Посмотрим на несколько портретов. Оп. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. В 90-е гг. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Парфюмерный дом Fragonard располагает единственной в мире фабрикой и несколькими музеями парфюмерии. Фабрика Fragonard находится на юге Франции, в городе Грас (Grasse).
Он совсем юн и изящно манерен. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение» в Луврском музе «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Императорском Эрмитаже «В отсутствие отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриель» и «Ученые собаки», в разных частных коллекциях.
Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Ее линии прихотливы извилисты. Последнему способствовала и праздничная экспрессивность стиля и театральность самого облика моделей.
Эти качества делают их частью окружающей природы. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Техника офорта ему тоже была подвластна. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак.
Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.
Сперва ученик Ж. - Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. Шардена, а потом Франсуа Буше. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Сценка откровенно театральна.
И последнее, о чём необходимо сказать. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Главное, цель достигнута. В 1780-е гг.
Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо.
Это позволяет ему достигать удивительных световых эффектов: свет оживляет поверхности и практически растворяет формы. Художник Фрагонар постепенно формируется изображая юных очаровательных поселянок с младенцами, тачками цветов, овечками. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Это позже будет восхищать импрессионистов.
Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Давидом, лишил его прежней популярности.
Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.
Фрагонар выписывает каждую деталь, вместо поэтического порыва появляется застывшая бравурность движений и все превращается в красивую, но поверхностную декорацию. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ».
художник лишается и заказчиков и славы. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков.
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Именно в этом прекрасном уютном городке разворачивается действиеромана Патрика Зюскинда «Парфюмер». Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII стол.
Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. В конце 70-х и в 80-е гг. Это без слов видно на представленной репродукции. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Его пронизывает солнце, освещая голубое небо, на фоне которого взлетела на качелях с красным бархатным сиденьем юная прелестница подобно изящной воздушной бабочке. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара.
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
Однако вскоре после того он бросил исторический род живописи и, подчинившись вкусу того времени, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Эти образы исполнены поистине волшебной поэзии, причем ощущению волшебства, присущему всякому большому произведению искусства, способствует и контраст между скупостью выразительных средств и богатством создаваемых эффектов. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны.
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Выделявшаяся живостью и красотой колорита среди подобных академических произведений, но, подобно им, риторическая и лишенная подлинной индивидуальности, картина эта имела большой успех в академической и придворной среде. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме.
Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Сперва ученик Ж. -Б. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Шардена, а потом Фр.
Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы».
Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Благодаря протекции Давида, у которого учился сын Фрагонара, старый мастер получает место в музейной комиссии, занимавшейся формированием из брошенных частных коллекций первых национальных музеев, прежде всего Лувра. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Ср.
В конце 60-х гг. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. В 70-е гг.
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. В больших исторических картинах Ф. мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретенной композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения.
Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. художник и гравер (1732—1806), ученик сперва Ж. -Б. В 80-е гг. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Учился у Ж. Б. С. Именно в Грасе рождается европейская парфюмерная мода. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. На подобные произведения был большой спрос. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Из гравюр Ф. особенно интересны: «Шкаф» (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), «Обрезание» с Тьеполо, «Антоний и Клеопатра» с Либери, «Вечеря в Эммаусе» с Риччи и «Сретение Господне» с Тинторетто. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Буше и в 1752 г. за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил большую премию с правом путешествия в Рим в качестве пенсионера французского правительства.
Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери.
Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. В конце 70-х гг. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка.
В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Творчество Фрагонара многолико изменчиво.
Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Baron Roger Portalis, «Honor Fragonard, sa vie et son oeuvre» (П., 1888). Давидом, лишил его прежней популярности.
В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Плодом этой поездки было издание увража «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Ф. По возвращении своем в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину «Смерть Кореза» (наход.
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей.
Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек.
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Подружившись здесь с живописцем Гюбером Робером, он сделал вместе с ним и с талантливым любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). в Луврском музее в Париже), за которую Королевская академия художеств приняла его в свои члены.
В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. И не случайно, поскольку Грас является мировой столицей парфюмерии. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера.
Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Бароччо, Солимена, П. да Кортона и в особенности Тьеполо. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: Шкаф (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), Антоний и Клеопатра, с Либери, Вечеря в Эммаусе, с Риччи и Сретение Господне, с Тинторетто. В ее руках букет с вложенной в него запиской.
Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Фрагонар (Жан-Оноре Fragonard) — франц. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях.
Его творчество начала 60-х гг.