В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств. Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой.
Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр. Такие ассоциации вызывает имя последнего из плеяды великих художников рококо Жана Оноре Фрагонара.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. С конца правления Людовика XV праздник в Сен-Клу (ярмарка, происходившая в течение трех последних воскресений сентября) делается популярным развлечением для людей разных сословий. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Откровенно шаловлива и пикантна Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку (частное собрание).
Ее линии прихотливы извилисты. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Последние годы жизни старого художника печальны.
Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей». На них изображены светлые парки с прозрачной голубой далью, например Игра в парке или обрывистый берег в Рамбулье, на котором выделяется зигзаг дерева, похожего на молнию статуи, выдуманные, как у Ватто или Амур Фальконе в неожиданно большом масштабе группы гуляющих, катающихся на лодке, качающихся на качелях. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Через Геную и Флоренцию путешественники за два месяца добираются до Рима (в Генуе Фрагонар делает замечательный рисунок бистром изображающий нависшую над морем скалу она, словно туча, вздымается на туманном фоне неба).
Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Среди декоративных картин Фрагонара следует назвать серию из пяти больших панно вертикального формата, которую иногда называют Стадии любви. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом.
Он был в своей холостой квартире со своей возлюбленной. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны.
Спохватились лишь пару часов спустя. Вместе с тем она имеет печальный смысл: шедевры Фрагонар создавал только в молодости. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Шардена, а потом Франсуа Буше. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр).
В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Сен-Нон тоже брал у Фрагонара некоторые его произведения, сделанные во время общих странствий. Плодом этой поездки было издание : «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
Она выдержана в мягком золотистом тоне и пленяет тонкой передачей света и воздуха. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев.
Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Это поверхностные, гладкие, зализанные, нарядные работы, в основном – заказные. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости.
Грёза. Эти качества делают их частью окружающей природы. Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.
Мари-Анна, видимо, презиравшая условности и предрассудки, согласилась. Техника офорта ему тоже была подвластна. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Таков известный рисунок Клоринда на коне (перо, бистр с размывкой Безансон, музей).
К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции (Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы – в проекте праздника Федерации). Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Оскорбленный Корез обращает мольбы к Дионису и в ответ тот насылает на страну мор – смертельное опьянение. Он не привык писать пейзаж на полотне такого масштаба.
Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже.
В ее руках букет с вложенной в него запиской. Фрагонар действительно любил фантазировать. Напрасно было бы искать в них философской глубины и богатства волнующих своей неопределенностью духовных оттенков. Теперь видимо, от художников ждут аллегорической живописи: в последние годы каталоги Салона запестрели такими названиями, как Борьба Любви и Целомудрия (Лагренэ-старший), Приношение Амуру (Теолон) и т. д. Эта тематика исключает революционную ориентацию, но картины пишутся в манере, далекой от фривольности и изысканности рококо, – это тот конец старой легковесной манеры французской школы, о котором писал в это время Гримм. В картинах «Урок музыки» (ок.
портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) является во всех отношениях противоположностью Буше. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств).
Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Это Пьер Прюдон (1758- 1823). Другие предполагают, что он занят любовными похождениями (которые, впрочем, отрицать не приходится) и потому забросил работу. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Складки ее блузы, передника, подобранной верхней юбки очерчены извилистой игривой линией, напоминающей почерк учителя Фрагонара. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр).
1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Его творческий темперамент поистине огромен. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм.
После Ватто и Шардена Фрагонар -- самый крупный французский художник XVIII столетия. Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне окутанного туманной дымкой старого сада. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом.
Его творчество начала 60-х гг. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Этой метаморфозе способствовала встреча с искусством и природой Италии. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Красочное зрелище привлекает сюда художников. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Но Сен-Нон был артистичен изящен, аристократичен. Тысяча семьсот восьмидесятые годы во Франции – время назревания революции.
Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Мягко и без прикрас вылеплено свежее, но слегка расплывшееся лицо тридцатипятилетней (или, скорее, сорокалетней) женщины. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. В 90-е гг. Значение Фрагонара для формирования таланта Прюдона очевидно.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Весь Париж встречается здесь.
Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Холостой и одинокий художник пригласил ее жить к себе. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно.
Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Деятельно и самоотверженно работал Фрагонар в Музейной комиссии с 1794 по 1797 год. Бержере ничего не имел и против жанровых сцен. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство.
Один раз еще, в 1767 году, послал он в Салон несколько ранее исполненных вещей (Голова старика и Группы детей в небе – проект плафона для особняка Бержере) и затем навсегда отказался от Квадратного салона королевского дворца. Особое значение для Фрагонара приобрело пребывание в Венеции. Для исполнения заказа Фрагонар использовал три сделанные раньше небольшие картины – Шарлатаны, Торговец игрушками и Театр марионеток (все три – в частных собраниях). Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Как художник она лишь подражательница одной, поздней, самой узкой грани фрагонаровского искусства.
Это период подъема в творчестве художника и создания ряда блестящих произведений. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Похожи героини обеих картин, похоже изображение комнаты.
Уж не ради нее ли Фрагонар в конце жизни принимает участие в создании нескольких картин, в которых нет ничего фрагонаровского (даже если принять за эталон Поцелуй украдкой и Контракт). Выделявшаяся живостью и красотой колорита среди подобных академических произведений, но, подобно им, риторическая и лишенная подлинной индивидуальности, картина эта имела большой успех в академической и придворной среде. На четвертом десятке лет жизни Фрагонар наконец внутренне свободен. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики.
В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Он остановил свой выбор на Фрагонаре, которого давно знал. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»).
С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). В конце 70-х гг. Фрагонар пишет еще около двенадцати подобных картин разных размеров. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Его произведения не наполняются психологическими характеристиками, а служат для украшения салонов.
Теперь Фрагонар достиг вершины своего самостоятельного творческого развития. Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами. Согласно утверждению братьев Гонкуров, портрет хранился у потомков Жана-Оноре и Мари-Анны Фрагонар и долгое время не выставлялся для публичного просмотра. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Выигранный поцелуй – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века».
Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Картина принадлежит королю и с нее собираются выполнять гобелен (что, впрочем, так и осталось неосуществленным). Творчество Фрагонара многолико изменчиво. И последнее, о чём необходимо сказать. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год.
Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. 1788 год стал очень тяжёлым для художника.
Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье.
В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Общее внимание было привлечено к Фрагонару. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Да и то сказать: по королевским заказам платят плохо и с задержками – это скорее честь, чем заработок, а Фрагонар – всем известно – беден выгода – вот что заставило его спуститься с высот.
Всё дело в том, что писал он её в поздний период. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики -- в ее светоносности. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. Фрагонар, видимо, всюду его сопровождает.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. В это время в моду входит классицизм. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Но это не лишает сцену правдивости. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».
За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. И все-таки эта вещь рождает двойственное впечатление у тех, кто знает живопись Фрагонара. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола.
Здесь в полную силу проявился его талант живописца. К 80-м годам относится великолепный портрет жены художника в большой черной шляпе, находящийся в Копенгагене. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. В самый момент торжественного жертвоприношения Корез в отчаянье закалывается сам. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя.
Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. В возрасте 18 лет умерла его дочь.
Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Луки и, главное, запрещены очень популярные публичные выставки художников, не принадлежащих к Академии. Епископа Фрагонар заменил более скромной фигурой, а владелец прелестного создания изображен совсем юным кавалером.
Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре.
История этого заказа очень колоритна. Но не оно составляет главное в картине. В конце 70-х и в 80-е гг. Картины Фрагонара в то время продать было невозможно. Грозная воительница, вся покрытая броней, по замыслу поэта, неузнаваема в своих доспехах.
"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. В 1780-е гг. Сценка откровенно театральна. На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица.
Эта премия считалась чрезвычайно престижной, она открывала перед счастливчиком прямой путь к успеху. Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры.
Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. При виде всего этого в нём проснулась гордость ефремлянина, как члена того колена, которому в благословении Иакова была обещана блестящая будущность и которое теперь должно было рабски служить колену Иудину. Серия портретов (1761–1765), т. н. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал.
Здесь стиль рококо предстает перед нами в самом своем лучшем, смелом и жизнеспособном варианте, при этом выдержанный во всей своей цельности. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью.
Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Подрастает сын – тоже будущий художник. Благодаря своим графическим работам Фрагонар вошел в искусство XVIII в., став одним из самых блестящих рисовальщиков. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов.
Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью.
Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков.
Художник становился буквально неузнаваемым, когда писал для себя по вдохновению, когда в нём пробуждался темперамент живописца. Фрагонар непосредственно и последовательно примкнул к стилю своего учителя. О детстве художника известно очень мало.
Впрочем, потом, видимо, произошло примирение. В галантных сценках Фрагонара нет грустного лиризма пасторалей Ватто они свежи и естественны в передаче земных чувств, поэтичны в декоративном решении и несут в себе отзвук гедонистической культуры XVIII столетия.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Иллюстрируя Ариосто, Фрагонар относился очень легко к даваемым в тексте описаниям.
Она оказывается в его жарких объятиях. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж.
Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. В гостиной собрались гости. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. В 70-е гг.
В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), «Монсиньор Ла Бретейль» (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее.
художник создает серию аллегорических композиций, в которых любовь трактована уже не как наслаждение или игра, а как жертвенное и почти героическое деяние. На этой должности он находился вплоть до самой смерти. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. К сожалению, в издании Сказок (вышедшем с запозданием и в неблагоприятный для этого момент, после революции, в 1795 г. ) сохранилась далеко не вся прелесть первоначальных рисунков Фрагонара к Лафонтену: иллюстрации с сильными изменениями гравированы офортистом Мартиалем.
История создания "Качелей" весьма занимательна. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Сперва ученик Ж. - Б. Шардена, а потом Франсуа Буше.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Много сил вложил он в создание Лувра. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия «Фантастических портретов» (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника.
Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти.
Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. В годы, проведенные в Италии (1756--1761), происходит превращение из бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
Их становится невозможно отличить от картин Буше. Но уже в марте 1791 года художник возвращается в столицу. Он совсем юн и изящно манерен. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях.
На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Эта картина, а также Похищение Психеи (тоже 1808 г. ) заставляют вспомнить живопись Фрагонара 80-х годов. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Тот принимает Фрагонара.
Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей:Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Серия портретов (1761–1765), т. н.
Это позже будет восхищать импрессионистов. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Позднее творчество Фрагонара мало изучено.
Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Упразднены (как очаг анархии) Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии св. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Стоящий на пьедестале амур Фальконе лукаво прижимает пальчик к губам, призывая всех только молчаливо любоваться галантной сценой. Эта работа – исключение из правила. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником.
Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым).
Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Начал он с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже.
Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». он был избран членом Музейной комиссии -- организации, занимавшейся формированием национальных музейных коллекций, в первую очередь -- Лувра. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме».
Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Мягко промоделированные тела выступают из глубокой тени. Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом.
Маргарита Жерар не была бездарна. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. художник лишается и заказчиков и славы. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность.
В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. В Италии художник попал под влияние Тьеполо.
Ему были близки по духу художники венецианской школы – как ренессансные, так и современные. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б.
Коллекция кабинета рисунков Лувра, видимо, собрана именно им. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности.
Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Прославленный Ф. Буше, у которого молодой художник учился с 1747 года, ценил его талант и выделял среди учеников. Парижане, собственно, только недавно открыли очарование парижских окрестностей. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. В этом не было ничего из ряда вон выходящего по тем временам. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Это поцелуй невинный и торопливый.
А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания, - и чем более вы захотите внести весёлости в это произведение, тем будет лучше". Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Посмотрим на несколько портретов. Наконец появляется Пробуждение природы или Поклонение стихий природе.
Его искусство оставалось весьма противоречивым. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: Шкаф (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), Антоний и Клеопатра, с Либери, Вечеря в Эммаусе, с Риччи и Сретение Господне, с Тинторетто. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно.
Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Главное, цель достигнута. Дуайен отказался принять его, посчитав, вероятно, что писать подобные сцены – ниже его достоинства. Жанровая сторона этих зрелищ, группы фигур в парках, особенно увиденные во время празднеств, привлекают Фрагонара в эти годы по-своему.
Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. По-видимому, полным подобием Поцелуй украдкой была исчезнувшая известная лишь по гравюре картина Контракт, называемая также Обещание бракосочетания (объявление об этой гравюре появилось в газетах на два года раньше, чем о Поцелуе украдкой). Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Идеи просветителей дают себя знать повсюду. Фрагонар довольствуется изображением Пегаса, достаточно знакомым по европейской живописи.
У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Теперь у него новая забота. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Художник смог передать своё представление о любви.
Собственно «фрагонаровское»-- в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты.
Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Помимо бесчисленных копий с исторических картин, выполненных в годы учения, он самостоятельно разрабатывал сюжеты: Отдых на пути в Египет, Поклонение пастухов, Христос, омывающий ноги апостолам (четырехметровое полотно, заказанное ему перед поездкой в Италию и до сих тор являющееся алтарным образом в соборе его родного города Грасса) позже – Руфь и Вооз (исчезла), сюжеты из Освобожденного Иерусалима, Мир и Война, Отцелюбие римлянки (все три исчезли), Пожар Трои (существует великолепный эскиз в частном собрании), в дальнейшем – Генрих IV и др. В поздний период творчества Фрагонар редко обращался к своей излюбленной теме галантных сцен и игривой эротики, однако именно в это время было создано одно из лучших его произведений -- «Поцелуй украдкой» Конец 1870г. г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Возможно, что картины были парными. Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо.
В представлении Давида, Фрагонар принадлежал прошлому. И все-таки он справился с этой задачей. Но отец не хочет, чтобы юный художник был учеником старого Фрагонара.
К сожалению, пропали отчетные работы Фрагонара, посланные в свое время в Париж. Ничего нового, самостоятельного она так никогда и не попыталась создать. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Шляпка до половины скрывает тенью ее лицо, но видно, что и ее взгляд также обращен на ребенка.
Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Говорят, что Фрагонар судился с Бержере документов, подтверждающих процесс, не оказалось. Перед нами характерная для живописца картина.
Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния («Вдохновение», «Пение», «Музыка», все — 1769, Париж, Лувр). Для Фрагонара несомненной трудностью являлся размер панно: 216 X 335 см.
Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. В конце 60-х гг.
Картина имела успех. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Но не только реальные впечатления действительности решается теперь фиксировать Фрагонар. К исторической живописи именно сейчас у Фрагонара возврата нет: он это сознает.
А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Такова существующая в двух вариантах картина (маленькая – в частном собрании, большая – в Вашингтонской Национальной галерее сохранился также эскиз в частном собрании), которая известна под названием Посещение кормилицы. Но динамика в картине как бы парализована точностью и тщательностью отработки деталей.
Профиль этой девушки – на редкость темпераментный – выражает азарт, возбуждение, ревность. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание – отдают на обучение к живописцу.
Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Прелесть сцены исходит из изысканной спонтанности и кажущейся импровизированности композиции, выполненной в духе реализма, но без тени назойливости. Фрагонар тоже серьёзно заболел и в начале 1790 года возвратился в свой родной Грасс, надеясь поправить там своё физическое и душевное здоровье. Но Фрагонар в это же время был ученикам и других мастеров – великих живописцев прошлого века, произведения которых он упорно изучал и копировал.
В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Это парные картины – Первые шаги и Любимое дитя, а также Молодая женщина, перебирающая струны гитары, стоя около колыбели спящего ребенка (все – в частных собраниях). Заработки старого Фрагонара невелики. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника.
Несмотря на всю свою гибкость, неутомимость и трудолюбие, он все-таки не у дел. Между 1797 и 1800 годами он был инспектором перевозок в Версале (там сосредоточивали тогда французские картины, а ценные произведения иностранных мастеров, обнаруженные в различных дворцах Франции, отправляли в Лувр). Помимо избираемых им мотивов замечательно изменение самого стиля передачи пейзажа.
Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии. Рядом с женами Давида, Вьена, Сюве были и Мари-Анна Фрагонар и Маргарита Жерар. Оп. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. художник выполнил к Ариосто около 160 рисунков карандашом и бистром с изображениями поединков, похищений, преследований, всадников, летящих в облаках и вместе с облаками. Это без слов видно на представленной репродукции. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра.
Это Луи-Леопольд Буальи и – создание рук Фрагонара – Маргарита Жерар. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769).
Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара. Ее приближение сказывается на всех сторонах жизни страны. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара.
Маргарита Жерар пользуется прочным признанием и даже получает золотую медаль от Наполеона. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Фрагонар умер 22 августа 1806 года. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем.
Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. На конкурс в те времена непременно полагалось представить историческую картину.
В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Колоритные картины при всей обыденности изображенного притягивают зрителя оригинальностью красочных сочетаний и вместе с тем открывают перед живописью новые перспективы и возможности, которые полностью осуществятся лишь в конце XIX века. Фрагонар достигает богатства валеров, то идя от темного к светлому, размывая краску (лавис), то применяя противоположный метод и накладывая один слой бистра на другой, – это его, своеобразный, фрагонаровский прием.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Так что излюбленные Фрагонаром в 70-х годах сцены, подобные Счастливому изобилию изображающие молодую мать, окруженную полдюжиной маленьких детей, художнику все равно приходилось заимствовать из литературы или выдумывать – ничего автобиографического в них нет. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Гюймар снискала славу лёгкостью, непосредственностью и кажущейся простотой исполнения танцев в балетных спектаклях.
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Изображена обстановка бедной хижины, на красотках – пышные юбки, а на юноше – пастушья шляпа с грубого столика, кое-как прикрытого деревенской скатертью, сыплются на пол карты.
В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия.
Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Во времена Директории Фрагонар лишается своей должности главного хранителя Лувра и последние годы жизни доживает полузабытым. Похоже, что художник выкупил у финансиста свои рисунки.
Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Вся картина – живая и вдохновенная импровизация, она плод фантазии и вовсе не написана с натуры однако можно подумать, что это мгновенная фиксация действительности, столько в ней темперамента, столько жизни в каждом из смелых, динамичных мазков. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Они кажутся написанными с молниеносной быстротой и это не обман чувств на двух из них существуют старые надписи на обороте: Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час и на другом (подписанном Frago 1769) Портрет ла Бретэша, написанный Фрагонаром, в 1769 году, за один час. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик.
Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид.
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Жан Оноре Фрагонар родился на юге Франции, в городе Грасе, расположенном в провинции Прованс. Особенно понятным становится этот новый поворот в самый канун революции. занимают разнообразные вариации и оттенки галантного жанра и столь же разнообразные по характеру портреты. Картина также имела другое название «Тайная страсть».
Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Пророк Ахия предсказал Иеровоаму, что он будет царём всех северных колен, так что за домом Давидовым останутся только два колена. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники.
На подобные произведения был большой спрос. В 1800 году работы были закончены и Фрагонар был уволен.
Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Радость, которую излучает вся её хрупкая фигурка, легкая улыбка и порозовевшие щечки показывает, что она ждала этой записки. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е).
Но он слишком умен для того, чтобы поступить, как Грёз, с его несчастной попыткой стать историческим живописцем. Картины Фрагонара конца 70-х гг. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. И посоветовал Сен-Жюльену обратиться к "мсье Фрагонару", который к этому времени уже успел упасть в глазах "настоящих художников", создающих монументальные полотна на сюжеты из древней истории или мифологии. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Фрагонара готовы считать главой исторической живописи во Франции. Разумеется, Фрагонар видел в Салоне Велизария и Клятву Горациев Давида. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником.
Картина Счастливый брак (частная коллекция) изображает развалившегося на диване сытого господина, которого ласкает ребенок, а рядом стоит, склоняясь над ним, благополучная, полная, нарядная супруга. Сын Фрагонара, Александр-Эварист, родился лишь через одиннадцать лет. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. В 80-е гг. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция ФрикИгра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Он изображён в облачении испанского идальго.
Эти иллюстрации так и остались в набросках (карандаш, тушь, сепия). С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Но двойственное чувство у зрителя вызывает разрыв между виртуозным блеском Поцелуя украдкой и той педантической мелочностью, ради которой изощряет теперь Фрагонар свое мастерство. Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше. А через полгода молодой ученик покидает мастерскую Шардена и возвращается к Буше (1703-1770), который представляет собой центральную фигуру французского рококо.
Выбирая мифологический сюжет для большой композиции на звание причисленного к Академии, Фрагонар оказал предпочтение эпизодам, рассказывающим о пылкой и самозабвенной любви. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса.
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.
Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку.
И Фрагонар выбирает путь достоверного изображения реальности. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Он обычно избирает в качестве сюжета иллюстрации самую суть, самую изюминку озорной лафонтеновской сказки.
А. С. Он думает о своей карьере, о вступлении в Академию, для чего сначала надо завоевать звание причисленного (agree) с этого момента он уже получит право выставляться в Салоне – то есть на выставках в Квадратном салоне Лувра, устраивавшихся раз в два года в них могли участвовать только члены Академии и причисленные к ней. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). На такие картины был спрос и Фрагонар мог бы три желании остановиться на достигнутом и под покровительством учителя продолжать работать и далее в том же роде.
Прототипами обеих серий служили реальные лица. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. К группе фантастических портретов кроме десюдепортов Сен-Нона относятся его же портрет в рост в испанском ярко-красном костюме с перекинутым через плечо золотым шарфом (Барселона, Музей нового искусства), Портрет дАркура, Портрет живописца с пурпурной папкой в руках, залитый сверху ярким светом и так называемый Портрет актера, где красный край взлетающего плаща намечен одним взмахом кисти, а скомканная перчатка как будто вырывается из сжимающей ее руки. интенсивно и многогранно художник пробует себя в различных жанрах, чтобы сохранить в будущем только органичные своему таланту.
Учился у Ж. Б. С. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).
Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. (Жак-Луи Давид)Жан Оноре Фрагонар (фр. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно.
Разразившаяся в 1789 году Французская революция разом обесценила в глазах современников творчество Фрагонара. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была полностью чужда Фрагонару. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте.
Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. В этот период он пишет мало и зачастую в соавторстве со своей ученицей Маргаритой Жерар, но не прекращает служения искусству. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века. Особенность сентиментальных картин Фрагонара 70-х годов – в перевесе литературного начала, словно художник предлагает составить по ним трогательный рассказ. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Наиболее значительное место среди картин этой группы следует отвести Фонтану любви.
Юноша специально подстерегал её.
Теперь его деятельность в новых, достаточно сложных условиях идет по двум руслам. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам»., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Давидом, лишил его прежней популярности.
Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Своеобразие ее в том, что она открывается зрителю как бы в два приема. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Сперва ученик Ж. -Б.
Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Их сближенные профили напоминают римские портретные камеи по четкости и чистоте линий. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру.
Фрагонара и Г. Робера. Возможно, он теперь увидел Италию другими глазами, чем в молодости.