Во время учебы в Академии Франц Рубо часто приезжал на каникулы в Россию и любил путешествовать по Средней Азии, Украине и Кавказу. Ф. а. рубо был поистине русским художником, пропагандирующим русское искусство, хотя и считался французом по рождению, а большую часть жизни прожил в Мюнхене. В 1913 году Франц Рубо уехал в Германию, как он думал, временно.
Российский художник, мастер батальной и панорамной живописи Франц (Франсуа) Алексеевич Рубо родился 17 июня (5 июня по старому стилю по другим данным – 15 июня / 3 июня по старому стилю) 1856 года в Одессе (ныне город на Украине). В 1913 году Франц Рубо окончательно поселился в Германии, был назначен комиссаром русского отдела Мюнхенской выставки, за эту работу получил орден Святого Владимира IV степени. Рубо с досадой отмечал: «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов». Франц Алексеевич Рубо (1856-1928) родился в Одессе в семье выходцев из Франции, обосновавшихся в России.
Его отцом был переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо, мать Мадлен Сенек держала свой дом моделей. В 1901 году заказ на создание грандиозного полотна длиной 115 м и шириной 14 м получил Франц Алексеевич Рубо, художник-баталист, основоположник отечественной школы панорамной живописи. Высшей оценкой для Франца Рубо стали слова живых участников боёв, которые назвали картину весьма достоверной. Чтобы продолжить свое художественное обучение, Франц Рубо отправляется в 1877 году в Мюнхен (Германия) и поступает в Королевскую академию художеств, где проводит все молодые годы.
В 1912 году Франц Рубо окончательно перебрался в Германию, где прожил последние годы своей жизни почти в полном забвении. Францу Рубо помогали пять немецких живописцев. «я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», – жаловался Рубо в письме к одному из друзей. Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе. Францу Рубо помогали пять немецких живописцев.
Его отец — переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо мать — Мадлен Сенек, держала свой дом моделей. Франц Алексеевич Рубо родился 3 (15) июня 1856 года в Одессе. Его отец – переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо мать – Мадлен Сенек – держала свой дом моделей. Франц Алексеевич Рубо родился в Одессе 5 июня 1856 года во французской семье, переселившейся из Марселя: отец Алекс был книготорговцем, а мать держала свой дом моделей.
Франц Рубо не смог приспособиться к художественной жизни в Германии, очень быстро прожил заработанное в России. Она окончила Мюнхенскую Академию художеств— ту же где учился Франц Рубо. - архивно-герменевтический – помог раскрыть информацию в архивных материалах и публикациях, связанных с жизнью, творчеством и педагогической деятельностью профессора Франца Алексеевича Рубо. Франц Алексеевич Рубо – художник-баталист, основоположник панорамной живописи в России, академик, профессор Петербургской и Баварской академий художеств.
В 1877 Франц Рубо уехал в Мюнхен, где учился в Академии Художеств в 1878-1880. Его отец – переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо мать – Мадлен Сенек держала свой дом моделей. 13 марта (по другим данным – 11 марта) 1928 года Франц Рубо скончался в Мюнхене. Восстановлением полотна занимались художники-баталисты из Студии военных художников имени Митрофана Грекова, ученика Франца Рубо.
Франц Рубо был награжден баварским орденом Святого Михаила, французским орденом Почетного легиона, прусским орденом Короны II степени, российскими орденами Святого Станислава II степени, Святого Владимира IV степени и др. Выбирая сюжет для полотна, Франц Рубо решил остановиться на сражении на Малаховом кургане 6 июня 1855 года, когда 75-тысячная русская армия успешно отразила генеральный штурм, предпринятый 173-тысячной англо-французской группировкой. В 1914 году с началом Первой мировой войны Рубо, сохранивший французское подданство, оказался интернированным на территории Германии. Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе.
Скончался Франц Алексеевич Рубо в марте 1928 года в Мюнхене. Оставшись вдовцом в 1897 году, Франц Рубо в 1899 году женился на Эльзе Марии Хаберль.
В настоящее время четыре фрагмента панорамы хранятся в Махачкале. Это в основном реплики или высказывания по поводу его творчества. М. Грекову принадлежит несомненный приоритет в области советской батальной живописи.
Панорама была приобретена Военным министерством в 1897 году для Тифлиса. Так же высоко оценивает творчество Ф. Рубо и И. Бродский. - при создании учебных пособий по батальной и панорамной живописи. Начало второго периода творчества Рубо можно обозначить 1886 годом. Обращаясь к Грекову, он пишет: «Ты знаешь, как я ценю высоко искусство панорамы, а от тебя я жду достижений, равных лучшему, что создал Франц Алексеевич Рубо».
По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. Художник Н. Н. Каразин писал: «Сколько знания, таланта и вкуса Собравшаяся на центральной площадке панорамы довольно многочисленная группа художников с восторгом смотрела на все эти чудеса искусства и с чувством уважения на их автора, скромного и тихого Рубо, как будто невольно смущенного и даже серьезно боящегося за успех своего детища». 258 Почти восемьдесят лет прошло со дня смерти Ф. А. На некоторых акварелях изображена царская охота.
Многому могут поучиться у Ф. Рубо и современные молодые художники. В 1896 году на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке для панорамы «Штурм аула Ахульго» построили специальное здание. До 1877 года Франц проходил обучение в Одесской рисовальной школе.
В них художник отразил все стороны военной жизни. В 1878-м стал воспитанником Мюнхенской академии художеств, также учился у польского художника Юзефа Брандта, того самого, чье творчество вдохновило Генрика Сенкевича на создание его знаменитой историко-литературной трилогии («Огнем и мечом» и т. д. ).
Другой известнейшей его панорамой стала Бородинская битва. Рубо уезжает на время в Мюнхен, но остается там до конца жизни.
Франц Алексеевич Рубо родился 5 (17) июня 1856 года в Одессе, в семье французского коммерсанта.
Еще во время работы над картиной "Штурм аула Ахульго" (1888) для Храма Славы Рубо задумал и вскоре создал панораму на ту же тему. И художник вышел победителем: его замысел был утвержден. Менее подробно освещается опыт преподавания профессора Ф. Рубо в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств. Наверное, в этом нерв и главная особенность произведений художника.
Панорама была приобретена Военным министерством в 1897 году для Тифлиса. В 1886 году молодой художник получил правительственный заказ на написание девятнадцати картин для военно-исторического музея Тифлиса «Храма Славы». Динамичность и контраст освещения делают её эмоциональной, насыщенной. Начавшаяся война в Европе, а затем и Гражданская война в России не позволили художнику возвратиться на свою историческую родину.
«Атака запорожцев в степи» и «Кавказец-кавалерист» – самые известные работы художника в этот период. Когда в ноябре 1904 года работа над панорамой была закончена и она была перевезена в Севастополь, туда зачастили «приёмные комиссии», которые стали пенять художнику на «недостатки».
После почти двухлетних подготовительных работ картина (размеры живописного полотна 115х15 м) была написана за 11 месяцев. Помимо этих картин (написанных в 1885–1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). Помимо этих картин (написанных в 1885—1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896— сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). Также в в краеведческом музее Махачкалы находится панорама Штурм аула Салты. С ранних лет у Франца Рубо проявилась склонность к рисованию.
Свое творчество он посвятил раскрытию героического прошлого России. Прекрасно овладев приемами панорамного искусства, развив их и подчинив законам реалистического творчества, Ф. Рубо добился в них большой жизненной правды, достиг высокого художественного мастерства. марок и создал колоссальное полотно, длиной в 120 метров и высотой в 12. Его учителем стал Йозеф Брандт. Кроме эскиза размером 1, 0811, 5 м, выполненного тушью на бумаге, он создал около 50 этюдов. Первая панорама Рубо, «Штурм аула Ахульго» (сохранилась фрагментарно) изображала один из эпизодов Кавказской войны.
Дело еще и в том, что это были годы перед Первой мировой войной и Россия искала возможности сближения с Францией. Однако, когда в 1910 году Рубо показал этот эскиз царю, тот его отклонил. Горелова и других. Рисунок четкий, но не жесткий. Источниками исследования явились: живописные произведения и исторические панорамы Ф. Рубо, музейные и архивные фонды, а также журнальная и газетная периодика того времени. Кавказская тематика – ведущая в творчестве художника в 1880 – 1890-е годы.
Кроме того, он принял от Ф. Рубо способ работы с натурой. В книге В. В. Садовеня «Русские художники-баталисты XVIII – XIX веков» (1955) биография Ф. Рубо уложилась в полстраницы. И общий тон и светотень и то, как положена краска, – все сильно, лаконично и убедительно, все подчиняется целому, теме, содержанию. Франц Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в семье небогатого французского коммерсанта.
Он стал основоположником русской школы батальной панорамы. В 19021904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама Оборона Севастополя, открытая в 1905 в Севастополе в возведенном для нее здании (шибко пострадавшая при обороне города в 19411942, отреставрирована и открыта ещё раз в 1954). Об этом свидетельствует запись в дневнике императора. рублей".
В 1886 году он получил заказ на написание 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. Вклад его в искусство и педагогику значителен. Мясоедова и консультанта Б. М. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. Несмотря на успех, вернуть потраченные средства не удалось. В это время он получает правительственный заказ: написать серию картин для «Храма славы» в г. Тифлисе. Работа над ней шла при участии И. Г.
Работа над ней шла в тех же условиях, при участии И. Г. Мясоедова (была открыта в 1912 в специальном павильоне на Чистых прудах в Москве после этого длительной реставрации ее воссоздали в 1962 в новом здании на Кутузовском проспекте). и воссоздании советскими художниками панорамы «Оборона Севастополя». Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) – русский художник. Помимо этих картин (написанных в 18851895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), в первый раз показанная на художественно-промышленной экспозиции в Нижнем Новгороде (1896 сохранились только отдельные ее фрагменты, находящиеся в настоящий момент в краеведческом музее Махачкалы). Одно из ранних упоминаний о панораме «Бородино» относится к 31 октября 1909 года.
Уже в конце ноября 1909 года Рубо обратился за советом к Б. М. Колюбакину: «Без Вашего содействия я приличную панораму 1812 года написать не могу» Впервые на поле битвы художник побывал 1 апреля 1910 года. Об этом свидетельствует запись в дневнике императора. Но зарождалось и новое реалистическое направление, которое возглавлял Адольф Менцель. Актуальность темы определяется тем, что в наследии Ф. Рубо, несмотря на его мировую известность имеются значительные малоисследованные области.
Таким образом, здесь Рубо выступает в известной степени и как исторический художник. словом, выходила действительно русская панорама. Художник показывает войну не бутафорски. Рубо написал панораму Бородинская битва. В 1902-1904 гг.
Михаила, Баварская Академия художеств присвоила ему звание профессора.
Матросы и солдаты отчаянно сбивали с панорамы огонь им пришлось разрезать полотно. Мазуровского, Н. С.
С 1901 года Рубо работал над гораздо более масштабной панорамой «Оборона Севастополя 1854-1855 гг» избрав для изображения штурм Малахова кургана. Затем панораму демонстрировали в Париже, где она имела большой успех.
Кредиторы художника угрожали ему продажей произведений в Мюнхене с молотка. В 1910 году Франц Алексеевич приступил к работе над панорамой «Бородинская битва». Художник также был награжден орденом святого Михаила. Представленная в 1891 публике панорама имела значительный резонанс. В первую очередь это воспоминания профессора института им.
По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. Умер Рубо 13 марта 1928 года в Мюнхене. Рубо последовательно реализовал один из принципов реалистического панорамного искусства – принцип единства времени, показав момент отражения защитниками Севастополя самого яростного штурма, предпринятого неприятелем 6 (18) июня 1855 года, когда героизм русских воинов проявился особенно ярко.
Грекова, М. И. Панорамам и батальным картинам Рубо свойственны правдивость и историческая конкретность. Таланту и мастерству всегда отдается должное. В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы «Бородино». В 1888 задумал картину «Штурм аула Ахульго», для которой за свой счет построил павильон в Мюнхене, надеясь сборами от демонстрации картины покрыть расходы.
Он стал основоположником русской школы батальной панорамы. Выставка еще не закрылась, а он уже куда-то загадочно исчез. рублей».
Они публиковались в таких журналах и газетах, как: «Пчела», «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение», «Русский инвалид», «Петербургская газета», «Московский вестник», «Новое время» и др. Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы. В 1902–1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама Оборона Севастополя, открытая в 1905 в Севастополе в возведенном для нее здании (сильно пострадавшая при обороне города в 1941–1942, отреставрирована и открыта вновь в 1954).
В 1910 году Франц Алексеевич приступил к работе над панорамой "Бородинская битва". Затем панораму демонстрировали в Париже, где она имела большой успех. В этот день на заседании Императорского русского Военно-исторического общества рассуждали «О способах ознаменования столетней годовщины «священной памяти Двенадцатого года»». В это время, работая над «кавказским» циклом картин, Франц Алексеевич, впечатлённый драматизмом кавказской войны, приступает к созданию первой российской панорамы «Штурм аула Ахульго». В течение долгих двух лет художник с помощниками трудился над панорамой, а после это еще пять лет не мог реализовать свой шедевр и подвергался преследованию со стороны кредиторов.
В ходе работы использовались личные дела Ф. Рубо, хранящиеся в архиве Мюнхенской Академии художеств документы, находящиеся в Российском Государственном историческом архиве, Научно-библиографическом архиве Российской Академии художеств, отделе учета Научно-исследовательского музея PAX письма: Ф. Рубо генералу Б. М. Колюбакину, хранящиеся в Российском Военно-Историческом архиве, П. А. Воронцову-Вельяминову – в фонде письменных источников Музея-панорамы «Бородинское сражение» использованы каталоги выставок и их обзоры в периодической печати. Для мастера характерен строгий отбор главного, наиболее существенного. Франц Алексеевич воспитал прекрасных художников – М. Б. Францу Рубо помогали пять немецких живописцев. Однако посетители смогли ее увидеть только в 1909 году, но не в Тифлисе, а в Севастополе, в здании панорамы «Оборона Севастополя».
На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев. К сожалению, в работе не обошлось без неточностей и ошибок, на которые указывается в диссертации и делаются необходимые поправки. В 1972 г. появилась книга С. М. Клавдиева «Русские панорамы». Рубо, однако, подобные «коррективы» встретил в штыки столь же яростно, как русские солдаты врага на его панораме.
Воинственные горцы представляли особый интерес для художника баталиста. под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама Оборона Севастополя, открытая 27 мая 1905 года в Севастополе в специально возведенном для нее здании. В первоначальном эскизе главным композиционным центром был бой за батарею Раевского.
Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы. В это время художник много путешествует по Кавказу, собирает материал для картин.
Письма впервые частично были опубликованы в «Военно-историческом журнале» в 1962 и в 1963 годах в 7 и 9, соответственно. Вольнослушательница батальной мастерской А. Л. Грекова (Малеева) в своих воспоминаниях приводит интереснейшую информацию не только о творческой атмосфере в академической мастерской, но и о совместной работе профессора Ф. Рубо и его учеников над реставрацией панорамы «Оборона Севастополя». Авилова, Г. Н.
Цикл картин Рубо охватывал огромный исторический период – от походов Петра I до «Сражения на реке Кушке 22 августа 1839 года». Наиболее видной фигурой в русской академической батальной живописи конца XIX – начала XX века был автор многочисленных батальных полотен, главным образом на сюжеты кавказских войн России и больших батальных панорам: «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя», «Бородинское сражение», основоположник русской школы панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо (1856-1928). Художник должен всегда оставаться правдивым». Центральной сценой в панораме стала битва за батарею Жерве.
Рубо. Еще во время работы над картиной «Штурм аула Ахульго» (1888) для Храма Славы Рубо задумал и вскоре создал панораму на ту же тему. В 18891891 гг. Его живопись выразительна и индивидуальна. И художник вышел победителем: его замысел был утвержден.
Инициатива художника была поддержана на высочайшем уровне и баталист принялся за работу. Художник должен всегда оставаться правдивым". Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы. В 1908 году Ф. А.
Кредиторы художника угрожали ему продажей произведений в Мюнхене с молотка. Открытие состоялось 14 (27) мая 1905 года. Рубо писал батально-бытовые картины из жизни горцев, а также бытовые сцены из жизни украинцев.
В главе, посвященной работе над Бородинской панорамой, С. Клавдиев впервые (правда, достаточно вольно) цитирует переписку Ф. Рубо с его консультантом – военным историком Б. М. Колюбакиным, обнаруженную в 1950-х годах среди личных архивов генерала. Это было влияние большого, глубокого содержания искусства. Штрихи к портрету мастера и педагога найдены в переписке современников живописца. В плохом состоянии в 1928 году ее передали в Дагестанский краеведческий музей. Уже в конце ноября 1909 года Рубо обратился за советом к Б. М. Колюбакину: "Без Вашего содействия я приличную панораму 1812 года написать не могу" Впервые на поле битвы художник побывал 1 апреля 1910 года.
По словам Е. Е. 27 мая (14 мая по старому тилю) 1905 года панорама Штурм 6 июня 1855 г. была открыта для обозрения. И в этом ощущается преемственность школы, верность традиции.
Долгое время творчество Ф. Рубо не попадало в сферу интересов историков искусства. В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы "Бородино". Художник также был награжден орденом святого Михаила. О нем не написано ни одной фундаментальной монографии. Севастопольская панорама в это время экспонировалась в Санкт-Петербурге на Марсовом поле.
Одно из ранних упоминаний о панораме "Бородино" относится к 31 октября 1909 года. Среди характерных батальных полотен Рубо Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский махач (1913 обе в Артиллерийском историческом музее, Петербург). И конечно же, нельзя не упомянуть знаменитую панораму Рубо, ныне размещенную в московском Музее-панораме «Бородинская битва».
Опасаясь банкротства, художник обратился к Николаю II с просьбой приобрести произведение за 15 тысяч рублей и в 1897 оно было куплено Военным министерством (сохранилось фрагментарно). Именно его имя мы вспоминаем, когда речь заходит о панораме Оборона Севастополя либо о панораме Бородинская битва. Получив начальное художественное образование в Одесской рисовальной школе, Ф. Рубо закончил его в мюнхенской Академии художеств (1878—1883). Колюбакина и была завершена в рекордно короткий срок. «Русский инвалид» об изменении сюжета панорамы «Бородинская битва» : «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть. Этот вид изобразительного искусства привлек мастера тем, что давал возможность создавать монументальные произведения, в яркой форме воскрешающие знаменательные события в истории России. Позже была сделана копия панорамы, а уцелевшие фрагменты полотна сохраняются как реликвия.
Среди характерных батальных полотен Рубо – Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский бой (1913 обе – в Артиллерийском историческом музее, Петербург). Открытие состоялось 14 (27) мая 1905 года. Приверженность к изображению батальных сцен посылала его в многочисленные поездки по местам боев и сражений (Кавказ, Средняя Азия). Подчеркивать превосходство русской армии даже в панораме было как бы неуместно.
Музей был призван увековечить героизм российских солдат, сражавшихся на Кавказе, в Иране и Средней Азии. И в русской дореволюционной литературе о творчестве художника можно найти немногое.
«Русский инвалид» об изменении сюжета панорамы «Бородинская битва» : «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть словом, выходила действительно «русская» панорама. Художник Н. Н. Каразин писал: "Сколько знания, таланта и вкуса. Ф. Рубо всю жизнь работал упорно и много, не избалованный завидной легкостью исполнения и постоянной удачей и вовсе не все у него получалось с одинаковой успехом.
Как писал о М. Грекове его ближайший товарищ и соратник Н. Г. Котов, художник «вырабатывал такое мастерство, которое крайне лаконично, без рабского подражания ненужным мелочам выражало бы самую суть, живописный синтез изображаемых 256 явлении». В 1905 году художник представил панораму «Штурм 6 июня 1855 года», посвященную обороне Севастополя. Уже будучи зрелым мастером, летом 1901 года художник получил официальный заказ на создание панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов. Этот вид изобразительного искусства привлек мастера тем, что давал возможность создавать монументальные произведения, в яркой форме воскрешающие знаменательные события в истории России. В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы "Бородино". В акварелях и рисунках Рубо очень хорошо разработана ритмика линий и светотеневых пятен.
В настоящее время четыре фрагмента панорамы хранятся в Махачкале. Сама панорама «Бородинское сражение» в данном случае рассматривается в качестве иллюстративного материала по истории Отечественной войны 1812 года, без анализа её художественных достоинств. Теперь уже он явился для Е. Моисеенко 255 непревзойденным учителем. Художник также был награжден орденом Святого Михаила. И зритель благодарен художнику за приобщение к трудной дороге познания истории. Эскиз был показан на юбилейной выставке 1912 года.
Работа над ней шла в тех же условиях, при участии И. Г. Мясоедова (была открыта в 1912 в специальном павильоне на Чистых прудах в Москве после длительной реставрации ее воссоздали в 1962 в новом здании на Кутузовском проспекте). Мазок живой, энергичный. Самокиша и других иногда увлекающихся нарочитой театральной эффектностью. Жанровые сцены у Рубо всегда связаны с пейзажем.
К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Ф. А. За нее Рубо был награжден орденом Св. В 1893 «Штурм Ахульго» выставлялся в Париже, а в 1896 — на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде.
Так, в одной из первых книг «Франц Алексеевич Рубо» (из серии «массовая библиотека», 1952) Ю. С. Халаминский попытался определить значение наследия художника и охарактеризовать главные этапы его творчества. Рубо последовательно реализовал один из принципов реалистического панорамного искусства — принцип единства времени, показав момент отражения защитниками Севастополя самого яростного штурма, предпринятого неприятелем 6 (18) июня 1855 года, когда героизм русских воинов проявился особенно ярко. В плохом состоянии в 1928 году ее передали в Дагестанский краеведческий музей.
Анализируя произведения Ф. Рубо, посвященные героическим событиям из истории России, а также три грандиозные, мастерски исполненные панорамы «Штурм аула Ахульго» (1890), «Оборона Севастополя» (1901-1904) и «Бородинское сражение» (1911-1912), О. Федорова отмечает, что они стали классикой русской батальной живописи. «Мы должны гарантировать, что напишем не хуже Рубо», – говорил М. Греков, работая с М. Авиловым и П. Шухминым над 257 панорамой «Оборона Царицына». Очень помогли Рубо в профессиональном плане занятия у художника-анималиста Иозефа Брандта. Произведения Ф. Рубо и сейчас сохраняют высокую художественную ценность, большой эмоциональный заряд, как когда-то сказал И. Н. Крамской: оттого, что «душа положена».
Серьезным исследованием по данной теме явился труд О. Ф. Федоровой «Франц Рубо» (1982), в которой известные прежде факты были дополнены материалами архивов и периодической печати. "Хотя это произведение и пользовалось всеобщим успехом, – писал он в прошении, – но материальным результатом этого предприятия оказался дефицит в 11 тыс. В неоднократно издававшемся путеводителе по музею-панораме «Бородинское сражение» (авторы: Л. В. Ефремова, И. Я. Крайванова, О. П. Андреева, Т. Д. Шувалова, О. П. Папков), дается описание панорамы и краткие сведения о биографии Ф. Рубо иногда с неточностями (в диссертации на них указывается). Помимо этих картин (написанных в 1885-1895 гг. ) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 – сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы).
Он создал ее в 1911 году, через восемь лет после панорамы Оборона Севастополя. (В 1942 в ходе бомбардировок Севастополя немецкими войсками в ходе Великой Отечественной войны панорама была значительно повреждена, ее фрагменты эвакуированы из города. Другой известнейшей его панорамой стала Бородинская битва. Севастопольская панорама в это время экспонировалась в Санкт-Петербурге на Марсовом поле.
Третий период – период расцвета творчества Рубо – можно обозначить 19021912 годами. художник создает свою первую панораму «Штурм аула Ахульго». В книге Г. В. Терновского «Памятник народного подвига» (1956) дана подробная историческая справка о Крымской войне 18531855 гг. Такая живопись становится его методической системой.
Автор объясняет это тем, что подробное рассмотрение творчества Ф. Рубо, в значительной мере относящегося уже к XX веку, не входило в задачу названных «очерков». Произведения Ф. Рубо являются ценным вкладом в русскую батальную живопись. В советскую эпоху положено начало научного изучения деятельности Ф. Рубо. Об этом свидетельствует запись в дневнике императора. В книге также присутствует ряд неточностей, на которые обращается внимание в данной диссертации.
Авторами этих статей были Н. Н. Каразин (1896), В. С. Кривенко (1902), Б. Шуйский (1912), И. Тестов (1912). Его панорамы «Оборона Севастополя» и «Бородинское сражение» имеют не только большую патриотическую историко-познавательную ценность, они могут до сих пор служить образцом этого вида изобразительного искусства. Достаточно назвать одну из наиболее известных – Охоту башкир с соколами в присутствии императора Александра II. До сих пор она считается одной из лучших в мире. В это время он работает над панорамами «Оборона Севастополя» и «Бородинское сражение».
Рубо умел и любил рисовать животных. В 1924 году панорама «Штурм аула Ахульго», хранившаяся на валу в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, пострадала во время наводнения. Ф. Ондрушек.