Например, шмальта (королевская лазурь), получаемая сплавлением окислов кобальта с песком и поташом, жухнет после высыхания и поэтому на фресках Микеланджело голубой цвет менее насыщен, чем красный или зеленый. Еще при жизни Микеланджело некоторые церковные деятели подвергли фреску критике в связи с изображением обнаженной натуры. Фреска была выполнена Микеланджело Буонарроти примерно 1509 – 10 гг. Создавая фреску Отделение Света от Тьмы, Микеланджело хотел, чтобы от нее исходила мощная энергия.
Вот как, в частности, описывается в брошюре символика этого логотипа: «Микеланджело изображает на потолочной фреске момент касания Богом протянутых пальцев руки еще безжизненной, вялой фигуры Адама. Один и яростных критиков работы МикеланджелоБьяджо да Чезена был увековечен на фреске «Страшный суд». Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти примерно в 1508 – 1512 гг. Микеланджело отреагировал на предложение одеть персонажей его фрески в своем узнаваемом стиле. Фреска выполнена Микеланджело примерно в 1511 году.
Фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1509 гг. Слова Иоиля: «ваши сыновья и ваши дочери будут пророчествовать, ваши старцы будут видеть сны, ваши юноши видеть видения», являются существенными для декоративной схемы фрескового цикла Микеланджело, где среди обладающих даром предвидения представлены мужчины и женщины всех возрастов. Церемониймейстер обращался к папе Павлу III с просьбой убрать изображение своего лица с фрески, но никакого желания вмешиваться в работу Микеланджело у Папы не было. Микеланджело обозначил свое авторство на фреске очень необычным образом. Две этих работы: свод Микеланджело и фрески Рафаэля – величайшие произведения искусства эпохи Ренессанса.
Фреска МикеланджелоБуонарроти, которую написалоколо 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия. Данная фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1512 гг. Фреска принадлежит кисти Микеланджело и была выполнена им в 1509 году.
Но примечательно то, что за четерёх-летнюю работу над гигантской фреской Микеланджело подпустил к ней только одного единственного своего воспитанника и то, только для того, чтобы для росписи небесного фона. Перед тем, как рассказать вам про эту чудесную фреску, давайте немного узнаем про самого художника Микеланджело. Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку. Страшный суд, картина Микеланджело, – самая большая фреска эпохи Возрождения.
На этой немного необычной фреске изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. Отдельного внимания заслуживает масштабная работа Микеланджело фреска Сикстинской капеллы под названием «Страшный суд». В последний год работ Микеланджело создал потрясающую фреску Жертвоприношение Ноя. Ниже приведены примеры эскизов Микеланджело утраченного картона «Битва при Кашине», фрески «Сотворение Адама» Сикстинской капеллы и композиции «Воскресение Христа».
«микеланджело работая над этими потолочными фресками в 1508 1512 гг., наполовину ослеп, т. к. Боясь приступить к работе, Микеланджело задействовал искусных мастеров фрески из Флоренции. Несколькими годами позже «Страшного Суда» Микеланджело написал две фрески в Паолинской капелле ватиканского дворца: «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра».
Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. 1.
Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Двумя длинными продольными иллюзорными мраморными тягами он разделил поверхность огромного свода на центральную часть (зеркало) и боковые, в которые врезаны треугольные распалубки. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти.
В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии.
Несомненно, в фигуре Адама Микеланджело воспел красоту человеческого тела, а в образе бога мастер изобразил не «чудесное начало», а огромную творческую энергию. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель».
Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника.
Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно.
Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою» (Быт.
Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода.
Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Еще при жизни Микеланджело Папа Павел IV приказал художнику Даниэле да Вольтерра прикрыть набедренными повязками наготу персонажей Страшного Суда, за что остроумные римляне наградили Даниэле довольно неприличным прозвищем. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Его нагота вызвала осуждение. Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Петра, Рим). Сам Адам – потрясающей красоты идеального сложения юноша. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные.
Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам, что он на самом деле изобразил. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.
Эти окна являлись практически единственным доступом солнечного света в капеллу. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства.
В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». По мнению того же Штейнберга, левой рукой Творец опирается на младенца Христа, однако эта гипотеза не поддерживается другими исследователями. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело.
Из четырнадцати люнетов, два, что, вероятно, были созданы в самом начале, с семьями Елеазара и Матфана и Иакова и Иосифа являются наиболее детально проработанными. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Интересно, что на фресках Микеланджело в Сикстинской капелле присутствуют как персонажи из христианских, так и из первоначально языческих источников. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Так одним предложением можно описать фреску.
Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. (. ) И, как назло, едва он закончил писать «Потоп» – одну из самых важных и драматических сцен, – картина прямо да глазах стала покрываться белым налетом и вскоре совсем исчезла. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня. » (Ис. 7 Средняя лобная извилина. Папа был доволен.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18.
Человек – не просто основная, но единственная тема и скульптурных и живописных работ Микеланджело. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Обычно Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы (кровоточащие раны от следов гвоздей, которыми Он был прибит к Кресту). Христос Микеланджело изображён на фоне облаков, без алой мантии владыки мира, показан в самый момент начала Суда. Большие паруса поддерживают свод. здесь). Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. К украшению зала, где собирается конклав кардиналов, кисти приложили и Боттичелли и Козимо Росселли и Гирландайо и отлученные от работы над Станцами Лука Синьорелли и Перунджино. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Поза, мол, у них слишком неприличная. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. «Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия.
Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме.
Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции.
События того времени, особенно усиление протестантизма и губительное действие Реформации – усиливали эмоциональную интоксикацию Микеланджело. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. В ангеле Микеланджело всё динамично. Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы).
Сегодня она находится в Лувре. Это одна из двух последних законченных работ Микеланджело. Апостол Пётр – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. 2:7). В своей «Истории итальянского искусства» Стендаль писал: «Микеланджело лично готовил известковый раствор, сам смешивал краски – в общем, занимался той подготовительной работой, выполнять которую подчас брезговали даже самые посредственные художники.
Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Уже в юношеских произведениях (рельефы Мадонна у лестницы, Битва кентавров, около 1490-1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора – монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Но, не тут-то было.
Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад. Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII.
В начале 1400 года архитектор Брунеллески изучал развалины классических зданий в Риме и создал две церкви, Сан-Лоренцо и Санто-Спирито, в которых воплотил классические принципы. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Микеланджело Картины и биография Микеланджело Буонарроти Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-14) итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Микеланджело именовал их как «ignudi». Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как «Оплакивание Христа» и «Давид». Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой.
Апостольский дворец Капелла Паолина (Ватикан)Фреска написана в период 1546-1550 гг. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492).
Только ответить своим искусством. Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения. Он больше похож на Геракла или Аполлона. Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город.
Он вернулся во Флоренцию только после смерти, когда по указанию Козимо I Вазари тайно вывез из Рима тело Микеланджело под видом тюка с товарами. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, 10 дней. Март.
В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну. По определению Э. Кон-Винера, Микеланджело решительно отходит от плоскостного изображения, создавая ощущение трёхмерного пространства, порывает со статичностью, присущей раннему Ренессансу, заставляя своих героев свободно двигаться в нём59. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. 2. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 — 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512).
Общая композиция росписей плафона, над которым Микеланджело работал четыре года (1508—1512), такова: девять огромных прямоугольных полей центральной часть плафона посвящены Книге Бытия — начальной части первого раздела Библии — Пятикнижия Моисея. Антония – первая из известных картин Микеланджело. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер».
Но Микеланджело справился со всем. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.
Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. 1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Сюжет «И создал Бог человека по образу и подобию своему». На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии.
А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами — это прежде всего мыслительный центр. Для гробницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом Моисея (1515-1516) исполненных трагизма Умирающего раба и Восставшего раба (1516, Лувр), а также 4 неоконченные фигуры рабов (1532-1534), Микеланджело Буонарроти Сикстинская капелла Потоп (фрагмент)Микеланджело Буонарроти Сикстинская капелла Дельфийская сивилла Микеланджело Буонарроти Ливийская сивиллаМикеланджело Буонарроти Эритрейская сивилла Микеланджело Буонарроти Кумская сивиллаМикеланджело Буонарроти Персидская сивилла В которых хорошо виден процесс работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными.
К началу постройки ковчега Ною было 500 лет, у него было три сына. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы.
В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо. Каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната. Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов.
Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. В августе 1530 года Флоренция пала, в город вошли войска Папы Климента VII, происходившего из рода Медичи и германского императора Карла V, вручивших власть во Флоренции незаконнорожденному отпрыску рода Медичи — Алессандро. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены.
Что мог Микеланджело. Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль.
Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета — единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело.
Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Прим. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада. 2 Мозг. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Теперь она находится в базилике святого Петра. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Микеланджело принял вызов. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах.
В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса.
Ещё выше, в треугольных пазухах сводов, представлены восемь групп людей, не отождествлённых с определёнными библейскими персонажами. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. Мучение Св. Впредь подобные фигуры повторялись в неисчислимых декоративных работах, в станковой живописи, фреске или даже скульптуре»62. По всей видимости именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники.
Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Такой тип лесов, адаптация известной конструкции, позволял работать сразу по всей ширине свода12.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. В каждом из четырёх углов капеллы, на изогнутых распалубках свода, Микеланджело изобразил четыре библейские истории, которые связаны со спасением народа Израиля Моисеем, Есфирью, Давидом и Юдифью. Однако в течение долгих лет Микеланджело не практиковался в ней, работая как скульптор, а не как художник.
В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. Для мастера это было единственным средством выразительности. Согласно сообщению Вазари, Браманте, недоброжелатель Микеланджело, опасаясь, что скульптор блистательно выполнит проект и затмит им всех, убедил Юлия, что строить гробницу при жизни плохое предзнаменование. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Обнаженная натура изображенных персонажей в часовне главного христианского храма вызвала бурное негодование кардинала Каррафы, организовавшего цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески.
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Бог сообщил Ною о своём решении и повелел построить ковчег. Судьба художника Тоскана. Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства.
Капелла Медичи представляла из себя небольшое здание с глухими шероховатыми стенами, «разбавленными» редкими окнами. часть фресок были вновь раздеты, когда убирали позднее наслоения и очищали фрески от копоти используя новейшие технологии. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз. В общем, что и говорить – церковь непростой заказчик. Миклеланджело Буонарроти— итальянский художник Высокого Возрождения, чьи работы бесспорно оставили след в истории и повлияли наразвитие и становление Западного искусства. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и первых людях на земле: Отделение света от тьмы, Сотворение Адама, Фреска «Страшный Суд» Сотворение Евы, Грехопадение, Потоп, Опьянение Ноя и др.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них.
Но и это ещё не всё. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.
Фигуры в люнетах по всей видимости изображение семей, но семей разделённых, как в буквальном смысле— табличками с именами предков Иисуса, так и в переносном, представляя собой весь спектр человеческих эмоций. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. по заказу папы Павла III.
Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. С завершением Давида пришёл другой заказ.
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Примечание. Микеланджело вернулся к плану Браманте, сохраняя основную форму и концепции путём упрощения и укрепления дизайна, чтобы создать более динамичное и единое целое. Он считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Кроме того, вопреки традиции, художник изобразил Христа-Судию безбородым.
Величественная фигура Христа, с раздувающейся от ветра накидкой, демонстрирует степень видения фигуры в перспективе, которое также использовал Андреа Мантенья, но это не было обычным для фресок флорентийских живописцев. Ной исполнил указание и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Скульптура имеет все традиционные атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином и сатир, но Микеланджело вдохнул в тему дух реальности изобразив его с сонными глазами, раздутым мочевым пузырём и в позе, которая предлагает, что он неустойчиво стоит на ногах. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её.
Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. Этот момент и изображён на фреске Микеланджело.
В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. Они не смотрят на Христа. «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с основанием грандиозного купола, возведенного в 1586-1593 годах учеником Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции.
Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка.
На нижней части фрески изображен любопытный персонаж. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны».
Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века. Во всём он стремился достичь совершенного совершенства и это стремление диктовало ему любопытное поведение: Микеланджело нередко бросал свои произведения, когда осознавал, что они получатся не столь совершенными, как он того хотел, а также уничтожал свои наброски, рисунки и картоны, чтобы посторонние не увидели всех трудов и мучений, с которыми он обдумывал свои идеи. На первом плане изображена Дева Мария.
В «Грехопадении» и «Изгнании из рая» оплетенное Змием Древо познания Добра и Зла разделяет два мира — Эдем, райский сад, чье цветение скупо обозначено зеленой ветвью дерева, зеленью травы и очерченную прямой линией горизонта пустыню, куда, гонимые гневным архангелом, удаляются прародители. Объяснение напрашивается само собой. В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира.
Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Рафаэль и Браманте рассчитывали, что Микеланджело, как художник, не сможет удовлетворить запросы Ватикана, провалится и, таким образом, освободит им место для будущих заказов. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.
Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Но нет. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. IX, ст.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. К моменту смерти Микеланджело собор был почти завершен, несколько позже по модели Микеланджело его помощник Джакомо делла Порта возвел купол, однако в начале XVII века замысел Микеланджело был искажен: архитектору Карло Мадерна было предписано удлинить главный неф, вернувшись к планировке в виде латинского креста. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе.
За ней – Иосиф Обручник. Панель «Наказание Амана» повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника). Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска Страшный Суд на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536-1541), пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина в Ватикане, 1542-1550).
Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом.
Папа Лев Х из рода Медичи предложил Микеланджело создать новый фасад для церкви Сан-Лоренцо, который по плану должен был стать роскошным и богатым по убранству. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. Прожил до 18 февраля 1564 года. Далее фрески, картины, рисунки, наброски, скульптуры и другие работы великого итальянского художника.
Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. На росписи размером около 200 кв. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. м площади) собственноручно. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Сотворение ЕвыГрехопадениеВсемирный потопЖертвоприношение Ноя Пророк ДаниилПророк ЗахарияПророк ИезекиильПророк ИеремияПророк ИоильПророк Исайя К последним скульптурным работам Микеланджело относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка Пьета для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-1555, разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М. Кальканьи ныне в Галерее Академии, Флоренция) и скульптурная группа Пьета Ронданини (1555-14, Музей старинного искусства, Милан), предназначенная им для собственного надгробия и не законченная. Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники. На фреске Микеланджело изображён момент отплытия ковчега и весь ужас надвигающейся вселенской катастрофы: отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Основная часть росписи — девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» — четвертый из них. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками».
«Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. Варфоломея (На фреске Св. Для художников был распространённой практикой перенос на штукатурку рисунка, выполненного на картоне в натуральную величину— на многих фресках сохранились небольшие проколы по контуру фигур. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. IV).
После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Бог решил истребить всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Картина получила широкое признание от пэров. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. Позже он начал посещать студию скульптора Бертольдо в садах Медичи, принадлежавших Лоренцо Великолепному, правителю Флоренции, где, видимо, смог познакомиться с обширной коллекцией античной скульптуры, собранной Лоренцо. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Не говоря уже о стрессах. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д. Гирландайо (1488-1489) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490), однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча изучение памятников античной пластики. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19.
Вероятно, Микеланджело помогали несколько человек, которые выполняли архитектурные имитации и фигурки путти22. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». «Сотворение Адама» – часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной. В 1508-1512 гг.
Место конклава. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина.
Фреска. В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. Художник, пишущий фреску, не мог единолично готовить грунт под роспись, переводить на него рисунок с подготовительного картона, выполнять другие вспомогательные работы. Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство.
Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Он вернулся к работе у Медичи. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение.
Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти).
Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. Глубиной мысли и высоким трагизмом отмечена лирика Микеланджело. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него.
А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра.
Договор согласовали в августе следующего года. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Микеланджело был вынужден сбить повреждённую роспись и продолжить работу с новым, более устойчивым к плесени раствором с большим количеством песка, предложенным одним из его помощников, Якопо лИндако. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях.
Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. rotondo – круглый). Тема тондо – Святое семейство.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». Высота капеллы— 20 метров. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. Фреска, на создание которой Микеланджело потратил около шести лет напряжённого труда, поражает своей монументальностью. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды.
Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую Давид (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция), воплотившую героический порыв и гражданскую доблесть флорентийцев, сбросивших ярмо тирании Медичи. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения народа Израиля.
В Католической церкви считается первым папой римским. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже». 53:1).
Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро». Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Скульптура же, по определению Микеланджело, — «искусство, которое осуществляется в силу убавления».
Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения.
А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Оскорбленный художник уехал во Флоренцию.
«Сотворение Адама»— одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини.
В церковных кругах возмущались слишком вольной трактовкой текстов Священного Писания и тем, что почти все персонажи художника изображены обнаженными. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, что напоминает, по чьему подобию создан человек.
Потолок площадью около шестисот квадратных метров. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. 625х662 см. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа.
На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой в статуе Вакх (1496-1497, Национальный музей, Флоренция) новое гуманистическое содержание, яркую убедительность образов он внес в каноническую схему группы Оплакивание Христа (около 1498, собор Св. Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.
В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. По углам малых панно располагаются фигуры идеально сложенных нагих юношей, Ignudi, красота их тел— хвала созданного Творцом40. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело.
И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания. Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони родился 6 марта 1475 года в Капрезе. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету (отсюда слова «хам», «хамский», означающие человека, совершающего неприглядные или грубые поступки, унижающие человеческое достоинство). Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Таким образом истинный смысл фрески «Сотворение Адама» философски-гражданский: жажда познания, безграничные возможности для человеческого развития, бесконечное стремление в этом развитии к Абсолюту (богу) при невозможности достичь его во всей полноте.
Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил. » Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана.
Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». Тема, которая не является частью библейского повествования о Распятии Христа, широко использовалась в религиозной скульптуре средневековой Северной Европе и хорошо знакома кардиналу. В таком духе отзывается о нём Вазари.
Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема.
Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. Микеланджело стоит рядом с такими величайшими мировыми светилами искусства, как Леонардо да Винчи и Рафаэль.
Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». Снаружи мы видим невзрачное церковное сооружение, больше напоминающее на оборонительную крепость, но вся красота и все величие кроется внутри. В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Микеланджело – не только скульптор, художник, архитектор, но и прекрасный поэт – был чутким читателем Библии и найденная им композиционная форма удивительно точно отражает саму мозаичную структуру Ветхого Завета, возникавшего на протяжении веков, состоящего из множества книг, которые, сильно отличаясь друг от друга стилистически, складываются, тем не менее, в одно монументальное целое. Ощущение тревоги и мрачности проявились в готовой композиции. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния.
Работать приходилось на грани физических возможностей. Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Чтобы не отдалять мастера от себя, кардинал Джулио Медичи (папа Лев Х к тому времени умер) предложил ему возвести во Флоренции капеллу. Длина изображения почти полтора метра. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет.
Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». Юноша Микеланджело запечатлён сильным и крепким с орлиными крыльями, в одежде античного стиля. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Правда, художник пытался как мог их сохранить, но они откровенно портили целостность композиции и от идеи пришлось отказаться. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. И только в тех случаях, когда это необходимо.
Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. Бог, посылая импульс Адаму, «вкладывает» в него душу, вследствие чего Адам поднимается, его тело приходит в движение. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Микеланджело сам создал «летящие» леса. ботинках». Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога».
Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.
Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Замысел врагов был прост. Позднее, в 1537 году, когда в Рим пришло известие, что одиозный правитель Флоренции герцог Алессандро убит своим дальним родственником, Микеланджело изваял в честь этого события бюст тираноубийцы Брута. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. ВакхУмирающий рабВечер (Сумерки)Утро (Аврора)Скованный рабПобеда В плане собора святого Петра Микеланджело, развивая идеи Браманте и сохраняя идею центричности, усилил значение средокрестия во внутреннем пространстве.
Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. Это Харон, который гонит грешников в ад. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Микеланджело.
Все это – расплата за шедевр. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Например, Иона, часто изображаемый со своим атрибутом— большой рыбой, — обыкновенно ассоциировался со страданиями Иисуса и призывом мира к покаянию2.
К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»).
По сторонам от них, на склонах громадного свода изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей — сидящие обнаженные юноши в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами— эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II. И для того были веские причины. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви.
Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.