Бэкон пользовался обширной, с первого взгляда — хаотичной документацией: фотографиями (из них, в том числе фотографии Майбриджа), репродукциями (вырванными из книг по искусству, анатомии, антропологии, зоологии, радиографии), фрагментами страниц из журналов, газет. С тем, что безмятежные нагие красавицы Ренуара и Матисса смотрятся в качестве контекста для душераздирающего Бэкона странно, а «Вечная весна» Родена (на фото) в качестве финальной точки всей экспозиции – так и вовсе дико, трудно не согласиться.
Он отыскал ее в Лондоне в частной коллекции и сейчас впервые показывает широкой публике. «Колючие» штудии асимметричных объектов, будь то люди или животные, растения или неодушевленные предметы — всё, на что он обратил свой дотошный, придирчивый взгляд. Известно, что именно в Монако он начал писать своих властных диктаторов, своих «кричащих пап» – копии портрета папы Иннокентия X Диего Веласкеса.
Критики то ласкали его позитивными рецензиями, то опускали на самое дно Бездны. Но переломный момент в его творчестве наступил на полтора десятилетия позже, в 1944 году, с созданием триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который получил высокие оценки критиков и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века. В своей неоконченной философской утопии «Новая Атлантида» Бэкон рисует счастливую, комфортную жизнь мудрого, небольшого народа островитян, которые систематически применяют в «доме Соломона» все ранее сделанные открытия для новых изобретений.
В научном познании нужно следовать путем непрерывного и постепенного восхождения. Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Известная картина «Крик» стала образом-катализатором, который часто встречался в его работах. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году.
Жизнь Бэкона значительно изменилась после смерти отца. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов53. Во время Второй мировой войны Фрэнсис вступает в ряды гражданской обороны. Для него этого оказалось недостаточно и он начал брать деньги взаймы. Это третья по счету выставка Бэкона в России.
У меня не было намерения рисовать ничего такого, тут как будто одна случайность переходила в другую». Напротив «Горгульи» на той же Дин-стрит располагалась «Колони Рум» или «У Мьюриэл» (по имени хозяйки Мьюриэл Белчер), — комнатушка на верхней площадке убогой лестницы, где, по словам приятеля Бэкона Дэниэла Фарсона, «вы не бог весть что получали за десятку, зато могли даром получить всё, о чем можно мечтать». В этом спектакле Бэконом были выражены идеи «покорения творений природы», открытия и исследования её тайн, позднее получившие развитие в его философских трудах и литературно-публицистических эссе, например, в «Новой Атлантиде». Ходатайства графа Эссекса при этом могли сыграть и отрицательную роль из-за ухудшающихся отношений графа с королевой Елизаветой I. В 1597 году философ публикует свой первый литературный труд «Опыты и наставления нравственные и политические», которые в последующие годы неоднократно переиздавались.
Френсис не получил профессионального образования именно вот таким образом он долгое время скитается в поисках «своего» искусства. — хотя мог бы сообразить, что лучшим он, конечно, считает себя и не только он, если на то пошло.
Авторы выставки во главе с британским куратором, экспертом по Бэкону Мартином Харрисоном поставили себе амбициозную задачу: показать, как французская культура в целом и годы жизни в Монако в частности повлияли на творчество художника. Эту привычку он сохранил на всю оставшуюся жизнь. Ортодоксальный англиканин42, считал себя учеником Джона Уитгифта843 написал ряд религиозных сочинений: «Исповедание веры», «Священные размышления» (1597), «Перевод некоторых псалмов на английский» (1625). Четвёртый, самый вредный вид идолов Бэкона – идолы рода (idola tribus), которые коренятся не в личных или коллективных заблуждениях, а в несовершенстве самого человеческого существа, его чувств и ума.
Приведу вам один простой пример. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Наоборот, он ратовал, по выражению А. Ф. Должно быть, немало изумлен был и Бэкон.
И Роден и Бэкон обращаются к силам, действующим на тело и внутри тела (судороге, растяжению, непроизвольному движению), при этом женская фигура Бэкона словно бы уже этими силами истерзана и оставлена, опустошена. — Я был молодой и нахальный, вот таким образом без тени смущения спросил его: Кто, по-вашему, сейчас лучший художник в Англии.
Это можно было бы проиллюстрировать совсем другими вещами, например, картиной «Две фигуры в комнате» (1959), но она уже вовлечена в другую аналогию – буквально отражает расположившегося напротив «Скорчившегося мальчика» Микеланджело. Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. Четвёртая часть должна была носить название «Лестницы разума».
Общераспространённые взгляды, напротив, содержат в себе много ложного ибо «ум человеческий может быть уподоблен зеркалу с неровной поверхностью, на которое падают лучи от предметов и которое, примешивая свои собственные свойства к свойствам предметов, обезображивает и искажает их». Отношения с авторитарным отцом у мальчика никогда не складывались. Его путь в Париж лежал через Лондон и Берлин. Но когда нужно было творить — как правило, перед открытием выставки, — он запирался в мастерской и работал без отдыха.
Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими».
В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Всего при жизни автора вышло три издания «Опытов». Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы». Неудовлетворённый своим продвижением по службе, Бэкон неоднократно обращается с просьбами к своим родственникам Сесилям в одном из писем к лорду-казначею, барону Берли содержится намёк на то, что продвижению его карьеры тайно препятствуют: «И если ваша светлость подумает сейчас или когда-нибудь ещё, что я ищу и добиваюсь должности, в которой вы сами заинтересованы, то вы можете назвать меня самым бесчестным человеком»23.
Фрэнсис был выдающимся оратором, его выступления производили впечатление на современников характеризуя его как оратора, английский драматург, поэт и актёр Бен Джонсон отметил: «Никогда ни один человек не говорил глубже, весомей или допускал меньшую суетность, меньшую ветреность в своей речи Каждый, кто слушал его, опасался лишь того, что речь закончится». Аргументацию Бэкона признали 10 судей из 12. Общий набросок этого плана был сделан Бэконом в 1620 г. в предисловии к труду «Новый Органон или Истинные указания для истолкования природы» («Novum Organum»). Мучившая его всю жизнь астма (в том числе и от нее он спасался в Монако) обострилась, организм сдавал. Заботливо принялся он набивать снегом тушку птицы. В 1616 году, 9 июня, Бэкон становится членом тайного совета, не без помощи молодого фаворита короля Джорджа Вильерса, впоследствии герцога Бэкингема. Однако 1918 год, принесший человечеству облегчение, чувство тревоги Фрэнсиса не уменьшил. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году36.
Меня этот тип заинтересовал. Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно». Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году.
Представляю себе эту поездку. Свобода творчества, мысли и секса – вот чем станет для него французская столица. Хоппе подвизался и как театральный художник. Мог ли Фрейд устоять.
Наконец, в триптихе 1985—1986 годов художник изображает самого себя. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера.
Впоследствии долги всегда висели над ним. — первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона. Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично. Но пока ни то, ни другое не приносит результатов.
Бэкону удалось сделать лишь наброски первых двух частей. Собранная при этом масса фактов должна была составить 3-ю часть его труда – «Естественную и экспериментальную историю». Играл он без удержу.
Также, в работе «Новая Атлантида» имеется много подразумеваемых отсылок к Библии, а труд «Великое восстановление наук» является, как считает англо-ирландский учёный Бенджамин Фаррингтон, намёком на «Божественное обетование человеческого господства над всеми созданиями»42. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы»32. Сам характер его учения сильно отличается от систем древних и средневековых мыслителей. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот».
Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году. Проводя экскурсию по выставке, он то и дело разводит руками, мол, поверьте мне на слово. Фрейд жил тогда в идущем на снос здании в Паддингтоне. Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon, (/bekn/) (22января 1561 (15610122)— 9 апреля 1626)— английский философ историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма.
Был помилован королем, но на государственную службу не вернулся. Всю жизнь он работал над грандиозным планом «Великого восстановления наук». В этом спектакле Бэконом были выражены идеи «покорения творений природы», открытия и исследования её тайн25, позднее получившие развитие в его философских трудах и литературно-публицистических эссе, например, в «Новой Атлантиде». В апреле 1573 года он поступил в колледж Святой Троицы в Кембридже и обучался там три года, вместе со своим старшим братом Энтони их персональным преподавателем был доктор Джон Уитгифт, будущий архиепископ Кентерберийский. Также и сам Бэкон продолжает обращаться за помощью в продвижении своей карьеры к Сесилям. В основном играет в Монте-Карло, потом вдруг возвращается.
Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Ну же, расскажите мне о своих сексуальных предпочтениях. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. В течение своей жизни он издал множество учёных произведений («Описание интеллектуального мира», «Система неба», «О принципах и началах», «Историю Генриха VII», «История ветров», «История жизни и смерти», «История сгущения и разрежения», «Введение в историю тяжести и легкости», «Введение в историю симпатии и антипатии вещей» и «Введение в историю серы, ртути и соли»).
И, может быть, мы так никогда ни о чем и не узнали бы, если бы наследники философа, разбирая после смерти его архив, не обнаружили манускрипт с текстом «Новой Атлантиды», своего рода современной версии легендарного платоновского мифа. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный18. В 1613 году появилась, наконец, возможность более значительного карьерного продвижения.
Абсолютно уникальный тип. В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». Графа признали виновным в государственной измене и приговорили к смертной казни.
В конце концов, мы живем только раз и запретных тем у нас быть не должно. Нетрудно представить, какое электризующее действие такие речи производили на Фрейда. Сохранилось 28 триптихов разных размеров, а несколько других было уничтожено самим Бэконом: он очень критично подходил к своим работам. На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал, как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин). Образ распятия прослеживается в творчестве Бэкона с самого начала и является основополагающим принципом многих работ. Но самая известная и подтвержденная самим Бэконом история про французское влияние связана с именем Пабло Пикассо (даром, что он был испанец).
Очевидно, что описанное общество — не что иное, как реализовавшаяся розенкрейцеровская утопия: его члены осуществили «великое восстановление наук» и в результате возвратились к состоянию Адама до грехопадения — ведь именно так Фрэнсис Бэкон и авторы «розенкрейцеровских манифестов» представляли себе конечную цель духовной эволюции человечества. В 1582 г. стал барристером, в 1584 г. был избран в парламент и вплоть до 1614 г. играл заметную роль в дебатах на сессиях палаты общин. Родом Бэкон из родовитой семьи, с давних времен принадлежавшей к британской политической элите (его отец, лорд, был хранитель печати). Его линия теперь классически спокойна и в плане ассоциаций отсылает скорее к веку девятнадцатому, к Энгру, а пристальное внимание к складкам и узорам одежды только усиливает это впечатление. В 1933 году одна из репродукций Бэкона удостоилась чести находиться рядом с полотном Пикассо (в книге известного критика Герберта Рида).
Другим популярным местом был клуб «Горгулья», располагавшийся под крышей на углу улиц Дин и Мирд: танцевальный зал, гостиная и кофейный салон — здесь витал дух (по свидетельству очевидца Дэвида Льюка) «тайны и томного эротизма». Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу28.
Через два года – снова неудача. В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Ответов на эти вопросы мы уже не получим.
Фрэнсис Бэкон считает, что никакой телеологии в мире нет. Заливки, контур, форма и фон как два сектора, равно близких на одной плоскости крайняя близость Фигуры (присутствие) система отчетливости» (Делез, Ж. Френсис Бэкон: Логика ощущения. Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне.
Раньше я никогда особо не задумывался о своем поведении. С тех пор как он посмотрел в Берлине «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна и «Метрополис» Фрица Ланга и увидел хронофотографии Эдварда Майбриджа — пофазовые снимки движущихся людей и животных, ему не давала покоя специфика фиксации жизни c помощью новой техники, сочетание скорости и дробности, а главное — возникающее в связи c этим ощущение утраты, разъединенности и смерти. В 1608 году, в качестве солиситора, Бэкон решил вопрос об «автоматической» взаимной натурализации шотландцев и англичан, родившихся после коронации Якова I: и те и другие становились гражданами обоих государств (Англии и Шотландии) и приобретали соответствующие права. В посвящении, адресованном брату, автор опасался, что «Опыты» «будут подобны новым полупенсовым монетам, которые, хотя серебро в них и полноценно, очень уж мелки»8. Немощным стариком вернулся Бэкон из тюрьмы в свое имение.
Его призыв к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания XVII в. и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества). Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно»1. Бэкон вытаскивает ее, гипертрофирует, отрывает от валёрной основы, разбавляет цветными всполохами иссушает, уплощает исследуя все возможности достижения сходства «с помощью случайных и несходных средств» (там же, с. 104). Что он предлагал конкретно сам, неизвестно, но планировал распределить выплату субсидий на шесть лет, с пометкой, что последняя субсидия является внеочередной19.
Бывший военный, занимавшийся разведением лошадей, не мог смириться с жеманностью сына. Неудовлетворённый своим продвижением по службе, Бэкон неоднократно обращается с просьбами к своим родственникам Сесилям в одном из писем к лорду-казначею, барону Берли содержится намёк на то, что продвижению его карьеры тайно препятствуют: «И если ваша светлость подумает сейчас или когда-нибудь ещё, что я ищу и добиваюсь должности, в которой вы сами заинтересованы, то вы можете назвать меня самым бесчестным человеком». Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Вторую часть «Великого восстановления наук» составляет «Новый Органон», где Бэкон излагает свой новый научный метод.
В этом вопросе акценты, конечно, так же смещены – поскольку решение, «с кем вы», остается за каждым. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962). Фрэнсис был выдающимся оратором, его выступления производили впечатление на современников15 характеризуя его как оратора, английский драматург, поэт и актёр Бен Джонсон отметил: «Никогда ни один человек не говорил глубже, весомей или допускал меньшую суетность, меньшую ветреность в своей речи Каждый, кто слушал его, опасался лишь того, что речь закончится»8. Лорд, барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский. Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника.
Его подход к делу, вот что меня подкупало. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. В конце 1580-х годов17 Бэкон знакомится с Робертом Деверё, 2-м графом Эссекса (или просто— граф Эссекс), у которого брат философа Энтони служил секретарём26. А еще Фрэнсис Бэкон говорил, что «жизнь гораздо более жестока, чем все, что он может сделать». Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась.
Всю жизнь Бэкон работал над грандиозным планом «Великого восстановления наук». Разрабатывая правила применения предложенного им индуктивного метода, Бэкон составлял таблицы присутствия, отсутствия и степеней различных свойств у отдельных предметов того или иного класса. Так, может быть, здесь не обошлось без сексуального интереса. Вернувшись в Лондон, Бэкон осваивает профессию декоратора интерьеров.
Три этюда головы человека — предтеча будущих шедевров Бэкона-портретиста. Работа 1953 года напоминает раскадровку киноленты, скриншоты самых выразительных моментов какого-то фильма или испорченные смазанные снимки, которые делают в полицейском участке. В 43 году он возвращается в Лондон, где вместе с Холлом открывает подпольное казино. С 20 лет заседал в парламенте. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». В 1584 году Фрэнсис Бэкон был избран в парламент. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника.
«Иногда я (садился в поезд и) ездил повидаться c ним в Кент, — рассказывал Фрейд в 2006 году. Тактильное (гаптическое) пространство, в котором контур, форма и фон находятся в одной плоскости, ощупываемой глазом, будто рукой. Локка и его последователей. Один из первых крупных философов Нового времени, Бэкон был сторонником научного подхода и разработал новый, антисхоластический метод научного познания.
Когда они познакомились, Фрейду было двадцать два, Бэкону тридцать пять. Первым был его кумир. Тот факт, что король внял совету Бэкона и выполнил его, говорит об их доверительных отношениях современник Джон Чемберлен (1553—1628) по этому поводу отметил: «Имеется сильное опасение, что Бэкон может оказаться опасным орудием». В 1927 году Бэкон по настоянию отца совершил полугодовое путешествие в Берлин вместе с другом семьи Сесилом Харкорт-Смитом. У него был дар говорить по душам и откалывать номера.
О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. английский философ, родоначальник английского материализма. Свой подход к проблемам науки, а также человека и общества Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». На него оказывали огромное влияние Рой де Мейстр и Эрик Холл. Это должно было быть как-то граничит с теми фигурами, что я писал ранее, но внезапно линия, которую я рисовал, пошла в совершенно другом направлении и вокруг этого выросла вся картина.
Знаменитое «учение об идолах» он почти целиком заимствовал у своего средневекового однофамильца, Роджера Бэкона, который тоже пропагандировал в своем «Opus majus» научный опыт – и распределил причины его ошибок на четыре категории: авторитет, привычка, предрассудок и фальшивое знание. А тут Бэкон c его рискованными творческими эскападами, c его бравурной театральностью. Этюд» (1952-1953) с «Мужчиной, собирающим плоды с дерева» (1897) Гогена. Его мрачные, жестокие картины – зрелище не из приятных.
Организованная им в 1934 году экспозиция не вызвала, мягко говоря, большого фурора. Парламентская сессия 1593 года началась 19 февраля. Его общественная деятельность была отмечена крайней беспринципностью. Сэр Николас отложил значительную сумму денег для покупки ему недвижимости, но не успел выполнить своё намерение в результате Фрэнсису досталась только пятая часть из отложенной суммы. Оба мертвы.
Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. По словам куратора, художник знал, что смерть близка. И конечно, его целеустремленность тоже бросалась в глаза. У меня не было намерения рисовать ничего такого, тут как будто одна случайность переходила в другую»39.
С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. О Фрэнсисе Бэконе Фрейд узнал от художника старшего поколения Грэма Сазерленда. После смерти отца в 1579 г. поступил для изучения права в школу барристеров (адвокатов) «Грейз инн». Фрэнсис Бэкон в своей философии повторяет те же мысли едва ли не слово в слово. Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом. К 1950 году Фрейд и Бэкон были уже близкими друзьями.
Он один из творцов современного искусства, который во многом определил дальнейшие тенденции, которые стали двигать искусство дальше. Маргарет Тэтчер считала его картины ужасными, но ведь и красота рождается из ужаса, хаоса. В поздних триптихах им на смену пришли не менее агрессивные, но все же лица. Его логический метод стал отправным пунктом развития индуктивной логики, особенно у Дж. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины»4. Фрэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века.
Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. Он был создан пару лет назад по инициативе местного бизнесмена и обладателя внушительной коллекции бэконовских произведений Маджида Бустани. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь.
Из отчего дома, который был то в Ирландии, то в Великобритании, он ушел в 17 лет. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». Как складывалась их беседа. Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки.
Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины». Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, размазанные фантомы, в худшем — хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса). Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу.
Затем последовало назначение его экстраординарным королевским адвокатом (правда, эта должность жалованием обеспечена не была) и, в 1589 году, Бэкона зачислили кандидатом на место регистратора Звёздной палаты. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь. Сомнительные личности делили с ним кров и ложе. Он унаследовал все состояние, поскольку братьев уже не было в живых. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов.
Ортодоксальный англиканин, считал себя учеником Джона Уитгифта написал ряд религиозных сочинений: «Исповедание веры», «Священные размышления» (1597), «Перевод некоторых псалмов на английский» (1625). В первых – учился, на вторых – заводил знакомства. Мое же, наоборот, показалось мне ужасно вымученным. В них столько эмоций, что, кажется, они разорвут полотно – даже на репродукциях.
Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт). Тело было кремировано, а прах развеян. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Другое важное качество Бэкона — его инстинктивная любовь к масляной живописи. Определённо неизвестно, как был принят современниками этот документ, автор которого обвиняет своего друга, но, желая оправдаться, философ в 1604 году пишет «Апологию», описывающую его действия и отношения с графом.
Помилованный королём (он был освобожден из Тауэра на второй день, а штраф был ему прощён в 1624 г. приговор был полностью отменён), Бэкон не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе. Основной темой его работ является человеческое тело— искажённое, вытянутое, заключённое в геометрические фигуры, на лишённом предметов фоне. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника. Старик велел мальчику-конюху поднять курицу выпотрошить ее. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн. Это были портреты и натюрморты или комбинации того и другого.
Впоследствии долги всегда висели над ним17. Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди. Причиной заблуждения разума Бэкон считал ложные идеи – «призраки» или «идолы», четырёх видов: «призраки рода» (idola tribus), коренящиеся в самой природе человеческого рода и связанные со стремлением человека рассматривать природу по аналогии с самим собой «призраки пещеры» (idola specus), возникающие благодаря индивидуальным особенностям каждого человека «призраки рынка» (idola fori), порожденные некритичным отношением к распространённым мнениям и неправильным словоупотреблением «призраки театра» (idola theatri), ложное восприятие действительности, основанное на слепой вере в авторитеты и традиционные догматические системы, сходные с обманчивым правдоподобием театральных представлений. В третьей части Бэкон собирался изложить «Естественную и опытную историю». Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога. 12 октября 1620 года опубликована одна из самых знаменитых его работ: «Новый Органон», вторая, по замыслу философа, часть незавершённого генерального труда— «Великое Восстановление Наук».
В 1594 году, на Рождество в Грейс-Инн был поставлен другой спектакль-маска с участием Бэкона, как одного из авторов— «Деяния грейитов» (лат. Gesta Grayorum). что сейчас будет. Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины. О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. Это несколько приободрило художника, но ненадолго.
До него квартиру снимал фотограф Э. О. Хоппе, который использовал бильярдную под фотоателье. Эта знаменитая свадьба 1950 года отмечалась в доме, где жил Бэкон. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками.
В апреле 1573 года он поступил в колледж Святой Троицы в Кембридже и обучался там три года, вместе со своим старшим братом Энтони их персональным преподавателем был доктор Джон Уитгифт, будущий архиепископ Кентерберийский. Больше того, он даже высказывал (причем не раз) критические замечания в адрес некоторых видных представителей ренессансного оккультизма, включая самого Парацельса. В 1613 году появилась, наконец, возможность более значительного карьерного продвижения. Тело было кремировано, а прах развеян.
Три этюда., художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. Фрейд к этому времени уже пользовался определенной известностью в кругу старших по возрасту поэтов, писателей и художников гомосексуального склада, включая Спендера и Уотсона, Седрика Морриса и Артура Летт-Хейнса (оба, напомню, его наставники в художественной школе в Дедхеме, в Восточной Англии). В 1586 году Бэкон становится старшиной юридической корпорации— бенчером (англ. Bencher), не в последнюю очередь благодаря содействию своего дяди, Уильяма Сесила, барона Берли5. И действительно, на тот момент это самое блестящее достижение Бэкона.
Все существующие и возможные науки он разделял соответственно трем способностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению – поэзия, рассудку – философия, включающая в себя учение о боге, природе и человеке. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника16. – Бэкон часто говорил: пыль вечна. Хорошо известно, что Бэкон на протяжении всей жизни живо проявлял интерес к так называемой естественной или экспериментальной, магии, к которой он относил такие«царственные» науки, как алхимия и астрология, при этом решительно выступал против любого шарлатанства в этой сфере. А вечером пускался во все тяжкие: Казино Монте-Карло стало его вторым домом.
Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. В пятой части «Великого восстановления наук» («О предварительных посылках философии») Бэкон думал собрать самые распространенные и доказанные общефилософские мнения, а в шестой («Второй философии») – выводы из этих мнений, сделанные индуктивными приемами. Деньги не слишком его интересовали. В 1597 году философ публикует свой первый литературный труд «Опыты и наставления нравственные и политические», которые в последующие годы неоднократно переиздавались. С этой свадьбой для Фрейда всё окончательно, дьявольски запуталось.
Да, он мог целыми днями, а иногда и неделями бездумно наслаждаться жизнью. Выигрыши тут же спускал на пьяные вечеринки с приятелями. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь.
Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. Но пока ни то, ни другое не приносит результатов. Предложение философа было принято, Кока перевели, его место в суде общей юрисдикции занял сэр Генри Хобарт, а сам Бэкон получил должность генерального прокурора (генерал-атторнея) (англ. attorney-general).
В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. Историю знакомства двух художников, описанную в книге Сми, ARTANDHOUSES публикует с разрешения российского издателя «Искусства соперничества» издательской группы «Азбука-Аттикус». Если пишет картину, то, как правило, сам же ее уничтожает — и все в таком духе. Лорды, как представители Верхней палаты, выдвинули предложение о выплате трёх субсидий за три года, затем смягчили до четырёх лет, при обычной практике уплаты одной субсидии за два года19, а Бэкон, как представитель Нижней палаты, отстаивающей своё право определять суммы субсидий для королевского двора независимо от лордов, выступил против, говоря, что предложенная двором и лордами подать велика, ляжет непосильным бременем на плательщиков, вследствие чего «джентльмены должны продать свою серебряную посуду, а фермеры— медную»18 и всё это в результате принесёт больше вреда, чем пользы.
– Снеси ее в погреб и положи на холодный пол. Для него этого оказалось недостаточно и он начал брать деньги взаймы. Тот факт, что люди готовы отдавать многомиллионные состояния за картины Бэкона, уже говорит о его невероятной востребованности как живописца.
В 1581 году состоялась первая сессия в парламенте с участием Фрэнсиса.
Есть мнение, что в философии он являлся таким же шарлатаном, как и в политике. О том, что из этого вышло, рассказывает Анастасия Каркачева. Истинная связь вещей – чисто механическая причинность, телеологию же следует напрочь изгнать из процесса познания, причём, не только в естественных, но и в гуманитарных науках. Тогда же Бэкон познакомился с Эриком Холлом, который на долгое время стал его любовником и спонсором и Роем де Мейстром, австралийским художником-кубистом, с которым впервые опробовал рисование маслом.
Наверное, есть другой способ решить проблему». Этот триптих — одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях. Предложение философа было принято, Кока перевели, его место в суде общей юрисдикции занял сэр Генри Хобарт, а сам Бэкон получил должность генерального прокурора (генерал-атторнея30) (англ. attorney-general).
Дружба разбилась о творческие разногласия. В молодые годы Фрэнсис увлекался театром: так, в 1588 году при его участии студентами Грейс-Инн был написан и поставлен спектакль-маска «Беды короля Артура»8— первая обработка для сцены английского театра истории о легендарном короле бриттов Артуре24. Конечно, перед первоисточником, который так ловко процитировал современный автор. Проработав после этого два года в Грейс-Инне, в 1582 году Бэкон получил должность младшего барристера (англ. outer barrister).
Бэкон создал серию картин под впечатлением от работ и писем Ван Гога к брату Тео, в которых Ван Гог излагал свое отношение к копиям с картин предшественников. Веселая подростковая разбросанность и беспардонность вступила в фазу обуздания. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Писал их Бэкон не с натуры, а по фотографиям и выглядят они как серия снимков, сделанных в фотоавтомате, – каждый щелчок фиксирует новое положение головы («Три этюда Генриетты Моралес», 1969 и «Три этюда для портрета Джорджа Дайера», 1964). Такой подход позволяет признавать Бэкона отцом философии позитивизма.
В то время Бэкон ещё не является советником Якова I, а доступ «к уху» государя имеет его кузен Роберт Сесил. Есть неожиданные – например, «розовый» портрет Джона Эдвардса (многолетнего любовника и его главного наследника) перекликается с нежно-розовым «Портретом мадам Гийон» Мари Лорансен. Это место могло бы принести ему 1. 600 фунтов в год, но занять его можно было только через 20 лет в настоящее время польза была только в том, что теперь брать взаймы стало проще5. Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. (Ауэрбах, как и Фрейд, родился в Берлине, но ему повезло меньше: его родители погибли в концентрационном лагере в 1942 году, через три года после того, как отправили сына в Англию. ) По вечерам все встречались в Сохо, не столько намеренно, сколько случайно, — все ходили в одни и те же места. Аргументацию Бэкона признали 10 судей из 12.
Еще он играл c необычными световыми эффектами, старательно воспроизводя, например, каждую крошечную пру на кожуре подсвеченного сзади неспелого мандарина. Энн была хорошо образованным человеком: владела древнегреческим и латынью, а также французским и итальянским языками являясь ревностной пуританкой, лично знала ведущих кальвинистов-теологов Англии и континентальной Европы, переписывалась с ними, переводила на английский язык различную богословскую литературу она, сэр Николас и их родственники (Бэконы, Сесили, Расселы, Кавендиши, Сеймуры и Герберты) принадлежали к «новой знати», преданной Тюдорам, в отличие от старой строптивой родовой аристократии. В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает.
И четыре невероятных глаза — об этом говорят и пишут совершенно все. Собранная при этом масса фактов должна была составить 3-ю часть его труда – «Естественную и экспериментальную историю». Мысль о возможных вредных последствиях «прогресса» даже не приходит ему в голову. При этом его полотна неизменно хочется рассматривать. Отец не принял гомосексуальность сына и выгнал его из дома. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга.
Но, судя по всему, спрашивать было бы едва ли не большей ошибкой. Фрэнсис меня не поучал, этого и в помине не было. С. Милля.
Следующие полтора года Бэкон провел во Франции, проживая у своей знакомой пианистки мадам Бокентен в Шантийи. У обитателей «Новой Атлантиды» есть паровая машина, воздушный шар, микрофон, телефон и даже вечный двигатель. Энн была хорошо образованным человеком: владела древнегреческим и латынью, а также французским и итальянским языками являясь ревностной пуританкой, лично знала ведущих кальвинистов-теологов Англии и континентальной Европы, переписывалась с ними8, переводила на английский язык различную богословскую литературу она, сэр Николас и их родственники (Бэконы, Сесили, Расселы, Кавендиши, Сеймуры и Герберты) принадлежали к «новой знати», преданной Тюдорам, в отличие от старой строптивой родовой аристократии9. Ей следует обратиться к широкой материально-производительной работе. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ живописная акция.
Только в 1944-м, за год до знакомства c Фрейдом, ему удалось нащупать нечто новое, необычное, выбивающее из равновесия — в триптихе, названном «Три этюда для фигур у распятия». Как видно, это можно объяснить только одним: необходимостью маскировки своих взглядов, потому как, занимая высокое официальное положение и постоянно находясь в центре завистливого внимания со стороны множества соперников, он в противном случае рисковал прослыть «еретиком», а главное — потерять расположение Якова I, панически боявшегося всего сверхъестественного и даже сочинившего обширное руководство по изобличению ведьм. Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. О живописи разговор заходил нечасто. Бывший премьер-министр Маргарет Тетчер однажды назвала его «человеком, который рисует эти ужасающие картины».
По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению. И я думал: ну надо же. В 1594 году, на Рождество в Грейс-Инн был поставлен другой спектакль-маска с участием Бэкона, как одного из авторов— «Деяния грейитов» (лат. Gesta Grayorum). в статье Бэкон, Фрэнсис – краткая биография). Знаменитый «Портрет мужчины, спускающегося по лестнице» (1972), написанный спустя год после его смерти, вынесен на афишу к выставке в Монако.
Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души. Это вынудило их постоянно менять место жительства. Он формулирует в этой своей книге противоположный аристотелевскому метод познания природы. Его герои — гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками. Классификация наук Бэкона была принята французскими просветителями – энциклопедистами. В рисунке еще больше, чем раньше, проступала скрупулезность и стилизация. В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела». У Китти были теткины огромные глаза, но не было ее уверенности и прыти.
Если верить Данн, в нем говорила ревность — не только к ней самой. Среди работ Фрэнсиса Бэкона – «Опыты или наставления нравственные и политические» (1597 эссе на различные темы от морально-бытовых до политических), «Распространение образования» («О достоинстве и приумножении наук» De dignitate et augmentis scientiarum 1605 трактат, призывавший положить в основу образования эксперименты и наблюдения), «Новый органон» (Novum organum scientiarum 1620 часть незаконченного труда «Великое восстановление наук»), «Новая Атлантида» (Nova Atlatis утопическая повесть работа не закончена представлен проект государственной организации науки). Жил (еще одна невообразимая комбинация. ) со своим любовником Эриком Холлом, господином средних лет и c Джесси Лайтфут, пожилой женщиной, которая когда-то была няней Фрэнсиса. Однако многие приверженцы идеалистических доктрин утверждают, что почти всё учение Бэкона сводится к банальным советам и звонким афоризмам полупримитивного смысла, «провозвестить» которые было совсем не трудно. Возведён в рыцарское достоинство в 1603 г. барон Веруламский (1618) и виконт Сент-Олбанский (1621).
Не без основания указывают и на то, что собственные «научные эксперименты» Бэкона были почти абсолютно бесплодными. И он до последнего держал ее мертвой хваткой и вовсе не за рога. Фрэнсис Бэкон считается основателем английского материализма, эмпирического направления. Там юноши стали любовниками. В молодые годы Фрэнсис увлекался театром: так, в 1588 году при его участии студентами Грейс-Инн был написан и поставлен спектакль-маска «Беды короля Артура»— первая обработка для сцены английского театра истории о легендарном короле бриттов Артуре. С другой стороны, потом Бэкон нигде не развивает и не конкретизирует эту тему «братства просвещенных». Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника.
В своих «Опытах» Бэкон, среди прочего, рассуждает о различных вопросах религии, критикует суеверия и атеизм: « поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии». Определённо неизвестно, как был принят современниками этот документ, автор которого обвиняет своего друга, но, желая оправдаться, философ в 1604 году пишет «Апологию», описывающую его действия и отношения с графом31. В 1581 году состоялась первая сессия в парламенте с участием Фрэнсиса. Эмигрант из Мюнхена, завоевавший репутацию лучшего фотопортретиста в Лондоне Эдвардианской эпохи, Хоппе стал связующим звеном между «живописной», предпочитающей мягкий фокус старой фотографией и жесткими, резко сфокусированными фотопортретами эпохи модернизма. Дело было в 1945 году.
В 1584 году Бэкон занял место в парламенте от округа Мелкомб в Дорсетшире, в 1586 году— от округа Тонтон, в 1589— от округа Ливерпуль, в 1593— от Мидлсекса, в 1597, 1601 и 1604 годах— от Ипсвича и в 1614 году— от Кембриджского университета. С 20 лет заседал в парламенте. Удивительно, но мировоззрение художника перевернула книга о болезнях полости рта. В посвящении, адресованном брату, автор опасался, что «Опыты» «будут подобны новым полупенсовым монетам, которые, хотя серебро в них и полноценно, очень уж мелки».
Парламентская сессия 1593 года началась 19 февраля.
Но он далеко не был таким экстравертом, как Бэкон и никогда не раскрывался до конца. Даже оказавшись в Риме, он отказался смотреть на шедевр Веласкеса. Завязываются отношения их можно охарактеризовать формулой «дружба-патронаж»8 иными словами, граф, являясь одним из фаворитов королевы, становится покровителем юриста-философа: старается продвинуть его по службе, употребляя для этого всё своё влияние.
Доказательств у Харрисона немного и собирать их пришлось по крупицам. Организаторы выставки не ставят своей целью проследить «маршрут Бэкона», как это сделал Жиль Делез в нескольких главах «Логики ощущения», показав, что Бэкон заново прошел всю историю от Египта до Сезанна и Гогена и проделал титаническую работу по проблематизации и переосмыслению целого ряда авторов. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. Эти высказывания не оставляют сомнении в том, на какое именно «братство» намекал автор: содружество адептов «естественной магии», в рамках которого научно-культурное «просветительство» органически дополнялось бы просветленностью божественным духом, то есть эзотерическим Гнозисом.
Графа признали виновным в государственной измене и приговорили к смертной казни. Тот факт, что король внял совету Бэкона и выполнил его, говорит об их доверительных отношениях современник Джон Чемберлен (1553—1628) по этому поводу отметил: «Имеется сильное опасение, что Бэкон может оказаться опасным орудием»34. Бэкон широко прибегал к плагиату.
Довольно часто мне хотелось кого-то ударить. Первая состоялась в далеком 1988 году в московском ЦДХ, вторая – спустя десять лет в Эрмитаже, но включала только триптих «Три штудии на распятие». Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека. В 1608 году, в качестве солиситора, Бэкон решил вопрос об «автоматической» взаимной натурализации шотландцев и англичан, родившихся после коронации Якова I33: и те и другие становились гражданами обоих государств (Англии и Шотландии) и приобретали соответствующие права. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки9. Однако в таком понимании фигура привязана к своему референту – совокупности частей тела, принимающих определенное положение, – и оторвана от живописной материи, а это именно то, чего сам Бэкон стремился избегать (интервью Д. Сильвестру). Изолировать фигуру от любой репрезентации, отсечь всякую возможность построения истории вокруг нее, сохранив ее как чистую форму, подвергающуюся действию неминуемых сил, – вот те принципы Бэкона, с которыми он подходит к любой из фигур, данных в искусстве прошлого. Написана на льняном полотне.
Следующие полтора года Бэкон провел во Франции, проживая у своей знакомой пианистки мадам Бокентен в Шантийи. Всего при жизни автора вышло три издания «Опытов»30. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн52. Политическое возвышение началось в 1603 году, когда на престол вступил король Яков I. В 1612 году Бэкон становится генеральным прокурором, в 1617 – лордом-хранителем печати, а в 1618 году (до 1621) – лордом-канцлером при короле Якове I. В 1621 году Фрэнсис Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве, отстранен от всех должностей и по указу Якова I заключен в тюрьму сроком на два дня. При почти несомненном атеизме он писал о предстоящих великих открытиях с приподнятым энтузиазмом религиозного пророка и относился к судьбе науки, как к своеобразной святыне. – СПб. : Machina, 2011.
И Монако, очевидно, сыграло решающую роль в этом становлении». В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов. Этой причиной может быть уступка «общественному вкусу», вернее, тому, что у общества вместо вкуса. Однажды мы все умрем и превратимся в пыль». «Воистину, — писал он, — подобно тому, как сама Природа творит братство в семьях, так же и в процессе познания не может не сложиться братство на основе знаний и нравственности, восходящее к тому особому отцовству, что приписывают Богу, называя Его Отцом Просветления или Света».
По молодости лет я то и дело ввязывался в драки.
В 1586 году Бэкон становится старшиной юридической корпорации— бенчером (англ. Bencher), не в последнюю очередь благодаря содействию своего дяди, Уильяма Сесила, барона Берли. С полным отсутствием сантиментов по поводу собственных усилий. В «Новом Органоне» предусматривалось шесть частей: общий обзор современного состояния наук, описание нового метода получения истинного знания, свод эмпирических данных, обсуждение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию, предварительные решения и, наконец, сама философия. Написана на льняном полотне.
«Достаточно взглянуть на картину Рембрандта вблизи или сбоку, чтобы найти как изнанку света ручную линию», – пишет Делез. Едва он вошел в дом, как его охватил озноб. Из Лондона с богатым приятелем он рванул в Берлин, а уже оттуда – в Париж. Сам Бэкон думает, что «наука не должна сводиться к бесплодному удовлетворению праздного любопытства». Основа этого метода – не отвлечённые логические умозаключения, а эмпиризм, опыт. В последние годы художник стал часто писать автопортреты ибо заявлял, что некого писать боле, ведь мрут люди, окружающие его, как мухи (свободная цитата).
Главные произведения: «Опыты или наставления нравственные и политические», «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида». В то время Бэкон ещё не является советником Якова I, а доступ «к уху» государя имеет его кузен Роберт Сесил. В устремлениях и личности Бэкона исчерпывающе воплотился практический англосаксонский дух. Однако выглядит как насмешка сопоставление на эрмитажной выставке картины Бэкона «Обнаженная фигура.
С этой точки зрения он критиковал схоластику и её силлогистический дедуктивный метод, которому он противопоставил обращение к опыту и обработку его индукцией, подчёркивая значение эксперимента. В 1584 г. был избран в парламент. Логический метод Бэкона стал отправным пунктом развития индуктивной логики, особенно у Дж. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. Так или иначе, он поручил Китти быть его глазами и ушами и, пока продолжалось веселье, она послушно докладывала ему по телефону о ходе событий. Обращение вместо методов к фигурам, вместо идей – к именам уводит зрителя от загадки Бэкона, предоставляя как будто бы простое и логичное ее объяснение. Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию.
Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими»12. В конце 1580-х годов Бэкон знакомится с Робертом Деверё, 2-м графом Эссекса (или просто— граф Эссекс), у которого брат философа Энтони служил секретарём. Война еще не окончена. «Целый ряд качеств, – пишет Делез, – делает Бэкона египтянином. Английский философ, государственный деятель. Затем последовало назначение его экстраординарным королевским адвокатом (правда, эта должность жалованием обеспечена не была)22 и, в 1589 году, Бэкона зачислили кандидатом на место регистратора Звёздной палаты.
Завязываются отношения их можно охарактеризовать формулой «дружба-патронаж» иными словами, граф, являясь одним из фаворитов королевы, становится покровителем юриста-философа: старается продвинуть его по службе, употребляя для этого всё своё влияние. В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. Но по крайней мере никто не дышал ему в затылок. После скандального разбирательства его присудили к огромному штрафу в 40 тысяч фунтов и заключению в Тауэр. Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом.
Ему было совсем не жаль усилий». Застенчивость Китти импонировала Фрейду, который и сам иногда прятался в раковину. В 1621 г. был привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, отстранён от всех должностей и приговорён к штрафу в 40 тысяч фунтов стерлингов и к заключению в Тауэр (на столько времени, насколько заблагорассудится королю). Хотя краска наложена свободными широкими мазками, композиция изобилует деталями: желтый цветок у мужчины в петлице, под белым воротничком восточный ковер у него под ногами, написанный c размашистым шиком, в небрежно пуантилистской манере полукруглое ограждение, внутри которого заключено пространство наподобие цирковой арены (этот прием Бэкон, любитель театральных эффектов, в последующие десятилетия будет эксплуатировать снова и снова).
Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. Но у Фрейда были и другие друзья-художники, во многих отношениях не менее важные для него, — например, Франк Ауэрбах, который до конца оставался самым близким из старых друзей, самым верным его конфидентом. Если рядом был Фрэнсис, он говорил: Тебе не кажется, что лучше было бы попробовать им понравиться. Необязательно сополагать в пространстве выставочного зала «Воображаемый портрет Папы Пия XII. – объясняет Харрисон.
После приведения приговора в исполнение Бэкон пишет Декларацию о преступных деяниях Роберта, «бывшего графа Эссекса». В состав судей власти включили и Фрэнсиса Бэкона. На следующий день он слег и метался в сильном жару» (Бертольт Брехт, «Опыт») Умер Фрэнсис Бэкон 9 апреля 1626 года в местечке Хайгет. Едва приехав домой, он всецело погрузился в изучение естественных наук. Так как мне и правда всё давалось c мучительным трудом А Фрэнсису придет в голову какая-то идея, он ее сразу воплощает, не понравилось — выбросил и быстро сделал заново. Из-за серьезных разногласий с отцом он оставил дом в возрасте семнадцати лет.
К слову, куратор Мартин Харрисон не исключает, что излюбленный мотив крика в творчестве Бэкона отсылает не только к «Избиению младенцев» Пуссена и «Броненосцу «Потемкин» Эйзенштейна, но и к вечной брани отца. В конце 1625 года милорд заболел и лежал при смерти. Есть на выставке и удачные параллели, по крайней мере, одна: небольшой бронзовый этюд Родена изображающий кающуюся грешницу, «отражается» в бэконовском безымянном этюде женской фигуры, но не буквально, а с поправкой на разворот фигуры в плоскости холста, деформацию, нарушенную перспективу. На первой створке триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из Трех фигур в комнате, на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы — нависает над раковиной, на месте которой два кадра назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника). Проработав после этого два года в Грейс-Инне, в 1582 году Бэкон получил должность младшего барристера (англ. outer barrister). И если до последнего времени первой работой в этой самой прославленной серии портретов Бэкона, которую он продолжал вплоть до 1970-х, считалась «Голова VI» (1949), то выставка предлагает неизвестного ранее «папу» – «Пейзаж с папой / Диктатор» (1946).
Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень бэконовское место — уборную. И в своей последней книге «Искусство соперничества» также не обошел его стороной: одна из глав посвящена многолетним отношениям Фрейда с другой звездой арт-сцены Френсисом Бэконом. Как и монстры с Трех этюдов. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле.
В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Чтобы познать индуктивным путем «причины» того или иного явления, наука, по Бэкону, должна пользоваться «перечислением»и «исключением» опытных данных. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости.
Хотя, как известно, Бэкон никогда публично не заявлял о том что принадлежит к каким бы то ни было тайным обществам, вокруг его имени еще при жизни стал складываться мистический ореол, который в XIX и XX столетиях приобрел поистине мифический статус, в особенности после опубликования ряда посвященных ему работ, где на основе сведений, заимствованных из различных источников — свидетельств современников, корреспонденции брата Фрэнсиса, Энтони, одно время возглавлявшего службу британской внешней разведки и, в конце концов, сочинений самого лорд-канцлера, доказывался факт его причастности к «оккультному возрождению» в Англии XVII века. Триптих «Этюды человеческого тела» (1970), созданный специально для Гран-Пале, в Монако подается в исторических декорациях. С. Милля. Тогда он зажил на широкую ногу. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. После приведения приговора в исполнение Бэкон пишет Декларацию о преступных деяниях Роберта, «бывшего графа Эссекса»31.
Фрэнсис Бэкон (1909 – 1992) – один из крупнейших мастеров XX века. Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн). Это вынудило их постоянно менять место жительства. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку.
Да, Бэкон Фрэнсис как художник мог быть и ярким и грубым и самобытным, он обнажал язвы. Здесь уместны параллели с Сезанном, Ван Гогом, Гогеном – крупнейшими колористами XX века. Но как вышло, что ригидность общества, неготового следовать за прогрессом мысли, выступает цензором для незаурядных умов (или парализует их), делая их неспособными к борьбе за этот прогресс.
12 октября 1620 года опубликована одна из самых знаменитых его работ: «Новый Органон», вторая, по замыслу философа, часть незавершённого генерального труда— «Великое Восстановление Наук». А он мне ответил: Ты о нем наверняка даже не слышал.
Пространство обнаруживает глубину, делится на несколько планов, в нем «находит свое точное выражение уже не сущность, а сцепление, то есть органическая активность человека» (там же, с. 131). И я написал ему, а может, просто к нему нагрянул, так вот c ним и познакомился». Собственно, следуя своей излюбленной идее о природе как чудесной книге, написанной Творцом «живыми» письменами, Бэкон все время питал глубокий интерес к символическому языку и толкованию древних мифов и преданий, в которых, как он не без основания считал, заключена в иносказательной форме тайная мудрость тысячелетий. Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию.
В голове как-то само собой возникало, чт я хочу сделать и я это делал. Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). Следует опасаться опрометчивых обобщений, которые весьма свойственны людской психологии и приводят к бесчисленным ошибкам. Последнюю неделю в Главном Штабе можно посмотреть выставку «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» – плод совместных усилий Государственного Эрмитажа и Центра изобразительных искусств Сейнсбери. Героями триптихов Фрэнсиса Бэкона становились абстрактные эмоции, обобщенные человеческие лица, его близкие друзья. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками.
C особой гордостью Мартин Харрисон рассказывает об «Этюде быка» (1991) – последней незаконченной работе Фрэнсиса Бэкона. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку35. «Он прекрасно знал, что это будет за картина. занимает должность лорда-канцлера Англии.
Она была мертва. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот»33. Локка и его последователей. Лосев находит уместным говорить в данной связи о «технике XXI столетия» имея под этим в виду какой-то особый вид материализма, то есть материализм магический и мистический, нацеленный в первую очередь на обнаружение, говоря словами самого Бэкона, «знаков Создателя на Его созданиях, запечатленных и закрепленных в материи посредством истинных и тончайших средств».
Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. Ценность опыта признавалась уже в античности. У Бэкона нет и помину о знании, как чистом и вдохновенном стремлении к высшей истине.
Также, в работе «Новая Атлантида» имеется много подразумеваемых отсылок к Библии, а труд «Великое восстановление наук» является, как считает англо-ирландский учёный Бенджамин Фаррингтон, намёком на «Божественное обетование человеческого господства над всеми созданиями». Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками.
«Калека, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге даже более, – чем быстрее бежит рысак, раз сбившийся с пути, тем дальше оставит его за собой калека». По мнению Фрэнсиса Бэкона, такое сообщество «научных магов» явилось бы основной опорой и движущей силой духовно-научного прогресса имеющего конечную цель расширение творческих возможностей человека до степени богоподобия. По какой-то причине кураторы Тьерри Морель и Елизавета Ренне позволяют себе строить выставку и говорить о ней так, как будто никогда не существовало книги Делеза «Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения» и совершенных им открытий в исследовании творчества великого британца, равно как и в методологии искусствознания. В волосах он прорисовывал каждую прядь. Издание 1597 года содержало 10 коротких эссе впоследствии, в новых редакциях изданий, автор увеличил их число и разнообразил тематику, при этом заметнее акцентируя политические аспекты— например, в издании 1612 года8 содержалось уже 38 эссе29, а в издании 1625 года— 5829.
Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Отсюда и его известный афоризм знание – сила. В своих «Опытах» Бэкон, среди прочего, рассуждает о различных вопросах религии, критикует суеверия и атеизм: « поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии»44. Тактильное пространство рушится, будучи пронзенным тонкими линиями «арматуры», воздвигающей вокруг Фигуры куб. Именно потому А. Ф.
В состав судей власти включили и Фрэнсиса Бэкона. Но предшественники Фрэнсиса Бэкона использовали опыт случайный, а он призывает в «Новом Органоне» заменить его планомерным экспериментом, методическим исследованием. Без такого метода, считает Бэкон, будут действовать втуне даже сильные умы. «Он был невероятно дисциплинирован», — вспоминал Фрейд.
В Лондон с Бэконом поехала няня Джесси Лайтфут. Призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания XVII в. и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества). На вопрос, какое же впечатление произвел на него Бэкон, когда они познакомились, Фрейд ответил c раскатисто-гортанным немецким «р» (родимое пятно берлинского детства): «Роскошное, просто роскошное.
В этом трактате он поставил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого— быть использованным человеком. В манере Бэкона было что-то импульсивное, эротичное. Левая часть – интерпретация «Обнаженной в саду» Пикассо, центральная – Бельведерского торса, правда без мужских гениталий, с грудью, да не одной, а тремя и зонтиком а-ля Моне, правая – «Нарцисс» Караваджо, также в женском обличье. Также и сам Бэкон продолжает обращаться за помощью в продвижении своей карьеры к Сесилям. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962)34.
Но, будучи человеком вполне честным и чуждым придворных интриг, он в конце концов был обвинен недоброжелателями в финансовых и политических злоупотреблениях, его отстранили от должности и предали суду и лишь благодаря личному вмешательству благоволившего к нему короля Якова I с него сняли подозрения в«политическом преступлении». Перед её официальной публикацией первоначальный вариант подвергся значительной правке и изменениям, сделанными королевой и её советниками. Также, необходимо было найти работу и Бэкон выбрал право, обосновавшись в 1579 году в своей резиденции в Грейс-Инне. Он предполагал написать ещё четыре части «Великого восстановления», но не успел этого сделать.
О, его можно и любить и ненавидеть. Этюд» со статуей Аменемхета III (оба на троне, анфас, в статичной позе), чтобы указать на родство Бэкона с египетским искусством. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером.
Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. С. 127). А вот самого первого триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944), с которого карьера Бэкона стремительно пошла вверх, на выставке, увы, нет. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный. Его классификация наук была принята французскими просветителями – энциклопедистами.
Бэкон облюбовал ресторан «Уилерс». Лорды, как представители Верхней палаты, выдвинули предложение о выплате трёх субсидий за три года, затем смягчили до четырёх лет, при обычной практике уплаты одной субсидии за два года, а Бэкон, как представитель Нижней палаты, отстаивающей своё право определять суммы субсидий для королевского двора независимо от лордов, выступил против, говоря, что предложенная двором и лордами подать велика, ляжет непосильным бременем на плательщиков, вследствие чего «джентльмены должны продать свою серебряную посуду, а фермеры— медную» и всё это в результате принесёт больше вреда, чем пользы. Они друг друга стоили — и тот и другой редкие, экзотические птицы. Самыми яркими красками Бэкон изображает, как всё это улучшает, украшает и удлиняет человеческую жизнь.