Осталось последнее мгновение перед залпом. Франсиско Гойя створив вражаючу серю офортв «Капрчос» (1793-1797), що складаться з 83 творв, максимально передають дух свободи реальност, який вн описав коротко точно: «Свт – це маскарад, в якому вс обманюють, хочуть здаватися не тим, хто вони насправд. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Наприклад, «Портрет королвсько см» (1800) зображу Карла IV з його близькими, манрн зарозумл особи яких художник навть не намагався прикрасити. Родившись в 1746 году, в тринадцатилетнем возрасте он в поисках учителя живописи переехал в Мадрид, где ему, после неудачной попытки поступления в Академию, посчастливилось стать учеником придворного художника Франциско Байеу.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах.
В том же году он пишет 4 картины для Коллегии де Калатравы в Саламанке, уничтоженные во время Наполеоновских войн. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия.
Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Набор красок суров, скуп, почти монохромен — черное, белое, рыже-красноватое, охра, цвета словно вобрали в себя оттенки испанской земли, сожженной солнцем, ржавчину горных пород, тлеющий пламень красноземов, мазки размашисты и стремительны. Влияние творчества Гойи на развитие живописи и графики имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до XX в. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. работает по украшению церкви св.
Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. на тему «Поклонение имени Бога». Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку.
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). и Гаспара Ховельяноса. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Для банка св.
В то же время он создает такие шедевры, как «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Свадьба состоялась в Мадриде. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Картины, созданные им, в полной мере передают магию кисти, осознавшей свое могущество и наслаждающейся ним.
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Застывшие особы королевского дома, выстроенные в ряд в одном из дворцовых покоев Аранхуэса, заполняют полотно от края до края.
Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. В августе он закончил «Последнее Причастие св. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Постепенно картины Франсиско Гойя становятся более трагичными и гротескными.
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. После того как французов разбили в 1813 году португальцы испанцы и британцы под командованием герцога Веллингтона, Фердинанд VII вернулся на родину в 1814 году. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Штрихи его иглы острые, царапающие. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Его хитростью завлекли во Францию. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида.
Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Вторая картина пользуется мировой известностью.
Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Фантастический образ истолковывался по-разному.
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Тем было освещено великое множество.
В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Францизско де Гойя (1746-1828гг. ) писал картины в стиле реализма и является одним из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. С этого момента в картинах художника всё больше царит мрак, который является не только фоном его полотен, но и поглощает сами фигуры. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Это вовсе не случайность, ведь Карл был инфантильным слабовольным человеком и находился под каблуком у хитрой и расчётливой жены, которая вскоре стала фактически главой страны. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах.
Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. 4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. В центре он поставил королеву с детьми. Художник широко использует контрасты света и тени.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Однако после окончательного переезда в Мадрид Франциско Гойя пробует свои силы в академической живописи (в частности, работой «Распятие»).
Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. запрашивает 25000 реалов за ту же работу.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Франциска Великого в Мадриде. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Никто себя не знает». Гойя написал только один её портрет. Твр «Парасолька» – приклад ранньо творчост художника – приверта погляд грою фарб, кожним мазком, гнучкою грацю жнки, соковитими смливими переливами кольорово палтри, казковим освтленням якоюсь майже музично злагодженстю композиц.
Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.
В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Каждый безумствует по-своему. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Петра по карнизу обйшов гробницю Цецил Метелли.
Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Композиция первой картины завязана в один упругий узел.
В портретах Гойи начинает пробиваться тема одиночества, смелый вызов устоявшимся нормам и тайная чувственность (Маха одетая и Маха обнаженная). В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Здесь и старая инфанта Мария-Хосефа, сестра короля, поразительно уродливая, он ее писал довольно долго, завороженный ее уродством. К «черным картинам» мы еще вернемся. Картины с описанием будут представлены ниже. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
Под ее одеждой скрыт нож. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею».
Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. Картины Гойя рисовал для себя.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». После этого его манера письма удивительным образом меняется. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823).
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Политику, социальные вопросы и религию – все затронул художник в своих произведениях: легкость вступления в брак, запугивание детей при воспитании их избалованность родителями, распутство и разврат мужчин и женщин, шарлатаны от науки. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя).
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.
В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. по заказу герцога Осуна: «Прощание св.
Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Майстернсть цього творння (вершини раннього Гой) кристально чисто, атмосфера ще безхмарна, так само як юн роки талановитого спанця. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. В них он нанес удар академической школе. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле.
Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Темы он брал как мифологические, так и религиозные.
В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св.
Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр.
В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос»., чей портрет он создал. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Свою жену Франсиско называет «Пепой».
Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. К празднику св. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии.
До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Особенно ярко это проявилось в серии 88 офортов под названием «Капричос», которые пылают негодованием по отношению к лицемерному и злобному окружающему миру. Весной 1771года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
Художник выражает в своих работах негативное отношение к царящему феодальному строю и его болезненных устоев. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Портрет понравился и был благосклонно принят. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Усталое, слегка раздраженное выражение лица и небрежно застегнутый сюртук характеризуют личность модели. Образование все братья получили довольно поверхностное, Франсиско Гойя всегда будет писать с ошибками.
В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни.
Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Нхто себе не зна». Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
Картини Франсско Гойя – це гучна сатира на суспльство з його вадами слабкостями. Но протокол допроса не сохранился. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Позднее творчество Гойи совпадает с годами жестокой реакции после разгрома двух испанских буржуазных революций. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу.
Новые картины Франциско Гойи, как групповой портрет «Семья Карла IV», «Суд инквизиции», «Процессия флагеллантов» исполнены социальной сатиры и мрачных фантазий, а их техника словно предвосхищает манеру сюрреализма. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала.
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет.
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Девы Марии.
В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. И тогда Гойя предложил дописать его.
В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Продолжая тему офортов во время войн Наполеона, художник пишет серию «Бедствия войны» и «Тавромахию». В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.
Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году.
В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе).
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Это очень известные картины живописца. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.
А сцены праздников, плясок и народных гуляний («Маха и ее поклонники», «Деревенская свадьба») дают почувствовать весь таинственный колорит Испании. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака.
Это знакомство позволило Гойе не только, наконец, завершить образование, участвовать в престижных конкурсах и получать заказы на росписи церквей, но и жениться на сестре учителя, тем более, что последний был очень влиятельной персоной. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. То же произошло и в 1803 году, когда Гойя, опасаясь инквизиции, решился на смелый шаг и почтительно преподнес королю офортные доски Капричос. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
Но в картине очень много воздуха и света. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Ей никогда не выбраться.
Целый ряд листов посвящен современным нравам. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.
за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Перш картини Франсиско Гойя в цьому жанр були парадними («Карл III на полюванн»), з плином часу вони придбали легксть вдчутну роню стосовно моделям («Маркза Ганна Понтехос», «Смя герцога Осуна»). Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В росписях господствует дьявольское, устрашающее, противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном сне. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи.
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Это 14 картин. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры».
Болезнь, постигшая его в 1792 году, привела к глухоте и частичному параличу. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. В июле 1802 года умерла покровительница Гойи герцогиня Альба, сохранился рисунок Гойи с проектом гробницы для герцогини.
Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом.
В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Гойя прибегает к аллегории лишь в тех листах, которые посвящены периоду реакции, наступившему после 1814 года, когда он вновь вынужден говорить эзоповым языком. Его отец— Хосе Гойя. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Он пишет «Проповедь св. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск.
Так он вызвал ненависть Жозефа. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Жить ей осталось недолго.
.