В картинах Буше раскрывается тема удовольствий, которая была близка многим живописцам того времени, например, Ренуару, в произведениях которого не раз происходило перекликание с картиной Франсуа Буше – «Купание Дианы». В богатом живописном наследии Франсуа Буше (1703-1770), работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы».
К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое — две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца и сын, ставший, как и отец, художником). Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Красивейшая олимпийская богиня Диана предстала на полотне французского художника прелестнейшей чаровницей, отдыхающей после своих охотничьих забав на берегу ручья.
Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями или над зеркалами). Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Более того — он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно.
Но картину "Марс и Венера, застигнутые Вулканом" следует считать исключением из этого правила. Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора.
Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. И в один прекрасный день она стала его любовницей.
Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели". А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших». За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование.
Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию.
Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Буше сделал это сознательно: он не стремился подражать природе, объясняя это тем, что и природа несовершенна. Эти вазы отличаются большим изяществом, хотя современному зрителю они могут показаться несколько "перегруженными" деталями. Несмотря на то, что Диана всегда считалась богиней суровой, привычной к лишениям охотничьей жизни, Буше не может отказать себе в удовольствии написать ее на фоне роскошных драпировок.
В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году— директором. На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Сиринга делалась следующим образом. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им.
Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. В ней проиллюстрирован целый миф. В 1737 году Буше стал профессором Академии. Вторая картина называется "Летняя пастораль". Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине.
Многие из них являются набросками к его будущим картинам. Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им. Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели. Существовала свирель Сиринга и из одного стебля: в таком случае на ней играли так же, как играют на современных флейтах, а именно через боковые отверстия. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории.
Еще в годы учебы Ренуар называл своей любимой картиной «Купание Дианы» отголоски ее композиции будут постоянно появляться в ренуаровском творчестве. А. С. Пушкина, Москва «Пейзаж в окрестностях Бове», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Портретная живопись не была "коньком" Буше.
И мадам, засучив рукава, принялась за дело. Написанные им в этот период пейзажи окрестностей Бове и Парижа словно перешли со шпалер или эскизов декораций, для которых они создавались, на станковые полотна. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду.
Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п. Знатная заказчица позирует живописцу в богатом, переливающемся светлом шелковом платье, лиф украшают букет цветов и объемный голубой бант, цвет которого перекликается с лентами на широкополой соломенной шляпе в ее руке. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. О мадам говорили, что «она благоухает розами». В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы».
Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. К тому же кому теперь интересны парадные залы. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Хотя необходимо отметить, что образы всегда были очень выразительны и маняще-прекрасны, как, например и образы на картине «Купание Дианы», которая производит на каждого ее увидевшего неизгладимое впечатление об изяществе и плавности персонажей и некой перетекаемости пространства. Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь.
Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Ее интерес был столь настойчивым, что в 1751 году Людовик XV подарил ей эту небольшую фабрику. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть.
Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Он весьма искусно вписан в композицию картины, не теряясь на общем фоне, но и не заслоняя собой основной сюжет. Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца.
К тому времени, когда был написан этот портрет, мадам Помпадур уже не была любовницей короля, хотя и сохраняла все привилегии "официальной фаворитки". Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. «Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных.
Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына. Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа).
С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. С 1760 года Буше терял былую популярность. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. Сиринга — у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью и не особо им льстит.
Точно не установлено, кто изображен на холсте. Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов». В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах).
Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже)11. Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму.
Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев. Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной». Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской.
В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска».
Вот насколько всё переменилось. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Сиринга была родоначальницей современного органа.
Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Кстати, она же, столкнувшись в Версале с удушающей ароматической композицией из пота, мочи и пыли, ввела в обычай часто мыться — до этого дамы предпочитали заглушать запах тела пронзительным ароматом духов. Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами. Этот сюжет настолько полюбился Буше, что он написал еще как минимум две картины на него, а пастух и Лизетта со временем превратились в фарфоровые статуэтки. Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях.
В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено.
Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной". Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху.
По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. Пастухи и пастушки.
Вы ведь в курсе, что нынче в моде. Это очень занятой молодой человек, он работает при дворе короля и считает себя одним из самых знаменитых живописцев современности. С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта. А. С. Пушкина)13.
Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия.
Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. «Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера. Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты.
Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета.
Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной. В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше.
Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). То, что раньше считалось низким и недостойным. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века.
За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. В свойственной ему манере рококо, художник поместил любовников в роскошную спальню, на кровать с малиновым балдахином. В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека).
Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу).