В 80-е гг. Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков.
Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо.
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Сперва ученик Ж. -Б. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. художник лишается и заказчиков и славы. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Давидом, лишил его прежней популярности.
Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Шардена и Ф. Буше в Париже. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. На подобные произведения был большой спрос.
Давидом, лишил его прежней популярности. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу.
Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград). Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график.
В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Учился у Ж. Б. С. Он совсем юн и изящно манерен. Обнаженные купальщицы, уподобленные наядам, резвятся в золотистом солнечном свете, среди воды, листьев деревьев и прибрежных трав. Фрагонар причисляется к академикам, получает квартиру и мастерскую в Лувре, перед ним открывается перспектива почетной карьеры с заказами двора и королевской мануфактуры гобеленов.
Сперва ученик Ж. - Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им».
Это позже будет восхищать импрессионистов. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Сценка откровенно театральна. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Техника офорта ему тоже была подвластна.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Сперва ученик Ж. -Б. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам.
В галантных сценках Фрагонара нет грустного лиризма пасторалей Ватто они свежи и естественны в передаче земных чувств, поэтичны в декоративном решении и несут в себе отзвук гедонистической культуры XVIII столетия. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В тенях краски сгущаются почти до черноты или начинают сиять перламутрово-белыми, розовыми или золотистыми оттенками. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой.
Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».
Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Фрагонар здесь подлинный певец природы, точнее, парков (его ландшафтные композиции начала 60-х гг.
Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Главными достоинства его живописи были свет и воздух. К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, Семейство фермера и Поцелуй украдкою, В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль Ученые собаки.
Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Это без слов видно на представленной репродукции. Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей.
Шардена, а потом Франсуа Буше. В 90-е гг. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны.
Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».
В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века Бароччо, Солимена, Пьетро да Кортона и в особенности Тьеполо. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку. Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. В ее руках букет с вложенной в него запиской.
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св.
Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж.
На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги.
В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Главное, цель достигнута. Учился у Ж. Б. С. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.
И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. В конце 60-х гг. Однако вскоре после того он бросил исторической род живописи и, подчинившись вкусу того времени, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Эти качества делают их частью окружающей природы. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей.
Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.
К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма.
Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Давидом, лишил его прежней популярности. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости.
Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, водворенный во французском искусстве Л. Давидом, лишил его прежней популярности. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию.
Его творчество начала 60-х гг. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, основанный Жаком-Луи Давидом, лишил его прежней популярности. В 1780-е гг. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Примером может служить картина «Пастушка» (1752).
К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Посмотрим на несколько портретов.
В картинах «Урок музыки» (ок. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». И последнее, о чём необходимо сказать. В конце 70-х гг. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени.
1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.
В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. В конце 70-х и в 80-е гг. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. художник создает серию аллегорических композиций, в которых любовь трактована уже не как наслаждение или игра, а как жертвенное и почти героическое деяние.
Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Легковесность образов и сюжетов сглаживается силой живописного таланта и наполняется поэзией.
Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Прототипами обеих серий служили реальные лица.
Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие средства. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы.
Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Но особенно глубокое влияние на художника оказал Жан-Жак Руссо с его призывом к естественности и близости к природе. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр).
Оп. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним).
Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской премии за картину на библейский сюжет. Серия портретов (1761–1765), т. н. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара.
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
Ее линии прихотливы извилисты. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Шардена, а потом Франсуа Буше.
Шардена, а потом Франсуа Буше. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Как истинный сын своего времени, художник любил парковое искусство и с вдохновением писал именно деревья с огромным светозарным небом и тающими облаками. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: Шкаф (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), Антоний и Клеопатра, с Либери, Вечеря в Эммаусе, с Риччи и Сретение Господне, с Тинторетто. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти.
Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Грёза.
Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр).
В 70-е гг. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Их становится невозможно отличить от картин Буше. А. С. Фрагонар пленяет другим – свежестью и чистотой чувства искренностью, упоением красотой жизни.
На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Особое место в творчестве художника занимает серия картин на тему галантных игр и празднеств в парках, выполненная им в середине 70-х гг. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.
В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Плодом этой поездки было издание : «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. На протяжении всего творческого пути он испытывал влияния разных художников и писал в разных манерах. Сперва ученик Ж. -Б. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.
Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ».
Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.