Одна из главных вещей, которые написал на эту тему Василий Перов – «Рыболов» (1871), который был представлен в том числе и на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. Тему охоты продолжает картина «Птицелов». В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа.
Такой картиной Перова является и Рыболов картина размером (91 х 68 см). Ранее природа была средством создания психологического настроения, теперь Перов стремится передать обаяние природы, воздух, прелесть деревенской жизни. Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. Это, по словам биографа Перова Н. П. Собко, – «мирные страсти». Увлеченно, с замиранием сердца всматривается он в водную гладь, не сводя глаз с поплавка.
Старик, в сдвинутой на затылок шляпе, замерев, не сводит глаз с поплавка, не замечая ничего вокруг. Несколько произведений Василий Григорьевич посвятил охоте и рыбалке. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Безгранично выразительное лицо персонажа создаёт иллюзию его полной одушевленности.
Для рыбалки он выбрал довольно странный и непрактичный наряд. В детстве он получил прозвище Перов за успешное чистописание и утвердил впоследствии его как свою фамилию. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Старик всматривается в воду небольшого водоема и лицо его озаряет надежда о крупной рыбе.
Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Большое внимание художник уделил пейзажу, роль которого здесь также несколько иная. Перов душевно и с некоторой иронией изображает рыбака на берегу, с азартом наблюдающего за поплавком и с нетерпением ожидающего затянувшейся поклевки.
Подобные характеристики заметны также в «Птицелове» (1870) и в популярной картине Перова Охотники на привале (1871). Не менее ценно и другое объединяющее эти полотна чувство – ощущение единения с природой. Герои картин о «тихих страстях» вызывают чаще всего улыбку, полную юмора или доброй иронии. Предвкушая скорый богатый улов, он привстал от нетерпения и не замечает ничего вокруг. Его облик говорит, что он здесь с практическими намерениями. Рядом рыбацкая утварь: глиняный жбан и удочки. Пожилой мужчина, кажется, забыл о своем возрасте.
Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. Возможно «Рыболов» уступает по колориту «Птицелову», но технически он написан с той же тщательностью и вниманием к деталям. (1868). Большое внимание художник уделяет пейзажу, роль которого здесь также несколько иная. Это картина «Рыбаки», написанная в 1879 году и хранящаяся в Нижегородском художественном музее, «Рыбная ловля» — шедевр из Русского музея. Своим живописным мастерством Перов подчеркивает непреходящее значение этих понятий.
Другой персонаж картины – молодой мужчина, который готовит наживку. Рядом рыбацкая утварь: глиняный жбан и удочки. Он стремится проникнуть в психологию рыболова и раскрыть его страсть к рыбалке. Судя по одежде и начищенным сапогам, это помещик или купец, который решил отдохнуть на природе.
Поглощенный процессом, он уже предвкушает радость от улова. Такой картиной Перова является и Рыболов картина размером (91 х 68 см). Это, прежде всего, всеми любимое полотно «Охотники на привале». В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. Он привстал, стараясь разглядеть ее.
Стасов писал о «Рыболове» как на редкость характерном и типическом образе, сравнивая произведение с «Птицеловом» и ставя его на один уровень в искусстве в целом с рассказом Ивана Тургенева «О соловьях». Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. Лицо его выражает надежду на поимку крупной рыбы. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Она находится в Государственной Третьяковской галерее.