За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств.
Хорошо продаются акварели и пастели. Оп. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера.
Эту широко известную картину живописца часто именуют просто «Качели». Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Повседневная сценка стала настоящим шедевром.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме.
Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манераФрагонара, но вскоре он разглядел в нем «искру Божью» и, когдазакончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил«стажировку» Фрагонара в Риме еще на целый год. Сперва ученик Ж. -Б. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден.
Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. В 1780-е гг. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника.
Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. 22 августа 1806 году он умирает в Париже, почти полностью забытый как художник и в нищете. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию.
Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет.
Это было неспешное иприятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. вантичных скульптурах и полотнах мастеров эпохи Ренессанса источниквдохновения. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни.
Из гравюр Фрагонара особенно интересны: Шкаф (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), Антоний и Клеопатра, с Либери, Вечеря в Эммаусе, с Риччи и Сретение Господне, с Тинторетто. Он же и убедил родителей Оноре отдать его вобучение какому-нибудь художнику. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны.
Почерк наставника он оставил во многих полотнах. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Когда Фрагонар возвращается в Париж он выставляет картину «Смерть Кортеса», благодаря которой он становится членом королевской академии художеств. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен).
В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Фрагонар действительно любил фантазировать.
Декоративный колорит гармонично пересекается с композиционным ритмом. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе.
Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство.
Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Юноша специально подстерегал её. Такие произведения пользовались спросом и отдавали дань изощрённости рококо. Вместе с Робером Фрагонар часто работал на пленэре, постигая искусство пейзажной живописи, а Сен-Нон материально поддерживал обоих молодых художников.
картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Градации коричневых или черно-белых тонов строят в листах Фрагонара форму предметов, сложное пространство и передают саму окружающую атмосферу: струящийся воздух, поток солнечных лучей.
В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет.
Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия.
Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Однако подлинно мировую славу Фрагонару принесли его пейзажные композиции, образы парков и аллей, созданные в основном во время первого второго путешествий в Италию.
Сперва ученик Ж. -Б. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, основателем которого является Ж. -Л. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Техника офорта ему тоже была подвластна.
Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи.
А. С. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись.
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. На мастера произвели впечатление успехи начинающего художника и он согласился лично продолжить его обучение. Тут он узнал тягости, которые должен был нести народ для удовлетворения неумеренных прихотей царя, слышал ропот рабочих, видел придворные смуты и нравственную распущенность самого царя. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Под влиянием Коро Моризо много работала напленэре.
Это позже будет восхищать импрессионистов. В 70-е гг.
Портреты написаны стремительным и острым «хальсовским» мазком, динамичны по композиции и декоративны (многие из них служили украшениями интерьера, «десюдепортами»). Он проявил блестящие графические способности. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Таковы его знаменитые «Похищение рубашки Амуром», «Счастливое мгновение», «Жимблет». Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Жан продолжает писать портреты, миниатюры.
Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра.
22 августа 1806 года он тихо скончалсяв своем парижском доме. Лучшими считаются гравюры – «Шкаф», «Антоний и Клеопатра», «Вечеря в Эммаусе». Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Его творчество начала 60-х гг.
Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). художник лишается и заказчиков и славы. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки» – в разных частных коллекциях. Спохватились лишь пару часов спустя. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. В это время в моду входит классицизм. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель, обращался к сангине.
Отражая парковые местности использует бистр, сангину, акварель, тушь. Она оказывается в его жарких объятиях. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше.
Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Работает над офортным гравированием. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие средства.
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». На нем, возможно изображена Розали Фрагонар, тетя художника. Сценка откровенно театральна. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».
Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Хорошо продаются акварели и пастели. Фрагонар пишет пейзажи, галантные и жанровые сцены, портреты, декоративные композиции и полотна на сюжеты из поэмы знаменитого итальянского литератора Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже.
Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Его искусство оставалось весьма противоречивым. В конце 60-х гг. На подобные произведения был большой спрос.
Но он пошёл дальше и начал углублённо изучать стиль Рембрандта. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Возвратившись в Париж, художник выставляет картину «Смерть Кортеса». Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости.
Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Его творческий темперамент поистине огромен. Ее линии прихотливы извилисты. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
В графике, как и в живописи, почерку Фрагонара присущи свобода и непринужденность, предельная утонченность и при этом отсутствие мелочных подробностей его образы захватывают поэтическим чувством в восприятии природы. Но, скорее всего, не история с затянувшейся выплатой денег, а собственныедушевные склонности заставили Фрагонара пересмотреть отношение кживописи. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником.
Работает над офортным гравированием. Шардена, а потом Франсуа Буше. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Полноватый румяный франт с искрящимися глазами, остроумный, обаятельный, неизменно приветливый и весёлый, Фрагонар был истинным сыном галантного XVIII века. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж.
Создаёт одновременно серию полотен, рисуя французские парки. В конце 70-х гг. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
В этот период он работает в основном в графике, создает с помощью карандаша, бистра и сангины серию изображений знаменитых вилл с уходящими вдаль аллеями, с клубящимися, подобно облакам, кипарисами, величественными зонтами пиний, каскадами зелени и водопадами, фонтанами и террасами. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Он проявил блестящие графические способности. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.
На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут.
Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Перед нами характерная для живописца картина. Осенью 1761 года Фрагонар вместе с аббатом Сен-Ноном возвращается в Париж. Б. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить.
Творчество художника в этот период отличается особой интенсивностью. Александр Фрагонар успешно делал карьеру под эгидой власти, активно творя при консулате. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики — в ее светоносности.
В1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическомконкурсе и — победил. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик.
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. В 80-е гг. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. В конце 70-х и в 80-е гг.
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. В этот период в манере художника сквозь изящество и лёгкость, свойственные искусству эпохи рококо, всё яснее начинают просвечивать черты строгого неоклассического стиля.
Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Благодаря тому, что картины Фрагонара становятся чрезвычайно модными и художник сколачивает небольшое состояние и открывает мастерскую, однако вспыхнувшая революция приводит его к разорению, а пришедший на смену рококо классицизм лишает живописца былой популярности. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». В сентябре 1769 года Фрагонар женился.
Всентябре 1769 года Фрагонар женился. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Эти образы исполнены поистине волшебной поэзии, причем ощущению волшебства, присущему всякому большому произведению искусства, способствует и контраст между скупостью выразительных средств и богатством создаваемых эффектов.
Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана.
Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. И последнее, о чём необходимо сказать. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы).
Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века».
На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Однако после того, как его приняли в парижскую академию художеств за полотно «Смерть Кортеса», Жан Фрагонар переходит от исторических тем на темы интимной жизни, очень часто не стесняясь писать крайне откровенные сцены. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо.
"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. В то время небывалой популярностью пользовался идеалистический жанр и пастораль в духе его учителя Буше. История создания "Качелей" весьма занимательна. Совершенно в духе Франсуа Буше исполнены Фрагонаром два полотна овальной формы на пикантные сюжеты – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох.
В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Собственно «фрагонаровское»— в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Эти качества делают их частью окружающей природы.
Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери.
В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Одновременно написанные портретные произведения разрушали устоявшиеся каноны того времени. Фрагонар достиг в этом стиле высочайшего совершенства. Художник Фрагонар постепенно формируется изображая юных очаровательных поселянок с младенцами, тачками цветов, овечками. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар.
На этой должности он находился вплоть до самой смерти. При этом легковесность многих подобных сюжетов преодолевается силой живописного дара художника. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
Азаказанный королем гобелен так никогда и не соткали. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Сперва ученик Ж. -Б. Оно стало казаться чем-то далёким, безвозвратно канувшим в Лету вместе с блестящей изнеженной дворянской культурой XVIII века.
В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е).
Жан продолжает писать портреты, миниатюры. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения», подчиненный одной страсти — взлету мысли, мечты. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы).
Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Создаёт одновременно серию полотен, рисуя французские парки. Картина также имела другое название «Тайная страсть». Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». 26сентября 1761 года друзья прибыли в Париж.
Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Этот жанр живописи с его фривольностью и изяществом характерен для периода рококо. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны.
За это времяФрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Лучшими считаются гравюры – «Шкаф», «Антоний и Клеопатра», «Вечеря в Эммаусе».
Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Умер Фрагонар почти в полной безвестности, в скупых некрологах упоминалось о «художнике старой Академии, которому удавались галантные и эротические сюжеты». Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью.
Героиня картины сидит, откинувшись на лиловую подушку, на которую падают глубокие пурпурные тени. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
Давидом, лишил его прежней популярности. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Запечатлённый в момент озарения философ на полотне «Портрет Дени Дидро» доказывает это.
Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.
В этот временной промежуток Жан много времени уделяет и гравюре. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане).
Следующие 3 года он занимался в Королевской школе при Лувре, возглавляемой Карлом Ванлоо. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию.
Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он заработал хорошие средства. Но произведения Оноре Фрагонара всегда узнаваемы: в его живописи представлены почти все галантно-эротические мотивы XVIII столетия – это страстные любовные объятия и шаловливая игра, жанровые любовные сценки и обнажённые купальщицы, которые больше напоминают морских наяд.
Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. Первые уроки Александр брал, естественно, у отца, к тому времени маститому художнику. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая». В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Сперва ученик Ж. - Б. Шардена, а потом Франсуа Буше.
В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Эта работа – исключение из правила. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.
Умения Жана-Оноре невелики и он через полгода переходит на стажировку к Шардену, а затем вновь возвращается к Буше. Давидом, лишил его прежней популярности. Она застигнута врасплох, обратила свое лицо от листов, лежащих на столе, к тому, кто внезапно вошел в комнату. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В этот временной промежуток Жан много времени уделяет и гравюре. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
Однако мэтр, найдя, что юношанедостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другомуизвестному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779). Работа экспрессивна и динамична, а её цветовое решение говорит об изменчивости натуры. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Картина имела успех.
портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Художник становится не только модным, а ещё и богатым.
В 1801 году он победил в конкурсе картин на тему Амьенского мира. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
«Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» — этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам». Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени.
Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века Бароччо, Солимена, П. да-Кортона и в особенности Тьеполо. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Фрагонар был пленён свободой, лёгкостью и весёлой фантастичностью живописи учителя.
Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. В 90-е гг.
С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Посмотрим на несколько портретов.
«Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину.
Художник становится не только модным, а ещё и богатым. Пышно и буйно клубящиеся высокие деревья и кустарники парка заполняют площадь произведения. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. «Игра в жмурки», «Праздник в Рамбуйе» передают невероятную насыщенность светом и воздушность.
Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Яркий импровизатор, Фрагонар сумел соединить в своём творчестве лёгкость рококо, возвышенность исторического стиля и сентиментальность сюжетов. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу.
Фрагонар мог продолжать в этом направлении работать и безбедно жить. Картина возникла по прихоти заказчика, захотевшего, чтобы художник изобразил его возлюбленную на качелях так, чтобы зрителю были видны ее ножки. В1769 году один разочарованный поклонник художника писал: «Жажда денег иинтерес к будуарной теме закрыли ему путь к истинной славе». Его шедевр «Качели» наполнен трепетом, чувственностью и счастьем.
Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: "Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами".
Он изображён в облачении испанского идальго. Учился у Ж. Б. С. 1788 год стал очень тяжёлым для художника.
Возвратившись в Париж, художник выставляет картину «Смерть Кортеса». Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.
В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Его картины украшают отели знати (в числе заказчиков художника — любовница короля, знаменитая Дюбарри), будуары актрис и апартаменты богатых любителей искусства. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (явилась завершением эпохи рококо в искусстве, на смену ей пришел строгий классицизм. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.
Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»).
Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте.
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. rdquo, 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Позже получил заказ на фронтон Палаты депутатов дворца Бурбонов в Париже (эта работа была уничтожена в дни революции 1830 года). С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола.
Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". «Игра в жмурки», «Праздник в Рамбуйе» передают невероятную насыщенность светом и воздушность. В гостиной собрались гости.
Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Упоение жизнью теперь сочетается с легкими элегическими нотами, женские образы становится в целом более лирическими.
Шардена, а потом Франсуа Буше. Художник смог передать своё представление о любви. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере.
Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Работал над гравюрой и занимался оформлением книг. Фрагонара и Г. Робера. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Отличающиеся изысканной декоративностью колорита, лёгкостью письма, плавными композиционными ритмами произведения Фрагонара исполнены чувственной неги, наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес. Произведения художника исполненные чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются декоративностью колорита, легкостью живописной манеры («Качели», «Поцелуй украдкой»).
Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Дидро назвал живопись Фрагонара «пушистой» имея в виду сложившуюся манеру работы мастера размашистыми «широкими» мазками, придававшими картинам вид этюдов. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. В 1752 году удостаивается Большой Римской премии за полотно «Жертвоприношение Иеровоама», после чего отправляется в Рим. Он работал практически во всех жанрах с поразительным артистизмом и мастерством: писал маслом, рисовал бистром, сангиной, карандашом, тушью, акварелью. Великому художнику была уготована лёгкая смерть.
Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Но это не лишает сцену правдивости.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Давидом, лишил его прежней популярности. О детстве художника известно очень мало. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.
Фрагонар тоже серьёзно заболел и в начале 1790 года возвратился в свой родной Грасс, надеясь поправить там своё физическое и душевное здоровье. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Мы почти слышим соблазнительное шуршание нижних юбок, в то время как ее возлюбленный пристально смотрит на нее снизу используя выгоды своей позиции. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики.
Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.
Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. «Пикантные» сюжеты, которые в работах посредственных мастеров казались пошлыми и пустыми, у него, сохраняя легкость, наполняются поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией, чистотой и свежестью. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты.
Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Стилю Фрагонара присущи особая внутренняя свобода и смелость обобщения формы, сочетающиеся с богатством цветовых оттенков. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже.
Когда Фрагонар возвращается в Париж он выставляет картину «Смерть Кортеса», благодаря которой он становится членом королевской академии художеств. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях. В возрасте 18 лет умерла его дочь.
Его рисунки не могли отличить от работ учителя. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции. Отражая парковые местности использует бистр, сангину, акварель, тушь.
Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Среди наиболее известных работ — портрет Сен-Нона, «Вдохновение» и словно излучающая солнечное сияние «Читающая». В 1670-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве.
Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. И она уже поймана молодым человеком, который не может больше терпеть, не сорвав у красавицы поцелуй. Эти перемены не могли ускользнуть от внимания критиков. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.
Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию.
Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века Бароччо, Солимена, Пьетро да Кортона и в особенности Тьеполо. Это позволяет ему достигать удивительных световых эффектов: свет оживляет поверхности и практически растворяет формы. Он совсем юн и изящно манерен.
Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). В молодости Иеровоам состоял на службе у Соломона, в качестве смотрителя над рабочими из Ефремова колена. В портретах Фрагонара наметились тенденции, характерные для романтизма XIX века. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Главное, цель достигнута. В ее руках букет с вложенной в него запиской.
Их становится невозможно отличить от картин Буше. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Это без слов видно на представленной репродукции. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. В иллюстрациях к сказкам Лафонтена Фрагонар – веселый мастер рококо и непревзойденный рассказчик, причем в отличие от писателя он никогда не переходит за грань пристойного.
Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Картины Фрагонара конца 70-х гг. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. В следующем году он побеждает в конкурсе, организованном правительством.
В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Шардена, а потом Франсуа Буше. Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»).
Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием.