Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (1746-03-30), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (17460330), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник, гравёр.
Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Это стало началом известности и процветания Гойи. Лиц солдат не видно, композиционный центр произведения — осужденный молодой крестьянин в белой рубахе, широко раскинувший руки. Весной 1771года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В молодые годы талантливый испанец рисовал иначе, с юношеским максимализмом, вплетая в собственные творения чудесную поэзию рождающегося индивидуального стиля – стиля Франсиско Гойя.
В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «». Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порожденная реформами Карла III в пору его увлечения идеями «просвещённого абсолютизма». В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. В компании с последним Гойя в январе 1800 года искал себе новые апартаменты, так как его дом приобрёл Годой для своей любовницы Пепиты Тудо. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. ) работает по украшению церкви св.
В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. В картинах «Одетая маха» и «Обнаженная маха» (ок. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия «Бордоские быки», 1826), создаёт полную оптимизма картину «Молочница из Бордо» (1827-28, Прадо). В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро».
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. 1797) и Маха одетая (ок. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году.
Свадьба состоялась в Мадриде. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро.
В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823).
Зато монументальный «» использует все преимущества полихромии. Но 18 мая 1814 году Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года, распустил Кортесы, подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов. Изображенные им люди отличаются энергией, уверенностью в своих силах, наделены ярко выраженными национальными чертами (портреты графа де Фернана Нуньеса, 1803, собрание герцогини де Фернан Нуньес, Мадрид маркизы де Сан Адриана, 1804, Дворец провинциальной депутации, Памплона Франсиско Хавьера Гойи или «Юноша в сером», 1806, собственность наследников графини де Ноайль, Париж Сабаса Гарсиа, ок. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». совершил краткие поездки в Мадрид. Его вклад в формирование искусства 19–20 вв.
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции.
Человечность и мудрость Гойя находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо), портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей), П. де Молина (1828, собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойя. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
Он пишет «Проповедь св. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами.
Происходил из семьи ремесленника-позолотчика. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. В это время (осень 1792 – зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте. В 1790-х – начале 1800-х гг. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «» в реалистической манере. А уже через месяц она позировала и для конного портрета.
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. В 1792–1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух.
испанский художник. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В 1815 году изобразил себя в «», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Он продолжал делать офорты для серии Бедствия войны и начал другую серию офортов изображающих историю боя быков в Испании, Тавромахия. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса., чей портрет он создал. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «».
на тему «Поклонение имени Бога». Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
В июле 1802 года умерла покровительница Гойи герцогиня Альба, сохранился рисунок Гойи с проектом гробницы для герцогини. Их привлекали в Гойя острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно «правильное» и «разумное». Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа.
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Опираясь на опыт венецианских живописцев середины 18 в. (особенно Дж. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
по заказу герцога Осуна: «Прощание св. Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814, Прадо). В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск.
В конце 1790-х – начале 1800-х гг. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. К празднику св.
В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Движение становится ритмичным лейтмотивом в «Похоронах сардинки» (около 1814, Прадо), в серии офортов «Тавромахия» (изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине «Моление о чаше» (1819, духовное училище Сан-Антонно, Мадрид) и в знаменитых «Кузнецах» (1819, собр. Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах «Водоноска» (1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт) и «Махи на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Франциска Великого в Мадриде. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента».
Но и в самых мрачных видениях Гойя давящая тьма не может остановить движение, которое для него, как и для революционных романтиков, – самое мощное проявление развития жизни. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
Она была оккупирована французами, в Мадриде вспыхнуло восстание, приведшее к затяжной партизанской войне. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
В августе он закончил «» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина.
Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. ), новаторские в изображении жизни Христа. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). В 1797 году Гойя написал «», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). К празднику св. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск.
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Девы Марии.
В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойя, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т. е. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос».
В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776-80 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
Не имеет аналогий в традиции парадных официальных изображений написанный с необычайной живописной свободой «Портрет королевской семьи» (закончен в 1801, Прадо), где особы королевского дома подобны выстроенной в ряд застывшей толпе, заполняющей полотно от края до края. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16.
С начала 1780-х гг. Гойя написал только один ее портрет.
Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Ко всему прочему, Франсиско Байеу, другой молодой художник из Сарагосы и член жюри конкурса, является сторонником взвешенных форм и академической живописи, не признающим фантазии молодого Гойи6. Гойя написал только один её портрет. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню.
Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В конце 1763 года Франсиско принимает участие в конкурсе на лучшую живописную копию гипсового Силена, но 15 января 1764 года за него не подали ни одного голоса. Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо. После смерти Карла III в 1789 году стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем.
В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Он пишет «». Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «» и 4 листа под названием «».
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». 1798, Лувр, Париж, И. Ковос де Порсель, ок.
В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин. Его отец— Хосе Гойя. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
Эти работы принесли Гойе известность. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен., чей портрет он создал.
запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу.
В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13— в их гостиные. Гойе поручили увековечить это событие в «», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Светлое начало торжествует во фресковой росписи мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида (1798), представляющей собой новое слово в традиции монументально-декоративной живописи. В начале ноября 1771 года капитул одобряет предложенную Гойей пробную фреску и поручает ему заказ. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности.
В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6голосов. 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и мужественное противостояние, даже вызов окружающему («Ла Тирана», 1799, АХ, Мадрид: портреты – доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде.
И хотя Гойя ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием. Для банка св. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе.
Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776-1791) многочисленных панно (картонов для ковров), созданных для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде.
Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. ) и Гаспара Ховельяноса. Гойя по этому поводу создал 6полотен. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). 1802). Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х).
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Перед отъездом нового короля Фердинанда VII в Байонну, где он будет арестован вместе со всей королевской семьёй, Академия Сан-Фернандо поручает Гойе написать его портрет. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса.
Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. 1810-1811, Музей Сан Паулу Тибурсио Переса, 1820-е, Метрополитен-музей. Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 1776-80 и 1786-91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. ) и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. 1805, Национальная галерея, Вашингтон актрисы Марии Росарио Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана», 1802, Академия Сан Фернандо, Мадрид актера Исидро Майкеса, 1807, Прадо Хуана Антонио Льоренте, ок. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.
Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. ) на тему «Поклонение имени Бога». В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. ) в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды).
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. ). Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. В июне 1800 года Гойя купил за 234000реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. 6и 19февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
L., 1968: Gudiol J., Goya, L. – N. Y., 1969 Goya. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
В 1826 году Гойя возвратился в Мадрид и добился от двора разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью бывать во Франции. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
создает портреты своих друзей и единомышленников (художник Ф. Байеу, 1795 ученый, публицист, общественный деятель Х. М. Ховельянос, 1797 жена Хосефа – все в Прадо доктор Пераль, 1796, Национальная галерея, Лондон посол Французской республики Ф. Гиймарде, 1798, Лувр поэт Л. Моратин, Академия Сан Фернандо, Мадрид). Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782-83, банк Уркихо, Мадрид) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787, Прадо портрет маркизы А. Понтехос, около.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000реалов за 2картины: «» и «». Последовавший раздел имущества между Гойей и его сыном Хавьером остался для нас единственным источником сведений о повседневной жизни Гойи после смерти Сапатера в 1800 году. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777 «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778 «Игра в пелоту», 1779 «Молодой бык», 1780 «Раненый каменщик», 1786 «Игра в жмурки», 1791 все – в Прадо, Мадрид). В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «».
и Гаспара Ховельяноса. Первую же премию получает младший брат Байеу, 20-летний Рамон В Мадриде Гойя знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер.
Франциска Великого в Мадриде. Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам. Вместе с тем это произведение наряду с «Фаустом» Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Программно-заострённым воплощением настроений Гойя явилась первая большая серия офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка».
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Летом того же года он был в Париже, где создал «» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо). У двора, напряжённо следящего за событиями Французской революции, пропал интерес к украшению дворцов— и теперь у Гойи нет заказов на картоны для шпалер. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19.
Из этой серии выделяются «» (или «Цветочницы»), «» (или «Жатва») и «» (или «Снежная буря»). В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». A pictorial biography, L., 1961 Harris Т., Goya.
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. По возвращении в Мадрид Гойя столкнулся с интригами придворного живописца Маэльи, лишь вмешательство Байеу помогло положению Франсиско при дворе.
19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. на тему «Поклонение имени Бога». Для банка св. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «», «», «», «» и «».
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Konigliche Gemaldegalerie Mauritshuis. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры».
Прадо Ф. Савасы Гарспа, ок. Для банка св. Около 1769 отправился в Италию. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос».
Никто себя не знает». В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. ) по заказу герцога Осуна: «» и «», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Здесь воплотились созвучные «Капричос» идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»).
Близость с испанскими просветителями (Г. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Работает Гойя быстро и под руководством Байеу. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте.
Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. Х. Фрика, Нью-Йорк). В 1786 г. был назначен придворным живописцем, с 1799 г. – «первый художник короля». В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. ), одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795— директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. ), которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
Антония, благословляющего больного. 1814, Мадрид, Прадо). Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции.
1814, Академия Сан Фернандо, Мадрид «Прогулка» или «Молодость», 1815, Музей изящных искусств, Лилль «Кузнецы», Музей Фрик, Нью-Йорк «Молочница из Бордо», 1828, Прадо), а в «Автопортрете с расстегнутым воротом» (1815, Прадо, Академия Сан Фернандо, Мадрид) предстает полным творческой воли. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа 1820-23 изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»). В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами.
30 мая 1815 года король председательствовал на генеральном совете Филиппинской компании, где получил значительную ссуду. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. Гойя написал только один её портрет.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. Свадьба состоялась в Мадриде. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. ) запрашивает 25000реалов за ту же работу. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). Хосе Гойя был известным мастером по золочению, которому даже каноники собора Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар поручают проверку качества позолоты всех изваяний, над которыми тогда трудились арагонские мастера, реконструировавшие собор.
Франциска Великого в Мадриде. Среди этих работ выделяются «», «», «» или «». В январе 1818 года Гойя закончил большое полотно изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде. По возвращении в Мадрид Гойя столкнулся с интригами придворного живописца Маэльи, лишь вмешательство Байеу помогло положению Франсиско при дворе. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. В небольшом полотне того же года Гойя запечатлел Альбу с её дуэньей в довольно фарсовой бытовой сцене. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. ) за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала».
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7.
Девы Марии. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
Engravings and litographs, v. 1-2, Oxf., : W у ndham Lewis D. B., The world of Gova. 1806, Национальная галерея, Лондон). В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
Гойя, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (30. 3. 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, – 16. 4. 1828, Бордо) испанский художник, гравёр, рисовальщик. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. ), его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «» и «».
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде.
В годы реакции в 1824 г. эмигрировал в Бордо, посетил Париж, в 1826 и 1827 гг. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. посетил Италию на конкурсе Пармской Академии получил 2-ю премию за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии». Капитул церкви дель-Пилар обращает внимание на молодого художника, возможно из-за его пребывания в Риме и Гойя возвращается в Сарагосу. Свою жену Франсиско называет «Пепой». В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 – директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый художник короля. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. ), по прозвищу «Ла Тирана».
В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. ), чей портрет он напишет в 1791 году. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25.
Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – Маха обнаженная (ок. работает по украшению церкви св. Среди известных произведений того времени— Сон разума рождает чудовищ. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году.
В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Он также украсил фресками ее загородный дворец. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.
Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. огромен. С 1773 г. жил и работал в Мадриде.
4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. запрашивает 25000 реалов за ту же работу.
Эту декоративную живопись изображавшую уличные сценки, празднества, прогулки игры городской молодежи, художник обогатил новыми композициями, укрупнением фигур, красочностью колористических находок («Завтрак на берегу Мансанареса», 1776 «Зонтик», 1777 «Маха и ее поклонники», 1777 «Слепой гитарист», 1778 «Продавец посуды», 1779 «Игра в пелоту», 1779 «Раненый каменщик», 1786 «Деревенская свадьба», 1787 «Майский праздник в долине Сан Исидоро», 1788 «Игра в жмурки», 1791 и многие другие – все в Прадо). Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
Летом того же года он возвратился в Мадрид и тут же послал Бернардо де Ириарте, вице-попечителю Академии Сан-Фернандо, серию станковых картин на медных пластинах на народную тематику. Между двумя художниками возникает конфликт, в который втянут и капитул собора: Гойя отказывается вносить требуемые своим руководителем поправки в работу. В 1816 году он создал новую серию офортов «». Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
За эту работу Гойя получил 16000реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. работает по украшению церкви св. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
Он пишет «Проповедь св. Страстный отклик на драматические события современности – серия офортов из 82 листов известная под названием «Бедствия войны», данным ей в 1863 г. Графическая параллель росписям Кинты – серия офортов «Диспаратес» («Пословицы», 1820-1823) с еще более сложной и мрачной символикой («Водоноска», 1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Похороны сардинки», ок. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. 31 октября 1799 года Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в 50000 реалов в год. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. «Капричос» – творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.
Обличительная сила его творчества находит воплощение в знаменитой графической серии «Капричос» (1798). Гойя получает известность и как портретист. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты «Бедствия войны» (82 листа 1810-20 изд. Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в «Семье короля Карла IV» (1800, Прадо) или почувствовать таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе – около 1802, Прадо). Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100000реалов.