«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Затащил мужика с базара — и писал при народе. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе.
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. ДО КОНЦА.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. 1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. 1920Кустодиевы Б. М., Ю. Е., И. Б., К. Б.
Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. М. Г.
С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии.
Работа художника над портретом Шаляпина проходила в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции.
Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. К вечеру у художника поднялась температура. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре.
Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город.
Со школьных лет нам знакомы написанные им портреты Рериха, Волошина, Шаляпина, картины «Купчиха за чаем», грандиозное полотно «Большевик». Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Кустодиевой с дочерью Ириной.
Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Портрет И. Б. Кустодиевой. А болезнь художника прогрессировала. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445.
Терем (1910) с фигурами жены и детей. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Живописные автопортреты им созданы в ранние годы, позже, в отличие от А. Я. Головина, например, он обходился только графическими, а если писал себя маслом, то – в групповых портретах (Мир искусства, В Тереме).
Без сложнейшей операции не обойтись. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Мотив автопортрета в санях в 1918 году был переработан в композицию Автопортрета с женой (в санях), ныне существующую в нескольких вариантах. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. А художник был почти беспомощным. Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет.
А шуба. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Вместе с семьей отправляется в Париж. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Этот новый для себя вид искусства Кустодиев начинает осваивать в последние годы жизни. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Я терпелива. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Что было в его силах в это смутное и голодное время.
Зашел с мороза прямо в шубе. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. На полотнах появляются пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы.
Будто впервые. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Любовь к ней отражается в каждой работе. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Вот она – юная и стеснительная невеста (1901), молодая жена, хрупкая и чуть болезненная (1903), счастливая мать первенца Кирилла (1904), она с недавно родившейся, нарядной, как невеста, Ириной на руках (1906), опять с Ириной двумя годами позже в интерьере квартиры на Мясной (1908), в расцвете сил и женской красоты на фоне окна в имении Терем Костромской губернии (1915), парадный портрет женщины, усталой от тягот жизни, в уютной квартире на Введенской (1920) изображение деловой и энергичной, закаленной в сражениях за жизнь женщины 1920-х годов (1926).
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.
В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. 1910 На террасе. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги.
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. М. и В. А. Кастальские), няня. Эти его работы похожи на красочные сны о старой России.
И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. К этому времени у них уже родился сын. К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь.
А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Но и она только чуть приглушила боль.
Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. В этом он находил свое спасение.
С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18.
Подруга Юлии Елена Полевицкая, позже ставшая известной актрисой, оставила портрет Кустодиева того времени: Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Я. Билибин, 1901). Портрет И. Б. Кустодиевой.
Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Какова шуба на нем. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061.
Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Вспомним, что в отечественном искусстве начала XX века этой теме внимание уделяли В. А. Серов, Л. О. Пастернак, Л. С. Бакст, С. В. Малютин, П. П. Трубецкой, создавшие портреты с сильным жанровым элементом, а Пастернак – еще и бессюжетные жанры, фиксирующие интимные состояния (сцены материнства с мотивами кормления, укачивания ребенка), музицирования, приготовления уроков. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. В технике литографии летом и осенью 1921 года Борис Кустодиев создаёт в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу альбома «Шестнадцать автолитографий», выпущенного Комитетом популяризации художественных изданий. Эскиз Автопортрет (в шубе) запечатлел художника в пышной шапке и теплой шубе у прилавка с разноцветными игрушками и шкатулками, на фоне заснеженных церквей и башен Троице-Сергиевой лавры. Правда, некоторые листы основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 и «Архиерей», 1917).
1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева.
Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Кустодиев. Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха.
Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Художник – без рук, он жить не сможет. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
К этому времени мастер уже создал еще один автопортрет с женой – холст Прогулка верхом (1915). Самый ранний Семейный портрет (1904) он уничтожил, сохранив только группу жены и Кирилла. 1922 Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1925Г. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Тогда же в мастерской Репина был написан портрет русского художника Ивана Билибина, принесший Кустодиеву европейскую известность и во многом определивший судьбу великолепного портретиста. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге».
«Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. Таковы они в полной очарования и изящества пастели Дети в маскарадных костюмах, в скульптуре Дети (обе – 1909), в других картинах и рисунках. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243.
Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан. Мало кому столько доставалось от художественной критики и коллег-живописцев, сколько Кустодиеву.
Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. 3. Е. Серебрякова, в 1910-1920-х часто изображавшая детей, предпочитала чистый портрет, нагую натуру, чистый жанр (преимущественно тихие игры). Я. Билибин, 1901).
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Кустодиевой. Обращенное к зрителю лицо художника несет печать недавней болезни и физических страданий.
Оригинальная картина 1915 года в настоящее время находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве, как и вариант 1921 года. 1910 На террасе. И еще будучи студентом, Кустодиев выполнил ряд первоклассных портретов – Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901), В. В. Матэ (1902). Только одно рисовать. Так он и работал.
Рожденная в польской семье, она рано осталась без отца и подобно пушкинской Татьяне, в семье своей казалась девочкой чужой. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40.
В характерах своих героев художник подчеркивает непосредственность и прямодушие. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Вот кого рисовать-то. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Так оно и было. Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152.
Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. 1915 У окна. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Знай, что ты не одна и твое здоровье и ты сама нужны еще многие годы для человека, который тебя любит и видит в тебе ту, которую ему послала судьба. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А.
Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Вторую часть выставки составляют автолитографии Б. М. Кустодиева, в которых художник перевёл на черно-белый язык графики богатое разноцветье своих жанровых картин. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. 1915 У окна. Чертовски трудно. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия».
Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе. – писал ей когда-то Кустодиев. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста.
Только щеки да нос краснеют». Отца своего он почти совсем не помнил. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
К 1912 году замысел портрета уточнился. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника – Бориса Михайловича Кустодиева. Могила Б. М. Кустодиева в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств). Ему категорически запрещено работать.
(1920) Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена) Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1922Портрет К. Б. Кустодиева. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Но тем живее работало воображение. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Вторую родину он открыл для себя в Кинешме.
Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. В окончательном варианте он изображен в повороте три четверти идущим вдоль перил террасы, на фоне освещенной зимним солнцем громады лавры, суетливой современной жизни у ее стен и деревьев, покрытых инеем. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Но еще – память, воображение. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Кустодиевой. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Искусство требует всей жизни. Созданные мастером как часть хроники его семейной жизни холсты Утро (1904), Сирень (1906), Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной (1908) постигла завидная судьба – картины постепенно стали элементом национальной памяти русских людей, а изображенные в них конкретные люди воспринимаются как обобщенные образы детства и счастливого материнства.
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. И. Шаляпин». К лучшему из них принадлежат графический портрет Ирины (1919) и полотно Портрет К. Б. Кустодиева (1922). Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал.
После поездок по России появляются портеты людей из мира религии. Мастер реализма, мастер портретной классической живописи. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Кустодиев твердо решает стать художником. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. М. и В. А. Кастальские), няня. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
Возможно. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами.
Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Лишь однажды, в холсте На охоте (1905) им была сделана попытка изобразить себя в рост на фоне полей, с собакой у ног, возможно навеянная старинными портретами, но через какое-то время холст был урезан до поясного.
Она была рядом.