Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Это было помещение, которое разделялось на несколько зон каменными сводами. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.
В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е.
Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля.
Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Его декор, состоящий из арок на передней и боковых стенках, явно навеян романской архитектурой. Церковь св.
Школа Вестфалии занималась возведением церквей зального вида. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. В росписи прослеживались религиозные мотивы.
Оно было заложено в конце XII — начале XIII веков. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Отдельным штрихом является наличие камина.
Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Там находился алтарь и во время службы сидел капеллан (пресвитер). Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков.
Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св.
Он установил связь архитектуру древнего Рима с архитектурой XI—XII веков (в частности использование сводов и полуциркульных арок). Вот таким образом ранние романские церкви внутри темны. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Часто прибегали к наработкам французской церковной архитектуры. Стены – венецианская штукатурка. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни.
Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). В ее отделке может использоваться золочение. Примеры стиля: Церковь святой Марии, находящаяся в Германии, замок Дадли и Стерлинг. Проекты в этом стиле скорее будут использовать только отдельные декоративные приемы.
Сухие техники так и не получили должной популярности. Романский стиль в интерьере был представлен универсальным предметом – сундуком. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство.
Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. В романском интерьере было больше мощи, чем изящества. Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима.
Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь— для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля— круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей.
В целом, Италия оставалась достаточно консервативной. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы.
Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды). Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения. Суровый облик романских храмов оживляют рельефы. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа.
В X – XI вв. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Водостоки и другие технические детали часто имеют вид фантастических животных.
Внутри храм делился обычно на три продольных нефа. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Императорский дворец Гослара (в значительной степени восстановлен в 19 веке) был построен в начале 11 века Отто III и Генрихом III, в то время как разрушенный дворец в Гельнхаузене получил Фридрих Барбаросса до 1170 года.
В разбивке масс достигнута соразмерность. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик.
И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. То есть объекты, находящиеся во Франции и Испании будут отличаться.
XI век для страны ознаменовался бумом в плане возведения сооружений.
В этом случае основной упор делали на особенности постройки перекрытий. Саксонская школа привнесла в романскую архитектуру некую простоту и четкость форм. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов – вот характерное создание романского искусства. В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга".
Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Всем известно о том, что церковная архитектура- это основное направление романского стиля. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Столы в ранний период еще весьма примитивны.
Италия. За столом или у очага только синьор имел свое место. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. Особенно большое количество подобных сооружений можно встретить по движению паломников на пути Камино-де-Сантьяго.
Особенно популярными становятся лиственные орнаменты и ленточные плетения. В Вормском соборе (1171—1234 ил. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической.
Итак, в XI-XII вв. Никто и не думал продолжать красивые богатые традиции прошлого. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Большинство были существенно изменены, а многие находятся в руинах. Наконец, окна образуют верхний ярус. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом». Пол – мрамор, плитка с рисунком.
С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Так, на северо-востоке Франции последняя треть XII в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части XIII в. "Романское искусство кажется грубым и диковатым, если сравнивать с утонченностью византийцев, но это стиль большого благородства". Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ).
К ним примыкает кладбище. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Архитектурный стиль, фото которого находится ниже, можно определить как «виленское барокко».
Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Затем стиль дошел до Германии, Англии, Испании. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки.
Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu – вершина) – храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций). Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания.
В те года её не было, а мебель покрывали краской и зачастую обтягивали холстом, затем наносился слой гипса и вся конструкция впоследствии расписывалась красками. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока).
Иногда их делали даже больше, чем было нужно. То же самое можно сказать и об искусстве Германии. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями.
За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Много раз предпринимались попытки спасти башню. Пол – мрамор, плитка с рисунком.
В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес.
Такое устройство и стало основой готического зодчества. Надстраивая ее, архитектор выкладывал следующие этажи, превышая их с наклонной стороны на пять, семь, десять сантиметров. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.
Они лишь переходное звено между романской и готической архитектурой. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
Мебель изготавливались в рамках натурального хозяйства. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
У собора происходят важнейшие события. Арсисс де Комон в начале XIX века ввёл термин «романский стиль». Коринфский ордер появился в 5 в. до н. э. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь.
Первое направление отличается сооружениями типа базилики с перекрытиями плоской формы, что часто встречалось во время раннего христианства. Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. В основе его планировки лежал практический расчет. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни.
В богатых домах пол устилали соломенными циновками, а в дни праздников – охапками свежих цветов и трав. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Под пресвитерием находилась крипта, где хоронили умерших и сохраняли реликвии. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Романский стиль (от лат. Мастера украшали мебель росписью, деревянной резьбой и кованной железной фурнитурой.
Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Такого рода сооружения появились в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Верхняя часть дверки скруглена. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле, к которому позднее примешались элементы готики.
Сооружения, возводившиеся до 5 в до н. э., принято относить к архаичной архитектуре. его настоятель аббат Сугерий, решил перестроить аббатство. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. romanus – римский) в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов.
Раньше всего появился, цилиндрический свод иногда с подпружными арками в главном нефе. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. На территории Европы в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги, акведуки, крепостные стены, башни, храмы. Церковь, созданная по новому проекту в 12 в. в аббатстве Сен-Дени под Парижем под руководством аббата Сугерия стала образцом готического архитектурного стиля. В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство.
И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. А там не за горами реализация, которую мы тоже с радостью возьмем на себя. Но кампанилла продолжала «падать».
Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Архитектурный стиль Ренессанс (Возрождение) появился в Европе в 14-16 вв.
Стены – венецианская штукатурка. Вместо закругленных арок появились заостренные, стрельчатые. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. Его появление связывают с возрождением церковного зодчества.
Византии и мусульманские влияния. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св.
Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
Наиболее ярким сооружением подобного типа можно считать собор в Саморе. Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Такая картина привела к двум направлением зодчества: готический и романский.
Стены – венецианская штукатурка. Это связывают с тем, что открытия римлян, касающиеся строительного ремесла были утрачены, а качество исполнения начало сходить на нет. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону.
Такое открытие вытеснило романский стиль в архитектуре. Развивался в западноевропейском искусстве X – XII веков. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Осталась лишь часть здания с южной стороны поперечного нефа вместе с башней, а также фрагменты строений монастыря, среди этих строений амбар, в котором сохранилась капитель (верхняя часть) одной из высоченных колонн базилики.
Аналогичные фигуры можно видеть и в других соборах. Вся мебель, бытовавшая в то время, была грубой, массивной и громоздкой.
Кровля на стропилах была относительно лёгкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Существует много замков, фундамент которых датируется романским периодом.
Последние могут играть роль балконов или выполнять исключительно декоративные функции. Эффектное дополнение к экстерьеру здания – каменные парапеты с равномерным чередованием высокой и низкой кладки. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Общая высота башни предполагалась 98 метров. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ).
Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Замок-крепость или храм-крепость. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс).
В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Роспись (религиозные мотивы). Роспись (религиозные мотивы).
Замок-крепость или храм-крепость. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности.
Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области.
За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах. Спинкам кровати мастера придают ажурный вид.
Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.
Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Он состоит, как правило из основной башни и одной или двух примыкающих башен. В вестверке находится главный портал и хоры. Отдельные черты романского стиля, скорее некоторая схожесть идейно-художественных задач, применялись в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы искусств, в древней Руси. В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Главными чертами стиля стали цилиндрические своды и стремление перекрыть ими огромные пространства – навык, ушедший вместе с древними римлянами. Спальные помещения часто делались общими, вот таким образом кровати в таких спальных помещениях устраивались очень широкими, где хозяева часто спали вместе с гостями, согревая друг друга. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Мебель играла в период Средневековья сугубо прикладную роль и отличалась примитивностью конструкции, громоздкостью и кричащими красками. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши.
Он был и кроватью и скамьей и системой хранения. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. Мастер прекратил работу и. исчез из города.
Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином.
В княжестве Литовском развивались течения «сарматское барокко», «виленское барокко». Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. ди Симони не решился — слишком велик был риск. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ.
Благодаря этому зданию Сен-Дени прослыл родиной готики. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Данный стиль принято считать общеевропейским, что отличает его от других направлений. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью тео логичности. В основном, применялась окраска в живые тона с целью скрыть дефекты соединений.
Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом).
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Мебель. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Примерами подобных сооружений можно назвать собор в Кведлинбурге. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа.
Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью расчлененных объемов, размеренностью ритма, завершенностью частей их подчиненностью целому. Пизанская башня.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Позже у него появились ножки и дверцы, что сделало его больше похожим на современный шкаф. Архитектура- преобладающий вид искусства романского стиля, преимущественно церковная (монастырские комплексы, каменный храм).
Зеркала – шифоновая бронза. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Обивка не применялась. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Здесь романский стиль был разделен на несколько школ: саксонская, вестфальская и рейнская.
Романский стиль в Англии традиционно называют нормандской архитектуры. Барокко в России получил направления, получившие названия «голицынское», «елизаветинское», «нарышкинское», «петровское». Строили тогда медленно и собор возводили 55 лет.
Первым зданием в стиле Ренессанс стал Воспитательный дом архитектора Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ) во Флоренции (1421 г. ). Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. Они придают устойчивость сооружению. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Больше текстовой информации видео вы сможете просмотреть здесь.
В Средние века создание внутренних интерьеров было доступно только немногим сословиям, вот таким образом основной упор делался на декорирование церквей и замков. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. Являясь родоначальником всех других, позже пришедших форм мебели, сундук вплоть до XVIII в. сохранял большое значение в обстановке жилища. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты).
В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Второй тип начал зарождаться в 10 веке. Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых.
Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Но этот коллектив не был единым. До этого их нигде не применяли.
Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.
Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Кровля на стропилах была относительно лёгкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен это давало возможность расположить под кровлей ярус окон.
В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов. Романская архитектура не является вырожденной архитектурой Древнего Рима. Пол – мрамор, плитка с рисунком. 13 в. ). В современных частных строениях зодчие нередко смешивают архитектурные стили. Его появление происходило во Франции в середине XII века.
Зажатый между соседними постройками, с окованными железом маленькими дверями и окнами, защищенными прочными ставнями, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Каждая из них неповторима и по — своему раскрывает традиционные образы. Ведущим видом романского искусства была архитектура.
Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг.
Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Рабочую зону, все подвесные шкафчики стоит выбрать деревянными. Иногда только встречается в постройках церквей Европы. Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями. Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами.
Например, ратуша в Сен-Кантене с богатым декором, башней по центру фасада. Большое значение имеет и более мелкая скульптура. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. В качестве декоративного акцента можно использовать кованые решётки или деревянные ставни. Двери для полного соответствия стилю должны быть крепкими и массивными. Хорошо дополнят интерьер ренессанса металлические ажурные кресла.
Они имела плоские перекрытия из дерева и базилианскую форму. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Материалами для такой мебели служили бронза и дорогая древесина.
Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви. И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). Ярким примером считается маньеризм – переход с одной эпохи к другой.
Как и с остальным зодчеством в странах, архитектура этой страны отличалась разнообразием. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величайшей торжественности архитектурного целого.
Зеркала – шифоновая бронза. Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам.
Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Этим орнаментом здание покрывали снизу доверху. Стулья обиты кожей, бархатом или яркой парчой.
В качестве символа единства ими было разработано два вида здания: церковь и замок. Одна из них — молодая, гордая и одновременно веселая — символизирует христианскую церковь. ди Симони не решился — слишком велик был риск. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Рассказывая о романском стиле нельзя обойти стороны последнюю школу.
Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Все зависело от того, как живет регион и каких традиций придерживались.
Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Его характерные особенности проявлялись и в древнерусском зодчестве и в архитектуре Италии, Англии или Франции. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи. В подобных постройках никогда не устанавливали скульптурные украшения.
Ярчайшим образцом считаются церкви Санте-Трините и Санте-Этьен. На рубеже XI и XII вв. Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Увенчать все сооружение колокольней Дж.
Латинский язык является вырожденным романским языком. В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура.
Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. В то время был изобретен раскладной стол с выдвижными опорами. Характерным признаком романского стиля является монументальность и функциональность.
Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто.
Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Распор его снимался не только массивными стенами, но и крестовыми сводами в боковых нефах.
Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Вид архитектурного стиля – готика в течение века (с середины 12-го до середины 13-го вв. ) сменил романский стиль. Это направление достаточно скоро полюбилось многим и господствовало в Европе не один десяток лет. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Например, в качестве прообраза бралась монастырская церковь, расположенная в Клюни.
Центральный (главный) неф был шире, чем боковые и переходил в пресвитерий (святилище). Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление.
Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение.
Естественно, он может быть более стройным. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Ломбардская архитектура отличилась главным образом в разработке сводчатой конструкции и скелета здания.
Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Такой особняк будет смотреться немного необычно, но очень уютно и монументально. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
В разбивке масс достигнута соразмерность. В тосканских городах: Флоренции.
В основе этой архитектуры лежит принцип соединения отдельных замкнутых и самостоятельных объемов, соподчиненных, но и четко разграниченных, каждый из которых – сам маленькая крепость. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.
Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Архитектура Древнего Рима является вырожденной романской архитектурой». Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
Образец архитектурного стиля – на фото ниже. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Еще дольше сооружался баптистерий — целых 120 лет. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, вот таким образом помещения в здании были очень темными.
Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Витражными узорами и разнообразными фресками. Иногда такой грунт расписывали, получая, таким образом, своеобразные картины. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола.
Зеркала – шифоновая бронза. Знатоки, такие, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные азиатские, византийские и персидские влияния. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника.
Отдельным штрихом является наличие камина.
Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. В каждом уголке Европы формировалось собственное направление в рамках романтизма. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.
Преобладающим видом скульптуры был рельеф. После завоевания Англии, норманны сменили вектор политического развития. Мастер прекратил работу и исчез из города. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Первым построенным объектом было Вестминстерское аббатство. Таким образом, происходило зарождение романского зодчества. С течением времени данный принцип из обычной идеи перерос в обязательное условие.
Романский период на территории Европы приходится на время господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство.
Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Преобладающим видом скульптуры был рельеф.
После крестовых походов этот вид архитектурного стиля был внедрен в Сирии, Кипре, Родосе. Это один из самых нарядных романских храмов. Германия. Как дополнение к поперечным шторам в романском стиле используют ковры и тяжёлые драпировки. Пресвитерий заканчивался полукруглым выступом – апсидой. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую.
Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Но большой собор был большой роскошью не только потому, что на него уходило много материала и на его строительстве работало много людей, а еще и потому, что занимал много места. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т. д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.
Но, безусловно, строительство аббатства Сен-Дени способствовало распространению готики, так как оно было образцом для подражания. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Известным представителем готического стиля является Рейнский собор, который отличается величеством и богатством.
Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта.
В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликами и византийским орнаментом возник новый римский романский архитектурный стиль: простой и целесообразный. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. При строительстве в архитектурном стиле Ренессанс используются элементы ордерной системы. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
Романский стильвпитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Причем романский возник и получил распространение примерно на столетие раньше. Стены всегда толстые, массивные. Первые готические соборы появились в Северной Франции. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Именно в течение XI – XII вв.
13 в. ). Они включают Аббатство Сен-Дени, Шпайерский собор и Вестминстерское аббатство (где ныне осталось незначительная часть норманской церкви). Огромное количество церквей, построенных в романский период, сменил по-прежнему суетливый период готической архитектуры, в который частично или полностью были перестроены большинство романских церквей в таких процветающих районах, как Англия и Португалия. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов.
Это граничит с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, вот таким образом данные интерьеры не требовали штор. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часть носит символический характер.
Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку.
Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.
Необходимо подчеркнуть то, что в Великобритании романский стиль именуют норманским. В Испании и Латинской Америке здания в стиле барокко были особенно пышно украшены, это направление получило название «чурригереско». Принято считать, что готический стиль является преемником рассматриваемого.
Увенчать все сооружение колокольней Дж. Все скудное разнообразие мебели для сидения было оформлено гораздо лучше. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях.
Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Из Италии барокко пришло в Испанию, Францию, Германию, Фландрию, Россию, Восточную Европу. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Его конструкция несколько отличается от базилики. По преданию, для этой цели сюда специально завозили землю, доставленную из Палестины, с горы Голгофы. Романский язык не является вырожденным латинским языком. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач.
Мощь и суровая простота облика романских храмов были порождены заботами об их прочности и идеей превосходства духовного начала над телесным. Готическая архитектура достигла пика популярности в период Средневековья (конец XII – XVI века), а на смену ей пришел знаменитый стиль Возрождения. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Одним из наиболее заметных сохранившихся укреплений является то, что в городе Каркассон. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ).
в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Характерной чертой местных интерьеров были простые и покойные пропорции. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм.
На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. В Вормском соборе (1171—1234 ил.
Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Первые сундуки были долблеными из стволов деревьев, затем начали собирать из досок. Такой стиль получил выразительное название «пламенная готика».
Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач.
Первые рассматривались в качестве основы подобного строительства. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме).
Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области.
Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Центральный неф пересекался поперечным нефом – так называемым трансептом. Материалы для строительства выбирались по принципу насыщенности ими близлежащей территории.
После Каролингского периода жизнь стала, в общем, менее безопасной. В Риме несколько больших Константиновых базилик более поздние строители продолжали использоваться в качестве источником вдохновения. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения.
Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Но обоим этим памятникам еще далеко до настоящей развитой готики. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ).
Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Роспись (религиозные мотивы). В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили защитой от холода. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Дорический ордер появился в 6 веке до н. э., он отличался строгостью, массивностью. Германия. Шкафы покрыты рельефом, копирующим архитектуру и скульптуру того времени. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ).
В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Говоря о скульптуре романского периода имеются в виду рельефы на тимпанах, капители колонн и обрамления стен. При сходной планировке оформление фасадов было различно.
Но кампанилла продолжала «падать». Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы.
Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.
Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Даже в ванной комнате и и туалете необходимо выложить плитку в виде камня. Примером может служить Клюнийский монастырь. В ордерной системе существовали направления: дорическое ионическое, коринфское. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы.
Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Монастыри были сильнейшими феодалами. Много раз предпринимались попытки спасти башню.
Возвращается соразмерность габаритов строения и размеров человеческого тела. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др.