Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась. Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость). Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь.
живописи — прежде всего голландской и фламандской. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Грёза. Главное, цель достигнута. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. От кокетливо взлетающей на качелях девушки и засмотревшегося на изящные ножки этого прелестного создания кавалера исходят грация и веселость.
В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. На близкие Буше сюжеты было исполнено в 1760-е годы и серия рисунков с изображением девушек в спальне. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Шардена. В возрасте восемнадцати лет Фрагонар уехал из Граса в Париж, где поступил в мастерскую к прославленному живописцу Франсуа Буше. В творчестве Буше Фрагонара привлекали артистизм, свобода живописной манеры, богатство воображения, что соответствовало его собственному дарованию.
Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты.
Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769).
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). А. С. Купидон, сын Венеры и бог Любви, по велению своей матери, возненавидевшей Психею за ее красоту, должен был принести ей несчастную любовь, но сам страстно влюбился в нее.
Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Эти качества делают их частью окружающей природы. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр).
Сценка откровенно театральна. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой).
занимают разнообразные вариации и оттенки галантного жанра и столь же разнообразные по характеру портреты. Это действительно прекрасная вещь. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика.
Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. После шести месяцев, проведенных у Шардена, Фрагонар возвращается к Буше и вскоре становится самым блестящим его учеником. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Он будет писать увлеченно и свободно, темпераментным мазком и пленяющими звучностью и особой золотистой тональностью красками.
Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. Девушка сидит, прислонившись к мягкой подушке лилового цвета, на которую падают тени глубокого золотисто-пурпурного цвета.
Его творчество начала 60-х гг. Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Благодаря протекции Давида, у которого учился сын Фрагонара, старый мастер получает место в музейной комиссии, занимавшейся формированием из брошенных частных коллекций первых национальных музеев, прежде всего Лувра.
Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. В 1780-е гг. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй». Она знает, что тот, кто её раскачивает сзади, не видит второго молодого человека, который спрятался в кустах.
Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.
Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии. Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века».
Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы.
В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. Диапазон его чрезвычайно широк. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Техника офорта ему тоже была подвластна. Посмотрим на несколько портретов.
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж.
Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»). Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо.
Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Но главное — он наслаждается. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка.
Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию». Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
В конце 60-х гг. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери.
исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». эстетических переживаний. Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом.
В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы».
В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия». Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. как сам художник с улыбкой приподнимает муштабелем подол ее платья, чтобы получше рассмотреть ножки. Оп. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты.
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо.
Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом.
Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье. Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей». Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии.
Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Это без слов видно на представленной репродукции. Спохватились лишь пару часов спустя. Великому художнику была уготована лёгкая смерть.
Пикантность ситуации не только в том, что он наблюдает изящные ножки, белые чулки и даже красную подвязку на одном из них, но и в том, что раскачивающий качели о присутствии рядом возможного соперника даже не догадывается. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста.
В ее руках букет с вложенной в него запиской. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. И последнее, о чём необходимо сказать. Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше. Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра».
Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует.
Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции). Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти).
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства. Правда, в нем нет ни глубокой завораживающей тайны, ни высокой поэтической меланхолии гениального предшественника. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». В 80-е гг. Она же застенчиво и с опаской, что их увидят, подчиняется кавалеру, стараясь не слишком сближаться с ним. «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии».
Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование».
В 90-е гг. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. В ней тоже полуфигуры изображены в необычных порывистых разворотах, экспрессивная пластика цвета акцентирована яркими динамичными мазками. На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур».
Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. На сей раз он был принят и мог с восхищением следить за блестящими импровизациями мэтра: Буше учил с кистью в руке.
Фрагонар выписывает каждую деталь, вместо поэтического порыва появляется застывшая бравурность движений и все превращается в красивую, но поверхностную декорацию. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. На исходе 1760-х аббат де Сен-Нон, старый друг художника, обратился к нему с заказом исполнить четыре десюдепорта.
Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Прототипами обеих серий служили реальные лица. Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа.
Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом.
Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Сперва ученик Ж. -Б.
В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения.
Картины Фрагонара конца 70-х гг. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года». Выделявшаяся живостью и красотой колорита среди подобных академических произведений, но, подобно им, риторическая и лишенная подлинной индивидуальности, картина эта имела большой успех в академической и придворной среде. Примером может служить картина «Пастушка» (1752).
Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Фрагонара и Г. Робера. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Его рисунки пером и бистром здесь несравненны по живости, беглости, непосредственности и юмору они кажутся бегущими, как строчки текста.
Это позже будет восхищать импрессионистов. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие.
Порыв вдохновения передан энергичным разворотом фигур, экспрессия бьет ключом, светотень контрастна, колорит напряжен, удары кисти стремительны, мазки струятся, сверкают, образуют кипучие сгустки. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона. Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим».
Техника офорта ему тоже была подвластна. Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. В картинах «Урок музыки» (ок.
Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна.
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. — в особенности от Тьеполо. Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны.
Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. В конце 70-х и в 80-е гг. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка». Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара.
Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. Ее линии прихотливы извилисты.
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Это позже будет восхищать импрессионистов.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось). Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина.
Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей). в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции.
В 70-е гг. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Отсюда все тот же веселый и резвый дух, дух игры, вселившийся в искусство Фрагонара и никогда не покидавший стен его мастерской. Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств).
На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Его образы, сохраняя радостную легкость и пикантность, приобретают правдивость и жизненность, наполняются поэзией.
Посмотрим на несколько портретов. Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели». Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»). Круг замкнулся. Шардена, а потом Франсуа Буше.
Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Г-н Фрагонар, это чертовски пресно. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением».
И последнее, о чём необходимо сказать. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта.
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. художник лишается и заказчиков и славы. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. В конце 70-х гг. И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции. Однако метод великого живописца, основанный на проникновенном созерцании натуры и медленном, трудоемком письме, оказался чуждым импульсивной натуре Фрагонара, экспрессивному и импровизаторскому складу его таланта.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь.
Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства. Он совсем юн и изящно манерен. Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard».