На фреске Рафаэля «Афинская школа» изображены, в числе прочих, Леонардо да Винчи в образе Платона (в центре в красном плаще), Микеланджело в образе Гераклита (сидит в глубокой задумчивости), Браманте в образе Евклида (с циркулем в руках) и, наконец, сам Рафаэль в образе Аппелеса. Помещение получило название в честь главной и лучшей фрески Рафаэля «Пожар в Борго» («Fire in the Borgo») кисти маэстро. Фрески виллы Фарнезина (сейчас она называется так в честь семьи Фарнезе, купившей её в 1579г. ) – интереснейшая часть художественного наследия Рафаэля.
Попроекту Рафаэля они были возведены в1513—1518 годах ввиде 13 аркад, вкоторых поэскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески набиблейские сюжеты. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты. Нореставраторы, работающие надвосстановлением первоначального облика Зала Константина, недавно обнаружили фрагменты фрески, которые, возможно, были написаны не учениками Рафаэля, асамим мастером. Здесь можно полюбоваться прекрасной фреской «Триумф Галатеи», написанной Рафаэлем в 1512 году.
Сопровождаемая тритонами, нереидами и морскими кентаврами, обворожительная богиня несется по морю на своей раковине, влекомой дельфинами, амуры прицеливаются в нее из луков. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Мол, один человек с таким бы объемом информации не справился. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель.
Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Кроме того исследователи выделяют на этих двух фресках группы персонажей, взаимодействующие между собой, например, Данте и Вергилий на «Парнасе» или группа пифагорейцев в нижнем левом углу «Афинской школы». Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. Везут нимфу два дельфина.
В центре композиции – фигуры Аристотеля и Платона. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Данте и Вергилий смотрят друг на друга на фреске.
Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле.
В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама.
Присмотримся. Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут». В «Афинской школе» дана, скорее, сумма отдельных, самостоятельных групп – как и подобает самому характеру независимой философской мысли в отличие от соподчинения теологической иерархии. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Служители церкви вели такой образ жизни, который дал повод Рафаэлю объяснить двум посетителям своей мастерской слишком красный цвет лица у святых на картине: «Они краснеют, видя вас – римских кардиналов». Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Сюжеты отображают реальные и вымышленные истории из жизни Папства. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Но такому истолкованию решительно мешает глубоко печальное выражение лица матери. Художники, архитекторы и скульпторы были очень востребованы.
В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Когда в 1701 году Ричардсон пришёл в «Фарнезину» взглянуть на фреску Рафаэля, он был неприятно удивлён долгим поиском ключа от зала, где находилась фреска.
Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Во второй половине жизни Рафаэль становится официальным художником папского двора. Мадонны Рафаэля взрослеют, становятся содержательнее, наполняются абсолютно новыми силами по-человечески сложной духовной жизни, которая была вовсе неведома его ранним, перуджинским мадоннам. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие). Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Живопись отличается силой, хотя и несколько суха.
Цецилии, стоящей между четырьмя святыми, находящийся в пинакотеке Болоньи. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Небесная Владычица снисходит на облаках, держа на руке -обнаженного младенца. Четырнадцать картин в распалубках представляют, как показал Р. Фёрстер, триумф Амура над богами в более легком жанре. На фресках Рафаэля показана гениальность нахождения простых изобразительных средств для передачи этих сложных абстрактных понятий. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан).
Характеры своей убедительностью первые обращают на себя внимание. Мадонна и младенец соединены в компактную группу – их связывает мотив молитвенника, который Мария держит в руке и на который смотрит маленький Христос. У ангела слева одно крыло. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). 11. Эту стадию представляет так называемая «Орманская мадонна». О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Все поля были обрамлены Удине роскошными гирляндами плодов. VI). Все поля были обрамлены Удине роскошными гирляндами плодов. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.
Собственно говоря, «спора» никакого нет, картина является олицетворением неоспоримого догмата христианской церкви – таинства евхаристии. Политика – это искусство возможностей. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Гераклит так же знаменит в становлении древнегреческой философии. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Наше описание пойдет в хронологическом порядке, по мере создания шедевров. Обстановка, в роде настольного звонка, написаны по-северному реалистично. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». Этот символ находится в метафизической реальности. Рафаэль был в зените своей карьеры. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника.
Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Папа своим примером уже не сдерживал стремление кардиналов к роскоши.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве.
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Его первым заказом стало оформление Станца делла Сеньятура, комнаты расположенный на верхнем этаже дворца Ватикана и которая почти несомненно использовалась папой в качестве библиотеки. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Художник не дает никаких явных намеков и то, что перед нами женщина, лишенная способности говорить, следует лишь из названия. Он воплощение идеального человека эпохи Возрождения, но вместе с тем это не обобщенный собирательный образ, а живой, узнаваемый современниками флорентиец. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать.
Это был верный шаг в правильном направлении: искусство стало важным элементом целостности Италии. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Две последних – самые выдающиеся– известны сегодня как «Парнас» и «Афинская школа», которые он рисовал в 1508-1511. Между 1513 и 1516 гг. У них, отмеченных божественностью своего посланничества, взоры обращены, однако, более внутрь себя, чем вовне.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Они существовали уже при папе Николае V (1447 – 1455 годы). Имя главного героя послужило названием станцы. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Сапфо – древнегреческая поэтесса. Художник учтиво ответил: « И я скажу Вам, что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц при условии, что Ваша милость будет находиться со мной, чтобы сделать выбор наилучшей. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо).
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Сюжет был навеян поэтической фантазией в обработке флорентийского поэта Анжело Полициано. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). Она находится слева внизу рядом с другими лириками.
После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. 16. папа Сикст II, молитвенно смотря вверх, а справа преклоняет колена, со смиренно опущенным взором, св.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Вот таким образом из всей серии предполагаемых мифологических сцен было выполнено только несколько. Именно на его склонах раскинулся знаменитый город Дельфы – центр эллинского мира. Бесспорно, Рафаэль в этом направлении превзошел самого себя, когда собственноручно исполнил прославленные фрески из истории Амура и Психеи (1516–1517) на потолке и в откосах сводов соседней большой галереи той же самой виллы. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Подпись Рафаэля (RSVM)— у ворота его одеяния. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Решив украсить свою римскую виллу, Агостино Киджи пригласил в 1511г. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Картина эта, о которой автор настоящей книги подробно говорил в других случаях, есть собственно такой же запрестольный образ, как все другие. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
Их художественные образы неотделимы от окружающих архитектурных форм. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Это подчеркивает и трижды повторяющийся мотив круга — символа совершенства: стоящая на алтаре остия, золотой круг, на фоне которого слетает к алтарю голубь — Дух Святой и восседающие на облаках Христос, Мария и Иоанн Креститель.
Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Античное снова стало плотью и кровью. Безымянный юноша. Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов.
Среди римских покровителей Рафаэля был богатейший банкир и купец Агостино Киджи (1466 – 1520), прозванный современниками Великолепным. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура.
Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
Рафаэль жадно впитывает в себя новые веяния и быстро овладевает мастерством Флоренции. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Рафаэль изобразил беседы, которые ведут персонажи о таинстве причастия.
Потомство попыталось именно здесь найти различия и произвести выбор. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Но, странное дело, хотя вся Фигура, движения, взгляд Марии выражает несомненное сопротивление тому негативному началу, которое исходит от Иоанна Крестителя и грозит страшной участью её сыну, хотя она твёрдо стоит и крепко удерживает младенца, наклон его корпуса, протягиваемые им в сторону приятеля руки и ноги создают впечатление, что он устремляется, уже почти летит в зловещий левый угол. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
Архитектура «Афинской школы» – не просто красивая и величественная декорация. 18. Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. Молодой, двадцатипятилетний мастер имевший сравнительно небольшой опыт в области фресковой живописи и никогда до этого времени не писавший сложных многофигурных композиций, предстает в Станцах не только как гениальный художник, но и как великий зодчий, выстраивающий из множества отдельных элементов композиции не менее сложные, стройные и гармоничные, чем постройки величайших архитекторов прошлого.
26. Многочисленные масляные картины, выходившие при ЛьвеX из мастерской Рафаэля в качестве его собственных произведений, по большей части были исполнены Джованни-Франческо Пенни или Джулио Романо по более или менее законченным рисункам или эскизам Рафаэля. С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра", рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Он, по приглашению папы Юлия II, прибывает, для выполнения заказа по росписи фресками Станцы делла Сеньятура, первее Микеланджело, который получает официальное приглашение на несколько месяцев позже.
И что же. По своей красоте эта роспись признана одной из самых совершенных работ в живописи. Ватиканские фрески Рафаэля и в первую очередь фрески «Станца делла Сельятура», вместе с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи и Сикстинским потолком Микеланжело – вершина монументальной живописи Возрождения. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Фреска «Диспут» – это рассказ о небесной церкви и земной и действие композиции происходит в двух планах.
Именно в этом и заключается историческое значение таких произведений, как «Обручение Богоматери». Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа».
Рим снова жил на широкую ногу. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Иуда, прежде изгнанный из храма и клеймённый, вытесненный в бессознательное (по Юнгу), является перед Джотто в сиянии, которое предвещает спасение и, возможно даже, обусловливает его.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Не намек ли это на гностическое Евангелие от Иуды к тому времени давно запрещенное и уничтоженное, но сохранившееся в отрывках в критике к нему «отцов церкви». Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Цецилии, стоящей между четырьмя святыми, находящийся в пинакотеке Болоньи. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. «Аркадия» — первая крупная пастораль в ренессансной Европе, которая приобрела международный успех. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Однако только после переезда во Флоренцию в 1505 году Рафаэль окончательно преодолевает отсталость и провинциализм своих первых учителей и погружается в кипучую творческую атмосферу передового искусства. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление.
На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Каждого он изобразил в присущей тому манере. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации».
Жила на острове Лесбос и именно благодаря ей появилось слово лесбиянка. Античное снова стало плотью и кровью. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Исключительное значение для развития итальянского зодчества имела деятельность Рафаэль как архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. То же двойное движение в фигуре Богоматери – её взгляд направлен влево вниз, её рука с книгой указывает вправо вверх. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Но в основной своей структуре композиция «Афинская школа» гораздо свободнее. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Рим не стал исключением.
Однако ныне есть версии, что Гомер– это не один человек, а целая школа. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Каждая из которых расположена дугой, повторяя в пространстве полукруглое обрамление арки. Современники так были ослеплены поразительной новизной и естественностью композиций их живописным исполнением, что почти не замечали разницы. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Действительно, общепризнано теперь, что Рафаэль не принимал никакого участия в самом исполнении живописи, снова выпавшем на долю Джулио Романо и Пенни. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Группа величественно объединена. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. После смерти печально известного папы Александра VI Борджиа, блестящего мастера политических интриг, чья жестокость и лицемерие не знали границ, а страшная смерть стала достойным возмездием (он выпил яд, приготовленным им для другого, кстати, родственника), папский престол занял Юлий II. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Лично мастер оформил 4 стены. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Оставшаяся фреска «Месса в Больсене» рассказывает о чуде, которое произошло в 1263 году.
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Роспись «Изведение апостола Петра из темницы» изображает библейский сюжет, согласно которому ангел помог освободиться апостолу, заточенному в темнице. Джулио Романо, например, написал большую часть изображения «Истории Психеи». Как наглядно изображен гнев богини любви в углу восточной узкой стороны, с какой силой несется по воздуху посланец богов Меркурий, чтобы взять под стражу Психею. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем одноимённого платоновского диалога. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Этот камерный портрет действительно необычен. Правда, Рафаэль «усовершенствовал» раковину Галатеи, снабдив её колёсиками с лопастями. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
Главная группировка дана двумя ярусами. Великий Рафаэль родился во Флоренции.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. «Триумф Галатеи», одну из своих лучших монументальных работ, Рафаэль написал собственноручно в 1514 – 1515 годах. Вот таким образом в «Афинской школе» отдельные мотивы и группы резче характеризованы, типы и жесты индивидуальней, выразительней.
Они окружены внимательными слушателями. Но в том-то и дело, что именно эта наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника во Флоренции переживает самые глубокие сдвиги. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Живописно переданная нагота является взору как пластика.
В центре ее лирики – темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Мадонна движется и неподвижна. В 1504 году Рафаэль покидает мастерскую Перуджино. Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния.
Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. 13. Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. На облаках же слева стоит на коленях св.
Картины в откосах и распалубках также развертываются непосредственно на голубом фоне и тем пластичнее выступают фигуры и группы, больше чем в натуральную величину. Группа величественно объединена. Ватиканский цикл Рафаэля начинается с фрески, носящей название «Диспута».
7. Обычно отмечают «Положение во гроб» – первую попытку Рафаэля создать драматическую многофигурную композицию, неудачное подражание Микельанжело самой своей неудачей, будто бы подтверждающее, насколько драматизм был чужд и даже недоступен гению Рафаэля – его призванием был нежный гармонический мир мадонны.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу – в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз – в знак того, что мир идей связан с земным опытом. Колорит построен на двух главных акцентах, синего и жёлтого более интенсивных в земной части, более лёгких – в небесной.
С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность «Мадонны дель Грандука». Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Но этот храм античной мудрости пуст. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте.
В третьем – можно познакомиться с некоторыми важными политическими событиями прошлых столетий. Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Варвара.
Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном. Гомер, который изображен под номером 18, традиционно изображался слепым (в античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую). Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Сикста в Пьяченце. В этот период Перуджино был одним из самых почитаемых и влиятельных живописцев, работающих в Италии.
Но благоговейное слушание небесной музыки выражено торжественно и с настроением. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года.
Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело) Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502).
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Корни христианской религии лежат в городах, что позволило Риму стать плавильным котлом всей Италии, а Ватикану – местом, пропитанным политикой и властью.
Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Двое прелестных ангельчиков, восхищенно смотря вверх, опираются спереди на край алтаря, на который папа положил также свою тиару. Он явно просит мать пустить его к мальчику с соблазнительной игрушкой. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам.
Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Композиция, несмотря на контрасты положений, оживляющие отдельные фигуры, еще строго симметрична. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Это небольшие помещения прямоугольной формы, площадь каждого составляет около 50 м кв.
Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. Тот же самый мотив уже гораздо смелей и свободней разработан в «Мадонне Колонне». С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. А его символ – гостия (хлеб) – находится в центре композиции.
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Композиция делится на три части. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Потомство попыталось именно здесь найти различия и произвести выбор. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. В контраст теологии на противоположной стене представлен триумф философии во фреске, носящей название «Афинская школа». «Форнарина» (прибл.
Варвара. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики.
В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
Тибулл и Проперций имеют много общего (потому они поставлены Рафаэлем рядом): они вышли из среды италийских земледельцев, пострадавших во время конфискаций гражданской войны, оба выступили с первыми книгами в одно время, в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной– дамы. Примечательно, что тот факт, что Рафаэль изобразил себя на фреске «Философия» («Афинская школа»), а не «Поэзия» («Парнас») показывает, что в то время художники были ближе к философам, нежели к поэтам, тогда как сегодня живопись считается изобразительным искусством, поэзия – литературным, тогда как философия превратилась в гуманитарную науку, а математика– и вовсе, в точную. Станцы Рафаэля (от итальянского слова «комната», Stanze di Raffaello) — четыре комнаты, которые стали частью комплекса музеев в Ватикане.
Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Композиция делится на небесную и земную часть. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Группа богаче движением и пластическим контрастом. Его портреты этого периода показывают близкое следование природе. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти.
14.
Флорентийский период – решающий этап в становлении искусства Рафаэля. возник запрестольный образ св.
Там требовали больше свободы, больше движения. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Сивиллы Рафаэля предстают перед зрителем в абсолютно новом образе, такими, какими их не изображали прежде.
Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Якопо Саннадзаро – итальянский поэт. В 1513-1514 гг. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
В глубине видна часть собора св. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Характеры своей убедительностью первые обращают на себя внимание. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Что же касается ватиканских фресок, то «Станца делла Сеньятура» расписывал сам мастер, «Станца дЭлиодоро»— Рафаэль и ученики. Слева, внизу, маленький Иоанн Креститель играет с какой-то лентой.
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом.
По приезде во Флоренцию он самостоятельно штудирует новые художественные проблемы. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Станцы Рафаэля – это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м. ), расписанные в 1508 – 1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) – помещения (станца – комната) в папском дворце Ватикана. В опущенных руках святая держит орган и обращает просветленный взор к небу, где музыку исполняют ангелы.
Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Его Пастушеские песни рисуют идиллический мир сельской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию (местность на Пелопонессе). Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Судя по поступкам, Полифем вряд ли был образцом поведения, вот таким образом о благородстве не было и речи: увидев влюблённых наедине, он решил избавиться от соперника хоть и радикальным, но надёжным способом – метнул огромную скалу в Ациса и убил его.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Живопись отличается силой, хотя и несколько суха. С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Вообще же таинственность леонардовского полумрака не соответствует природе Рафаэля и в большинстве последующих мадонн он переходит к пейзажным фоном, к дневному свету к ясным пластическим операциям. С каким мастерством Рафаэль писал в это время «фрески», когда сам брался за кисть, показывают его прекрасные сивиллы над капеллой Киджи в Санта Мария делла Паче в Риме и еще яснее его волшебная богиня моря Галатея в нижнем этаже виллы Фарнезины.
К несчастью, в это же время был одержим любовью к Галатее и циклоп Полифем. Ранние картины содержат много характерных особенностей Перуджино: стройное телосложение фигур, чьё изящество зачастую подчёркнуто балетными позами кротость мимики и формальность пейзажного фона, заполненного деревьями с невероятно тонкими стволами. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется».
На облаках же слева стоит на коленях св. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие. К числу таких более значительных произведений относится прославленное «Несение креста» Мадридского музея Прадо известное под названием «Спазимо ди Сичилия», в котором сказывается влияние гравюр на меди Шонгауэра и гравюр на дереве Дюрера.
художников Перуцци, Себастьяно дель Пьомбо и Рафаэля. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа. Этот знаменитый портрет Сапфо был найден и в Помпеях. Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell39Incendio di Borgo) – последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг. ).
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
Почему. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. На вершине лестницы – представители чистой мысли во главе с Платоном и Аристотелем. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем).
возник запрестольный образ св.
Напоенный светом воздух полон исчезающими в дымке головками ангелов и серафимов. Возможно, с поцелуя Иуды с фрески Джотто. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Но благоговейное слушание небесной музыки выражено торжественно и с настроением.
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. В композиции «Диспута» все элементы, все части непреодолимо устремляются к одному центру. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Ему было поручено расписать фресками комнату в папском дворце – «Станца делла Сеньятура».
И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Имеет ли она в себе какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть». Согласно античному мифу, прекрасная морская нимфа Галатея полюбила юношу по имени Ацис. Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж, который представлен на фреске «Парнас».
Их стены расписал огромными фресками мастер эпохи Возрождения Рафаэль Санти и его ученики. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Все предостережения заглушались шумными торжествами, чувственными комедиями, авторами которых зачастую были (. ) кардиналы. В Древней Греции Парнас был местом поклонения Аполлону.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Живописно переданная нагота является взору как пластика. История их знакомства тоже не ясна, по одной версии Рафаэль увидел Маргариту когда та омывала ноги в саду возле своего дома, по другой версии об этой девушке ему рассказали друзья и Рафаэль пошел к ее дому и увидел ее там, еще одна версия, что художник был на заказе и расписывал стены одной из вилл, когда увидел что в саду прогуливается девушка и еще одна версия, что Рафаэль гулял по дворцовому парку и увидел отдыхающую в тени деревьев девушку. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. В ней он пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию. Место действия есть облачное, пронизанное светом небо.
Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. Вергилий – римский поэт. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). У совершенства долгая предыстория, но всё имеет своё завершение.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Работа датируется 1498 годом.
В художественном развитии Рафаэля флорентийский период значил необычайно много. По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. Между композициями «Диспута» и «Афинская школа» есть несомненное соответствие: и там и здесь проведено деление на верхнюю и нижнею часть и там и здесь выделяется декоративный мотив полукруга. Напоенный светом воздух полон исчезающими в дымке головками ангелов и серафимов.
Между 1513 и 1516гг. В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи. Чрезвычайно поучительно в этом смысле «Обручение девы Марии» (так называемое «Sposalizio», которое Рафаэль написал в 1504 году, непосредственно после того, как Перуджино закончил алтарную картину. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. И что же.
Мария правой рукой решительно удерживает сына от рокового шага. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб.
Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Он прожил остаток своей жизни здесь. Художник Пьеро дела Франческа, крупнейший представитель умбрийской школы 15 века, написал здесь свои знаменитые портреты герцога Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорцес. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам.
Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Собственно именно ссылаясь на Гомера древнегреческие философы передавали мифы и легенды, повторяли в след за ним события истории. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). Обстановка, в роде настольного звонка, написаны по-северному реалистично. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. Используя сложные ракурсы и светотень (приёмы, которыми славилась живописная школа Рафаэля), художник прекрасно передал пластику тела. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello).
Первая фреска Рафаэля «Афинская школа» — достойный образец монументальной живописи. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Композиция делится на три части. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. На земле в центре картины – алтарь, приготовленный к принесению бескровной жертвы, а вокруг него отцы церкви, вероучители и простые верующие люди в нескольких оживленных группах. Изначально предполагалось украсить лоджии виллы серией фресок мифологических сцен.
Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. 19. Италия всегда давала миру идеал прекрасного и Рафаэль в своей «Галатее» возвысил человека до красоты божества. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.
Подводя итоги, попытаемся высказать несколько общих соображений. В центре повествования страдающий от любви поэт, который уходит из города (в данном случае Неаполя), чтобы жить в безмятежности и простоте Аркадии. Небесная Владычица снисходит на облаках, держа на руке обнаженного младенца. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию.
Место действия есть облачное, пронизанное светом небо. С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца дЭлиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517). Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну». Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Затем последовал запрестольный образ для Сан Систо в Пьяченце, «Сикстинская Мадонна», гордость Дрезденской галереи, величайшее чудо рафаэлевского искусства. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Его пасторальный роман Аркадия был весьма популярным памятником итальянской литературы. Младенец протягивает руку к груди матери и в то же время оборачивается к зрителю.
(В одном случае, в «Орманской мадонне», поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке). Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Однако это никак не сказалось на его творчестве.
Склонённая голова мадонны, плащ, мягко спадающий на плечи, головка младенца, золотые очертания нимбов – все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых линий находят естественное завершение в круглом обрамлении картины. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Она – та идеальная среда, без которой не возможно само существование героев Рафаэля. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Однако, хоть он и воспринял стили разных мастеров того времени, он продолжал использовать свой собственный уникальный стиль. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
На тот момент Рафаэлю был 31 год. Его портреты этого периода показывают близкое следование природе. Но участие самого Рафаэля в этих росписях неодинаково. Сюда же без колебаний следует отнести Святые семейства, большую картину архангела Михаила, портрет Иоанны Аррагонской в Лувре, так называемую «Жемчужину» и «Святое семейство под дубом» Мадридского музея.
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Первый учитель – Перуджино. Простые по грудь изображения этого рода — «Женщина в покрывале» в палаццо Питти, прообраз его Сикстинской Мадонны, затем изумительный портрет знаменитого придворного Бальдассаре Кастильоне в Лувре, образец на все времена, великолепный живописный по самому замыслу портрет Джулиано де Медичи в собрании г. Хульчинского в Берлине и превосходный портрет кардинала в Мадридской галерее, принадлежащий к самым зрелым произведениям рафаэлевской кисти. Так началась история Рафаэлевых Станц.
Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. В Урбино работали многие художники, чьё творчество граничит с расцветом искусства Раннего Возрождения в Италии. Он даже обвинил художника в плагиате.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Рафаэль с учениками расписывал помещение в период с 1511 по 1514 гг. Арки, кариатиды и потолок, украшенный Папским гербом, — другие корифеи по эскизам Рафаэля.
Бесспорно, Рафаэль в этом направлении превзошел самого себя, когда собственноручно исполнил прославленные фрески из истории Амура и Психеи (1516-1517) на потолке и в откосах сводов соседней большой галереи той же самой виллы. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Один из амуров, на которого смотрит Галатея, указывает ей путь. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой— проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Молодые, полные безмятежности пророчицы находятся в согласии с духовным миром, а их предсказания более не носят угрожающий характер проклятий.
В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке – именно в эпоху Ренессанс после нескольких столетий забытия возрождается платонизм. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. В общем каждый выдумывает на свой лад. С чего все началось.