Творческое наследие Франсиско Гойя – произведения, картины – многообразно и многогранно. Приближение к закату жизни и одиночество заставили создать Франсиско Гойя «черные картины». Франсиско де Гойя — гениальный испанский живописец Нового времени, мастер жанров портрета и критического реализма, в завершающий этап своего творческого пути создавший целую коллекцию мистических, пугающих картин под названием «Черные Картины». Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм.
В группу известных «Черных картин», созданных Франсиско в поздние этапы творчества, входит и изображение собаки, которую легко потерять в художественном пространстве картины.
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. «Капричос» – не были всего лишь набором графических изображений, объединённых одной темой, они стали настоящей симфонией испанского народного искусства, социально-политических карикатур Французской революции, средневековой демонологии и испанской сатирической традиции «золотого века». Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. В противном случае, даже самое великое творение пройдет мимо и не оставит никакого следа в вашей жизни.
Холст, масло. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. В 1808 году Испания была оккупирована французскими войсками. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.
В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Это его серия офортов «Капричос». Холст, масло. Они срывают их с коней, закалывают кинжалами и сами гибнут от рук противника.
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Понятно, что семья Франсиско была среднего достатка. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию.
Никто не рождается гением. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Их связь не прекратилась даже после того, как в 1807 году Леокадия вышла замуж за некоего коммерсанта немецкого происхождения, урожденного мадридца. Его портреты отличаются сильным психологизмом и глубоким пониманием человеческой сущности.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. 97 х 190 см. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Но другие его чувства значительно обострились. Вряд ли он мог дать действительно серьезную подготовку своему ученику.
В них он нанес удар академической школе. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая».
Трудно найти другого великого портретиста, который столь решительно проявлял бы свое личное отношение к изображаемым им людям. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.
Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил. О ранних годах жизни будущего художника известно не слишком много подробностей. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте.
Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь.
Под ее одеждой скрыт нож. К «черным картинам» мы еще вернемся.
Одна часть картин выполнена по собственным впечатлениям, другая – дополнена воображением художника. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». И, конечно же, он был совершенно прав, ведь речь шла об одном из наиболее загадочных и фантасмагорических произведений в истории искусства – «Los Caprichos» («Капричос»).
Жить ей осталось недолго. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Следующая картина – «Третье мая 1808 года в Мадриде».
Тем было освещено великое множество. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Великий художник появился на свет в 1746 году в городе Сарагоса (столица испанского автономного сообщества Арагона). Но его картина была отвергнута. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст.
1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). К личным бедствиям добавились еще и другие факторы.
В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Она изображает следующий день, когда оставшиеся в живых мятежники были казнены.
Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. На полотне мы видим девушку в белом одеянии, которая лежит на постели. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Франсиско Байеу был шурином Гойи.
Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Новое видение действительности художником и его критический подход к ней прослеживаются в более поздних работах мастера. Во всяком случае, сам Франсиско высказывался о своем учителе не слишком лестно. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств.
Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови.
Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Но протокол допроса не сохранился. Однако, блистательная карьера Гойи продолжалась недолго, ведь к концу 1792 года с ним приключилась тяжёлая болезнь, вследствие которой художник почти полностью потерял слух. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера.
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику.
Фантастический образ истолковывался по-разному. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел.
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. 268 347 см.
Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора». Осталось последнее мгновение перед залпом. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Его хитростью завлекли во Францию.
Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. Ф. Гойя. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»).
Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Всего Гойя выпустил 300 комплектов гравюр из которых продано было лишь 27. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника. И хотя первоначально серию должна была открывать наиболее знаменитая гравюра из этой серии – «Сон разума рождает чудовищ», всё же высокопоставленные приятели Гойи отговорили его от этого, ведь сборник и так носил слишком провокационный характер. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Само же название «Caprichos» переводится с испанского приблизительно как каприз, фантазия игра воображения.
Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Эту картину художник писал по заказу фаворита королевы. Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. Так он вызвал ненависть Жозефа. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено.
Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. 1797). Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Интересно, что на картине можно видеть только лица испанцев.
На их лицах написаны и боль и страх, но в то же время и непокорность. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи.
Гойя выполняет крупный королевский заказ – портрет всей монаршей семьи («Семья Карлоса IV»). Для него же Гойя создал еще одну, парную картину – «Маха обнаженная» (1799-1800 гг. ). Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII.
Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Гойя стал внимательнее присматриваться к окружающим и внезапно осознал, что существующий традиционный уклад испанского общества грешит эфемерностью, а весь внешний лоск испанского двора (да и не только) скрывает свою уродливую сущность под маской добродетели. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон.
Это очень известные картины живописца. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».
Кроме того, чтобы загладить вину перед Карлом IV Гойя передал ему собрание репродукций своих работ, а также 80 тех самых подготовленных для «Капричос» типографских пластин и все непроданные их копии вместе с рукописными листами. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Национально-освободительная война длилась 6 лет. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
Здесь он получает большой заказ на картины для шпалер и работал над ними до 1791 года, выполнив 43 заказа. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Портрет понравился и был благосклонно принят.
Уединившись на вилле, Гойя работал. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.
Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Усталое, слегка раздраженное выражение лица и небрежно застегнутый сюртук характеризуют личность модели. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. В это время он знакомится с Франсиско Байеу, который впоследствии окажет немалое влияние на жизнь художника. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».
С восемнадцатым столетием связан первый период расцвета творчества мастера – «эпоха гобеленов» (1774-1792). Видимо, персонажи фрески чувствуют себя незащищёнными от опасностей, которые таит в себе раскинувшийся под ними мир. Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, происходит на фоне вольной кастильской природы, под открытым небом, в присутствии разноголосой толпы. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
Проявилось также и вообще свойственное Гойе чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой, пока еще безоблачной». После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. И автором его был знаменитый художник и гравёр Франсиско де Гойя Лусиентес.
Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. И в представлении художника они побеждали добродетели. Паломничество к св. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни.
От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя».
В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Яркое пятно картины – испанец в белой рубашке, воздевший вверх руки. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных».
С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Паломничество к св. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю.
Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. «Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Эту работу заказчик предпочитал держать вдали от посторонних глаз, ведь Испания того времени – это страна глубоко религиозная и изображение обнаженной натуры там не приветствовалось. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование.
Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Никто себя не знает». Целый ряд листов посвящен современным нравам.
Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». 1814). Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции.
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия. огромен. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя.
В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Во Франции того времени кипела революция.
После ее смерти в 1802 году они перешли к всесильному министру Мануэлю Годою, а сейчас экспонируются в Прадо. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств.
Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Гойя был напуган. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма.
Ей никогда не выбраться. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив абсолютно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. В галерее портретов Гойя можно увидеть еще несколько интересных работ. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи.
Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Но именно эта гравюра стала лейтмотивом всей серии. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
После этого ни одна из серий Гойи не был выпущена в свет при жизни мастера. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Женщина смотрит в противоположную сторону. И тогда Гойя предложил дописать его. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу.
Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). В 1793 году Гойю разбил паралич. Это такие картины, как «То же», «Хоронить и молчать», «Здесь тоже (ничего не поделать)», «Плотоядный стервятник». В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно.
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему. Например, «Маха одетая» (1800-1803 гг. ).
Художник широко использует контрасты света и тени. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II).
Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Но в картине очень много воздуха и света. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Он навсегда остался практически глухим. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
Позднее творчество Гойи совпадает с годами жестокой реакции после разгрома двух испанских буржуазных революций. Красивая, независимая и хорошо понимающая силу своего обаяния. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. С этого момента в картинах художника всё больше царит мрак, который является не только фоном его полотен, но и поглощает сами фигуры. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе.
Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Это 14 картин. Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого. Все французы изображены к зрителям спиной, они показаны как некая безликая масса. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.
Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Гойя развивается медленно, его яркая индивидуальность полностью проявила себя только к сорока годам. «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» изображает, как испанцы сражаются с французскими войсками. И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ.
У Гойи начинается депрессия. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Холст, масло.
Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Картины с описанием будут представлены ниже. В левой части картины художник изобразил наследника короля, шестнадцатилетнего дона Фернандо, с незначительным, но довольно красивым лицом. В этот период Гойя пишет цикл картин в графическом стиле, показывающих все ужасы войны и бедствия, которые она приносит народу (1810-1815 гг. ).
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Вторая картина пользуется мировой известностью. В Сарагосе мастер расписывает одну из церквей фресками, в которых было видно влияние Тьеполо. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений», – таким пояснением Гойя сопроводил этот офорт.
Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
«Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Её взгляд, направленный вверх, к загадочному тёмному участку, кажется обращением за помощью к высшим силам. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Маха – это значит горожанка, девушка из народа. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится.
Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Каждой из них он давал краткие сатирические и порой даже слишком грубые названия.
Он писал пейзажи и натюрморты. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс.
Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей.
Краски тревожные – преимущество отдается темным и красно-оранжевым тонам. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.
Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». В 1793 году Гойя стал делать первые наброски к серии, планируя озаглавить её «Сны разума» по названию одного из рисунков. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления.
В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. На этой картине изображено множество людей, охваченных общим порывом борьбы. Картины Гойя рисовал для себя. По странному совпадению в соседнем доме жил человек, который, так же как и Гойя, был лишен слуха Гойя потерял слух после тяжелой болезни, которую перенес в 1792 – 1793 годах. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.
Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Здесь воплощен привлекавший художника национально-характерный тип чувственной женской красоты, бесконечно далекий от академических канонов. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается.
Художник больше не работал кистями. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. На полотне мы видим испанцев, которые готовятся принять смерть. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью.
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта.
В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника.
Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. В левом углу художник изобразил самого себя, стоящего за мольбертом.
Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни.
Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Каждый безумствует по-своему. В 1800-1801 гг. Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого».
Рассказы о молодости Гойи больше напоминают захватывающие легенды, центральной фигурой которых он был. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Штрихи его иглы острые, царапающие. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В центре он поставил королеву с детьми. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала.