К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Эта же комната служила и личным кабинетом.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.
Рубенс изобразил тот драматический момент, когда любопытная Аглавра приоткрывает корзину и зовет сестер посмотреть на младенца. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.
В июне этого года исполнилось 440 лет со дня рождения великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.
С наслаждением писал местные пейзажи. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Губерта, Диану на охоте и подобное. 12 мая 1635 года был подписан нотариальный акт о приобретении Рубенсом поместья Стеен в Элевейте.
Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. В Кабинете рисунков Лувра сохранился подготовительный эскиз композиции портрета герцога Лерма, созданный итальянским карандашом на тонированной бумаге, для которого позировал нанятый натурщик.
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
галерея Медичи в Лувре).
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Портрет демонстрирует несомненную близость Рубенса тех лет к старой голландской школе, заложенной ван Эйком.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Карлу Борромео). Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
Единственным человеком, к которому Рубенс испытывал совершенное доверие, был старший брат Филипп. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Теперь мы дружим и в Государственный Музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина приехали из Лихтенштейна величайшие шедевры фламандской живописи. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Новый план Рубенса, единодушно одобренный в Брюсселе эрцгерцогиней Исабелью и в Мадриде графом-герцогом Оливаресом и королём Филиппом, сводился к началу сепаратных переговоров между Республикой Соединённых Провинций и Испанскими Нидерландами, а заключение мира могло состояться только при нейтрализации Англии— главного голландского союзника. Филипп Рубенс отмечал, что эрцгерцогская чета в буквальном смысле привязала его брата к себе золотыми цепями: Питеру Паулю была пожаловала золотая цепь с портретом эрцгерцога и его супруги стоимостью в 300 флоринов71. Физическая сила, страстность иногда даже необузданность, упоение природой – вот характерные черты рубенсовской живописи. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами».
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин.
Отпевание состоялось 2 июня.
Во-первых, он повышал своё профессиональное мастерство, во-вторых, стремился создать личный каталог произведений искусства, рассеянных по королевским и частным коллекциям, в которые вряд ли смог бы попасть снова. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Ван Ноорт, хотя и не исполнял церковных заказов, пользовался большой репутацией из его мастерской вышли Якоб Йорданс и Хендрик ван Бален19. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Брак был заключён с большой поспешностью. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. В случае с обнажённой фигурой лицо остаётся подчинённым элементом целого, но не должно остаться незамеченным. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
В мастерской Рубенса были написаны 39 полотен, сделаны чертежи и модели фасада и внутреннего скульптурного убранства. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. На заднем плане в окне виден пейзаж. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
Рубенс спроектировал 5 триумфальных арок, 5 театров, несколько грандиозных портиков, включая 12-рядный, посвящённый 12 германским императорам. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе.
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Многочисленность произведений Рубенса приводит к тому, что рубенсоведам далеко не всегда удаётся проследить историю каждого из них. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса.
В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
В частности, были убраны бойницы. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.
Идеал рубенсовской красоты далёк и от классических канонов и от современных представлений о ней. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
«Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Далее сотрудники брюссельского музея Плантена— Моретуса Макс Роозес и Ш. Руэлен опубликовали практически все сохранившиеся документы, связанные с Рубенсом, всю его переписку, записные книжки и литературные опыты.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз». Игнатия (ныне посвящённой св. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Можно назвать множество хороших художников, в разное время привлекших внимание ценителей искусства и критиков. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью.
Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Возможно, это труды Сенеки.
Те же выпуклые миндалевидные глаза, тонкий, чуть вздёрнутый пикантный носик, пухлые изящно вырезанные губы, дугообразные брови Право, если бы не знала, то решила бы, что передо мной родные сёстры. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
В них начисто отсутствует мистика. Художник дважды был женат. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны).
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100.
Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей». Но Рубенс никогда не был педантом. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. А ведь оно только одно из многих. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Именно к этом меньшинству традиционно относятся картины Питера Пауля Рубенса: после появления полотен этого автора стали говорить о барокко, а выражение «рубенсовский стиль» стало практически нарицательным. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. И, несмотря на отсутствие откровенных изображений, Изабелла остаётся для нас настоящей рубенсовской женщиной – его первой любимой женой.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. М. Лебедянский отмечал, что фон портрета, с ветвистым деревом и сценой битвы в отдалении исполнен более обобщённо, без тщательной отделки, в отличие от фигуры герцога и его лица. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. В последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
К тому времени готовые полотна он представил в Брюсселе, они очень понравились эрцгерцогине. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Усилия палачей, поднимающих крест, резкие ракурсы фигур, проработка бликов света и теней способствуют демонстрации драмы, объединяющей человека и природу. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией.
Все трое одеты в строгие тёмные костюмы, подчёркивающие их статус, Липсия выделяет меховой воротник, затем пожертвованный на алтарь собора Нотр-Дам в Халле131. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Патрон признавал его высочайшее дарование и позволял ощущать себя мэтром: например, только он был допущен к чтению итальянских дневников Рубенса с описанием его впечатлений и технических находок.
Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта. Лекуре, «доходило до угодничества».
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Возможно также, что деньги на путешествие предоставил отец Деодато дель Монте, сопровождавшего Рубенса в качестве его ученика29. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
Впрочем, позволить себе украсить дом «рубенсовскими» полотнами могут не только обеспеченные поклонники его творчества. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Действительно, у общепризнанного «короля живописи» было много подражателей, но никому не удалось передать на своих полотнах столько кипучей энергии, движения и до предела заряженной атмосферы. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ.
За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис». Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.
В его произведениях четко определяется вектор движения, который в свою очередь подчиняется повествованию. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11).
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Мужчины на его картинах всегда крепко сложены, даже великомученики, статус которых виден только по бледности кожи.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
Фигуры людей, античных божеств, животных изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Мастерская не вернулась к порядкам 1620-х годов: каждый из ассистентов подписывал выполненные заказы собственным именем. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Соперничество кончилось трагедией. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
Им тесно в пределах двухмерного пространства. Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва. В глазах Рубенса и его окружения античность была эпохой наивысшего расцвета цивилизации, с которой надо соразмеряться и подражать ей. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Но Идас камнем сразил Полидевка. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.
Картина была подписана обоими художниками104. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года.
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Луки214. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Композиция его чрезвычайно сдержанная, Рубенс, сидящий на скамье под кустом жимолости, слегка наклонился к сидящей подле него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга.
Неужели она была настолько скромна. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Впрочем, В. М. Лазарев в предисловии к русскому изданию писем Рубенса заявлял: «Ни Ватто, ни Буше, ни Ренуар не сумели дать более совершенных образцов живописи. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.
8 мая 1600 года Рубенс получил документ за подписью бургомистра Антверпена, что податель его пребывает в добром здравии и в городе нет эпидемий30.
И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632). Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
Семья к тому времени была уже большой: в 1562 году родился сын Ян Баптист, в 1564—1565 годах дочери Бландина и Клара, а в 1567 году— сын Хендрик. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы».
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен».
И слава Богу. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.
Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. В числе его друзей, постоянно посещавших дом, был бургомистр Антверпена Николас Рококс, государственный секретарь Гевартс, Бальтазар Моретус— глава третьего поколения семьи издателей, а также бывавшие в городе учёные-иезуиты. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.
Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Все это тайна велика есть.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.
В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Художник вернулся домой в самом конце июня и объявил, что для окончания цикла понадобится полтора месяца. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни.
Речь шла о «Воздвижении креста». Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
Почти все эти произведения отличались крупными размерами, поскольку служили для украшения церквей, дворцов и муниципальных зданий. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз. На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.
Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. В поколении импрессионистов с Рубенсом сравнивали Ренуара, который также внимательно изучал его технику. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Существует предположение, что герцог, бывавший ранее в Антверпене, уже был знаком с творчеством Рубенса33.
Однако его современникам пышнотелые красавицы не казались ни чрезмерно грузными, ни безобразными. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
За последнее десятилетие жизни, как считают, Рубенс написал несколько десятков пейзажей на открытом воздухе, большая часть из которых не сохранилась. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Может быть, этому Рубенс должен быть благодарен тому, что ещё в ранней юности всецело посвятил себя живописи. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой.
Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.
В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.