Марк, ФРАНЦ (Marc, Franz) (1880–1916), немецкий художник, соединивший в своем творчестве черты символизма и экспрессионизма, один из основателей группы «Синий всадник».
Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать.
Tierschicksale, 1913). Неискушённого зрителя могут поражать неестественные цвета его картин, а поверхностное сходство с реальными животными может заставить усомниться в естественно-научных познаниях автора. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
Своими мыслями он делился с Кандинским. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913).
Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. Напротив, его индивидуальный стиль в пору их сотрудничества развивался очень динамично: двигаясь от экспрессионизма к абстракции, Марк шел в ногу с европейским искусством.
Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных».
Он родился в Мюнхене, который был в ту пору одной из культурных столиц Европы, в интеллигентной семье потомственных юристов. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель). Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария.
Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В. В. Кандинский.
В утраченной картине «Башня синих лошадей», традиционно гармоничный в его работах образ лошади представляет собой звено конструкции, лишенной устойчивости, с рушащимися формами в апокалиптически пророческом произведении «Судьба животных» – одной из самых знаменитых его работ, тревожные настроения Марка достигли кульминации. Во время дождя 1912, Городская галерея, Ленбаххаус, ГерманияСудьба животных 1914 Городская галерея современного искусства, Мюнхен, Германия Олень в монастырском саду 1912, Ленбаххаус, ГерманияСпящие лошади 1913, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни.
Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. – вопрошал Марк. Эскиз для гобелена «Орфей и звери» – первая проба, представленная публике, где автор попытался «вспомнить» забытый земной рай и показать животных в первозданном виде, с их покорностью воле Творца. Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника».
Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Все его зрелые работы можно условно разделить на две группы: в одной – картины пасторальные, гармоничные и умиротворённые, в другой – отмеченные печатью скорби, напоминающие о неизбежности смерти, порой апокалиптические. Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось).
Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Художник решительно порвал с натурализмом. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью.
Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Сами они, между тем, были отнюдь не равны. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери».
Ему было всего 36 лет. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ.
Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Марк испытывал сочувствие к бессловесным, но сильным и прекрасным животным, бессильным перед тиранизирующим их человеком. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников.
(Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка.
В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях».
Но всё ещё существует обширная сфера, усеянная развалинами, устаревшими представлениями и формами, ставшими давно достоянием прошлого, но всё ещё живучими. По мнению многих экспрессионистов путь к новым духовным ценностям лежит через единение с природой и космосом. У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Франц Марк был среди тех мастеров, которые склеивали позвонки двух столетий кровью своего творчества: путь от завершающей 19-й век живописи постимпрессионистов к абстрактному искусству 20-го столетия шел через экспрессионизм и Марк был его ключевой фигурой. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. Подростком подумывал о занятиях философией и в 1899 году поступил на философский факультет Мюнхенского университета.
Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией.
Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. В начале этого же года происходит первая встреча с экспрессионистом Августом Маке и в сентябре, в Мюнхене он вступает в объединение художников этого стиля, но в конце 1911, с частью единомышленников отходит от группы и вместе с Кандинским организовывает «Синий всадник». Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж.
Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Однако приказ не успел дойти до фронта. Больше всего ему нравились лошади.
И название пришло само». 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве.
Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства.
Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи). Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира.
Вторая поездка в Париж, осуществленная в 1907, подтолкнула Марка к изучению анатомии животных, что могло бы способствовать воплощению его творческого замысла: передавать сущность природы через животный мир уже в детские годы Марк видел в людях несовершенство и считал, что чистота животных обусловлена их природной «неразумностью», а «грязь» мыслящих существ обусловлена разрушительным влиянием цивилизации. В ранних вещах сохранял традиционную, более натуралистичную палитру, хотя стремился к ритмическим обобщениям форм в духе символизма с 1908 лейтмотивом его живописи стал образ лошади на фоне пейзажа. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки.
Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Также этот год знаменателен для Марка созданием картины «Три красных лошади», первым законченным произведением, написанным в своем уникальном «зверином» стиле. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». В истории искусства 20 столетия Франц Марк навечно остался стремительным всадником, скачущим на вольном синем коне экспрессионизма.
– Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака.