Продолжение следует: «Русский период в творчестве французской художницы Мари Элизабет Луизы Виже-Лебрен». Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (фр. lisabeth-Louise Vige-Le Brun, урождённаяВиже, Лебренпо мужу16 апреля1755, Париж—30 марта1842, там же) — французская художница. Lisabeth-louise Vige-Le Brun, урождённая Виже, Лебрен по мужу 16 апреля 1755, Париж — 30 марта 1842, там же) — французская художница.
Она отправилась в Италию, где встречали ее повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии избрали ее в свои члены. Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам». (Впоследствии во время своих путешествий художница станет членом Болонской, Санкт-Петербургской, Копенгагенской, Берлинской, Руанской, Женевской академий. ) В 1791 г. работы Виже-Лебрён были допущены на Салон, несмотря на её антиреволюционные убеждения. В 1827 г. её принимают в Авиньонскую академию. Задок саней покрывают рогожей, а все остальное обивают сукном или кожею. Она не верит графу Шуазель-Гуфье, который утверждал: «.
В 1783 году у русских берегов потерпел крушение корабль «Синсе-мару», его члены экипажа поселились в России почти на 10 лет. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) – французская портретистка, дочь незначительного живописца родилась в Париже. Он был очень богатым, но, как и жена, абсолютно не поощрял увлечения падчерицы. (Вскоре они тоже приедут во Францию, но через несколько лет Нигрис бросит супругу. ) Картины Виже-Лебрён вновь появились на Салоне, после чего в 1803 г. она отправилась в Лондон и запечатлела там, среди прочих, принца Уэльского и молодого Байрона, а в 1805 г. через Голландию и Бельгию вернулась в Париж.
Художница писала, что когда она работала над портретом, великая княгиня вновь предстала перед ней как «истинная Психея». Мария-Антуанетта Лоррейн-Хабсбург, Королева Франции и её дети. Нужно иметь также свою постель, шубы и добрые одеяла, чтобы защититься от сильного холода. Королева с восторгом принимала каждую работу художницы и в 1783 году способствовала тому, что Элизабет Виже-Лебрен стала членом Королевской академии художеств. По-человечески Екатерину можно понять, даже волшебная кисть художницы не в состоянии вернуть молодость, а быть красивой хочется в любом возрасте, тем более, что последнему фавориту всего двадцать с небольшим лет.
— последнего польского короляСтанислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князяКонстантина Павловича) и других членов императорского семейства. Однако, несмотря на требования жанра и воспроизведенные на полотне атрибуты принадлежности к царской фамилии (горностаевая мантия, лента), Елизавета выглядит на портрете нежной, наивной, непосредственной, слегка растерянной, не вполне «вписывающейся» в величественный антураж. Однако в двенадцать лет все рухнуло: отец внезапно скончался.
Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам».
В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. Виже-Лебрен славилась своей красотой и остроумием. Примером рубенсовского влияния служит «Автопортрет в соломенной шляпе». Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече».
Она воплощает идеал, который художница стремилась запечатлеть. Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, Виже-Лебрен поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей старости. (1755-1842) French Elisabeth Louise Vigee Lebrun GalleriesВиже-Лебрен оставила пространные мемуары под названием: «Souvenirs de ma vie», опубликованные во Франции в 1835 – 1837 годах, российская часть которых «Воспоминания госпожи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве в 1795 – 1801 годах с приложением ее писем к княгине Куракиной» в дальнейшем была переведена и опубликована в России. Madame Dubarry (Elisabeth Louise Vige-Lebrun). Любимая портретистка европейского дворянства, член многих академий художеств, Виже-Лебрен умело сочетала классицистскую идеализацию с сентиментальной чувствительностью, «поэзией сердца», смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. Louise-Elisabeth Vigee-Lebrun. Madame du Barry, 1782 von lisabeth Vige-Lebrun. Автопортрет. Художница Marie Louise Elisabeth Vigee-Lebrun. Elisabeth Vigee-Lebrun. Elisabeth Vigee-Lebrun, Portretul contesei Tolstoi. Marie Antoinette, by lisabeth Vige-Lebrun (1788. )По списку, составленному самой художницей из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Та высоко оценила работу художницы и засыпала дополнительными заказами. До 1789 года работала во Франции, затем в эмиграции в Италии, Германии, России (с 1795 по 1801), Великобритании, Швеции.
Её наблюдения, особенно высшего света, точны, а описания подробны и правдивы, пока не касаются тех сторон жизни, которые она могла видеть только мельком. Последний портрет на выставке датируется 1824 годом и изображает герцогиню Беррийскую (мать одного из возможных наследников французского престола) как героиню произведений сэра Вальтера Скотта, в характерном костюме с развевающимся шарфом на фоне грозового неба. Впрочем, это не мешало Луизе зарабатывать своим искусством.
Жюли с мужем осталась в России. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. У неё было обычное детство девочки из обеспеченной, но не богатой городской семьи. В 1800 году Виже-Лебрен была принята в качестве почетного «вольника» в члены Российской Академии художеств. Автопортрет. Художница Marie Louise Elisabeth Vigee-Lebrun. Autoportrait au chapeau, Elisabeth Vige-LebrunВ 1801 Виже-Лебрен возвратилась в Париж, но ненадолго и, пустившись снова в путешествие, посетила Англию, Голландию и дважды Швейцарию. Однако, не боясь ни холода, ни простуды, некоторые аристократы прогуливались по центру зимнего Петербурга без сюртуков — чтобы привлечь к себе внимание императора.
Только в 1810 году она окончательно вернулась во Францию. Она заказала Виже-Лебрен портрет своих внучек Елены и Александры. Она выучила русский язык и была впоследствии другом Карамзина. Чрезвычайно любопытны ее мемуары, вышедшие впервые в свет в 1835 году под заглавием: Souvenirs de ma vie и перепечатанные потом несколько раз. Дела мужа, на вид блестящие, в действительности оказались расстроенными и Жан Лебрен повел за счет жены-портретистки открытую жизнь, отбирая у нее все ее заработки и предоставляя Элизабет Виже-Лебрен взамен полную свободу поведения.
Была она дочерью не слишком известного художника Луи Виже (Louis Vige) и его жены, которая работала парикмахером. автопортрет с дочерью Но не все было так прекрасно, как хотелось бы. Так Виже-Лебрен снова пришлось уехать, на этот раз в Англию. В 23 года художницу вызвали в Версаль писать портрет королевы.
Внимательный капитан запомнил множество деталей русского быта и описал в воспоминаниях даже русские туалеты: «нудзуне или нудзунти» — их устройство и особенности использования. Писала мемуары и просто наслаждалась покоем, которого ей так не хватало раньше. В 1779 году в жизни Луизы произошло событие, круто изменившее её жизнь. Троицы. Возвращаясь назад через сад, она обращает внимание на «особую террасу», соединенную с покоями Екатерины, «где содержалось множество птиц».
Таким образом, мы не замечали стужи, даже когда она доходила до 20 градусов. «. В 1793 г. Лебрён, а также Этьен Виже, брат художницы, были арестованы и некоторое время находились под стражей. С восьми лет юная Лиззи прилежно училась рисованию под строгим руководством отца и делала успехи. В 1795 г. Элизабет едет в Петербург, где ей покровительствует императорский дом и знать. ервое впечатление оказалось безошибочным.
Дочь портретиста Луи Виже. Однако что старшая дочь, что младший сын пошли в отца. Она выучила русский язык и была впоследствии другом Карамзина.
Дыхание, в свою очередь, сближалось в античной мифологии «с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью» (б. На русский язык переведены интересные воспоминания Виже-Лебрен о пребывании в Северной столице – несколько наивные («При Екатерине русские жили столь счастливо, что я сама слышала, как благословляли ее имя малые и великие. »), ограниченные определенным кругом общения художницы, но показывающие интересный взгляд иностранки на эпоху правления трех российских императоров – Екатерины II, Павла I и Александра I. В Петербурге к Виже-Лебрен выстроилась очередь из представителей самых знатных русских семей: Строгановых, Голицыных, Куракиных, Трубецких, Толстых. Первое впечатление оказалось безошибочным.
Луки. Вы будете поражены ее благожелательностью, она ведь воистину добрая женщина». За это время у Элизабет появился брат Жан Батист Этьен (1758).
Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. В 1776 г. Лебрён и Элизабет Виже обвенчались.
Какие только люди их не посещали. Когда их читаешь, даже кажется что Луиза немного идеализирует российскую действительность.
В облике великой Екатерины Виже-Лебрён пытается подметить сердечное интимное. 12 февраля 1780 г. родилась Жанна Жюли Луиза – единственный ребёнок Лебрёнов.
В XVII веке в Россию несколько раз приезжал немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий. В Нью-Йорк экспозиция приехала в несколько усеченном виде (среди музеев, предоставивших свои полотна для показа в США, Эрмитаж, к примеру, не значится), но 80 полотен, которые показывают посетителям, достаточно, чтобы понять живописный стиль Виже-Лебрен и его популярность у европейской знати. Это событие породило неслыханный общественный резонанс – ведь в то время не принято было принимать в подобные учреждения женщин (поскольку там учили рисовать человека с обнаженной мужской натуры).
Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть Францию. При этом русские печи, по мнению французского путешественника, грели «теплее, чем косые солнечные лучи», а на отопление некоторых домов уходило целое состояние. Во время пребывания в Милане Элизабет встретила австрийского посланника, который предложил ей переехать работать в Вену. В своей книге 1711 года «Путешествие через Московию в Персию и Индию» Корнелис де Брюйн тоже писал о том, что в России путешествуют лежа, особенно на дальние расстояния. Молодой Пушкин посвятил ей стихи.
В царскосельском сюжете из мемуаров встреча с Екатериной II, вызывающая страх, опасения, скованность художницы, противостоит встрече с Елизаветой, несущей только радостные чувства. Пережив смерть дочери (в 1819 г. ) и брата (в 1820), Элизабет делает наследницей и компаньонкой свою племянницу Каролину. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. Гордость Марии-Антуанетты была уязвлена и она не захотела больше видеть Элизабет.
«Мне рассказывали, что она каждое утро кормит их, находя в этом величайшее для себя удовольствие» и «Я прошлась по царскосельским садам, которые являют собой истинную феерию». Павел I (еще до вступления на престол) говорил парижанам: «В Санкт-Петербурге мы только видим холод, зато здесь чувствуем его». Тем не менее, когда о ней спустя семь лет вспомнили в Париже, она тотчас решила вернуться. На следующий год художница с мужем совершили поездку во Фландрию и Голландию.
С 1783 стала членом Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Муж оказался посредственностью не только в живописи, живя за счет жены, чьи портреты стали пользоваться популярностью. Известно, что имя Психея (Псише) переводится с древнегреческого как «душа», «дыхание». «У благородных людей даже в уборных бывают печи, чтобы не мерзнуть», — вспоминал Дайкокуя Кодаю. По высокому и широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гения.
Несмотря на успех, художница покинула Россию в 1802 году и поехала на родину. Мари Луиза Элизабет Виже (Marie-Louise-lisabeth Vige) родилась в 1755 году в французской столице Париже (Paris, France). В книге автор писал о том, как правильно пользоваться зимним русским транспортом — санями: «Некоторые из нас устраивали в санях войлочную подстилку, на которой ложились в длинных овчинных шубах, которые там можно очень дешево приобрести, а сверху покрывали сани войлочным или суконным одеялом: при такой обстановке мы находились в тепле и даже потели и спали в то время, как нас везли крестьяне».
«Сани эти делаются так, что один человек может удобно улечься в них. Художница окончательно переселяется в Париж (позднее, в 1820 г., она совершит последнюю поездку – в Бордо).
Художницу пригласили в Версаль написать портрет королевы Марии-Антуанетты. C 1780-х гг. На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии. Вернувшись во Францию, он выпустил книгу «Россия в 1839 году» — о русских обычаях и быте. Наряд Елизаветы дополнен драгоценными украшениями с крупными сапфирами и жемчугом.
В1776г. Я заметила у окна.
Пред императрицей Элизабет предстала «с некоторым страхом», она сокрушалась, что нарушила церемониал, забыв поцеловать у Екатерины руку, хотя та «сняла одну перчатку для исполнения сего традиционного обряда». Он составил подробное «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию». Нидерландский художник и писатель Корнелис де Брюйн приехал в Россию осенью 1701 года. В конце жизни она написала любопытные мемуары «Воспоминания о моей жизни», в которых много страниц посвящено петербургскому периоду. В следующем году она умерла и была похоронена на кладбище в Лувесьене.
Это объясняется особым волнением: «. Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд». Стоит отметить, что кисть её была легка, а портреты изящны и эффектны.
Воспитанная в ином духе, нежели европейки, восхищающиеся идеализированной театральностью рококо, Екатерина предпочитала барокко и видеть хотела правду, а не «причесанную» картинку. Разные сведения сливаются в восприятии художницы в целостный образ императрицы, включающий такие качества, как «любезность и простота» обращения, но не определение «добрая женщина». За русский период в творчестве художницы на выставке «отвечают» портреты «нежной Психеи» императрицы Елизаветы Алексеевны, графини Анны Толстой, Екатерины Скавронской, Варвары Головиной – модели, закутанные в дорогие шали, мечтательно смотрящие в сторону или улыбающиеся зрителю, кажется, что они все одного возраста и неуловимо похожи между собой. "». C 1780-х гг. Семейная жизнь, к сожалению, не сложилась.
На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии. В 1790 году Виже-Лебрен избирают членом Академии Святого Луки в Риме, а для галереи Уффици она пишет, вероятно, свой самый знаменитый автопортрет (он же вынесен на все афиши выставки) – «Автопортрет с палитрой» (1790). В 1776 г. Виже вышла замуж за Жан-Батиста Пьера Лебрена, художника и, в большей степени, торговца живописью. Портрет Элизабет Виже-Лебрен с ученицей.
Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд». Чтобы не подвергать свою жизнь опасности, Лебрёну пришлось в 1794 г. подать на развод. Элизабет посетила ряд итальянских городов, в Риме её избрали в Академию св. — 298 с. ). Отец Луи был выходцем из простой рабочей семьи, самостоятельно сделавшим себе имя, добрым и веселым человеком (в отличие от жены Жанны – сварливого и крутого нрава) и дом их всегда был полон гостей.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиТрадицииПубликации раздела ТрадицииПубликации раздела ТрадицииДве шубы, сапоги, соболья шапка«Чтобы не мерзнуть, на зиму надобно уезжать в Россию», — писала в XVIII веке французская художница Элизабет Виже-Лебрён. Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (тогда еще просто Виже) появилась на свет в 1755 году в Париже, в семье художника. И хотя эта страна ей не слишком нравилась, заказов на портреты было много. «. Я заметила у окна.
Власти пошли навстречу и теперь художница могла вернуться на родину.
Луки, а несколько ранее – в Пармскую. Продолжаются заказы на изображение королевы. Она оставила воспоминания о великой княгини Елизавете и императрице. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США. Художница не прекращает писать картины и выставлять на Салоне.
В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Также француженка отмечала, что в России тщательно «утепляются» во время путешествий: «В каретах ездят, надев высокие плисовые сапоги на меху и в подбитой мехом же епанче». Мария-Антуанетта дала художнице титул своей придворной портретистки (в 1779 г. ) и сделалась её другом.
Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече». — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. Выйдя из семьи мелкой буржуазии, Виже заняла место среди влиятельных аристократов французского королевства, в числе которых был король и его братья и сёстры, а также королева и видные члены королевской семьи их объединяла принадлежность к одному поколению. Брюзжание императрицы не сказалось на отношении к художнице столичной богемы.
Путешественник писал, что каждое лето в России штукатурили дома, пострадавшие от холода. Воспоминания капитана Дайкокуя Кодаю легли в основу книги «Хокуса бунряку» — «Краткое изложение услышанного в северных краях». Незадолго до того умирает Жан Батист Лебрён.
Автор отмечал, что в России штаны надеваются очень туго, так что сидеть на корточках, «как делают у нас», неудобно. Виже-Лебрён становится всё популярнее. Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением её писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб. : Искусство-СПб., 2004.
В беспокойстве от предстоящей встречи Виже-Лебрён неожиданно встречает в Царском Селе незнакомку, которая покоряет ее своей сердечностью. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. Таким образом мы ехали день и ночь».
Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) – французская портретистка, дочь незначительного живописца родилась в Париже в раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, а после его смерти, когда ей еще не минуло девяти лет, брала уроки живописи у Г. Бриара, занималась в луврской галерее копированием и пользовалась советами Дойена, Грёза и Ж. Верне. В 1809 вернулась во Францию. Виже-Лебрён подчеркнула ее естественность, окружив цветами: они в венке на голове молодой женщины и рядом в жардиньерке, Елизавета в задумчивости касается одной из роз самого нежного оттенка. Любопытно проследить, каксловесный портрет корреспондирует с живописным.
«Русским мало, что у них зимою в комнатах весенняя температура ко многим комнатам примыкают стеклянные галлереи, наполненные самыми лучшими цветами, какие у нас появляются лишь в мае месяце». Работа была исполнена в срок, однако именитой заказчице она абсолютно не понравилась. Это не просто украшения, это подарки Екатерины II на тезоименитства великой княгини. Фактически самоучка (первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жан-Батиста Грёза и Жозефа Верне) Виже-Лебрен уже в 15 лет она была популярна как портретистка и зарабатывала достаточно, чтобы поддерживать свою семью, оставшуюся без средств после внезапной смерти главы семейства. «Простые люди в России добросердечны, но ведут себя с достоинством.
Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном, Эрмитаж Недавно «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг» переизданы, почитайте, не пожалеете. Но отец потакал увлечению дочери. Так в 1778 году появился самый ранний портрет Марии-Антуанетты в придворном платье, который был отправлен ее матери императрице Австрии Марии-Терезе, а в 1789 году – другая важная картина – «Мария-Антуанетта с детьми», где она представлена в качестве царственной матери с дофином и другими малышами. Элизабет Луиз Лебрен (1755-1842, урожденная Виже) – родилась в Париже. Вскоре культурный Париж заговорил о новой восходящей звезде – юной Элизабет Виже. автопортрет 1781 год В 13 лет для Луизы началась новая жизнь.
В 1839 году Россию посетил французский путешественник Астольф де Кюстин. Рисованию девочка начала учиться с раннего детства, ее наставником выступал отец, а после его смерти (Луизе было тогда 12 лет) она занималась в галерее Лувра.
По отзывам современников, Елизавета Алексеевна отличалась мечтательностью, много читала и занималась благотворительностью.
Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих дрих. молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. Элизабет представила в качестве вступительного произведения картину «Мир, приносящий Изобилие» и удостоилась почётного для женщины звания художницы историко-аллегорических картин. В то же время злые языки распускают сплетни о любовных связях художницы. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах.
Нет ничего удивительного, что две талантливые женщины, да к тому же ровесницы, сдружились. Последний портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет Виже-Лебрен появился в 1789 году и в этом же году произошло охлаждение королевы к своей любимице. Я же более склонна объяснять ее крайней религиозностью русских». Она подчеркивает ее «мягкий, но довольно глубокий голос», «доброжелательность» и терпимость к ее простому туалету.
В пансионате она проявила незаурядную склонность к изобразительному искусству и, вернувшись в 1767 г. в дом родителей, стала посещать уроки рисования, которые давал её отец. Протекция королевы Марии-Антуанетты сыграла, безусловно, решающую роль. Здоровье художницы было подорвано случившимся в 1841 г. ударом. Элизабет была против их брака и отношения между матерью и дочерью разладились.
Elisabeth Vigee-Lebrun. Louise-Elisabeth Vigee-Lebrun. Elisabeth Vigee-Lebrun reproductions. 1779 Marie Antoinette by Elisabeth Vigee Lebrun. Уже ставший императором Наполеон на этот раз был благосклонен – среди ее моделей были сестра Наполеона Каролина Мюрат (1807) и знаменитая мадам де Сталь, которую художница запечатлела в виде древнегреческой поэтессы Коринны (1807–1810). 30-е гг.
Метрополитен-музей в Нью-Йорке открыл ретроспективную выставку работ Элизабет Луизы Виже-Лебрен (1755 – 1842) – одной из самых важных художниц конца XVIII – первой половины XIX века. Лежа на такой постели, не чувствуешь ни малейшего холода. Буквально восторг у неё вызывает открытость и хлебосольность русского дворянства, возможность месяцами пользоваться радушным гостеприимством, не тратя собственных средств. Молодой Пушкин посвятил ей стихи. Не сложились отношения с Екатериной II.
Внимание художницы сосредоточено на лице, прекрасном своей гармоничностью. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Виже-Лебрен покинуть Францию. Кроме того, Мария-Антуанетта вообще оказала художнице множество любезностей – она приблизила ее к себе и, кроме титула первой портретистки, Луиза проводила много времени с королевой – пела с ней дуэты, выходила на прогулки. Луиза стала придворной художницей, на неё буквально «посыпались» заказы.
В ней Кюстин уделил внимание и суровым морозам, которым «даже гранит бессилен противостоять». Случилось это стараниями одной из коллег Элизабет, посчитавшей, что та заняла ее место при дворе.