Фуке, Жан (Jean Fouquet) – французский живописец и миниатюрист, один из основоположников искусства раннего Возрождения во Франции. Великолепны миниатюры Жана Фуке к рукописи Больших французских хроник, заказанных Карлом VII (другая рукопись Больших французских хроник проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцога Бургундии Филиппа Доброго). Замок Во-ле-Виконт наполнен прекрасными фресками с изображением нимф и божественных созданий интерьер замка сияет позолотой и изобилует произведениями искусства, которые французская армия безжалостно вывозила со всех концов света, а предприимчивый Фуке заботливо хранил в своем имении. Фуке родился в г. Тур в долине Луары, который во второй половине XV в. стал резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI и одним из главных художественных центров Франции.
Жан Фуке (родился около 1420 года, возможно, в Туре (Франция) и умер между 1478 и 1481, вероятно, в том же городе), считается одним из величайших художников первого Возрождения и реставратора французской живописи пятнадцатого века. Жан Фуке родился в 1420 году во французском городе Тур на Луаре. Широко известный в узких кругах, «Часослов Этьена Шевалье» — иллюминированный манускрипт, созданный первым мастером французского Возрождения Жаном Фуке около 1452—1460 годов по заказу Этьена Шевалье. Получив поместье, Николя Фуке про него забыл и вспомнил лишь через 15 лет, когда занял должность главного финансиста Франции.
Речь шла, таким образом, о гласном, большом и шумном политическом процессе. И с тех пор судьба постоянно сводила его с сильными мира сего. Он решил доказать, что король все знает, все решает, а министры лишь исполняют его волю.
Но лишь в этом его связь с религиозным эстетическим идеалом. Он отдал этот документ дАртаньяну, а тот переправил его Мишелю ле Телье. Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно.
Огромные суммы просто не доходили до государства. Грозная тень Мазарини стояла за спиной Фуке. Комендант Бель-Иль располагал для этого необходимыми деньгами. Этим временем датируются первые выполненные им заказы. И оно оставалось бы окончательно закрытым, если бы не последние (лет двадцать назад) исследования профессора Военно-Морской Школы Даниеля Дессера, которые принесли некоторые неожиданности. Новый этап требовал создания нового художественного стиля и языка.
Подписанных им произведений не сохранилось, однако ему исстари приписывают семь миниатюр из рукописной «Галльской войны» и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, хранящееся в Шантильи. Тело папы выше ростом, но его голова меньше. Луврский медальон представляет собой погрудный портрет художника, о чем свидетельствует надпись крупными буквами вокруг его головы: «Johes Fouquet». Пока карета увозила Людовика в Фонтенбло, он не мог подавить растущее раздражение. «Все идет хорошо.
Для Жана Фуке важно достоверно воспроизвести облик короля. Во французском изобразительном искусстве это первый известный живописный автопортрет, его появление в середине XV в. закономерно. Гужон исполнил для него 12 рельефов: горизонтальные с амурами, наядами, тритонами и вертикальные — «Нимфы». Как всегда основное бремя пало на низшие слои населения.
При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 г. титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции. Работы, которые прилагаются к нему только на стилистической основе установленной в шестом веке из надписи, найденной в рукописи иудейских древностей (BnF, ПСС., Французские 247). Фуке согласился. Операцией по «захвату» сюринтенданта руководил младший лейтенант первой роты мушкетеров Шарль де Ба Кастельмор, всемирно известный по романам Александра Дюма под именем дАртаньяна (не следует путать с маршалом дАртаньяном). Занимал пост военного министра и был маршалом Франции. Вот почему портрет кажется на первый взгляд архаичным.
Назначенное судом наказание оказалось достаточно мягким – ссылка. Для Зала кариатид в Лувре Гужон исполнил женские фигуры (1550 год), поддерживающие кафедру. Подсудимого защищали два адвоката. Воцарилось гробовое молчание. Во-вторых, сохраняется в музее Метрополитен в Нью-Йорке портрет папского легата.
При дворе он сорил деньгами и создал себе партию его уже называли L039Avenir. Ярким шедевром оформительского искусства Жана Фуке являются миниатюры Часослова Этьена Шевалье (1461 г. ), заказанного Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелене. Небо раскололось над головами. Хорошие отношения между Фуке и Мазарини расстроились к концу жизни последнего.
По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую. Бесконечный кортеж выехал в самое жаркое время — в три часа после полудня. В государстве, которым он правил, любое его желание должно было быть выше законов. Для этого на облигациях нужна была лишь его подпись как супер интенданта, что гарантировало их незамедлительную оплату звонкой и полновесной монетой (конечно, он брал за это хорошие деньги). Он даже тайно посетил Во-ле-Ви-конт.
Общество сначала было в восторге от ареста Фуке, но продолжительность процесса и пристрастие врагов Фуке склонили мало-помалу общественное мнение в его пользу. Однако Фуке до поры до времени оставался в безопасности. В конце 1644 года гасконец стал мушкетером. Небольшой одноэтажный дом, много раз перестроенный. Фуке обвиняли в том, что только за три года он истратил 23 миллиона. Спектакль Мольера в естественном зеленом театре.
Но ничто уже не могло смягчить ненависть монарха. Правая створка изображает Марию, прибывшую в эмпиреи (херувимы перенесли ее на троне в небеса, вот таким образом они продолжают поддерживать трон, тогда как серафимы с молитвенно сложенными руками приветствуют ее).
Этот метод позволяет ему дать живой аспект к его портрету. Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных исполненных карандашом иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же). Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453). Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк с партерами, фонтанами и каналами.
Король и придворные хотели видеть все, даже огороды и апельсиновые деревья. Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье). Бастилия была уже шестым местом заключения бывшего министра.
Да и сам пост всемогущего сюринтенданта финансов стал не нужен, более того, вреден. Вскоре к ним присоединились 100 человек охраны. Как говорит семейный девиз: «Quo non ascendet. 40 мушкетеров на лошадях были готовы к атаке. Увы, Базиль был слеп и глух к доводам разума. Посвежело.
В итоге репутации Кольбера и его «людей» был нанесен тяжелый удар. «Непоправимая ошибка» 7, — заметил историк Лер, оценивая поведение Фуке. Только в два часа ночи Людовик XIV дал сигнал к отъезду.
Затем началось пиршество. Сюринтендант писал о «злой воле» кардинала, его «совершенной власти» над королем и королевой. Его отец был членом Государственного совета и пользовался симпатией кардинала Ришелье. Эпилог драмы свершился в Нанте. К Фуке этот испытанный метод Людовик XIV решил не применять, рассчитывая на угодничество суда.
Портретная концепция Фуке представляет собой решительный разрыв со старыми традициями. Иконография портрета Карла VII восходит к средневековой традиции иератического портрета (модель представлена фронтально, в симметричном обрамлении занавесей). Это был Луи Фуке, маркиз де Бель-Иль, родившийся в 1634 г. в Вильфранш-де-Руэрг.
Посредница почувствовала опасность. Он поступил на военную службу и отличился во время войны с Австрией. Ответ был необычен для двора, где продавалось и покупалось все.
Над дорогой, которая вела из королевского дворца в Фонтенбло, построенного в XVI веке в 65 километрах от столицы, клубилось черно-серое облако пыли. Фуке обвинял Кольбера в исчезновении более чем 1200 писем Мазарини. Турский мастер не останавливается на простом сопоставлении объемов. Вот таким образом осторожный Людовик XIV предпочел дожидаться удобного случая.
Последним капканом для Фуке стал праздник, который он сам устроил по случаю завершения строительства Во-ле-Виконт. Это был город со старыми культурными традициями. Казнить Фуке королю не удалось.
По сравнению с реалистически трактованным лицом фигура короля кажется более плоскостной. Он указывает на то, что он написал портрет (ныне утрачена) папы Евгения IV, который был помещен в церкви Минервы в Риме. Картина состоит из двух панелей, образующих диптих, замыкая на себя. В день ареста сюринтенданта намечалась королевская охота.
Мастер создавал скульптурное оформление дворового фасада (конец 1540-х — 1550-е годы). Кардинал «убрал» бы и Фуке, но страшился его братьев их друзей их крепостей.
Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде). Париж и в других местах представлены с большим реализмом. Он не был до 1475, что Фуке был сигнализировал, как «художник короля» Людовик XI, в королевских архивах, указывая, что он получает пенсию в размере 50 Турского Ливра как таковые.
Франсуа Аврил предпочитает датировать около 1460 с некоторыми последующими дополнениями. Бывшего министра конвоировали как опаснейшего государственного преступника. Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х гг. Эта гастрономическая роскошь обошлась Фуке в непостижимую сумму — 120 тысяч ливров 9.
А он оставался тем же самоуверенным человеком. Лицемерный итальянец вел двойную игру. За столы сели сразу три тысячи человек. Что поделаешь — приказ короля. Ему запрещались любые внешние контакты, даже переписка. Ормессону, например, его беспристрастие дорого стоило. Кто в юности не увлекался их подвигами.
В 1474 году он вновь был призван работать со скульптором Мишель Коломб нарисовать модель гробнице царя в церкви Нотр-Дам де Клери, который был в конечном счете, не сохраняется. Он запутывает сам себя»6 — так оценил обстановку в беседе с Кольбером Людовик XIV. Именно в портретах Фуке с наибольшей силой отразились новые реалистические тенденции. Отец Франсуа Клуэ. учился в Париже, а затем в 1445-1447 гг. Людовик XIV, по словам поэта Жана Расина, в день объявления приговора сказал Луизе де Лавальер: «Если бы его приговорили к смертной казни, я бы дал ему умереть» 20.
Кольбер принимал непосредственное и активное участие в подготовке суда над Фуке. В Портрете Карла VII (ок. Фуке в это время оставался верен интересам кардинала, королевы-регентши и ее сына.
Никто не мог переступить и порог камеры осужденного. Король конфисковал Во-ле-Виконт команда Лево, Ленотра и Лебрена перешла на постройку королевского дворца в Версале. Фуке безумно любил роскошь, почести и блеск. Король поручил финансисту ряд сложных дипломатических переговоров.
Процесс Фуке тянулся три года. Его давно предупреждали о том, что король намерен избавиться от своего министра финансов. Уже в пути Фуке написал коменданту Бель-Иль приказ о передаче острова королю. Он также нарисовал освещение для статутов этого порядка.
Господа гиды и экскурсоводы, не будьте занудами. ыл, в первую очередь, замечательным портретистом. Король ненавидел своего министра финансов.
Во время обыска его дома в Сен-Мандэ действительно был найден план обороны», подготовленный обвиняемым на случай, если ему придется искать убежища в Бель-Иле. Франсуа Клуэ (фр. Чистота и изящность его стиля имели большое влияние на развитие декоративного искусства Франции.
Не это было нужно королю. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк с партерами, фонтанами и каналами. Результаты голосования судей не отвечали надеждам короля и Кольбера: 9 голосов было подано за смертную казнь и 13 — за ссылку.
Сходство черт с мадонной «Меленского диптиха» очевидно. Главным композиционным центром является младенец Христос. Впоследствии Людовик XIV писал: «Недолго я находился в неведении его недобросовестности. Король отправился в Нант Фуке сопровождал его.
Как уже отмечалось, «воздушная перспектива» получается с помощью градаций цвета по отношению к голубоватых оттенков серого для самых удаленных объектов, технику, которую можно наблюдать в этой таблице: как мы отойти, боковые стены замка подарки до пяти градаций синего цвета Отражения стены в водах рва замирания Синий цвет воды канавы рисует в сторону белого и тот же эффект наблюдается на небе Отражения моста легче, чем лодки Башня моста имеет коричневый цвет более устойчивым, чем у замка внизу Даже в окнах часовни, где небо белее. А сам сюринтендант не чист на руку. Ну и Пиаф, конечно. Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры.
Цитадель просто наглухо закрыли. После заключения мира Франция не могла довольствоваться прежними стилевыми формами. Откровенное, правдивое.
Он подтвердил, что страна в 1650-е годы оказалась раздавлена коррупцией. Город нельзя было назвать ни французским, ни итальянским. Солнце зашло.
Согласно старинным сведениям лицу Мадонны приданы черты Агнессы Сорель (умершей от родов в 1450, по другой версии она была отравлена). Фуке согласился. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписываетсяЖану Клуэ по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. Художник умело передал это, по-видимому, постоянное выражение апатии и брюзгливости на лице Карла, так не соответствующее идеальному образу «победоноснейшего короля». Фуке отправили на границу с Италией, в крепость Пиньероль. Тогда Людовик XIV решил арестовать Фуке во время пышных празднеств, которые он устроил в честь короля в Во-ле-Виконт 17 августа 1661 года (присутствовали 600 приглашенных) но арест, по просьбе Анны Австрийской, был отложен. Восторги не смолкали.
Фуке, подчинись своему необузданному темпераменту, поступил иначе. Жан Фуке построил подобную и другую картину. Процесс Фуке тянулся три года. Бог знает, когда он умер 11. Сходство опять-таки не вызывает сомнений.
Благодаря выгодной женитьбе на Марии Фуршье (эта дульцинея принесла ему в приданое 160 тысяч ливров), он унаследовал от своего тестя должность докладчика в Государственном Совете, потом на него обратил внимание и приблизил к себе кардинал Мазарини. Здесь состоялась лотерея. Он предлагал готовые решения, авторство которых неизменно приписывалось королю. «Его надо было тут же арестовать», -сказал он своей матери и прибавил: «Придет время и я покажу всем этим людям их место».
Именно королю Луиза рассказала о беседе с сюринтендантом. Одна из самых важных картин Фуке – Диптих Мелуна (c. Однако с присущим ему лицемерием Людовик предварительно решил выпотрошить «денежный мешок». Признание короля.
Кроме того, еще один знаменитый миниатюрный, Фуке, в Поклонение волхвов, дает появление короля Карла VII в один из волхвов. Эта картина является единственной сохранившейся ретабло художника, но и самая большая картина все (168 259 см с рамкой). Служил он в королевской гвардии и в роте мушкетеров. Он привел сведения о расходах Фуке.
Иными словами, расправа с Фуке была связана для Людовика с опасными осложнениями. Белый, красный и желтый цвета составляли гамму герба Дезюрсенов. Со дня ареста сюринтенданта и до начала судебного процесса над ним прошло 38 месяцев. Помогал королю личный секретарь кардинала Мазарини (а после его смерти первый министр) Жан-Батист Кольбер. По традиции, его особенности были бы заимствованы из тех, Агнес Сорель, короля любовницы.
«Меленский диптих» был заказан Фуке королевским казначеем Этьеном Шевалье для церкви в городе Мелене. Это впечатление неслаженности отдельных частей, неумелости – обманчиво. Он сформировал левую часть диптиха или триптиха, правая часть которого была утрачена. Встретив Луизу, он заговорил с ней о бесчисленных и неоценимых достоинствах Людовика XIV. Он тут же понял свою ошибку и в ярости прикусил губу.
В пейзажах много света, воздуха, простора. Это составляло уже государственную измену и также могло привести прямехонько на эщафот. Оскорбленная женщина ответила, что никакие деньги не заставят ее сделать ложный шаг.
Тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. Именно это король и желал слышать от Кольбера. В 1420-х англичане в союзе с бургундцами захватили Париж и большую часть страны.
Сорок из этих листов хранятся в музее Конде в Шантийи (ms. 71). С ним вместе находились королева-мать Анна Австрийская и брат герцог Филипп Орлеанский. Кольбер и Людовик XIV оказывали неприкрытое давление на судей. Очень удачно цветовое решение: центральную часть композиции выделяет синий фон ковра, которым покрыто место судилища. Поля рукописей заполнены изображениями современной Фуке толпы, пейзажами родной Турени.
В один ряд стройно выстраивались факты, свидетельствующие о недобросовестности сюринтенданта: огромные затраты на дворец в Во-ле-Виконт, дом в Сен-Манде (предместье Парижа), на строительство укреплений острова Бель-Иль. Реальные ли это были люди или они — плод талантливой фантазии замечательного писателя. Мастер создает новый тип портрета, воплощая образ новыми художественными средствами.
Створки диптиха до сих пор находятся в разрозненном виде. В тот же период кватроченто, первый ренессанс, был расцвет кватроченто искусство «в меру человека», где перспектива дал иллюзию третьего измерения. Этот процесс был описан в письмах маркизой де Севинье. Официальный, парадный характер портрета подчеркивается и его цветовым строем. «Тут какая-то ошибка, -закричал он знаменитому мушкетеру, -ведь я суперинтендант финансов».
Ей милы Серж Гинсбург и Далида. Чувствуя угрозу своей жизни, Фуке отчаянно защищался.
Он настойчиво и неторопливо убеждал короля, что «партия Фуке» — это «государство в государстве». Как будто всё было не в его пользу. Размах гуляний был огромным и даже в чем-то затмевал увеселения Короля-Солнце.
Людовика XIV распалял Филипп Орлеанский, неустанно твердивший: «Ваше Величество, станьте сюринтендантом финансов только на один год и у вас будут деньги на строительство». «Конечно, -признавался он, -я, пожалуй, чересчур любил роскошь (было бы бессмысленно отрицать это), но посмотрите мои счетные книги и вы убедитесь, что я не только не обогатился на королевской службе, но напротив, пришел к полному разорению. Это случай миниатюр иудейских древностей сам, чей стиль тяжелее и на ощупи «бесконечно меньше вынутую и утонченная», чем в тех, в Heures dЭтьен Шевалье. Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы.
Однако эти атрибуции регулярно оспорены искусствоведами. И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца.
Неловкости, совершенные Фуке, лишь довершили дело. Он преувеличивает расходы и скрывает доходы. Я не имел ни малейшего намерения использовать его против короля». Он дает единственную возможность проследить ход работы Фуке над портретным образом (долгое время автором рисунка считался Гольбейн). Наказал король не только Фуке.
Их сопровождала придворная знать. Монарх потребовал заменить ссылку на пожизненное заключение, что и было исполнено. Королевский канцлер представлен в молитвенной позе перед раскрытой книгой. Художнику удалось не только портретное сходство.
Намного более многочисленный его освещенные книги и миниатюры. Раму портрета украшает надпись: «Победоноснейший король Франции Карл Седьмой этого имени» (то есть «седьмой по имени Карл»). В «Меленском диптихе» персонажей объединяют более глубинные и живые связи.
ДАртаньян арестовал Фуке. Кольбер изучал кипучую деятельность финансового бога. Альберти, архитектор и друг Брунеллески, то предположил это решение в его De Pictura. Тогда Людовик XIV решил арестовать Фуке во время пышных празднеств, которые он устроил в честь короля в Во-ле-Виконт 17 августа 1661 года (присутствовали 600 приглашенных) но арест, по просьбе Анны Австрийской, был отложен.
Сей поступок короля вызвал серьезную смуту и «непонятки» среди многочисленных французских историков, считающих, что «Железная маска» – это вовсе не брат-близнец короля-Солнца, как полагал Александр Дюма, а бывший министр финансов при королевском дворе и обладатель великолепнейшего дворцово-паркового комплекса Во Ле Виконт – Николя Фуке. Фуке имел не только врагов, но и преданных ему клиентов. Два символа имеет один и то же спокойствие, с глубокими глазами. поехал в Италию.
Он лишил сюринтенданта права подписи чеков для оплаты секретных государственных расходов. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Та же композиционная ясность и точность рисунка, звучность цвета характерны для многочисленных миниатюр Фуке (Боккаччо, Жизнь знаменитых мужчин и женщин).
Перед нами предстают ее древние города, зеленая долина Луары, которую называли «цветущим садом Франции». Таков второй урок «дела Фуке». Кольбер, в гербе которого красовался уж, являл собой необычайную для того времени фигуру неподкупного министра, но, в соответствии со своим гербом, был человеком изворотливым, злым и мстительным. Людовик XIV жаждал совершенной власти.
За проявленную лояльность ему удалось приобрести должность генерального прокурора. Эти работы все реже, так как есть очень мало французских рисунков начиная с пятнадцатого века. Может быть именно тогда у короля И зародилась мысль положить конец молниеносной карьере и «непомерным амбициям» супер интенданта финансов. Как сказано у Дюма, «господин Фуке не король, но он такой же могущественный властелин, как король». Людовик XIV воспринял этот приговор как личное оскорбление. Кольбер уговорил Фуке продать должность прокурора, а вырученную сумму поднести королю, чтобы упрочить за собой его благоволение. Особенно хороши миниатюры Благовещение и Встреча Марии и Елизаветы, созданные на сюжеты Священного писания.
Опасности таились для Фуке и в его собственной семье. Жест младенца подтверждает благосклонность Марии к заказчику. Но к суду над ним начали готовиться без промедления.
И дело не только в том, что художник отказывается от традиционных нимбов. Но, конечно, об этом мы никогда не узнаем. Их с трудом удержали.
Это первый урок «дела Фуке». Чтобы оправдаться, он вновь обрел красноречие своей прежней прокурорской должности. Этот портрет Евгения IV известно сегодня копией Кристофано Делолтиссимо (Галерея Уффици, Флоренция) и гравюры начиная с шестнадцатого века. Он принимал участие в обсуждении международных дел. Пот ручейками сбегал из-под пышных париков. Диптиха изображает Етиенна Шевалье с его святым заступником Сент-Стивеном (теперь в Gemldegalerie, Берлине), в то время как правое крыло показывает бледной Девственнице и Ребенку, окруженному красными и синими ангелами (Королевский музей Искусств, Антверпена).
Жан Гужон (фр. Кареты направились к большим узорчатым воротам. Атос умер в Париже в 1643 году. «Итак, нужно всего бояться и все предвидеть» 17, — говорилось в записке.
В настоящее время все мое имущество обременено долгами. Людовик выехал туда из Фонтебло 27 августа 1661 года. Настоящее имя Атоса — Арманд де Сийер дАтос дОтовиль.
Месяцы, проведенные Жаном Фуке в Италии в атмосфере ренессансной художественной культуры, научили его по-новому воспринимать окружающую действительность. Его посадили в карету вместе с четырьмя офицерами-мушкетерами. Он согласился, понимая, что судьба Фуке все равно уже решена.
Новый министр посвятил себя развитию искусств, открывал академии, собрал личную библиотеку и поддерживал интеллектуальные журналы, подобные «Joumal des Savants». Начало Возрождения во французском ис-ве граничит с серединой 15в., с творчеством Жана Фуке. Молодому королю и этих денег было мало.
Три мушкетера. Не «давите» нас своими познаниями, мы все равно ни черта не запомним из того, что вы в нас «накачиваете».
— миллион подарил королю, переправив деньги в одну из башен Венсенского замка. 5 сентября 1661 г. он по обыкновению присутствовал в королевском совете, но при выходе из совета был арестован лейтенантом королевских мушкетеров д039Артаньяном и отвезен в Венсеннский замок, а оттуда (в 1663 г. ) в Бастилию.
Однажды в январе 1661 года он встретил в Лувре Никола и стал публично обвинять брата в воровстве, в расходовании 30 миллионов ливров на строительство и в принуждении женщин (он бесцеремонно назвал их имена) к сожительству. В следующем году 65-летний Николя Фуке умер от инсульта. Турен живопись этого периода абсолютно неизвестна.
Беспощадное наказание — неизбежный удел каждого, кто запустит руку в казну. Портоса звали Исаак де Порто. Бывший сюринтендант доказывал, что кардинал на свои личные расходы «заимствовал» из казенных денег от 18 до 20 миллионов ливров. Война изменила соотношение общественных сил в стране.
Программа праздника была, казалось, бесконечной. 5 сентября Никола Фуке был арестован ДАртаньяном. Эта работа оказала влияние как художников своего времени и современных художников.
Крупные фигуры придвинуты к нижнему краю картины и занимают почти всю ее плоскость. Многие растраты были бесспорными 19. Мадам Фуке вынуждена была немедленно уехать в Лимож.
Грандиозный фейерверк. Дата рождения абсолютно неизвестна. Нуанская «Пьета» сохраняет характерную для Жана Фуке мощную пластику объемов и драпировок, подчиняющуюся идее создания монументального образа. Но арифметика подводила.
Она же в любой момент могла служить удобным инструментом для устранения неугодных. Рисунок датируется 1520-ми гг. Король отправился в Нант Фуке сопровождал его. В войне наступил перелом и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII. Точных сведений о ранних годах жизни Гужона нет.
Хорошие отношения между Фуке и Мазарини расстроились к концу жизни последнего. Но у Анны Австрийской мысль об аресте суперинтенданта вызвала серьезное беспокойство. Все обстояло не так просто, как может показаться сегодня. По сути, всего в 2 цвета – ярко-красный и синий – написана мадонна меленского диптиха.
Ему запретили не только переписываться, но и разговаривать с кем бы то ни было. Письменные источники называют местом рождения Шарля дАртаньяна замок Кастельмор. Мари Мадлен, жена Фуке, находила новых издателей и новых читателей.
Его братья, в том числе и озлобленный Базиль, лишились своих мест и были сосланы. Готовясь к защите, он потребовал для изучения архивы — свыше 60 тысяч документов. «Из всех дел, которыми мне пришлось заниматься, арест сюринтенданта и суд над ним принесли мне самые большие огорчения и создали наибольшие трудности» 14. В этом чувстве слились воедино и политические и личные мотивы. Завязалась тяжелая борьба между Парламентом с одной стороны и Мазарини с другой.
Фигуры донатора со святым патроном помещены у основания резных пилястр, устремляющихся вверх и дающих представление об огромных размерах зала. Из разных источников поступали сведения о том, что Людовик намерен расправиться с ним. ливров.
Никола был сыном Франсуа Фуке, виконта де Во, ординарного советника короля Людовика XIII и «Благородной Дамы» МарииЛуи ФукеОдному из внуков супери нтенданта выпала славная судьба. Свою подпись на документе ставил и государственный секретарь. Слева представлен земной мир – Этьен Шевалье изображен во дворцовых покоях. Над головой сюринтенданта сгущались тучи. Налоговый откуп выставлялся на торги и, по обычаю, тот, кто выигрывал аукцион, подносил министру «благодарность» или же назначал ему годовую пенсию до конца аренды.
Это был «Проект восстания» против Мазарини. Он действовал столь искусно, что в голове монарха поселилось подозрение. Какой уж там замок.
Вроде ничего необычного: так было всегда, когда Людовик отправлялся на охоту или прогулку. Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке. В тот же день, 5 сентября 1661 года, король объявил придворным об аресте Фуке. Детей (младшему было два месяца) отправили в Париж к бабушке.
Именно так и увековечил себя Фуке. Ему нужна была бесспорная демонстрация силы: полное сокрушение всемогущего Фуке. Семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке. Почти квадратный формат картины придает фигуре короля еще большую устойчивость. Сам же Фуке считал себя виноватым только в нарушении некоторых финансовых формальностей.
Обычно монарх пользовался иными, тайными и более надежными средствами. Париж и в других местах представлены с большим реализмом. Этот этюд называют «инкунабулой пастели» : своей техникой (он выполнен углем на серой бумаге, подцвечен коричневым и красным карандашами), никогда ранее не используемой, рисунок предвосхищает карандашные портреты XVI в. Детально воспроизводя натуру, турский мастер демонстрирует незаурядное искусство рисовальщика. Итак, Людовика XIV раздражали богатство Фуке, его самомнение и необузданная гордыня, его надменный девиз: «Разве есть что-либо недоступное для меня. » 8.
До левых областей, которые должны иметь тень и что художник сознательно забыл. На самом деле, согласно другому искусствоведу, Николь Рейно, активность этого мастера Жувенели слишком поздно (года 1440-1450) за то, что помог обучить молодой Фуке, но они могли знать друг друг и они Сотрудничали как в том же самом рукопись, книга часов использования Анже, от около 1450. Jean Goujon, родился около 1510/1520 — умер ок. Затем, едва достигнув двадцати лет, купил себе весьма дорогое место советника. Точная дата его смерти неизвестна.
Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца. Только в 1674 году узнику позволили два раза в год обмениваться письмами с женой. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Но даже эта помощь была мало действенной в условиях перманентного кризиса, в котором находилась экономика Франции.
Процесс Фуке тянулся три года. Людовик действовал вопреки расчетам Фуке.
Это может быть членом его семьи. Несомненно, что Фуке принимал участие в противозаконных махинациях. Его деятельность с королями Франции, однако старше. Завершив изучение права, он начал свою карьеру в качестве адвоката парижского Парламента. В конце 1679 году ему разрешили, наконец, увидеть супругу и детей.
Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства. Ни бумаги, ни перьев арестанту не давали. В станковых произведениях он создал выразительные портретные образы Карла7, его казначея, канцлера и других современников, а в иллюстрациях к «Часослову Этьена Шевалье» и сочинениям Боккаччо и Иосифа Флавия, в миниатюрах «Больших французских хроник» сумел запечатлеть необычайное богатство жизненных наблюдений, какого не знали его предшественники.
Пуританская простота костюма, строгость и сдержанность облика, мягкость и приглушенность цветового строя подчеркивают глубокую набожность заказчика, который, будучи во власти молитвы, как бы отступает в тень перед сиянием жемчуга и драгоценных камней, украшающих Богоматерь. Вначале «летр де каше» использовали для наказания придворных или министров, а затем и более широко — для заточения или ссылки любых неугодных властителю лиц. Устав от созерцания внутренних покоев Версальского дворца, я решительно отказываюсь от осмотра внутреннего убранства замка Фуке и, вооружившись видеокамерой, отправляюсь снимать парковую территорию Замка. План ареста Фуке был разработан до деталей.
Диптих из Мелена. Родственники и друзья старались добиться королевского помилования, но король оставался непреклонным. Эта глубина характеристики, не свойственная его большим портретам, открывает нам еще одну грань художественного дарования мастера. Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца.
Средоточием всей жизни Франции во второй половине XV в. становится Тур. В начале личного правления Людовика XIV положение сюринтенданта казалось прочным. Король Карл VII Жана Фуке безволен и слаб, но он король.
ДАртаньян ответил ему: «Монсеньор, Его Величество приказал мне доставить в Венсен-ский замок именно суперинтенданта финансов». Неоднократно я субсидировал Его Величество значительными суммами используя для получения оных свой собственный кредит.
Ма-зарини давал мушкетеру ответственные поручения во время Фронды дАртаньян, например, поддерживал связи с командующими армиями, электорами (германские князья или епископы избиравшие императора Священной Римской империи германской нации) Кёльна, Бонна. Мать удержала сына от безрассудного поступка. Трагические события в Нанте не были для Фуке неожиданными. Влияние последнего явно ощутимо в более поздней работе Фука.
Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке Часослова Этьена Шевалье (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр). И просчитался 16.
Фуке, вероятно, встретил флорентийский мастер. Более того, он сам лишил себя правовой защиты. У Лувра есть его портреты маслом Карла VII графа Вилкзека и Гийома Жувенэля де Юрсена и рисунка портрета в мелке. Вместе с Абелем Сервьеном (Мазарини решил сделать должность двойной) Николя Фуке стал заведовать доходами и расходами государственной казны.
Но и Фуке не дремал. Около 1465 он нарисовал портрет канцлера Франции, Гильом Джувенел Де Ерсинс (Париж, Лувр). При дворе он сорил деньгами и создал себе партию его уже называли LAvenir. В итоге суд согласился с пунктами обвинения против Фуке, касающихся хищений и растрат. Самые ранние документы, упоминающие его дату с 1461 затем он был вызван в Париж, чтобы принять участие в подготовке к похоронам Карла VII, а также в Туре по подготовке к вступлению Людовика XI в город, который «В конце концов, не будет иметь место, Последующие нотариальные документы свидетельствуют о том, что его дом в том же городе, Рю де Pucelles, был арендован уже в 1448.
Они установили многочисленные факты нарушения законности: материалы следствия фальсифицировались изымались одни документы и заменялись другими подкупались свидетели оказывалось давление на судей и адвокатов. Проникнуть за городские стены было нелегко. Она враждебна королевской власти.
Но самоуверенный Фуке, человек избалованный успехом у женщин и деньгами, авантюрист по природе, азартный игрок игрок во всем, не обращал внимания на предостережения. В ответ на это Парламент Парижа запретил устанавливать налоги без своего согласия. Наибольшую опасность для Фуке представляла найденная в его доме в Сен-Манде, за зеркалом, рукопись (26 страниц), работу над которой он завершил в 1658 году. 5 сентября 1661 г. он по обыкновению присутствовал в королевском совете, но при выходе из совета был арестован лейтенантом королевских мушкетеров дАртаньяном и отвезен в Венсеннский замок, а оттуда (в 1663 г. ) в Бастилию.
Он делает то же самое с видом на Париж, Орлеан, Тур. Это отсутствие источников по молодости художника оставляет только домыслы о месте его обучения в качестве художника.
Николя получил лучшее по тем временам образование, был хорошо начитан и прекрасно разбирался в особенностях государственной службы. По второй и не менее серьезной чем первая, статье ему вменялся заговор против королевской власти. это просто смешно», дал себя увезти. Фуке не сдержался и воскликнул: «Я теперь ничто»5. Десятки сторонников Фуке получили задания по снаряжению судов и солдат.
Наблюдатель имеет ощущение пальпации воздуха. Полны чудес были владения финансиста. В результате получается абсолютно иная картина. Три окрестные деревни были разрушены, чтобы расширить строительную площадку.
1450), раньше в соборе Мелуна. Фуке в начале 1440-х гг. Прежде всего сам Мазарини. Жан Фуке был первым французским художником, отправившимся в Италию. Наследник престола, будущий Карл VII, был объявлен незаконнорожденным и отстранен от власти. На портрете король изображен в обрамленной занавесями церковной ложе во время молитвы, его руки покоятся на парчовой подушке.
Как ни пытались избежать Людовик и Кольбер даже упоминания имени Мазарини, фактически судили покойного кардинала, а следовательно, королеву-мать и косвенно самого короля. Король отправился в Нант Фуке сопровождал его. В парижской Национальной библиотеке хранится рисунок изображающий женское лицо в трехчетвертном повороте и снабженный надписью по нижнему краю, сделанной по-французски: «Прекрасная Аньес». Его Величество твердо и непреклонно решил стать самодержавным правителем Франции. Видны были и каменные белки играющие в лапах больших добродушных львов.
Он лишился интендантства и звания государственного советника. Для достижения своей цели финансист подобрал неповторимую «команду»: архитектор Луи Лево, художник Шарль Лебрен, скульпторы Франсуа Жирардон и Франсуа Ангье, садовник Андре Ленотр. Заседание Государственного совета перенесли на более раннее время. Ревность Его Величества оказалась слепой и жестокой. Карету короля, словно на крыльях, несла шестерка белых лошадей.
Пострадала вся семья сюринтенданта. Он ревниво относился к доходам Фуке. Охрана — вооруженные мушкетеры и гвардейцы — открывали процессию и замыкали ее.
Перед смертью Мазарини, рекомендуя Людовику XIV Кольбера, по-видимому, посоветовал королю отделаться от Фуке. Генеральный прокурор придерживался иного мнения. Фуке работал в Туре до конца своей жизни. В частности было создано одно из наиболее известных творений французского Ренессанса — «Фонтан невинных». Задолго до начала личного правления Людовика XIV против Фуке выступили могучие силы. На столе Людовика XIV всеобщее внимание привлекал сервиз из массивного золота. Приходилось прибегать к помощи крупных финансистов и одалживать деньги у них.
Таким образом, в 2003 году куратор Французской национальной библиотеки Франсуа Аврил предложил, чтобы повторно атрибуту большое количество освещаемых работ не Фуке, но и его соавтора и, возможно, его сын, мастер Боккаччо в Мюнхене. Больше всего жизнелюбивый Фуке страдал от того, что был отрезан от всего мира. Лесть сделала свое дело. С некоторыми судьями поступили еще круче: их сослали.
Сюринтенданту посоветовали опередить события, самому обвинить Луизу в вымогательстве.
Условия содержания были тяжелыми. Около пятнадцати, только один другой медальон был известен, но теперь исчез. Другие прогуливались по двору, расположились у выходов, ведущих из крепости.
Кольбер активно участвовал в осуществлении королевского замысла. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в. Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, Шантийи, музей Конде). Младший Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов. Основные цвета – красный белый и зелёный – составляли гамму герба Валуа. Богатства или даже достатка в нем никогда и не было.
Разумеется, в сравнении с деньгами, которыми ворочал Никола, это была капля в море. Процесс Фуке тянулся три года. Да, французы с такими именами жили в свое время. Король, снедаемый завистью к роскоши, достойной только лишь короля, дал Кольберу согласие на арест Фуке.
А финансисту подготовили настоящую засаду. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Придворные задыхались в застегнутых до шеи камзолах с накрахмаленными кружевами.
Даже для богатейших монархов Европы это была астрономическая сумма 3. Резиденция Жана Фуке в Италии подтверждается отрывком Трактата архитектуры, написанной Ле Filaretus около 1465: перечисляя «хороших мастеров», на которых один уже не может рассчитывать, что он указывает на то, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден и Фук французы, которые он говорит, что он не знает, что он умер, но он был очень хорош в рисовании с натуры. Процесс Фуке тянулся три года. Да и долги составляли 12 млн. Годы творческого формирования Жана Фуке совпали с периодом величайших бедствий и разрушений, причиненных Франции Столетней войной с Англией. Несомненно, речь шла о Кольбере, опалы которого конечно желал Фуке и по окончании разговора белка уже возомнила, будто с ужом покончено.
Это было идеальное начало для восхождения наверх. Его замок был блистательной и роковой демонстрацией этого искусства. Его отец — разбогатевший торговец, купивший дворянское звание. Процесс над Фуке длился три года. Точная дата его возвращения во Францию, не известно. » — «Куда он только не взойдёт.
Считается, что он родился в Руане. Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. Более надежная опора для аналогий – надгробие Аньес Сорель в церкви Нотр-Дам в Лоше.
Это новое распределение привлекло поддержку других специалистов в этой области. Он нарисовал еще один навес для въезда в город король Альфонсо V Португалии в 1476 году он также произвел работы для Элиты города. Нуанский каноник смотрит прямо на Христа.
Однако судить его одного означало закрыть глаза на преступления других чиновников, действовавших точно так же. Документ от ноября 1481 г. упоминает вдову художника и двух его сыновей-наследников. Фигура донатора имеет те же размеры, что и персонажи евангельской легенды. Дата смерти неизвестна. Он подписывал «летр де каше» — приказ об изгнании или заточении без суда и следствия.
Один из братьев сюринтенданта, Базиль, вел борьбу против благодетеля и опоры семьи. Пышное приобретение (в числе прочих обвинений) было использовано Жаном-Батистом Кольбером интендантом финансов, для атаки на Фуке. Сохранилось два изображения Аньес Сорель – графическое и скульптурное. Судьба Фуке была предрешена. Окна раззолоченных карет с дворянскими гербами были закрыты.
Он прибыл в старинный замок герцогов Бретани через два с половиной дня, проделав немалое по тем временам расстояние в 350 километров. Ее подымали копыта сотен лошадей. Лошади, запряженные в карету королевы, поднялись на дыбы. Это произведение не имело себе равных по художественным достоинствам. Кроме того, вероятно, что он отправился во Флоренцию, где он видел работу великих тосканских новаторов, а также в Мантуе, где бы он нарисовал Портрет Gonella Jester (хотя это приписывание еще обсуждается). Тур избежал военных действий.
Жители говорили на местном наречии. ». Вместо того, чтобы собирать налоги сразу через королевских чиновников их «закрепляли» за частными лицами, получая от них авансом заранее оговоренные суммы. Надпись с именем Фуке действительно поздно (через двадцать лет после его смерти) и может быть erroneous19.
Сочетание темно-красного цвета с золотом создают впечатление строгой торжественности. Сервиз этот вызвал особое раздражение королевской семьи: ее золотая посуда была переплавлена для оплаты расходов на Тридцатилетнюю войну (1618—1648 гг. ) между габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги, католические князья Германии, поддержанные папой и Польшей) и антигабсбургской коалицией в составе протестантских князей, Франции, Швеции, Дании, которым оказывали содействие Англия, Голландия и Россия. Все вернулись во дворец.
Оправдываясь, Фуке подсчитывал деньги, данные ему лично королем. Этот холодный и расчетливый человек (которого остроглазая мадам Севинье — летописец придворной жизни — прозвала «lе Nord») без колебаний шел к намеченной цели. Король отправился в Нант Фуке сопровождал его.