Он писал своему брату Тео: «Работы Франса Халса доставляют особое удовольствие. Работы Франса Халса произвели большое впечатление и на Винсента ВанГога. Известный художник Франс Халс – подлинный основоположник нидерландской художественной школы. Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством.
Франс Халс (нидерл. Frans Hals, МФА:) (1580/1585, Антверпен — 1666, Харлем) — выдающийся портретист так называемого золотого века голландского искусства. Франс Халс осмеливался быть разным. Франс Халс (нидерл. Frans Hals, МФА:) (1580/1585, Антверпен — 1666, Харлем) — один из наиболее известных голландских живописцев так называемого золотого века голландского искусства.
Франс Халс умер в Харлеме в 1666 и был похоронен в церкви Св. Халс, Франс (Frans Hals) (между 1580 и 1585, Антверпен, Фландрия – 26. 08. 1666, Харлем, Голландия) – один из наиболее известных голландских живописцев так называемого Золотого века голландского искусства. Халс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье.
Великие мастера импрессионизма, такие как Моне, Корбе и Мане, посещали музей Франса Халса, чтобы полюбоваться его произведениями. Франс Халс (нидерл. Frans Hals, МФА:) (1582/1583, Антверпен — 1666, Харлем) — выдающийся портретист так называемого золотого века голландского искусства. Франс Халс (Frans Hals) – голландский портретист, от работ которого по спине пробегает холодок. Франс Халс (нидерл. Frans Hals, МФА:) (1582/1583, Антверпен — 1666, Харлем) — портретист так называемого золотого века голландского искусства. Франс Халс (1582/1583, Антверпен — 1666, Харлем) — выдающийся портретист так называемого золотого века голландского искусства.
В живописи Франса Халса большое место занимает «почерк», быстрые мазки, составляющие особый чуть заметный узор на всем пространстве картины, скрепляя единство. В старости Франс Халс остался без средств к существованию, поэтому город в память о его заслугах назначил ему пенсию. Если вы посетите музей Франса Халса, то заметите, что всякий раз при взгляде на групповые портреты Франса Халса возникает ощущение, будто вы только что потревожили друзей в момент общения. Франс Халс опережал свое время его работы оказали огромное влияние на живопись XIX века.
В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. В портретах Хальса, написанных в 50-е и 60-е годы, углубленное мастерство характеристики сочетается с новым внутренним смыслом. Луки. Правая, освещенная светом играет румянцем.
Луки (Sint-Lucasgilde). Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Но и двухсот картин достаточно для того, чтобы говорить о Хальсе как об одном из лучших художников XVII века.
Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие.
Формы подсказаны решительными, широкими мазками кисти и несколькими быстрыми акцентами. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Один изображает неизвестного молодого человека его исполнение превосходно, но вместе с тем мастер не скрывает, что портретируемый вполне зауряден. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). А. С.
Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Но потом его начинают забывать. Силуэты пяти старух в чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Нам остается лишь делать предположения. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной.
Франс Халс известен за свой виртуозный стиль в живописи. Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием в его воле и упорстве есть что-то бесчеловечное, а патрицианская элегантность облика не в силах скрыть пресыщения и духовной опустошенности. Офицеры на них изображены в искусственных, неподвижных позах, лица их не похожи на лица живых людей. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности.
Колорит его картин становится почти монохромным. Портрет пьяной старухи, «гарлемской ведьмы», содержательницы харчевни Малле Баббе (начало 30-х годов), с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины. Этого мы никогда не узнаем, но зато поймем – занятие подарило маленькому герою счастье.
С уверенностью можно сказать, что Хальс был знаком с популярной в ту эпоху книгой Аликати "Эмблематика", в которой обвитый змеями жезл бога Меркурия обозначал латинский девиз "Virturi fortuna comes" ("Удача – спутница мужества". Ею «разорван» плоский холст. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме.
Луки. Обе этих картины уравнены другим Банкетом Чиновников Ополчения Св. Изменяется и колористический строй его живописи. Яркое платье девушки, белые рукава кофты, смелая и лукавая улыбка играющая на ее губах, – все говорит зрителю о том, какой радостной и пряной может быть жизнь, если не заковывать ее в серое суконное платье. Сейчас мы даже не можем представить себе, какое впечатление произвела эта картина на современников Хальса. Он любил запечатлевать портретируемых в действии, в движении, в конкретной жизненной ситуации. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно.
Вышивка, напротив, написана тонкой кистью и здесь художник очень тщательно выписывал буквально каждый стежок. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным.
Спустя два века после его смерти, Халс принял много 39посмертных39 студентов. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Уоллес). В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.
Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века.
В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. 49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда.
В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Искусство Хальса было мощным стимулом и источником вдохновения для художников различных специальностей, различных интересов. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен.
Художник провел за мольбертом более полувека. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Во время этого периода он нарисовал портрет во всю длину мадам ван Берестеин (Лувр) и портрет во всю длину Виллема ван Хеизуизена, облокачивающегося на меч.
Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Франс Халс был преданным отцом и они продолжали иметь восемь детей. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Дженскерке в Харлеме.
Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Хальс написал этих женщин, ответственных за попечительство над престарелыми одинокими людьми, предельно честно.
состоит лишь из нескольких черных линий и небольшой белой линии, для изображения отражения. Беатрикс гордо показывает обручальное кольцо, а Исаак прижимает ее руку к сердцу. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. Георгия (с различными портретами) и того же самого ополчения в 1627 и Банкета Чиновников Ополчения Св.
В персонажах Хальса нет ни скованности, ни нарочитого позирования кажется именно здесь, в этом привычном и близком им обществе они в полной мере и со всей откровенностью выказывают свой нрав и характер. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах.
Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц. Георгия». Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса.
Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Среди "неофитов" был и сам Хальс.
Он стал популярным живописцем портрета и нарисовал богатых Харлема в особых случаях. Но средств постоянно не хватало, кредиторы несколько раз привлекали его к суду. Командиры стрелков, назначавшиеся из местной знати, обычно заказывали групповой портрет.
Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно.
В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Позже, он стал более эффективным, показал больше свободы руки и большую команду эффекта. Дети на работах Халса – потрясающий аспект его творчества.
А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей.
Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Учился у К. ван Мандера.
Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Но о нем лично известно немного. В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц.
К 1620-м гг. Он находится в частной коллекции. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса.
Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. А еще через год он женится.
Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Он не рисовал румяные щёки и блестящие глаза на фарфоровых лицах кукол. Ухоженный мужчина с длинными завитыми волосами и усами спокойно и уверенно в упор смотрит на зрителя. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Герои его «Весёлого общества» (между 1б1б и 1620 гг. ) — участники масленичного гулянья.
В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного.
стр. ) – выразительный тому пример. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях.
Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. С его именем связан расцвет национальной живописи. мастер выработал свободную технику, наследниками которой стали импрессионисты. Приехав в Харлем, учился (ок.
Его поза естественна и непринужденна. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Lovis Коринф по имени Халс как его самое большое влияние. В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
Оба мужчины были живописцами прикосновения, но прикосновения к различным ключам – Рембрандт был басом, Халс тройное. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Халс захватил, с редкой интуицией, момент в жизни его предметов.
Автор и сам состоял в рядах ополчения во время борьбы голландцев за независимость. Франс Халс нарисовал компанию три раза. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели.
Хэдриана 1633. Георгия, 1616, Музей Ф. Халса, Харлем) свойственны чёткая моделировка форм с помощью плотных мазков, тёплые тона. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью.
Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Была ли она ведьмой.
Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. В некоторых работах этих лет улавливается отзвук личных чувств старого художника, терявшего прежнюю славу и уже видевшего конец своего жизненного пути. Остающееся искусство, которое считали слишком «римско-католическим», было продано Корнелису Клэесзу ван Виринджену, такому же члену гильдии, при условии, что он удаляет его из города. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда.
На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Как биограф Сеймур Слайв указал, более старые истории Франса Халса, оскорбляющего его первую жену, были перепутаны с другим Харлемским жителем того же самого имени.
В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. На губах играет легкая улыбка. В них он обычно устанавливает на холст мимолетный аспект различных стадий веселья, от тонкого, половина иронической улыбки, которая дрожит вокруг губ любопытно неверно названного Смеющегося роялиста к ненормальной усмешке Малля Бабба.
В 10—30-х годах Халс много работает в жанре группового портрета. Не было возможно подтвердить это. Но для нас большой разницы в этом нет. И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты для будущих поколений. Уже в 17-м веке люди были поражены живучестью портретов Франса Халса. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы.
В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Также известно, что в 1618 – 1619 гг. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»).
В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Бэвочерче, где оба похоронены, хотя Франс принял 40 лет, чтобы присоединиться к его первой жене там.
Лихо заломленная шляпа, подкрученные усы, щеголеватые кружевные манжеты выдают в нем самого настоящего дамского угодника. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума.
Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. За два года до смерти, в 1664 г., Хале снова возвращается к групповому портрету.
Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Стекло, например. На фоне своих современников Халс уникален в технике быстрых, свободных цветных мазков, которые не лепят форму, а скорее намекают на неё. Халс был также членом местной палаты риторики и в 1644 он стал председателем Гильдии Св. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников.
Адриана. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье.
В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Инвентарь собственности захватил упоминания только три матраса и подушки, шкаф, стол и пять картин (они были один, его сыновья, ван Мандр и Маартен ван Хеемскерк).
1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Георгия (1616), показывают ему как осторожного чертежника, способного к большому концу, все же энергичному кроме того. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Фигуры написаны плавно, почти небрежно.
На картине «Регентши приюта для престарелых» художник запечатлел пять женских фигур, облачённых в чёрное. Адриана (1627 и 1633) и св. Ряд работ Халса 1616—1620 гг. Оставленный лишенный, ему дал ренту 200 флоринов в 1664 муниципалитет. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски.
В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Нам остается лишь гадать об этом. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. 1621, Государственный музей, Амстердам).
Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. Где его более ранние части излучили веселость и живость, его более поздние портреты подчеркнули высоту и достоинство людей изобразило. Персонажам Хальса чужда внутренняя сосредоточенность и самоуглубление, – они показаны в реакциях на окружающее, во взаимодействии с ним.
Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту. Мазки набегают друг на друга, сталкиваются, расходятся в разных направлениях, то густо покрывают холст, то оставляют просвечивать подмалевок. Харлемский художник портрета, Джоханнс Верспронк, один приблизительно из 10 конкурирующих портретистов в Харлеме в то время, возможно учился в течение некоторого времени с Халсом.
Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета.
Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Несколько веков спустя Винсент ван Гог написал своему брату Тео: 39Какая радость, это должно видеть Франса Халса, насколько отличающийся это от картин – столь многих из них – где все тщательно сглажено таким же образом39.
Первое предположение напрашивается само собой. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Во время его рождения не было мира на его родине. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер».
О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г. Не стоит отбрасывать это предположение. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии.
Халса по-прежнему влекут к себе сильные, волевые натуры, однако былой подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Он выиграл много комиссий для свадебных портретов (муж традиционно расположен слева и жена, расположенная справа). На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку".
Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра.
В 1959 году две другие картины цикла – «Св. А. С. Он работал над их большой коллекцией произведений искусства, которую Карел ван Мандер описал в своем Schilderboeck («Книга Живописца187) изданный в Харлеме в 1604.
Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. 1664), которые являются шедеврами цвета, хотя, по сути, все кроме монохромов. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист.
Скорее всего, они преувеличивали. Правда, странная работа была в основном подавлена без underdrawings или underpainting (39живопись по сырому39), но большинство работ было создано в последовательных слоях, как было обычно в то время. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс.
Однако именно Халс вывел портретную живопись на абсолютно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. 12. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31. 01. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. 07. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. 01. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 11. 2007). В двух разделах коллекции работ Франса Халса представлено 105 картин художника. Раздел 1. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь.
Вероятнее всего, это – офицер. Иногда рисунок был сделан с мелом или краской сверху серой или розовой грунтовки и был тогда более или менее заполнен в, шаг за шагом. Праздник отличался размахом и длительностью. За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов.
Живой и захватывающий, техника может казаться «якобы небрежной» – люди часто думают, что Халс 39бросил39 свои работы 39в один бросок39 (aus einem Guss) на холст. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. 1626 послужила одна из его дочерей. Художник запечатлел стрелков во время традиционного банкета.
Круг сразу придает законченность портрету. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона.
Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»). Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить.
По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и. В его Де Гроте Шубюргхе (1718–21), Арнольд Хоубрэкен упоминает Philips Wouwerman, Адриена Брауэра, Питера Геррицца ван Рештратена, Адриэена ван Остэйда и Дирка ван Делена как студенты. На одной из ранних картин «Смеющийся мальчик» (1625 год) улыбающийся во весь рот ребёнок будто вырван из реальной ситуации для того, чтобы застыть на полотне художника.
Особенно это утверждение относится к данному портрету. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины.
На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. У них было одиннадцать детей.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Элизабет Gasthuis и в его портрете 1639 года в Амстердаме. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. Этот цвет у Халса – «многолик», что подметил еще ван Гог, сказав, что художник использует 27 оттенков черного. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи.
Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета.
Работа находится в частной коллекции в Лондоне. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Кстати, возможно, удивительная непосредственность портретов и жанровых сценок Хальса объясняется именно тем, что он писал их без подготовительных набросков, "по живому". Это впечатление не правильно.
Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Этим достигнуто создание законченного образа. любителей крепко выпить. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо.
Но в их глазах есть нечто общее, что связывает воедино все пять образов. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. складывается зрелое живописное мастерство художника. В 20-х гг. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире.
Много художников поехали в Музей Франса Халса в Харлеме (с 1913 на Groot Heiligland и перед этим в Ратуше), где несколько из его наиболее важных работ сохранены. юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Конечно, его талант всегда находил ценителей, многие считали за честь быть запечатлёнными его кистью (в 1649 г. ему позировал знаменитый Декарт). Йориса. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. В ней он и умирает.
Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. В конце 20-30-х гг. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами.
Кроме того, в освободившейся в 1609 году от испанского владычества Голландии резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет.
Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности.
Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа.
Традиция группового портрета зародилась на севере Нидерландов ещё в XV в. В 30-х гг. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Старшие чины заняты непринуждённой, неторопливой беседой (спешить им некуда, ведь подобные банкеты продолжались по нескольку дней), младшие почтительно молчат. Франс Халс женился на своей первой жене, Anneke Harmensdochter приблизительно в 1610, хотя, так как Франс имел католическое рождение их брак был зарегистрирован в здании муниципалитета а не в церкви. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр.
Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Нищета брала за горло. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными.
Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души.
Халс был членом харлемского «Риторического общества». «Веселый пьяница» — один из самых известных тому примеров.
В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. Здесь царит порядок. Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Каждый одинок, каждый существует сам по себе.
живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым». Дальше нам остается лишь строить предположения. Шедевры позднего периода – портреты членов правления дома престарелых – почти монохромны. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Вероятно их было гораздо больше. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Рештратен не был только студентом (Харлемские архивы содержат заверенный нотариально документ, который поддерживает этот факт), но он также стал зятем Халса, когда он женился на своей дочери Адриэентдж.
Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе из музея в Касселе (60-е годы). наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Цветовая гамма всё сдержанней, в поздних работах преобладает тёмный, почти чёрный тон. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. Картина поражает своей застывшей атмосферой.
На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся.
Только лица, воротники и манжеты изображены с большей точностью. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. Картины почти не заказывают. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Лука» и «Св.
Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Хальс добивается поразительной естественности композиции — она кажется непреднамеренной, случайной, но за этим скрывается тонкий) художественный расчет. В 1616 г. Халс единственный раз в жизни выезжает из Харлема – чтобы посетить Антверпен.
1650). Старый пьяница с ожерельем из цветов, колбас, селёдок, стручкового гороха на шее и молодая бойкая красотка представляют встречу Зимы с Весной. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел.
Намного менее рассеянный в договоренности, чем эта группа Beresteyn и во всех отношениях один из самых мастерских из успехов Халса – группа, названная39, который был почти неизвестен, пока это не появилось на зимней выставке в Королевской Академии в 1906. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости.
«Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Но бывали и исключения. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св.
Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. На холсте был представлен пожилой мужчина с бородой, одетый по моде середины XVII века в темный костюм с белым отложным воротником и широкими манжетами.
Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Сама живописная манера получила особое содержательное значение.