Франсуа Буше никогда не был мастером портретной живописи.
За свою жизнь он удостоился очень многих почестей и был необычайно востребован и ценен. Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты.
В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (Геркулес и Омфала, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. Он был интерпретатором многих манер, ощущая творческую свободу как подлинный мастер XVIII столетия. Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру).
Тогда же его работы побеждают в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния, он получает возможность поехать на обучение в Рим, но осуществить эту поездку удалось только в 1727 году. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов». Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины.
Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. Его Диана — нежное создание, привыкшее к неге и заботе, она живет лишь для того, чтобы дарить усладу жадным взглядам. Любовники самозабвенно слились в страстном поцелуе, свидетелями которого были только амуры. В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году— директором. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию.
Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. Работы «Вид Тиволи», «Вид садов Фарнезе» созданы под влиянием впечатлений от Италии. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Вот насколько всё переменилось.
Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Вы ведь в курсе, что нынче в моде. В 1737 году Буше стал профессором Академии. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы.
Иначе стиль Рококо еще называли «Веком Венеры и Купидона». Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. В ней проиллюстрирован целый миф. Его щит, шлем и копье художник изобразил на переднем плане картины – так, чтобы зрителю было понятно, что дотянуться до своего "снаряжения" Марс не смог бы, даже если бы и очень захотел. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Был успешен и при жизни был удостоин множества почестей. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Наибольшую свободу фантазии художник проявляет в полотнах на мифологические сюжеты. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара.
Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями или над зеркалами). Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов». В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе.
Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью и не особо им льстит.
Сиринга — у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов. Многие из них являются набросками к его будущим картинам. А. С. Пушкина). Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына.
Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду. За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой критике Дидро, писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».
Также среди любимых сюжетов Буше — фешенебельная парижская жизнь, пейзажные сценки и пасторали, а также зарисовки деревенского быта. В биографии Франсуа Буше картины сыграли главную, но не единственную роль. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком.
Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Однако, слава Буше вскоре после его смерти абсолютно упала под влиянием реакции классицизма.
Конец 18 века. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений.
Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Он часто изображает персонажей на фоне живописных античных руин. Французский художник Франсуа Буше умер 30 мая 1770 года.
Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной».
Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Сиринга делалась следующим образом. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. За полотно «Ринальдо и Армида» (1734, Париж, Лувр) Буше получает звание академика живописи и с этого времени начинается его блестящая карьера: в 1737 году он становится профессором Академии художеств, в 1737 — «первым живописцем короля» и президентом Академии художеств, в 1757—1765 — руководит работой мануфактуры гобеленов. К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое — две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца и сын, ставший, как и отец, художником).
Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. Его работы отличаются непринужденной раскованностью и чувственностью. Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792).
В 1737 году Буше стал профессором Академии. И всё это у него получалось самым лучшим образом.
Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной. Буше скончался 30 мая 1770 года.
По Европе вальяжным размеренным шагом чинно шествует стиль Рококо. Там большое влияние на художника произвели работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Если вы любитель сладостей – Буше для вас.
Это был по-настоящему придворный художник, обласканный вниманием знати. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Могут позволить себе роскошь повесить репродукции картин Буше и холостяки – его пышногрудые одалиски не оставят равнодушными сильную половину человечества. Буше Франсуа Boucher Francois (29 сентября1703, Париж—30 мая1770) - французский художник, гравер, декоратор, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им. И в каждой европейской стране был характерный его представитель и выразитель этого стиля.
Грациозные изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Тогда же маркиза де Помпадур привлекла к разработке новых проектов для своей мануфактуры Франсуа Буше. Портретная живопись не была "коньком" Буше. Сама мадам де Помпадур приглашала Буше расписывать стены своего будуара. Писал портреты известны, например, портреты мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. После смерти мадам Помпадур в 1764 году сотрудничество Буше с мануфактурой в Севре постепенно сошло на нет, поскольку делами здесь стала ведать новая фаворитка короля, мадам Дюбарри. Буше никак не назовешь глубоким психологом: его портреты не несут никаких особых прозрений, не демонстрируют следов напряжённой внутренней жизни. Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года.
В исполненных здесь пейзажах (Вид Тиволи, Булонь, Музей искусств и архитектуры) уже проявился декоративный талант художника, его умение строить композицию, сочетая ритмику целого и деталей. И в один прекрасный день она стала его любовницей.
Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). За счет всего этого он смог нажить внушительное состояние. Буше Франсуа Картины и биография Франсуа Буше Буше Франсуа (Francois Boucher) (1703–1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века.
А. С. Пушкина, Москва «Пейзаж в окрестностях Бове», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его работы совершенны и абсолютно очаровательны. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание Французской истории Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году Буше получил академическую премию за картину Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима.
По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). По его эскизам изготовляли фарфоровые изделия, Буше создавал гравюры для оформления книг (по произведениям Мольера, Овидия и др. ), рисовал декорации к театральным постановкам балетов «Персей» (1746) и «Галантная Индия» (1735). В 1730—1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы (Королевские добродетели, 1735), в Малых апартаментах (Охота на тигра, Охота на крокодила, обе — 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина (Венера и Вулкан, 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа (История, 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия.
То, что раньше считалось низким и недостойным. А. С. Пушкина)13. Первым наставником Буше был его отец Никола Буше, скромный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки. Ко времени расцвета творчества Буше относится Туалет Венеры (Санкт-Петербург, Эрмитаж), композиция, проникнутая волнообразным ритмом, в ней царят жизнерадостность и безмятежность. На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами.
В более поздних работах (Купание Дианы, 1742, Лувр, Париж портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление фарфоровости фигур. Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами. Также Франсуа Буше прославился как «первый художник короля» – на протяжении своей жизни он написал множество портретов августейших особ. В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено.
Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). И как иначе.
А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Кара Старшего изучая искусство оформления книг и гравюру. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. О мадам говорили, что «она благоухает розами».
Вторая картина называется "Летняя пастораль". Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана. В более поздних работах (Купание Дианы, 1742, Лувр, Париж портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление фарфоровости фигурВо второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос.
Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. Не увлекавшийся жанром портрета, художник в 1756 году впервые написал мадам де Помпадур (Мюнхен, Старая пинакотека), а затем создал целую серию ее портретов. С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной". Пушкина Аврора и Кефал, 1740-е, Нанси, Музей изящных искусств). Яркий представитель стиля рококо мастер большого декоративного дара, работавший в живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, для мануфактур гобеленов в Бове и фарфоровой Севрской мануфактуры.
Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. А. С. Декоративная импозантность, присущая идеальному портрету, сочетается в образах маркизы де Помпадур с передачей интимного, личного чувства, что придает им более камерный тон. Несмотря на то, что мадам Помпадур очень любила Буше и считала его гениальным живописцем, она не питала иллюзий относительно его способностей к писанию портретов. Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. У него постепенно вырабатывается легкий, но эффектный штамп, так как от него требуют повторения работ.
С 1760 года Буше терял былую популярность. Получив в 1723 году первый приз в парижской Академии художеств, он едет в Италию (1723 — начало 1730-х годов). Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже). В юности Буше испытал сильное влияние творчества Антуана Ватто, многие картины которого гравировал, а в 1740-е годы добился покровительства мадам де Помпадур.
К искусству живописи и росписи он был приобщён с ранних лет. А поскольку сам человек – не вечно юн и красив, появилась тенденция прятаться от реальности, придумывать фантастические пасторальные миры. И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). Особенно воспета живописцем богиня Венера. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории.
Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека).
Существовала свирель Сиринга и из одного стебля: в таком случае на ней играли так же, как играют на современных флейтах, а именно через боковые отверстия. «Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных. Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть.
В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (Геркулес и Омфала, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. А. С. Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели. Было принято считать, что достойно внимания – лишь всё самое красивое.
Весьма характерным для творчества мастера является овальный медальон "Туалет Венеры", где богиня показана во всем блеске своей наготы. Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники.
На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы.
Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев. Он активно работал на фабрике гобеленов, создав более 40 эскизов шпалер. Более того — он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно.
Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях. Б. Тьеполо, а в палитре — колориту венецианских «виртуозов». Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. И мадам, засучив рукава, принялась за дело.
Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Сюжеты в большинстве своем связаны с мифологической тематикой. За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование.
Сиринга была родоначальницей современного органа. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре.
Где он только не прикладывал свой талант. Темами картин Буше Франсуа были сценки из жизни французской знати, пасторали, пейзажи. Он то прибегал к обильным лессировкам, придавая живописи вид миниатюры или фарфоровой поверхности, то писал свободными жидкими мазками, подражая манере Дж. А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. Пастухи и пастушки. Образы мира безмятежного, по полного чувственными наслаждениями жизни переданы в полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет».
Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели". В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV.
С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта. Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора. Французский художник Франсуа Буше (1703–1770) рисовал свои картины в стиле рококо.
Пушкина). В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание Французской истории Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 г Буше получил Гран-при Французской академии за картину «Освобождение Иоакима, пленника Навуходоносора». Перепуганные путти стараются то ли прикрыть любовников, то ли спрятаться от Вулкана, а курильница, поставленная в ногах ложа, продолжает источать сладкий, чувственный и – в свете нового поворота событий – неуместный аромат. Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Благодаря ему Буше познакомился с творчеством Ватто, которого Кара-отец очень почитал и сам Буше писал всегда в стиле рококо, как и Ватто. Смысл имели лишь разговоры о любви.
Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Франсуа Буше – это самый, пожалуй известный из всех работавших в технике рококо мастеров. Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера исполнял миниатюры и декоративные росписи. Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. В 1722 году молодой художник получает заказ на иллюстрацию издания «Французской истории», а в следующем году за картину «Евил-меродах, освобождающий из оков царя Иоахима» получает академическую премию. По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы.
Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму. Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших».
К тому времени, когда был написан этот портрет, мадам Помпадур уже не была любовницей короля, хотя и сохраняла все привилегии "официальной фаворитки". Он работал в станковой и монументальной живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, декоративно-прикладном искусстве (для мануфактуры гобеленов в Бове и фарфоровой мануфактуры в Севре). Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже)11. Грациозные изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники.
Буше скончался 30 мая 1770 года. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине.
К тому же кому теперь интересны парадные залы. Значительную роль в творческой судьбе Буше имело покровительство маркизы де Помпадур (1721 — 1764), возлюбленной Людовика XV, обеспечившее ему заказы во дворцах Фонтебло и Бельвю. Во Франции им был Франсуа Буше. В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана.
Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека).