Излюбленным сюжетом Франца Марка были животные – лошади, олени, лисы. Родился Франц Марк в 1880 году. Франц Марк (8февраля 1880 (1880-02-08), Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция)— немецкий живописец, яркий представитель немецкого экспрессионизма.
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Франц Марк (8 февраля 1880г. — 4 марта 1916г. ) — немецкий живописец еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Излюбленным мотивом Франца Марка были изображения животных в синих, красных, желтых и зеленых тонах на фоне условных пейзажей. С началом Первой мировой войны еврей Франц Марк ушел добровольцем на фронт и, уже разочаровавшись в этой мировой войне, был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы.
Первая выставка «Синего всадника» и Франца Марка, в частности, состоялась с декабря 1911-го по январь 1912-го годов в галерее «Таунгаузен» в Мюнхене, где впоследствии часто выставлялись работы этого нового направления. «синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. Марк, ФРАНЦ (Marc, Franz) (1880–1916), немецкий художник, соединивший в своем творчестве черты символизма и экспрессионизма, один из основателей группы «Синий всадник». Франц Марк (8 февраля 1880 — 4 марта 1916) — немецкий живописец еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма.
Первое десятилетие нового века знаменует рождение экспрессионизма Франца Марка. В зрелых работах Франца Марка рядом с анималистическими мотивами появляются тревожные нотки – кубистические образы, резкие цветовые переходы, жёсткие линии. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Франц Марк был мобилизован и убит осколком снаряда во время Первой мировой войны, в ходе Верденской операции, в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы.
В Париже Франц Марк познакомился с творчеством импрессионистов, что привело (1903) к перемене художественных взглядов Марка. Франц Марк (08. 02. 1880 – 04. 03. 1916) – немецкий художник и график, один из основателей художественной группы Синий всадник. С началом Первой мировой войны Франц Марк ушёл добровольцем на фронт и, уже разочаровавшись в этой мировой войне, был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы. Франц Марк (8февраля 1880 (18800208), Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция)— немецкий живописец, яркий представитель немецкого экспрессионизма.
Дружба Пауля Клее с Францем Марком останется в истории искусства XX века как одна из самых трогательных и прочных. С началом Первой мировой войны еврей Франц Марк уходит добровольцем на фронт и, уже разочаровавшись в этой мировой войне, был убит осколком снаряда, в ходе Верденской операции, в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы. Зрелая живопись Франца Марка зачастую изображает лис и других животных в естественной обстановке, которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Франц Марк (8 февраля 1880 — 4 марта 1916) — немецкий живописец, яркий представитель немецкого экспрессионизма.
У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. В 1914 г. он был мобилизован, а в 1916 г. погиб под Верденом. Марк Франц (Marc), немецкий художник. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем.
Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». С началом Первой мировой войны еврей Франц Марк ушёл добровольцем на фронт и, уже разочаровавшись в этой мировой войне, был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы. Экспозиция привлекла внимание широкой публики и стала настоящим историческим событием, выдвинувши группу на передний план. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества.
Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. Поступив в гимназию, он усердно изучал философию и увлекался классической музыкой, больше всего любил Вагнера. В 1905 меланхоличный и часто находящийся под воздействием очередного душевного кризиса Марк познакомился с художницами Мари Шнюр и Марией Франк.
После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. То же повторяется в 1907 г. : он восхищен импрессионистами, но только Ван Гог оказывает на его творчество глубокое влияние, заметное лишь с 1909 г. Марк уже понимал, что самое главное это выражать «внутреннюю правду вещей» и что прийти к ней невозможно ни умозрительно, ни через изучение природы. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена 171Орфей и звери187 (Мюнхен, Ленбаххаус).
Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. В письмах к матери художник предрекал себе смерть на поле брани. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке».
В начале этого же года происходит первая встреча с экспрессионистом Августом Маке и в сентябре, в Мюнхене он вступает в объединение художников этого стиля, но в конце 1911, с частью единомышленников отходит от группы и вместе с Кандинским организовывает «Синий всадник». Франц Марк учился в мюнхенской Академии (1900-1903). В четырех так называемых картинах-формах (1914) за счет соответствующего взаиморасположения формы и цвета он вдвое усиливает ощущение либо идиллии и гармонии, либо борьбы и упадка. Художник много заимствует у Делоне и осуществляет новый синтез, которому присущ спокойный лиризм и в котором цвет мелодично распределяется по валёрам, составляющим еще читаемые мотивы («Лань в лесу II», 1913-1914, Карлсруэ, Кунстхалле). Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
1911: Синий всадник. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (Франц Марк родился 8 февраля 1880 года в немецком городе Мюнхен. Больше всего ему нравились лошади. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В. В. Кандинский.
160 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа.
Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. Наряду с Кандинским Марк был основателем и главным вдохновителем группы «Синий всадник». Он делал беглые зарисовки, которые вылились в три варианта картины Лошади на пастбище. Знакомство с близкими ему поисками новых друзей, в чем-то опередивших его собственные искания, заставляет Марка быстрее двигаться вперед. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства.
Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь высказать основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание).
Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
Франц Марк был одним из этого списка. Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж.
Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь высказать основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Сами они, между тем, были отнюдь не равны. В 1913 году Марк пишет картину Волки (Мюнхен, Ленбаххаус) — стаю алчных зверей, вносящих огонь войны и разрушения в мирную идиллию природы. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. То же повторяется в 1907 г. : он восхищен импрессионистами, но только Ван Гог оказывает на его творчество глубокое влияние, заметное лишь с 1909 г. Марк уже понимал, что самое главное — это выражать «внутреннюю правду вещей» и что прийти к ней невозможно ни умозрительно, ни через изучение природы. Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель).
В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. Также этот год знаменателен для Марка созданием картины «Три красных лошади», первым законченным произведением, написанным в своем уникальном «зверином» стиле. Его брак с Марией Шнюр, заключенный из сострадания, заканчивается крахом. Однако приказ не успел дойти до фронта. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). Он переживает мучительный роман с художницей Анеттой фон Экардт. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания.
Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 19128230 Художественная энциклопедия — Марк (Marc) Франц (8. Cо всей страстностью своей натуры Франц Марк отдавался художественному творчеству. Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Художник решительно порвал с натурализмом.
Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Все это заставляет его искать отдушину в «примитивном» мире животных. Индерсдорф 1904Птицы 1914Синие лошади 1911Олени в лесу 1913-1914Синий конь 1911 Лисицы 1913Три кошки 1912-1913Башня голубых лошадей 1913Борьба форм 1912Тироль 1914 Искусство Франции.
«С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей.
Франц Марк и Август Макке горячо поддержали идею Кандинского об издании специального альманаха, на страницах которого авангардисты могли бы высказывать свои взгляды на искусство. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. Наряду с Кандинским Марк был основателем и главным вдохновителем группы «Синий всадник».
1916). Фигурные композиции («Две обнаженных в пейзаже», 1911, Дюссельдорф, Художественный музей) после 1912 уступают место кубизму и футуризму. Август Макке Портрет Франца Марка 1910 г. Франц Марк Автопортрет в бретонской шляпе 1905 г. Немецкий художник, соединивший в своем творчестве черты символизма и экспрессионизма, один из основателей группы «Синий всадник».
Он пытался писать обнаженную натуру, но без особого успеха. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми.
В 1916 он погиб под Верденом (Франция) в возрасте 36 лет. В 1906 он совершает путешествие в Грецию, а в 1907 возвращается в Париж. Его брак с Марией Шнюр, заключенный из сострадания, заканчивается крахом.
В том же году он создает свою знаменитую Башню синих лошадей (местонахождение неизвестно), где некогда гармонический образ лошади становится звеном устрашающе неустойчивой конструкции громоздящихся и рушащихся форм. 1880, Мюнхен, 4.
– вопрошал Марк. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. В 1903 он впервые побывал в Париже и провел там несколько месяцев. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Одновременно он работал над Башней синей лошади (законченав 1913), которая стала последним его творением во славу мира животных. Вторая поездка в Париж, осуществленная в 1907, подтолкнула Марка к изучению анатомии животных, что могло бы способствовать воплощению его творческого замысла: передавать сущность природы через животный мир уже в детские годы Марк видел в людях несовершенство и считал, что чистота животных обусловлена их природной «неразумностью», а «грязь» мыслящих существ обусловлена разрушительным влиянием цивилизации. Однако накануне первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение.
Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. Он переживает мучительный роман с художницей Анеттой фон Экардт. Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913).
Изо всех нас именно он дал цвету самое светлое и чистое звучание, столь же светлое и чистое, каким было все его существо». лно воплотить своё ви. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников.
Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена Орфей и звери (Мюнхен, Ленбаххаус). Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание). Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Синий – это мужской принцип, строгий и духовный.
Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи). Последними произведениями Франца Марка были абстрактные рисунки исполненные на фронте. Родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка (1839-1907). Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм».
Мучительный роман с художницей Анеттой фон Экардт, литературный, в духе Достоевского брак из сострадания с Марией Шнюр, закончившийся крахом благих намерений — все это отвращало художника от людей, заставляло его искать идеал в неразумной природе. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников.
Будь то иллюстрированные письма и открытки, общие проекты, как иллюстрация «Библии» или рисунки к «Кандиду», произведениям художников есть, о чем сказать друг другу и посетителям. Мотив картины подвергался квазипризматическому разложению на геометрические формы (Косуля в монастырском саду, 1912 Судьба зверя, 1913 Конюшни, 1913/14).
Франц Марк, 1912 год (picture alliance / akg-images) К творческому союзу, который просуществовал чуть более двух лет, также примкнули такие художники, как Август Маке (August Macke), Пауль Клее (Paul Klee), Алексей фон Явленский и Марианна Веревкина. 1910: Теория цвета. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Произведения художника представлены главным образом в немецких и американских музеях. Вместе с тем ритмизованные изломанные линии напоминают о стиле модерн («Лошадь в пейзаже», 1910, Эссен, музей Фолькванг «Желтые лошадки», 1911, Штутгарт, Гос. Художник словно обнажает мышцы, скрытые под кожей зверя, выявляет структуру тела животного. гал., Ленбаххауз).
В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». В 1911 г., выйдя из Нового союза художников, Марк и Кандинский занялись организацией выставок «Синего всадника» и изданием одноименного альманаха. Вот таким образом писать нужно так, как видишь и никак иначе. Так, на картине Косуля в лесу II (1912) зритель видит на переднем плане свернувшуюся в клубок косулю, которая чувствует себя в безопасности, в то время как фигуры на заднем плане готовятся к нападению.
Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Но это не означало отказа от гуманистических ценностей. Среди немецких экспрессионистов Франц Марк был восходящей звездой. Его интерес к животным (в частности, к лошади и лани) уже проявляется в рисунках, созданных в 1905 и продолжается в набросках, сделанных в Берлинском зоопарке кроме того, Марк имел дружеские отношения со швейцарским зоологом Жаном Нитсле.
Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (Познакомившись с биографией немецкого художника Франца Марка, вы поймете, почему кони на его картинах разноцветные, откуда возникло название художественной группы, которую он организовал и как построена теория цвета, придуманная им. 2. Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка.
В утраченной картине «Башня синих лошадей», традиционно гармоничный в его работах образ лошади представляет собой звено конструкции, лишенной устойчивости, с рушащимися формами в апокалиптически пророческом произведении «Судьба животных» – одной из самых знаменитых его работ, тревожные настроения Марка достигли кульминации. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. В том же году он создает свою знаменитую Башню синих лошадей (местонахождение неизвестно), где некогда гармонический образ лошади становится звеном устрашающе неустойчивой конструкции громоздящихся и рушащихся форм. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы больше динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель). Известно, что свой интерес к животным художник подкреплял всесторонним изучением предмета.
Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Личная жизнь у него не складывается. По признанию самого художника, он лишь впоследствии ощутил в полной мере пророческий характер этих картин: в разломах и сдвигах форм ему явственно слышался гул копыт апокалиптических всадников. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Я не вижу лучшего средства для – я бы сказал – «анимализации» искусства, чем изображение животного» (письмо Рейнхарту Пиперу от декабря 1908).
Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы больше динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель).
Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. С 1909 каждое лето Франц Марк проводит в Баварских Альпах, в Синдельсдорфе, где работает над композициями с лошадьми в пейзаже, для которых характерны интенсивные цвета (особенно красный и синий), наполненные откровенной символикой (синий для Марка – символ мужественности, красный – страсти). Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт.
Хотя он любил Марию Франк, женился все же (1907) на Мари Шнюр. Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария.
Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Франц в детстве отличался застенчивым характером, был мечтательным и склонным к размышлениям подростком, в семье его называли «маленький философ».
Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Вот почему он ставит перед собой задачу «анимализации искусства», то есть слияния форм, присущих животным и пейзажу, в нераздельное органическое целое, порождающее космический ритм, уравновешенный чистым экспрессивным цветом. В то время, под сильным влиянием Ван Гога, он пишет фигуры, пейзажи, этюды животных в очень светлой гамме («Стога сена», 1909, Мюнстер, музей). В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Своими мыслями он делился с Кандинским.
Одной из первых картин, в которой он воплотил свою теорию соотношения цветов, была Лошадь на фоне ландшафта (1910). Ему было всего 36 лет. Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». 1912 год (picture alliance / akg-images) к творческому союзу, Франц Марк, также примкнули такие художники, который просуществовал чуть более двух лет, как Август Маке (August Macke), Пауль Клее (Paul Klee), Алексей фон и Явленский Марианна Веревкина.
Спустя много лет Кандинский так объяснил это название: «Мы оба любили синее, Марк любил лошадей, я 0151 всадников, так название появилось само по себе». Вот почему он ставит перед собой задачу «анимализации искусства», то есть слияния форм, присущих животным и пейзажу, в нераздельное органическое целое, порождающее космический ритм, уравновешенный чистым экспрессивным цветом. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы.
Франц Марк, покинув стены академии, переезжает в свою первую независимую студию в Мюнхене (Каульбахштрассе, 68). В 1912 Марк едит в Париж к Делоне он заменяет арабески на аналитический рисунок разорванными линиями («Тигр», 1912, Мюнхен, Гор. В него вошли художники, разделявшие принципы экспрессионизма, провозглашенные в 1905 году живописцами группы «Мост» в Дрездене. Напротив, «Маленькая композиция 1» (1913, Берн, частное собрание) лишена фигуративности и представляет собой гораздо более динамичный вариант «окон» Делоне она предвосхищает «Сражающиеся формы» (1914, Мюнхен, Новая пинакотека), в которых можно видеть резкие цветовые контрасты, выдающие волнение предвоенных месяцев, чуждое вдохновению художника. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира.
«Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». 1911-1913: Знаменитый анималист. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. 1916, погиб под Верденом), немецкий художник. 2. «Окружавшие меня безбожные люди (в основном мужского пола) не пробуждали во мне подлинных чувств, тогда как невинная чувствительность животных отзывалась в моей душе добротой ко всему миру».
«Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский.
Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Эскиз для гобелена «Орфей и звери» – первая проба, представленная публике, где автор попытался «вспомнить» забытый земной рай и показать животных в первозданном виде, с их покорностью воле Творца. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Единственно верное направление поиска указывало воображение. Широко известны серии его картин animals—particularly о лошадях и deer—in о лесных животных, в которых он пытался выразить свое восхищение чудом природы. Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. И название пришло само». С началом Первой мировой войны еврей Франц Марк уходит добровольцем на фронт и, уже разочаровавшись в этой мировой войне, был убит осколком снаряда, в ходе Верденской операции, в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель).
Марк Франц (Мюнхен, 8. 2. 1880 — Верден, 4. 3. 1916). Сожалея о всеобщем упадке веры, Марк надеялся в искусстве обрести путь к новому братству. Художник был поглощен новыми контактами, связанными с его деятельностью в этой группе. Он шел к упрощению формы, чтобы выразить в символико-патетических образах тайны природы.
Каталог его работ (917 номеров) был составлен в 1970 Клаусом Ланкхайтом в него включено 240 картин маслом, 251 акварель и пастель, 63 гравюры (с 1908) из которых 25 на дереве и один офорт. Среди других известных работ этого периода можно назвать картины Синяя лошадь I, Желтая корова, Маленькие синие лошади (все – 1911), а также Тигр (1912). Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Марк Франц МАРК8230 Энциклопедический словарь (Marc) (1880 1916), немецкий художник. 3.
«Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. Tierschicksale, 1913). К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. В дальнейшем Марк обратился исключительно к абстрактной живописи. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет.
Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. В свою очередь, футуризм подсказывает ему новый способ передачи движения, при котором предметы помещаются в силовые наклонные линии («Под дождем», 1912, там же). Напротив, «Маленькая композиция 1» (1913, Берн, частное собрание) лишена фигуративности и представляет собой гораздо более динамичный вариант «окон» Делоне она предвосхищает «Сражающиеся формы» (1914, Мюнхен, Новая пинакотека), в которых можно видеть резкие цветовые контрасты, выдающие волнение предвоенных месяцев, чуждое вдохновению художника. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. 3.
Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). В 1903 он впервые побывал в Париже и провел там несколько месяцев. 1880 Верден, 4. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. Его интерес к животным (в частности, к лошади и лани) уже проявляется в рисунках, созданных в 1905 и продолжается в набросках, сделанных в Берлинском зоопарке кроме того, Марк имел дружеские отношения со швейцарским зоологом Жаном Нитсле. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных.
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Связь авангардистов, прервавшаяся со смертью Марка, восстановлена в «диалоге картин», сопоставляющем многогранные аспекты их творчества. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. В 1913 году он создал картину «Судьбы животных» имевшую пророческий характер. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней.
Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». За годы обучения Марк освоил ремесло художника, став настоящим мастером, но традиции исторической живописи XIX века были ему чужды. Конь был любимым героем художника, воплощением красоты и совершенства природных сил. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка.
В апокалиптическом хаосе мы различаем хищные красные всполохи и лучи, падающие стволы, мятущихся коней испуганно сгрудившихся оленей ищущих укрытия кабанов, а в центре полотна – как олицетворение невинной жертвы – голубую лань, поднявшую голову к небу. Встретившись с Кандинским, он в 1911 г. вступает в Новый союз художников Мюнхена.
Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). В 1912 Марк едит в Париж к Делоне он заменяет арабески на аналитический рисунок разорванными линиями («Тигр», 1912, Мюнхен, Гор. Свою художественную цель они определяли как соединение чистого цвета с чистой формой.
Фигурные композиции («Две обнаженных в пейзаже», 1911, Дюссельдорф, Художественный музей) после 1912 уступают место кубизму и футуризму. 251 акварель и пастель, Каталог его работ (917 номеров) был составлен в 1970 Клаусом Ланкхайтом в него 240 включено картин маслом из которых 25 на дереве и один офорт, 63 гравюры (с 1908). Три красные лошади (1911, Рим, коллекция П. Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Он все еще находился в поисках собственного языка форм.
Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. В 1913 г. Марк и Макке едут в Париж, где встречаются с Делоне. В 1914 г. он был мобилизован, а в 1916 г. погиб под Верденом.
Особенно близок ему по духу был Ван Гог. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. гал. ).
Личная жизнь у него не складывается. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, Красные лошади (19101912, Музей Фолькванг, Эссен).
В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. дение природы в живописи. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости».
В то же время он все больше сосредоточивается на композициях с изображением животных. Он вникал в анатомию животных, постигая законы природы, развивал способность создавать в своем воображении новые существа, которые были бы вполне реальны ибо сотворены в соответствии с законами естества. После свежих парижских впечатлений застойная академическая атмосфера стала для Марка невыносимой. Животные казались мне прекраснее и чище, — писал Марк. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. С 1909 каждое лето Франц Марк проводит в Баварских Альпах, в Синдельсдорфе, где работает над композициями с лошадьми в пейзаже, для которых характерны интенсивные цвета (особенно красный и синий), наполненные откровенной символикой (синий для Марка – символ мужественности, красный – страсти).
Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. Дом в Мюнхене, где родился художник, отмечен памятной доской (вверху слева справа – могила Франца и Марии Марк). Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. Кульминацией тревожных предчувствий стала картина Судьбы животных (1913, Базель, Художественный музей).
Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). В конце 1911 года при редакции «Синего всадника» была организована художественная выставка, которая положила начало одноименному объединению.