Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Круг сразу придает законченность портрету. Халс был известнейшим портретистом, работавшим в Голландии в начале XVII века.
Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Но эти полотна висели в известных музеях.
В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Картина поражает своей застывшей атмосферой. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. Она резко отличается от других представителей своего народа. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). С его именем связан расцвет национальной живописи.
живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым». Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Во время его рождения не было мира на его родине. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником.
Его первый биограф, Арнольд Хаубракен, писал о художнике: "Он каждый вечер наливался спиртным по самое горло". Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Действительно, кого только нет. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.
Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Нищета брала за горло. стр. ) – выразительный тому пример.
О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Фигура молодого человека написана с ослепительной спонтанностью и ошеломляющей энергией.
Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Он тщательно обходил пестрые скамейки, на которых восседала столь же пестрая публика. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера.
Ею «разорван» плоский холст. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд.
Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс.
Нам остается лишь гадать об этом. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Композиция стала спокойной и строгой.
И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Но о нем лично известно немного. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью.
Группа офицеров, кажется, увидена художником случайно их позы разнообразны, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Никакого друга-реставратора у него нет. Художник отражает момент, живое мгновение жизни.
На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Люстигу даже вменить нечего. Но для нас большой разницы в этом нет. «Цыганка» была написана примерно в 1628-30 году (дерево, масло). Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650—52, Эрмитаж, Ленинград «В. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи.
Праздник отличался размахом и длительностью. В 1620-х гг. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия.
Даже если она и заявит в полицию, то дела не завести. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Все дело испортила сама же Сара – на суде она неосторожно проговорилась и назвала имя настоящего отца ребенка.
Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ.
Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Халс Франс.
В портретах 1620—30-х гг. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины.
Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Нет — искусство, блестящий трюк и никакого мошенничества. Портрет Малле Баббе (нач. В ней он и умирает. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г.
Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера.
Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме).
Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Американка просила копию — она ее и получила. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу.
Композиция стала спокойной и строгой. 1630 г., Париж, Лувр). А. С. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Луки (Sint-Lucasgilde). Ранней манере Х. («Банкет офицеров стрелковой роты св. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины».
В конце 1620-х годов складывается зрелое мастерство художника Франса Халса. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией.
Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Словом, Виктор почти забыл о дочке коллекционера. Всего-то за 100 франков выкупил у дипломированного луврского копииста отличную копию «Цыганки», выполненную на старом холсте. Оно им схвачено и перенесено на полотно.
Однако именно Халс вывел портретную живопись на абсолютно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. 12. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31. 01. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. 07. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. 01. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 11. 2007). В двух разделах коллекции работ Франса Халса представлено 105 картин художника. Раздел 1. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного.
Национальная галерея. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Конечно, он не считал себя американцем, но ведь он приехал из Нью-Йорка. Адриана», около 1623—27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. На вкус Люстига, если уж эта мужеподобная «дева» и оказывалась великой, то никак не в писательстве, а в объемах ибо была грузна и неподъемна, как глыба гранита.
Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Та уже 20 лет обитала во французской столице и мнила себя великой писательницей и «девой европейского авангарда». Необычное странное зрелище, практически все расы земного шара». Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись.
Но встретил ее снова при весьма забавных обстоятельствах. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
(«Регенты госпиталя св. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Нам остается лишь делать предположения.
Перестав в старости получать заказы и впав в беспросветную нужду, Х. умер в харлемской богадельне. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг.
Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов.
Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Но потом его начинают забывать. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Композиция стала спокойной и строгой. Х. создал яркую галерею голландских типов, расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии («В.
Дальше нам остается лишь строить предположения. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством.
92, 2 x 80, 8. 1621, Государственный музей, Амстердам). «Цыганка» была написана примерно в 1628-30 году (дерево, масло). Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Георгия», 1616, см.
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Вероятнее всего, это – офицер. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. 2. Все по закону и придраться не к чему.
Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. А. и И. Остаде, Я. Стен и др. Все началось два месяца назад.
То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Дамочка в безумных ожерельях и мехах была дочкой покойного «стального короля» Генри Фрика. 1630-х гг., Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса). Никто не знает, сколько произведений Хальса было утрачено за три с лишним столетия, прошедших с его смерти. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель.
Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. И никого ни о какой подмене он не просил. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки.
К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Лука» и «Св. Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. У них было одиннадцать детей. Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только художническая безалаберность, но и упрямый, заносчивый характер.
предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни.
Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Первое предположение напрашивается само собой. Мастер с 1610.
Хелен показала Люстигу список незабвенного папочки. 1630, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин) социальное дно выглядит пугающе мрачным. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.
Вот это афера. Покоряют естественность и живость позы, острота характеристики, высочайшее мастерство использования контраста белого и черного в живописи. А еще через год он женится. А. С. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия.
На пароходе из Нью-Йорка в Плимут Виктор познакомился с известной миллионершей Хелен Фрик. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Картины почти не заказывают. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными.
Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Не стоит отбрасывать это предположение. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В.
юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел.
Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к.
К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св.
Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Да, Париж сильно изменился за десять лет, что он здесь не был. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника.
Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок.
Череп представляет смерть, тогда как молодой человек символизирует юность и жизненную силу. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично.
Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Городской Совет назначил ему пенсию – но очень скромную, с ее помощью нельзя было даже покрыть долги. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием.
Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера".
Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Приехав в Харлем, учился (ок. Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 1642—50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту. Луки.
Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. В разных странах Люстига уже десятки раз забирали в тюрьму, но ни разу не посадили — инкриминировать нечего. Поражает острота видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Была ли она ведьмой. В Голландии существовал и указ, который запрещал женщинам носить платье, которое обнажает тело. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире.
Он находится в частной коллекции. Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии.
Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Правая, освещенная светом играет румянцем. Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которого стало чуждым перерождавшейся буржуазии, устремившейся за аристократической модой.
В настоящее время картина находится в музее Лувр, Париж. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Адриана. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова.
Лондон. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. И в это время им написаны многие двойные портреты супружеских пар: муж на левом портрете, а жена – на правом.
В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Георгия», 1639 все — Музей Ф. Халса, Харлем). Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Этим достигнуто создание законченного образа. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон.
Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (ок. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. В настоящее время картина находится в музее Лувр, Париж. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами.
Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова.
На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Георгия», 1627, см. Среди "неофитов" был и сам Хальс. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Все в этой женщине просто и все прекрасно.
Матфей» – были обнаружены в фондах в Одесского музея западного и восточного искусства сотрудником Государственного Эрмитажа Ириной Владимировной Линник. Живописная манера Халса обретает к этому времени необычайную легкость, свободу и темперамент: смелыми динамичными раздельными мазками мастер воспроизводит живую естественность и неповторимую индивидуальность своих моделей, сохраняя при этом впечатление случайно выхваченного момента жизни. Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс.
Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. «Групповой портрет стрелковой роты св.
Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок.
Проведенная реставрация показала, что костюм, соответствующий моде 1640-х годов, написан поверх грубого плаща, а слева открылось изображение головы льва – атрибута евангелиста Марка. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. Не купишь же картину из Лувра. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»).
В 1959 году две другие картины цикла – «Св. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум).
Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Художник провел за мольбертом более полувека. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра.
Ее-то и получила Хелен Фрик. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Как обычно. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это».
Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Халс много работает в жанре группового портрета. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. На губах играет легкая улыбка.
ван Хейтхейзен», около 1625—36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все — около 1630). Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса.
Георгия», 1639)»4 Не желая покидать Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. 1626 послужила одна из его дочерей. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Точно и умело рассчитаны все движения кисти.
илл. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа.
Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Весна в Париже 1925 года поражала буйством красок. Вероятно их было гораздо больше. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели.
Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Учился у К. ван Мандера (1600—03). 49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью.
На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков.
Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них.
1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Но в конце жизни, в восемьдесят три года художник пишет невиданно смелые, резко порывающие с представлением о внешнем благообразии групповые портреты регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема).
В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Полными сознания собственного достоинства и в то же время свободно-непринужденными, жестикулирующими предстают голландские бюргеры с портретов Хальса, передающего мгновенно схваченное состояние. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Его поза естественна и непринужденна. Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия.
Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. В Голландии работало множество живописцев. Но бывали и исключения. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки».
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Но и двухсот картин достаточно для того, чтобы говорить о Хальсе как об одном из лучших художников XVII века. Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Холст, масло. У Халса необычайно свободная, размашистая манера письма, уверенность рисунка, сероватый, но энергичный и гармоничный колорит, удивительная виртуозность накладки тонов. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости.
Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—25, Музей западного и восточного искусства, Одесса).
ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков.
Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. 1650). 56 картин, созданных с 1632 г. по 1664 г. Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.