Картина французского художника Жана Оноре Фрагонара «Задвижка». Тема картины Задвижка очень характерна для всего творчества Жана Фрагонара, любившего придавать бытовым сценкам налет флирта и скрытого эротизма.
Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Он совсем юн и изящно манерен. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.
«Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам». Портрет интересная и обширная область творчества Фрагонара. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак.
Умер Александр-Эварист Фрагонар в 1850 году в Париже в возрасте 70 лет. Следующие 3 года он занимался в Королевской школе при Лувре, возглавляемой Карлом Ванлоо. Эта работа – исключение из правила. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (ldquoКачелиrdquo, 1766, собрание Уоллес, Лондон ldquoПраздник в Сен-Клуrdquo, 1775, Французский банк, Париж ldquoПоцелуй украдкойrdquo, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Спохватились лишь пару часов спустя.
Эти качества делают их частью окружающей природы. Героиего картин – пухленькие, розовощекие красавицы и кавалеры, пишущие здоровьем. Автора прекрасных литературных описаний своих в путешествий Италию, Фрагонару удалось передать незаурядность личности этого видного деятеля культуры века Просвещения, которые он иллюстрировал гравюрами по рисункам Ж. О. Критики отметили не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей.
Известны и другие названия полотна в зависимости от тонкостей перевода – «Засов», «Замок», «Щеколда». В шесть лет будущий художник оказался в Париже, где и получил образование. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Молодой человек на картине уже частично раздет и тянется к задвижке, чтобы запереть дверь. Творческая активность художника в этот период снижается.
Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность.
Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Мужчина собирается задвинуть дверной засов, женщина пытается остановить его. В это же время художник изучает творения великих мастеров в знаменитой коллекции Кроза.
Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». В 1815 году Александр становится Кавалером Почетного легиона. В 1806 году у них родился сын Теофиль, который также стал художником. История искусства периода рококо и неоклассицизма. Художник работал и для театра, создавая костюмы, высоко оцененные Делакруа.
Сюжет провокационный и откровенный. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Прославление добродетели, долга, морали поражает воображение читателей Дидро призыв Руссо вернуться в лоно естественной, простой жизни, стать ближе к природе, положить добродетель в основу семейных отношений находит отклик в творчестве Фрагонара: он пишет целую серию картин на сентиментальные сюжеты из семейной и сельской жизни («Счастливая мать», «Счастливое изобилие» и т. п. ). Сюжет провокационный и откровенный. Посмотрим на несколько портретов.
Картина становится таким образом более, чем когда-либо, сценой, диалогом. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Александр Фрагонар успешно делал карьеру под эгидой власти, активно творя при консулате. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Это позже будет восхищать импрессионистов. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Во-первых, художник опустил здесь изображение золотых монет, этого мотива продажной любви. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Умения Жана-Оноре невелики и он через полгода переходит на стажировку к Шардену, а затем вновь возвращается к Буше. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Размер картины 73 x 93 см, холст, масло.
Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Техника офорта ему тоже была подвластна. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В картине ldquoПортрет Дени Дидроrdquo (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.
Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Кровать и платье дамы уже смяты, видно, что молодые люди уже начали любовную игру. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию.
Страстная молодая пара изображена в любовном порыве. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности.
Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Давид окончательно и «пристрастил» юношу к исторической живописи. В них Фрагонар проявил себя одним из самых блестящих графиков 18 века. Абсолютно в духе Франсуа Буше исполнены Фрагонаром два полотна овальной формы на пикантные сюжеты – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Однако если первая картина была написана на основе библейской истории, то «Задвижка» стала эротическим откровением автора. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики.
Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются декоративностью колорита, легкостью живописной манеры («Качели», «Поцелуй украдкой»). Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Он выставляет на конкурс картину «Иеровоам приносит жертвы идолам» и получает первый приз.
Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была чужда творчеству Фрагонара: помимо бесчисленных копий с исторических картин, которые он сделал в годы учения, Фрагонар самостоятельно разрабатывал многие сюжеты: библейские, мифологические, сюжеты из классической литературы. В ученические годы Фрагонар создает произведения исключительно в стиле Буше. Это тонкая игра в противопоставления особенно интересна. В ее руках букет с вложенной в него запиской.
Главное, цель достигнута. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Но когда Фрагонар придавал завершенность своим фантазиям и сглаживал моделировку, тогда, как в картине «Задвижка», действительно проступала бездушная холодность эротизма. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Однако всего одного взгляда на ее лицо достаточно, чтобы понять, что же будет дальше.
С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения», подчиненный одной страсти — взлету мысли, мечты. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ ldquoВдохновенияrdquo (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти – патетическому взлету мысли, мечты. Эта историческая картина переработана живописцем в 1646-1647 годах.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти патетическому взлету мысли, мечты. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью. Первые уроки Александр брал, естественно, у отца, к тому времени маститому художнику. Оно является одной из 800 жемчужин экспозиции главного музея Франции – Лувра. Произведения выполнены в едином цветовом решении и имеют идентичный размер.
Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. В серии аллегорических полотен 1780-х годов (ldquoИсточник любвиrdquo, Собрание Уоллес, Лондон), перекликающейся с серией галантных празднеств, проявилось влияние стилистики классицизма второй половины 18 столетия. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Известны и другие названия полотна в зависимости от тонкостей перевода – «Засов», «Замок», «Щеколда». Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек.
Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Он живет у Сен-Нона на вилле дЭсте, где создает циклы пейзажных рисунков, а также несколько жанровых сцен («Выигранный поцелуй», «Прачки»). Композиция произведения выстроена диагонально. Фрагонар родился в 1732 году в городе Грас в семье перчаточника. Оно предвосхищало потенциальные возможности живописи последующего времени. Это без слов видно на представленной репродукции.
Композиция произведения выстроена диагонально. Но когда Фрагонар придавал завершенность своим фантазиям и сглаживал моделировку, тогда, как в картине «Задвижка», действительно проступала бездушная холодность эротизма. В 1765 г. за историческую картину «Корез и Каллироя» Фрагонар был причислен к Академии живописи и скульптуры. Среди его заказчиков была мадам дю Барри, любовницаЛюдовика XV. Ее линии прихотливы извилисты. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Примером может служить картина «Пастушка» (1752). «Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» — этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам». Изображая чаще всего головки детей и молодых девушек прозрачной акварелью на слоновой кости, Работает области в миниатюры.
В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
И последнее, о чём необходимо сказать. Позже получил заказ на фронтон Палаты депутатов дворца Бурбонов в Париже (эта работа была уничтожена в дни революции 1830 года). Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769).
На подобные произведения был большой спрос. Сам король приобрел полотно и даже заказал с него гобелен. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Одновременно художник исполняет несколько исторических композиций, в том числе на сюжеты из «Освобожденного Иерусалима» Т. Тассо. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы.
Переехав в Париж, он в 1747 году поступил в мастерскую Шардена. Оп. Связь с рококо проявляется в пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня«). Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию.
Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Вместо дождя – золотой свет, олицетворение счастья, любви избавления. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара.
Дама томная, обмякшая в руках своего кавалера, еще пытается противиться этому. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны.