И если до последнего времени первой работой в этой самой прославленной серии портретов Бэкона, которую он продолжал вплоть до 1970-х, считалась «Голова VI» (1949), то выставка предлагает неизвестного ранее «папу» – «Пейзаж с папой / Диктатор» (1946). В своих «Опытах» Бэкон, среди прочего, рассуждает о различных вопросах религии, критикует суеверия и атеизм: « поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии»44. Эмигрант из Мюнхена, завоевавший репутацию лучшего фотопортретиста в Лондоне Эдвардианской эпохи, Хоппе стал связующим звеном между «живописной», предпочитающей мягкий фокус старой фотографией и жесткими, резко сфокусированными фотопортретами эпохи модернизма. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника.
Для него этого оказалось недостаточно и он начал брать деньги взаймы. Фрэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века. Получилась работа о страдании и ответственности человека за него вне времени и пространства.
Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. В 1944 Бэкон вернулся к занятиям живописью. (Ауэрбах, как и Фрейд, родился в Берлине, но ему повезло меньше: его родители погибли в концентрационном лагере в 1942 году, через три года после того, как отправили сына в Англию. ) По вечерам все встречались в Сохо, не столько намеренно, сколько случайно, — все ходили в одни и те же места. «Достаточно взглянуть на картину Рембрандта вблизи или сбоку, чтобы найти как изнанку света ручную линию», – пишет Делез.
Играл он без удержу. После приведения приговора в исполнение Бэкон пишет Декларацию о преступных деяниях Роберта, «бывшего графа Эссекса»31. Он начал писать вариации на «Распятие», а затем сосредоточился на получеловеческих-полугротескных головах, лучше всего представленных в серии 1949 года «Головы в комнате». Его подход к делу, вот что меня подкупало.
В волосах он прорисовывал каждую прядь. Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера. Именно потому А. Ф. При этом важно не «растерять» опыт, опираясь на который и пропуская его через разум, можно достичь успеха. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы». А еще Фрэнсис Бэкон говорил, что «жизнь гораздо более жестока, чем все, что он может сделать».
Не по какой-то конкретной причине, а только потому, что он таким родился. Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще.
Кульминация этого позднего периода наступила с его «Этюдом автопортрета» 1982 г. и более поздним одноименным шедевром-триптихом 1985-86 гг. Напротив «Горгульи» на той же Дин-стрит располагалась «Колони Рум» или «У Мьюриэл» (по имени хозяйки Мьюриэл Белчер), — комнатушка на верхней площадке убогой лестницы, где, по словам приятеля Бэкона Дэниэла Фарсона, «вы не бог весть что получали за десятку, зато могли даром получить всё, о чем можно мечтать». Проводя экскурсию по выставке, он то и дело разводит руками, мол, поверьте мне на слово. У него был дар говорить по душам и откалывать номера. Во время Второй мировой войны Фрэнсис вступает в ряды гражданской обороны. Должно быть, немало изумлен был и Бэкон.
В этом трактате он поставил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого— быть использованным человеком. Дружба разбилась о творческие разногласия. Кажется, что Бэкон работает, как мясник и видит человека мясной тушей. занимает должность лорда-канцлера Англии. Этой причиной может быть уступка «общественному вкусу», вернее, тому, что у общества вместо вкуса.
В 1581 году состоялась первая сессия в парламенте с участием Фрэнсиса. С. 127). Просто у него на время отнята его идеальная сторона. Это третья по счету выставка Бэкона в России.
Там юноши стали любовниками. Тот факт, что король внял совету Бэкона и выполнил его, говорит об их доверительных отношениях современник Джон Чемберлен (1553—1628) по этому поводу отметил: «Имеется сильное опасение, что Бэкон может оказаться опасным орудием»34. Но переломный момент в его творчестве наступил на полтора десятилетия позже, в 1944 году, с созданием триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который получил высокие оценки критиков и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века.
Выигрыши тут же спускал на пьяные вечеринки с приятелями. В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка».
Бэкону нравится этот город, но через два месяца он уже в Париже, где изучает французский язык и работает, как декоратор и дизайнер. На вопрос, какое же впечатление произвел на него Бэкон, когда они познакомились, Фрейд ответил c раскатисто-гортанным немецким «р» (родимое пятно берлинского детства): «Роскошное, просто роскошное. Из-за серьезных разногласий с отцом он оставил дом в возрасте семнадцати лет.
Завязываются отношения их можно охарактеризовать формулой «дружба-патронаж»8 иными словами, граф, являясь одним из фаворитов королевы, становится покровителем юриста-философа: старается продвинуть его по службе, употребляя для этого всё своё влияние. По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению. Из Лондона с богатым приятелем он рванул в Берлин, а уже оттуда – в Париж. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. В основном играет в Монте-Карло, потом вдруг возвращается.
Триптих «Этюды человеческого тела» (1970), созданный специально для Гран-Пале, в Монако подается в исторических декорациях. В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Как видно, это можно объяснить только одним: необходимостью маскировки своих взглядов, потому как, занимая высокое официальное положение и постоянно находясь в центре завистливого внимания со стороны множества соперников, он в противном случае рисковал прослыть «еретиком», а главное — потерять расположение Якова I, панически боявшегося всего сверхъестественного и даже сочинившего обширное руководство по изобличению ведьм. Лорды, как представители Верхней палаты, выдвинули предложение о выплате трёх субсидий за три года, затем смягчили до четырёх лет, при обычной практике уплаты одной субсидии за два года19, а Бэкон, как представитель Нижней палаты, отстаивающей своё право определять суммы субсидий для королевского двора независимо от лордов, выступил против, говоря, что предложенная двором и лордами подать велика, ляжет непосильным бременем на плательщиков, вследствие чего «джентльмены должны продать свою серебряную посуду, а фермеры— медную»18 и всё это в результате принесёт больше вреда, чем пользы. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин».
Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот». Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году36. К слову, куратор Мартин Харрисон не исключает, что излюбленный мотив крика в творчестве Бэкона отсылает не только к «Избиению младенцев» Пуссена и «Броненосцу «Потемкин» Эйзенштейна, но и к вечной брани отца.
Фрейд к этому времени уже пользовался определенной известностью в кругу старших по возрасту поэтов, писателей и художников гомосексуального склада, включая Спендера и Уотсона, Седрика Морриса и Артура Летт-Хейнса (оба, напомню, его наставники в художественной школе в Дедхеме, в Восточной Англии). И он до последнего держал ее мертвой хваткой и вовсе не за рога. Его мрачные, жестокие картины – зрелище не из приятных.
Уступка неосведомленности, отказ быть просветителем, страх предложить зрителю что-то, что потребует от него усилий больших, чем сопоставить две фигуры, заметить сходство поз и возблагоговеть – перед кем. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот»33. Но, судя по всему, спрашивать было бы едва ли не большей ошибкой.
Довольно часто мне хотелось кого-то ударить. Первым был его кумир. Хотя, как известно, Бэкон никогда публично не заявлял о том что принадлежит к каким бы то ни было тайным обществам, вокруг его имени еще при жизни стал складываться мистический ореол, который в XIX и XX столетиях приобрел поистине мифический статус, в особенности после опубликования ряда посвященных ему работ, где на основе сведений, заимствованных из различных источников — свидетельств современников, корреспонденции брата Фрэнсиса, Энтони, одно время возглавлявшего службу британской внешней разведки и, в конце концов, сочинений самого лорд-канцлера, доказывался факт его причастности к «оккультному возрождению» в Англии XVII века. Художник шокировал публику двумя своими триптихами на тему распятия (1962 и 1965), в которых изобразил убийц и их истекающую кровью жертву. Фрэнсис меня не поучал, этого и в помине не было.
В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает. Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. И я написал ему, а может, просто к нему нагрянул, так вот c ним и познакомился». После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника16.
И в своей последней книге «Искусство соперничества» также не обошел его стороной: одна из глав посвящена многолетним отношениям Фрейда с другой звездой арт-сцены Френсисом Бэконом. В 1971 после продолжительной болезни скончался Джордж Дайер. При этом его полотна неизменно хочется рассматривать.
Здесь уместны параллели с Сезанном, Ван Гогом, Гогеном – крупнейшими колористами XX века. В последние годы художник стал часто писать автопортреты ибо заявлял, что некого писать боле, ведь мрут люди, окружающие его, как мухи (свободная цитата). В 1992 художник умер в Мадриде в возрасте 82 лет. Френсиса Бэкона небезосновательно считают основопологателем мышления нового времени. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки9. Он отыскал ее в Лондоне в частной коллекции и сейчас впервые показывает широкой публике. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга.
Собственно, следуя своей излюбленной идее о природе как чудесной книге, написанной Творцом «живыми» письменами, Бэкон все время питал глубокий интерес к символическому языку и толкованию древних мифов и преданий, в которых, как он не без основания считал, заключена в иносказательной форме тайная мудрость тысячелетий. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов.
Свой подход к проблемам науки, а также человека и общества Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В голове как-то само собой возникало, чт я хочу сделать и я это делал. Он унаследовал все состояние, поскольку братьев уже не было в живых.
Однако 1918 год, принесший человечеству облегчение, чувство тревоги Фрэнсиса не уменьшил. Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ живописная акция. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками.
Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку35. Тогда он зажил на широкую ногу. Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. Последнюю неделю в Главном Штабе можно посмотреть выставку «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» – плод совместных усилий Государственного Эрмитажа и Центра изобразительных искусств Сейнсбери. — первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона.
Как и монстры с Трех этюдов. Это несколько приободрило художника, но ненадолго.
Неудовлетворённый своим продвижением по службе, Бэкон неоднократно обращается с просьбами к своим родственникам Сесилям в одном из писем к лорду-казначею, барону Берли содержится намёк на то, что продвижению его карьеры тайно препятствуют: «И если ваша светлость подумает сейчас или когда-нибудь ещё, что я ищу и добиваюсь должности, в которой вы сами заинтересованы, то вы можете назвать меня самым бесчестным человеком»23. Бывший военный, занимавшийся разведением лошадей, не мог смириться с жеманностью сына. Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). Знаменитый «Портрет мужчины, спускающегося по лестнице» (1972), написанный спустя год после его смерти, вынесен на афишу к выставке в Монако. Тело было кремировано, а прах развеян.
Три этюда. Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась.
К 1950 году Фрейд и Бэкон были уже близкими друзьями. – объясняет Харрисон. По-настоящему критика заметила его лишь в 1944 году, когда Бэкон представил на суд публики «Три этюда фигур в ногах Распятия» : грязно-серых зооморфных существ на кричаще-оранжевом фоне. Есть на выставке и удачные параллели, по крайней мере, одна: небольшой бронзовый этюд Родена изображающий кающуюся грешницу, «отражается» в бэконовском безымянном этюде женской фигуры, но не буквально, а с поправкой на разворот фигуры в плоскости холста, деформацию, нарушенную перспективу. Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника.
Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. Война еще не окончена. Предлагаемые аналогии, в большинстве своем, поверхностны и выдают тот факт, что кураторы недооценивают как самого Бэкона, так и его зрителя. Картина Бэкона Ван Гог – Вариации (1957) представляет великого художника как символ изоляции человека. Он рисовал молодых людей в щегольских пиджаках, c шарфами или галстуками — непременно c огромными, влажными глазами. И конечно, его целеустремленность тоже бросалась в глаза.
Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн). В поздних триптихах им на смену пришли не менее агрессивные, но все же лица. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. «Целый ряд качеств, – пишет Делез, – делает Бэкона египтянином. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. Издание 1597 года содержало 10 коротких эссе впоследствии, в новых редакциях изданий, автор увеличил их число и разнообразил тематику, при этом заметнее акцентируя политические аспекты— например, в издании 1612 года8 содержалось уже 38 эссе29, а в издании 1625 года— 5829.
В своих интервью Бэкон часто отмечал, что видел образы «в виде серий» и его творчество часто фокусировалось на отдельных темах в течение длительных периодов, включая его распятия, головы Пап и более поздние серии изображений голов. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн52. Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. Определённо неизвестно, как был принят современниками этот документ, автор которого обвиняет своего друга, но, желая оправдаться, философ в 1604 году пишет «Апологию», описывающую его действия и отношения с графом31. Через два года – снова неудача. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку.
В первых – учился, на вторых – заводил знакомства. Создаваемые им гобелены, мебель снискали популярность у публики, чего не скажешь безоговорочно о произведениях изобразительного искусства. Наверное, есть другой способ решить проблему». Критики то ласкали его позитивными рецензиями, то опускали на самое дно Бездны. В рисунке еще больше, чем раньше, проступала скрупулезность и стилизация. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954).
Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Предложение философа было принято, Кока перевели, его место в суде общей юрисдикции занял сэр Генри Хобарт, а сам Бэкон получил должность генерального прокурора (генерал-атторнея30) (англ. attorney-general). Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. В 1586 году Бэкон становится старшиной юридической корпорации— бенчером (англ. Bencher), не в последнюю очередь благодаря содействию своего дяди, Уильяма Сесила, барона Берли5. Френсис не получил профессионального образования именно вот таким образом он долгое время скитается в поисках «своего» искусства. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле.
что сейчас будет. Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, размазанные фантомы, в худшем — хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса). На него оказывали огромное влияние Рой де Мейстр и Эрик Холл. В 1594 году, на Рождество в Грейс-Инн был поставлен другой спектакль-маска с участием Бэкона, как одного из авторов— «Деяния грейитов» (лат. Gesta Grayorum). Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon, (/bekn/1) (22января 1561 (1561-01-22)— 9 апреля 1626)— английский философ историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма. Более того, в конце 90-х годов на рынке всплыло несколько крупных работ, ранее считавшихся уничтоженными, включая «Пап» ранних 50-х годов и «Головы» 60-х.
Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. До него квартиру снимал фотограф Э. О. Хоппе, который использовал бильярдную под фотоателье. Посмотрите в его лицо – и поймите его лица.
С полным отсутствием сантиментов по поводу собственных усилий. Писал их Бэкон не с натуры, а по фотографиям и выглядят они как серия снимков, сделанных в фотоавтомате, – каждый щелчок фиксирует новое положение головы («Три этюда Генриетты Моралес», 1969 и «Три этюда для портрета Джорджа Дайера», 1964). Если верить Данн, в нем говорила ревность — не только к ней самой. У Китти были теткины огромные глаза, но не было ее уверенности и прыти. В 1613 году появилась, наконец, возможность более значительного карьерного продвижения.
О том, что из этого вышло, рассказывает Анастасия Каркачева. Другое важное качество Бэкона — его инстинктивная любовь к масляной живописи. Но самая известная и подтвержденная самим Бэконом история про французское влияние связана с именем Пабло Пикассо (даром, что он был испанец). О, его можно и любить и ненавидеть.
Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962)34. Только в 1944-м, за год до знакомства c Фрейдом, ему удалось нащупать нечто новое, необычное, выбивающее из равновесия — в триптихе, названном «Три этюда для фигур у распятия». Аргументацию Бэкона признали 10 судей из 12. Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию.
Также, в работе «Новая Атлантида» имеется много подразумеваемых отсылок к Библии, а труд «Великое восстановление наук» является, как считает англо-ирландский учёный Бенджамин Фаррингтон, намёком на «Божественное обетование человеческого господства над всеми созданиями»42. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году. Смотришь и вдруг он перевоплощается в другой образ. В конце 1580-х годов17 Бэкон знакомится с Робертом Деверё, 2-м графом Эссекса (или просто— граф Эссекс), у которого брат философа Энтони служил секретарём26. С 20 лет заседал в парламенте. Это были портреты и натюрморты или комбинации того и другого. Историю знакомства двух художников, описанную в книге Сми, ARTANDHOUSES публикует с разрешения российского издателя «Искусства соперничества» издательской группы «Азбука-Аттикус». Хотя Маргарет Тэтчер и назвала его «тем человеком, который рисует те ужасающие картины», его творчеству были посвящены две крупные прижизненные ретроспективы в галерее Тейт и третья – уже в 2008 г. Бэкон всегда решительно заявлял, что никогда не делает эскизов и предварительных набросков.
На первой створке триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из Трех фигур в комнате, на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы — нависает над раковиной, на месте которой два кадра назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника). О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. – СПб. : Machina, 2011. Заливки, контур, форма и фон как два сектора, равно близких на одной плоскости крайняя близость Фигуры (присутствие) система отчетливости» (Делез, Ж. Френсис Бэкон: Логика ощущения. В них столько эмоций, что, кажется, они разорвут полотно – даже на репродукциях. Но он далеко не был таким экстравертом, как Бэкон и никогда не раскрывался до конца.
«Колючие» штудии асимметричных объектов, будь то люди или животные, растения или неодушевленные предметы — всё, на что он обратил свой дотошный, придирчивый взгляд. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь.
Жил (еще одна невообразимая комбинация. ) со своим любовником Эриком Холлом, господином средних лет и c Джесси Лайтфут, пожилой женщиной, которая когда-то была няней Фрэнсиса. С этой свадьбой для Фрейда всё окончательно, дьявольски запуталось. Есть неожиданные – например, «розовый» портрет Джона Эдвардса (многолетнего любовника и его главного наследника) перекликается с нежно-розовым «Портретом мадам Гийон» Мари Лорансен. Мучившая его всю жизнь астма (в том числе и от нее он спасался в Монако) обострилась, организм сдавал. Очевидно, что описанное общество — не что иное, как реализовавшаяся розенкрейцеровская утопия: его члены осуществили «великое восстановление наук» и в результате возвратились к состоянию Адама до грехопадения — ведь именно так Фрэнсис Бэкон и авторы «розенкрейцеровских манифестов» представляли себе конечную цель духовной эволюции человечества. Так, может быть, здесь не обошлось без сексуального интереса.
Известно, что именно в Монако он начал писать своих властных диктаторов, своих «кричащих пап» – копии портрета папы Иннокентия X Диего Веласкеса. Главные произведения: «Опыты или наставления нравственные и политические», «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида». Говорит и о постоянных препятствиях (так называемые препятствия-призраки), сопровождающие человека на протяжении всей его жизни. Да, он мог целыми днями, а иногда и неделями бездумно наслаждаться жизнью. Проработав после этого два года в Грейс-Инне, в 1582 году Бэкон получил должность младшего барристера (англ. outer barrister). В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела».
Потому, в сущности, являются балластом живописные каталоги и листы из мастерской Бэкона, разложенные в витринах в каждом зале, призванные иллюстрировать увлечения художника и создавать на первый взгляд непротиворечивую историю заимствований и влияний. В 1616 году, 9 июня, Бэкон становится членом тайного совета, не без помощи молодого фаворита короля Джорджа Вильерса, впоследствии герцога Бэкингема. Это вынудило их постоянно менять место жительства. Парламентская сессия 1593 года началась 19 февраля.
Наконец, в триптихе 1985—1986 годов художник изображает самого себя. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. О живописи разговор заходил нечасто. Организованная им в 1934 году экспозиция не вызвала, мягко говоря, большого фурора. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости.
Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. Делал он это исключительно по репродукциям – ни с оригиналами, ни позднее с натурой отношения у него не складывались. Прежние расплывчатые лица Бэкон размещал сейчас на фоне затушеванных эллиптических цветовых плоскостей.
Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень бэконовское место — уборную. Лосев находит уместным говорить в данной связи о «технике XXI столетия» имея под этим в виду какой-то особый вид материализма, то есть материализм магический и мистический, нацеленный в первую очередь на обнаружение, говоря словами самого Бэкона, «знаков Создателя на Его созданиях, запечатленных и закрепленных в материи посредством истинных и тончайших средств». Жизнь Бэкона значительно изменилась после смерти отца. С другой стороны, потом Бэкон нигде не развивает и не конкретизирует эту тему «братства просвещенных». Когда они познакомились, Фрейду было двадцать два, Бэкону тридцать пять. Бывший премьер-министр Маргарет Тетчер однажды назвала его «человеком, который рисует эти ужасающие картины». В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка».
Доказательств у Харрисона немного и собирать их пришлось по крупицам. Впоследствии долги всегда висели над ним17.
Но нам пока остается только гадать, чем является этот черно-белый бык в облаке пыли – возрождением или переходом в другой мир. C особой гордостью Мартин Харрисон рассказывает об «Этюде быка» (1991) – последней незаконченной работе Фрэнсиса Бэкона. По какой-то причине кураторы Тьерри Морель и Елизавета Ренне позволяют себе строить выставку и говорить о ней так, как будто никогда не существовало книги Делеза «Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения» и совершенных им открытий в исследовании творчества великого британца, равно как и в методологии искусствознания. В конце концов, мы живем только раз и запретных тем у нас быть не должно.
Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога. В 1933 году одна из репродукций Бэкона удостоилась чести находиться рядом с полотном Пикассо (в книге известного критика Герберта Рида). Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Все мрачно и драматично.
Представляю себе эту поездку. В молодые годы Фрэнсис увлекался театром: так, в 1588 году при его участии студентами Грейс-Инн был написан и поставлен спектакль-маска «Беды короля Артура»8— первая обработка для сцены английского театра истории о легендарном короле бриттов Артуре24. Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом.
Но, будучи человеком вполне честным и чуждым придворных интриг, он в конце концов был обвинен недоброжелателями в финансовых и политических злоупотреблениях, его отстранили от должности и предали суду и лишь благодаря личному вмешательству благоволившего к нему короля Якова I с него сняли подозрения в«политическом преступлении». В это Бэкон не верит.
По словам куратора, художник знал, что смерть близка. Но по крайней мере никто не дышал ему в затылок. В состав судей власти включили и Фрэнсиса Бэкона. Известная картина «Крик» стала образом-катализатором, который часто встречался в его работах.
Эту привычку он сохранил на всю оставшуюся жизнь. Вернувшись в Лондон, Бэкон осваивает профессию декоратора интерьеров. И четыре невероятных глаза — об этом говорят и пишут совершенно все.
В Картинах (1946) у Бэкона впервые появляется трупный мотив, который становится основополагающим в творчестве художника: перед ширмой сидит чудовище в человеческом облике, а за ширмой лежит зверь с распоротым брюхом. Желание стать художником возникло у Фрэнсиса, когда он, ещё восемнадцатилетний юноша (выгнанный отцом из дома за гомосексуальные наклонности, проявлявшиеся в трансвестизме), посетил в 1927 году выставку рисунков Пикассо. Итак, существует четыре типа препятствий: «Призраки рода» (происходят из самой человеческой природы), «Призраки пещеры» (собственные ошибки восприятия окружающей реальности), «призраки рынка» (появляются вследствие общения с другими людьми посредством речи (языка) и «призраки театра» (навеянные и навязанные призраки другими людьми).
С середины 60-х годов прошлого века Бэкон в основном рисовал головы своих друзей. Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины. Всего при жизни автора вышло три издания «Опытов»30. Мог ли Фрейд устоять. Его путь в Париж лежал через Лондон и Берлин. В то время Бэкон ещё не является советником Якова I, а доступ «к уху» государя имеет его кузен Роберт Сесил.
Фрэнсис Бэкон (1909 – 1992) – один из крупнейших мастеров XX века. А он мне ответил: Ты о нем наверняка даже не слышал. В посвящении, адресованном брату, автор опасался, что «Опыты» «будут подобны новым полупенсовым монетам, которые, хотя серебро в них и полноценно, очень уж мелки»8. Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь. Абсолютно уникальный тип. Графа признали виновным в государственной измене и приговорили к смертной казни. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы»32.
В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов53.
В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». Застенчивость Китти импонировала Фрейду, который и сам иногда прятался в раковину. «Он прекрасно знал, что это будет за картина. Энн была хорошо образованным человеком: владела древнегреческим и латынью, а также французским и итальянским языками являясь ревностной пуританкой, лично знала ведущих кальвинистов-теологов Англии и континентальной Европы, переписывалась с ними8, переводила на английский язык различную богословскую литературу она, сэр Николас и их родственники (Бэконы, Сесили, Расселы, Кавендиши, Сеймуры и Герберты) принадлежали к «новой знати», преданной Тюдорам, в отличие от старой строптивой родовой аристократии9. Ну же, расскажите мне о своих сексуальных предпочтениях.
В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Написана на льняном полотне.
В этом спектакле Бэконом были выражены идеи «покорения творений природы», открытия и исследования её тайн25, позднее получившие развитие в его философских трудах и литературно-публицистических эссе, например, в «Новой Атлантиде». Эта знаменитая свадьба 1950 года отмечалась в доме, где жил Бэкон. Успех пришел к нему с триптихом «Три этюда фигур у подножия Распятия» (1944 г. ). Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию.
Они друг друга стоили — и тот и другой редкие, экзотические птицы. Картин, написанных здесь, почти не сохранилось, но в 1949 году он окончательно сложился как художник человеческого тела, человеческого духа. Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно». Бэкон, помимо путей познания.
Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу. Этот триптих — одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях. Нетрудно представить, какое электризующее действие такие речи производили на Фрейда. Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году.
А вечером пускался во все тяжкие: Казино Монте-Карло стало его вторым домом.
Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди. Даже оказавшись в Риме, он отказался смотреть на шедевр Веласкеса. Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека. Но пока ни то, ни другое не приносит результатов. Маргарет Тэтчер считала его картины ужасными, но ведь и красота рождается из ужаса, хаоса. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. Из отчего дома, который был то в Ирландии, то в Великобритании, он ушел в 17 лет.
Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950).
В этом вопросе акценты, конечно, так же смещены – поскольку решение, «с кем вы», остается за каждым. И Роден и Бэкон обращаются к силам, действующим на тело и внутри тела (судороге, растяжению, непроизвольному движению), при этом женская фигура Бэкона словно бы уже этими силами истерзана и оставлена, опустошена. В Лондон с Бэконом поехала няня Джесси Лайтфут. Его герои — гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь.
Целый год 17-летнему Бэкону пришлось довольствоваться случайными подработками и деньгами, которые присылала мать. Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом. Скульптура Родена дает исходную точку, от которой можно ясно проследить осуществленные Бэконом трансформации над формой и неважно имело ли место воспроизведение Бэконом именно этого пластического этюда французского скульптора.
Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. А вот самого первого триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944), с которого карьера Бэкона стремительно пошла вверх, на выставке, увы, нет. Также и сам Бэкон продолжает обращаться за помощью в продвижении своей карьеры к Сесилям. В 1608 году, в качестве солиситора, Бэкон решил вопрос об «автоматической» взаимной натурализации шотландцев и англичан, родившихся после коронации Якова I33: и те и другие становились гражданами обоих государств (Англии и Шотландии) и приобретали соответствующие права.
Отношения с авторитарным отцом у мальчика никогда не складывались. Но как вышло, что ригидность общества, неготового следовать за прогрессом мысли, выступает цензором для незаурядных умов (или парализует их), делая их неспособными к борьбе за этот прогресс. «Он был невероятно дисциплинирован», — вспоминал Фрейд. Некоторые из них признаются соответствующими «официальному» творческому наследию Бэкона. По молодости лет я то и дело ввязывался в драки. Дело было в 1945 году.
В 1604 году Бэкон получает должность штатного королевского адвоката, а 25 июня 1607 года занимает пост генерал-солиситора с доходом около тысячи фунтов в год32. В манере Бэкона было что-то импульсивное, эротичное. Удивительно, но сопоставление британца с Рембрандтом и Веласкесом как будто бы запускает вспять маховик истории. Родом Бэкон из родовитой семьи, с давних времен принадлежавшей к британской политической элите (его отец, лорд, был хранитель печати).
Хотя краска наложена свободными широкими мазками, композиция изобилует деталями: желтый цветок у мужчины в петлице, под белым воротничком восточный ковер у него под ногами, написанный c размашистым шиком, в небрежно пуантилистской манере полукруглое ограждение, внутри которого заключено пространство наподобие цирковой арены (этот прием Бэкон, любитель театральных эффектов, в последующие десятилетия будет эксплуатировать снова и снова).
12 октября 1620 года опубликована одна из самых знаменитых его работ: «Новый Органон», вторая, по замыслу философа, часть незавершённого генерального труда— «Великое Восстановление Наук». Написана на льняном полотне. Бэкону показалось удивительным, что тот, несмотря на богатство и признание, продолжал усердно работать в маленькой мастерской около вокзала Монпарнас. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Он изучал французский язык и посещал художественные выставки.
Мое же, наоборот, показалось мне ужасно вымученным. Бэкон, в свою очередь, делится с графом Эссексом профессиональными навыками и познаниями: пишет для него различные проекты и предложения, которые тот уже от своего имени подаёт на рассмотрение королеве Елизавете. Как складывалась их беседа. Бэкон попытался получить освободившийся адвокатский пост, однако, несмотря на заверения в верноподданничестве, также безрезультатно. Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души. Меня этот тип заинтересовал.
На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал, как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин). Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. Эта состоящая из трех частей работа представляет три сюрреалистические комбинации из людей, животных и неких аморфных существ – метафорических воплощений Страха и Ужаса. Все перечисленные и иже c ними сыграли ведущую роль в поддержке не вписывавшихся в академическую систему молодых талантов в военные и послевоенные годы.
Какая-то зрительная фантасмагория: человек меняется. Фрэнсис был выдающимся оратором, его выступления производили впечатление на современников15 характеризуя его как оратора, английский драматург, поэт и актёр Бен Джонсон отметил: «Никогда ни один человек не говорил глубже, весомей или допускал меньшую суетность, меньшую ветреность в своей речи Каждый, кто слушал его, опасался лишь того, что речь закончится»8. У них завязался роман, в 1948 году они поженились и в том же году родился их первый ребенок, девочка Анни. Его работы нельзя назвать нежными и романтичными, в них много боли и отражений смерти, того, что Бэкону пришлось увидеть, его взгляд через призму гибели родных и близких людей.
Организаторы выставки не ставят своей целью проследить «маршрут Бэкона», как это сделал Жиль Делез в нескольких главах «Логики ощущения», показав, что Бэкон заново прошел всю историю от Египта до Сезанна и Гогена и проделал титаническую работу по проблематизации и переосмыслению целого ряда авторов. «Иногда я (садился в поезд и) ездил повидаться c ним в Кент, — рассказывал Фрейд в 2006 году. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный18. Тело было кремировано, а прах развеян. В 43 году он возвращается в Лондон, где вместе с Холлом открывает подпольное казино. Другим популярным местом был клуб «Горгулья», располагавшийся под крышей на углу улиц Дин и Мирд: танцевальный зал, гостиная и кофейный салон — здесь витал дух (по свидетельству очевидца Дэвида Льюка) «тайны и томного эротизма».
О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. Этюд» со статуей Аменемхета III (оба на троне, анфас, в статичной позе), чтобы указать на родство Бэкона с египетским искусством. Ответов на эти вопросы мы уже не получим. Бэкон облюбовал ресторан «Уилерс». Отец не принял гомосексуальность сына и выгнал его из дома. И Монако, очевидно, сыграло решающую роль в этом становлении».
Эти высказывания не оставляют сомнении в том, на какое именно «братство» намекал автор: содружество адептов «естественной магии», в рамках которого научно-культурное «просветительство» органически дополнялось бы просветленностью божественным духом, то есть эзотерическим Гнозисом. Ему было совсем не жаль усилий». Конечно, перед первоисточником, который так ловко процитировал современный автор. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Это вынудило их постоянно менять место жительства.
Затем последовало назначение его экстраординарным королевским адвокатом (правда, эта должность жалованием обеспечена не была)22 и, в 1589 году, Бэкона зачислили кандидатом на место регистратора Звёздной палаты. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Свобода творчества, мысли и секса – вот чем станет для него французская столица. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Бэкон вытаскивает ее, гипертрофирует, отрывает от валёрной основы, разбавляет цветными всполохами иссушает, уплощает исследуя все возможности достижения сходства «с помощью случайных и несходных средств» (там же, с. 104). И я думал: ну надо же.
В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Этюд» (1952–1953) с «Мужчиной, собирающим плоды с дерева» (1897) Гогена. Однажды мы все умрем и превратимся в пыль».
В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. После смерти Бэкона его репутация стабильно росла. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично.
Авторы выставки во главе с британским куратором, экспертом по Бэкону Мартином Харрисоном поставили себе амбициозную задачу: показать, как французская культура в целом и годы жизни в Монако в частности повлияли на творчество художника. Писал он сразу краской и преимущественно на обратной стороне холста ибо краски в таком случае труднее стереть. Если пишет картину, то, как правило, сам же ее уничтожает — и все в таком духе. Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Зато есть его вторая версия 1988 года – вдвое больше оригинала и на огненно-красном фоне из-за чего биоморфные, склизкие монстры кажутся еще более агрессивными. Оба мертвы. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости.
Удивительно, но мировоззрение художника перевернула книга о болезнях полости рта. В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. Фрейд жил тогда в идущем на снос здании в Паддингтоне.
С тех пор как он посмотрел в Берлине «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна и «Метрополис» Фрица Ланга и увидел хронофотографии Эдварда Майбриджа — пофазовые снимки движущихся людей и животных, ему не давала покоя специфика фиксации жизни c помощью новой техники, сочетание скорости и дробности, а главное — возникающее в связи c этим ощущение утраты, разъединенности и смерти. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. Ортодоксальный англиканин42, считал себя учеником Джона Уитгифта843 написал ряд религиозных сочинений: «Исповедание веры», «Священные размышления» (1597), «Перевод некоторых псалмов на английский» (1625).
Он продолжал анализировать эту смерть и в последующих работах. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими»12. На основе этой картины Бэкон создал ряд работ, перекликающихся с Портретом папы Иннокентия X кисти Веласкеса известной из которых был вариант, датируемый 1953 годом (Этюд портрета папы Иннокентия X по Веласкесу, также Кричащий папа). Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины»4.
Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Основной темой его работ является человеческое тело— искажённое, вытянутое, заключённое в геометрические фигуры, на лишённом предметов фоне. Больше того, он даже высказывал (причем не раз) критические замечания в адрес некоторых видных представителей ренессансного оккультизма, включая самого Парацельса. Тактильное пространство рушится, будучи пронзенным тонкими линиями «арматуры», воздвигающей вокруг Фигуры куб. И, может быть, мы так никогда ни о чем и не узнали бы, если бы наследники философа, разбирая после смерти его архив, не обнаружили манускрипт с текстом «Новой Атлантиды», своего рода современной версии легендарного платоновского мифа.
Изображенные Бэконом фигуры и лица людей, как правило, деформированы, перекручены искажены. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. Приведу вам один простой пример. Ходатайства графа Эссекса при этом могли сыграть и отрицательную роль из-за ухудшающихся отношений графа с королевой Елизаветой I. В 1597 году философ публикует свой первый литературный труд «Опыты и наставления нравственные и политические», которые в последующие годы неоднократно переиздавались. Тактильное (гаптическое) пространство, в котором контур, форма и фон находятся в одной плоскости, ощупываемой глазом, будто рукой.
Раньше я никогда особо не задумывался о своем поведении. По мнению Фрэнсиса Бэкона, такое сообщество «научных магов» явилось бы основной опорой и движущей силой духовно-научного прогресса имеющего конечную цель расширение творческих возможностей человека до степени богоподобия., художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. О Фрэнсисе Бэконе Фрейд узнал от художника старшего поколения Грэма Сазерленда.
Это можно было бы проиллюстрировать совсем другими вещами, например, картиной «Две фигуры в комнате» (1959), но она уже вовлечена в другую аналогию – буквально отражает расположившегося напротив «Скорчившегося мальчика» Микеланджело. Веселая подростковая разбросанность и беспардонность вступила в фазу обуздания. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника.
Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. А тут Бэкон c его рискованными творческими эскападами, c его бравурной театральностью. Бэкон уверен – для того чтобы познать новое, нужно отказаться от старого.
И действительно, на тот момент это самое блестящее достижение Бэкона. Скоропостижная кончина отца в феврале 1579 года заставила Бэкона вернуться домой, в Англию. – Бэкон часто говорил: пыль вечна. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины». Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962). Хорошо известно, что Бэкон на протяжении всей жизни живо проявлял интерес к так называемой естественной или экспериментальной, магии, к которой он относил такие«царственные» науки, как алхимия и астрология, при этом решительно выступал против любого шарлатанства в этой сфере.
Пространство обнаруживает глубину, делится на несколько планов, в нем «находит свое точное выражение уже не сущность, а сцепление, то есть органическая активность человека» (там же, с. 131). На способности и хорошие манеры Фрэнсиса обратили внимание придворные, а также и сама Елизавета I, которая часто беседовала с ним и в шутку называла юным лордом-хранителем13. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу28.
Первая состоялась в далеком 1988 году в московском ЦДХ, вторая – спустя десять лет в Эрмитаже, но включала только триптих «Три штудии на распятие». Хоппе подвизался и как театральный художник. Левая часть – интерпретация «Обнаженной в саду» Пикассо, центральная – Бельведерского торса, правда без мужских гениталий, с грудью, да не одной, а тремя и зонтиком а-ля Моне, правая – «Нарцисс» Караваджо, также в женском обличье.
Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт). Наоборот, он ратовал, по выражению А. Ф. Да, Бэкон Фрэнсис как художник мог быть и ярким и грубым и самобытным, он обнажал язвы.
Однако в таком понимании фигура привязана к своему референту – совокупности частей тела, принимающих определенное положение, – и оторвана от живописной материи, а это именно то, чего сам Бэкон стремился избегать (интервью Д. Сильвестру). Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими». Затем жесткий родитель сменил гнев на милость и отправил Фрэнсиса в путешествие с близким другом семьи.
«Воистину, — писал он, — подобно тому, как сама Природа творит братство в семьях, так же и в процессе познания не может не сложиться братство на основе знаний и нравственности, восходящее к тому особому отцовству, что приписывают Богу, называя Его Отцом Просветления или Света». Это не красота формы, а красота настроения и движения.