В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. ) за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св.
Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. Влияние творчества Гойи на развитие живописи и графики имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до XX в. испанский художник.
1810-1811, Музей Сан Паулу Тибурсио Переса, 1820-е, Метрополитен-музей. Раненый каменщик, 1786, Игра в жмурки, 1791, – все в Прадо). Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). С 1773 г. жил и работал в Мадриде.
В годы реакции в 1824 г. эмигрировал в Бордо, посетил Париж, в 1826 и 1827 гг. С 1760 учился в Сарагосе у X. Лусана-и-Мартинеса. Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Гойя написал только один ее портрет. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере.
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Он вновь обращается к жанру, к своим излюбленным героиням – махам и пишет большое полотно «Прогулку» или «Молодость». В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. ), его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Но драматург сумел показать связь художников разных эпох. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828)., чей портрет он создал.
Так нащупывается нить, приводящая к реальным историческим событиям. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Для него важно одно-общий порыв, безумная, невероятная отвага безоружного народа, свершающего героический подвиг. С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты своих друзей, осваивал технику литографии. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «» в реалистической манере. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск.
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Настенные росписи этого дома, портреты, несколько картин для церквей и графическая серия «Диспаратес» (в переводе-нелепость, безумства) относятся к числу поздних созданий мастера.
Его отец был прославленным мастером по работе с позолотой.
исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучали чувство тревожного одиночества человека (портреты – сеньоры Бермудес, Музей изобразительного искусств, Будапешт, Ф. Байеу, 1796, Прадо, Ф. Савасы Гарсии, около 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон), мужественное противостояние и вызов окружающему миру (Ла Тирана, 1799, АХ, Мадрид портреты – доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде, 1798, Лувр). В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. В них, блеклых и мрачных, все говорит жестко и прямо о тщетности человеческих надежд и смерти.
У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза.
В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Вот почему, одновременно, возникают замечательные, утверждающие значительность человеческой личности портреты и сатирически беспощадная серия офортов «Капричос».
В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Франциска Великого в Мадриде. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Руководство церкви быстро одобрило все его эскизы и предложило начать работу. Несмотря на композиционное и сюжетное сходство с народным лубком и графикой французской революции, приемы Гойи в подходе к образу по своему масштабу и значительности ближе к знаменитым рисункам -- карикатурам Леонардо да Винчи.
Весь энергия и действие, Гиймарде как бы воплощает самый дух французской революции. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Ритмически чередуются позы и жесты участников сцены. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. ), чей портрет он напишет в 1791 году.
В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Без иносказания и аллегории раскрывает полотно истинный облик правителей Испании. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи.
В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
В 1786 г. был назначен придворным живописцем, с 1799 г. – «первый художник короля». В противоположность «Капричос» здесь много массовых сцен. Под ее одеждой скрыт нож. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». По-разному они понимают жизнь и борьбу. Никто себя не знает».
По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». На тот момент художнику было 27 лет. Гойя начинал свой творческий путь с борьбы против академических принципов живописи и за утверждение национальных традиций.
В нем показаны привычные будни мадридских улиц в ясное весеннее утро, когда небо покрыто розовато-лиловыми облаками, а светлые здания города окрашены в розовые тона лучами солнца. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана».
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Широко и свободно ложатся мазки.
В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «». 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13— в их гостиные.
Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Франсиско Гойя родился в 1746 году в деревне Фуэндетодос под г. Сарагоссой. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Между двумя художниками возникает конфликт, в который втянут и капитул собора: Гойя отказывается вносить требуемые своим руководителем поправки в работу.
6и 19февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).
Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. ) в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Творчеству Гойи присущи и настроения отчаяния, сомнения, неверия и разочарования.
Для росписи он использовал эпизод легенды о чуде св. В ней нет бытовых деталей обстановки, только пространство, в которое помещены три фигуры. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Эти работы принесли Гойе известность. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16.
Внутренние демоны Гойя так реалистично и осязаемо проступают сквозь полотна художника, что становиться страшно от того, что творилось в голове Франсиско. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Ему предложилизанятьсяросписью капеллы в церкви дель-Пилар. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Ее красота и выразительность – красота неправильного, случайного и характерного.
Картины Гойя рисовал для себя. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. 1814, Академия Сан Фернандо, Мадрид «Прогулка» или «Молодость», 1815, Музей изящных искусств, Лилль «Кузнецы», Музей Фрик, Нью-Йорк «Молочница из Бордо», 1828, Прадо), а в «Автопортрете с расстегнутым воротом» (1815, Прадо, Академия Сан Фернандо, Мадрид) предстает полным творческой воли. Свадьба состоялась в Мадриде. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия.
31 октября 1799 года Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в 50000 реалов в год. Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо.
Творчество Гойи сложно и глубоко противоречиво. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
Эту декоративную живопись изображавшую уличные сценки, празднества, прогулки игры городской молодежи, художник обогатил новыми композициями, укрупнением фигур, красочностью колористических находок («Завтрак на берегу Мансанареса», 1776 «Зонтик», 1777 «Маха и ее поклонники», 1777 «Слепой гитарист», 1778 «Продавец посуды», 1779 «Игра в пелоту», 1779 «Раненый каменщик», 1786 «Деревенская свадьба», 1787 «Майский праздник в долине Сан Исидоро», 1788 «Игра в жмурки», 1791 и многие другие – все в Прадо). В них он нанес удар академической школе. Свадьба состоялась в Мадриде. Годы перед эмиграцией во Францию он провел под Мадридом на берегу Мансанареса, в доме, получившем название «Дома глухого». Среди известных произведений того времени— Сон разума рождает чудовищ.
В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Среди этих картин был автопортрет Байеу. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.
По некоторым данным у художникарождалось пятеро детей, но в живых осталсятолько один, а остальные умирали совсем малышами. Штрихи его иглы острые, царапающие. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. совершил краткие поездки в Мадрид. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. В июне 1800 года Гойя купил за 234000реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Ко всему прочему, Франсиско Байеу, другой молодой художник из Сарагосы и член жюри конкурса, является сторонником взвешенных форм и академической живописи, не признающим фантазии молодого Гойи.
Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи.
К празднику св. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью.
Последовавший раздел имущества между Гойей и его сыном Хавьером остался для нас единственным источником сведений о повседневной жизни Гойи после смерти Сапатера в 1800 году. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. В августе он закончил «» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде.
В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. В 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
Однако сеанс был сокращённым и как оказалось последним, вот таким образом Гойе пришлось дописывать портрет по памяти. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Начались годы странствий – художник едет в Италию, посещает Рим, Неаполь и Парму. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа.
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Лицо парки, сидящей справа, напоминает старую королеву, мать Карла IV. Художник появился на светв 1746 году в северо-восточной части Испании. Это очень известные картины живописца. Наряды девушек выписаны белым, золотым и перламутрово-серым цветами, лица даны теплыми тонами и эта тонкая, переливающаяся живопись выглядит еще более притягательной на темном фоне.
Гойя родился в 1746 г. в деревушке близ Сарагосы, в крестьянской семье. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Девы Марии. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Оно поражает активным отношением к изображаемому.
Здесь собраны в кучу и заперты вместе умалишенные их много – и каждый из них безнадежно одинок. И тогда Гойя предложил дописать его. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Он был младшим из трех сыновей в семье.
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни.
Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Слева на переднем плане инфант Фердинанд. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Парадный портрет, традиционно использовавшийся для прославления достоинств человека, здесь превращается почти в карикатуру из-за беспощадно обнаженной характеристики портретируемых.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Пейзаж и раньше никогда не был просто фоном в фигурных композициях художника – здесь же он является одним из основных носителей настроения, общего эмоционального строя произведения. Девы Марии. В «Портрете Сабасы Гарсиа» раскрывается трепетная одухотворенность поэтической натуры молодой женщины. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги.
Франциска Великого в Мадриде. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. За эту работу Гойя получил 16000реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы.
Вскоре у них родился мальчик, но он умер в младенчестве. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В начале нового столетия написаны «Маха одетая» и «Маха обнаженная», которых никто из серьезных исследователей теперь не связывает с именем герцогини Альба. Чем больше надежд принесли с собой годы революции, тем трагичнее было их крушение.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Вспоминается и более ранняя картина периода герильи «Колосс» так же, как и росписи, построенная на сочетании реального и конкретного с немыслимым и невероятным. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. ) запрашивает 25000реалов за ту же работу. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями.
В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Не имеет аналогий в традиции парадных официальных изображений написанный с необычайной живописной свободой «Портрет королевской семьи» (закончен в 1801, Прадо), где особы королевского дома подобны выстроенной в ряд застывшей толпе, заполняющей полотно от края до края.
создает портреты своих друзей и единомышленников (художник Ф. Байеу, 1795 ученый, публицист, общественный деятель Х. М. Ховельянос, 1797 жена Хосефа – все в Прадо доктор Пераль, 1796, Национальная галерея, Лондон посол Французской республики Ф. Гиймарде, 1798, Лувр поэт Л. Моратин, Академия Сан Фернандо, Мадрид). К «черным картинам» мы еще вернемся. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции.
Это 14 картин. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.
Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна.
Соперником лучших мастеров венецианского Возрождения выступает Гойя в своих знаменитых Махах – портретах Каэтаны Альба. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Гойя остается совсем один.
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. К празднику св. Его отец— Хосе Гойя. Свежи и сильны полные озлобления и фантазии гравюры Гойи. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
Оно становится лейтмотивом в Похоронах сардинки (около 1814, Прадо), в серии офортов Тавромахия (1815 изд. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. ), которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. «Маха» – портрет, хотя до сих пор еще неизвестной женщины. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «». Особое место среди портретов 90-х годов принадлежит «Портрету Гиймарде», посла французской республики, долгое время не принятого испанским королем.
В этот период наступающей в Испании политической реакции жизнеутверждающее начало в творчестве Гойи сменяется глубокой неудовлетворённостью, приобретающей черты трагизма. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. А за автопортретом, сменяя друг друга, следуют полные сарказма, ужаса, порой отчаяния и ненависти сцены. Во всей картине разлито удивительное ощущение красоты и поэзии повседневной жизни.
Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Достигнуто поразительное единство и взаимодействие толпы и пейзажа. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами.
В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. С этого времени, до 1808 года, Гойя перестал получать заказы от двора, но сохранял жалованье.
Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». запрашивает 25000 реалов за ту же работу. В конце 1790-х – начале 1800-х гг. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Может быть, с особой очевидностью выступают эти новые черты творчества, когда художник обращается к старым темам, разработанным им еще в произведениях 1780-х годов. Испанский писатель-антифашист Рафаэль Альберти создал «драматический офорт» «Ночь войны в музее Прадо» – своеобразное драматическое произведение, рассказывающее о событиях 1936 года. Его хитростью завлекли во Францию.
В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде.
Она прославляет поэзию земного бытия с его чувствами и страстями. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. Против французской республики были посланы войска, а внутри страны началась реакция.
Из этой серии выделяются «» (или «Цветочницы»), «» (или «Жатва») и «» (или «Снежная буря»). А уже через месяц она позировала и для конного портрета. В центре он поставил королеву с детьми. Хрупкая, задумчивая с нежным лицом и светлыми пушистыми волосами Хосефа привлекает своей мягкостью и тихой сдержанностью.
в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). В 1771 г. вернулся в Сарагосу, где выполнил первые заказные работы, в т. ч. фрески одного из куполов собора Нуэстра Сеньора дель Пилар. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Ещё сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа 1820-23 изданы в 1863 в Мадриде под названием Пословицы). По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776-80 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. В начале 1790-х гг. Гойя написал только один её портрет. Так он вызвал ненависть Жозефа.
Около 1769 отправился в Италию. С удивительной обличительной силой неприкрашенной правды запечатлевает художник надменную торжественность и уродство королевской семьи в групповом портрете Семья Карла IV (1800, Прадо). Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Главными своими учителями Гойя считал Природу, Веласкеса и Рембрандта.
Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Гойя был женат на сестре придворного живописца Франсиско Байеу Хосефе Байеу. Совсем иной предстает в небольшом камерном портрете жена Гойи. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000реалов за 2картины: «» и «». Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»).
В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Символично звучат цвета национального флага Франции – красный, синий, белый, повторенные дважды в плюмаже и поясе.
Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Он пишет «Проповедь св.
В 1778 году Франсиско получает разрешение на гравирование картин Диего Веласкеса, перевезённых только что в Королевский дворец в Мадриде. Основной живописный эффект построен на контрастном сопоставлении черных и белых пятен. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. Гойя по этому поводу создал 6полотен. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. ) и Гаспара Ховельяноса.
В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Из многочисленного потомства семейства Гойя (по разным данным у них было от 12 до 22 детей), выжили только пятеро и только один из них — Франсиско Хавьер Педро — стал художником. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Целый ряд листов посвящен современным нравам. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 директор её живописного отделения), в 1786 назначен придворным живописцем, с 1799 первым живописцем короля.
Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6голосов. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск.
Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. В нем олицетворен общий смысл, общее настроение картины. Картина строится на ритмическом чередовании поз кузнецов, стоящих лицом друг к другу. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции).
Глубоким историзмом, подлинно народной энергией и страстным протестом пронизаны большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции: Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (обе – около 1814, Прадо). Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Возможно, что уже в этот период Гойя был связан с Ховельяносом. Тем было освещено великое множество.
В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. В 1790-х – начале 1800-х гг.
У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Что пишет чудовище с ушами летучей мыши, отчего в таком отчаянии ломают руки люди, стоящие сзади-на офорте «Против всеобщего блага». В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795— директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем. Его религиозные картины и фрески, написанные без соответствующего настроения, не имеют большого значения. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». и Гаспара Ховельяноса. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.
Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск.
Работает Гойя быстро и под руководством Байеу. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. ), по прозвищу «Ла Тирана». «Портрет семьи короля Карла IV» завершает творчество Гойи XVIII века.
В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Прием тонкого тонального построения заменил здесь декоративные эффекты смело сопоставленных ярких красочных пятен более ранних работ («Продавец фаянса»). Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. ) по заказу герцога Осуна: «» и «», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100000реалов. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. работает по украшению церкви св.
Через год после создания фресок Сан Антонио была напечатана серия офортов «Капричос». Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году.
Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. «Капричос» и портреты 90-х годов подготовили появление «Портрета семьи короля Карла IV», написанного на рубеже двух столетий. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию.
Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Что должен был испытать художник, приближённый к королевскому двору имевший звание первого придворного живописца, увидевший судьбу друзей. Франциска Великого в Мадриде. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Однако разводиться с ней не стал и они пробыли в браке до самой ее смерти. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».
Любая гипербола и гротеск раскрывают многогранные черты человеческого характера, этим и определяется необычайная сила воздействия «Капричос». По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи.
По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. В 1826 году Гойя возвратился в Мадрид и добился от двора разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью бывать во Франции.
Первый значительный успех ему принесли две серии (1776-1791) многочисленных панно (картонов для ковров), созданных для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
Первая серия картонов относится к 70-м годам. Для банка св. В юные годы в своем родном городе Сарагосе Франсиско поступил на обучение к местному художнику, где проучился немало лет. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Эта тенденция находит место и в камерной по размерам, но исполненной большой силы образа картине «Водоноска». Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
С 1773 работал в Мадриде. Эти черты намечались еще в портретах первых лет XIX века. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Последние, чрезвычайно тяжёлые для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, Гойя провёл в загородном доме (Кинта дель Сордо, т. е. Дом Глухого), стены которого расписал маслом. Образ Тираны героичен.
За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут». Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». посетил Италию на конкурсе Пармской Академии получил 2-ю премию за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии». В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Все братья были довольно плохо образованы из-за чего художник до конца жизни делал ошибки в письмах.
., чей портрет он создал. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Но 18 мая 1814 году Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года, распустил Кортесы, подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Ей никогда не выбраться.
В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам. Зло вновь торжествует. Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения.
Гойя противопоставляет людской толпе гротескные образы сил зла. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет.
6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. В картинах Гойи активен не только цвет, но мазок и фактура, выявляющие движение, создающие общее впечатление повышенной приподнятости образа. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет.
Гойя принадлежит к самым выдающимся испанским художникам. В июле 1795 года умирает шурин Гойи Франсиско Байеу, Гойя выставил в Академии его неоконченный портрет. Через пять месяцев родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. Обличительная сила его творчества находит воплощение в знаменитой графической серии «Капричос» (1798). Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. За всю историю своего творчества, художник создалединственный портрет жены.
Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Восстание было прологом партизанского движения против французов-началась герилья. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро.
Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам. Гойе удалось познакомиться с герцогиней. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. После картин периода герильи и начала реакции с их настроением тревоги, где отдельные образы растворялись в общей массе толпы, здесь утверждается героизированный образ человека из народа, создается значительная обобщенная жанровая картина, широкий общественный размах и социальное звучание которой отличает ее от более ранних (1780-х гг. ) произведений на темы повседневной жизни.
М. Ховельяноса-и-Рамиреса, М. X. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.
Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. в 1816 в Мадриде) и других работах. Справа к расстреливаемым приближается еще группа людей. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Меньшую роль играют поза и жест. Однако подписи под листами сразу раскрывают их смысл. Наступил 1808 год, войска Наполеона без единого выстрела заняли всю Испанию.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». тяжёлая болезнь привела художника к глухоте. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Гойя написал только один её портрет. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов.
Позднее, видимо, в годы нового революционного подъема, Гойей создано второе большое полотно с жанровым сюжетом «Кузница». Он пишет «». Для банка св. Творчество художника формировалось в период, когда испанское искусство утратило великие традиции реалистических завоеваний «Золотого века» (XVII в. ).
В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо.
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Французская революция 1789 года и особенно казнь Людовика XVI (1793) испугали испанский абсолютизм. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «».
Он пишет «Проповедь св. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Происходил из семьи ремесленника-позолотчика. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «» и «». 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».
Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю. Но настал день и Гойя затосковал. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Но герои этого произведения не только два ополченца республиканской армии.
Изображенные им люди отличаются энергией, уверенностью в своих силах, наделены ярко выраженными национальными чертами (портреты графа де Фернана Нуньеса, 1803, собрание герцогини де Фернан Нуньес, Мадрид маркизы де Сан Адриана, 1804, Дворец провинциальной депутации, Памплона Франсиско Хавьера Гойи или «Юноша в сером», 1806, собственность наследников графини де Ноайль, Париж Сабаса Гарсиа, ок. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Мрачным представляется будущее Испании-оно в руках страшных ведьм-парок, богинь судьбы, беспощадных к человеческой жизни (лист «Тонко ткут»). По своим живописным приемам и подаче городского пейзажа картина предвосхищает знаменитую «Прачку» французского художника середины XIX века Домье.
Любовные приключения и дуэли, очень многочисленные у сильного и ловкого Гойи и опасности, преследования со стороны инквизиции за одну из дуэлей заставили его покинуть и Мадрид. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». В 1815 году изобразил себя в «», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Давно уже привлекли внимание исследователей росписи, выполненные техникой масляной живописи на стенах «Дома глухого».
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. ). По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «» и 4 листа под названием «».
В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон.
Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Однако в настоящее время установлена связь росписей с политическими событиями тех лет.
Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). работает по украшению церкви св. В октябре Гойя вновь оказался в Сарагосе, где создал портрет каноника Рамона Пиньятелли известный лишь в копии.
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Картины с описанием будут представлены ниже. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику.
Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше».
Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей.
Вновь были восстановлены права инквизиции и возвращены иезуиты. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Ароматом тайны и скрытой чувственности окутан образ женщины в картинах Маха одетая и Маха обнажённая (обе – около 1802, Прадо). В картинах «Одетая маха» и «Обнаженная маха» (ок.
Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос».
Художник выбрал сюжетом для картины – миг перед залпом. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи.
Гойе поручили увековечить это событие в «», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Лист не случайно завершает целую группу других, посвященных борьбе женщин. Изгнаны наполеоновские войска («Пернатое чудовище»), но победа не принесла мира и успокоения. Жить ей осталось недолго. К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Зато монументальный «» использует все преимущества полихромии. на тему «Поклонение имени Бога». Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. 1805, Национальная галерея, Вашингтон актрисы Марии Росарио Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана», 1802, Академия Сан Фернандо, Мадрид актера Исидро Майкеса, 1807, Прадо Хуана Антонио Льоренте, ок.
Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Но в картине очень много воздуха и света. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. ) и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото.
С начала 80-х гг. Опасаясь преследования инквизиции, художник преподнес офортные доски королю, не понявшему (а скорее не считавшему, что следует понимать) их истинный смысл. Художник широко использует контрасты света и тени. Среди них выделяется мужчина, закрывающий лицо руками, дальше трудно различимые фигуры, но Угадывается огромная толпа, тяжелой, медленной поступью неотвратимо идущая к гибели.
И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. В 1816 году он создал новую серию офортов «». Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в эту трагическую эпоху истории Испании явились офорты Бедствия войны (82 листа 1810-20 изданы в 1863 в Мадриде). Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. ) на тему «Поклонение имени Бога». Реальность пейзажа не вызывает сомнений, но все взято в необычном аспекте. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Одно произведение показывает, как несчастная собака почти полностью погребена под зыбучими песками. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами.
Гойя (Goya), Франсиско, собственно Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский художник. Два года престарелый мастер прожил во Франции. на тему «Поклонение имени Бога». В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. В 1797 году Гойя написал «», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя).
Среди этих работ выделяются «», «», «» или «». Ослепительно красный цвет пояса и банта в черных волосах контрастирует с белым платьем. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». При королевском дворе решающую роль играли приезжие иностранные художники.
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Для банка св. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Светлое начало торжествует во фресковой росписи мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида (1798), представляющей собой новое слово в традиции монументально-декоративной живописи.
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Как художник, Гойя тонко владел светотенью Рембрандта и светом Веласкеса. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами).
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
Свободными широкими мазками написаны на втором плане фигуры стирающих женщин. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Франсиско Байеу был шурином Гойи.
В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Да, это она, Мария-Луиза Бурбонская, принцесса Пармская, королева всех испанских владений, королева обеих Индий, дочь великого герцога, супруга короля, мать будущих королей и королев, хотящая и могущая отвоевать от жизни то, что можно отвоевать, не знающая страха и раскаяния и такой она останется, пока ее не опустят в Пантеон королей. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. ) работает по украшению церкви св. Каждый безумствует по-своему. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
В большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в начале 1799) в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского старого порядка. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Затем снова возвращается в Испанию. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. В различном проявлении чувств каждого Гойя подчеркнул сильнее всего протест, возмущение и ненависть они почти слышны, как крик – в образе повстанца в белом со вскинутыми вверх руками.
Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году.
Особенно тонко связь настроения человека с природой воплощена в «Зиме» или «Метели». После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Подле же стоят бледный страх, малодушная нищета, тупая лень и наглое невежество». Бережно и тщательно он выписывал ландшафт, но так, что он не бросался в глаза, а оставалась одна Каэтана. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист.
В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре.
Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Фигуры очень пластичны, тонкие обрывистые штрихи дают не только линию контура, но и объем. Вторая часть серии отражает страшную эпоху реакции времени правления Фердинанда VII.
Эти годы многое изменили в его судьбе и в судьбах испанского общества. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Все происходящее кажется противоестественным, как во время страшного сна.
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Характерно для росписей дома панно «Утес, обстреливаемый из орудий». запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Действие происходит в картинной галерее Прадо в Мадриде.
Полицейские ведут проституток (Бедняжки). В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. С этого времени, до 1808 года, Гойя перестал получать заказы от двора, но сохранял жалованье.
В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина.
Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Настроение, эмоции – прежде всего, они задевают художника. В графической серии «Бедствия войны» (1810-1820) в строгой последовательности показаны эпизоды герильи, каждый лист дополняет предыдущий, они следуют друг за другом как драматическое повествование.
Регулярная армия не оказала сопротивления, так как правящая клика уже давно продала страну французам. В 1823 году был казнен Риэго. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. ), новаторские в изображении жизни Христа. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Кинтаны) обостряется неприязнь Гойи к феодально-клерикальной Испании. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. А уже через месяц она позировала и для конного портрета.
Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Под влиянием испанских просветителей (Г. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) (1746-1828) испанский художник, гравёр, рисовальщик.
В картине «Праздник майского дерева» тема та же, что и в картоне 1787 года, но она утратила свое непосредственное конкретно-бытовое звучание. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Гойя получил известность и как портретист (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо Портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. В ней с потрясающей силой предстает вся Испания той эпохи. В это время он знакомится с Франсиско Байеу, который впоследствии окажет немалое влияние на жизнь художника. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Стиль и характер полотен этого художника резко поменялся после Великой французской революции в начале 1790-х, к тому же состояние художника очень ухудшилось и в результате перенесённой болезни Франсиско потерял слух.
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Они приобретают значение своего рода «Капричос» в живописи. В портретах этих лет художника все больше интересуют душевные переживания и настроения человека. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Страстный отклик на драматические события современности – серия офортов из 82 листов известная под названием «Бедствия войны», данным ей в 1863 г. Графическая параллель росписям Кинты – серия офортов «Диспаратес» («Пословицы», 1820-1823) с еще более сложной и мрачной символикой («Водоноска», 1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Похороны сардинки», ок. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина.
Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. И все-таки Гойя не остается только в кругу скорбных переживаний. Летом того же года он был в Париже, где создал «» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию».
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. И пусть Мастеру казалось, что это лишь ничего не значащие художественные капризы – время показало: он создал настоящий исторический портрет своей родины». По-разному ощущают их.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. ), одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа.
Начались годы странствий. Свою жену Франсиско называет «Пепой». В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «», «», «», «» и «». Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил ее. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев.