За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств. Фрагонар был и прекрасным портретистом, он сумел привнести в свои портреты ту легкость мазка и тонкую нюансировку оттенков, которые были присущи его композиционным картинам. Что бы там ни было, по всей вероятности, некоторые картины Фрагонар писал вместе с Маргаритой.
Среди декоративных картин Фрагонара следует назвать серию из пяти больших панно вертикального формата, которую иногда называют Стадии любви. Жанровые картины Фрагонара, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Картины Фрагонара пользовались огромным успехом – художник писал полотна в очень фривольном стиле. Картины Фрагонара пользовались огромным успехом – художник писал полотна в очень фривольном стиле. Благодаря тому, что картины Фрагонара становятся чрезвычайно модными и художник сколачивает небольшое состояние и открывает мастерскую, однако вспыхнувшая революция приводит его к разорению, а пришедший на смену рококо классицизм лишает живописца былой популярности.
Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Рез кие, короткие удары кист сообщают живописи особую энергию. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери».
Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Совершенно в духе Франсуа Буше исполнены Фрагонаром два полотна овальной формы на пикантные сюжеты – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох. Некто неопределённого возраста — возможно, слуга или даже муж кокетки — тянет за верёвку, раскачивая качели, а с другой стороны, за живой изгородью притаился её счастливый любовник. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Разразившаяся в 1789 году Французская революция разом обесценила в глазах современников творчество Фрагонара. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей.
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». Его искусство оставалось весьма противоречивым.
Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Эти перемены не могли ускользнуть от внимания критиков. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.
Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов.
В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию.
Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Любой вещи присуще особое, фрагонаровское упоение жизнью. Серия портретов (1761–1765), т. н.
выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Юного Оноре устраивают в качестве клерка к нотариусу.
Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй».
Оп. К сожалению, в мемуарах современника нет продолжения истории "Качелей" и мы не знаем, как оценил Сен-Жюльен работу Фрагонара. Его заказчики – богатые любители искусств, финансисты, люди творческого труда, танцовщицы оперы. Вот более позднее полотно – «Поцелуй украдкой». Фрагонар как бы обнажает свой живописный метод.
В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе.
Он изображён в облачении испанского идальго. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж.
Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. В 1670-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве. Посмотрим на несколько портретов. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм.
Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Умер Фрагонар почти в полной безвестности, в скупых некрологах упоминалось о «художнике старой Академии, которому удавались галантные и эротические сюжеты». Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Запечатлено мгновение, минутная ситуации. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров.
22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Его творческий темперамент поистине огромен.
Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Оноре было шестнадцать-семнадцать лет.
В1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическомконкурсе и — победил. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения», подчиненный одной страсти — взлету мысли, мечты. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Или звучат подобно духовым инструментам – громко, призывно. Его отец занимался изготовлением перчаток.
На обороте полотен сохранились подписи самого художника и сделанная им надпись о том, что картины написаны за час. Не было жанра – исключая, может быть, натюрморт, – в котором не работал художник. В гостиной собрались гости. В 80-е гг. Взлетают качели с нарядной да мой в розовом платье («Счастливые возможности качелей», 1765–1772), предаются безмятежному веселью среди девственной природы молодые люди («Игра и жмурки», 1773–1776). Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию.
Это без слов видно на представленной репродукции. Художник Фрагонар постепенно формируется изображая юных очаровательных поселянок с младенцами, тачками цветов, овечками. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Сперва ученик Ж. -Б. В возрасте 18 лет умерла его дочь.
Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Учился у Ж. Б. С. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манераФрагонара, но вскоре он разглядел в нем «искру Божью» и, когдазакончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил«стажировку» Фрагонара в Риме еще на целый год.
Здесь в полную силу проявился его талант живописца. На этой должности он находился вплоть до самой смерти. Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час».
портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики.
Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Но работает там неохотно – его влечет рисование. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).
Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени.
Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Здесь началось приобщение к основам живописного ремесла. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех.
Фрагонар выписывает каждую деталь, вместо поэтического порыва появляется застывшая бравурность движений и все превращается в красивую, но поверхностную декорацию. О детстве художника известно очень мало. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики — в ее светоносности.
Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Эти качества делают их частью окружающей природы. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе.
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра.
В следующем году он побеждает в конкурсе, организованном правительством. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Произведения художника исполненные чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются декоративностью колорита, легкостью живописной манеры («Качели», «Поцелуй украдкой»).
Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. В1769 году один разочарованный поклонник художника писал: «Жажда денег иинтерес к будуарной теме закрыли ему путь к истинной славе».
Когда Фрагонар возвращается в Париж он выставляет картину «Смерть Кортеса», благодаря которой он становится членом королевской академии художеств. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график. В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Хотя Дюбарри мало вмешивалась в правительственные дела, но способствовала возвышению герцога дЭгильона и поддерживала его против парламента.
Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить.
Когда с согласия отца он начинает заниматься живописью, осуществляется заветное желание. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»). Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений.
Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Всентябре 1769 года Фрагонар женился. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»).
1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Шардена, а потом Франсуа Буше. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем.
Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой.
Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни.
Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Шардена, а потом Франсуа Буше.
Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником.
Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. В делах не везло, торговля шла плохо. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. В живописи Фрагонара варьируются все галантно-эротические мотивы XVIII столетия: шаловливая игра и страстное любовное объятие, обнаженные купальщицы, похожие на речные божества и почти жанровые любовные сценки.
Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Александр Фрагонар успешно делал карьеру под эгидой власти, активно творя при консулате. За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств.
Пышно и буйно клубящиеся высокие деревья и кустарники парка заполняют площадь произведения. Теперь Грасс известен как один из центров французской парфюмерной промышленности, однако во времена художника город дышал отнюдь не духами — почти всё его население занималось дублением кож. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е).
Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Когда Фрагонар возвращается в Париж он выставляет картину «Смерть Кортеса», благодаря которой он становится членом королевской академии художеств. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Движение качелей подчёркнуто лёгкими тенями, которые одновременно привлекают внимание зрителя к изящному жесту рук девушки и её разгоревшимся глазам, ярко сияющим из тени, что отбрасывает на лицо кокетливая шляпка.
Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769).
Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель, обращался к сангине.
Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. После смерти Людовика XV Мари-Жанна Дюбарри была арестована и заключена в монастырь но скоро возвратилась в свой замок в Марли, где продолжала жить с большой пышностью. rdquo, 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Стремительная кисть художника следует движению чувства, взволнованному состоянию героев. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. Портреты написаны стремительным и острым «хальсовским» мазком, динамичны по композиции и декоративны (многие из них служили украшениями интерьера, «десюдепортами»). Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Однако мэтр, найдя, что юношанедостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другомуизвестному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779). В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей».
В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника.
Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Перед нами характерная для живописца картина. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Фрагонар с особым вдохновением писал именно деревья, масштабность которых подчеркивалась контрастом с маленькими фигурками людей, а также светозарное небо с тающими облаками.
Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Повседневная сценка стала настоящим шедевром.
Его искусство чутко соединяло в себе многие увлечения времени, отторгая все чуждое живописному дарованию художника. Фрагонар действительно любил фантазировать. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. А. С.
А. С. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. В конце 70-х и в 80-е гг. Под влиянием Коро Моризо много работала напленэре. В конце 70-х гг.
26сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.
Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Он совсем юн и изящно манерен. И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку.
«экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры».
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Шардена и Ф. Буше в Париже.
В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте.
Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Азаказанный королем гобелен так никогда и не соткали. Во время Великой французской революции Ф. – хранитель Национального музея и член жюри художественных выставок. вантичных скульптурах и полотнах мастеров эпохи Ренессанса источниквдохновения.
Техника офорта ему тоже была подвластна. А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград). Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи.
"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Наследуя традиции галантных «празднеств» у великого Ватто, Фрагонар создает, однако, оригинальный их вариант. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку.
Краски его портретов образуют «пряные», утонченные гармонии, как в холсте «Маленькая озорница», где все от театра, маскарада. В 1801 году он победил в конкурсе картин на тему Амьенского мира. Фрагонара и Г. Робера.
Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.
Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. 22 августа 1806 года он тихо скончалсяв своем парижском доме. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. Сперва ученик Ж. -Б.
Кто знает, не материализовал ли мастер черты собственной натуры в собирательном «Портрете художника» исполненном в 1765–1772 годах. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола.
Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием.
Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою».
Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Он – летописец своего времени, тонкий психолог. Стирающие в фонтане виллы и развешивающие яркие полотнища на фоне классической скульптуры и архитектуры молодые итальянки смотрятся живо и нарядно в великолепном пейзажном окружении старого парка. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара.
В картинах «Урок музыки» (ок. В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию.
В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Сами названия портретов «Пение» (1709), «Любовная записка» (1773–1776), «Маленькая озорница» (1777–1779) – говорят о большой доле аллегоризма. В этот период он пишет мало и зачастую в соавторстве со своей ученицей Маргаритой Жерар, но не прекращает служения искусству.
Перейти от нотариуса к художнику во французской ремесленной среде XVIII века — значило лишь изменить специальность, решиться иным способам зарабатывать себе на жизнь. Б. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной.
Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века».
В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада.
Его творчество начала 60-х гг. Она оказывается в его жарких объятиях. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. художник лишается и заказчиков и славы. Умело сочетая все эти детали, Фрагонар создаёт живую, яркую и действительно соблазнительную сценку. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б.
«Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» — этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам». Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. И последнее, о чём необходимо сказать.
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. «Пикантные» сюжеты, которые в работах посредственных мастеров казались пошлыми и пустыми, у него, сохраняя легкость, наполняются поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией, чистотой и свежестью. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору.
В ее руках букет с вложенной в него запиской. Дидро назвал живопись Фрагонара «пушистой» имея в виду сложившуюся манеру работы мастера размашистыми «широкими» мазками, придававшими картинам вид этюдов. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет.
Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Картина также имела другое название «Тайная страсть». Картина имела успех.
Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. С удивительной лёгкостью и изяществом изображает художник крайне сложную позу модели, откинувшейся назад. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Картина возникла по прихоти заказчика, захотевшего, чтобы художник изобразил его возлюбленную на качелях так, чтобы зрителю были видны ее ножки. Работал над гравюрой и занимался оформлением книг.
Таковы его знаменитые «Похищение рубашки Амуром», «Счастливое мгновение», «Жимблет». Но это не лишает сцену правдивости. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Юноша специально подстерегал её. Первые уроки Александр брал, естественно, у отца, к тому времени маститому художнику.
Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Фрагонар одни из самых крупных французских портретистов XVIII столетия. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Но она потребовала от художника большей изощренности глаза, нежели декоративные вещи.
Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Шардена. Его пронизывает солнце, освещая голубое небо, на фоне которого взлетела на качелях с красным бархатным сиденьем юная прелестница подобно изящной воздушной бабочке. Спохватились лишь пару часов спустя.
Оноре поступает в мастерскую знаменитого Ф. Буше, но маэстро отсылает юношу к Ж. -В. В мастерской Шардена Фрагонар пробыл всего около полугода. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».
Подростка сына, Жана-Оноре, устраивают вначале в качестве младшего служащего в контору нотариуса, но он работает там очень неохотно. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Подобно «малым голландцам» XVII века, Фрагонар создает необычайно живые характеры, словно выхваченные из гущи жизни. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Но как далек он от слащавого морализаторства.
С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам».
Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). В 1731 году Франсуа женился накупеческой дочери Франсуазе Пети и через год появился на свет ихпервенец — Оноре. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. В конце 60-х гг. Сценка откровенно театральна.
Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо. Этот фривольный, яркий, дерзкий шедевр Фрагонара стал настоящим символом французской живописи XVIII века.
Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. История создания "Качелей" весьма занимательна. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. По за игривостью сюжета, предназначенного на потребу светской публике, стоит иное.
Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Вариацией на тему галантного жанра стала эрмитажная картина «Выигранный поцелуй» замечательный пример свободной живописной манеры Фрагонара. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей.
Стилистика рокайля и новой моды а la greque органично сосуществовали в искусстве Франции этого времени. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. В Италии художник попал под влияние Тьеполо.
Л в красочной оркестровке полотен Фрагонар был непревзойденным мастером. Когда известие об этом дошло до Соломона, Иеровоам бежал в Египет и там пользовался покровительством фараона до самого момента отложения северных колен от Соломонова сына Ровоама. Казалось, что после такого триумфа Фрагонара ожидает гладкая и прямая дорога к славе и богатству.
Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Шардену.
Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. В портретах Фрагонара наметились тенденции, характерные для романтизма XIX века.
В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы.
В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.
Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника.
С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк).
Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Среди наиболее известных работ — портрет Сен-Нона, «Вдохновение» и словно излучающая солнечное сияние «Читающая». – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). В это время в моду входит классицизм. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая». Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев.
Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Это было неспешное иприятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. В 90-е гг. Позже получил заказ на фронтон Палаты депутатов дворца Бурбонов в Париже (эта работа была уничтожена в дни революции 1830 года).
Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Эта работа – исключение из правила. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. На нем, возможно изображена Розали Фрагонар, тетя художника. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно.
Художник запечатлел излюбленный им мотив – торопливый поцелуй. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени.
В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, лёгкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру.
Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. Разорившись, семья переезжает в Париж. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя).
Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. За это времяФрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. В 70-е гг. Благодаря своим графическим работам Фрагонар вошел в искусство XVIII в., став одним из самых блестящих рисовальщиков. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.
Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери.
Он изображен в облачении испанского идальго. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Зелено-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу».
Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета.
Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. 1788 год стал очень тяжёлым для художника.
Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Это позже будет восхищать импрессионистов. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями.
В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Художник смог передать своё представление о любви. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Миниатюрное полотно «У очага» пример того, как многолико было творчество мастера. Следующие 3 года он занимался в Королевской школе при Лувре, возглавляемой Карлом Ванлоо. В 1780-е гг. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета.
Собственно «фрагонаровское»— в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Ее линии прихотливы извилисты. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Он же и убедил родителей Оноре отдать его вобучение какому-нибудь художнику. Примером может служить картина «Пастушка» (1752).
Королевская казна была пуста и потому деньги за картину Фрагонару выплачивали частями до 1773 года. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Но особенно глубокое влияние на художника оказал Жан-Жак Руссо с его призывом к естественности и близости к природе. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы».
В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Грёза. Его картины украшают отели знати (в числе заказчиков художника — любовница короля, знаменитая Дюбарри), будуары актрис и апартаменты богатых любителей искусства.
Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.
Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Напротив они декоративны, привлекают внимание броской красотой шпалер или ковров, недаром большинство из них предназначалось для украшения аристократических салонов. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Прототипами обеих серий служили реальные лица. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю.
Давидом, лишил его прежней популярности. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. И вот таким образом наследие художника оказалось столь близко мастерам, которые ощущали внутреннюю связь с его живописью и графикой и тоже повествовали о красоте и радости бытия, приподнимающими искусство над обыденностью. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара.
Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Главное, цель достигнута.
Наряду с Антуаном Ватто и Франсуа Буше Фрагонар считается крупнейшим автором бытовых картин эпохи конца абсолютизма. И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом.
Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр).
После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре.