И если до последнего времени первой работой в этой самой прославленной серии портретов Бэкона, которую он продолжал вплоть до 1970-х, считалась «Голова VI» (1949), то выставка предлагает неизвестного ранее «папу» – «Пейзаж с папой / Диктатор» (1946). Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. Тело было кремировано, а прах развеян. С подобной трактовкой структуры бэконовской живописи трудно не согласиться.
Сквозь эти отверстия самым наглядным образом происходит коммуникация со зрителем. Проводя экскурсию по выставке, он то и дело разводит руками, мол, поверьте мне на слово. «Достаточно взглянуть на картину Рембрандта вблизи или сбоку, чтобы найти как изнанку света ручную линию», – пишет Делез. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки. «Три этюда фигур в ногах Распятия», 1944 г. экспонируются в галерее «Лефевр» и делают много шума. Он начал писать вариации на «Распятие», а затем сосредоточился на получеловеческих-полугротескных головах, лучше всего представленных в серии 1949 года «Головы в комнате».
После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника16. Бэкон пользовался обширной, с первого взгляда — хаотичной документацией: фотографиями (из них, в том числе фотографии Майбриджа), репродукциями (вырванными из книг по искусству, анатомии, антропологии, зоологии, радиографии), фрагментами страниц из журналов, газет.
В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов. Однако 1918 год, принесший человечеству облегчение, чувство тревоги Фрэнсиса не уменьшил. Затем жесткий родитель сменил гнев на милость и отправил Фрэнсиса в путешествие с близким другом семьи. — первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона. Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово.
О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. Как объяснял сам Бэкон, «это придает новые смыслы, например, картине Рембрандта, которые он в нее не вкладывал». Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. – объясняет Харрисон. Делал он это исключительно по репродукциям – ни с оригиналами, ни позднее с натурой отношения у него не складывались. Отец не принял гомосексуальность сына и выгнал его из дома.
Выставка «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» проходит в рамках перекрестного года культуры Великобритании и России и подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Центром изобразительных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь.
Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины.
Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно». Едва началась война с Германией, — Бэкон получает «белый билет» — художник с детства страдал от астмы. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году40. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин».
Писал их Бэкон не с натуры, а по фотографиям и выглядят они как серия снимков, сделанных в фотоавтомате, – каждый щелчок фиксирует новое положение головы («Три этюда Генриетты Моралес», 1969 и «Три этюда для портрета Джорджа Дайера», 1964). Успех пришел к нему с триптихом «Три этюда фигур у подножия Распятия» (1944 г. ). Триптих «Этюды человеческого тела» (1970), созданный специально для Гран-Пале, в Монако подается в исторических декорациях.
Фигура и фон не инертны относительно друг друга, но находятся во взаимодействии, которое обуславливает подвижный, оптический характер формы. Тактильное пространство рушится, будучи пронзенным тонкими линиями «арматуры», воздвигающей вокруг Фигуры куб. Три этюда. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. Просто у него на время отнята его идеальная сторона.
С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. Название связывает нарисованных существ со святыми, которые традиционно располагались у подножия распятия в религиозной живописи. Кажется, что Бэкон работает, как мясник и видит человека мясной тушей. Достаточно иметь гений.
В этюде «Воображаемый портрет папы Пия XII» (1955, собрание Сейнсбери) очевидна окаменелость неподвижной формы, свойственная скульптурам египетских фараонов, например фигуре Аменемхета III (Государственный Эрмитаж). Богатая и разнообразная коллекция Эрмитажа позволяет показать рядом картины Бэкона из Англии, Шотландии, Ирландии и США, а также произведения скульптуры и живописи, начиная с эпохи египетских фараонов и заканчивая работами старших современников художника – Пикассо, Матисса, Сутина, – не для того чтобы зритель поразился прямым аналогиям, а чтобы попытался задуматься о непреходящей ценности великих произведений искусства, неисчерпаемых ресурсах, которые они предоставляют для вдохновения и тех творческих процессах и интерпретациях, которые они порождают у неординарной творческой личности., художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу32. Некоторые из них признаются соответствующими «официальному» творческому наследию Бэкона. Но художник преобразовывает фотоизображение в своих работах, выводит на другой эмоциональный уровень восприятия, обнажая свой внутренний мир — тем самым, достигая в полной мере, как считал Бэкон – «тайны живописи».
О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. Он происходил из старинного (его предком был Фрэнсис Бэкон, философ и политик XVII века), но обедневшего рода.
Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы»36. Он отыскал ее в Лондоне в частной коллекции и сейчас впервые показывает широкой публике. И он до последнего держал ее мертвой хваткой и вовсе не за рога. А вечером пускался во все тяжкие: Казино Монте-Карло стало его вторым домом.
«Он прекрасно знал, что это будет за картина. Какая-то зрительная фантасмагория: человек меняется. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Ключевым этапом на пути к его оценке и признанию послужил триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944, Галерея Тейт, Лондон).
Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт). Эти слова произнесены Беккетом о единственно возможном и, по его мнению, уместном, хотя и безотрадном, выборе современного художника, которому следовало бы попытаться «выразить то, что выражать нечего, выражать нечем, выражать не из чего, нет силы выражать, нет желания выражать, но есть обязательство выражать». Однажды мы все умрем и превратимся в пыль».
В терминах скульптуры можно сказать так: арматура, цоколь, которыи может быть подвижным и Фигура, прогуливающаяся в пределах арматуры на цоколе». Искусство Бэкона и есть пронзительное, безгранично талантливое свидетельство этого выбора. Тело было кремировано, а прах развеян.
В этом вопросе акценты, конечно, так же смещены – поскольку решение, «с кем вы», остается за каждым. Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. Кульминация этого позднего периода наступила с его «Этюдом автопортрета» 1982 г. и более поздним одноименным шедевром-триптихом 1985-86 гг. Необязательно сополагать в пространстве выставочного зала «Воображаемый портрет Папы Пия XII.
При этом его полотна неизменно хочется рассматривать. После смерти Бэкона его репутация стабильно росла. О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно.
Бывший премьер-министр Маргарет Тетчер однажды назвала его «человеком, который рисует эти ужасающие картины». Но переломный момент в его творчестве наступил на полтора десятилетия позже, в 1944 году, с созданием триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который получил высокие оценки критиков и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь.
Конечно, перед первоисточником, который так ловко процитировал современный автор. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. Написана на льняном полотне. Он изучал автопортреты великого голландца, отмечая, как его лицо меняется раз от раза и как «эта разница затрагивает в нас разные области чувств».
В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом. Его мрачные, жестокие картины – зрелище не из приятных.
Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу. С этой суммой Бэкон уезжает в Монте-Карло и там пребывает до 1950 г. Он работает с «Хановер Гэлери» до 1958 г. и некоторое время преподаёт в Королевском колледже искусства в Лондоне. Он пользовался ими как инструментом, они помогали ему передать «некоторые черты» и «детали». Первым был его кумир. Заливки, контур, форма и фон как два сектора, равно близких на одной плоскости крайняя близость Фигуры (присутствие) система отчетливости» (Делез, Ж. Френсис Бэкон: Логика ощущения.
С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. Организованная им в 1934 году экспозиция не вызвала, мягко говоря, большого фурора.
В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Здесь уместны параллели с Сезанном, Ван Гогом, Гогеном – крупнейшими колористами XX века. На выставке демонстрируется также погрудная версия картины Веласкеса из собрания лорда Веллингтона, предоставленная Эрмитажу нынешним владельцем маркизом Дуро (Апсли-Хаус, Лондон). О том, что из этого вышло, рассказывает Анастасия Каркачева. Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно»5. Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога.
В семье было пятеро детей— три сына и две дочери, которых воспитывала няня Джесси Лайтфут. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. Фрэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века. Из отчего дома, который был то в Ирландии, то в Великобритании, он ушел в 17 лет. Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году. Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине в доме 63 по улице Лоуэр Бэггот.
Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот»33. Бэкон много путешествовал: в 1946 году он совершил путешествие в Париж, где подробно ознакомился с французским послевоенным искусством и идеями экзистенциализма, а в 1950 и 1952годах посещал Южную Африку: его мать переехала туда после смерти мужа, а сестры жили в Южной Родезии. Она была для него «местом эксперимента, творения и разрушения». Бэкон регулярно писал свои собственные отражения в зеркале («Мужской портрет», 1960, собрание Сейнсбери, Норидж), «наблюдая работу смерти». Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь.
Основной темой его работ является человеческое тело – искаженное, вытянутое, заключенное в геометрические фигуры, на лишенном предметов фоне. Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов.
Фрэнсис Бэкон (1909 – 1992) – один из крупнейших мастеров XX века. По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». Сам он считал своей первой зрелой работой триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944, Галерея Тейт, Лондон). Из-за серьезных разногласий с отцом он оставил дом в возрасте семнадцати лет. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку39.
Бэкон много путешествовал: в 1946 году он совершил путешествие в Париж, где подробно ознакомился с французским послевоенным искусством и идеями экзистенциализма, а в 1950 и 1952годах посещал Южную Африку: его мать переехала туда после смерти мужа, а сестры жили в Южной Родезии. У меня не было намерения рисовать ничего такого, тут как будто одна случайность переходила в другую». В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Это не красота формы, а красота настроения и движения. Из коллекции лорда Дуро экспонируется «Портрет папы Иннокентия X» Веласкеса, являющийся одним из вариантов картины в галерее Дориа Памфили. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника.
Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими». что сейчас будет. В поздних триптихах им на смену пришли не менее агрессивные, но все же лица. Следующие полтора года Бэкон провел во Франции, проживая у своей знакомой пианистки мадам Бокентен в Шантийи.
Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. Работа считается краеугольным камнем в его творчестве, так как именно здесь окончательно сложился характерный стиль, который будет присущ всем последующим работам художника. Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный.
Левая часть – интерпретация «Обнаженной в саду» Пикассо, центральная – Бельведерского торса, правда без мужских гениталий, с грудью, да не одной, а тремя и зонтиком а-ля Моне, правая – «Нарцисс» Караваджо, также в женском обличье. Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. В них столько эмоций, что, кажется, они разорвут полотно – даже на репродукциях. После череды неудачных выставок он в отчаянии уничтожил практически все свои ранние работы. С. 127). Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками.
В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника20. Его отец— капитан Эдвард Мортимер Бэкон, отставной военный, занимался разведением лошадей. На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал, как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин). Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962). Как и в других полотнах, образы Бэкона отсылают нас к фигурам «День» и «Вечер», созданным Микеланджело для надгробия Медичи во Флоренции (на выставке представлены терракотовые копии XVI века из собрания Эрмитажа).
Желание стать художником возникло у Фрэнсиса, когда он, ещё восемнадцатилетний юноша (выгнанный отцом из дома за гомосексуальные наклонности, проявлявшиеся в трансвестизме), посетил в 1927 году выставку рисунков Пикассо. Известно, что именно в Монако он начал писать своих властных диктаторов, своих «кричащих пап» – копии портрета папы Иннокентия X Диего Веласкеса. В серии вариаций на тему Портрета папы Иннокентия X Веласкеса (1951) Бэкон анализирует возможности выражения в живописи душевного напряжения. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. Но художник преобразовывает её в своих работах, выводит её на другой эмоциональный уровень восприятия, обнажая свой внутренний мир — тем самым, достигая в полной мере, как считал Бэкон – «тайны живописи».
Британский художник Фрэнсис Бэкон (1909–1992) – один из крупнейших мастеров XX века. В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. Этой причиной может быть уступка «общественному вкусу», вернее, тому, что у общества вместо вкуса. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины»4. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. Кроме того, ударом кисти они превращаются в уродов, монстров: одноглазых, безруких, обрубочных, членистоногих.
В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн56. Бэкон пользовался обширной, с первого взгляда — хаотичной документацией: фотографиями (из них, в том числе фотографии Майбриджа), репродукциями (вырванными из книг по искусству, анатомии, антропологии, зоологии, радиографии), фрагментами страниц из журналов, газет. – Бэкон часто говорил: пыль вечна. Из Лондона с богатым приятелем он рванул в Берлин, а уже оттуда – в Париж. Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Выигрыши тут же спускал на пьяные вечеринки с приятелями. Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога.
Из-за частых переездов, начальное образование Фрэнсиса ограничилось лишь двумя годами в школе Дин Клоуз в Челтнеме. В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный18. В это Бэкон не верит.
Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины. Он и раньше создавал автопортреты, однако эта работа, одна из поздних, служит своеобразной кульминацией творческого пути Бэкона.
Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости.
Через два года – снова неудача. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими»16. Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично. Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин».
Основной темой его работ является человеческое тело— искажённое, вытянутое, заключённое в геометрические фигуры, на лишённом предметов фоне. Бэкон признавался, что «в этом хаосе чувствует себя как дома», что хаос рождает в нем образы. Некоторые образы постоянно встречаются в творчестве Бэкона: крик, как утверждает сам художник, явился образом-катализатором для его творчества. Очевидно, его интересовали посмертные древнеегипетские, греческие и римские погребальные маски и портреты.
В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». C особой гордостью Мартин Харрисон рассказывает об «Этюде быка» (1991) – последней незаконченной работе Фрэнсиса Бэкона. Играл он без удержу. При этом постоянная липкая неизбывная наполненность тела парадоксальным образом сочетается в работах художника с ощущением пустоты и невесомости: ведь шум жизни, которым полнится тело, — это в том числе и предвестие тишины смерти. И Роден и Бэкон обращаются к силам, действующим на тело и внутри тела (судороге, растяжению, непроизвольному движению), при этом женская фигура Бэкона словно бы уже этими силами истерзана и оставлена, опустошена.
Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. К этому периоду относятся первые серии картин на тему «Портрета папы Иннокентия X» Веласкеса. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн.
Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими»12. Бэкон сознательно избегал любой повествовательной иллюстративной формы (ставшей анахронизмом с развитием фотографии и, в целом, средств аудиовизуальной коммуникации), стремясь воздействовать на зрителя, его нервную систему, посредством прямого ощущения. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины». В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. Хотя Маргарет Тэтчер и назвала его «тем человеком, который рисует те ужасающие картины», его творчеству были посвящены две крупные прижизненные ретроспективы в галерее Тейт и третья – уже в 2008 г. Бэкон всегда решительно заявлял, что никогда не делает эскизов и предварительных набросков.
Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. Как и монстры с Трех этюдов. Тактильное (гаптическое) пространство, в котором контур, форма и фон находятся в одной плоскости, ощупываемой глазом, будто рукой. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Написана на льняном полотне. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Художник необязательно был знаком с оригиналами, довольствуясь для своих целей иллюстрациями в книгах и альбомах (ныне в Галерее Хью Лейн).
Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины». Даже оказавшись в Риме, он отказался смотреть на шедевр Веласкеса. Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника. По приезде в Мадрид он почувствовал себя плохо и был помещён в больницу, где и умер 28 апреля от сердечного приступа.
Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. По словам куратора, художник знал, что смерть близка.
Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди. А еще Фрэнсис Бэкон говорил, что «жизнь гораздо более жестока, чем все, что он может сделать». Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году. О, его можно и любить и ненавидеть. Активно собираемый самыми престижными музеями мира, Бэкон, тем не менее, не часто покупался буржуазной английской публикой с целью декорации частных резиденций.
Его приключения в европейских столицах с их богатейшими художественными собраниями, андерграундными галереями и барами, шумными артистическими компаниями, наконец, просто притонами — и стали «университетами» будущего живописца. Одновременно с этим, человеческой (человекоподобной) фигурой, этим основным объектом и структурным элементом художественного исследования и подачи, работы Бэкона не исчерпываются.
В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом.
Более того, в конце 90-х годов на рынке всплыло несколько крупных работ, ранее считавшихся уничтоженными, включая «Пап» ранних 50-х годов и «Головы» 60-х. Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично. В первых – учился, на вторых – заводил знакомства. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы».
Посещение выставки Пикассо в 1927 г. оказало на него решающее влияние — он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей, в районе South Kensington мастерскую там он работает до 1932 г. После войны (Бэкон служил в Гражданской обороне) он возвращается к живописи и считает этот период, как отправную точку отсчёта. Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея».
Это несколько приободрило художника, но ненадолго. Этюд» (1952–1953) с «Мужчиной, собирающим плоды с дерева» (1897) Гогена. Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась.
Листы с их воспроизведениями, вырванные из книг, во множестве были у него под рукой в мастерской (ныне в Галерее Хью Лейн). Тело было кремировано, а прах развеян. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу28. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки9.
Большинство следующих его работ – изображение одинокой фигуры в интерьере. В особенности это касается знаменитой серии работ по мотивам классического портрета Папы Иннокентия X кисти великого Диего Веласкеса (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) известной как «Кричащие Папы».
Он сравнивал мастерскую с химической лабораторией. Умер художник в Мадриде в 1992 году. Как вспоминал сам художник впоследствии, он заставлял его кататься верхом, хотя знал, какой губительный эффект отказывает присутствие рядом с Бэконом, страдающим хронической астмой, лошадей и собак.
Призрак неизбежности смерти таится в его этюде «Портрет II. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962)34. Все мрачно и драматично. Картин, написанных здесь, почти не сохранилось, но в 1949 году он окончательно сложился как художник человеческого тела, человеческого духа. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков.
Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн). Отношения с авторитарным отцом у мальчика никогда не складывались. Его герои — гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками. С 1961 года художник обосновался в Южном Кенсингтоне, в Лондоне, где оставался до конца жизни и где создал знаменитые большие триптихи, ставшие его излюбленной композиционной формой («Три этюда человеческого тела», 1970, собрание Ордовас, Англия). Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию.
В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов57. Это третья по счету выставка Бэкона в России. «Скорчившийся мальчик» из собрания Эрмитажа цитируется Бэконом почти открыто в картине «Две фигуры в комнате» (1959, собрание Сейнсбери). Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы»32. Написана на льняном полотне. И Монако, очевидно, сыграло решающую роль в этом становлении».
Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. Это вынудило их постоянно менять место жительства. В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела». По какой-то причине кураторы Тьерри Морель и Елизавета Ренне позволяют себе строить выставку и говорить о ней так, как будто никогда не существовало книги Делеза «Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения» и совершенных им открытий в исследовании творчества великого британца, равно как и в методологии искусствознания.
Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменен на кроваво-красный22. Первая состоялась в далеком 1988 году в московском ЦДХ, вторая – спустя десять лет в Эрмитаже, но включала только триптих «Три штудии на распятие». Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950).
В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». Да, Бэкон Фрэнсис как художник мог быть и ярким и грубым и самобытным, он обнажал язвы. Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. В Лондон с Бэконом поехала няня Джесси Лайтфут.
Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». С няней Бэкона связывали дружеские отношения, продолжавшиеся до её смерти в 1951 году. Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, размазанные фантомы, в худшем — хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса). Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950).
Она сильно отличается от других его работ на ту же тему, которую он считал чрезвычайно важной в своем творчестве, считая, что «нет более подходящего сюжета для выражения человеческих чувств». Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины»8. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков.
Организаторы выставки не ставят своей целью проследить «маршрут Бэкона», как это сделал Жиль Делез в нескольких главах «Логики ощущения», показав, что Бэкон заново прошел всю историю от Египта до Сезанна и Гогена и проделал титаническую работу по проблематизации и переосмыслению целого ряда авторов. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. Этюд» со статуей Аменемхета III (оба на троне, анфас, в статичной позе), чтобы указать на родство Бэкона с египетским искусством. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки13.
В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. К слову, куратор Мартин Харрисон не исключает, что излюбленный мотив крика в творчестве Бэкона отсылает не только к «Избиению младенцев» Пуссена и «Броненосцу «Потемкин» Эйзенштейна, но и к вечной брани отца. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга.
Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году. Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника.
В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн52. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. Плотность интенсивность, внутреннее напряжение картин мастера — изображаемые им фигуры зачастую «схвачены» в момент движения, оборота — как бы отражают постоянный зуд и беспокойство, постоянное присутствие чего-то дискомфортного изначально присущего и душе и телу, стремящегося вырваться из внешних рамок внутренней цензуры, сомнений и страхов. Фон у Бэкона, как правило, однороден и монохромен. Вернувшись в Лондон, Бэкон осваивает профессию декоратора интерьеров.
В 1933 году одна из репродукций Бэкона удостоилась чести находиться рядом с полотном Пикассо (в книге известного критика Герберта Рида). Там юноши стали любовниками. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Свобода творчества, мысли и секса – вот чем станет для него французская столица. Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. Доказательств у Харрисона немного и собирать их пришлось по крупицам.
Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку35. Есть на выставке и удачные параллели, по крайней мере, одна: небольшой бронзовый этюд Родена изображающий кающуюся грешницу, «отражается» в бэконовском безымянном этюде женской фигуры, но не буквально, а с поправкой на разворот фигуры в плоскости холста, деформацию, нарушенную перспективу. Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди. Но самая известная и подтвержденная самим Бэконом история про французское влияние связана с именем Пабло Пикассо (даром, что он был испанец). Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году36. По-настоящему критика заметила его лишь в 1944 году, когда Бэкон представил на суд публики «Три этюда фигур в ногах Распятия» : грязно-серых зооморфных существ на кричаще-оранжевом фоне.
Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. Одной из ранних и первых из замеченных критиками работ молодого художника была выполненная как будто по мотивам рентгеновского снимка картина «Распятие» (1933 г., частное собрание), вводящая зрителя в проблематику, занимавшую Бэкона всю последующую творческую биографию: темы насилия, жестокости, отчуждения, бессилия, отчаяния, страха смерти и его преодоления. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея».
Бэкон вытаскивает ее, гипертрофирует, отрывает от валёрной основы, разбавляет цветными всполохами иссушает, уплощает исследуя все возможности достижения сходства «с помощью случайных и несходных средств» (там же, с. 104). В последние годы художник стал часто писать автопортреты ибо заявлял, что некого писать боле, ведь мрут люди, окружающие его, как мухи (свободная цитата). Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ живописная акция. Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника. Многочисленные «Головы» и портреты Бэкона соотносятся не столько с живописными произведениями, сколько с египетскими масками и скульптурными бюстами, знакомыми по римской античности. Знаменитый «Портрет мужчины, спускающегося по лестнице» (1972), написанный спустя год после его смерти, вынесен на афишу к выставке в Монако.
«Целый ряд качеств, – пишет Делез, – делает Бэкона египтянином. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов53. Есть неожиданные – например, «розовый» портрет Джона Эдвардса (многолетнего любовника и его главного наследника) перекликается с нежно-розовым «Портретом мадам Гийон» Мари Лорансен.
Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. Искажением он пытался придать большую реальность изображаемому объекту. Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень бэконовское место — уборную.
Смотришь и вдруг он перевоплощается в другой образ. Наконец, в триптихе 1985—1986 годов художник изображает самого себя. Это вынудило их постоянно менять место жительства. Это можно было бы проиллюстрировать совсем другими вещами, например, картиной «Две фигуры в комнате» (1959), но она уже вовлечена в другую аналогию – буквально отражает расположившегося напротив «Скорчившегося мальчика» Микеланджело.
Образ папы Иннокентия X, созданный испанским живописцем (1650, собрание Дориа-Памфили, Рим), неотступно присутствовал в творчестве Бэкона на протяжении многих лет («Папа I. Этюд по портрету папы Иннокентия X Веласкеса», 1951, Городская галерея и музей, Абердин). Однако в таком понимании фигура привязана к своему референту – совокупности частей тела, принимающих определенное положение, – и оторвана от живописной материи, а это именно то, чего сам Бэкон стремился избегать (интервью Д. Сильвестру). В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. С середины 60-х годов прошлого века Бэкон в основном рисовал головы своих друзей.
Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот». Этот триптих — одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях. С 1944 начался период последовательного развития творчества Бэкона уже в первом произведении нового этапа – Три этюда фигур у подножия Распятия (Лондон, галерея Тэйт) – человеческие фигуры приобретают гротескные формы. Бывший военный, занимавшийся разведением лошадей, не мог смириться с жеманностью сына.
В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Посмотрите в его лицо – и поймите его лица. Тот факт, что люди готовы отдавать многомиллионные состояния за картины Бэкона, уже говорит о его невероятной востребованности как живописца. Как всякое крупное явление искусства, оно отражает не только сложный внутренний мир самого художника, но представляет собой слепок времени и обстоятельств, в которых он жил и творил. Такого рода изоляция дает обширный простор для многоуровневой интерпретации живописи Бэкона: и платонической (человек в пещере идей) и психоаналитической (человек в темнице собственного подсознания, внутренних томлений и страхов) и социальной (человек в плену запретов, налагаемых общественной моралью и самим устройством общества). Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще. Именно фон, зачастую, яркий, густой и кричащий, либо же лирически нежный и приглушенный, придает целой композиции динамический драматизм и способствует проявлению, высвечиванию в них агонального измерения, — всего того, что делает картину со-бытием (в значении — совместного бытия) и сопереживанием.
В одном из интервью Бэкон иронично заметил: «Я не экспрессионист, как некоторые говорят. Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн). Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт). Это вынудило их постоянно менять место жительства. Это вынудило их постоянно менять место жительства. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954).
В конечном итоге, мне нечего выражать» («экспрессионизм» и глагол «выражать» в английском одного корня). Бэкон считал, что «это один из величайших когда-либо написанных портретов» и признавался, что был «просто помешан на папе, так как он буквально преследовал меня, порождая самые противоречивые чувства и затрагивая разные области Я думаю, все дело в его великолепных красках». Пространство обнаруживает глубину, делится на несколько планов, в нем «находит свое точное выражение уже не сущность, а сцепление, то есть органическая активность человека» (там же, с. 131). Не по какой-то конкретной причине, а только потому, что он таким родился. В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка».
Посмертная маска Уильяма Блейка» (1955, Галерея Тейт), слепок с которой находился у художника (ныне в Галерее Хью Лейн). На первой створке триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из Трех фигур в комнате, на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы — нависает над раковиной, на месте которой два кадра назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника). – СПб. : Machina, 2011. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле.
Сохранилось 28 триптихов разных размеров, а несколько других было уничтожено самим Бэконом: он очень критично подходил к своим работам. Рассказывают, что 17-летний самоучка Фрэнсис решил сделаться великим художником, когда увидел полотна знаменитого испанца на выставке в парижской галерее Поля Розенберга.
Критики то ласкали его позитивными рецензиями, то опускали на самое дно Бездны. А вот самого первого триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944), с которого карьера Бэкона стремительно пошла вверх, на выставке, увы, нет. Но как вышло, что ригидность общества, неготового следовать за прогрессом мысли, выступает цензором для незаурядных умов (или парализует их), делая их неспособными к борьбе за этот прогресс. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению.
На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин). «Живопись 1946», 1946 г. куплена немецкой галерейщицей Эрикой Браузен за 200 долларов. В своих интервью Бэкон часто отмечал, что видел образы «в виде серий» и его творчество часто фокусировалось на отдельных темах в течение длительных периодов, включая его распятия, головы Пап и более поздние серии изображений голов. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962)38. Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот»37. Маргарет Тэтчер считала его картины ужасными, но ведь и красота рождается из ужаса, хаоса. «Распятие» (1933, собрание Мёдеми, Лондон) – одна из первых картин исполненных под влиянием живописи Пикассо и обративших на себя внимание критиков.
Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменен на кроваво-красный. Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно». Его путь в Париж лежал через Лондон и Берлин.
Последнюю неделю в Главном Штабе можно посмотреть выставку «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» – плод совместных усилий Государственного Эрмитажа и Центра изобразительных искусств Сейнсбери. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека. Эту привычку он сохранил на всю оставшуюся жизнь. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку. Мучившая его всю жизнь астма (в том числе и от нее он спасался в Монако) обострилась, организм сдавал. Рулетка сопровождала его повсюду: и в мастерской на Сromwell Place в Лондоне и в Wivenhoe под Колчестером.
Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы.