Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Их становится невозможно отличить от картин Буше. В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. В 70-е гг. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара.
Тонкий колорит, остроумная образность и лёгкое, непринуждённое письмо придают его работам неотразимую живость при этом даже самые эротические сюжеты никогда не кажутся вульгарными. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. В 60-70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756-1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761-1765, частная коллекция), портреты.
Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей:Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. 1788 год стал очень тяжёлым для художника.
Фрагонара и Г. Робера. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Как истинный сын своего времени, художник любил парковое искусство и с вдохновением писал именно деревья с огромным светозарным небом и тающими облаками.
В конце 60-х гг. Обнаженные купальщицы, уподобленные наядам, резвятся в золотистом солнечном свете, среди воды, листьев деревьев и прибрежных трав. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа.
К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция ФрикИгра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств).
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи.
Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Иногда юмор Фрагонара сродни сатире Вольтера. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). – Русские просто ломятся на Фрагонара». Оп. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить.
Он укрепил границы своего царства, построил несколько новых городов и вообще сделал немало для своего народа но его погубило опасение, как бы народ вновь не возвратился под власть дома Давидова. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Серия портретов (1761-1765), т. н. «экспрессивные головы», — обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Он учился у Буше и продолжил его линию. Его творческий темперамент поистине огромен.
Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат.
Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Шардена, а потом Франсуа Буше. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.
Любовники редко остаются одни. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св.
Картина возникла по прихоти заказчика, захотевшего, чтобы художник изобразил его возлюбленную на качелях так, чтобы зрителю были видны ее ножки. Основанная им династия прекратилась в лице сына его Навата, после которого израильский престол сделался добычей разных узурпаторов. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность.
Это без слов видно на представленной репродукции. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности.
К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. История создания "Качелей" весьма занимательна. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры».
Он берет сюжеты в «Метаморфозах» Овидия и пишет Психею, которая хвастается подарками Амура перед завистливыми, но красивыми сестрами. Эта первая большая картина, сделавшая художника известным, была выставлена в луврском салоне в 1765 году. Шардена, а потом Франсуа Буше. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. В подборке не хватает разве что нескольких сюжетов, хрестоматийных, хоть и не очень подходящих для «Родной речи», вроде «Девочки в постели играющей с собачкой» из Мюнхена, эрмитажного «Поцелуя украдкой» или даже «Качелей», которые остались в Лондоне.
Перед нами характерная для живописца картина. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Эта работа – исключение из правила.
художник лишается и заказчиков и славы. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Но произведения Оноре Фрагонара всегда узнаваемы: в его живописи представлены почти все галантно-эротические мотивы XVIII столетия – это страстные любовные объятия и шаловливая игра, жанровые любовные сценки и обнажённые купальщицы, которые больше напоминают морских наяд. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже.
Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
В конце 70-х и в 80-е гг. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Сцены всегда театральны. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком.
Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен.
Великая французская революция подвела итог всей эпохе рококо, вместе с которой завершилось и творчество Фрагонара. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Художник смог передать своё представление о любви.
Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Фрагонар действительно любил фантазировать. Главное, цель достигнута. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр).
Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Девушки, как в «Жмурках», робко бредут вслепую, зорко глядя из-под повязки.
Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Его искусство оставалось весьма противоречивым.
1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей.
Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Юноша специально подстерегал её. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.
Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Но рядом с главными работами можно наконец-то увидеть другие, не столь известные публике.
Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. В этих панно особенно хорошо видны черты зрелого стиля мастера: вместо четких контуров, как у Буше, — широкие скользящие мазки и свободно положенные пятна цвета. В 80-е гг.
Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.
Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника.
Позирует и дама на «Качелях» с развевающейся юбкой и пара, сражающаяся у двери в «Задвижке» и даже любовник, застигнутый в «Шкафу» родителями его подружки. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Античные боги, к счастью, не были образцами морали, о чем было сказано его современником Эваристом Парни в «Войне богов».
Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Посмотрим на несколько портретов. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств).
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.
В ее руках букет с вложенной в него запиской. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621-1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474-1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом.
Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. За свою жизнь Жан-Оноре Фрагонар создал более 500 картин и еще работал в жанре гравюры. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке.
Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты.
Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье.
Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Градации коричневых или черно-белых тонов строят в листах Фрагонара форму предметов, сложное пространство и передают саму окружающую атмосферу: струящийся воздух, поток солнечных лучей. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765-1769, Париж, Лувр). Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Она оказывается в его жарких объятиях.
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо. Спас Давид, заслуженный художник революции, устроивший его в народный Лувр. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. Картина также имела другое название «Тайная страсть». Однако вскоре после того он бросил исторической род живописи и, подчинившись вкусу того времени, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием.
Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Фрагонар обращается к старине и просто фантазирует, портреты написаны интенсивными по цвету красками, которым придает еще большую яркость поток сильного света. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756 – 1761) работал в Париже. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Фрагонар пленяет другим – свежестью и чистотой чувства искренностью, упоением красотой жизни. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара.
Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). В живописи Фрагонара варьируются все галантно-эротические мотивы XVIII столетия: шаловливая игра и страстное любовное объятие, обнаженные купальщицы, похожие на речные божества и почти жанровые любовные сценки. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765-1769, Париж, Лувр). Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры».
Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Картины Фрагонара конца 70-х гг. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж.
В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Техника офорта ему тоже была подвластна. И последнее, о чём необходимо сказать.
Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. На этой должности он находился вплоть до самой смерти. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр.
Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность.
Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.
На которой ему не только воздают должное, но и защищают от упреков и сплетен. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. – спросил меня молодой человек в кассе, который обязан уточнять (для украшения статистики), откуда посетитель.
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Серия портретов (1761–1765), т. н. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги.
Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей.
И она уже поймана молодым человеком, который не может больше терпеть, не сорвав у красавицы поцелуй. В гостиной собрались гости. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием.
Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Его творчество начала 60-х гг. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
У этих игр всегда есть зрители: другие девушки, ангелочки-амуры, да хоть овечки. Разразившаяся в 1789 году Французская революция разом обесценила в глазах современников творчество Фрагонара. «Неужели в России так страстно любят Фрагонара.
Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Почти все картины художника — небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. О детстве художника известно очень мало.
Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Закалываясь мечом, Корес позирует художнику. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе.
Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Преодолеть робость и сдаться наконец-то мужчине (как в «Дебютах модели» или «Выигранном поцелуе») всегда помогает подруга. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). К самым известным его работам относят полотна «Пастораль», «Урок музыки», «Купальщицы» и другие картины, которые хранятся в музеях Лувр, Эрмитаж, галерее искусства Вашингтона, других музеях и частных собраниях. Фрагонар Жан Оноре (1732 – 1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Серия портретов (1761–1765), т. н.
Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. Иллюстрации к «Сказкам» Лафонтена – тем, которые совсем не детские и совсем не басни. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле.
Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. В 90-е гг. Картина была удостоена римской премии, однако поездке в Рим по установленному обычаю предшествовала длительная стажировка в Париже. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден.
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Эти качества делают их частью окружающей природы.
В это время в моду входит классицизм. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».
Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. На этой картине изображена девушка, застигнутая врасплох в своей комнате за письменным столом во время чтения письма, вложенного в букет цветов, который держит в руках. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.
Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме.
Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. В конце 70-х гг. Но это не лишает сцену правдивости.
Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Умения Жана-Оноре невелики и он через полгода переходит на стажировку к Шардену, а затем вновь возвращается к Буше., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Ее линии прихотливы извилисты.
В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура — статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, — чувствуется легкая насмешка. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы».
Наконец, в конце декабря 1756 года Фрагонар прибыл в Рим, где и оставался вплоть до апреля 1761 года. Фигурки полны грации и изящества, выписаны со всей присущей художнику тонкостью, свободой и экспрессией, являя собой чудесный букет терракотовых, розовых, золотистых, сиреневых, охристо-красных и изумрудных тонов. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование».
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. У него жизнь бессмертных полна смертными удовольствиями.
Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Оно стало казаться чем-то далёким, безвозвратно канувшим в Лету вместе с блестящей изнеженной дворянской культурой XVIII века. Спохватились лишь пару часов спустя. В это можно поверить, глядя на гравюры «Игры сатиров» (1763). Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год.
Вот одна из них с чувственными губами и длинными ресницами смотрит на влюбленных с карикатурно-человеческим интересом, а вот другая отворачивается с видом «глаза бы мои не смотрели». Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Он совсем юн и изящно манерен.
Сперва ученик Ж. -Б. К этому времени Фрагонару исполнилось 29 лет и для него настала пора всерьёз заняться работой. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Портрет — интересная и обширная область творчества Фрагонара. Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму игру света. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре.
Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765-1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера.
Он изображён в облачении испанского идальго. В этот период он работает в основном в графике, создает с помощью карандаша, бистра и сангины серию изображений знаменитых вилл с уходящими вдаль аллеями, с клубящимися, подобно облакам, кипарисами, величественными зонтами пиний, каскадами зелени и водопадами, фонтанами и террасами. Прежде всего графика. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Изумительные рисунки к «Неистовому Роланду» Ариосто и символическая живопись, в том числе воображаемый пейзаж, которого я не видел раньше, – «Остров Любви» (1770) из лиссабонского Фонда Галуста Гульбенкяна с великолепной природой, которая сама, вместо пастухов, пастушек, рыцарей и дам, полна нешуточной страсти. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств).
В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). На подобные произведения был большой спрос. Сперва ученик Ж. -Б.
Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Шутливые гравюры вроде «Фонтанов», где две обнаженные девушки испуганы струями, которые извергают на них два брандспойта, – понятно ли нам, на что здесь тонко намекал художник.
Это позже будет восхищать импрессионистов. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр).
Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. В тающей массе деревьев и облаков свет и цвет составляют единое целое, воплощая материальный мир в поэтическое произведение. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
На небольшом холсте Фрагонар противопоставляет и сопоставляет прекрасное буйство растительности и красоту резвящихся обнажённых девушек, движущихся в тесном декоративном вихре – вместе друг с другом и с клубящимися облаками., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. В возрасте 18 лет умерла его дочь. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».
Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).
Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761-1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770-1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере.
Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Картина имела успех. В 1780-е гг. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес).
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара.
Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Заказчиков-либертинов прикончили санкюлоты. Она знает, что тот, кто её раскачивает сзади, не видит второго молодого человека, который спрятался в кустах. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар.
Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Давидом, лишил его прежней популярности. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции.
Сценка откровенно театральна. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь.
Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. Его заказчики – богатые любители искусств, финансисты, люди творческого труда, танцовщицы оперы. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо.
Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж.
Мифы давали полную свободу. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761-1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770-1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748-1752, Толедо, Музей искусств).