Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Есть сведения, что в молодости он писал картины на религиозные и аллегорические темы. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным.
Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Художник провел за мольбертом более полувека. Но для нас большой разницы в этом нет. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. В конце 20-30-х гг. Мало что известно и о произведениях, созданных художником до тридцати лет. Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г.
Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Ему очень досаждали заказчики. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652).
обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни. В 20-х гг. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции.
Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. В том же 1630 году появляется и знаменитая «Цыганка» – портрет, необычный для того времени. Эти работы стали последними групповыми портретами в жизни Хальса, он работал над ними в возрасте восьмидесяти четырех лет. От портрета регентш веет безнадежностью и тлением. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки.
Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме).
Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю.
Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна.
Беспристрастный реализмХальса обвиняли в том, что его "Регенты приюта для престарелых" и парные к этому групповому портрету "Регентши" написаны будто бы в озлоблении. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. В «Банкете офицеров роты Св.
Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ. Известно, что он родился в Антверпене, в семье ткача, где то между 1581–1585 годами. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии.
В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей.
В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам.
Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь.
То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию.
На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Беспросветна и трагична жизнь стариков, находящихся в распоряжении этих бездушных, страшных людей. В почти недвижных позах черствых, не знающих сострадания старух чувствуется хозяйская властность и вместе с тем во всех них – в еще бодрящихся, подтянутых и в тех, у кого уже иссохла плоть и как бы осталась одна только хрупкая и пугающая оболочка, – живут глубокая подавленность и оцепенение, словно регентши скованы одним гнетущим и страшным чувством – чувств бессилия и отчаяния перед лиц надвигающейся смерти. Из искусства Хальса постепенно уходит ликующее приятие жизни и человека, которое было лейтмотивом его творчества предшествующих лет. Несколько лет он писал полотна на различные темы, большая часть которых относилась к портретам, но известность пришла к нему только в 1616 году, после написания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Искусство Хальса было мощным стимулом и источником вдохновения для художников различных специальностей, различных интересов.
Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Кузнецов. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Однако анализ пигментов с изображения воротника и манжет показал, что их начали использовать лишь в XIX веке. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). 1621, Государственный музей, Амстердам). У самого Халса тоже есть ряд таких произведений.
Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Здесь нет главного героя.
Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». У них было одиннадцать детей. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс.
Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту. Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике. В 1662 г. городские власти назначили ему ежегодное пожизненное вспомоществование, а вскоре поместили в харлемскую богадельню. Франс Хальс умер 26 августа 1666За свою жизнь Франс Халс написал около 300 картин. Композиция стала спокойной и строгой. Первое предположение напрашивается само собой. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса.
А. С. Среди них завораживающие своим задором «Мулат» (1630), «Мальчик рыбак» (1630) и зловещее социальное дно, воплощенное в образе содержательницы трактира «Малле Баббе» (1630). Но субординация иногда нарушалась. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок.
А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Мимолетность состояния людей выражена в их позах и мимике. Жизненный путь великого голландского художника закончился трагически. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи. Сияют атласные банты и ленты, украшающие пояс и воротник модели, а также полупрозрачные ленты в ее волосах. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.
Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс.
Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Преступление действительно было заказным.
Вероятнее всего, это – офицер. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека.
Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Однако именно Халс вывел портретную живопись на абсолютно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. 12. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31. 01. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. 07. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. 01. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 11. 2007). В двух разделах коллекции работ Франса Халса представлено 105 картин художника. Раздел 1. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку".
Нищета брала за горло. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. Хотя, возможно, талант его созрел сравнительно поздно.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Около 1622 года Хальс создает первый в своем творчестве семейный портрет, где изображает супружескую пару во время прогулки в саду. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником.
Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. складывается зрелое живописное мастерство художника. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре.
Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. «Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы.
Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Последние работы художника пронизаны мрачным пессимизмом. Во время его рождения не было мира на его родине. По линии плеч мы угадываем, что девушка положила руки на бедра. Была ли она ведьмой.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. В голландском обществе утверждаются новые вкусы. При этом являющаяся основой образа доброта, буквально излучаемая Лукой, делает естественным восприятие этого неопрятного толстяка как святого.
Кузнецов). Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев». А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра.
Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Рассказывает А. В. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Его поза естественна и непринужденна.
В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок.
Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Но потом его начинают забывать. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса.
В это время Хальс пишет портрет знаменитого французского философа Рене Декарта, более двадцати лет прожившего в Голландии. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Не стоит отбрасывать это предположение. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. Была ли она ведьмой.
Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. Композиция стала спокойной и строгой. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия.
Ею «разорван» плоский холст. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. А еще через год он женится. Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса.
Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Портреты Хальса разнообразны по темам и образам.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. стр. ) – выразительный тому пример.
Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов. Праздник отличался размахом и длительностью. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр).
Вероятно их было гораздо больше. Цыганка же одета вольно – на ней красный сарафан и белая кофта, которая несколько легкомысленно распахнулась на груди от порывистого движения. «Свое восхищение красотой девушки художник передал так глубоко и сильно, что оно захватывает и нас, – пишет Т. Седова. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Каждый одинок, каждый существует сам по себе.
Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен.
Он завален заказами. Но о нем лично известно немного. Луки. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса).
Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Репутация Хальса тоже была небезупречной. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный.
Через пять лет, в 1616 году, Хальс создает великолепное монументальное полотно «Групповой портрет стрелков гильдии святого Георгия», который, по меткому выражению одного исследователя, можно уподобить пушечному салюту, открывающему победное шествие «золотого века» голландского искусства. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Лазарев: «Портрет так понравился, что вскоре посыпались новые заказы. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ.
Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. Адриана. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. По всей видимости, она была одной из жительниц города Харлема, где жил и сам художник Действительно, если рассматривать портреты голландских бюргерш той эпохи, то бросятся в глаза темные закрытые платья с высокими кружевными воротниками, чопорная поза и не столько строго осознанное чувство собственного достоинства, сколько надменность. Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им.
Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. К сожалению, сведений о жизни Франца Хальса дошло до нас немного. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны.
Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо). Вполне вероятно, что в свое время они существовали, а потом просто были выброшены за ненадобностью или утеряны.
С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества.
Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты.
"Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества. Халс Франс. В безыскусственности и искренности натуры видит художник тайну непостижимого, победного обаяния В Цыганке великий художник особенно ярко выразил свое глубоко оптимистическое мироощущение». Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Адриана (1627 и 1633) и св. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок.
Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного.
Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно.
Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. – Он создает новый в европейском искусстве тип портрета – так называемый жанровый портрет. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии.
Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными.
c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. В чем своеобразие портретов Хальса.
Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. В 1642 году умственно неполноценный сын Хальса, Питер, помешался окончательно и его пришлось поместить в сумасшедший дом. В двух знаменитых портретах (1664) Хальс изображает: в одном – регентов, в другом – регента госпиталя в Хаарлеме.
А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков).
Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Георгия».
Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. В многовековой традиции изображения авторов Евангелий они обычно обрисовывались с обобщен-но-благообразной внешностью, часто подчеркивалось эмо. ционально приподнятое, экстатическое состояние боговдохновенного труда. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме.
1650). Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника.
Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. К середине 17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативный характер. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Поздний период творчества художника составил особую страницу в его искусстве и в искусстве голландского портрета. На губах играет легкая улыбка.
Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов». Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами.
Каждый, улучив минутку, требовал по дружбе написать его на первом плане и поблагородней. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни.
Бурное экономическое развитие страны не только не улучшило их положение, а, пожалуй, сделало его еще более тяжелым. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного». Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье.
Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. Нам остается лишь гадать об этом. В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков.
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме.
Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме.
К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»).
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Семья Хальсов тоже уехала из Антверпена и в 1591 году мы находим их следы уже в Харлеме – здесь был крещен третий сын Хальсов, Дирк.
Приехав в Харлем, учился (ок. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.
Но бывали и исключения. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. «Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует. Первое предположение напрашивается само собой.
Точка зрения взята снизу, уверенна его поза. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. В 1959 году две другие картины цикла – «Св.
Умудренный жизненным и творческим опытом Хальс создает в последний период своей деятельности (1650–1660 е годы) произведения, которые являются наивысшим достижением и достойным завершением его великолепного творческого пути. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот — военного объединения граждан, своего рода почетной бюргерской милиции. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. В творчестве Хальса можно выделить три вида портретных композиций: групповой портрет, заказной индивидуальный портрет и особый тип портретных изображений, близкий по характеру жанровой живописи, культивируемый им в основном в 20-х – начале 30-х годов.
Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Адриана. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета.
Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике.
Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Он находится в частной коллекции. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире.
Герой оторвался от писания и, по-домашнему подперев щеку одним из своих больших грубых кулаков, задумался. Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное.
Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В.
В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Работа Халса «Св. Уоллес). Он поднял бокал, приветствуя собравшихся.
В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св. Изменяется и колористический строй его живописи. С его именем связан расцвет национальной живописи.
За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах.
Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса.
Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г.
По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Зная, что Хальс был близок к стрелковым обществам города Харлема, а в 1624 году состоял мушкетером роты св. Правая, освещенная светом играет румянцем.
«В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Но для нас большой разницы в этом нет. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Особенно это утверждение относится к данному портрету.
На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Умер художник в 1666 году. Отсюда пошел термин «малые голландцы». Этим достигнуто создание законченного образа. живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым».
Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли.
Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет.
В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками.
Молодые люди отдыхают под раскидистым деревом. Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса. Щеголь-офицер с удовольствием выставляет напоказ свой экстравагантный костюм, даже несколько тщеславится им. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Среди "неофитов" был и сам Хальс. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса.
Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Луки» состоялось в очень короткие сроки. 1626 послужила одна из его дочерей.
Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Линник). В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". Хальсу, однако, все это вскоре перестало нравиться.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Нам остается лишь гадать об этом.
Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. Действительно, первую картину художника «Портрет архидьякона Харлемского собора Якобуса Заффиуса» трудно считать предвестником будущих шедевров мастера. Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок.
В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Художник впал в крайнюю нужду и в 1661 г. попросил освободить его от уплаты членских взносов в гильдию художников. Все присутствующие — равноправные участники праздника. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником.
В ней он и умирает. Лука» и «Св. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов.
Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря.
Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери). Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.
Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Картина поражает своей застывшей атмосферой. Картины почти не заказывают.
Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Луки. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же).
Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично.
1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Халс много работает в жанре группового портрета. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты».
Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Нам остается лишь делать предположения. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия.
Луки (Sint-Lucasgilde). Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Например, четыре самые большие картины, написанные художником в 1627-39 годах, заказали ему именно они.
Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом. В Голландии работало множество живописцев.
Кажется, что художник чувствует, как немного времени ему остается и стремится как можно быстрее передать зрителю то, что считает самым важным. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. А. С.
В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо). Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты. Но со всем этим не очень монтируется отнюдь не аристократическая физиономия бюргера исполненная скорее напыщенности, чем благородного достоинства.
Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Период с 1630 по 1640 год – время наибольшей популярности Хальса. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. «В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св.
Дальше нам остается лишь строить предположения. Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент.
Учился у К. ван Мандера. Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову). Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»).
Дальше нам остается лишь строить предположения. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера.
В выборе сюжета он традиционен. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху.
49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. Гармония красочного звучания определяется общей темной тональностью, на фоне которой мажорно звучат акценты красного, оранжевого, золотисто желтого. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова.
Сама живописная манера получила особое содержательное значение. В картине доминирует черный цвет. юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера.
Круг сразу придает законченность портрету. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист.
Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника. Офицеры на них изображены в искусственных, неподвижных позах, лица их не похожи на лица живых людей.