«флора» («Коломбина») — одна из самых известных работ миланца Франческо Мельци. Так, написанный Франческо Мельци (любимым учеником Леонардо да Винчи) в пальчиках Флоры, он призван был рассказать об истинном авторстве картины.
Императорский Эрмитаж нельзя рассматривать (подобно Берлинскому музею) как систематическое пособие к изучению истории искусства. Она – та, которая питает и дает жизнь и потому изображена с обнаженной грудью. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. Некоторые полотна, приписывавшиеся ранее Леонардо, сейчас считаются работами Мельци, например, знаменитая «Коломбина» из Эрмитажа.
Но и в таком состоянии она прекрасна. Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран имевших однородную культуру. Спорным является авторство поздней картины Мельци «Портрет молодого человека с попугаем», который имеет мало общего с творчеством Леонардо и больше напоминает римскую школу Рафаэля. Великие переживания искусства известные под названиями: Возрождение, барокко, классицизм, реализм и т. д., были явлениями общими для всей европейской жизни последних шести веков и принимали, сообразно с условиями местностей, лишь различные оттенки. Гениальная прозорливость римских первосвященников сказалась в том, что они приняли этих протестантов в свое лоно, сделали их своими ближайшими детьми и слугами. Доминика и не пожелал идти следом за св.
Картины Мельци в музеях мира чрезвычайно редки. Руки и их запястья, разделение волос, платье, падение драпировок и собранные цветы на коленях – всё это написано рукой художника, но цветы и папоротник на заднем плане, скорее всего, были добавлены другим». Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию. В этой поездке Леонардо сопровождал и кардинал Луиджи Аррагонский. В то же время доктор Уильямсон, последний биограф Бернардино Луини, в своей книге, посвященной творчеству художника (стр. 91) решительно приписывает эту работу Луини.
Картина пострадала от неудачного переноса красочного слоя с доски на полотно и от нескольких реставраций. Однако во второй половине XIX века искусствоведение постепенно стало превращаться в пауку и начался процесс развенчания крупных имен: наследие знаменитых живописцев пересматривалось тщательно и строго с тем, чтобы отделить подлинные произведения от копий и подражаний. «Флора» Франческо Мельци — одного из учеников Леонардо да Винчи — поступила в эрмитажное собрание в 1850 году и долгое время считалась произведением самого homo universalis. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым школам (или иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения. В складках её одежд теряются анемоны и жасмин.
В 1850 году картина «Джоконда», приписываемая Леонардо да Винчи поступила в коллекцию императорского Эрмитажа. В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское. Будучи состоятельным человеком, Мельци писал не очень много. Эта замечательная картина висит в углу небольшого зала. Лицо Коломбины, действительно, очень похоже на лицо Мадонны в известной работе Леонардо «Святая Анна с Марией, Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» из Национальной галереи Лондона. К их числу принадлежит и Джампетрино.
Три старых копии картины находятся в частных коллекциях в Англии. В античной мифологии Флора – супруга бога западного ветра Зефира и мать всех растений. Считается, что для портрета позировала придворная дама.
Некоторые полотна, приписывавшиеся ранее Леонардо, сейчас считаются работами Мельци, например, знаменитая «Коломбина» из Эрмитажа. «Коломбина» – оригинал известной картины, которая до 1649 года была в коллекции Марии Медичи и, сменив нескольких владельцев, приобретена Эрмитажем в 1850 году на аукционе нидерландского короля Виллема II в Гааге за сумму 40 тысяч флоринов. Вероятно, ученик, как это часто бывало использовал в своей работе рисунок учителя. Сэр Клод Филлипс, английский писатель историк искусства и критик, внимательно изучивший рисунки Леонардо, считал, что это работа да Винчи и называл «Коломбину» головоломкой. Не исключено, что именно там кто-то из местных мастеров написал копию.
Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится. Зато о третьем из гениев итальянского Возрождения, связавшем, согласно старинному выражению, в одно целое Рафаэль грацию Леонардо и мощь Микель Анджело, — о Рафаэле Эрмитаж дает ясное (но, к сожалению, не исчерпывающее) понятие. Иосиф и Екатерина отодвинуты в глубину по отношению к Марии, но связаны с ней, хотя и по-разному: Иосиф – движением (он наклонился к младенцу) и взглядом, Екатерина – настроением подобно мадонне она спокойна, значительна, погружена в чтение книги. По его воспоминаниям Леонардо, седовласый старик, уже не мог работать из-за паралича руки, а его миланский ученик (им мог быть только Мельци) писал под руководством Леонардо так хорошо, что его работу нельзя было отличить от кисти великого учителя. Некоторые полотна, приписывавшиеся ранее Леонардо, сейчас считаются работами Мельци, например, знаменитая «Коломбина» из Эрмитажа. Известные искусствоведы, заложившие основу систематической британской истории искусства, сэр Джозеф Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле, в своей книге «Новая история живописи в Италии со II по XVI вв» называют автором «Коломбины» Андреа Соларио (1460 – 1524), а итальянский политик и историк искусства Картина пострадала от неудачного переноса красочного слоя с доски на полотно и от нескольких реставраций.
В 1850 году картина «Джоконда», приписываемая Леонардо да Винчи поступила в коллекцию императорского Эрмитажа. Наследники Франческо Мельци быстро распродали наследие Леонардо, которое он так берёг. Вплоть до середины XIX века считалось, что это работа самого мастера. Анны на луврской картине и лондонском картоне Леонардо «Мадонна с младенцем и св. Женщина сидит в гроте и рассматривает цветок.
Все это мы видим на длинной доске передней стенки сундука: на колеснице, запряженной четверкой лошадей, Амур (интересно, что художник увенчал его нимбом) целится наугад в дам и кавалеров. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым школам (или иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения.
Слегка повернув голову влево, она внимательно рассматривает синий цветок, держа его перед собой на уровне плеча. Спорным является авторство поздней картины Мельци «Портрет молодого человека с попугаем», который имеет мало общего с творчеством Леонардо и больше напоминает римскую школу Рафаэля.
Превратившись в эпигонов, они без конца, зачастую формально, повторяли тип леонардовских лиц их улыбку, эффекты освещения, приемы композиции. Не Чимабуе (XIII в. ) один и первый нарушил сковывавшие традиции византизма, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. Наследники Франческо Мельци быстро распродали наследие Леонардо, которое он так берёг. По его воспоминаниям Леонардо, седовласый старик, уже не мог работать из-за паралича руки, а его миланский ученик (им мог быть только Мельци) писал под руководством Леонардо так хорошо, что его работу нельзя было отличить от кисти великого учителя.
Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св. Великие имена часто действуют магически и многие посетители музея, восхищенно рассматривая Мадонну Бенуа и Мадонну Литта, равнодушно окидывают взглядом картины соседнего зала, в том числе и Святое семейство со святой Екатериной, так как на этикетке стоит имя не Леонардо да Винчи, а его ученика Чезаре да Сесто (1477-1523). Доска сделана из пихты – материала, которым пользовались мастера Северной Европы, в качестве грунта использована белая глина, что также характерно для заальпийских художников. Искусство Леонардо оказало огромное влияние на итальянскую живопись. Будучи состоятельным человеком, Мельци писал не очень много. Лицо Флоры почти точно повторяет черты лица св. Фра Беато поступил в орден св.
Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию. Так, Морелли считал ее работой Джампетрино, Ваген— Луини, Кроу и Кавальказелле— А Саларио и, наконец, Боде и А. И. Сомов признали ее автором Франческо Мельци, основываясь на сходстве с его картиной 171Вертумн и Помона187 (Берлинский музей), в которой повторена фигура женщины эрмитажного портрета. Тихая, слегка грустная нежность струится от этого монастырского образа (вывезенного в 1882 из доминиканского монастыря в Фиезоле), в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок. Так, Морелли считал ее работой Джампетрино, Ваген— Луини, Кроу и Кавальказелле— А Саларио и, наконец, Боде и А. И. Сомов признали ее автором Франческо Мельци, основываясь на сходстве с его картиной «Вертумн и Помона» (Берлинский музей), в которой повторена фигура женщины эрмитажного портрета. В искусстве XV века (особенно в росписях кассонов) широкое распространение получили сюжеты, заимствованные из Триумфов Петрарки.
К их числу относятся Святой Себастьян Луини, Дойна нуда (Обнаженная) Салаипо, Святое семейство Чезаре да Сесто, Женский портрет Мельци. Многие картины, считавшиеся несомненными творениями Леонардо, сменили автора. Франческо Мельци был знаком с Леонардо ещё с детства. Историю живописи новой истории начинают обыкновенно с Италии и это понятно, так как на Аппенинском полуострове обозначились первые признаки той культурной весны, которую принято называть Возрождением — Ренессансом.
Во всяком случае, так она значилась в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. Она одета в белое платье, вышитое желтым, с синим плащом, переброшенным через плечо. В дальнейшем работа поменяла и название и автора. Некоторые полотна, приписывавшиеся ранее Леонардо, сейчас считаются работами Мельци, например, знаменитая «Коломбина» из Эрмитажа. Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых громких страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит. Картины на этот сюжет могут быть разделены на две группы. Будучи состоятельным человеком, Мельци писал не очень много.
Она одета в белое платье, вышитое желтым, с синим плащом, переброшенным через плечо. Но впечатление, получаемое от этих картин, скорее может сбить представление о великолепии декоративного гения великого художника. Напротив того, роспись папских комнат (станц) Рафаэля — высшая точка именно декоративного искусства ибо, несмотря на значительность каждой части этой стенописи, все в общем является прекрасным, стройным архитектурным целым. Сейчас работа, выставленная в Эрмитаже, приписывается одному из известнейших учеников великого Леонардо – Франческо Мельци (ок. 1491 – ок. 1570). Спорным является авторство поздней картины Мельци «Портрет молодого человека с попугаем», который имеет мало общего с творчеством Леонардо и больше напоминает римскую школу Рафаэля. Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях.
Нищенствующие францисканцы, пошедшие по всему миру разглашать откровения своего учителя, приблизили снова Спасителя к человеку и разрушили суровое наваждение, заставлявшее в Христе и во всем Царстве Небесном видеть недоступный, надменный двор с неподвижным этикетом. Степень таланта последователей Леонардо была разной. Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже. Сэр Клод Филлипс, английский писатель историк искусства и критик, внимательно изучивший рисунки Леонардо, считал, что это работа да Винчи и называл «Коломбину» головоломкой.
Не Чимабуе (XIII в. ) один и первый нарушил сковывавшие традиции византизма, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях. В Эрмитаже уже вскоре после поступления «Флоры» авторство Леонардо стало вызывать сомнения и картину начали приписывать различным его ученикам. Леонардо гордился мастерством своего ученика и вместе с ним создал несколько полотен.
Тема Марии Магдалины – одна из самых излюбленных в творчестве этого художника. Лицо Флоры почти точно повторяет черты лица св. Часть наследия великого Леонардо была из-за этого навсегда утеряна. Этот процесс затронул и коллекции Эрмитажа. В другой руке – белые цветы, они же рассыпаны по коленям. Образ, созданный живописцем, совпадает со строками поэта. В Италии наследник Леонардо вернулся знаменитым и получил приглашение ко двору герцога Альфонсо дЭсте.
Известные искусствоведы, заложившие основу систематической британской истории искусства, сэр Джозеф Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле, в своей книге «Новая история живописи в Италии со II по XVI вв» называют автором «Коломбины» Андреа Соларио (1460 – 1524), а итальянский политик и историк искусства Джованни Морелли считал, что «Коломбина» принадлежит кисти Джампетрино (Джованни Пьетро Риццоли, ок. 1495 – ок. 1549). Леонардо гордился мастерством своего ученика и вместе с ним создал несколько полотен. Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях. Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой.
Внешне Флора Мельци имеет много общего с женскими персонажами да Винчи: правильные черты лица, причёска, едва уловимая улыбка. Теперь это «Коломбина» или «Флора» или «Тщеславие». Положение руки, держащей водосбор так изящно, очень характерно для Луини.
И в прошлом их произведения нередко путали с работами самого Леонардо. О его деятельности почти нет никаких сведений, не известны годы его жизни (работал в первой половине XVI века), нет датированных или подписанных им произведений. Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых громких страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит.
Теперь это «Коломбина» или «Флора» или «Тщеславие». В Милане, где Леонардо провел ряд лет, приверженцев его искусства было особенно много. Франческо Мельци был знаком с Леонардо ещё с детства. Леонардо гордился мастерством своего ученика и вместе с ним создал несколько полотен.
Анной». Они достались Эрмитажу в дурном состоянии (в 1856 году фрески были вынуты из стен и переведены на холст), перенесли далекое путешествие и, наконец, помещены теперь в комнате, чопорная, типичная для середины XIX века отделка которой не вяжется с грациозными вымыслами композиций. Известно, что он сопровождал Леонардо в этой поездке. Во всяком случае, так она значилась в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. Мельци, написавший «Флору» в Италии, вероятно, увез её с собой во Францию. Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран имевших однородную культуру.
Франциском, к сущности которого он был так близок. Некоторые полотна, приписывавшиеся ранее Леонардо, сейчас считаются работами Мельци, например, знаменитая «Коломбина» из Эрмитажа. С исчезновением же строгости снова могла взыграть жизнь, снова возникла мечта о свободном развитии как отдельных личностей, так и целых общественных групп. Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится.