На фреске Рафаэля «Афинская школа» изображены, в числе прочих, Леонардо да Винчи в образе Платона (в центре в красном плаще), Микеланджело в образе Гераклита (сидит в глубокой задумчивости), Браманте в образе Евклида (с циркулем в руках) и, наконец, сам Рафаэль в образе Аппелеса. Теперь зная какой труд стоит за созданием фрески, рассмотрим, как же создавались фрески в станцах Рафаэля. После окончания работ горожане были потрясены мастерством живописца именно в этих фресках раскрылся блестящий дар Рафаэля-монументалиста.
«триумф Галатеи» (итал. Trionfo di Galatea)— фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме. Архитектурно-пространственное выражение замысла, в той или иной форме свойственное всем фрескам ватиканских «станц», написанным Рафаэлем, достигает своей кульминации в «Афинской школе». Нореставраторы, работающие надвосстановлением первоначального облика Зала Константина, недавно обнаружили фрагменты фрески, которые, возможно, были написаны не учениками Рафаэля, асамим мастером. Фреску «Афинская школа» называют лучшей из творений Рафаэля.
Фреску «Освобождение Святого Апостола Петра из темницы» Рафаэль посвятил чудесному выходу ученика Иисуса Христа из заточения. Рафаэль писал фрески на стенах этой станцы в 1509-1511 годах. Фрески виллы Фарнезина (сейчас она называется так в честь семьи Фарнезе, купившей её в 1579г. ) – интереснейшая часть художественного наследия Рафаэля.
Попроекту Рафаэля они были возведены в1513—1518 годах ввиде 13 аркад, вкоторых поэскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески набиблейские сюжеты. Здесь можно полюбоваться прекрасной фреской «Триумф Галатеи», написанной Рафаэлем в 1512 году. На этой фреске в аллегорической форме Рафаэль изобразил Силу, Мудрость и Умеренность, которые основывают гражданские и канонические права.
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. (В одном случае, в «Орманской мадонне», поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке). С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца дЭлиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517). Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера.
Однако, как и было на протяжении всей своей карьеры, художнику удается использовать свой собственный стиль, при этом, по прежнему используя множество техник других мастеров. Везут нимфу два дельфина.
Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Место действия есть облачное, пронизанное светом небо. Мадонна движется и неподвижна. Исключительное значение для развития итальянского зодчества имела деятельность Рафаэль как архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. «Аркадия» — первая крупная пастораль в ренессансной Европе, которая приобрела международный успех.
В красном халате справа-Евклид он наклонился учение небольшой группы людей. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Живопись отличается силой, хотя и несколько суха. Младенец протягивает руку к груди матери и в то же время оборачивается к зрителю. Цецилии, стоящей между четырьмя святыми, находящийся в пинакотеке Болоньи. Так началась история Рафаэлевых Станц.
Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. На алтаре сидит дароносица. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Фреска «Диспут» – это рассказ о небесной церкви и земной и действие композиции происходит в двух планах. Папа своим примером уже не сдерживал стремление кардиналов к роскоши. Леонардо да Винчи такой же запредельный гений Ренессанса, каким Платон был для Древней Греции.
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. В Древней Греции Парнас был местом поклонения Аполлону. У подножия лестницы – естествоиспытатели, представители практических дисциплин: справа – геометрия и астрономия, слева – грамматика, арифметика, музыка.
На вершине лестницы – представители чистой мысли во главе с Платоном и Аристотелем. Подпись Рафаэля (RSVM)— у ворота его одеяния. Но и теперь среди множества работ, наверху своей славы, Рафаэль так же старательно подготовлялся для каждой картины, заботливо обдумывая многочисленные эскизы. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Сюжет был навеян поэтической фантазией в обработке флорентийского поэта Анжело Полициано.
Они существовали уже при папе Николае V (1447 – 1455 годы). Первое художественное образование получил у своего отца, живописца Джованни Санти и после его смерти в 1494 г. продолжал у умбрийского живописца П. Перуджино.
Тот же самый мотив уже гораздо смелей и свободней разработан в «Мадонне Колонне». евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа».
Этот символ находится в метафизической реальности. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Данте и Вергилий смотрят друг на друга на фреске. Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве.
Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). Его Пастушеские песни рисуют идиллический мир сельской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию (местность на Пелопонессе). Характеры своей убедительностью первые обращают на себя внимание.
Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба. Так же как в своих многофигурных композициях, он достигает и в портрете невиданного до того единства индивидуальной характеристики. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Его портреты этого периода показывают близкое следование природе. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Новой здесь является та наружная беззаботность, с которой Мария и ее младенец относятся друг к другу и, видимые зрителем прямо пред собою, вперяют навстречу ему свои взоры.
Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. В центре композиции – фигуры Аристотеля и Платона.
Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Тибулл и Проперций имеют много общего (потому они поставлены Рафаэлем рядом): они вышли из среды италийских земледельцев, пострадавших во время конфискаций гражданской войны, оба выступили с первыми книгами в одно время, в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной– дамы. Главная группировка дана двумя ярусами. Фрески размещаются в четырех комнатах: Станца делла Сеньятура, Станца дЭлиодоро, Станца дель Инчердио ди Борго, Станца Константина. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Политика – это искусство возможностей.
Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Джулио Романо, например, написал большую часть изображения «Истории Психеи». 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Первый учитель – Перуджино. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность «Мадонны дель Грандука». 14.
Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Его пасторальный роман Аркадия был весьма популярным памятником итальянской литературы. Италия всегда давала миру идеал прекрасного и Рафаэль в своей «Галатее» возвысил человека до красоты божества.
Почему. С каким мастерством Рафаэль писал в это время «фрески», когда сам брался за кисть, показывают его прекрасные сивиллы над капеллой Киджи в Санта Мария делла Паче в Риме и еще яснее его волшебная богиня моря Галатея в нижнем этаже виллы Фарнезины. Ватиканские фрески Рафаэля и в первую очередь фрески «Станца делла Сельятура», вместе с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи и Сикстинским потолком Микеланжело – вершина монументальной живописи Возрождения. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. После завершения работ в первой комнате, папа Юлий II был очень впечатлен и решил поручить художнику, для дальнейшей работы, роспись в другой комнате. Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени.
Сюжеты отображают реальные и вымышленные истории из жизни Папства. Две последних – самые выдающиеся– известны сегодня как «Парнас» и «Афинская школа», которые он рисовал в 1508-1511. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура.
В образе Мадонны подчёркнута кротость – в её опущенных глазах, в некоторой робости жеста, которым она держит младенца. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля.
Внимание даже Рафаэля к деталям является представителем гуманизма в день. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Станцы Рафаэля – это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м. ), расписанные в 1508 – 1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти.
Но если учитывать большой объем работы, который выполнял художник, нравы тех времен, общее состояние здоровья населения того века и то, что тогда люди вообще жили недолго, можно предположить, что это все вместе, в общем и могло послужить причиной ранней смерти Рафаэля. На облаках же слева стоит на коленях св.
Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Изначально предполагалось украсить лоджии виллы серией фресок мифологических сцен. Цецилии, стоящей между четырьмя святыми, находящийся в пинакотеке Болоньи. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа.
Соединение этих фигур представляется абсолютно ясным и оправданным: в путешествии Данте по Аду и Чистилищу, описанию которого посвящены первые две части Божественной комедии, спутником и проводником Данте был именно Вергилий. Сам он закончил только верхнюю часть картины, представляющую Преображение на горе, выполненное утонченной зрелой живописью, как видение, когда смерть вырвала из его руки кисть. Два продольных поля потолка представляют, как бы на протянутых коврах, суд богов над Амуром и Психеей и свадебный пир вновь соединившихся.
Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Его посмертная репутация была еще больше, так как в конце XIX века его оценили почти все критики, как величайшего художника, который когда-либо жил, художника, который выразил основные доктрины христианской церкви через образы, которые имеют физическую красоту, достойную античного искусства. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности.
Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Бог-отец, Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель на фоне золотого сияния составляют центральную часть композиции. 13.
Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Оставшаяся фреска «Месса в Больсене» рассказывает о чуде, которое произошло в 1263 году. Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется». и возникло как отражение послереформационных теологических дискуссий.
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Спускаясь ниже, мы видим воскресшего Иисуса Христа, окруженный нимбом, – он сидит на троне из облаков между Девой (поклонился в благоговении) и Святого Иоанна Крестителя (который, согласно иконописной традиции, указывает на Христа). Возвышенный замысел художника воплощен в ней в безупречно гармонической форме и с удивительной доступностью для зрителя.
Он мог легко сделать из 2-мерной поверхности 3-мерную. Античное снова стало плотью и кровью. художников Перуцци, Себастьяно дель Пьомбо и Рафаэля. Необычайно глубокий линейный перспективы создает невероятную иллюзию глубины.
Сюда же без колебаний следует отнести Святые семейства, большую картину архангела Михаила, портрет Иоанны Аррагонской в Лувре, так называемую «Жемчужину» и «Святое семейство под дубом» Мадридского музея. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Каждая из которых расположена дугой, повторяя в пространстве полукруглое обрамление арки. Простые по грудь изображения этого рода — «Женщина в покрывале» в палаццо Питти, прообраз его Сикстинской Мадонны, затем изумительный портрет знаменитого придворного Бальдассаре Кастильоне в Лувре, образец на все времена, великолепный живописный по самому замыслу портрет Джулиано де Медичи в собрании г. Хульчинского в Берлине и превосходный портрет кардинала в Мадридской галерее, принадлежащий к самым зрелым произведениям рафаэлевской кисти.
К числу таких более значительных произведений относится прославленное «Несение креста» Мадридского музея Прадо известное под названием «Спазимо ди Сичилия», в котором сказывается влияние гравюр на меди Шонгауэра и гравюр на дереве Дюрера. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики.
Между 1513 и 1516 гг. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма.
Простые по грудь изображения этого рода — «Женщина в покрывале» в палаццо Питти, прообраз его Сикстинской Мадонны, затем изумительный портрет знаменитого придворного Бальдассаре Кастильоне в Лувре, образец на все времена, великолепный живописный по самому замыслу портрет Джулиано де Медичи в собрании г. Хульчинского в Берлине и превосходный портрет кардинала в Мадридской галерее, принадлежащий к самым зрелым произведениям рафаэлевской кисти. Он явно просит мать пустить его к мальчику с соблазнительной игрушкой.
Слева, на другой лестнице, мечутся заслышавшие шум солдаты, на латах которых играют отсветы красноватого пламени факелов и холодного света скользящей между темных облаков луны. Он прожил остаток своей жизни здесь. Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния.
Ведь Флоренция всё ещё оставалась центром всей художественной культуры Возрождения, где как раз в эти годы в искусстве уже зрелого Леонардо и молодого Микеланджело выковывались принципы новой классики, сочетавшей в себе полное овладение человеческой фигурой с законами монументальной композиции. Платон держит свою книгу под названием Тимее. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце).
Рафаэль изобразил беседы, которые ведут персонажи о таинстве причастия. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Собственно говоря, «спора» никакого нет, картина является олицетворением неоспоримого догмата христианской церкви – таинства евхаристии.
Композиция делится на три части. Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell39Incendio di Borgo) – последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг. ).
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Живописно переданная нагота является взору как пластика. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Композиция, несмотря на контрасты положений, оживляющие отдельные фигуры, еще строго симметрична.
Иуда, прежде изгнанный из храма и клеймённый, вытесненный в бессознательное (по Юнгу), является перед Джотто в сиянии, которое предвещает спасение и, возможно даже, обусловливает его. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. На противоположных сторонах Святой Дух-это четыре Евангелия.
Он должен был сделать фрески, в помещении, которое должно было стать библиотекой Юлия II в Ватиканском дворце. Напоенный светом воздух полон исчезающими в дымке головками ангелов и серафимов.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. В глубине видна часть собора св. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо).
Но, как известно, оно не предусматривалось первоначальной программой Рафаэлевской композиции, – в ранних эскизах вообще отсутствует изображение алтаря с дарохранительницей. Именно на его склонах раскинулся знаменитый город Дельфы – центр эллинского мира. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Живописно переданная нагота является взору как пластика. Композиция делится на три части. Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Она находится слева внизу рядом с другими лириками.
возник запрестольный образ св. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Во второй половине жизни Рафаэль становится официальным художником папского двора.
Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). В «Афинской школе» дана, скорее, сумма отдельных, самостоятельных групп – как и подобает самому характеру независимой философской мысли в отличие от соподчинения теологической иерархии.
Само название «Диспут» или «Спор о таинстве причастия» возникло достаточно поздно, его нет у Вазари, нет и в описании Беллори 1695 г. Впервые оно появилось в путеводителе по Риму в 1777г. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Но в том-то и дело, что именно эта наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника во Флоренции переживает самые глубокие сдвиги. Колорит построен на двух главных акцентах, синего и жёлтого более интенсивных в земной части, более лёгких – в небесной.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Композиция делится на небесную и земную часть. Платон указывает вверх, так как в его философии меняющемся мире, что мы видим вокруг нас – это всего лишь тень более высокого, более реального, что это вечное и неизменное (и включает такие вещи, как добродетель и красота).
Внимание к деталям в этой части поражает. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Что же касается ватиканских фресок, то «Станца делла Сеньятура» расписывал сам мастер, «Станца дЭлиодоро»— Рафаэль и ученики. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне.
Обычно отмечают «Положение во гроб» – первую попытку Рафаэля создать драматическую многофигурную композицию, неудачное подражание Микельанжело самой своей неудачей, будто бы подтверждающее, насколько драматизм был чужд и даже недоступен гению Рафаэля – его призванием был нежный гармонический мир мадонны. Рим снова жил на широкую ногу. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. С каким мастерством Рафаэль писал в это время «фрески», когда сам брался за кисть, показывают его прекрасные сивиллы над капеллой Киджи в Санта Мария делла Паче в Риме и еще яснее его волшебная богиня моря Галатея в нижнем этаже виллы Фарнезины. Рафаэль был в зените своей карьеры.
Ватиканский цикл Рафаэля начинается с фрески, носящей название «Диспута». 11. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. Но благоговейное слушание небесной музыки выражено торжественно и с настроением. Архитектура «Афинской школы» – не просто красивая и величественная декорация.
Любую картину или фреску Рафаэль воспринимал единым организмом, он считал, что заново создает реальность, облагороженную художником. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Несмотря на это, зрителю кажется, что они смотрят на него, что ради него они спускаются с небес и более возвышенных взоров, чем эти, в которых отражается вся тайна искупления, не передавала никогда рука земного живописца. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Их художественные образы неотделимы от окружающих архитектурных форм.
Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. В 1504 году Рафаэль покидает мастерскую Перуджино. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Однако, художник, который оказал на него наибольшее влияние, несомненно, оставался прежний. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Этот ряд заканчивается знаменитым портретом-группой папы Льва X с кардиналами де Росси и Джулио де Медичи, в палаццо Питти. Рафаэль с учениками расписывал помещение в период с 1511 по 1514 гг. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Станцы Рафаэля (от итальянского слова «комната», Stanze di Raffaello) — четыре комнаты, которые стали частью комплекса музеев в Ватикане. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа» (Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура.
Рафаэль не оставил никаких ключей или обозначение карт для фигуры изображенных на картине. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Сегодня Парнас – это просто горная гряда в Греции известная своими лыжными курортами и несколькими маршрутами восхождения на ее вершину. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Этот камерный портрет действительно необычен.
Еще одна гуманистическая идея была в том, что человек имел неограниченные возможности и образование стимулировало творческие силы личности (гуманизм в эпоху Возрождения). Рим не стал исключением. Вергилий – римский поэт. Примечательно, что тот факт, что Рафаэль изобразил себя на фреске «Философия» («Афинская школа»), а не «Поэзия» («Парнас») показывает, что в то время художники были ближе к философам, нежели к поэтам, тогда как сегодня живопись считается изобразительным искусством, поэзия – литературным, тогда как философия превратилась в гуманитарную науку, а математика– и вовсе, в точную.
Характеры своей убедительностью первые обращают на себя внимание. Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело) Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) – помещения (станца – комната) в папском дворце Ватикана.
Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св.
Обстановка, в роде настольного звонка, написаны по-северному реалистично. Их стены расписал огромными фресками мастер эпохи Возрождения Рафаэль Санти и его ученики. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Решив украсить свою римскую виллу, Агостино Киджи пригласил в 1511г.
Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. В последние годы жизни Рафаэля его деятельность достигает размаха и диапазона, трудно вообразимых для одного человека. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала.
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона.
К числу таких более значительных произведений относится прославленное «Несение креста» Мадридского музея Прадо известное под названием «Спазимо ди Сичилия», в котором сказывается влияние гравюр на меди Шонгауэра и гравюр на дереве Дюрера. В общем каждый выдумывает на свой лад. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. То же двойное движение в фигуре Богоматери – её взгляд направлен влево вниз, её рука с книгой указывает вправо вверх.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Эту стадию представляет так называемая «Орманская мадонна». Его первым заказом стало оформление Станца делла Сеньятура, комнаты расположенный на верхнем этаже дворца Ватикана и которая почти несомненно использовалась папой в качестве библиотеки. Сюда же без колебаний следует отнести Святые семейства, большую картину архангела Михаила, портрет Иоанны Аррагонской в Лувре, так называемую «Жемчужину» и «Святое семейство под дубом» Мадридского музея. Эпические полотна отличает внутренняя гармония, композиционная ясность, насыщенность образов, глубокий замысел, яркость цветов, внимание к деталям, символизм.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. На тот момент Рафаэлю был 31 год. Мол, один человек с таким бы объемом информации не справился. Современный экскурсионный маршрут начинается с последней, к оформлению которой мастер уже не успел приложить кисть.
Подводя итоги, попытаемся высказать несколько общих соображений. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. У совершенства долгая предыстория, но всё имеет своё завершение. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. В 1513-1514 гг.
Арки, кариатиды и потолок, украшенный Папским гербом, — другие корифеи по эскизам Рафаэля. В центре повествования страдающий от любви поэт, который уходит из города (в данном случае Неаполя), чтобы жить в безмятежности и простоте Аркадии. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Нельзя забывать, что Рафаэль и в архитектуре был одним из величайших зодчих своего времени наряду со своим учителем Браманте, после смерти, которого в 1514 году он сделался руководителем постройки собора Петра. Вот таким образом из всей серии предполагаемых мифологических сцен было выполнено только несколько. Потомство попыталось именно здесь найти различия и произвести выбор. Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Напоенный светом воздух полон исчезающими в дымке головками ангелов и серафимов.
16. Но участие самого Рафаэля в этих росписях неодинаково. И что же.
В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая.
Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Один из шедевров Рафаэля, – «Афинская школа». Посредине два великих мыслителя: устремляющий руку и мысль к небу идеалист Платон и смотрящий на землю реалист Аристотель. В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи.
Вот таким образом в «Афинской школе» отдельные мотивы и группы резче характеризованы, типы и жесты индивидуальней, выразительней. Картина эта, о которой автор настоящей книги подробно говорил в других случаях, есть собственно такой же запрестольный образ, как все другие.
Живопись отличается силой, хотя и несколько суха. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Но этот храм античной мудрости пуст.
Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну». Все поля были обрамлены Удине роскошными гирляндами плодов. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Варвара. Художники, архитекторы и скульпторы были очень востребованы.
Все поля были обрамлены Удине роскошными гирляндами плодов. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Каждого он изобразил в присущей тому манере.
Рафаэль жадно впитывает в себя новые веяния и быстро овладевает мастерством Флоренции. К несчастью, в это же время был одержим любовью к Галатее и циклоп Полифем. Тонкий и ранимый, он всю жизнь чувствовал острую потребность вматеринской любви и нежности. На облаках же слева стоит на коленях св.
Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. Между композициями «Диспута» и «Афинская школа» есть несомненное соответствие: и там и здесь проведено деление на верхнюю и нижнею часть и там и здесь выделяется декоративный мотив полукруга. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Именно в этом и заключается историческое значение таких произведений, как «Обручение Богоматери».
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Юлий II был великим политиком, вот таким образом его миссия увенчалась успехом: он укрепил папский престол и наполнил церковную казну.
Наше описание пойдет в хронологическом порядке, по мере создания шедевров. Потомство попыталось именно здесь найти различия и произвести выбор. Среди римских покровителей Рафаэля был богатейший банкир и купец Агостино Киджи (1466 – 1520), прозванный современниками Великолепным. 18.
Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла.
Чрезвычайно поучительно в этом смысле «Обручение девы Марии» (так называемое «Sposalizio», которое Рафаэль написал в 1504 году, непосредственно после того, как Перуджино закончил алтарную картину. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Это задумано для того, чтобы представлять сцену, как полет между небом и землей. Флорентийский период – решающий этап в становлении искусства Рафаэля.
А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. В художественном развитии Рафаэля флорентийский период значил необычайно много. Ему было поручено расписать фресками комнату в папском дворце – «Станца делла Сеньятура». Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Там требовали больше свободы, больше движения. Он даже обвинил художника в плагиате. «Триумф Галатеи», одну из своих лучших монументальных работ, Рафаэль написал собственноручно в 1514 – 1515 годах.
Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. На земле в центре картины – алтарь, приготовленный к принесению бескровной жертвы, а вокруг него отцы церкви, вероучители и простые верующие люди в нескольких оживленных группах. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены.
Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Вообще же таинственность леонардовского полумрака не соответствует природе Рафаэля и в большинстве последующих мадонн он переходит к пейзажным фоном, к дневному свету к ясным пластическим операциям. Все персонажи картины представляют собой важных деятелей в области образования и развития.
Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие). В композиции «Диспута» все элементы, все части непреодолимо устремляются к одному центру. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут». Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
Согласно античному мифу, прекрасная морская нимфа Галатея полюбила юношу по имени Ацис. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Она – та идеальная среда, без которой не возможно само существование героев Рафаэля. 26.
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Обстановка, в роде настольного звонка, написаны по-северному реалистично. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Четырнадцать картин в распалубках представляют, как показал Р. Фёрстер, триумф Амура над богами в более легком жанре. Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж, который представлен на фреске «Парнас».
В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Один из амуров, на которого смотрит Галатея, указывает ей путь. Традиции умбрийского кватроченто ещё очень сильно сказываются в лирической мягкости настроения.
«Форнарина» (прибл. Работа датируется 1498 годом. С чего все началось.
Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. После смерти печально известного папы Александра VI Борджиа, блестящего мастера политических интриг, чья жестокость и лицемерие не знали границ, а страшная смерть стала достойным возмездием (он выпил яд, приготовленным им для другого, кстати, родственника), папский престол занял Юлий II. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Сапфо – древнегреческая поэтесса. По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Небесная Владычица снисходит на облаках, держа на руке обнаженного младенца.
Лично мастер оформил 4 стены. А его символ – гостия (хлеб) – находится в центре композиции. Используя сложные ракурсы и светотень (приёмы, которыми славилась живописная школа Рафаэля), художник прекрасно передал пластику тела.
За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Эта фреска является одной из четырех рафаэлевских картин, которые покрывают стены «Станца делла Саньятура» во Дворце Ватикана.
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Слева, внизу, маленький Иоанн Креститель играет с какой-то лентой. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора.
Имеет ли она в себе какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть». Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Кроме того исследователи выделяют на этих двух фресках группы персонажей, взаимодействующие между собой, например, Данте и Вергилий на «Парнасе» или группа пифагорейцев в нижнем левом углу «Афинской школы». Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке – именно в эпоху Ренессанс после нескольких столетий забытия возрождается платонизм. Варвара. Античное снова стало плотью и кровью.
Мария правой рукой решительно удерживает сына от рокового шага. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада.
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Якопо Саннадзаро – итальянский поэт. Но благоговейное слушание небесной музыки выражено торжественно и с настроением. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
Когда в 1701 году Ричардсон пришёл в «Фарнезину» взглянуть на фреску Рафаэля, он был неприятно удивлён долгим поиском ключа от зала, где находилась фреска. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». По приезде во Флоренцию он самостоятельно штудирует новые художественные проблемы. Пифагора можно увидеть в переднем левом сидит с красным и белом халате. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности.
В течение четырех лет, Рафаэль освоил технику Перуджино настолько хорошо, что различить их работы стало почти невозможно. На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу – в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз – в знак того, что мир идей связан с земным опытом. К концу своего пребывания в мастерской Перуджино Рафаэль преодолевает гипноз учителя и осмеливается вступить с ним в своего рода соревнование. Присмотримся.
Но в основной своей структуре композиция «Афинская школа» гораздо свободнее. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности. Имя главного героя послужило названием станцы.
Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. Все движения, объединенные одним несравненным ритмом линий, смягчены и облагорожены в спокойном равновесии.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Они окружены внимательными слушателями.
Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Несмотря на свою популярность, только один истинный портрет Александра сохранился – этот бюст работы Лисиппа. Бесспорно, Рафаэль в этом направлении превзошел самого себя, когда собственноручно исполнил прославленные фрески из истории Амура и Психеи (1516–1517) на потолке и в откосах сводов соседней большой галереи той же самой виллы.
Этот знаменитый портрет Сапфо был найден и в Помпеях. Безымянный юноша. В конце 1508 года Рафаэль, видимо, по рекомендации своего земляка архитектора Браманте был приглашен Папой Юлием II в Рим.
Для Платона это важное место занимает истина, красота, справедливость и мудрость. Это идеальное представление о гуманистическом влиянии на искусство в эпоху Возрождения. В Урбино работали многие художники, чьё творчество граничит с расцветом искусства Раннего Возрождения в Италии.
Его портреты этого периода показывают близкое следование природе. Богословие, философия, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на потолке и служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах. 7.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Но такому истолкованию решительно мешает глубоко печальное выражение лица матери. Возможно, с поцелуя Иуды с фрески Джотто. По своей красоте эта роспись признана одной из самых совершенных работ в живописи. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года.
В центре ее лирики – темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Жила на острове Лесбос и именно благодаря ей появилось слово лесбиянка. Первая фреска Рафаэля «Афинская школа» — достойный образец монументальной живописи. Очевидно, что Рафаэль здесь мечтал об эффекте леонардовского полумрака, стремясь добиться той сумрачной дымки, которая так поразила его в картинах Леонардо.
Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Мадонны Рафаэля взрослеют, становятся содержательнее, наполняются абсолютно новыми силами по-человечески сложной духовной жизни, которая была вовсе неведома его ранним, перуджинским мадоннам. Однако ныне есть версии, что Гомер– это не один человек, а целая школа. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Это небольшие помещения прямоугольной формы, площадь каждого составляет около 50 м кв. Правда, Рафаэль «усовершенствовал» раковину Галатеи, снабдив её колёсиками с лопастями.
Галатею сопровождает огромная свита: тритоны, морские кентавры с прекрасными нимфами на спинах и маленькие амуры. Место действия есть облачное, пронизанное светом небо. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. Семья Рафаэля не могла похвастаться древностью рода – его предки происходили из небольшого городка Кольбордло близ Урбино и были мелкими торговцами. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.
Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции.
Петра. «Диспут о причастии» – данная фреска изображает сцену неба и земли. Достаточно одного взгляда на портрет Аньоло Дони и становится понятно, что перед нами влиятельный и сильный человек, об этом говорит и его властная поза и умный, спокойный взгляд.
Бесспорно, Рафаэль в этом направлении превзошел самого себя, когда собственноручно исполнил прославленные фрески из истории Амура и Психеи (1516–1517) на потолке и в откосах сводов соседней большой галереи той же самой виллы. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». взят в плен французами, но ему удалось бежать. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к.
Роспись «Изведение апостола Петра из темницы» изображает библейский сюжет, согласно которому ангел помог освободиться апостолу, заточенному в темнице. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Гомер, который изображен под номером 18, традиционно изображался слепым (в античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую). Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
возник запрестольный образ св. 19. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
Великий Рафаэль родился во Флоренции. В контраст теологии на противоположной стене представлен триумф философии во фреске, носящей название «Афинская школа». Небесная Владычица снисходит на облаках, держа на руке обнаженного младенца.
Служители церкви вели такой образ жизни, который дал повод Рафаэлю объяснить двум посетителям своей мастерской слишком красный цвет лица у святых на картине: «Они краснеют, видя вас – римских кардиналов». Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие. Гераклит так же знаменит в становлении древнегреческой философии.
Затем последовал запрестольный образ для Сан Систо в Пьяченце, «Сикстинская Мадонна», гордость Дрезденской галереи, величайшее чудо рафаэлевского искусства. Два мыслителя в самом центре, Аристотель (справа) и Платон (слева, направленная вверх) были чрезвычайно важны для западного мышления в целом их разные взгляды на жизнь и христианство. И что же. Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры.
Руководители богов Аполлона и Афины выравниваются с головами Платона и Аристотеля. Четыре композиции повествуют о власти, которую получил правитель, сделавший христианство официальной религией, над всей Римской империей. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Затем последовал запрестольный образ для Сан Систо в Пьяченце, «Сикстинская Мадонна», гордость Дрезденской галереи, величайшее чудо рафаэлевского искусства.
В спор погружены и выходящие из храма последними Платон и Аристотель, шествующие на фоне уходящих в глубину арок церковного нефа и небесной синевы. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Группа величественно объединена. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. В этой росписи присутствуют такие творения, как Диспута, Парнас, Афинская школа, среди них более сорока персонажей, ни один из которых не повторяет позу и фигуру другого. Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Между 1513 и 1516гг.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
Земная часть картины украшает алтарь в центре, в окружении богословов и важных католических церковных деятелей, они обсуждают практику Пресуществление (хлеб и вино причастия). Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Все предостережения заглушались шумными торжествами, чувственными комедиями, авторами которых зачастую были (. ) кардиналы.
Группа богаче движением и пластическим контрастом. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности.
Не намек ли это на гностическое Евангелие от Иуды к тому времени давно запрещенное и уничтоженное, но сохранившееся в отрывках в критике к нему «отцов церкви». Группа величественно объединена. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».