Прихисток збергся до 20 столття перетворений на музей (мен) Франса Галса.
Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.
Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Главным положительным качеством любого уважающего себя бюргера признавалась благопристойность. И тем не менее он стал фигурой всеевропейского значения: он показал, что можно стать великим художником, будучи портретистом преимущественно одного слоя голландского общества — бюргерства. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения.
Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери).
Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров.
Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа.
Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах.
Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. Приехав в Харлем, учился (ок.
Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Справд, композиця дуже нагаду нам звичн застльн фотограф.
Но для нас большой разницы в этом нет. Композиция стала спокойной и строгой. Сцены уже не официального банкета, а дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер.
Первое предположение напрашивается само собой. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Сюжетная канва — собрание или пирушка членов гильдии, отслуживших трехгодичный срок, — превращает портретируемых в участников сцены, в ее действующих лиц. А знаменита «Малле Баббе»— володарка корчми гарлемська вдьма з потворною совою на плеч, написана близько 1630—1633рр., — це вже не «фотографя», це— «кнохронка». Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах.
Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Но не жалость вызывают ре- гентши, скорее отталкивающее впечатление: угрюмая агрессивная властность сидящей справа, злобность старухи слева второй, наконец, пугающие мертвенная тупость и зловещая угроза исходящие от наиболее высоко сидящего центрального персонажа.
Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем.
Динамичность таких портретов выражается еще и в типичном развороте фигур, в линии силуэтов, в естественно сливающихся с фоном объемах и в свободных мазках. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Дальше нам остается лишь строить предположения. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем.
Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»). Отсюда пошел термин «малые голландцы». В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Точка зрения взята снизу, уверенна его поза. У современников его искусство не получило особенно широкого признания. У них было одиннадцать детей.
Та не тльки багатофгурними композицями уславився художник. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Во время его рождения не было мира на его родине. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. А еще в «Групповом портрете стрелков роты святого Адриана» присутствовала абсолютно особая нотка добродушия и патриархальности, присущая лучшим голландским портретам.
Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. мператор Олександр розпорядився видати на потреби нових парафй (у тому числ католицьких) релгйн картини з палацово збрки.
Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». Портреты Хальса рождают ощущение взаимной связи людей, которые ценят единение и знают его силу. Кроме расположения людей, свободно сгруппированных вокруг стола в самых разнообразных позах и поворотах (в фас, профиль, три четверти), Хальс подчеркивает движение всеми имеющимися художественными средствами. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню.
Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. Оно им схвачено и перенесено на полотно. В Голландии работало множество живописцев.
Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.
Сама живописная манера получила особое содержательное значение. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им.
Вероятнее всего, это – офицер. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи. В числ захисникв мста був Птер Клаус Халс, що займав пост командира гарнзону.
Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Тело занимает диагональное, то есть самое динамичное, положение, грудь, ноги, голова развернуты к нам под разными углами. Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна.
Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание.
Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего.
В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. И здесь излюбленным приемом художника была улыбка. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда.
По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и. Не стоит отбрасывать это предположение. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали.
Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Но о нем лично известно немного.
У самого Халса тоже есть ряд таких произведений. Работа Халса «Св. Этим достигнуто создание законченного образа. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г.
Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами.
Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины».
На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. любителей крепко выпить.
А. С. Беспристрастный реализмХальса обвиняли в том, что его "Регенты приюта для престарелых" и парные к этому групповому портрету "Регентши" написаны будто бы в озлоблении. Луки» состоялось в очень короткие сроки. Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо).
Та повернемося до фактв. 49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. Нам остается лишь делать предположения.
У него было много учеников, среди которых и его сыновья – пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей.
Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Если ранее в подобных композициях господствовала изокефалия (равноголовие), то теперь от нее не осталось и следа. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу.
С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). 1611 року вдбулося хрещення дитина Франса— сина Хармена, а рк опсля молодий батько поступив на службу рядовим в стрлецьку роту Святого Георгя. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты».
Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков. Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Черная одежда, белый воротник, голубоватая шапка умело сочетаются с коричневатыми, серо-серебристыми оттенками. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш».
«Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Луки. Адриана. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба.
Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда.
1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. Праздник отличался размахом и длительностью. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Мазки набегают друг на друга, сталкиваются, расходятся в разных направлениях, то густо покрывают холст, то оставляют просвечивать подмалевок.
Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.
Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников. Картина поражает своей застывшей атмосферой. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св.
В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Ею «разорван» плоский холст. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»).
Репутация Хальса тоже была небезупречной. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. С его именем связан расцвет национальной живописи. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.
Оба портрета художник создал по заказу Попечительского совета приюта для престарелых, а вовсе не из собственного "желания отомстить". В ней он и умирает. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными.
Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Правая, освещенная светом играет румянцем. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. 1626 послужила одна из его дочерей.
Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Однако именно Халс вывел портретную живопись на абсолютно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. 12. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31. 01. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. 07. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. 01. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 11. 2007). В двух разделах коллекции работ Франса Халса представлено 105 картин художника. Раздел 1. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы.
Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Его портреты были самые разные: частные интимные, совсем маленькие (предназначенные для гравирования) и большие заказные (в том числе групповые).
В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. В XVI веке искусство Голландии (в отличие от Испании, Италии и Франции) развивалось не в придворных центрах и великосветских салонах, а в маленьких провинциальных городках. Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. Скорее всего, они преувеличивали.
Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека. Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту. Изменяется и колористический строй его живописи.
Умер художник в 1666 году. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). В 20-х гг.
Но для нас большой разницы в этом нет. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Луки (Sint-Lucasgilde). «Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения.
Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона.
Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение.
c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху.
Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову). Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Вероятно их было гораздо больше. Можно сказать, что герои художника становятся даже интереснее ранних самодовольных гуляк, более разноплановыми, с противоречивой внут- ренней жизнью.
Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок.
Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. В «Групповом портрете стрелков гильдии святого Адриана» традиционная горизонталь композиции окончательно ломается. В самом деле, в архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену и детей.
Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Луки, которая в те времена являлась аналогом Академии живописи, молодой Хальс становится для начала реставратором. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема).
Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов». Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка.
А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Шарлем – город, где он провел почти всю творческую жизнь, – в период становления голландской школы живописи стал одним из главных очагов развития не только портрета, но и пейзажа и натюрморта и бытового жанра. Была ли она ведьмой. Нам остается лишь гадать об этом.
По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен.
Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев».
Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке.
наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Нам остается лишь гадать об этом. С уверенностью можно сказать, что Хальс был знаком с популярной в ту эпоху книгой Аликати "Эмблематика", в которой обвитый змеями жезл бога Меркурия обозначал латинский девиз "Virturi fortuna comes" ("Удача – спутница мужества".
Однако в этом не лучшем произведении Халса есть что-то поверхностное, не свойственная ему многословность. В 1959 году две другие картины цикла – «Св. Лука» и «Св. Адриана (1627 и 1633) и св. Художник провел за мольбертом более полувека.
Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым». Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея).
Уоллес). Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Первое предположение напрашивается само собой. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие.
Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. В портретах Хальса, написанных в 50-е и 60-е годы, углубленное мастерство характеристики сочетается с новым внутренним смыслом. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими.
В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев. Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости.
В 1662 г. городские власти назначили ему ежегодное пожизненное вспомоществование, а вскоре поместили в харлемскую богадельню. Франс Хальс умер 26 августа 1666За свою жизнь Франс Халс написал около 300 картин. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа.
Герой изображен не просто сидящим, но раскачивающимся на стуле, который стоит в самом неустойчивом положении — на двух ножках. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. А. С. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса.
Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса.
Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Его поза естественна и непринужденна. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Сочетается же с этими чертами теперь трагическая маска, следы разочарований и страданий на лице. Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий.
В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Халс написал портреты самых разных типов, естественно, не мог он обойти и такой наиболее импонирующий заказчику, как парадный. Нет никакого сомнения, что такие кружева могли делать лишь самые искусные мастерицы и стоили они, вероятно, целое состояние. Здесь же можно заметить, что отсутствие привычных заказчиков — церкви, монастырей, короля, аристократии — переориентировало живописцев с работы по заказу к работе на рынок.
Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Но потом его начинают забывать. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов.
Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Георгия». С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки.
Так, его портрет Исаака Массы, написанный в 1626 году, стал первым в истории западноевропейской живописи, на котором человек сидит практически спиной к зрителю и смотрит на него, повернув голову через плечо. За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году.
Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св.
Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур. К 1615 году он был уже довольно известным портретистом и, кроме того, писал жанровые сценки.
Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье.
Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса. До парт тих картин додали образи чотирьох апостолв невдомого майстра.
Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. стр. ) – выразительный тому пример. Он находится в частной коллекции. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола.
складывается зрелое живописное мастерство художника. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса.
Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам.
Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Вдкриття рини Лнник стало сенсацю для фахвцв Ндерландв, Рос, Украни. Навть образи вангелств Луки Матфея (обидва близько 1625р. ) в зображенн Галса, цлком звичайн люди, кожен зайнятий свою справою: Матфей заглибився в читання книги, Лука задумався над рукописом. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. «Хлопчик, що смться» (1620—1623рр. ), «Спваючий флейтист» (1625—1627рр. ), «Дти з кухликом» (1626—1628рр. ) та нш— в них нема нчого вд позуючо модел.
По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку".
В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Луки. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников.
Но со всем этим не очень монтируется отнюдь не аристократическая физиономия бюргера исполненная скорее напыщенности, чем благородного достоинства. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Учился у К. ван Мандера. Нищета брала за горло.
Цыганочка последовательно воплощает черты людей своего круга: нечесаная, в помятом платье, с сильно обнаженной грудью, особа явно весьма энергичная, хитрая и распущенная. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике.
Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков). К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Групповой портрет способен был выразить дорогое для представителей молодой республики чувство свободы и равноправия, товарищества и гражданской солидарности.
В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Все в этой женщине просто и все прекрасно. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо.
Яркое платье девушки, белые рукава кофты, смелая и лукавая улыбка играющая на ее губах, — все говорит зрителю о том, какой радостной и пряной может, быть жизнь, если не заковывать ее в серое суконное платье. Впрочем, к Халсу это имеет опосредованное отношение, так как он -портретист, а портреты пишутся, естественно, по заказу. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах.
Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера. А еще через год он женится. Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью.
Была ли она ведьмой. Например, четыре самые большие картины, написанные художником в 1627-39 годах, заказали ему именно они.
В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). В 1616р. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Не вдаваясь глубоко в психологизм, художник Франс Хальс пишет молодую круглолицую миловидную, доброжелательную и простодушную женщину. 1621, Государственный музей, Амстердам). Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. Этот пафос возник в результате становления национального и социального самосознания всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Уже в радянськ часи тльки два з чотирьох апостолв потрапили до Музею захдного схдного мистецтва (Одеса). Картины почти не заказывают.
Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Преступление действительно было заказным. 1650). ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Благодаря такой улыбке все на портретах выглядели здоровыми, крепкими и жизнерадостными. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Придавая динамику фигуре, Хальс придавал ее и лицу.
В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. А скльки радост здоровя в обличчях дтей— зовсм малюкв старших— х майстер охоче малював в 1620-х рр., мабуть, через натхнення вд вдасних дтей. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике.
А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. Работа находится в частной коллекции в Лондоне.
Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). И воротнички у них попроще и лица – не столь важные.
Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей.
Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль. Дальше нам остается лишь строить предположения. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. Халс много работает в жанре группового портрета. Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок.
В цьому, як в наступних за ним зображеннях офцерв стрлецьких рот Святого Георгя Святого Адрана (обидва 1627р. ) Галс досяг чудового вдчуття справжнього товариства, скрпленого не стльки обставинами, скльки взамною симпатю, ще— спльним громадянством, мським державним. Залишившись без даху над головою, бльшсть мешканцв залишили розгромлене пограбоване мсто. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам.
Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. Картини передали у 1812 роц. Це апостоли Лука та Матвй.
Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты. Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности.
Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Но бывали и исключения. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Адриана.
Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. Среди "неофитов" был и сам Хальс. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой».
В «Банкете офицеров роты Св.
Н, дехто помтив, повернувся дивиться просто— так би мовити, «в обктив»— на глядача. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме. Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. Круг сразу придает законченность портрету.
В 1610 г. Халса приняли в цеховое объединение художников, скульпторов и печатников – гильдию св. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Вд обох шлюбв у нього було 12 дтей. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни.
История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. В конце 20-30-х гг. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях.
Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя. Ще б пак. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Кроме того, в освободившейся в 1609 году от испанского владычества Голландии резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки. На губах играет легкая улыбка. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах.