Франсуа Мансар (Franois Mansart или Mansard) придумал мансарду – жилье под самой крышей. Француз Франсуа Мансар, по имени которого и названа эта деталь интерьера, в своё время придумал мансарду – так называется жильё, которое находится под самой крышей. Конечно же Франсуа Мансур придумал мансарду или другими словами можно сказать мансарду.
В XIX веке его начали называть Мезон-Лаффит, по имени нового владельца. Но этот несчастный случай не испортил дружбу маркиза с Вольтером. Не случайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма.
В целом, произведения Ф. Мансара отмечены изысканным вкусом и тонким рисунком. В течение пяти лет Рене благоразумно остаётся в стороне от двора. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит и островерхую крышу и плоскую "итальянскую" крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение. Вновь проложенным аллеям маршал дал названия наполеоновских побед и генералов Империи. Репутация Мансара была основательно подорвана и подготовленные им планы перестройки Лувра и королевской усыпальницы в Сен-Дени остались без движения. Одним из достижений Мансара была разработка нового типа лестницы.
Придерживаясь в городе пышного образа жизни, как того хотел император, для отдыха с женой Луизой (второй супругой, после развода с первой) и пятью детьми, Ланн и приобрёл Мезон. В печати появлялись памфлеты, обвинявшие его в самовлюблённости, расточительстве и пренебрежении интересами заказчиков. Для Мезона также характерен особый орнамент и форма полусферических куполов.
Применяя драматичные, до гротеска заостренные отдельные приемы, зодчий вводит их в уравновешенный, четкий контекст. В его плане буква П, но дворец открыт со всех сторон. Тот часто бывает здесь.
Одна из немногих построек, дошедших до нас в первозданном виде и дающих наиболее яркое представление о блестящем таланте Франсуа Мансара — дворец Мезон-Лаффит близ Парижа (1642-1650). Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит и островерхую крышу и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение. Здесь нет «знаковых» признаков классики, вроде портиков, но объемная композиция в целом чрезвычайно рациональна, уравновешена и строга. Образцом зрелой манеры архитектора считают дворец Мезон-Лафит (1642 – 1650 гг).
Даже ров, окружающий Мезон-Лаффит с трех сторон, не мешает этому. Мансар достигает творческой зрелости в тридцатые годы. Ее пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки. Самая впечатляющая черта в ней – это оголенность стенных поверхностей, не скрытых убранством и расчлененных крайне скупо. Другая ранняя работа, дворец в Баллеруа в департаменте Кальвадос, была начата в 1626 году.
Наследница Лаффита и его супруги – единственная дочь Альбина Лаффит, княгиня Москворецкая (фр. Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции покатую крышу, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»). Мансар строит роскошные конюшни на 2-м дворе. Оформление порталов, входных вестибюлей, лестниц и дизайна интерьерадворца подчеркивает «радушие» архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание. Одним из достижений архитектора стала разработка нового типа лестницы.
При Лане в Мезоне устраивают овчарни, где содержат сотни баранов-мериносов. Это здание представляет собой лишь одну сторону блока каре, который был задуман зодчим. Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки. Пожар разрушил часть дворца. Король Людовик XIV приблизил к себе главного соперника Мансара, Луи Лево, поручив ему строительство грандиозного дворца в Версале.
В таком разрешении разных задач – практических и художественных – посредством одного приема тоже чувствуется изобретательный рационализм мышления. Он любит принимать здесь друзей в более раскрепощенной, чем при дворе, обстановке. Не случайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма. Среди них Вольтер, которого вельможа причисляет к своим друзьям.
Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит как островерхую, так и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение. Однако мастер постепенно движется к ясности компоновки, прозрачности концепции, строгости пластики и деталировки. Известно, какую роль в этом развитии играет переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши.
Помимо конька, роль такого членения исполняет и перелом крыши. Первая постройка Мансара – фасад церкви ордена фельянов в Париже (1623 год, не сохранился). В парке, который отныне занимает свыше 300 га, разбита площадь Наполеона. Дворец буквально царит над окружающей равниной, свободной от застройки.
И некоторое время он работал в его замке Бальруа. Замок Мезон сыграл большую роль в дальнейшем развитии типа малых «интимных» дворцов, в том числе и строившихся в Версале: Фарфорового, Большого и Малого Трианонов. Его дед был каменщиком, а отец – плотником. Для собственных нужд Лаффит оставляет только часть сада площадью 33 га, прилегающую к замку и названную Малым парком, реформированным в английском стиле. В развитии типа французского замка этого времени различимы два направления: одно – официальное, представительное (замок Ришелье), ко второму же относятся различные загородные резиденции и малые дворцы королей и родовой знати, где они искали уюта и отдыха от придворной жизни (Версаль, Мезон, Фонтенбло).
Положение Рене становится шатким, когда к власти приходит Мазарини (тот с недоверием относится к парламенту). Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены. Неслучайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма.
Мансар достигает творческой зрелости в тридцатые годы. Даже ров, окружающий Мезон Лаффит с трех сторон, не мешает этому. Лемерсье ввёл в конструкцию купола готические аркбутаны, придав им вид небольших волют. Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. По его замыслу там высаживают тополя имитируя расстановку войск в битве при Монтебелло (фантастический титул герцога Монтебелло ему даровал император).
Именно в Блуа Мансар радикально отказывается от традиционной кровли, многочастной и заостренной и делает одну общую кровлю для всего здания, устраняя тем самым зубчатость силуэта. В Орлеанском корпусе замка Блуа (1635-1638) Мансар впервые (после Пьера Леско) применил для всего здания одну общую кровлю и мансардное перекрытие (впоследствии в честь мастера получившее наименование «мансарды»). Служебные помещения разместили в 1-м этаже.
Это здание представляет собой лишь одну сторону блока-каре, который был задуман зодчим. Оформление интерьеров завершится ещё через три года. Отсюда и выведена структура лестницы дворца Мезон. Но и в таком варианте архитектурный образ оказался достаточно цельным. Здесь нет «знаковых» признаков классики вроде портиков, но объемная композиция в целом чрезвычайно рациональна, уравновешена и строга.
Философ чуть не умер в замке. Заказчик хочет заменить небольшой семейный замок соответствующим своему положению и состоянию сооружением – дворцом, достойным принять монарха (тем более, что невдалеке расположена королевская резиденция Сен-Жермен). Lanchre).
Оформление порталов, входных вестибюлей и лестниц и выражает главным образом «радушие» этой архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание. Особенно выразительны парковый и фасад на парадный двор. Архитектор прибег к «мансардному» перекрытию. Перед замком от леса прокладывают длинную въездную аллею, начинающуюся Северными воротами (или Воротами короля год строительства – 1660).
Отсюда и выведена структура лестницы дворца Мезон. Но искусство барокко не получило широкого развития во всей Франции. Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции крутую крышу с изломом, создававшую возможность устройства под стропилами обитаемых помещений, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»).
Достоверно известно, что именно в Мезоне Вольтер написал «Генриаду». Структура его образов сложна. Творчески перерабатывая традиции французского и отчасти итальянского Возрождения, сочетая пластическое богатство декора с ясностью и простотой пространственной композиции, со строго регулярным Дворец Мезон-Лаффит 1642-1650, окрестности Парижа Версальский дворцово-парковый ансамбль, строительство с 1668 года Построением плана, Мансар заложил основы классицизма XVII века (крыло замка в Блуа, перестройка, 1635-1638 дворец Мезон-Лаффит близ Парижа, 1642-1651 церковь Валь де Грас, 1645-1646 и отель Карнавале, перестройка, 1660-1661, в Париже). По этой причине воплощение его проектов обходилось в баснословные суммы.
Структура его образов сложна. Но и в таком варианте архитектурный образ оказался достаточно цельным. Но в тот же год кардинал умирает, а на следующий и король. В центрической церкви Посещения Девой Марией Елисаветы (1632-1634 годы) в Париже Мансар, опираясь на архитектурный язык Высокого Возрождения и маньеризма, приблизился к формальной сдержанности классицизма. Выразительность достигается не обилием декора, а нахождением удачных пропорций (аббатства в Понт-Левуа, Редоне). Важно и то, что при всей монументальности, архитектурный образ проникнут открытостью. Боковые крылья полураскрытого двора значительно укорачиваются. Однако общий строй архитектуры этих зданий далёк от барокко Италии. Пришлось приглашать кюре Мезона.
Маршал приступает к завершению начатой графом д39Артуа реконструкции замка: дворец заново мебелируется и украшается, переделываются некоторые интерьеры. Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши. Проект перестройки замка в Блуа со смелой пространственной композицией и использованием световых эффектов в интерьере отразил влияние барокко наряду с классицистической простотой колорита и материалов (реализован лишь корпус Гастона Орлеанского, 1635-1638 год главная лестница закончена в 1932 году). Затем ему поручили достройку в средневековом замке Блуа.
Они щедро освещены как из окон, так и из верхнего фонаря. Развитая как в Иль Джезу фасадная плоскость закрывает барабан, а удлинённый неф плохо вяжется с центрическим купольным объёмом. Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля.
Мансар не стесняется использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или те вогнутые участки стен, которые, казалось бы, неожиданно и без видимых причин появляются на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. Для творческой манеры Мансара было характерно беспредельное стремление к совершенству. Засыпают ров вокруг курдонёра и уничтожают балюстрады обрамляющие его.
Первой самостоятельной работой Мансара как архитектора был фасад церкви фельянив в Париже. Великолепная лестница Блуа перекрыта парящим двойным сводом и там использован таинственный, «магический» эффект скрытого освещения. Франсуа Мансар – один из основоположников французского классицизма 17 века.
Злые языки утверждали, что лучше не углубляться в её происхождение. Первые платежи казны, предназначенные для Нового замка истрачены в Мезоне. Архитектор прибегает к мансардному перекрытию. Стоит отметить, что ряд церквей, построенных по плану Иль Джезу имеют абсолютно отличный от неё архитектурный облик иначе организованные фасады (Сен-Жерве, Сен-Поль-Сен-Луи в Париже, Иезуитов в Блуа и т. д). Его произведения понравились маркизу Гастону Орлеанскому, брату короля Луи 13-го.
В конце концов работы в Сен-Жермен заброшены. Архитектор мог использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или вогнутые участки стен на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. Ей не мешает даже ров, окружающий Мезон — Лаффит с трех сторон. Они также хорошо освещены из окон и верхнего фонаря.
Поначалу, основными его заказчиками были достаточно обеспеченные люди из окружения короля. Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки.
Схема церкви Сорбонны (архитектор Лемерсье) стала впоследствии традиционной это – основной крестообразный в плане объём, колонные портики с фронтонами на торцах ветвей креста, купол на барабане над средокрестием. Загородный дворец построен для президента парламента города Париж Рене де Ланглея. Не оставляет владелец вниманием и сады. Ее пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки.
К сожалению, большинство работ Мансара безжалостно перестроили и разорили. В 1642 г. он становится председателем Парижского Верховного суда.
Это опала. В дальнейшем профессиональном становлении Мансара сказалось влияние Саломона де Броса.
Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши.
Замок Бальруа (1626 год) близ Байё отражает влияние крупных проектов времени Генриха IV (площадь Вогезов в Париже и другое). Но и в таком виде архитектурный образ оказался достаточно цельным.
С приходом к власти кардинала Ришелье идеолога абсолютизма и контрреформации, создаётся ряд культовых сооружений, где церковная власть насаждает пышные барочные мотивы (церковь Сорбонны, монастырь Валь-де-Грас). Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. Тот пытается украшать Малый парк. Карьеру архитектора Мансар начал в 1623 году.
Во внешнем облике сооружения барочные черты выявлены слабо, на первый план выступают не они, а общефранцузские национальные признаки – высокие крыши, дымовые стояки (трубы), люкарны, специфические французские окна и сама постановка здания на искусственно созданном островке, ограниченном рвом-каналом. В отеле Карнавале он создаёт чёткую планировку помещений. Среди сооружений этого времени, обращает на себя внимание парижская церковь ордена визитандинок (1633 г. ). Зачастую случалось, что он полностью сносил уже возведённое сооружение и начинал заново. В 1646 г. здание подведено под крышу.
Это определило и ее структуру. В середине 17 столетия, когда покровителем Мансара был кардинал Мазарини, архитектор стал подвергаться многочисленным нападкам политических противников последнего (с целью ослабления и разрушения политического влияния кардинала). Он скончался, когда Франсуа было лишь двенадцать лет. К концу 16 века в Париже сложился тип отеля, который господствовал во французской архитектурена протяжении двух веков, с жилым домом между двором и садом. Дворец дополнял сдержанный, но элегантный сад барокко. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, парижская церковь ордена визитандинок (1633) представляет собой заметную веху в процессе обретения зрелости.
Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены. Это здание представляет собой лишь одну сторону блока-каре, который был задуман зодчим. Вестибюль и парадная лестница становятся обязательной частью отеля.
Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции крутую крышу с изломом, создававшую возможность устройства под стропилами обитаемых помещений, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»). Для творческой манеры Мансара было характерно беспредельное стремление к совершенству. Можно говорить только о единичных барочных постройках, хотя для ряда французских городов отдельные барочные мотивы стали глубоко национальными: Лангедок, Монпелье.
Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, парижская церковь ордена визитандинок (1633) представляет собой заметную веху в процессе обретения зрелости.
К тому же он не был перестроенным позже. По независящим от него причинам, проект оказался выполненным лишь частично. В Орлеанском корпусе замка Блуа есть еще один признак новой стадии развития архитектуры и дизайна интерьера во Франции. Известно, какую роль в этом развитии внес переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши. Это значительно уменьшило круг его заказчиков. Строительные работы Мансара слишком много стоили и от его услуг отказались.
В отелях Де-ля-Врильер и Бациньер Мансар делает по улице невысокую каменную глухую ограду, относя службы на боковые стороны двора, что позднее стало обычным. Владельцы окружающих вилл в шоке. Неприятные чувства у двора вызвал и новый дом (один из красивейших в Иль-де-Франсе). Архитектор прибегает к мансардному перекрытию. Неслучайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма. В городских же условиях из-за отсутствия больших земельных площадей в монастырских зданиях начинает расти этажность (Валь-де-Грас, Порт Рояль).
Он собирается возглавить министерство финансов, когда разражается Фронда Принцев. Франсуа Мансар построил множество отелей, придав им уют и комфорт. Одним из достижений Мансара была разработка нового типа лестницы. Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции крутую крышу с изломом, создававшую возможность устройства под стропилами обитаемых помещений, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»).
Мансар начинал с произведений «нестрогих», прихотливых и не слишком самостоятельных, таких как его первая работа – фасад церкви ордена фельянтинцевв Париже. Не случайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма.