Пётр предложил Жану-Марку Натье оставить Францию и переехать в России, однако художник от предложения отказался и вернулся в Париж. Jean-marc Nattier (Жан-Марк Натье) родился в марте 1685 года в семье известных французских художников: его отец был художником-портретистом, а мама писала миниатюры. Художник Франц Марк – друг и единомышленник Василия Кандинского, «синий всадник» немецкого экспрессионизма. Красочные пейзажи Прованса современного французского художника-импрессиониста Жан-Марка Жаньячика (Jean Marc Janiaczyk).
Одной из самых популярных и воспроизводимых картин известного немецкого художника-авангардиста Франца Марка является «Синий всадник». «синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка.
Его поздние работы («Судьба животных», 1913 «Борющиеся формы», 1914) являют собой обобщенные образы чувств, лишенные какого-либо изображения. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. В 1910 году Марк присоединился к «Новому союзу художников Мюнхена», созданному В. Канди неким, а годом позже вместе с ним и А. Явленским организовал группу «Синий всадник», цель которой была «разрушить преграды между различными видами искусств». Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Есть только больное воображение. Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель).
Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Франц Марк родился вМюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария.
Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель). Эскиз для гобелена «Орфей и звери» – первая проба, представленная публике, где автор попытался «вспомнить» забытый земной рай и показать животных в первозданном виде, с их покорностью воле Творца. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913).
То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Вторая поездка в Париж, осуществленная в 1907, подтолкнула Марка к изучению анатомии животных, что могло бы способствовать воплощению его творческого замысла: передавать сущность природы через животный мир уже в детские годы Марк видел в людях несовершенство и считал, что чистота животных обусловлена их природной «неразумностью», а «грязь» мыслящих существ обусловлена разрушительным влиянием цивилизации. Их картины я воспринимаю как рисунки детей 6-8-летнего возраста, у которых появилась тяга к художественному творчеству. Глядя на эти картины, невольно задаешься вопросом – а умеет ли данный художник рисовать вообще что-то действительно реальное и похожее на окружающую действительность.
В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных». В начале этого же года происходит первая встреча с экспрессионистом Августом Маке и в сентябре, в Мюнхене он вступает в объединение художников этого стиля, но в конце 1911, с частью единомышленников отходит от группы и вместе с Кандинским организовывает «Синий всадник».
Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери».
В 1913 году Марк пишет картину Волки (Мюнхен, Ленбаххаус) — стаю алчных зверей, вносящих огонь войны и разрушения в мирную идиллию природы. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства.
«Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример – одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем.
Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.
Кульминацией тревожных предчувствий стала картина Судьбы животных (1913, Базель, Художественный музей). В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма.
В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913).
Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария.
Немецкий художник, представитель экспрессионизма. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником.
Tierschicksale, 1913). То есть король-то – голый. затем футуризмом и абстракционизмом. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. В юности пережил увлечение академизмом, затем импрессионизмом и постимпрессионизмом.
Ему было всего 36 лет. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
В зрелые годы Марк увлекся кубизмом. Животные казались мне прекраснее и чище, — писал Марк. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музееБазеля, Швейцария. Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. Сами они, между тем, были отнюдь не равны. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт.
Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Однако накануне первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение. Марк Франц (Marc) (1880-1916), немецкий художник. В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В. В. Кандинский. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году.
Конь был любимым героем художника, воплощением красоты и совершенства природных сил. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией.
«Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Однако приказ не успел дойти до фронта. В ней, наряду с основателями, приняли участие Генрих Кампендонк, Лионел Фейнингер, Альфред Кубин.
Художник решительно порвал с натурализмом. Причём видения, на мой взгляд, получились какие-то извращённо-болезненные.
Больше всего ему нравились лошади. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя.
Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. Марк полагал – и в некотором смысле оказался прав, – что Первая мировая кардинальным образом изменит мироустройство и разрушит буржуазные порядки. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма. 1911).
Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. Три красные лошади (1911, Рим, коллекция П. Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка.
Известно, что свой интерес к животным художник подкреплял всесторонним изучением предмета. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Но это не означало отказа от гуманистических ценностей. Tierschicksale, 1913). Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы.
Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем.
Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. В утраченной картине «Башня синих лошадей», традиционно гармоничный в его работах образ лошади представляет собой звено конструкции, лишенной устойчивости, с рушащимися формами в апокалиптически пророческом произведении «Судьба животных» – одной из самых знаменитых его работ, тревожные настроения Марка достигли кульминации.
В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. По этой причине их, как, к примеру, Гогена, влекли за собой уклад и творчество народов с архаичной культурой, не утративших эту первобытную тесную связь с природой. Также этот год знаменателен для Марка созданием картины «Три красных лошади», первым законченным произведением, написанным в своем уникальном «зверином» стиле. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. И лишь во время прохождения обязательной военной службы Франц Марк принял решение стать художником. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисыит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка (1839-1907). – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака.
Устаревшие идеи и произведения искусства продолжают вести призрачную жизнь и по-прежнему останавливаешься в полной растерянности перед геркулесовым трудом по их изгнанию и по закладке свободного пути для нового, уже пребывающего в ожидании». Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Здесь, на выставках и в музеях Парижа, он открыл для себя цветные рефлексы импрессионистов и мощную пластику Эдуарда Мане, аскетичные формы древнего искусства из собраний Лувра и линейную декоративность японской гравюры.
Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка.
Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. В том же году он создает свою знаменитую Башню синих лошадей (местонахождение неизвестно), где некогда гармонический образ лошади становится звеном устрашающе неустойчивой конструкции громоздящихся и рушащихся форм.
Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». Учился в Академии художеств в Мюнхене.
Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Марк дважды (в1903и1907 году) посещает Париж, где знакомится с французскимпостимпрессионизмоми, в частности, с живописьюГогенаиВан Гога, которая оказывает на него значительное влияние. На самом же деле никто ничего не понял, так как живописи в таких картинах вовсе и нет.
Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. «Синие лошади». Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ.
Он делал беглые зарисовки, которые вылились в три варианта картины Лошади на пастбище. С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание). Эти свойства отличают искусство Марка от творчества других экспрессионистов с их напряженной экзальтацией цвета и формы. А на самом деле с началом века окружающий мир остался прежним, таким каким мы его видим и сейчас за окном (не касаюсь научно-технического прогресса). Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». – вопрошал Марк.
Художник пытался выразить ощущения самих животных их видение человеческого мира используя чистые насыщенные цвета и упрощенные ритмизованные формы («Лисица».
Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки.
Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). С началом Мировой войны Марк отправился на фронт и в 1916 году погиб в бою под Верденом. В последние годы пребывания в гимназии Франц особенно увлекался философией Фридриха Ницше и музыкой Рихарда Вагнера. Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека.
Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи). Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии.
В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена Орфей и звери (Мюнхен, Ленбаххаус).
Если говорить о конкретном художнике изображать именно так, как он якобы его видит. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. И название пришло само».
Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Я не знаю лучшего способа подобного оживления искусства, чем изображение животных. На красивой и независимой Марии Шнюр он женился в 1907 г., но почти сразу же понял свою ошибку. Своими мыслями он делился с Кандинским. Родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка (1839-1907).
Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь1912 годана первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Изображённый на нём поэт, окружённый дикими животными, воскрешает в памяти полузабытые образы земного рая.