Влечение к поэзии жизни, ее эмоциональному богатству отличает Фрагонара среди блестящих художников Франции XVIII века. Такие ассоциации вызывает имя последнего из плеяды великих художников рококо Жана Оноре Фрагонара. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: «Шкаф» (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), «Обрезание» с Тьеполо, «Антоний и Клеопатра», с Либери, «Вечеря в Эммаусе», с Риччи и «Сретение Господне», с Тинторетто.
Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе.
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Оп. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал.
Техника офорта ему тоже была подвластна. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой.
Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф.
Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола.
Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.
В 1780-е гг. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Благодаря своим графическим работам Фрагонар вошел в искусство XVIII в., став одним из самых блестящих рисовальщиков.
Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Среди декоративных картин Фрагонара следует назвать серию из пяти больших панно вертикального формата, которую иногда называют Стадии любви. Ее линии прихотливы извилисты. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась.
Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения.
Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Он совсем юн и изящно манерен. Перед нами характерная для живописца картина. Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже).
Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет.
Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. После закрытия Салона полотно Фрагонара купил сам Людовик XV, повелев сделать по этой картине гобелен. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк).
Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта. Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось). Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо).
Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим». Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты.
Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»). После шести месяцев, проведенных у Шардена, Фрагонар возвращается к Буше и вскоре становится самым блестящим его учеником. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.
Свет мягко обтекает все формы и заполняет собой пространство, создавая характерное для художника туше. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору.
Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Разорившись, семья переезжает в Париж.
Художник Фрагонар постепенно формируется изображая юных очаровательных поселянок с младенцами, тачками цветов, овечками. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Главное, цель достигнута.
На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели». исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Великолепна свобода, с которой Фрагонар передает глубину садовых перспектив, высь небес, рост деревьев.
Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым).
Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств).
Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое.
Г-н Фрагонар, это чертовски пресно. На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». Фрагонар действительно любил фантазировать. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог.
Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом.
Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. В конце 70-х и в 80-е гг.
Некто неопределённого возраста — возможно, слуга или даже муж кокетки — тянет за верёвку, раскачивая качели, а с другой стороны, за живой изгородью притаился её счастливый любовник. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции). Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста. Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица.
Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. О детстве художника известно очень мало.
Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка». В образах купальщиц есть ключевое для творчества художника соединение материальной красоты бытия с его эфемерностью и театральной зрелищностью. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Примером может служить картина «Пастушка» (1752).
Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. В это время в моду входит классицизм. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует.
живописи — прежде всего голландской и фламандской. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм.
На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Исполненные в Италии Фрагонаром рисунки являются, быть может, лучшим из всего того, что было создано им за всю творческую жизнь. Диапазон его чрезвычайно широк. Фрагонара и Г. Робера. Шардена, а потом Франсуа Буше.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Дидро является автором знаменитых «Салонов», писем Ф. М. Гримму. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою».
Градации коричневых или черно-белых тонов строят в листах Фрагонара форму предметов, сложное пространство и передают саму окружающую атмосферу: струящийся воздух, поток солнечных лучей. Радость, которую излучает вся её хрупкая фигурка, легкая улыбка и порозовевшие щечки показывает, что она ждала этой записки. Л в красочной оркестровке полотен Фрагонар был непревзойденным мастером. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью.
Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей». Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Но работает там неохотно – его влечет рисование. Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»).
Это позже будет восхищать импрессионистов. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». В конце 60-х гг. В возрасте 18 лет умерла его дочь. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Повседневная сценка стала настоящим шедевром.
В 70-е гг. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, лёгкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами. Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.
Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке.
Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Но она потребовала от художника большей изощренности глаза, нежели декоративные вещи.
Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения. В возрасте восемнадцати лет Фрагонар уехал из Граса в Париж, где поступил в мастерскую к прославленному живописцу Франсуа Буше. В творчестве Буше Фрагонара привлекали артистизм, свобода живописной манеры, богатство воображения, что соответствовало его собственному дарованию.
Наследуя традиции галантных «празднеств» у великого Ватто, Фрагонар создает, однако, оригинальный их вариант. Он был одним из авторов «Энциклопедии или Толкового словаря наук искусств и ремесел» (1751-1772). Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию».
На протяжении 22-х лет в этих письмах он давал обзоры академических художественных выставок, которые проходили в Квадратном салоне Лувра. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Его отец занимался изготовлением перчаток. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет.
Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Или звучат подобно духовым инструментам – громко, призывно.
Более того, можно и поиронизировать: эта картина осталась в веках, а о шедеврах Дуайена вряд ли многие помнят. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Его пронизывает солнце, освещая голубое небо, на фоне которого взлетела на качелях с красным бархатным сиденьем юная прелестница подобно изящной воздушной бабочке.
Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона. В конце 1750-х годов аббат Сен-Нон приглашает Жана Оноре Фрагонара и Юбера Робера на виллу дЭсте в Тиволи.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Его образы, сохраняя радостную легкость и пикантность, приобретают правдивость и жизненность, наполняются поэзией. Серия портретов (1761–1765), т. н. Рез кие, короткие удары кист сообщают живописи особую энергию. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.
Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. К характерному для них глубокому, подчас философскому постижению мира Фрагонар добавил остроту мгновенного восприятия, к строгости и меланхоличности их образов – бьющее через край провансальское жизнелюбие. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование».
Он изображён в облачении испанского идальго. Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится. Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века. Художник запечатлел излюбленный им мотив – торопливый поцелуй.
Образы друзей художника и придуманных им фантастических персонажей, написанных Фрагонаром с таким воодушевлением, были ничем иным, как блестящей импровизацией. Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй». Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью.
Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид.
22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Но это не лишает сцену правдивости. На сей раз он был принят и мог с восхищением следить за блестящими импровизациями мэтра: Буше учил с кистью в руке.
Теперь Грасс известен как один из центров французской парфюмерной промышленности, однако во времена художника город дышал отнюдь не духами — почти всё его население занималось дублением кож. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар.
Посмотрим на несколько портретов. Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. Это позволяет ему достигать удивительных световых эффектов: свет оживляет поверхности и практически растворяет формы. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.
художник лишается и заказчиков и славы. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак.
Это без слов видно на представленной репродукции. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок.
Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Его искусство оставалось весьма противоречивым.
«экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи.
На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Учился у Ж. Б. С. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Техника офорта ему тоже была подвластна. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность.
"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. На подобные произведения был большой спрос. Ему- равным образом доступны эффекты широкого, как бы небрежного письма и ювелирная отделка мельчайших деталей.
Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Тонкая грань между реальным и фантастическим всегда присутствует в полной театральной маэстрии живописи Фрагонара.
Оноре поступает в мастерскую знаменитого Ф. Буше, но маэстро отсылает юношу к Ж. -В. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). И последнее, о чём необходимо сказать. На этой должности он находился вплоть до самой смерти. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков.
Он работал практически во всех жанрах с поразительным артистизмом и мастерством: писал маслом, рисовал бистром, сангиной, карандашом, тушью, акварелью. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже.
Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице».
Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия». Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя.
Его творчество начала 60-х гг. Дуайен отказался принять его, посчитав, вероятно, что писать подобные сцены – ниже его достоинства. Эти качества делают их частью окружающей природы. Спохватились лишь пару часов спустя.
Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. В 80-е гг. Во времена Директории Фрагонар лишается своей должности главного хранителя Лувра и последние годы жизни доживает полузабытым. В мастерской Шардена Фрагонар пробыл всего около полугода. Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость).
Это позже будет восхищать импрессионистов. Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. В 1771 он создал серию из четырех панно Любовь пастухов, в 80-е – серию аллегорических композиций Фонтан любви, Поклонение розе и др. В конце 70-х гг. Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства. Шардену.
Разразившаяся в 1789 году Французская революция разом обесценила в глазах современников творчество Фрагонара. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Подружившись здесь с живописцем Юбером Робером, он совершил вместе с ним и с любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии. «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии».
Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. История создания "Качелей" весьма занимательна.
Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»). Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить.
Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность.
Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). В гостиной собрались гости.
Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Творчество мастера как бы дополняет наследие двух его великих соотечественников XVIII столетия – Ватто и Шардена.
Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку.
Это действительно прекрасная вещь. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат.
Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта».
Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).
Их становится невозможно отличить от картин Буше. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета.
Умения Жана-Оноре невелики и он через полгода переходит на стажировку к Шардену, а затем вновь возвращается к Буше. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Шардена. Юноша специально подстерегал её.
В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты.
Картина также имела другое название «Тайная страсть». Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». В сентябре 1769 года Фрагонар женился.
Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года». Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам».
Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом. Но как далек он от слащавого морализаторства.
В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Плодом этой поездки было издание : «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной.
Она оказывается в его жарких объятиях. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех.
Когда Купидон явился к Психее, она, подождав пока он заснул, зажгла свечу и в ее свете увидела перед собой прекрасный лик крылатого бога Любви. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись.
Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Стремительная кисть художника следует движению чувства, взволнованному состоянию героев. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме.
Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Его творческий темперамент поистине огромен.
Художник смог передать своё представление о любви. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери».
«Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Краски его портретов образуют «пряные», утонченные гармонии, как в холсте «Маленькая озорница», где все от театра, маскарада. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением». И последнее, о чём необходимо сказать.
Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
1788 год стал очень тяжёлым для художника. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо.
Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график.
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане).
Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра». Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме».
Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Юного Оноре устраивают в качестве клерка к нотариусу. В графике, как и в живописи, почерку Фрагонара присущи свобода и непринужденность, предельная утонченность и при этом отсутствие мелочных подробностей его образы захватывают поэтическим чувством в восприятии природы. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Не было жанра – исключая, может быть, натюрморт, – в котором не работал художник.
Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
Фрагонар одни из самых крупных французских портретистов XVIII столетия. эстетических переживаний. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте.
Сперва ученик Ж. -Б. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес).
1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
По за игривостью сюжета, предназначенного на потребу светской публике, стоит иное. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". — в особенности от Тьеполо. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков.
Подобно «малым голландцам» XVII века, Фрагонар создает необычайно живые характеры, словно выхваченные из гущи жизни. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Эта работа – исключение из правила. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил.
Кто знает, не материализовал ли мастер черты собственной натуры в собирательном «Портрете художника» исполненном в 1765–1772 годах. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья.
Вот более позднее полотно – «Поцелуй украдкой». Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью.
Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Что бы он ни писал ярмарочные балаганы или игры в парках, – все красочно, на редкость зрелищно.
Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Оно стало казаться чем-то далёким, безвозвратно канувшим в Лету вместе с блестящей изнеженной дворянской культурой XVIII века.
Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо.
Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Великому художнику была уготована лёгкая смерть.
В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. В 90-е гг.
Миниатюрное полотно «У очага» пример того, как многолико было творчество мастера. Грёза. Сценка откровенно театральна. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Но чаще художник пишет очень широко, свободно, динамично, что свидетельствует и о его уроках у Рембрандта. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».
Когда с согласия отца он начинает заниматься живописью, осуществляется заветное желание. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность.
Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Прототипами обеих серий служили реальные лица. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше. Сами названия портретов «Пение» (1709), «Любовная записка» (1773–1776), «Маленькая озорница» (1777–1779) – говорят о большой доле аллегоризма. С великолепной маэстрией предан в этом маленьком холсте ярких чистых тонов колорит итальянской современной жизни, обыграна прелесть обыденного мотива.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Взлетают качели с нарядной да мой в розовом платье («Счастливые возможности качелей», 1765–1772), предаются безмятежному веселью среди девственной природы молодые люди («Игра и жмурки», 1773–1776). Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара.
Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). В ее руках букет с вложенной в него запиской. Круг замкнулся. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Вариацией на тему галантного жанра стала эрмитажная картина «Выигранный поцелуй» замечательный пример свободной живописной манеры Фрагонара.
Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Любой вещи присуще особое, фрагонаровское упоение жизнью.
Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков. Он изображен в облачении испанского идальго. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века.
Но главное — он наслаждается. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника.
Он – летописец своего времени, тонкий психолог. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
Здесь началось приобщение к основам живописного ремесла. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства. Фрагонар как бы обнажает свой живописный метод. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса.
Запечатлено мгновение, минутная ситуации. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей). Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. А. С. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье.
В делах не везло, торговля шла плохо. Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах. Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом.
Посмотрим на несколько портретов. В картинах «Урок музыки» (ок. Картина имела успех. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект.
Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка.