Он не сходил с улиц родного города, он, точно на лоне природы изучал мир своей страны: как бегут облака над трубами домов играют отражения в зеленых волнах, красочную и нежную музыку атмосферы. Талант Франческо Гварди в наибольшей степени раскрылся в произведениях 1770—1790-х годов. Гварди принято причислять к венецианским видописцам, но это, в сущности, механический прием.
Маслянистыми, точными ударами кладёт она масляную краску, образуя некие завихрения. Творчество Гварди сильно отличается от работ его современников и соплеменников. Вот таким образом пейзажи Гварди лишены статичности, композиция пронизана внутренней динамикой. Его покупателями, как и у Каналетто, стали главным образом английские коллекционеры. В Виде лагуны (Серая лагуна) огромное водное зеркало, светлое небо и розовеющие в солнечных лучах городские постройки у горизонта вызывают чувство необычайного простора.
Свободно и сильно мастер владеет цветом. Манера исполнения его более поздних произведений напоминает живопись Тьеполо и Маньяско. Гварди прославился как создатель поэтических, полных фантазии видов Венеции. Излюбленными сюжетами художника становятся изображение церквей Санта Мария делла Салюте и Сан Джорджо Маджоре.
Рядом с фигурами горожан — Пульчинеллы, участвующие во всем происходящем. Звучание ярких, горячих тонов подчёркивают всплохи белого и голубого. Учился у своего брата, Джованни Антонио (16981760), мастера алтарных композиций в стиле рококо.
Гварди изображал саму Венецию, её жизнь, как будто это целый инеделимыйорганизм. Родился в Венеции 5 октября 1712. В 1782 году ему была заказана серия картин, посвященных торжественным событиям в жизни Венеции — приезду наследника русского престола цесаревича Павла с супругой под именем графов Северных (Вечер в театре Сан Бенедетто, Париж, частное собрание Дамский концерт в честь графов Северных, ок.
Он будто протестует против общего строя венецианской живописи того времени. Маститые художники венецианской живописи — Антонио Каналетто, БернардоБеллотто — писали «портреты» венецианских известных мест и населяли ведуты подходящими персонажами. Но в вихревом движении света и цвета очень тонко выражен язык жестов и чувств героев.
Он схватывает лишь самое главное, существенное. Интерес к ним возник в атмосфере Венеции, где высоко ценился этот вид живописи. Гварди часто изображает бушующее водное пространство. Лёгкие, быстрые, разнообразные мазки изображают трепет жизни и вибрацию атмосферы. Франческо Гварди был современником Каналетто и Беллотто, но именно ему удалось придать топографически точному пейзажу (ведуте) и другому традиционному венецианскому пейзажному жанру — каприччо — характер подлинного пейзажа, приблизиться к созданию «пейзажа-настроения».
Его пейзажи основаны на непосредственных впечатлениях и наблюдениях. Пятна синего, алого, золотисто-коричневого, жёлтого уверенно разбросаны по холсту. Красный цвет звучит в картине трагическим лейтмотивом — кровавая рана на груди Дария, плащ Александра Македонского, одежды воинов.
Его всегда влекли минутное вдохновение и творческий порыв. Его живопись — это сплошной ряд «гениальных выходок». Особое место в творчестве Гварди занимают его поздние работы 1780—1790-х годов «Вид лагуны» (Серая лагуна, Милан, Галерея Польди-Пеццоли), «Рио деи Мендиканти» (Бергамо, Академия Каррара), «Пожар в квартале Сан Маркуола» (Мюнхен, Старая пинакотека).
Художнику невыносимы были оковы традиций, все слишком рассчитанное, благоразумное. За одно подлинное живое слово, удачную находку он готов был отдать сразу и свою репутацию умелого мастера и, более того, успех среди педантов-филистеров. Гварди написал эти полотна по гравюрам Дж. Б. Брустолона, в свою очередь исполнившего их с произведений Каналетто.
Неизвестно исполнена ли эта работа одним Франческо или обоими братьями Гварди, но созданные на створках органа «чудесные видения» — свидетельства высочайшего мастерства. Франческо Гварди никогда не стремился к документальной точности городских пейзажей. Кисть художника раскована. Для этого мастер использует очень сильные приёмы – в композиции всё размыто, всё окутано маревом. Переходы света и теней, лёгких и прозрачных создают глубину пространства. Мазок его точен и прозрачен в передаче тональных градаций цвета.
Не менее поэтичны поздние каприччи Гварди. Среди лучших пейзажей Гварди – Рио деи Мендиканти (Бергамо, академия Каррара) и Лагуна (Милан, музей Польди-Пеццоли). На полотнах документально запечатлены различные события — прием дожем послов, отплытие и возвращение дожа на «Бученторе» из церкви Сан Николо на острове Лидо, торжественная процессия Corpus domini на площади Сан Марко, коронация дожа на Лестнице Гигантов Дворца дожей, его пребывание в красивейшей церкви Венеции Санта Мария делла Салюте. В маленьком полотне Рио деи Мендиканти запечатлен тихий уголок города, носящий название «набережная нищих».
1782, Мюнхен, Старая пинакотека).