, самой дорогой работой художницы), распространились слухи, что именно Мадонна приобрела ее в свою коллекцию.
«Фрида закричала так, что заглушила сирену подъехавшей кареты Красного Креста», — вспоминал Ариас. Стараясь максимально развить девочку, родители отдают её на занятия боксом. Испытаний на её долю было отмеряно немало. Он был ее самой большой радостью и самым большим испытанием.
Фрида занималась футболом и боксом в школе входила в шайку «качучас» — хулиганов и интеллектуалов. Такие дела. Одна женщина одета в традиционное индейское платье, вторая – в праздничное европейское. «Я всего лишь ткнул её несколько раз», — говорил на суде некий мужчина, зарезавший свою подругу. Роман с блистательным американским фотографом Николасом Мюреем «вылился в истинную любовь». Но Диего был так счастлив вернуть себе свою Фриду, что охотно подписал этот документ.
Родилась Фрида Кало 6 июля 1907 году в мексиканской семье, в Койоакане. Фурор произвело не только творчество Фриды, но и ее наряды. Фрида металась.
Примерно такой же День мертвых – все творчество Фриды Кало. Я лишилась троих детей и многого другого, что могло бы заполнить мою кошмарную жизнь. И Фрида пала жертвой самого страшного (и не только в переносном смысле) бабника в истории человечества Мексике.
Родной город значил для нее очень много. Они думали, что я сюрреалист, но я не была.
Ей было 22, ему— 43. Над окровавленным телом женщины стоит невозмутимый убийца (его шляпа — намёк на Диего), а сверху, как издёвка, парит название, написанное на ленте, которую держат голуби, так похожие на свадебное украшение. В течение 30 лет облик дома не менялся. Говорят, Фрида была классной училкой, без короны на голове, (в отличие от многих преподавателей, которые ничего не добились по жизни, кроме возможности шпынять студентов), которая по свойски общалась со своим студиозусами. Железный прут прошил ей живот и таз, навсегда лишив ее возможности иметь детей.
Я ненавижу сюрреализм. » Ничего не помогало: французские художники обожали ярлыки. Подумайте об этом и, если не раздумаете жениться, я дам согласие». Ее принесли на больничной койке.
Она опять начала носить джинсы, с удовольствием занималась хозяйством и преподавала студентам, написала «Автопортрет с косой», на котором ранее остриженныеволосы сплелись в причудливый крендель и, окончательно смирившись с неспособностью родить, обратилась к теме плодородия. Несмотря на все это, мексиканская художница была совсем не в восхищении от США. И все-таки настоящим итогом поездки стало другое картину «Рамка» купил Лувр.
Два этих переживания впоследствии стали главными темами её картин. Над окровавленным телом женщины стоит невозмутимый убийца (его шляпа — намёк на Диего), а сверху, как издёвка, парит название, написанное на ленте, которую держат голуби, так похожие на свадебное украшение. Несмотря на внешнюю разницу, сердце каждой Фриды обнажено, выставлено на показ.
К тому моменту «начинающая» «малютка» писала уже девять лет. Но вполне вероятно, что Фрида могла оправдываться перед мужем, сказав ему когда всё выяснилось, что «революционная любовь должна быть выше буржуазных предрассудков». ТворчествоВ работах Фриды Кало заметно сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи – ее посетили около 370 тысяч человек. Стоимость картинВ начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» оценен экспертами Sothebys в 7 миллионов долларов. Сама Фрида часто говорила, что он имел еврейские корни, но это не так. Над кроватью девушки висело зеркало, в котором она могла видеть себя и будущая известная художница начала с автопортретов: «Я пишу себя, так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Слезы заливают щеки, кровь — белую простыню.
Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже. С этого дня и до конца жизни ей пришлось жить в мире не утихающих болей. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Совместно они будут оплачивать только расходы по дому. Он так шутил.
Среди поклонников Риверы встречается мнение, что картины Фриды — это «салонная живопись». «Порой я спрашиваю себя: не были ли мои картины скорее произведениями литературы, чем живописи. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. 22-летняя Фрида и 43-летний Диего поженились. В результате перенесенного в 6 лет полиомиелита, Фрида стала прихрамывать на левую ногу.
В любом случае, семья Ривера-Кало оказалась замешанной в убийстве Троцкого. Девушек там было мало, тем более, таких, как Фрида. В порту Тампико опальную пару встречала Фрида Кало Диего в это время лежал в госпитале. Трижды врачи признавали Фриду беременной и трижды беременность заканчивалась выкидышем. Он сказал: «Продолжайте.
А потрясенный Пабло Пикассо признался Диего в письме: «Ни ты, ни Дерен, ни я не в состоянии написать такое лицо, какие пишет Фрида». Для Фриды сделали специальный подрамник, чтобы она могла рисовать лежа. Творчество Фриды стало популярно уже во время её жизни. Они не всегда могли быть вместе, но никогда – врозь. «Мой крылатый Диего, моя тысячелетняя любовь», — шептала Фрида, забываясь в беспокойном сне. Сирена «скорой помощи» и рев мотоциклетного эскорта возвестили о прибытии Кало.
К сожалению, надпись неточна. Фрида продолжала рисовать, а с 1942г. «Она обращалась с ним, как с любимым псом, — вспоминала одна из подруг. — Он с ней— как с любимой вещью».
Бурная совместная жизнь двух неординарных личностей стала легендой. А может, гордо отвернулась бы от этих изысков (как в свое время от сюрреалистов), так как жила в мире, где все было реально — боль искусство, любовь. «Работы начинающей художницы, определённо, значительны и угрожают даже её увенчанному лаврами знаменитому мужу», — было написано в пресс-релизе к первой нью-йоркской выставке Фриды (1938) «малютка Фрида» — так называл её автор публикации в TIME. Она любила уводить «охотников» в непролазные чащи, сбивая со следа. Десятки Фрид с серьезными, скорбными лицами, без улыбок смотрели на свою создательницу. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Жизнь художницы была полна трагических событий, а также удивительных историй. Зато отсутствие больших ожиданий давало полную свободу. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах.
Нельсон Рокфеллер заказал ему фреску на стене «Радио-Сити» (ныне это Рокфеллеровский центр). Та без лишних раздумий согласилась. Парадоксально, но выбор, который обычно навязывается женщине «по умолчанию», в случае с Фридой становится бунтом против опеки мужа. На её картинах всё чаще появлялись корни, стебли и плоды, а в дневниковых записях рефрен «Диего — мой ребёнок». Это был полный успех» Половина работ Кало была продана. Любила ли Троцкого Фрида спорный вопрос, некоторые полагают, что нет и что просто муж был холоден с Фридой к тому времени и Троцкий показался ей более пламенным любовником в сексуальном плане («она с ним развлекалась»), а для Троцкого Фрида была моложе и привлекательней Седовой.
Гильермо был из старинной лютеранской семьи. Из Музея Долорес Ольмедо (Мехико) она приехала в Россию на два с половиной месяца. «Она обращалась с ним, как с любимым псом, — вспоминала одна из подруг. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. Она родилась 6 июля 1907 года в Мехико, однако, позднее поменяла год рождения на 1910.
Эти портреты, в особенности изображение Ленина, вызвали неудовольствие заказчика. 21 августа 1929г. Но что-то от людоеда у Риверы все-таки было.
Только по ним можно определить, каких усилий ей стоило жить. Полет птицы оборвался в 1925 году, когда Фриде исполнилось восемнадцать. Родители отправили юношу в Европу, чтобы разлучить его с изувеченной возлюбленной. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске.
Но здесь ее ждало горькое разочарование: Николас собрался жениться на другой женщине. Вообще мало кому так по жизни не везло, как Фриде.
Катастрофа столько определила в моей жизни: от живописи до умения любить. Кстати, я об этом не знал или забыл, но Кало работала училкой в национальной школе искусств «La Esmeralda». Знаменитая модельер Эльза Чапарелл (Скьяпарелли), любительница всего необычного и шокирующего, создала «платье сеньоры Риверы» и духи «Шокинг». Кружева, ленты, цветы, тропики и много крови. В 1939 году Кало и Ривера официально развелись. Таким поначалу был её брак с Диего Риверой.
Украшением ей служил лишь цветок, небрежно воткнутый в волосы. Кало до последнего оставалась социально активной — вновь вступила в коммунистическую партию Мексики, собирала подписи за Стокгольмское воззвание (было такое рациональное предложение запретить атомное оружие от человеков, смысл жизни которых был в нечто большем, чем в мерянии фаллосами), ну и так далее и тому подобное. Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде.
Очевидцы-однокурсники утверждали, что Фрида никогда не комплексовала (подумаешь, хромота. ) – а огромные глаза и прекрасные волосы на что. Тот, кто называл их союз загадочным, считал очередным розыгрышем, глубоко ошибался. Он чувствовал ответственность за свою любимицу. Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом – в ставший впоследствии музеем Фриды Кало «Голубой дом» на улице Лондрес в Койаокане, самом богемном районе Мехико, где они прожили много лет. Переписка продлилась в течение нескольких лет, отразившись на живописи художницы, её здоровье и отношениях с мужем. Почти год она не выходила из дому.
Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. В 15 лет она поступила в национальную медицинскую школу Мексики «Препараторию». Тем не менее, художница все еще до сих пор находилась в тени великого и ужасного Диего.
К несчастью, закончилась беременность выкидышем. Конец пребывания Диего в Америке ознаменовался скандалом ибо Диего пришла гениальная идея включить в роспись стены замка темных властелинов (Рокфеллеровского центра) самого человечного человека, благодаря которому СНГ отстало от всего остального мира лет на 100 (Ленин такой молодой и светлый октябрь впереди). Диего стал жаловаться, что лечение «садит его на мель». Фрида не придавала значения физической ущербности и не боялась выделиться среди однолеток.
Случился первый семейный скандал. Страстное желание выжить породило большую требовательность к жизни. Ну типа «как эти циничные беспринципные буржуи могут жрать в три горла и устраивать вечеринки пока сотни голодающих детей Африки многие люди умирают с голода».
— Он с ней — как с любимой вещью». Фрида это знала, но ничего не могла поделать. Но Диего был так счастлив вернуть себе свою Фриду, что охотно подписал этот документ. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». «Моя жизнь — это серьезная история.
На её картинах всё чаще появлялись корни, стебли и плоды, а в дневниковых записях рефрен «Диего — мой ребёнок». Фрида, как в свое время Сальвадор Дали, отметала рамки: «Мои картины само откровение. Неизвестно, какое страдание сильнее физическое или душевное.
Чтобы угодить мужу, она даже сменила джинсы и кожаные куртки на пышные юбки и стала «теуаной». В шесть лет она перенесла полиомиелит и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой. Среди поклонников Риверы встречается мнение, что картины Фриды — это «салонная живопись». По первому зову сиделки Диего срывался с работы и несся в «голубой дом», в крохотную спаленку, где на потолке порхали большие, яркие нарисованные бабочки, чтобы успокоить, приласкать, влить силы в такую дорогую ему женщину. Ривера был порядком удивлен мастерством (живописи Кало специально не училась) и оригинальностью произведений.
На выставку она согласилась, но от сюрреализма аккуратно открещивалась. Фрида серьезно повредила позвоночник и таз, переломала ребра и ключицу.
Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя. Первая всю жизнь отзывалась физической болью, вторая причиняла душевную боль. «В моей жизни было две аварии, говорила Фрида. Кало заканчивает картину «Сломанная колонна»: обнаженная Фрида плачет, ее тело, стянутое металлическим корсетом, вдоль позвоночника рассечено, открывая вместо позвоночника сломанную античную колонну. Разоделась в пух и прах и это произвело фурор. Больше надо, больше, народец это любит.
На одной из таких прогулок семилетней Фриде показалось, что она сильно ушибла ногу «о толстые корни дерева и упала, оглушенная болью». Лежа в кровати, Фрида впервые попросила у отца краски и начала рисовать. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала1415 под длинными юбками). В 1922г.
За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Неунывающая Фрида тогда прокомментировала: «А зачем ноги человеку, который летает. » А пока она плавала, пыталась играть с мальчишками в футбол, пробовала овладеть приемами бокса, как будто предчувствуя, что всю жизнь ей придется бороться: с собой, непониманием окружающих, злым роком. Всей душой и телом Фрида привязалась к своему необузданному мужчине. Молодая жизненная сила превозмогла смерть, но казалось, что уже ничто не сможет поднять на ноги изувеченное тело.
Автобус, в котором она ехала, на полном ходу врезался в трамвай. Ривера вообще оказался выдумщиком и где-то даже мечтателем. Она купала его в ванне, побросав туда кучу игрушек. Зато отсутствие больших ожиданий давало полную свободу. Она была женщиной страстной и властной, но тоже не сумела удержать Риверу, любовницей которого становилась любая натурщица.
Из инвалида Кало превратилась в заводилу, а лишняя пара чулок (в любую жару) скрывала от любопытных взглядов ненормальную худобу ноги. Наблюдательная Фрида во всем искала красоту. Смерть Фриды Кало наступила через неделю после того, как она отметила свой 47-й день рождения. Возможно, переживи Фрида болезнь, мы узнали бы её с новой, неожиданной стороны. По утверждениям учителей, девочка никогда не была слабой. Ей приснился умерший отец и предсказал год ее смерти.
На картине «Моё рождение», созданной вскоре после первого выкидыша, она изображает себя в виде новорождённого, но, очевидно, также ассоциирует с фигурой матери, чьё лицо скрыто. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.
Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера. Эта «Маленькая серна» была утыкана дротиками почище Св. Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь – и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Фрида перенесла семь операций на позвоночнике (всего за ее жизнь их было 32), совершила несколько попыток самоубийства, а однажды, доведенная до отчаяния, чуть ли не сожгла себя заживо. В галерее Джульен-Леви было экспонировано 25 картин. Она готовила себя к неизбежному разрыву, но жить вдали от Диего долго не смогла.
В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Но с другой стороны, темпераментная и романтичная Фрида могла и влюбиться, недаром ведь она написала «Троцкому с глубокой любовью». влюбленная парочка села в битком набитый автобус, чтобы добраться до дома. Однажды она просидела три часа в школьном амфитеатре «Боливар», наблюдая, как уверенно ложатся на стену мазки, как сочетаются краски под кистью художника-монументалис-та Диего Риверы, что не мешало ей кричать ему вслед с остальными учащимися: «Пузан. » А однажды Кало заявила друзьям, что «непременно выйдет замуж за этого мачо и родит ему сына». Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо.
Пока Диего фрески сутками писал напролёт, ночуя на лесах, она носила ему корзинки с обедами, занималась счетами, экономила на столь необходимых ей медицинских процедурах (Диего тратил бешеные деньги на свою коллекцию доколумбовых статуй), внимательно слушала и сопровождала на выставках. — Ради живописи». Правда, не представляла, насколько скоро. Фрида металась.
Огромный, толстый, с выпученными, как у жабы, глазами, он ворвался в жизнь Фриды, «как красочный вихрь, полный неожиданностей». Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Первая трамвай, вторая Диего. Она росла порывистым, лукавым и по-мальчишески независимым ребенком-сорван-цом.
Шило в нижнем заднем отверстии Фриды дало знать о себе сразу после относительного выздоровления (ибо окончательного произойти не могло). По одной из версий, Фрида как-то призналась, что «устала от старика» и оборвала отношения с Троцким, по другой — она все же вступила с ним в любовную связь, но Наталья Седова, жена Троцкого, смогла вернуть мужа в лоно семьи и потребовала, чтобы они вместе покинули «голубой дом» гостеприимных мексиканских хозяев. Воспрянув духом, Кало отправилась в Париж, где «отец сюрреализма» Андре Бретон организовал выставку «Вся Мексика». Матильда Кальдерон, мать Фриды, была мексиканкой индейского происхождения.
В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. «У неё нет иллюзий», — поддакивал Ривера. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. Ее творчество насыщено символами и фетишами. Счастлив тот, кому достаточно произнести «Я люблю тебя», чтобы остаться удовлетворённым.
Идеи ее картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Фрида и Диего вновь поженились. Их исключительная задушевная дружба возобновилась, но Алехандро женился на другой женщине. Это был эксклюзив.
Но мастер не прогнал. И все-таки в живописи Фриды заметно влияние европейской живописи. Надо признать, что пара эта – Диего и Фрида, была весьма необычной. Хайнц обеспокоенно следил за напором бывшего мужа.
Вместо «маленького Диего» на свет появилась «Больница Генри Форда» — одна из самых печальных работ, с которой началась череда «окровавленных» картин. ТворчествоТворчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму. И все-таки основной темой творчества Кало стала воплощенная боль.