Картина Жана-Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей», написанная в 1765 – 1772 годах, является одним из самых известных произведений этого великого художника. Картина художника Жана Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей». Любовные игры Жан Оноре Фрагонар «Счастливые возможности качелей» или «Счастливые случайности качания на качелях» (1767). Работа «Картина Фрагонара Счастливые возможности качелей» выполнена Алиной Ердаковой, ученицей 11б класса гимназии 405 Санкт-Петербурга, под руководством учителя Н. В.
Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Сперва ученик Ж. -Б. Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Он наблюдает за полетом ее развевающегося платья, за обнаженными ножками. Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Удобное освещение различной яркостипозволяет зрителю изучить пластикускульптур лучше, чем при солнечномсвете. Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р.
Сад окрашен в зелено-голубой цвет и выглядит немного неестественно. Требование«раскрыть все богатства искусстваперед животворным оком народа» (словахудожника Жака Луи Давида) было выполненолишь во время Великой Французскойреволюции. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи.
«Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»). Внешне они часто похожидруг на друга (у художника были, вероятно излюбленные типы, которые переходилииз картины в картину). Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: «Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами». Поверите ли, через несколько дней после появления в Салоне моей картины «Святая Женевьева» один знатный человек послал за мною, чтобы заказать мне картину. Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона.
А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Сами названия портретов «Пение» (1769), «Любовная записка» (1773 -1776), «Маленькая озорница» (1777 — 1779) — говорят о большой доле аллегоризма. Фарфоровое совершенство ее фигурки, розовое платье и стремительное движение вверх притягивают к ней внимание зрителя и взоры ее возлюбленного. «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии».
В образе этой юной девушки наиболее явно ощутимы грация рокайльного портрета и одновременно те новые возможности портретной живописи в передаче состояния и характера модели, которые искусство Фрагонара открывало для Х1Х столетия, предвосхищая портреты Камиля Коро и Густава Курбе. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится. В картинах«Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особойэмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическомукостюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. Давид окончательно и «пристрастил» юношу к исторической живописи.
Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Круг замкнулся. Первым достоверным владельцем являлся сборщик налогов М. —Ф.
Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Рококо. История создания "Качелей" весьма занимательна.
Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). «Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» — этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам». Но работает там неохотно его влечет рисование.
Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Заказчик – барон Сен-Жюльен. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя.
Он был в своей «холостой квартире» со своей возлюбленной. Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась. Кое-где ощутимы реминисценции уже известного свойства, будь то Рейсдал или Ватто, однако отголоски любимых образов, входя в новый художественный контекст, сообщают еще большую прелесть фрагонаровским полотнам. Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей». А. С. живописи — прежде всего голландской и фламандской.
Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка». В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. Если великолепный парк смотрится слегка «размытым», то фигура девушки, ее платье, нижняя юбка, шляпка детально прописаны сухой кистью, придавая картине слегка «кукольный» легкий эротизм. Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам на качелях, которые раскачивает епископ. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста.
Собрание Уоллеса. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Его произведения исполнены неги, наслаждения жизнью («Качели», «Праздник в Сен-Клу», «Купающиеся наяды») пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей («Поцелуй украдкой») или согреты сочувствием судьбе героев. Грёзоднимизпервых начал писать детей так, как онивыглядели в действительности, непытаясь (в отличие от художниковрококо) превратить их в «маленькихвзрослых».
Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Последняяперестройка произошла в 1986—1988 гг. Лукавство и страсть соединяет художник в «Качелях». Позже Дуайен отказался от заказа и порекомендовал Фрагонара. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.
Любовник изображен, лежащим в кустах. Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Он начал с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Этот жанр живописи с его фривольностью и изяществом характерен для периода рококо.
Они написаны темпераментно, свободно, с неисчерпаемой фантазией. В 1815 году Александр становится Кавалером Почетного легиона. Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим». Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок.
Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Оставил большое наследие (более 500 картин и 1000 рисунков), работал в бытовом жанре, писал галантные сцены, пейзажи, портреты. В картинах «Урок музыки» (ок. Его картины, одновременно реалистичные и откровенно условные, напоминают прекрасную грезу. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Оноре поступает в мастерскую знаменитого Ф. Буше, но маэстро отсылает юношу к Ж. -Б.
Но главное — он наслаждается. Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне старого сада изображенного слегка «размытым». Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует. Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
Холст, масло. — в особенности от Тьеполо. В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. Связь с рококо проявляется в пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня«). Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию». «КраскиФрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они.
Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Как он рассказывал, через несколько дней после появления в салоне его картины «Святая Женевьева», один знатный человек послал за ним, чтобы заказать картину. Правда, он долго не мог найти для своего замысла подходящего художника: титулованные художники смущались таким сюжетом.
Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй». Франция. rdquo, 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Он готовился стать историческим живописцем, перед нимоткрывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказыот Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Здесьцарят скромность и достаток. «Счастливые возможности качелей», фривольный, яркий, дерзкий шедевр Фрагонара, был написан по заказу барона Сен-Жюльена, который в деталях описал будущую картину художнику. король Франциск I (1515—1547гг. ) приказал снести обветшавшуюкрепость.
На картине барышня изображена откинувшись назад. В мастерской Шардена Фрагонар пробыл всего около полугода. ПарижскийЛувр носит имя средневекового замка, построенного в начале XIIIв.
Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше. Итальянская живопись 17-18-го веков оказала сильное влияние на его творчество.
В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Я теперь знаю В 1720 г., за год досмерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывескойантикварной лавки, — «Вывеска лавкиЖерсена». «Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Краски его портретов образуют «пряные», утонченные гармонии, как в холсте «Маленькая озор ница», где все от театра, маскарада. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: «Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами».
В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства. словно по камертону, гармония сближенных тонов. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой).
Ее поведал своему знакомому исторический художник Габриэль-Франсуа Дуайен. Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции. Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались.
Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Вариацией на тему галантного жанра стала эрмитажная картина «Выигранный поцелуй» — замечательный пример свободной живописной манеры Фрагонара. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Трудно сказать, что здесь преобладает — непосредственность впечатления или игра фантазии, жизнь или театр. Г-н Фрагонар, это чертовски пресно.
Сперва ученик Ж. -Б. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Сверкающие световые блики и такие детали костюма, как колье, лиф платья и кружева, написаны в технике импасто. Наследуя традиции галантных «празднеств» у великого Ватто, Фрагонар создает, однако, оригинальный их вариант. Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он заработал хорошие средства. Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции).
Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Она похожа в нем на бабочку и райскую птицу одновременно. В период пребывания в Италии (1756—1761) былиисполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французскимаристократом, аббатом К. Р. Запечатлено мгновение, минутная ситуация. У нее премилое личико со слегка вздернутым носиком и лукавинкой во взгляде. Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительноточно и полно представил стили ихудожественные вкусы эпохи: в первойчасти картины изображены холодные, напыщенные классицистическиепроизведения, во второй — игривые«галантные сцены» и жанровая живопись.
Прежде чем сделать такой выбор, он прошел сложный, полный исканий путь. Лондон. Грёза. Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью. В тени на заднем плане сидит на скамейке обманутый муж и раскачивает качели.
Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Поскольку Психея простодушно рассказала им не только о своем счастье, но и о страшном запрете, они подговорили ее нарушить его и посмотреть на возлюбленного, сказав ей, что, скорее всего, к ней ночью приходит чудовище. 81 x 65 см. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой.
Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Но он быстро взял себя в руки и сказал: «Ах, месье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами». На самом деле: точное название картины — «Счастливые случайности качания на качелях». Признаюсь, – говорил Дуайен, – что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть. А вы знаете как привлечь деньги в свою жизнь. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения.
Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века. Данная картина отличается не только своим интересным сюжетом и композицией. Не было жанра исключая, может быть, натюрморт, — в котором не работал художник. Творчество художника в этот период отличается особой интенсивностью. Спервых лет истории Лувра здесь хранилисьпроизведения искусства.
народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Он был в своей «холостой квартире» со своей возлюбленной.
Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»). Прототипами обеих серий служили реальные лица. В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». Это был известный в свое время художник, член Академии, автор больших церковных картин.
В Лувр были свезенысокровища Версаля и произведенияискусства, конфискованные у Церкви иаристократов, в частности «Мадоннаканцлера Роллена» кисти нидерландскогоживописца Яна ван Эйка и статуи рабов, созданные Микеланджело. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Зелено-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна.
Фрагонар учился у таких разных живописцев, как Буше и Шарден. Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии. предаются безмятежному веселью среди девственной природы молодые люди («Игра и жмурки», 1773- 1775). 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Юного Оноре устраивают в качестве клерка к нотариусу.
Грёза. подобно зыбкому миражу, вилла с мраморными лестницами. «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина. Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия». Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства.
Не случайно так близки позы, костюмы, черты лицмоделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»). Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений.
Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Это действительно прекрасная вещь. Поистине, качание на качелях дает счастливые возможности. В следующем году он побеждает в конкурсе, организованном правительством.
Так как эти амуры малых размеров, на них нельзя смотреть издалека но, так как картина похожа на эскиз для плафона либо для купола, следовало бы повесить ее горизонтально над головой и смотреть на нее снизу вверх. Сделанные там рисунки — пожалуй, первое по-настоящему оригинальное проявление фрагонаровского таланта.
Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. В центре композиции «Счастливые возможности качелей» девушка в розовом платье. В то же время Фрагонар увлеченно изучал творчество Рембрандта и Рубенса, копировал «малых» голландцев. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. эстетических переживаний. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре.
Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: Он (заказчик) был в своей холостой квартире вместе с возлюбленной. Диапазон его чрезвычайно широк. Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей). Великолепна свобода, с которой Фрагонар передает глубину садовых перспектив, высь небес, рост деревьев.
1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года». Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей).
Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость). В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением». Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтенного живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен).
И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. На сей раз он был принят и мог с восхищением следить за блестящими импровизациями мэтра: Буше учил с кистью в руке. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С.
Дуайен признавался, что подобное предложение его смутило и «заставило буквально оцепенеть». В Отделескульптуры представлены произведениязападноевропейских мастеров XII—XIXвв. Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах, написано пушисто. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие.
Франциск Iперевёзсюда из загородной резиденции — замкаФонтенбло — коллекцию живописи: лучшиетворения Леонардо да Винчи «Мадонна вгроте» и «Джоконда», доставшиеся емупосле смерти мастера, четыре полотнаРафаэля и другие картины. На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица. Генрих IV (1589—1610 гг. ) поселил в нижних этажах Луврахудожников и ремесленников, обслуживавшихдвор. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей).
Написание картины было заказано бароном Сен-Жюльеном. : былвозведён вестибюль в виде стекляннойпирамиды (архитектор Иео Минг Пей). Фрагонар достиг в этом стиле высочайшего совершенства. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше.
Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства. Здесь началось приобщение к основам живописного ремесла. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б.
Резкие, короткие удары кисти сообщают живописи особую энергию. Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Позднее он стал королевской резиденцией. Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог.
Иногда он создавал произведения, захватывающие широким музыкальным ритмом и подлинно вакхическим, в духе Фрагонар писал много портретов, среди которых выделяется серия с моделями в полумаскарадных «исторических» костюмах. Эту широко известную картину живописца часто именуют просто «Качели». Шардена. Кажется именно это думает кавалер, восхищенно наблюдающий за своей возлюбленной артина «Качели» (полное ее название «Счастливые случайности качания на качелях») была написана Жаном Оноре Фрагонаром по заказу крупного финансиста барона де Сен-Жюльена в 1767 году. Работал над гравюрой и занимался оформлением книг.
В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Осенью 1761 года Фрагонар вместе с аббатом Сен-Ноном возвращается в Париж. Фрагонар достиг в этом стиле высочайшего совершенства. Признаюсь, – говорил Дуайен, – что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть. Эту широко известную картину живописца часто именуют просто «Качели». Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости.
Дуайен признавался, что подобное предложение его смутило и «заставило буквально оцепенеть». Фрагонар писал ее по заказу богатого финансиста барона де Сен-Жюльена, который пожелал именно таким образом изобразить себя и свою любовницу. Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона. Взлетают качели с нарядной дамой в розовом платье («Счастливые возможности качелей», 1765—1772).
Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Он начал с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину.
В 1756 г. он стал учеником Французской Академии в Риме. На самом деле: точное название картины — «Счастливые случайности качания на качелях». Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Когда вы в последний раз качались на качелях в разгар пикника. Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом.
Вот что говорил сам Дуайен о том самом заказе, который позже был перепоручен Жану-Оноре Фрагонару: Поверите ли, через несколько дней после появления в Салоне моей картины «Святая Женевьева» один знатный человек послал за мною, чтобы заказать мне картину. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения.
исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). Венок возлюбленному. Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье.
Этот жанр живописи с его фривольностью и изяществом характерен для периода рококо. В 1670-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве. Шардена, а потом Франсуа Буше. В середине XVIв.
Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше. Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Движение качелей подчеркнуто легкими тенями. Этот жанр живописи с его фривольностью и изяществом характерен для периода рококо. Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах. Юный пастух целует проигравшую партнершу та кокетливо сопротивляется. В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию.
Изначально он обратился к художнику Габриэлю Франсуа Дуайену. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья.
На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Они обмениваются лукавыми взглядами. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Когда вы в последний раз качались на качелях в разгар пикника.
Благодаря протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по 1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков затем лишается и этого места. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. «Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века.
Теперь деньги гребу лопатой. Наряд девушки изображен подробно, можно рассмотреть любую деталь: шёлковое платье, пышные нижние юбки, глубокое декольте, симпатичная шляпка, украшение на шее, белые чулки. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». История этого заказа довольно любопытна. Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра». Фрагонар пишет пейзажи, галантные и жанровые сцены, портреты, декоративные композиции и полотна на сюжеты из поэмы знаменитого итальянского литератора Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».
Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Однако тот счел его недостаточно подготовленным и отослал в мастерскую Шардена. Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели». На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур».
А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника.
Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось). 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал».
В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни.