Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Такой, какой был у Матисса в его доме.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности».
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Особенного внимания заслуживал его мазок. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Основной задачей Матисс ставил получение учениками базовой подготовки: раз в неделю он водил из в музеи и велел копировать классические работы. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
За это время из заведения выпустилось около сотни французских и иностранных студентов среди них было небывало высокое для того времени количество женщин. "Румынская блуза" была написана в том же году, когда нацисты захватили Францию и говорят, что Матисс создал картину, чтобы приободрить себя в один из самых мрачных моментов для своей страны. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Но уже в 1907 г. он отказывается от условной экспрессии этого направления и вырабатывает собственную систему, характерным признаком которой становится использование более сдержанных и тонких цветовых сочетаний. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. 260 х 389 см. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.
Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Более того, фовистская манера быстро распространилась по многим странам, за пределами Франции, а именно в Германии, России, скандинавских государствах.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. Другое название этой работы – «Десерт».
Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. e»), определяющей память, сознание, дух.
Работая с моделью или с натурой, мастер стремился создать на полотне максимально обобщённый образ, который передавал бы самую сущность формы, её «знак», будь то рука, глаз или цветок. Он упрямо продолжал восславлять красоту и ценность жизни.
Этот период его творчества является переходным от импрессионизма к фовизму. Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». В 1903 г. он принял участие в первом Осеннем салоне — ежегодном смотре нового искусства. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.
Запомните своё первое впечатление. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. В 1908—1910 гг. Подчас мастеру достаточно тонкого беглого контура, чтобы изображение обрело жизнь, «зазвучало». Визит Матисса был недолгим – всего две недели.
В настоящее время существует в двух версиях. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи». Написанная в Исси-ле-Мулино за пределами Парижа, "Красная студия" представляет собой мини-ретроспективу работ художника с картинами, скульптурой и даже произведением из керамики, повешанными или разбросанными по его мастерской. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Примерно также могли сказать и другие. Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли.
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Для Матисса фовизм – свободный эксперимент с цветом и рисунком, а для Вламинка – «манера жить». Первые опыты в живописи относятся к 1890 в 1892 Матисс учится в Париже в Академии Жюлиана у Адольфа Бугро – мэтра салонного искусства в 1893-98 работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств.
Будучи молодым человеком, Матисс учился у художника-символиста Одилона Редона, но он уделял и пристальное внимание работе импрессионистов и постимпрессионистов. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской.
Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. На скале растут редкие деревья.
Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Кажущаяся лёгкость, детская простота изображения добывались упорным, напряжённым трудом. Преподавание велось на некоммерческой основе.
Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета. Чувство цвета у него было развито на интуитивном уровне, он мастерски сочетал основные цвета и их оттенки. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Фовизм (от фр.
Каждому из них были близки свои принципы. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Ж. Помпиду, Париж). Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Хотя картина относительно небольшая – 25 X 36 дюймов – близко расположенный объект занимает почти всю композицию и ее волнистые изгибы "угрожают" выйти за пределы рамы.
Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. «Дикие» отказываются от атмосферных фантасмагорий и превозносят полнозвучность поверхности и чистоту красок.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Ж. Помпиду).
Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Но об этом уже сказано в других разделах. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. (Donatello parmi les fauves).
Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Характерные черты фовизма К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями.
Тоесть они имеют дело лишь «с облегченными знаками предметов». В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Нижняя часть полотна местами оставлена художником незакрашенной, так что виден оставленный, нанесенный художником масляной эмульсией рисунок.
Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Его ближайший друг Альберт Марке в 1900 г. занимался портретом, ню интерьерами, пейзажем, лишь постепенно все больше специализируясь на изображениях природы Франции и Марокко, куда он ездил в 1912 г. Крупные мазки служат проработке определенных сторон формы. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни».
В 1892 г. в Школе декоративного искусства встретились Матисс и Марке, затем они перешли в мастерскую символиста Гюстава Моро. В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. П. Пикассо показал друзьям свое незаконченное полотно «Авиньонские девицы». Он отверг иллюзорную трехмерность, перспективу, светотень. Поверхность большой картины- и фон и тела пяти бнаженных женщин-была рассечена на геометрические сегменты. Пикассо в своих работах дробил предметы и фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм: кубов, конусов, цилиндров. В 1908г. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
Матисс использовал образ женщины в блузе в крестьянском стиле в предыдущих работах, хотя и не на первом плане, как здесь. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. В 1906 г. в парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Жорж Барк привез из поездки «по сезановским местам» пейзажи, созданные тем же способом, что и новые картины Пикассо. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака впервые появилось слово кубизм). Брак хотел вернуть в современную живопись то, что она утратила после импрессионизма- ощущение плотности тел, наполненности объема. Спустя 2 года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Контуры в их картинах стали прерывистыми. Грани же представали не в положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие цельные объемы стали распадаться на множество мелких. Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» ее глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Эта стадия развития кубизма получила название Аналитического кубизма. В дробном ритме сечений уже едва можно было различить саму форму и тогда художники стали делать узнаваемыми некоторые детали, способные намекнуть на изображаемый предмет. Затем они начали вводить в полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумага, дерево, ткань)Так кубизм подошел к следующему этапу-Синтетическому. Здесь образ уже не разлагается, а собирается, синтезируется из отдельных атрибутов, характерных деталей. Если в сезановский период кубизма были важны только форма и объем, то теперь важно было почувствовать именно разный качественный состав предметов. Эта черта еще ярче проявилась в овальных композициях. Их даже стали именовать рокайльным кубизмом. Некоторых художников кубистические эксперименты с формой постепенно привели к беспредметному, абстрактному искусству. Большинство художественных течений, возникших в начале 20 столетия, остались лишь краткими эпизодами в бурной биографии века.
Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. После осознания в 1910-е гг. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких». В 1904 г. состоялась его первая персональная выставка, не принёсшая, впрочем, успеха. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Живопись и архитектура, скульптура и графика полны идей и мастерства, которые очаровывают публику и позволяют находить новые ракурсы восприятия и получать удовольствие от тонкой игры с материалом и зрителем. Он знакомился с художниками разных стран. Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Это чувство — самое главное».
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Вот таким образом не удивительно, что в своих первых работах он подражал их стилю. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.
Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир».
Матисса по праву считали главой фовистов. Эта деятельность его увлекает и он занимается перерисовыванием открыток, копий картин. Разумеется, это иллюзия. Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все.
Ничем не выделялся, – рос среднестатистическим ребенком. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Главное — добиваться максимальной энергии краски.
им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Для Матисса это было первым знакомством с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, где решающая роль принадлежит чистому, сияющему и одновременно матовому цвету. С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
Вместо привычного плавного нанесения краски он стал часто набрасываться на холст – иногда с помощью долота – отбраковывая, разрезая, постоянно пересматривая и оставляя за собой многочисленные свидетельства изменений. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Однако, уже через несколько лет, пейзажи и портреты фовистов регулярно выставлялись на парижских выставках, а сам Матисс в эволюции своего стиля ушел далеко вперед к созданию обновленной гармонии цвета и линии в огромных настенных панно, призванных преобразить жилище человека новой технологической эры. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Не найдя работы в Париже, Матисс отправляется в город Сен-Кантен, где работает помощником у местного присяжного. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Венчает капеллу ажурный металлический крест.
У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Следующим шагом в освоении новых территорий живописи стало увлечение Матисса дивизионизмом, длившееся до 1905-го, когда художник обосновался на юге Франции. Фовизм – название течения во французской живописи 1905-1907 гг., которое представляли Ж. Брак, М. Вламинк, А. Дерен, К. Ван Донген, Р. Дюфи, А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо.
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Искусство стало отвлеченным. Итальянский Ренессанс и арс нова (северное Возрождение) привлекают меня совершенством линий и удивительной палитрой, нюансами религиозных и мифологических сюжетов и гармонией, которая отчетливо видна в Гентском алтаре братьев ван Эйк и Урбинском диптихе Пьеро делла Франческо. Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира.
Стайны подружились с художником. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Возможно, первое истинное авангардное движение ХХ в., фовизм возмущало критиков того дня, казалось бы, случайными применениями чистого цвета. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А. Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой.
Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. То же говорил и Матисс. Его рисунки пером просты и изысканны. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину».
Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Признанными основоположниками и вдохновителями этого движения считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, Франтишек Купка и Робер Делоне изложившие основные положения Абстракционизма в своих теоретических трудах и программных заявлениях. Существуют лишь предположения искусствоведов. Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога.
Углы комнаты даёт другим цветом. манера письма и стиль художника сильно меняются. Доминика и Девы Марии. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла".
Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы.
Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Другим выразительным средством в его картинах стала точно отработанная линия. Цвет был, скажем, не просто синим, но самым синим, синим из синих и т. п. Вот таким образом художникам свойственна интенсификация палитры. 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон. На лекции мы посмотрим на предшественников фовизма, обсудим самые знаменитые картины «диких», поговорим, почему критики увидели в «Радости жизни» Матисса «чистый акт живописи» и как фовизм связан с экспрессионизмом «Моста» и «Синего всадника». По мнению фовистов предмет уже не играет той роли, как у прежних художников.
Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства. Исчезают стул и обои.
Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Руо принимается за создание картин-притч.
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д.
Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин8. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Несколько его ранних работ выполнено с использованием точечной манеры письма. Не все работы Матисса удовлетворяют этому идеалу, но в лучших из них он приближается к решению поставленной самому себе задачи. Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции».
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Эра модернизма стремилась к любованию объектом, к приравниванию их к искусству, в отличие от прошлого, когда художник превращал объект в искусство при помощи своего таланта. Спокойствие духа царит в работах художника даже в трагические годы Второй мировой войны. Все люди на картине находятся в неподвижности. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма». Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм.
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры». «Мне стало неинтересно копировать предмет.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Холст, масло. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.
Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Хотя изображения получены с лодки, результат кажется довольно абстрактным а учитывая размер 99 футов – и внушительным.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. То же можно сказать и о графике. Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры.
Его название произошло от французского слова fauve — «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.
Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк.
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. fauves). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Одновременно, будущий мастер начинает посещать курсы по рисованию, в местном училище. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. В понимании Матисса живописи воображаемой, преобразованной фантазией художника реальности, в этом процессе отводилась ведущая роль.
Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Портрет жены художника поразил современников невиданными ранее резкими сочетаниями цветов — синего, красного и зелёного, — смелым построением форм. (Мадам Матисс). Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Речь идет о фовизме. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Тема панно – танец. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Так и случилось. Возможно, в процессе изучения этого высшего этапа в творчестве французского мастера, придет новое постижение искусства Матисса, подобно тому, как он сам, в начале столетия, стал участником встречи рождающейся новой европейской культуры с обновляющими ее истоками древних восточных цивилизаций. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Критик Луи Воксель заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.
Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики).
Группа увеличивалась. о Матиссе заговорили все художественные критики Парижа в связи с выступлением фовистов. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби».
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм".
В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Осенью 1905г. В мае 1907 года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Зачем. Первым «измом» XX столетия стал фовизм. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.
Дополняет образ острота ритма. Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
В 1910 он ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, затем посетил Испанию с целью обнаружить там следы влияния Востока. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Невысокая покупаемость картин Дюфи вынуждает его заняться ксилографией иллюстрированием литературы и разработкой узоров для тканей.
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению. Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Холст, масло.
Но они казались все же слишком традиционными. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма.
Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. После окончания лицея, его отправляют в Париж для получения юридического образования.
А. Матисс «Музыка» (1910). Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Они включают скульптуру и керамику, но в сознании большинства людей Матисс всегда будет ассоциироваться со своими картинами. Реакция критиков была неоднозначной. На получаемые вопросы он отвечал просто: "Я рисую картины, а не женщин". Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. В 1872 году родился его младший брат, Эмиль Огюст. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. Таким для него явился Поль Гоген. Жорж Брак (1882 -1963) «Порт в Ла-Сьота» Его ранние работы были импрессионистскими, но после просмотра выставленных работ фовистов в 1905 году, Брак принял стиль фовистов.
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Этот европеец, привыкший к комфорту и благам, вдруг, увлёкшись примитивным искусством, отправляется во французские колонии на острова, бросив жену и детей, чтобы обогатить своё письмо соответствующими сюжетами. В Париже она была тогда сравнительно дешева. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности».
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. по заказу русского коллекционера С. И. Щукина Матисс выполнил два декоративных панно для его московского особняка — «Танец» и «Музыка». Художник совершил поездки в Африку, Алжир и Марокко, после поездок в его картинах появилась красочная декоративность, цветистые орнаменты арабских тканей. («Марокканка»).
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Анри Матисс. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед.
"Румынская блуза", возможно, была навеяна визитом к Матиссу старого друга и сокурсника по школе изящных искусств в Париже, где Матисс обучался как художник. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. О Матиссе будет сказано отдельно. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм».
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Родился в бедной многодетной семье. От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. Этапы творчества «Вид Коллиура» 1906 В 1902 -1904 гг.
При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. Ковёр на этой картине – реальный. В конце жизни Матиссу посчастливилось осуществить давнюю мечту о синтезе искусств: в 1951 г. была освящена Капелла чёток в городе Вансе (близ Ниццы), над которой он работал как архитектор, художник, витражист, мастер по металлу и керамист. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
Сияние Марокко рождает под кистью Матисса цвет разной природы: нежно-лазоревый халат Фатьмы и изысканная зелень кафтана в портрете Марокканец в зеленой одежде скрадывают, дематериализуют плоть под покровами цветных одеяний. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». По прошествии времени, монументальное полотно Танец стало одним из самых ярких и значительных во всём творчестве Матисса. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». «Нужно уметь сберечь свежесть детства в восприятии вещей, не утратить наивности», — сказал однажды Матисс. Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности.
Но вскоре он увлёкся живописью. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Тема панно — танец.
Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи.
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой.
К началу 20 столетия- времени рождения кубизма- мастера предыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Она давала пример свободного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела и при этом фигура выглядела очень выразительно. Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили 2 большие выставки Поля Сезанна. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем исканиям нового направления. В 1907г. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Сезанн был учителем всех фовистов. Изначально получивший адвокатское образование, Матисс занимался живописью, работая в качестве клерка и, в конечном счете, стал полноценным художником.
Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком. Флоральные, ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя перед марокканскими полотнами Матисса. Жил Матисс в это время трудно. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года.
Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов. Использует различные манеры письма. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. Анри Матисс родился во Франции. Его отец мечтал видеть сына адвокатом.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. М. всегда восхищался творчеством Поля Гогена.
В 1920-е годы Матисс обратился к более натуралистичному стилю, который был особенно заметен в серии полуобнаженных одалиск изображенных в причудливой обстановке, напоминающей ближневосточные или североафриканские гаремы. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. Они вспомнили о детском рисунке. Он ввел категорию «длительности» («dur.
У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. «Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил». Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. les fauves). Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм.
Эта дружба в его судьбе значила многое. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Так состоялся «первый разговор фовизма». В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок.
Колорит стал более насыщенным и светлым. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Ведь «рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет» — это ещё один способ находить идеальные соотношения цвета и линии на плоскости. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Тем не менее, за последнее десятилетие своей жизни ему удалось создать некоторые из его самых известных и популярных произведений. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития.
Цвет значим только в соотношении с соседним. Если у обнаженных Ренуара в трактовке пластики использовались светоносные и легкие голубоватые и зеленоватые тона, то фовисты их усиливали, так что тело охристо-красное несло на себе ярко-синие и изумрудно-зеленые краски. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное.
Руо для большей выразительности порой смело комбинировал разную технику: масло, акварель, пастель, темперу. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала».