В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики. По сути Фриду можно отнести категории художников, которые «что вижу / чувствую, то пою».
Волоски на лице никогда не мешали ей оставаться желанной для противоположного пола (и не только). Не удивительно, что на некоторых полотна я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза и больше ничего». «У неё нет иллюзий», — поддакивал Ривера. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Сказалась на творчестве древняя индейская мифология, национальные традиции. В коммунистическую партию художница вступила в 22 года.
Этот губительный для Фриды факт, явился предпосылкой к написанию картины «Больница Генри Форда», в которой выплеснулась вся боль женщины, так и не сумевшей стать матерью. Как раз в это время осуществляется ее давняя мечта: открывается первая большая персональная выставка, на которую художница приезжает на карете скорой помощи, прямо из больницы и буквально «влетает» в зал на санитарных носилках. Скупой надрыв показывает и реальная Фрида Кало. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Вот таким образом, когда врачи предложили художнице операцию, она не раздумывая согласилась.
Казалось бы, проблемы преодолены, впереди будущее и бескрайний простор деятельности, однако судьба рассудила иначе. Воистину, как вы яхту назовете, так она и поплывет. В 1929 году Фрида сочеталась браком с художником Диего Ривера. Возможно, переживи Фрида болезнь, мы узнали бы её с новой, неожиданной стороны.
Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. Это был вулкан, без преувеличения. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало.
Девушка получила серьезные травмы, по словам медиков, практически несовместимые с жизнью. А одно из её полотен удостоилось чести и было размещено в Лувре. Это не столько картины, которые написала Фрида Кало, книги, скорее, в которых по слогам выписана вся трагедия мятущейся души. Прощание с Фридой Кало проходило в Бельяс Артес — Дворце изящных искусств. Их связывали большие, порою мучительные чувства.
На полотне изображены две сущности художницы: мексиканская Фрида с медальоном и фотографией мужа и новая, европейская Фрида в белых кружевах. Обе надписи приукрасили действительность. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями13. Свои страдания и эмоциональный упадок художница передала на полотне «Больница Генри Форда». Откровенные записи Кало вела 10 лет, но они могут проиллюстрировать всю ее жизнь.
Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Именно тогда она вспомнила о своем интересе к живописи и стала писать первые картины. Лицо на холсте как посредник между внешним и внутренним.
В течение 30 лет облик дома не менялся. Диего постоянно находится рядом с женой, ухаживает за ней, отказываясь от заказов. Их бурная совместная жизнь стала легендой.
К сожалению, надпись неточна. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию9.
Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. И только великая стойкость духа и огромная тяга к жизни, помогли 18-летней Фриде выжить и перенести порядка 30 операций. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год».
Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Если бы не хирургический зажим в руке Фриды, женщина, вероятно истекла бы кровью. Работы Фриды выставлялись не только на родине, но и в Париже. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами.
На страницах дневника она записывала мысли, делала зарисовки, коллажи. Умерла Фрида Кало, во сне, в возрасте 47 лет, от воспаления легких, будучи признанной великой художницей, ее прах и посмертная маска по сей день хранится в доме – музее, открытом через два года после ее смерти, в доме, где прошла вся ее нелегкая жизнь. Вздорная, смешливая, резкая и возмутительно откровенная, средоточие радости и жизни – так ее видели окружающие, однако настоящая Фрида Кало (картины, фото, дневники не дадут соврать) грызла себя изнутри, пытаясь вырвать у судьбы то, что ей причитается. В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Вероятно, это граничит с тем, что он признал в ней равную – как по духу, так и по таланту. Пока, в один прекрасный день, не изменил Фриде с ее собственной младшей сестрой.
Фрида Кало (биография это показывает) лишь закалилась от этих невзгод, несмотря на юный возраст. В ее картинах это влияние проявляется очень тонко и изысканно. Полотно изображает саму художницу, что потеряла ребенка в этом злополучном госпитале.
В течение 30 лет облик дома не менялся. Вопреки всем прогнозам, Фрида в очередной раз проявила силу духа и выжила. Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Обе надписи приукрасили действительность. Фоном идет сухая, бездушная Америка, которая не может дать покоя.
Это было третьим ударом, который нанесла женщине судьба — злодейка. На удивление, Лев поддался, сменив революционную горячку более низменными эмоциями. Однажды, дождливым сентябрьским вечером 1925 года, к бойкой и смешливой девчонке неожиданно пришла беда. Подобный шаг был обусловлен далеко не самолюбованием. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь.
Здесь она, наконец, решается показать ему свои работы. В 1940-м в доме Кало укрывался Лев Троцкий, с которым у Фриды завязался роман. Приняв тот факт, что Кало Фрида не хочет его, он попросился обратно к жене. Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. Боль и страсть будто стали ее кистями.
Что касается знаменитой «моноброви» Фриды, то это тоже было частью её личного бунта. Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде.
Уже в начале прошлого века женщины начали избавляться от лишней растительности на лице. Имя, которое чаще всего встречается в записях, – это Диего. Творчество Кало было высоко оценено известными художниками не только Латинской Америки, но и США, Европы. В доме, где родилась известная художница, организован интересный, увлекательный музей. Обстановка и атмосфера, в которой проживали Фрида и Диего сохранена с безукоризненной точностью, а вещи, принадлежавшие супругам, казалось бы, до сих пор хранят тепло их рук.
Видно, что Фрида любит свою родину, ее историю и культуру. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду Голубого дома (дома-музея). Судьба нанесла ей свой второй сокрушительный удар. Кало Фрида (Kahlo Frida), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма.
Ее травмы все чаще давали о себе знать. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. На её картинах всё чаще появлялись корни, стебли и плоды, а в дневниковых записях рефрен «Диего — мой ребёнок». Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой.
Кало появилась на свет 6 июля 1907 года в Мехико. Она начала с автопортретов.
После отъезда молодоженов в США Кало не раз находилась в состоянии беременности. Инвалидности не удалось сломить характер и сильный дух ребенка, несмотря на свое увечье. Как и сам музей, они— часть легенды о Фриде. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало.
По её просьбе, отец принес в больницу кисти и краски. Маститый художник оценил творения девушки, а заодно увлекся и ей самой. Но это не помешало художнице получить большое количество восхитительных отзывов. Не обходится и без странных явлений – недавно в сеть просочилось фото, на котором изображена художница рядом с русским поэтом Владимиром Маяковским.
Лежа это было делать нелегко, однако особый подрамник и зеркало, расположенное над кроватью, помогли в этом начинании. Обстановка дома сохранена такой, какой была еще при художнице. Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади.
Работа показывает нам Фриду, лежащую на скупой больничной койке, залитой кровью. Супруги опять были вместе. Циничным и страшным является тот факт, что именно из-за этой трагедии девушка впервые взяла в руки кисть. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли.
Архитектура здания выдержана в национальных мексиканских традициях. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины.
У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. Однако это не мешало ему ворошить юбки всех женщин, что встречались ему на пути.
Рассмотрим некоторые ее полотна, что отражают момент. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. Однако по прибытии встретила их Фрида, так как накануне ее муж попал в больницу с почечным воспалением.
Правда, организована выставка была плохо. Сходя с ума от одиночества и мыслей, что разрывали ее разум, она стала писать автопортреты. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо.
Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Само помещение было возведено за несколько лет до рождения Фриды в Койокане (пригород Мехико). В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде.
К Диего обращены многочисленные записи дневника, который состоит из 170 исписанных страниц. Революционер был кем угодно, только не слепцом.
Позвоночник получил тройной перелом, тазовые кости были раздроблены. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. Ведь единственное, что девушка видела в зеркале, подвешенном под кроватным балдахином, было ее лицо, знакомое до мельчайшей черточки.
При жизни Фрида и ее муж значительно улучшили и экстерьер и внутренний интерьер. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Они украсили помещение в индейском традиционном стиле, окрасили в голубой цвет. Все детство Фрида вела активную жизнь, стремясь быть первой во всем. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно.
В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала1415 под длинными юбками). В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу.
Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая— это Диего». Работы Фриды произвели настоящий фурор, не только в «простых смертных» умах, но и в рядах маститых художников того времени, среди которых были такие известные художники как П. Пикассо и В. Кандинский. Он писал Фриде письмо за письмом, наталкиваясь на вялый отклик. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало».
Она опять начала носить джинсы, с удовольствием занималась хозяйством и преподавала студентам, написала «Автопортрет с косой», на котором ранее остриженныеволосы сплелись в причудливый крендель и, окончательно смирившись с неспособностью родить, обратилась к теме плодородия. Она отражает сентиментальное идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. И перед зрителями они предстали только шесть недель спустя. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя. Однако во всем, что она писала, сквозит горечь надежд, которым не суждено сбыться. Все ее три беременности, к сожалению, закончились неудачами. Фрида Кало и Диего Ривера были убежденными коммунистами и сторонниками революции.
Их семейная жизнь бурлила страстями. Их связывали отношения – страстные, одержимые и порой мучительные.
Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Фрида привычно терпела боль, но боялась потерять подвижность. В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. В спальне Риверы, на вешалке, ждут своего хозяина его шляпы и рабочий комбинезон.
Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. Мать – испанка, рождённая в Америке. Но каждый раз женщина теряла ребенка из-за прежних травм, перенесенных ею еще в юности. Терпение Фриды подошло к концу и супруги расстались. Здесь собрано все, что граничит с именем великой художницы.
Тело округлое, еще хранящее память о том, что готовилось вскормить дитя. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. Ей было 22, ему— 43.
22-х летняя Фрида стала женой 43-х летнего толстяка и бабника, Риверы. Да, она понимала, что выглядит не так, как все, но именно это и было её целью.