В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Они по-детски просты и естественны.
Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. На могиле установлены бронзовый бюст художника и надгробие— гранитный портал с мозаичным панно изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея.
О том, что произошло, говорили разное. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. Его просто-напросто не принимали в Академию. Биограф Куинджи Михаил Неведомский написал: «Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам».
Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». И ждала. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. ». Его первые работы производят впечатление на искушенную петербургскую публику, как и на его коллег-художников и в 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижников, в котором, правда, он не задержался долго, поскольку уже через год порвал с ним из-за одной анонимной статьи, где художника критиковали и упрекали во всех смертных грехах (разумеется, творческих) и выяснилось, что статью написал один из членов Товарищества – Михаил Клодт.
И только ему одному – Куинджи – было отказано. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины.
Имелись неопровержимые свидетельства, например, Репина: «Есть прибор – измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей». Куинджи захотел его сопровождать. Главной особенностью картин было представление о Кавказе как о символе некоей идеальной и недостижимой страны. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Как-то в гостях у Менделеевых Николай Александрович вдруг вспомнил, что должен пойти на собрание передвижников. Эти люди не выносили масок.
Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника.
Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем. Главное – свет, дарующий покой и надежду. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Новоуспенский в своей книге о Куинджи, – позволили ему открыть в природе ещё никем не введённые до него в искусство мотивы, даже в сюжетах, многократно разработанных художниками.
Художник света». Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. По воспоминаниям товарищей, учился он плохо, зато уже тогда увлекался живописью и рисовал на любом подходящем материале— на стенах, заборах и обрывках бумаги. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам».
Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Луна. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. И хотя Айвазовский не взял его в ученики, доверив лишь смешивать краски, эта поездка определила дальнейшую судьбу юноши – так впечатлила его встреча с настоящим искусством.
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н. К. Рерих. В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Кавказ».
Кормил их, лечил, а слетались к нему птицы тысячами. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Через год был возвращён обратно.
Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Правда, последняя картина выделялась среди них и прочих передвижнических пейзажей более разнообразной красочной гаммой и усложнёнными колористическими решениями, что несколько снимало ощущение тяжести и унылости и привносило в работу оттенок сочувствия к изображённым героям. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. По вечерам начиналось веселье. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Оказывается, он все это время работал и не без успеха».
В 1880 году Архип Куинджи представляет свою новую работу – «Лунная ночь на Днепре». Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником.
Целых 20 лет молчания. Неужели это художественное впечатление. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща.
Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце. Крым», «Морской берег. Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна.
В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа. В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Это был громкий успех. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.
Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других. К нему приезжали в Крым учиться студенты, в его поместье проводились пленэры.
В Березовой роще художник созерцает красоту. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Но незнание химии сыграло с произведением скверную шутку – со временем краски потемнели и сейчас оно не производит первоначального впечатления, хотя по-прежнему прекрасно.
«Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби».
С Куинджи поехали 12 человек. Две попытки оказались неудачными, после чего его заметили на конкурсе, на котором он выставил свою работу «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма». Яйла», «Горный склон. Картина, названная Осень.
Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Неужели это творчество.
В итоге их ряды покинул Куинджи. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Искусствовед Владимир Петров писал: «особенно остро ощущается динамизм, наэлектризованность жизни южной природы в картине "После дождя". – «Хорошо, я её оставляю за собой». Картина или действительность.
Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Ввысь устремились тополя. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись.
Но зрители хлынули бесконечным потоком. И. Е. Репин сказал: «В пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник. В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Один из его учеников писал в письме: «Это просто удивительно.
Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Так что полюбила Вера Кечеджи небогатого юношу, а замуж вышла за известного художника. Хозяевам нравилось. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром».
У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Эффект светоцветового контраста, при котором цвет не обеззвучен, а форсирован, создает впечатление ясности мира. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Краски изменились чудовищно.
1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину.
Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Это было ново, необычно и, как писал художник Михаил Нестеров, перед картиной «стояла густая толпа абсолютно пораженных и восхищенных зрителей». Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Если он видел цель, то не останавливался, пока не добивался своего: по выражению Репина, «буравил землю насквозь». Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Архип Иванович Куинджи всячески поддерживал начинающих художников, в том числе финансами и даже вывозил за границу за свой счет. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. И было лишь началом.
Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром.
Этого не произошло. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию.
Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма.
Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Его успели удержать.
На это обратил внимание его хозяин и показал рисунки своему более образованному коллеге. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. Греков – на другую сторону Азова.
За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Но то же очарование света. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли.
После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. Начиналось всё нехорошо. Отец Куинджи был сапожником. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.
Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Так же и Вера.
Насыпать земли, посадить деревья, тут птицы будут жить, пчёлы, ульи можно поставить, сад будет Здесь всякие этюды можно писать, это же такая мастерская и такие виды, каких нигде нет. Вера не забыла, не разлюбила своего Архипа. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Ведь Кавказ Куинджи символичен. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. Известные картины Архипа Куинджи: «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Ночное».
А передвижничество не предполагает романтизма. На этом заканчивается его юность. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
А. И. Куинджи для ежегодных премий. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже.
В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Но лишь спустя два десятка лет Куинджи показал своим ученикам и друзьям новые работы, среди которых были «Вечер на Украине» и «Днепр утром». Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.
Скромный по размеру пейзаж. В двадцать с небольшим он отправился в путь. В то, что ему это удастся, Елевферий не верил, но все попытки уговорить дочь найти себя другого избранника были тщетны. Люди замирали перед картиной и, как вспоминал Илья Репин, уходили со слезами на глазах. Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа.
Это был фурор. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Художник придумывал свои собственные приёмы живописи, например, часто изображал в своих картинах высокий горизонт, оптическую иллюзию освещения.
С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам.
Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Надо отметить, что после случившегося Клодт не смог там остаться тоже. Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство».
Зато многие отмечали, что он прекрасно рисовал, причем где и на чем придется. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Сам разрыв назревал уже давно: Куинджи не только уверенно шёл своим путём, но и в полной мере осознавал и степень своей популярности и своё место в русской и европейской живописи.
«Да зачем вам. У Куинджи была железная хватка. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Туман, осталась незавершенной. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи.
В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей – прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны)». – «Тысяч пять». Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати – работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках». Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов.
При помощи грамотно расставленных цветовых оттенков зритель буквально ощущает этот пейзаж вокруг себя. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Беря тему, он полностью ее разрабатывает, а потом, обращаясь к другой, также создает связанный между собой цикл картин, не повторяясь и удивляя, когда смотришь его произведения в последовательности. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Ни в каких богемных скандальных хрониках 19 века имя молодого Куинджи не упоминается.
Там он создает одну из своих самых известных работ, «На острове Валааме», о которой Илья Репин написал следующее: «Всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». и А. М. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство.
Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. "Непрерывные поиски новых световых эффектов, – пишет советский искусствовед Н. Н. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».
Импрессионистической эту картину назвать нельзя. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Примечательно также, что Куинджи обладал особой чувствительностью зрения.
Это была первая картина, которую приобрел у Куинджи Павел Третьяков для своей коллекции (ныне Третьяковская галерея). Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками и прессой. Любимый с деревенского детства. Теперь Куинджи начнет обдумывать все – и темы и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.
Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича.
«никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Днепр. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре.
В скандал были втянуты и другие петербургские художники, одни из которых выступили на стороне Судковского, другие— на стороне Куинджи. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901).
Тот дал пятнадцатилетнему Архипу рекомендацию и посоветовал обратиться к Айвазовскому, что жил неподалёку – в Феодосии. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам.
В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Я совершенный дурак перед этой картиной.
Я совершенный дурак перед этой картиной. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Это есть выражение моих личных мыслей». Армян отправили на Дон. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи.
Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду. Обошлось это в сто тысяч рублей. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Был членом «Товарищества передвижников». Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Реалистическая природа с использованием романтических элементов.
Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку. Вместо фамилий у них были прозвища.
Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт.
Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой.
А разве не так нас учит Господь. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист.
Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех.
Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать.
У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Воздух обесцвечивает цвет.
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине».
Но юноша был настойчив и, вместо бесполезных попыток, он написал пейзаж: у моря с лунной дорожкой «Татарская сакля в Крыму». Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно.
Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. В конце концов победа осталась за Куинджи. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня».
«Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Было неслыханно, чтобы картина выставлялась сама по себе, но именно так и было сделано. Однако, это произведение было принято публикой на удивление скептически и даже с некоторой прохладцей.
Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Художник много путешествовал. Крым» и многое другое. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. О ее цене осведомился морской офицер.
Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Случилось это незадолго до восшествия на престол императора Павла, а звали мальчика Домиант Кононов. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. В этот момент, на пороге и наступила смерть.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек».
Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется.
Период молчания был занят интенсивной творческой работой. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. У Крамского Христос – человек, пытающийся понять, в чём смысл жизни, победить свою земную природу.
Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке.
Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Сближение было не только вступлением в Товарищество, было оно идейным и творческим. Русской педагог не знал. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Нет, понимаю.
О нем говорили, как о маге и чародее. Долгих двенадцать лет прошло, пока два любящих сердца смогли соединиться (когда Архип принес будущему тестю заветную «сотенную», тот выдвинул новые требования). Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии.
Набивалось до 200 человек. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. С 1866 года Куинджи – в Академии.
Это был взрыв. Пейзаж он подарил Академии на выставку и получил две награды. Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс. Он много экспериментировал изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе.
По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи.
Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Но далее началось сплошное расстройство. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь.
И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Живописный эффект фосфорического горения белого одеяния Христа, скрасившегося бирюзовым цветом, на фоне темно-бурых теплого оттенка деревьев сообщает образу удивительно яркое впечатление. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека.
Художник-новатор. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Но решение было принято.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Академия помогала в этом немногим избранным. Так продолжалось восемь лет.
Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Всё я сидел, смотрел и думал. Открыл входную дверь. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Крым», «Крым.
Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
На волне успеха после выставок картин «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», которые сразу же полюбились публике, Архип Куинджи неожиданно для всех уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, больше не появляется на публике и не выставляет новых работ. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Один из феодосийских хлеботорговцев посоветовал Архипу ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России. Но угрюмость и печаль в картинах Куинджи отступили, сменившись романтическими настроениями и в 1896 году художник выносит на суд зрителей свою новую работу «Украинская ночь». В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно».
В том числе две с одним названием. Это усиливало эффект лунного сияния. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Тургенев писал, что французов оно потрясло. О его зоркости слагались легенды. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. В картине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: теневые стороны хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения.
Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу. В. М. Никто не мог понять, что происходит.
После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Собственно, желание ее отца осуществилось: дочь сделала хорошую партию. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р.
На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Вид на гору Демерджи. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Не зря называл он Архипа Ивановича своим Гуру. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям.
А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Быть может, это абсолютно новый живописный принцип. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. Архип был выходцем далеко не из богатой семьи, он был сыном сапожника и имел греческие корни.
«Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.