На фреске изображены представители Афинской школы, включая Платона, Аристотеля, Диогена, Плотина Евклида (Архимеда), Пифагора и др. В этой станце находятся самые знаменитые росписи Рафаэля (1509—1511 гг. ): фреска «Диспута», посвящённая богословию, «Афинская школа» — философии, «Парнас» — поэзии, «Мудрость, Умеренность и Сила» — правосудию. «афинская школа» – монументальная фреска и величайший шедевр Возрождения начала шестнадцатого века, была написана итальянцем Рафаэлло Санти в возрасте всего лишь двадцати пяти лет. Кого же все-таки он изобразил на своей фреске «Афинская школа». Приглашение послали, чтобы нанять Рафаэля для выполнения картины (фрески) — « идеального воплощения классического духа Высокого Возрождения» — фреска называлась «Афинская школа».
Это Платон и Аристотель. За его спиной расположилось ещё несколько фигур, которые образуют единый образ в картине. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур (6). В Зале пожара (Stanza dellIncendio) потолок был расписан еще раньше, учителем Pафаэля – Перуджино ее стены заняты четырьмя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап Льва III и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из этих пап, Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии над сарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою Льва IV. Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина.
Материя — такова возможность сущности. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. 500 гг. По приезде Рафаэля в вечный город папа поручил ему украсить фресковыми картинами несколько зал того же дворца известных под названием «Станц» (stanza – комната). Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру.
В центре фрески разместились Аристотель и Платон. Слева, у подножия лестницы, Пифагор (2), в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. (Птолемей жил во II веке до н. э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром Вселенной. ) Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, принадлежит персидскому пророку Зороастру. Аристотель называет 4 причины бытия: 1. Перед нами Пифагор, который как и великие деятели итальянского Возрождения сочетал в себе множество талантов, за что был особенно ими почитаем.
Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская мадонна", ок. Напротив – уединенный мечтатель. Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Этому взору доступно то, что скрыто от других. Неподалёку от Платона беседует со слушателями Сократ, а на ступенях полулежит основатель философской школы киников Диоген.
Но об этом как-то в другой раз. Помните, я упоминал об Рафаэлевом чувстве юмора. Но, тем не менее, он рисовал очень красивые здания.
Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля. На переднем плане — Евклид измеряющий что-то циркулем перед компанией молодежи.
Внимание зрителя сразу же сосредоточивается на их фигурах. 2. Главный в ней — Сократ, настойчиво что-то объясняющий внимательным слушателям. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Сложно сказать.
Мастер готовился к созданию своего великого шедевра -- «Сикстинской Мадонны» (1515—1519 гг. ) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. Справа Евклид (9), склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж. Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: Диспут (богословие), Афинская школа (философия), Парнас (поэзия) и Мудрость, Мера, Сила (юриспруденция). Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский – поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности. «Хорошо, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпу этих болтунов» — проворчал он.
Платон использовал эти формулы для расчета гармонических пропорций души и эта идея подробно изложена им в трактате «Тимей», с которым он и изображен на фреске. В изображении большей по размеру, чем человеческие фигуры и расположенной над ними мраморной скульптуре греческого бога Аполлона применен контраст, что часто встречается в работах Микеланджело. В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Хотя, говорят, Микеланджело остался своим портретом доволен.
Платон открыл мир идей. Всего на фреске изображено свыше 50 фигур. Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Проектировал собор св.
До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал свою знаменитую ватиканскую фреску "Афинскую школу" (1509-1511), ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса. Возносящий жест Платона и приземляющий – Аристотеля свидетельствуют о непрекращающемся споре. Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры. Аристотель также был древнегреческим философом (384 — 322 гг. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру.
Рафаэль выстраивает архитектуру изображенного на фреске здания по законам театра и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры. Так он изобразил св. Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Без арок общее впечатление от фрески было бы иным.
Кастильоне", 1514-15). «Истина рождается в споре» сказал древнегреческий философ Сократ. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус).
Что есть истина. Папа Юлий II был поражен. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ абсолютной красоты. Дальше, слева — обосновалась исключительно теплая компания. Это Эпикур в венке из плюща (каковой венок был символом Вакха) и Зенон Китийский, стоик.
На лестничных ступенях восседает Диоген. Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Очертания же он сообщил Вселенной такие, какие были бы для нее пристойны и ей сродны».
Чуть ниже — в голубом хитоне — полулежит на лестнице Диоген. Трудно поверить, что 25-летний представитель Умбрийской живописной школы с преобладанием принципов раннего ренессанса смог выполнить столь глобальную работу. Художник в этой фреске объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, вот таким образом «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля – вниз, раскрытой ладонью к земле.
Работая над «Афинской школой» – фреской на тему философии. Фигура первого гармонична, как и картины да Винчи, она уравновешенна и заключена в невидимый овал, а лицо выражает спокойствие. И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало.
В стороне стоят несколько астрологов, начертавших на особых табличках геометрические фигуры и письмена по всем правилам геометрии и астрологии и пересылающих эти таблички через посредство очень красивых ангелов евангелистам, которые заняты истолкованием начертанных на них знаков. «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не пройдет ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна и указать наипростейший путь жизни». Его фигура выступает легко и свободно. Говорили что учение его — самый кратчайший путь к добродетели. до н. э. ) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках.
Аристотель считается основоположником науки логики, образование получил в Афинах, в школе Платона. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. Взгляд Её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя.
Так или иначе, но «Афинскую школу» он рисовал, обладая определённой свободой действий. Философы увлечены спором. Лестничные ступеньки – это этапы, на которых происходит овладение истиной. Именно вот таким образом Аристотель Рафаэля указывает на мир земной.
Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы. Так складывается великая симфония человеческого познания. Сначала была расписана средняя из трёх станц – «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, так как здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы. Поверьте, в устах Микеланджело это было самой настоящей похвалой.
В портретах создан идеальный образ человека Возрождения ("Б. Мир неосязаемый, но от этого он не становится менее реальным. (Говорят, что от Платона произошли гуманитарии, а от Аристотеля — технари).
Три свода, следующие один за другим, обрамляют их. Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Философы на фреске тоже спорят, но без обозначения победителя.
Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев». Рафаэль приехал в Вечный город в 1508 году.
С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Даже похвалил его. За свое бесстыдство он был прозван собакой. А справа — группируются «физики». Вверху слева от Платона – Сократ.
Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Рафаэль приехал в Вечный город в 1508 году. Самый внимательный из слушателей – молодой воин Алкивиад в шлеме и полном вооружении. Рядом с Парменидом — таинственная фигура в белом. 25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца. Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм: «Я — гражданин мира».
400-325 гг. Прототипом для «Афинской школы» послужила Академия, созданная Платоном в Афинах в IV веке до н. э., ученики которой проводили свои диспуты под открытым небом в оливковой роще. Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. С прекрасными декоративными деталями — и в «Афинской школе» он не забыл установить статуи Аполлона и Афины, покровительствовавших мудрости, философии, наукам и искусствам.
Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. О том же размышляют Сократ, Гераклит, Эзоп, Пифагор.
Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", ок. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Пифагор жил в Древней Греции, в 570-490 гг. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его.
Сюда его пригласил папа Юлий II. Рафаэль Санти Рафаэль Санти – представитель Высокого Возрождения. «Афинская школа» – самая известная из фресок, созданных Рафаэлем в папских покоях Ватикана. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Обратите внимание, что адепты этической философии, «лирики», группируются на стороне Платона передний план занят фигурами «неформатными» — или теми кто в равной степени занимался и этикой и физикой или те, кто занимался вообще непонятно чем — как Диоген или Гераклит. до н. э., был философом, математиком и стал основоположником собственной школы, названной «школа пифагорейцев». Ближе к нам, с пером и книгой, сидит Пифагор подглядывают у него из-за спины Боэций (по другим версиям Анаксимандр или Эмпедокл) и араб Аверроэс (он же ибн-Рушд). Так складывается великая симфония человеческого познания.
Лично мне интересно, почему Рафаэль обрядил Буонаротти в«варварские» сапоги вместо классических и приличных сандалий. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Аристотель и Платон стоят рядом на верхней ступени лестницы. Старец Платон с лицом Леонардо озарен вдохновением.
Молодой еще, крепкий, Аристотель – прекраснейшее творение земли. Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский – поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности. Рядом с ним стоят два странных персонажа — в короне и с глобусом (Птолемей) и с небесной сферой (Зороастр, как утверждают). Того самого, который спроектировал и начал строить собор Св. Тема росписи — четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила». 323 до н. э. ) — древнегреческий философ и основатель школы киников. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский.
У Аристотеля возникает идея последовательных переходов от материи к форме и наоборот. Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению.
Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей. Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима. Правда, чтобы после смерти придворного зодчего его закончить, пришлось выгонятьещё трех архитекторов (включая Рафаэля) и подряжать Микеланджело, который (страшно ругаясь) всё-таки воплотил великий замысел в реальность. Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. Форма — сущность бытия, это уже не возможность, а действительность.
Он никак не ожидал картины такого масштаба от столь молодого мастера. Это мудрые, уверенные в себе люди сильной воли и высокого достоинства. В этом споре не может быть победителя ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос и родная Земля, познание которых будет длиться вечно. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита (4).
Всего на картине изображено более полусотни фигур. Хотя интересно, что художник сказал по этому поводу папе Юлию. 3. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Прекрасное соседство — веселый жизнелюб и мрачноватый (хоть и язвительно-остроумный) аскет.
Учитель Рафаэля Пьетро Перуджино использовал классический городской пейзаж в качестве фона при написании картины для Сикстинской капеллы «Христос вручает ключи апостолу Петру» точно так же, как делает это Сандро Боттичелли в своем «Поклонении волхвов». В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли. Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля. Петра авторства Браманте. Этот человек находится в левом нижнем углу фрески.
Похож же он настолько, что кажется живым. Мир материальный — не идеальный, мир идей — совершенен. Начало движения 4.
За синьором Буонаротти стоит Парменид. Осенью1508 г. Рафаэльперебрался в Рим, куда, по рекомендации знаменитого Браманте, строителя тамошнего собора св. Личностей-титанов, личностей, равных Богу, согласно мировоззрениям эпохи Возрождения. до н. э. ).
Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу развеваются складки его плаща и кудри на голове. Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. Внизу на первом плане — две симметрично размещенные группы: слева — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед) низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Вслух.
На ступеньках лестницы расположился Диоген (3). Иное название фрески – «Философские беседы», чем как раз и заняты Платон и Аристотель. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Евклида изображаетБраманте. На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник изображающий пса.
Существуют следующие версии: сам Рафаэль (боюсь, что даже для него два автопортрета на одной картине — это слишком) Франческо делла Ровере, аристократ и кондотьер (об особой дружбе его с Рафаэлем ничего не известно, мало того, есть намеки на то, что у Рафаэля были к нему серьезные кровные претензии) Маргарита Лути, Форнарина (Булочница), любовница Рафаэля — думаю этот вариант самый вероятный. Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 – 347 гг до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384 – 322 гг до н. э. ) легко узнать по названиям книг в их руках. Первая из трех станц (то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы. Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным.
Через несколько лет он показал шедевр. В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц — так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи — здесь скреплялись печатью папские указы). Говорят, что изображенная на фреске постройка очень похожа на проект собора Св.
Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. Аристотель же простер руку над землёй — нет, материя, природа изучение, классификация. Платон описывает «идеи», как суть вещи, её первозамысел и всякая вещь стремится быть похожими на «идеи». Впоследствии основал собственную школу, названную Ликеем. Напротив – уединенный мечтатель. 580-ок.
В этих жестах сконцентрированы и философские идеи – абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом). Эти четыре фресковые картины названы: первая – «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья – состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». Он нарисовал много архитектуры в античном духе (так, как тогда это понимали). Благородство движений, мягкие изгибы плеч, рук и складок одежды, темные и светлые чередующиеся тона придают ей плавную размеренность, грацию и гармонию.
Сюда его пригласил папа Юлий II. В настоящей статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и её фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит». Его деятельность— поворотный момент античной философии. В своих работах Пифагор (ок. Одним из них был «Запрестольный образ Монтефельтро» работы Пьеро делла Франческа, который Рафаэль видел в родном Урбино, на котором Мадонна, младенец, святые, ангелы и донатор (заказчик) изображены в нефе классической церкви на фоне искусно расписанного свода. Цель — благо. Так он изобразил св.
Перстом указывая на небо, он вещает о мире идей. Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем.
Хоть и со значительными коррективами. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события. ление и принудят погибнуть.
Со временем Рафаэль доказал своё мастерство. Дальше (если двигаться по часовой стрелке) заметная группка из шести человек. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Петра). Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: «Диспут» (богословие), «Афинская школа» (философия), «Парнас» (поэзия) и «Мудрость, Мера, Сила» (юриспруденция). Они – центр композиции. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум.
412 – ок. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Именно в материи Аристотель рассматривал возможность существования всего сущего. И здесь Диоген символично изображён растянувшимся на лестнице, в вальяжной позе, в одиночестве, в отличие от всех других изображенных на картине, возможно чтобы никто «не заслонял ему солнца».
Над Зороастром в гордом одиночестве возвышается Плотин (с головой Донателло). Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу». В центре фрески разместились Аристотель и Платон. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени.
Петра, пригласил его папа Юлий II, для которого в это время Микеланджело работал над фресковой росписью потолка Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда в Сикстинской капелле создавал Микеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Начнем с центральных фигур.
Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. Компанию Эвклиду составили Птоломей (держащий земной шар в своих руках) и Зороастр (держащий глобус неба). Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. На фреске – обширный портик в стиле ренессанс.
Августина в общем, теология в те времена — это вам не философия, а тоже точная наука :). Сократ 469 – 399 гг. до н. э. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. Он похож на библейского пророка. Всего на картине изображено более полусотни фигур.
Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. Во время выполнения «Афинской школы», Рафаэль был очень уверен в себе и в своей работе и решил, что он все-таки скромно нарисует себя за работой. На переднем плане – одинокая фигура Гераклита, погружённого в размышления. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Именно здесь появились росписи, представляющие четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила».
Несмотря на то что «Афинская школа» – это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Справа от них изображена фигура самого Рафаэля, смотрящего на зрителей.
Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей.
Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Вероятно, благодаря покровительству Браманте, папского архитектора. Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Среди слушателей должны находиться: Тимон, Ксенофонт, Антисвен и Алкивиад (которого можно узнать по богатому шлему). Платон показывает пальцем на небо: мол идея.
Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» – один из шедевров ренессансного искусства. Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Левой рукой Аристотель держит свою "Этику", движением правой он как бы успокаивает вдохновенный пафос Платона. Рафаэль очень любил архитектуру и хотел быть архитектором у него, правда, не очень получалось — он не мог понять, почему такая красивая, тонкая ионическая колонна не может удержать пышную, массивную, торжественную римскую арку (его патрон, Браманте, надо заметить, тоже не очень хорошо это понимал).
Погружён в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело). Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли. Петра.
В центре, среди персонажей изображены идущие вперед, прямо на зрителя, Платон и Аристотель.