Свою художественную цель они определяли как соединение чистого цвета с чистой формой. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт.
Верблюд, умирающий от недостатка воды и пищи, «глядел черными глазами, как умный грустный человек» и закрыл глаза, «так как не знал, как нужно плакать» (Платонов 2010, 133)9. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ.
Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. В 1911 году вместе с Кандинским, А. Макке и другими основал объединение «Синий всадник», был одним из редакторов одноименного альманаха (1912 год), где напечатал несколько эссе о современном искусстве. Вообще можно констатировать, что идея необходимости в искуплении всей твари акцентируется именно в гетеродоксальной, сектантской среде, в то время как господствующая философская и церковная традиция подчеркивает принципиальное различие животного и человеческого начал (Agamben 2003)2.
Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма. Хотя он любил Марию Франк, женился все же (1907) на Мари Шнюр. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог.
Творческое наследие его многогранно: живопись, графика, скульптура, медали. Стремительная творческая эволюция Марка была прервана его гибелью на фронте под Верденом. Еще в раннем «Рассказе о многих интересных вещах» братская жизнь челоshyвека и животного предстает в виде будущего идеала.
Сами они, между тем, были отнюдь не равны. В декларации 1904 года Хлебников выражает желание, чтоб на его могильной плите прочли: Мотив умирающей лошади находим также в стихотворении Бертольта Брехта, в котором от лица лошади рассказывается о том, как голодные люди бросаются на нее, чтобы отрезать от ее костей кусок мяса (Brecht 1967, 61 – 62).
выше. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Немецкий поэт, однако, дает этой теме характерный для его мировозshyзрения поворот.
Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты. Neue Kunstlervereinigung Munchen). Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. В 1900 году начал обучение в Мюнхенской Академии художеств, где учился до 1903 года у Габриэля фон Хакля и Вильгельма фон Дица. 1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными.
В то же время, под влиянием итальянского футуризма, Марк начал писать более динамичные композиции. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Лесная чаща предстает на картине как символ потаенного мира природы, который разрушается и гибнет под напором неведомой грозной силы. Учился в АХ в Мюнхене (1900—1902) у Г. Хакля и В. Дица.
Последовательно испытал влияние стиля «модерн», кубизма и футуризма. Хотя мы видим, что с некоторых цветов уже начали опадать лепестки. Вместе с В. В. Кандинским и А. Макке — организатор художественного объединения «Синий всадник» (1911) в 1912—1914 — один из лидеров раннего экспрессионизма.
В «Мусорном ветре» «неполноценное бытийное состояние общества приводит к мутации человека», в результате чего меняется «форма человеshyческого тела и все его известные физиолого-анатомические свойства» (Баршт 2000б, 166). И еще он пишет: «Не лестница эволюции, а смешение живых существ, общий конгломерат» (Платонов 2000а, 213). Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Последовательно испытал влияние стиля «модерн», кубизма и футуризма.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Дом Ленбаха был построен по проекту Габриеля фон Зайдля в стиле флорентийского Ренессанса. В произведениях Марка мир природы предстает цельным и бесконфликтным, в нем нет противопоставления хищников и их жертв, он никогда не изображает сцены охоты, страдания зверей, чрезвычайно редко – погибших животных.
Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Кажется, что цветы вот – вот сорвали и поставили в вазу.
В лагере считают, что Лихтенберг «едва ли человек», а «новый возможный вид социального животного», обросшего «волосяным покровом» (281). Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году.
Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Когда герой увидел черепаху, которая «томительно глядела черными нежными глазами на лежавшего человека» (135), он старался разгадать, что сейчас происходит в ее сознании: «Может быть, волшебная мысль любопытshyства к таинственному громадному человеку, может быть, печаль дремлющего разума» (135). Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. В 1909 году Марк поселился в Зиндельсдорфе (Нижняя Бавария).
Некоторые находки кубистов помогли ему органично вписать предмет в окружающую среду, а новшества футуристов использовались им в создании точно выверенных ритмических эффектов. (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Или: «Среди животных есть морально даже более высокие существа, чем люди» (Баршт 2000б, 213). Перед нами картина Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных».
Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Цитирую слова молоshyдого героя Ивана Копчика, основателя сказочного города Новая Суржа, который хочет поселить лошадей и коров вместе с людьми в одном доме: О близости человека и животного говорит и происхождение самого героя Ивана, которого зачал «почти не существующий» человек-волк, «по обличию – скот и волк, по душе, по сердцу, по глазам – странник и нагое бьюshyщееся сердце» (там же, 348). Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал.
О желаниях. Их совместные интересы. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. В картинах «Лошадь в пейзаже» (1910 год, Музей Фолькванг, Эссен), «Лисица» (1911 год, Музей Хейдта, Вупперталь) и др. Однако накануне первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение. В картине много характерного для Марка – яркие фантастические цвета, отсутствие воздушной среды, плотное заполнение холста.
Читать училась по азбуке Льва Толстого. Он все еще находился в поисках собственного языка форм. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913).
Франц Марк уделял большое внимание отбору и развеске картин, представленных на первом берлинском Осеннем салоне. Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Простые сюжеты его произведений кажутся идиллическими: красивые животные, обитающие среди девственной природы.
Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Но прежде чем заниматься разными видами взаимоотношений между чеshyловеком и животным в творчестве Платонова, стоит оглянуться на традицию, на фоне которой Платонов строит свои «антропозоологические» образы. Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Дальнейшие поиски сверхчувственной сущности влекут художника к абстракционизму («Тироль», «Борющиеся формы» обе – 1914 год, Мюнхен, Новая пинакотека).
Сам писатель обращает внимание на дружескую близость ребенка и животного, когда он пишет, что «ребенок – это человек вначале, то есть животное» (Платонов 2004, 125)7. Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». Ему было всего 36 лет. Так, на картине Косуля в лесу II (1912) зритель видит на переднем плане свернувшуюся в клубок косулю, которая чувствует себя в безопасности, в то время как фигуры на заднем плане готовятся к нападению.
Синий цвет преобладает на этой работе Н. И. Мысль зоотехника об эволюции животного мира соответствует убеждеshyнию Платонова (как и Заболоцкого), что эволюция жизни на земле, благоshyдаря усилиям общества и науки, должна привести к сближению разных видов живых существ. Птицы. Этот дом походил вначале на итальянскую загородную виллу.
Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913 Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось) – см. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. В 1914 г. он был мобилизован, а в 1916 г. погиб под Верденом.
Умер он в 1904 году, а в 1927-1929 гг. Изучал теологию и философию в Мюнхенском университете, затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1900-1902 годы) у Г. фон Хакля и В. фон Дица. Мотив картины подвергался квазипризматическому разложению на геометрические формы (Косуля в монастырском саду, 1912 Судьба зверя, 1913 Конюшни, 1913/14). Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Грусть и боль животных усугублены тем, что они лишены споshyсобности плакать.
Устаревшие идеи и произведения искусства продолжают вести призрачную жизнь и по-прежнему останавливаешься в полной растерянности перед геркулесовым трудом по их изгнанию и по закладке свободного пути для нового, уже пребывающего в ожидании». Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Франц фон Ленбах стал самым известным немецким портретистом эпохи Бисмарка. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Идя далее по пути деформации натуры, М. обнаружил близость абстрактному искусству («Борющиеся формы», 1914, Городская галерея, Мюнхен).
Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. В 1916 он погиб под Верденом (Франция) в возрасте 36 лет. В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена Орфей и звери (Мюнхен, Ленбаххаус). Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных.
Поshyдобно «организованным» лошадям, медведь оказывается более сознательным, чем Вощев, которому стало грустно, «что зверь так трудится, будто чует смысл жизни вблизи, а он стоит на пороге и не пробивается в дверь будущего» (519). Он бьет молотом «человечески» и радуется будущему наслаждению, когда ему обещают водку на вечер. При фашизме работы Марк Франц были изъяты из музеев. У него не только кроткие человечьи глаза и «не собачья, почти человеческая круглая задумчивая голова» (Плаshyтонов 2011б, 257), но и сны у собаки и у мальчика бывают схожи.
Она описывает взаимосвязь природы, растений, птиц и насекомых между собой. Как бурshyжуйка она оказывается лишним «социальным животным» в социалистическом обществе: «Длинные обнаженные ноги были покрыты густым пухом, почти шерстью, выросшей от болезней и бесприютности, – какая-то древняя, оживshyшая сила превращала мертвую еще при ее жизни в обрасshyтающее шкурой животное» (Платонов 2009б, 458). Три красные лошади (1911, Рим, коллекция П. Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден.
Кафкианская модель мира. Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Больше всего ему нравились лошади. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Марк – один из главных мастеров раннего немецкого экспрессионизма.
Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных». – вопрошал Марк.
Это говорит о том, что несмотря на сложную судьбу она стала победителем. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника».
В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. 1911-1913: Знаменитый анималист.
В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Эта фраза перекликается с одобрительными словами Чиклина в адрес активиста: «Ты чуешь классы, как животное» (507). В 1913 г. Марк и Макке едут в Париж, где встречаются с Делоне.
Этим как бы признается, что лошадь человечнее человека и в образе ее страдания больше благородности и художественной силы» (Марков 1955, 75). Анна Ахматова теперь была символом своей страны и своего времени. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Хозяин обращается к полумертвой лошади со словами: «Значит, ты умерла. В четырех так называемых картинах-формах (1914) за счет соответствующего взаиморасположения формы и цвета он вдвое усиливает ощущение либо идиллии и гармонии, либо борьбы и упадка.
Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. До сих пор ведутся споры, можно ли считать Марка анималистом, поскольку так или иначе основной темой его работ были животные – в первую очередь лошади. Через год их союз распался, при этом Шнюр, несмотря на первоначальный уговор, подала иск о возмещении Марком ущерба от развода, препятствуя тем самым свадьбе своего бывшего мужа с Франк.
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. Но чем ближе была война, переломившая позвоночник века, тем явственнее ощущается тоска в глазах его зверей и обреченность в изгибах их тел. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Николай Бердяев пишет в раshyботе «Смысл творчества» о том, что падение человека влечет за собой падение и омертвение всех низших слоев природы, поскольку человек как высшая степень природы ответственен за весь строй космоса. Марк (Marc) Франц (8. 2. 1880, Мюнхен, — 4. 3. 1916, погиб под Верденом), немецкий художник. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания.
Ироническое представление ошеломительного «сверхчеловеческого» ума лошади является как бы изнанкой той высокой оценки, которую часто придают лошади как существу, обладающему особым даром провидения (Jung 1952, 474). Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. Эти строки Осипа Мандельштама. В 1911 году в Париже Н. И. Во второй цитате речь идет о платоshyновской идее желательной «эволюции животного мира», в то время как перshyвая явно пародирует официальный дискурс того времени.
Впрочем, во фронтовом блокноте Марк, рядом с абстракциями, по-прежнему рисовал оленей и своих любимых лошадей. Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь — это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать. «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский.
О Ницше рассказывают, что в Турине в 1889 году при виде жестокого отношения извозчика к своему коню он в слезах бросается животному на шею с восклицанием: «Брат мой. » У поэshyтов и художников первых десятилетий ХХ века мотив избавления твари приshyобретает новую силу на основе обращения к примитивизму. 1910: Теория цвета. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Толстой Фёдор Петрович (1783 – 1873) – русский художник. Чистые насыщенные цвета (красный, синий, жёлтый) должны передавать «сущность», скрытую за «видимостью» и потому наделяются у Марка символическим значением. Мне очень понравилась это картина.
Птицы как будто вылетают из ворот. Вместе с В. В. Кандинским и А. Макке — организатор художественного объединения «Синий всадник» (1911) в 1912—1914 — один из лидеров раннего экспрессионизма. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Художник разработал уникальный дизайн брезентовых тентов и чехлов, укрывающих артиллерию от разведки с воздуха. Дело, конечно, не только в этом единичshyном факте из биографии автора.
В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». При фашизме работы М. были изъяты из музеев. Во время дождя 1912 Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи) Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие).
Обобществленные лошади колхоза идут «ровным шагом» в овраг, где они напиваются «в норму», возвращаются оттуда, «не теряя строя и сплочения между собой» и совместно входят в общий двор, где опускают собранный им по дороге корм в одну среднюю кучу и вместе начинают есть, «организованно смирившись без заботы человека» (Платонов 2009б, 485)12. Художник решительно порвал с натурализмом. 1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909 В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем.
За годы обучения Марк освоил ремесло художника, став настоящим мастером, но традиции исторической живописи XIX века были ему чужды. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Можно предshyположить, что повесть Толстого «Холстомер», показывающая моральное преshyвосходство лошадей над людьми, отражает подобные сектантские представshyления.
/. В нём была открыта Городская галерея. Когда Настю уверяют в том, что медведь тоже за Сталина, она говорит: «Звери тоже чуют. » (502). Со стороны проблематики пола повесть связана с хлыстовским учением о кастрации (Эткинд 1998, 98 – 99), но со стороны отрицания института собстshyвенности она скорее отражает соответствующие представления духоборцев. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя.
– Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. И название пришло само». Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы.
архитектор Ганс Грессель реконструировал и перестроил здание. В 1903, 1907 и 1912 посетил Париж. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову.
Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Регрессивные метаморфозы «Мусорного ветра» говорят о том, что в фашистском «царстве мнимости» (275) все не то, чем кажется. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Полицейский, смотрящий на мертвого с точки зрения нацистshyской идеологии, считает, что это «лежит обезьяна или прочее какое-нибудь ненужное для Германии, ненаучное животное» (288). Однако приказ не успел дойти до фронта.
Темная, трудная надежда ее была в желании съесть всех людей, когда они умрут» (199). Наверное, в Африку, в Австралию, в Южную Америку. Животные казались мне прекраснее и чище, — писал Марк. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах.
Филонов был знаком с биологическим монизмом немецкого философа Эрнста Хекеля, стремившеshyгося к примирению религии и науки (Krieger 2006, 154). Марк (Marc) Франц (8. 2. 1880, Мюнхен, — 4. 3. 1916, погиб под Верденом), немецкий художник. Животные в глазах Марка были носителями таких качеств, как красота, чистота и верность, которые он уже не чаял отыскать в человеческой среде. В произведениях Марка мир природы предстает цельным и бесконфликтным, в нем нет противопоставления хищников и их жертв, он никогда не изображает сцены охоты, страдания зверей, чрезвычайно редко – погибших животных. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство.
Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание). Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». Индерсдорф 1904 Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Мысль о деградации человека, контрастирующей с благородстshyвом животных, всплывает не раз в «Записных книжках» Платонова. Она привыкла к ободshyряющему выкрику «Роза» и «самостоятельно предпочитала одну дорогу другой и всегда выходила туда, где нуждались в вооруженной руке Копенкина», коshyторый «действовал без плана и маршрута, а наугад и на волю коня» (Платонов 2009б, 110). – словно эпиграф к творчеству, да и ко всей жизни Франца Марка.
Строили его в период 1887 – 1891 гг. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира.
В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Он подчеркивает мысль апостола Павла о том, что «вся тварь стенает и мучится доныне» (Послание к римлянам, гл. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война.
Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. Среди других известных работ этого периода можно назвать картины Синяя лошадь I, Желтая корова, Маленькие синие лошади (все – 1911), а также Тигр (1912). На ней изображены летние садовые цветы. Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913 В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ.
В мае 1906 года у Марка завязались отношения с художницей из Женской академии Мюнхенской Ассоциации художников Мари Шнюр и её ученицей Марией Франк. Так, например, обратная эволюция в «Мусорном ветре», приводящая к разным негативным формам зооморфозы, контрастирует с привычной для Платонова тенденцией к сближению человеческого и животного начал. Глядя на картину, слышится пение птиц, хочется почувствовать запах зелени и цветов.
Лето, солнце, много зелени, с цветка на цветок перелетают пчелы и бабочки. Широко известны его натюрморты «Ягоды красной смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка». Одной из первых картин, в которой он воплотил свою теорию соотношения цветов, была Лошадь на фоне ландшафта (1910). К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных».
Данную картину не каждый может понять. Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник». «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка.
Восприняв мистико-пантеистические идеи немецких романтиков, Марк стремился передать «органический ритм, который пульсирует во всех существах». Эта картина действует на разум. Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
В его экстатичных образах, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым колоритом (несколько основных цветов), отразились стихийное неприятие современной действительности и предчувствие грядущих общественных потрясений («Башня синих лошадей» «Судьба животных», 1913, Публичное художественное собрание, Базель). Противоположная идея лежит в основе повести «Мусорный ветер», котоshyрая изобилует примерами регрессивной метаморфозы, то есть обратного векshyтора эволюции живых существ. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства.
Когда Альтман попросил Ахматову позировать ему, она согласилась. Основной сюжет его живописи – животные в ландшафтном окружении (ещё в середины 1900-х годов он зарисовывал лошадей, ланей в Берлинском зоопарке был дружен со швейцарским зоологом Ж. Нитсле).
Своими мыслями он делился с Кандинским. В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Ну ничего – я тоже скоро помру, нам будет тихо» (496). «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма.
Его пейзажи и жанровые картины пользовались в свое время успехом на одной из них мы видим пятнадцатилетнего Франца, который мастерит что-то из дерева. 1911: Синий всадник. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. При этом он приспоshyсабливает и переакцентирует традиционные мотивы в своих целях. В его экстатичных образах, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым колоритом (несколько основных цветов), отразились стихийное неприятие современной действительности и предчувствие грядущих общественных потрясений («Башня синих лошадей» «Судьба животных», 1913, Публичное художественное собрание, Базель). Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников.
Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. В 1912 году в Париже познакомился с Р. Делоне под его влиянием, а также итальянского футуризма стиль Марка меняется: появляются отвлечённые лучевидные и параболические формы, рассекающие изображение на фрагменты («Тигр», 1912 год, Ленбаххаус, Мюнхен «Мечтающая лошадь», 1913 год, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Судьба животных», 1913 год, Художественный музей, Базель). Ковтун подчеркивает «антропоморфизм конских голов и, напротив, сближеshyние с обликом животного лица человека» (там же)6. В 1903, 1907 и 1912 посетил Париж. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей».
Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Птицы как будто вылетают из ворот. Не задумываясь, ребенок предоставshyляет животному полную равноценность в безудержном признании своих потребностей он чувствует себя, пожаshyлуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным взрослому» (Фрейд 1991, 317). // Я пытаюсь усилить свое ощущение органического ритма всех вещей, пытаюсь пантеистически прочувствовать дрожь и течение крови в природе, в деревьях, в животных, в воздухе». В дальнейшем Марк обратился исключительно к абстрактной живописи.
В 1911 г., выйдя из Нового союза художников, Марк и Кандинский занялись организацией выставок «Синего всадника» и изданием одноименного альманаха. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Смотреть на неё можно многочасов.
Учился в АХ в Мюнхене (1900—1902) у Г. Хакля и В. Дица. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Улетают на зиму, так как сейчас здесь им холодно и неуютно. Разнообразие расцветок цветов отражает яркость красок природы. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский.
Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Одновременно он работал над Башней синей лошади (законченав 1913), которая стала последним его творением во славу мира животных.
А потом опять придет осень – и уже новое поколение засобирается в путь. Отражает реальную картину живого сада в небольшом букете цветов, стоящих в доме на столе. Идя далее по пути деформации натуры, Марк Франц обнаружил близость абстрактному искусству («Борющиеся формы», 1914, Городская галерея, Мюнхен).