«Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650—52, Эрмитаж, Ленинград «В.
Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели.
В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Вероятнее всего, это – офицер. Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев».
Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа. Известно также, что в 1653 году Малле Баббе была помещена в исправительный дом. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 1642—50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.
Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Халс Франс. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски.
Черная одежда, белый воротник, голубоватая шапка умело сочетаются с коричневатыми, серо-серебристыми оттенками. Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери).
Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием.
История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. Это привело к тому, что в Голландии, как нигде, расцвели светские жанры: бытовой, пейзаж, натюрморт. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии.
Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Левая часть лица находится в тени, которая позволяет отчетливее вылепить овал юного лица и подбородок с ямочкой. Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им.
За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия.
Луки» состоялось в очень короткие сроки. Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного. Вероятно их было гораздо больше.
Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Учился у К. ван Мандера (1600—03). Не стоит отбрасывать это предположение. Но для нас большой разницы в этом нет. Изображение четырех евангелистов не было типичным для харлемского мастера, но в то же время не было случайным.
"Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Так же сову воспринимали и в Италии: на одной из средневековых иллюстраций к «Божественной комедии» на воротах ада сидят аж три совы.
Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Крыло совы наряду с шерстью летучей мыши, ядом змеи и т. д. – непременная составляющая колдовских зелий, не случайно у Франса Халса на плече «харлемской ведьмы» Малле Баббе сидит сова. Адриана. Ею «разорван» плоский холст. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса.
А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты.
В 20-х гг. Белое кружево широкой манжеты Хальс воспроизводит так скрупулезно, что зритель не только видит, но и почти осязает каждую деталь узора.
Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Но бывали и исключения. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Жанровые сценки работы Хальса пользовались большой популярностью и шли нарасхват у владельцев бесчисленных харлемских пивных и трактиров. Уоллес).
Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж. Художник провел за мольбертом более полувека. Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. В 1620-х гг.
Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.
Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. А. и И. Остаде, Я. Стен и др. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками.
Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью.
А еще через год он женится. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». В конце 20-30-х гг. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд.
Нам остается лишь делать предположения. Утрехтские караваджисты любили писать «домашние концерты» с нарядными юношами и разрумянившимися девицами, мастера галантных сценок — «уроки музыки» с жеманными ученицами и молодых женщин, скучающих над клавишами, а Хальс — актёров-любителей из клуба «риторов» (в котором состоял и сам) и трактирных музыкантов. Преступление действительно было заказным. Malle Babbe содержала одну из городских харчевен или портовых таверн.
Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Нам остается лишь гадать об этом. Умер художник в 1666 году.
Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни.
Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Среди "неофитов" был и сам Хальс. Во время его рождения не было мира на его родине. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Художник отражает момент, живое мгновение жизни.
Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Ещё при жизни художника с неё была создана гравюра., её пытались повторять его ученики, но «хальсовский» смех плохо поддаётся копированию. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни.
С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам.
Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте.
В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие.
Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня.
наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. Правая, освещенная светом играет румянцем. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. На губах играет легкая улыбка.
Адриана. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Главным же становится ощущение общего искреннего веселья, соединяющего героев в цельный, сильный образ.
Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме.
Праздник отличался размахом и длительностью. Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах.
ван Хейтхейзен», около 1625—36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все — около 1630). Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Луки. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса.
Лука» и «Св. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). У них было одиннадцать детей.
Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Нищета брала за горло. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. В ней он и умирает. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе.
Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. В Норвегии обыкновенная неясыть была предвестником смерти, так как в издаваемых ею звуках слышались слова «оденься в белое» (то есть в саван).
Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей.
Отсюда пошел термин «малые голландцы». Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. стр. ) – выразительный тому пример. Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства.
Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»). Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли.
Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Его реализм стал более психологически углубленным и критическим, его мастерство — более отточенным и совершенным.
Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. Этим достигнуто создание законченного образа. Была ли она ведьмой. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес).
Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Первое предположение напрашивается само собой. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. И здесь уместно вспомнить, что богатейшими людьми в Харлеме были владельцы ткацких мануфактур и пивоварен. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка.
Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Malle Babbe содержала одну из городских харчевен или портовых таверн.
В самом деле, в архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену и детей. Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. Каждый одинок, каждый существует сам по себе.
Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии.
Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Первое предположение напрашивается само собой. Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты.
Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков). Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно.
В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Работа Халса «Св.
Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". Халс много работает в жанре группового портрета. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Георгия», 1639 все — Музей Ф. Халса, Харлем).
Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Композиция стала спокойной и строгой. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. Картины почти не заказывают.
Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Кажется, что художник чувствует, как немного времени ему остается и стремится как можно быстрее передать зрителю то, что считает самым важным. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое.
Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. И это не удивительно. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. складывается зрелое живописное мастерство художника. Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. В Голландии работало множество живописцев.
Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре.
На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Сама живописная манера получила особое содержательное значение.
Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Картина поражает своей застывшей атмосферой. В «Банкете офицеров роты Св.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Была ли она ведьмой. Но потом его начинают забывать.
В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола.
Нам остается лишь гадать об этом. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу.
Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св.
Дальше нам остается лишь строить предположения. Но о нем лично известно немного. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников.
Дальше нам остается лишь строить предположения. Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо). Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена».
Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. Семья Хальсов тоже уехала из Антверпена и в 1591 году мы находим их следы уже в Харлеме – здесь был крещен третий сын Хальсов, Дирк. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея).
Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Георгия», 1627, см. В портретах 1620—30-х гг. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого".
Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Герой изображен не просто сидящим, но раскачивающимся на стуле, который стоит в самом неустойчивом положении — на двух ножках. 1650). Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности.
Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке искрятся в бокалах. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы.
Луки. С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера.
С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Размер: 73х58, 5 (масло). В начале 1600-х молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого мастера в последующих работах Халса не прослеживается. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни.
Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. 306. ). Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. («Регенты госпиталя св. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом).
От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. В настоящее время находится в Национальной галерее Берлина. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. 1626 послужила одна из его дочерей. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты». Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».
На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. В ее полупьяной улыбке, косящем избегающем нас на сей раз взгляде ощущается нечто хищное, пугающее.
В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к.
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Изменяется и колористический строй его живописи. У самого Халса тоже есть ряд таких произведений. В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Ранней манере Халс Франс («Банкет офицеров стрелковой роты св. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Круг сразу придает законченность портрету. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе.
Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике. В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». Точка зрения взята снизу, уверенна его поза. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными.
Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме.
Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки.
40-е годы стали переломными в живописи Хальса. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума.
Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника. Данное произведение является одним из знаковых во всём творчестве Франса Халса.
С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. наряду с портретами Халс Франс писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Георгия», 1616, см.
Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Сцены уже не официального банкета, а дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер. Но для нас большой разницы в этом нет.
А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. А. С. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса.
Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики, в них заключались для него и как бы сгусток всего наиболее характерного индивидуально-выразительного в модели и ощущение уловленной жизни. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3.
Шарлем – город, где он провел почти всю творческую жизнь, – в период становления голландской школы живописи стал одним из главных очагов развития не только портрета, но и пейзажа и натюрморта и бытового жанра. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Полными сознания собственного достоинства и в то же время свободно-непринужденными, жестикулирующими предстают голландские бюргеры с портретов Хальса, передающего мгновенно схваченное состояние.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Адриана (1627 и 1633) и св. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией.
Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Луки (Sint-Lucasgilde). Была написана в период 1630-33 гг. С его именем связан расцвет национальной живописи.
Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица.
Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Мастер с 1610. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины».
В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову). В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Всю жизнь Халс проживет в этом городе, лишь ненадолго несколько раз выезжая в Амстердам и Антверпен. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам.
Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Композиция стала спокойной и строгой. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. "Регентши приюта для престарелых" и парная к ней картина "Регенты приюта для престарелых" были заказаны Хальсу между 1663 и 1664 годом.
В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Все в этой женщине просто и все прекрасно.
Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов». Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества. Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которого стало чуждым перерождавшейся буржуазии, устремившейся за аристократической модой. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Адриана», около 1623—27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным.
А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. илл. Известно также, что в 1653 году Малле Баббе была помещена в исправительный дом. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера".
Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Его поза естественна и непринужденна. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Учился у К. ван Мандера. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
А. С. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Он находится в частной коллекции. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире.
Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. В 1959 году две другие картины цикла – «Св. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Она была известна своим демоническим смехом, за который и получила прозвище ведьмы и тем, что на её плече постоянно сидела её домашняя питомица – сова.
Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). «Групповой портрет стрелковой роты св. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей.
Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена.